Поморские ремесла. Тем не менее, есть и другие мнения

Фантазии-про:)

С детства рай, в массово-бытовом о нём представлении, казался мне местом...скучным. А, помноженный на Вечность, он становится...скучным невыносимо. Это-примерно, как отдых на море: первую неделю- приятно. Потом-....потихоньку начинает тяготить...
Неожиданное, косвенное подтверждение этому моему преставлению я прочёл, в отроческом возрасте, у Джека Лондона. В одном из его рассказов, где действие происходит, как раз на одном из тропических райских островов, он, вскользь упоминает, что продолжительность жизни там- довольно коротка. Постоянный комфорт и однообразие бытия...старят и убивают аборигенов лет за 40...
А вот, если б было позволительно себе рай выбирать, я б выбрал...жизнь помора на Русском Севере. Веков за 6-8, до нынешних времён... (Только, желательно- без комаров):).

По моим представлениям, прежняя жизнь поморов была, во всех смыслах, ДОСТОЙНОЮ ЧЕЛОВЕКА. Сочетала в себе прекрасный, для своего времени, материальный уровень, СОЗДАННЫЙ ЛИЧНЫМ ТРУДОМ, с высокой нравственностью людей.

Издревле люди жили здесь, руководствуясь одними лишь нравственными законами и моральными принципами. Прекрасно обходясь без администрации, полиции, армии, тюрем... (Те атрибуты гос-ва, что появились здесь с приходом номинальной власти московских царей, были поморам навязаны. А значит, не могут считаться необходимимыми).

Красноречивее всего о человеке говорит его жилище. Вдвойне красноречив сей штрих, когда доподлинно известно: это достойное жилище человек постороил сам, своими руками, знаниями и смекалкой.

Помор, это человек с ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ:). И это образование он начинал получать -с рождения. Обучаясь сложной науке человеческой жизни а гармонии с северной природой. Это образование вполне позволяло человеку придти на новое, дикое место, с одним лишь топором, и создать на нём дом, усадьбу, всю необходимую, самодостаточную инфраструктуру, для себя и своей семьи. Таких, одиноких изб в северных лесах сохранилось ещё немало. К сожалению, бОльшею частью, уже покинутых...

Судя по сохранившимся здесь старинным домам, все тут жили одинаково. Одинаково хорошо:). Тесных избёнок, в три окна, характерных для остальной России, я здесь не видел.

И только вековой свободою поморов (и тысячелетним опытом их предков) я объясняю этот феномен. Русский Север не знал крепостничества, рабства. Был постоянно защищён от вторжений и завоеваний суровым климатом, труднодоступностью и дальними расстояниями. (И...комарами):)

Общества, не имеющие атрибутов государства: чиновников, парламентов, сводов законов, -принято называть примитивными. Общество русских на Русском Севере я называю...совершенным.

Эта цивилизация была полностью самодостаточной. Всё, нужное ей для жизни, она производила сама, используя лишь возобновляемые природные ресурсы.



Восходящая своими истоками в туманные палеолитические тысячелетия, она, в принципе, сохранила навыки и способность обходиться без металлов, производство которых человечество освоило в те времена, когда северная цивилизация достигла своего расцвета. И, вплоть до своего недавнего, по историческим меркам, угасания, использовала металлы- по минимуму. Минимум инструментов (в основном- топор):), дома и храмы- без единого гвоздя... Даже обручи на бочонках делались из...древесины же: из тонких прутьев.

Словосочетание: "деревянная печная труба" звучит анекдотично. А "топить по-чёрному" ассоциируется с убожеством и бедностью. И то и другое верно...не всегда. В пред. свои поездки по северам я не раз обращал внимание на то, что трубы старинных домов, вроде как...из дерева многие сделаны. Так оно и оказалось. Многие поморские дома, для более экономичного использования запасов дров, практиковали отопление "по-чёрному" См. пред фото: Выше верхней полки с горшками, потолок и балки -потемневшие от копоти. Дым из печи выходил прямо в комнату, поднимался к потолку, остывая, отдавая тепло дому. Хозяева отслеживали, чтобы дым не опускался ниже полки с горшками (загнетки). Для этого в потолке периодически открывали задвижку и остывший, лишний дым выпускался в...деревянную трубу. Сложно:). Но, в большом, двух-трёхэтажном доме, при нескольких печах, это давало значительную экономию дров. (Заготавливаемых, замечу, вручную).

Смекалка народа, способность делать из дерева...буквально всё, рационально тратя на это время и силы, порою просто восхищают. Как эта мялка для льна. Изготовлена из небольшого деревца с двумя корневищами. Вроде примитивно. И обработки-минимум. Но прекрасно лён переминает. И не одно поколение ею пользовалось.

Изготовление поморской лодки- целая наука. Для каждого её элемента подходит только своя порода дерева, его части. (Ствол, корневище...). Собиралась на деревянных шкантах, для изг. которых так же необходимо было своё дерево (кажется, корневище можжевельника). Правильно проконопаченная и грамотно просмолённая, такая лодка исправно служила лет 40. А вот собранная на металлических гвоздях была существенно менее долговечной.

Ручная каменная зернотёрка.

В историческом музее, в Москве, есть челн,выдолбленный из цельного ствола дуба. Ему -порядка пяти тыс. лет. Это...плав-средство:)-несравнимо моложе и размером меньше. Но технология изготовления-та же, что и пять тыс. лет назад. (Будто каменным долотом выдолблена):)

По берегам рек и озёр, по которым некогда пролегал путь из Варяг в Греки и ныне можно увидеть остатки погибших торговых судов. Поражает их долговечность. Они разбиты, но...не сгнили. Просмолены были -на совесть. (Кстати, Исаакиевский собор, в Питере, тоже на просмолённых деревянных сваях стоит). А о древности этих останков свидетельствует, думаю, то, что собрано было судно- на деревянных шкантах. "Без единого гвоздя":). Кованные штыри, торчащие из них, на фото,- это следы гораздо более поздних ремонтов.

Изготавливаем "луковку". Чешем репку...:)

Любимая тема: солярная символика в декоре Севера. Считаю её прямым продолжением темы прорезных дисков Сунгири.

Каждый год в Архангельске рушатся деревянные здания, сходят со свай дома, а их жильцы постоянно рискуют оказаться под завалами. По мнению местных исследователей непознанного, дело вовсе не в тощих бюджетах мэрии и не в плохом хозяйском уходе. Это прощальный «подарок» древнего племени чудь, якобы обитавшего на Поморской земле тысячелетия назад.

Архангельск трудно назвать каменными джунглями. Большинство домов построено из дерева: бревенчатые строения, деревянные мостки, резные беседки вызывают умиление у туристов, уставших от бетона и стекла крупных городов. Но далеко не все архангелогородцы разделяют это умиление гостей города. Они убедились на собственном опыте, что романтичная старина таит в себе немало опасностей.

Известием о разрушившемся доме архангелогородцев не удивишь: ежегодно в Архангельске со свай сходят по несколько жилых домов. Если учесть, что большая часть строений - деревянные, то масштабы жилищной катастрофы становятся угрожающими. В безопасности себя не чувствует никто. И почти никто не вспоминает о древнем запрете загадочного племени, некогда обитавшего в здешних лесах. Табу, которое часто нарушали местные лесорубы, когда строили столицу Поморья.

Архангельск плоть от плоти истово русский город. Русские города все были сплошь деревянные. В конце 19 века Архангельск был самым большим деревянным городом в мире!

, для программы «Городские легенды»

При правильном строительстве и соответствующем уходе дом из дерева простоит более ста лет, однако в наше время деревянный колорит дорого обходится городу. По словам сотрудников службы спасения по Архангельской области, особо опасный период для схода домов со свай и обрушений - это зимне-весеннее межсезонье. Именно в это время стоит быть особенно бдительным, живя в деревянном доме.


Сегодня в Архангельской области 289 тысяч квадратных метров жилья признано аварийным. Вы только вдумайтесь в эту цифру! При том, что общий ветхий фонд, по нашим данным, составляет почти два с половиной миллиона квадратов. Разумеется, его львиную долю занимают крупные города: на первом месте областной центр, потом Северодвинск и Новодвинск.

Валентина Прилепина, и.о. министра строительства и ЖКХ Архангельской области, news29.ru

Старожилы говорят, что причина того, что некоторые дома стоят подолгу, а другие разрушаются, скорее всего в том, что при строительстве применялся лес из священных рощ, которые никогда не разрешалось использовать для бытовых нужд: дом, построенный из такого дерева, сгорал, лодка - тонула, лесоруб умирал в страшных мучениях. Однако если правильно выбрать участок для вырубки за пределами священной рощи, то дерево принесет человеку только пользу.

Юрий Попов, архангельский исследователь аномальных явлений, «Городские легенды»

Справка


Чудь (чудь белоглазая, чудаки, чуцкие) - персонаж русского фольклора, древний народ, аборигены местности. Не стоит путать с историческим наименованием реальных финно-угорских народов. Этот мифологический персонаж близок по значению к европейским эльфам и гномам, встречается не только в русском фольклоре, но и у коми и саамов. Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев - о бурутах, у ненцев - о сихиртя. В народной памяти сохранялись сведения о чудском прошлом остатков земляных крепостей, могильников и поселений. Они имели названия, снабженные прилагательным «чудской», - например, урочище, где прежде стояла крепость, могли называть Чудской городок.

Изучая городские архивы, исследователь даже нашел некоторые факты, которые считает подтверждением своей версии. Речь идет о священных местах вокруг Архангельска, где росли шикарные леса. По преданиям, здесь обитало загадочное племя чудь белоглазая, о существовании и происхождении которого нет документальных или археологических подтверждений. Они жили в лесах, где выбирали участки с наиболее мощной энергетикой и считали их священными. Племя давно исчезло, но заклятие осталось.


Архангельская область - одна из самых зеленых территорий России, лесные угодья здесь составляют более 22 млн га. Неудивительно, что край исторически развивался на основе лесозаготовки и деревообработки, но даже здесь существуют сакральные места, где никому в голову не придет валить лес. Например, в национальном парке «Кенозеро» сохранилось более 40 неприкосновенных рощ.

Мы утратили культуру восприятия живой природы. Жители глубинки до сих пор остро ощущают соприкосновение с природой, чувствуют ее влияние. Постоять под деревом, проникнуться его духом - особое свойство человека, которое в городе притупляется. Не везде есть предупреждения, к примеру, кресты - это знак более поздней культуры, знак православия, сменившего язычество. До прихода славян на этих землях жили финно-угорские племена, а до них обитала чудь белоглазая - именно их считают коренными жителями Поморья.

Юрий Барашков, историк-краевед

Еще до революции из уст в уста передавалась древняя легенда о том, как погибла чудь. Не в силах защитить свои земли от вторжения новгородцев, это загадочное племя похоронило себя живьем. Согласно легенде, на рассвете весь чудской народ собрался в священной роще и принялся копать ямы. Когда солнце взошло над лесом, страшное пристанище для изгнанников было готово. По краям ям стояли многочисленные столбики, над которыми настелили хлипкое подобие крыши из досок, и сверху засыпали эти доски камнями. А затем народ чудь забрался в ямы со всем своим имуществом и, подрубив столбцы, завалил сам себя.

Теперь уже никто не знает, зачем и почему именно таким способом они приняли смерть. О белоглазой чуди сегодня не известно почти ничего: что за народ, во что верил, какими магическими способностями обладал, поддержкой каких сил природы пользовался, а самое главное, почему избрал для себя такую страшную, мучительную смерть - погребение заживо.

Местами их захоронений принято считать леса с раскидистыми кронами деревьев, под которыми можно наблюдать множество бугров. Некоторые даже считают, что души умерших находят себе пристанище в этих величественных деревьях. А ведь именно такие леса окружают Архангельск.

Глубоко в корневой системе северян чудская кровь все же присутствует так или иначе хотя бы потому, что все географические названия на Русском Севере - угро-финского происхождения. Поэтому, когда славяне сюда пришли, а это в первую очередь новгородцы, здесь были отдельные племена, край был заселен очень редко. Начались всякого рода кровосмешения, и от этой чуди ничего не осталось.

Юрий Барашков, историк-краевед

Косвенное подтверждение теориям аномальщиков дает и практика краснодеревщиков. У архангельских резчиков по дереву есть своя методика вычисления «чудских деревьев». Поморские умельцы издревле вырезали так называемую щепную птицу счастья из дерева и усаживали ее на шест. Она считалась оберегом и всегда поворачивалась в сторону доброго человека. Согласно поверьям, она приносила удачу только в том случае, если была сделана с добрыми помыслами и из доброго дерева. А будучи сделанной из проклятой древесины, она могла сыграть зловещую роль. Понять, из какого материала сделана птица, под силу только профессионалу.

Когда делаешь срез по дереву, наглядно видишь текстуру волокон. У неподходящего материала она нестройная, словно витая. Зачастую на срезе отчетливо просматриваются фантастические рисунки: животные, рыбы и прочие неведомые изображения.

Игорь Стойко, резчик по дереву

Поморская земля всегда славилась разнообразием своих промыслов: ловля рыбы и морского зверя, солеварение, судостроение, мореплавание, торговля.

На Поморском Севере основным занятием населения были зверобойные и рыболовные промыслы. Это объяснялось обилием рек и близостью Белого моря. Рыбный промысел по праву можно считать одним из основных источников питания поморов. Промысловые становища или зверобойные участки имели своих коренных хозяев, которые могли продавать свои владения, закладывать их целиком или паями, сдавать в аренду и завещать своим потомкам или монастырям.

В Судебнике 1589 года были изложены права частных собственников и владельцев рыбных и зверобойных поморских промыслов. Оброчные земли считались собственностью великого князя московского, но по существу владельцами рыбных и звериных промыслов оставались поморские крестьяне, которые платили государству налог (десятину и распоряжались промысловыми участками по своему усмотрению.

В конце XVI века на морские промыслы была введена система "откупов", позволявших торговцам за деньги приобретать права на всю добычу промышленников. Из-за этой системы московские купцы, покупавшие прежде ворвань у поморских промышленников, оказались в тяжелом положении, так как почти все откупные квоты приобрели богатые иностранцы. В 1646 году поморы решили подать челобитную царю Алексею Михайловичу, в который описывалось их трудное положение, вскоре разорительные откупа были срочно заменены прежним десятинным сбором. В начале XVIII века морским промыслом стала заниматься компания возглавляемая А. Д. Меньшиковым и братьями Шафировыми. Петр I издал Указ, согласно которому все промыслы "ворваней, моржей и иных морских зверей и сала" были отданы этой компании. Ловцам и промышленникам было запрещено самостоятельно торговать промысловой добычей.

Вскоре компания Меньшикова провалилась, и Петр решает отдать промыслы промышленнику Матвею Евреинову, но и он не смог наладить добычу рыбы и морского зверя. Тогда, высочайшим указом постановили "промыслы сала ворванья моржового, китового и прочих морских зверей и рыбу ловить и сало топить и продавать, и за море отпускать до нового указу всем промышленникам невозбранно".

Поморье не только вело заграничную торговлю пушниной, но и снабжало государство морскими продуктами, среди которых наиболее важное место принадлежало рыбе, кожам морских зверей и мехам.

Солеварный промысел был распространен не по всей Руси, на Севере же добыче соли уделялось большое внимание. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о том, что солеварение в Заволочье было поставлено хорошо. Солевары Двинской земли и Вологодского края давали до 800-1000 пудов соли в год и более двухсот лет снабжали этим продуктом многие районы государства. Смолокурение считался одним из самых старинных промыслов Поморья. Заниматься им стали с XIV века: на Ваге смолу гнали на продажу в поместьях новгородских бояр. Важская смола становится предметом заморской торговли сначала новгородцев, а потом и Центральной Руси. Поскольку, смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колес, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле, то к ее качеству предъявлялись высокие требования.

Важную роль в экономике государства играл и слюдяной промысел, который в XV веке стал особенно интенсивно развиваться на Севере. Слюда использовалась для окон и фонарей, она также шла на оформление карет царей и богатых вельмож. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе и Азии под названием "мусковита". Она стоила очень дорого: цена ее колебалась от 15 до 150 рублей за пуд.

Стоит сказать и о другом промысле, который процветал в Поморье. Это - ловля жемчуга. Именно из нашей земли пошла необычайная любовь к жемчугу, вскоре она распространилась по всей Руси и за ее пределами. Жемчужные раковины добывали в устьях небольших речек: Солзе и Сюзьме на Летнем берегу, Варзуге и Поное на Терском берегу, а также в районе Колеч. В основном жемчуг использовался как украшение: расшитые им платья, кафтаны, головные уборы поражают своей красотой.

Горное дело тоже первым появилось в Заволочье, оно очень быстро стало развиваться и приносить государству хорошую прибыль. На Севере добывалось серебро, медь, железо, обрабатывался точильный камень. Добытчики руд, "копачи", устраивали кузницы, где делали металлические орудия и инструменты: топоры, ножи, якоря.

С середины XVI века большое развитие в Заволочье получили добыча и выплавка железа. В Пинежье и Мезени добывали луговые, озерные и болотные руды. Примечательно, что одним из первых железоделательных заводов России стало предприятие, основанное в 1648 году на Ваге близ Шенкурска иностранцами Марселиусом и Акемой.

Источники:

  • Бернштам, Т. А. Поморы. Формирование группы и система хозяйства / Т. А. Бернштам. - Л., 1976. - С. 90-163.
  • Ерофейчев, И. Промыслы Архангельской губернии / И. Ерофейчев. - Архангельск, 1925. - 46 с.
  • Жилинский, А. А. Крайний Север Европейской России / А. А. Жилинский. - Петроград, 1919. - С. 138-142, 204-239.
  • Мережковский, К. С. Морские промыслы крайнего Севера / К. С. Мережковский // Живописная Россия. Северная Россия. - М., 2006. - С. 147-187.

Cтатьи посетителей:

  • Могучая империя Епимаха Могучего

    Статья Т.Ф. Мельник об Епимахе Васильевиче Могучем (1873 – 1933) архангельском предпринимателе - рыбопромышленнике, судовладелеце и… загадочной личности...

  • Вообще, обычно почему-то считается, что женщины в промысле никогда не участвовали. Не их это дело. Мужчины, мол, уходили в море или на охоту, а женщины сидели дома.

    Вот, например:

    «В числе исключительно мужских занятий на первом месте должна быть поставлена охота, от которой женщины совершенно отстранены. "Женщины работают у них наравне с мужчинами, им запрещается лишь занятие охотой", – говорит Торней».

    Тем не менее, есть и другие мнения:

    «В лесах Крайнего Севера водится такое множество диких зверей и дичи, что одним мужчинам не хватило бы сил справиться с ними. Поэтому женщины приходят к ним на помощь и охотятся наравне с мужчинами, а иногда даже с еще большей ловкостью.»

    У Прокопия из «Истории готов», относящейся к скритофиннам:

    «У них мужчины, не обрабатывают полей, женщины не знают домашних рукоделий, одна охота составляет главное занятие тех и других».

    Или у Тацита в его «Германии», где говорится о финнах:

    «Охотою добывают средства к существованию и мужчины и женщины: они отправляются вместе и каждый имеет свою часть в добыче».

    А вот теперь еще, в поисках информации об этой поморской лодке, нашла интересное.

    Пишет, если не ошибаюсь, В.Н. Ломакин:

    «Кроме того, эта лодка использовалась как жильё на промысле. Для устройства ночлега использовалось буйно. В старые времена буйно шилось из шкур зверя, в частности, применялись оленьи шкуры. На ночлег устраивались так: с носа на корму лодки клали мачту и сверху набрасывали буйно, получался шатёр над лодкой. Чтобы ветер не откидывал его края и не задувал внутрь, в ушки, прикреплённые к краям буйно, вставлялись вёсла, и его края плотно прижимались к краям лодки.

    Спали зверобои (в том числе и женщины – поморьськи жонки - которые вместе с поморами участвовали в промыслах ) в лодке, головами к носу и корме, а ногами к середине, в середину укладывали для большего обогрева младших по возрасту или заболевших людей. Постель, как правило, состояла из оленьих шкур».

    Или вот еще.

    В. И. Немирович-Данченко, «Страна Холода», 1877 г.:

    «Кольские промысловые артели устроены на других основаниях. Они состоять уже не из покрученников, а из уженьщиков. Одни из них – совершенно свободны. Несколько человек, имеющих от 100-150 р., собираются, заводят шняку и промысловый снаряд и промышляют сами, деля добычу сообразно вкладу каждого в общее предприятие. Часть добычи, приходящаяся на промышленника по разделу, называется у них ужной, отсюда и название – уженьщик. Продовольствуются они отдельно и на свой счет. Часто хозяин, не особенно состоятельный, нанимаете трех крестьян уже на его харчах и сам промышляет с ними.

    На Кольской шняке промышляют зачастую и женщины, чего нет у поморов. Весною две девушки считаются за одного уженьщика и получаю не 1/6 долю каждая, а 1/12, а летом, после Петрова дня, каждая из них участвует в дележе добычи наравне с “мужиками”. Вот например окончательное заключение одной экспедиции, командированной на Мурманский берег в 1872 г., для разыскания способов развития его промыслов и для определения пункта проектированного здесь города: “В нынешнем году состояло становищ 37 (ошибка – 46), станов или изб 206 (311), занималось рыбными промыслами до 3,000 ч., в том числе – мужчин 2,415 ч., женщин 20, мальчиков 270.»

    Т.А. Бернштам «Сёмужий промысел поморов Зимнего берега Белого моря во второй половине XIX - начале XX в.»:

    «К концу XIX - нач. XX в. большинство рыболовных семужьих артелей Зимнего берега состояло из маломощных жителей села или деревни, зависевших от кулака-арендатора, владельца данного рыболовного участка. Имея это в виду, разберем в общих чертах состав семужьей артели на Зимнем берегу и распределение добычи. Артель для семужьего морского лова на определенном участке состояла из 4-5 человек. Поскольку семужий лов происходил, главным образом, в летнее время, то ему сопутствовали различные сельские работы - «страда» (сенокос), а также специфичные для Поморья занятия - судостроение, сплав леса и заготовка дров, домашние работы - починка изб и т. д.

    Все это обусловливало состав семужьей артели: он был переменчив, и основной рабочей силой были старики, женщины и подростки. Члены артели считались равноправными, что было данью традиции, но внутри ее существовало деление по старшинству как в свободных артелях, так и в артелях, зависимых от хозяина. С 13-14 лет во многих местностях Поморья девушки начинали рыбачить: на прибрежных ловах - гребцами на небольших промысловых суднах, ловцами. Свой пай они тоже частично использовали для приобретения приданого.

    Hеобходимо отметить, что в промысловом хозяйстве женский труд был значителен : большую роль играли женщины в различных видах рыболовства, объединяясь в артели, например, на Поморском берегу, где они также наравне с мужчинами производили и орудия труда - сети; в районах с развитым скотоводством женский труд также не уступал мужскому».

    Разумеется, женщин в артелях было не много. Основная масса оставалась дома и занималась всем хозяйством вместо мужчин.

    «В Поморье во многих семействах во время морских летних промыслов нельзя найти ни одного мужчины, поэтому женщины там одни занимаются полевыми работами, ездят на ближайшие промыслы в море, нередко отправляют подводную повинность и общественные службы».

    Но все равно в этом контексте особенно занимательно звучат фразы некоторых современных людей про то, что женщины, мол, только сейчас и только под напором феминисток стали отбирать себе «мужские работы», и вообще становятся «мужиками в юбках». А в старые времена женщины, мол, только у окошка сидели, на пяльцах вышивали и радовали мужа своей нежностью и красотой, пока он пахал на семью в поте лица.

    А на самом деле работали всегда как раз на равных. Вот в других сферах – равенство не везде было, а в тяжелой работе мужчины и женщины одинаково надрывались, в меру имеющихся сил, начиная с промысла и заканчивая общественными службами.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!