Понятие психотехники. Современное значение понятия

История

Термин «психотехника» предложил в 1903 году немецкий психолог В. Штерн , а в 1908 году немецкий психолог Г. Мюнстерберг сделал попытку оформить психотехнику как науку, определив её содержание и методы. В задачи психотехники включалось решение таких вопросов, как профессиональный отбор и профессиональная консультация , профессиональное обучение, рационализация труда , борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психическая гигиена, психология воздействия (в частности, средствами плаката , рекламы , кино и т. п.), психотерапия , психология искусства . Интенсивное развитие психотехники приходится на время Первой мировой войны 1914-1918 гг., когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов . Теоретической основой психотехники стала дифференциальная психология .

Расцвет психотехники пришелся на конец 1920-х гг. Издавались специальные журналы: в СССР - «Психофизиология труда и психотехника» (1928-1932, с 1932 - «Советская психотехника»), в Германии - «Psychotechnische Zeitschrift» (с 1925 г.) и др. В 1927 году в СССР было создано Всероссийское (впоследствии - Всесоюзное) психотехническое общество . Среди крупнейших исследовательских центров: и др.

После постановления постановление ЦК ВКП(б) « » психотехника (как и вся практическая психология) попадает под разгром. Организатор и председатель Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии И. Шпильрейн расстрелян. Попадает психотехника под запрет и в нацистской Германии.

Из-за ликвидации психотехники в странах, где она была наиболее развита - СССР и Германии - само понятие «психотехника» теряет прежнее значение . В дальнейшем термин «психотехника» получает все меньшее распространение в литературе. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы входят в сферу прикладной психологии.

Другие значения

См. также

Примечания

Литература

  • Мюнстерберг Г. Основы психотехники, пер. с нем., 2 изд., ч. 1-2, М., 1924-1925;
  • Баумгартен Ф. Психотехника, 2 изд., М., 1926;
  • Геллерштейн С. Г. , Психотехника, М., 1926;
  • Левитов Н. Д. , Психотехника и профессиональная пригодность, М., 1928;
  • Руководство по психотехническому профессиональному подбору, под ред. И. Н. Шпильрейна, М. - Л., 1929;

Giese F., Theorie der Psychotechnik, Braunschweig, 1925;

  • Психотехника // Большая советская энциклопедия;

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • КМОП-матрица
  • Славянск

Смотреть что такое "Психотехника" в других словарях:

    психотехника - психотехника … Орфографический словарь-справочник

    ПСИХОТЕХНИКА - ПСИХОТЕХНИКА, отрасль психологии, изучающая роль «психологического фактора» в различных областях человеческой деятельности с целью ее рационализации. Термин «психотехника» впервые применен был В. Штерном (W. Stern) в 1903… … Большая медицинская энциклопедия

    психотехника - (от греч. techne искусство, мастерство) 1) ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно прикладном аспекте. В качестве синонима «индустриальной психологии» или «психологии техники» термин П. впервые был… … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОТЕХНИКА - первоначальное обозначение отрасли психологии, занимающейся вопросами трудовой деятельности человека. термин введен В. Штерном (1903), первая попытка оформления как науки сделана Г. Мюнстербергом (1908). Получила интенсивное развитие в 1 й трети… … Большой Энциклопедический словарь

    Психотехника - ранний этап развития психологии труда и инженерной психологии, главной проблемой которого была научная организация труда. Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах В. Штерна (1903) и Г. Мюнстерберга (1910). В России… … Психологический словарь

    ПСИХОТЕХНИКА - ПСИХОТЕХНИКА, психотехники, мн. нет, жен. (от греч. psyche душа и слова техника) (научн.). Отдел прикладной психологии, занимающийся методами определения пригодности человека к некоторым профессиям. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    ПСИХОТЕХНИКА - «душевная техника»; в широком смыслеприкладная психология (см. Психология труда); испытание способностей (см. Тейлоризм). Основатель психотехники как науки – Г. Мюнстерберг (в 1908). В последнее время термин вышел из употребления, проблемы и… … Философская энциклопедия

    психотехника - психотехники, мн. нет, ж. [от греч. psyche – душа и слова техника] (науч.). Отдел прикладной психологии, занимающийся методами определения пригодности человека к некоторым профессиям. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    психотехника - сущ., кол во синонимов: 1 техника (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Психотехника - отрасль психологии, предметом которой явилось приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; по своему содержанию и методам в значительной части совпадает с психологией труда … Большая советская энциклопедия

Глава первая

Что такое психотехника

Психотехника – отрасль психологии, которая изучает влияние психологического фактора на деятельность и поведение человека. Широкое распространение эта отрасль психологии получила в десятых – тридцатых годах двадцатого века.

Термин «психотехника» ввел в 1903 году немецкий психолог Терн. Его разработки продолжили Ви?льям Штерн и Гу?го Мю?нстерберг, тоже немцы по происхождению. Вильям Штерн и Гуго Мюнстерберг гипотезам Терна дали теоретическое оформление. По их мнению, главная задача в применении психотехник – это помощь человеку в выборе профессии, подготовка специалистов для осуществления какой-то конкретной профессиональной задачи. Штерн и Мю?нстерберг считали, что психотехника поможет изучить, какие факторы влияют на быструю утомляемость человека в процессе работы, как приспосабливается человек к машине или техника к человеку, как правильно проводить тренировку психологических функций в период подготовки работников, как воздействует реклама на потребителей и тому подобное.

В настоящее время психотехники широко применяют в медицинской и социальной психиатрии. Медицинская психиатрия использует психотехники для лечения душевнобольных людей, психических расстройств. Социальная психиатрия занимается социальным здоровьем человека, его взаимодействием с окружающим миром. Социальное воздействие, которое уважает права человека и не носит принудительный характер, если оно совершается во благо личности, обладает положительным влиянием. Например, помощь в выборе профессии, избавление от комплексов и фобий, от алкогольной или наркотической зависимости.

Психотехника или психологическая манипуляция – это социальное, психологическое воздействие на индивидуума. Цель этого воздействия – изменение восприятия, поведения другого человека. Гу?го Мю?нстерберг психотехники сравнивал с математическими решениями. Он утверждал, что психология способна решить много практических задач в самых разнообразных областях жизнедеятельности человека.

Использование психотехник за рубежом подтолкнуло и российских ученых к изучению и развитию этого раздела психологии в России. Поэтому в двадцатые годы прошлого столетия в нашей стране стали создаваться психологические службы, центры, кабинеты и даже лаборатории по изучению психотехник. Но первоначальная цель их использования – это рационализация труда. В 1921 году был открыт Институт труда, где преподавали научную организацию труда и применение психотехник. Среди российских психологов большую роль в развитии этой отрасли психологии сыграл Лев Семёнович Выго?тский. Но, к сожалению, в тридцатые годы ХХ века развитие психотехники было прервано, и на несколько десятилетий эта наука в нашей стране была предана забвению. Возродилась к жизни она в середине восьмидесятых. Психотехники стали необходимы не только в трудовой деятельности, но и в экономической области и даже в политике.

Кстати, слово «психотехника» пришло к нам из греческого языка. Дословный перевод этого слова – душа, умение, мастерство, то есть искусство работы с душой человека. Если смотреть на психотехнику как на науку, то она сравнительно молода, а если ее рассматривать как искусство работы с душой, с сознанием человека, то этому мастерству уже много тысяч лет. Первыми это искусство освоили жрецы храмов в Древнем Египте и индийские йоги. Используя разнообразные ухищрения (освещения, благовония, особый ритм музыки, искусственно созданные «чудеса», танцы и тому подобное) служители храмов превращали верующих в беспрекословных исполнителей своей воли. Не гнушались они и гипнозом. И если гипнозу подвергался легко внушаемый человек, то даже после окончания сеанса навязанную программу он воспринимал как цель своего существования, действовал как робот, порой не щадил даже своей жизни.

И если говорить откровенно, использование психотехник не всегда направлено во благо человека даже в наше время. «Людей в мундирах» всегда интересовали знания, техники, которые могли бы повлиять на сознание масс или на сознание конкретного человека и изменить его в нужном им направлении. Поэтому развитию психологического оружия уделяется столько же внимания, сколько и развитию ядерного. В Пентаго?не даже существовал отдел «Специальная разведка», в котором работали свыше семидесяти самых разнообразных экстрасенсов и ясновидящих. ЦРУ США разработало несколько программ, которые с помощью гипноза и психотропных препаратов изменяли мысли и сознание людей. Современные специалисты в области психотехники способны составить даже «персональную программу», вызывающую нужные перемены в психике или даже провоцирующую развитие заболевания. К сожалению, от современного «психологического оружия» не найдено эффективной и простой защиты. Хотя существуют методики «блокирования» скрытого или явного воздействия, но они доступны лишь специалистам спецслужб. Но в то же время «абсолютное оружие», способное свести с ума или подавить волю огромных масс людей, если они того не желают, еще не создано.

Возможно, еще самые первые гипнотизеры – жрецы – заметили, что далеко не все люди поддаются гипнозу. Быстрее всего подвергается внушению тот, кто этого желает, кто мечтает попасть под чужую волю, или те, кто очень верит гипнотизеру. С равнодушным человеком работать сложнее, а с волевым, свободным, привыкшим действовать и мыслить самостоятельно, работать с помощью психотехник невозможно.

Но каким бы волевым ни был человек, оказавшись в толпе, он опускается на нижнюю ступеньку цивилизации. Еще мыслители древности заметили, что каждый взятый афиня?нин в отдельности – хитрая лиса, но толпа жителей Афи?н – это стадо баранов. Индивидуум, оказавшись в толпе, становится легкой добычей манипуляторов, хотя для управления массой или толпой людей используются самые простые приемы и психотехники. Поэтому, чем больше мы узнаем о приемах манипулирования, тем сложнее будет нами управлять.

Какие психотехники влияния используют спецслужбы, мы узнаем из следующих глав. Ведь предупрежден – значит, вооружен. Изучив подробно секретные методики, вы будете знать, как противостоять им. А при определенной тренировке каждую из этих психотехник сможете применять и вы сами в повседневной жизни. Однако помните, что это серьезное оружие, которое при злонамеренном его употреблении может обернуться против самого манипулятора!

Из книги Как преодолеть вредные привычки [Духовный путь к решению проблемы] автора Чопра Дипак

Из книги Духовное сообщество автора Калинаускас Игорь Николаевич

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Что такое Духовное сообщество? Мастер, скажите, в чем смысл существования духовных традиций в мире? Кто и когда может сказать про себя, что он принадлежит духовной традиции?Мы выросли в ситуации, в которой духовные традиции практически отсутствуют. Знания о

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

ПСИХОТЕХНИКА «РЕИНКАРНАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ» Говоря о реинкарнациях, мы затрагиваем тот пласт человеческой ментальности, который трудно оценить адекватно. Во-первых, для многих индологически ориентированных в мировоззренческом плане людей инкарнации являются реальностью

Из книги Психология экстремальных ситуаций автора Автор неизвестен

Игорь Воронов ПСИХОТЕХНИКА ДЛЯ БОЯ Приоритет в этой области несомненно принадлежит древним школам эмпирической психофизики. Они детально разработали три основных метода выработки стрессо-устойчивости – подражания, статического аутотренинга. динамического

Из книги ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ автора Наранхо Клаудио

Психотехника для боя Известен исторический факт – превращение воина в дикого зверя (разумеется, не в буквальном смысле, а психоповеденческом)… Воину оно давало силу и ловкость, отвагу и ярость того зверя, что был тотемом данного племени. Франко Кардини Приоритет в

Из книги Хорошая девушка начинает и выигрывает! автора Николаева Елена Ивановна

КНИГА ПЕРВАЯ ОТНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ Глава первая. Главенство Отношения Различные школы психоанализа и, более того, терапии поведения, основаны на определенных идеях и теориях, то есть на признании закономерности психологического

Из книги 3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью автора Курпатов Андрей Владимирович

Глава 1 Что такое успех и что такое счастье? В этой главе мы не собираемся давать единственный рецепт достижения успеха или счастья.Попытки осчастливить людей по единым предписаниям уже многие делали, и они всегда заканчивались несчастливо для всех участников такого

Из книги Руководство работодателя по синдрому Аспергера автора Биссонет Барбара

Глава первая ПРИВЫЧКА (или первая натура) Незабвенный Иван ПетровичИван Петрович Павлов – великий русский ученый, академик и лауреат Нобелевской премии – личность выдающаяся! Дотошный до безобразия, мучавший не только подопытных собак, но и всех своих коллег и

Из книги Развитие памяти [Секретные методики спецслужб] автора Ли Маркус

Глава первая ЧТО ТАКОЕ «НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ» И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ? Наше поведение – вещь сложная, из чего, впрочем, никак не следует, что с ним ничего нельзя поделать, а потому если на роду написано быть несчастным, то так тому и быть. Желающие, конечно, могут думать подобным

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Часть первая. ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ АСПЕРГЕРА? Синдром Аспергера - это нейробиологическое расстройство, затрагивающее способности человека считывать социальные сигналы и реагировать на них, эффективно коммуницировать и решать задачи по организации и установлению

Из книги Сейчас или никогда! [Как перестать откладывать дела] автора Лэйн Роберт

Глава первая Что такое память? Память… Что же это такое? И почему какие-то события всплывают в нашем сознании, стоит о них только подумать, а для некоторых нужно время? Что-то же вообще, казалось бы, стирается из памяти?Люди в большинстве своем считают, что память работает

Из книги Код уверенности [Почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить] автора Келси Роберт

Глава сорок первая ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ЗА ЧТО ЕЕ, ПО СОВЕРШЕНИИ «ПОДВИГА», БИЛИ РУССКИЕ, И ПОЧЕМУ ЕЕ «ПОДВИГ» ТАК ПОНРАВИЛСЯ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ? Справедливости ради надо отметить, что на первом этапе войны действовали не только партизаны-неугодники, но

Из книги Как мы портим наших детей [Коллекция родительских заблуждений] автора Царенко Наталья

Глава первая. Что такое прокрастинация Прокрастинация – термин достаточно новый, впервые его использовали психологи в 1977 году. Корнями это слово уходит в английский и латинский языки и дословно означает «задержка», «на завтра». То есть прокрастинация – это знакомое

Из книги Как победить страх. Секретные методики спецслужб автора Кэмерон Леонард

Часть первая. Что Такое Неуверенность В Себе

Из книги автора

Глава 3 Коллекция заблуждений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Помимо поощрений и наказаний, в наших отношениях с детьми существует еще множество других моментов: детский сад и школа, друзья и домашние зверушки, ложь и стремление к идеалу, семейные

Из книги автора

Глава первая. Что такое страх 1.1. Страхи и фобии. Что это и как они возникают? Страх - естественная эмоция человека, которая возникает в преддверии реальной или предполагаемой угрозы. Психология, которая делит все эмоции на позитивно и негативно окрашенные, считает страх

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + techne - искусство.

Специфика. Главной проблемой была научная организация труда. Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах В.Штерна (1903) и Х.Мюнстерберга (1910). В России была связана прежде всего с именем И.Н.Шпильрейна и наиболее широкое распространение получила в 20-30 гг. После постановления "О педологических извращениях в системе наркомпросов", в котором была осуждена практика использования тестов, все психотехнические учреждения СССР были ликвидированы.

ПСИХОТЕХНИКА

от греч. psyche - душа и techne - искусство, мастерство) - широко распространенное в 20 - 30-х гг. XX в. название области научного знания, изучавшей проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте, главным образом - в плане изучения проблем научной организации труда. Основными задачами П. являлись: профессиональный отбор и профессиональная консультация; рационализация трудовых приемов, техники и условий труда; пути снижения аварийности и травматизма; совершенствование методов производственного обучения. В СССР П. начала бурно развиваться с основанием лаборатории промышленной П. Центрального института труда (ЦИТ), был создан также ряд отраслевых лабораторий. Исследования в области П. широко велись в промышленности (металлургической, машиностроительной, химической, обувной), на предприятиях транспорта, торговли, связи. Характерной чертой психотехнических исследований была ярко выраженная практическая направленность. Несмотря на ряд очевидных успехов, в конце 30-х гг. работы в области П. были подвергнуты руководством страны жесточайшей критике, психотехнические учреждения в СССР были ликвидированы, а исследования прекращены. Возобновились они лишь в начале 50-х гг. в рамках инженерной, промышленной, военной психологии, психологии торговли и др.

психотехника

(от греч. psycho... и techne – искусство, мастерство) – отрасль психологии, предметом которой является приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; по своему содержанию и методам в значительной степени совпадает с психологией труда. Термин был предложен в 1903 г. немецким психологом В.Штерном, а в 1908 г. его соотечественник Г.Мюнстерберг сделал попытку оформить п. как науку, определив ее содержание и методы. Широкое распространение в 20-30-е гг. п. получила в СССР (в этот период издавались журналы "Психология труда и психотехника" (с 1928 г.), а с 1932 г. – "Советская психотехника"). Для п. 20-30-х гг. были характерны и неизбежные ошибки роста, чрезмерное увлечение тестами, что породило у некоторых практиков, педагогов, психологов критическое отношение к ней. В настоящее время содержание п., ее проблемы и методы вошли в сферу психологии труда, индустриальной, инженерной, прикладной психологии.

Сейчас понятие "психотехника" употребляется в самых разных смыслах: и как набор приемов психического воздействия на человека, и как совокупность методов саморегуляции, и как новейшая методология психологии, предполагающая новый тип рациональности , и как культура психической деятельности в той или иной философско-религиозной традиции, а иногда, кивая на психотехнику 20-30-х гг., это понятие осмысляют как "психология - технике", т.е. как психофизиологическое исследование человека как субъекта труда с целью научной организации профотбора, профориентации, вообще рационализации труда.

Для наших рассуждений важно вернуться к истокам понятия и вспомнить, чтоґ называл психотехникой изобретатель термина Г. Мюнстерберг, тем более что именно на его работы ссылался Л.С. Выготский, когда писал о том, что в психотехнике кроется зерно новой психологии. В предисловии к русскому переводу книги Г. Мюнстерберга "Основы психотехники" (М., 1924) Б. Северный и В. Экземплярский писали, что автор преследует цель объединения существующих специальных областей прикладной психологии и развитие зарождающихся (социальной психотехники, приложения психологии к сферам права, искусства, науки) и этим ставит задачу психологизации культуры.

Г.Мюнстерберг был одним из главных героев истории перехода от классической к современной психологии, смысл которого можно выразить формулой: старую психологию интересовала жизнь души, новую - душа жизни (см. ). Психолог классического периода, интроспекционист профессионально отворачивался от мира, полагая, что для изучения ощущения сладости совсем не нужно исследовать сахар. На рубеже веков в психологии появились совершенно новые фигуры (среди них прежде всего З. Фрейд, Дж.Уотсон), которые, наоборот, пожелали повернуться лицом к жизни и именно в ней попытаться увидеть психическое. Разумеется, все они по-разному, иногда противоположным образом, пытались решить эту задачу. Особенность Г. Мюнстерберга состояла в том, что он, не ставя целью реформировать психологическую науку изнутри, занялся прикладной психологией, казалось бы, периферической, а на деле решающей для исторического развития областью психологии, где она пересекалась с жизнью. Прикладную психологию Г. Мюнстерберг делил на каузальную и телеологическую. Казуальная есть приложение психологии к объяснению в других науках, в культуре, это - "психология культуры". Телеологическая - приложение психологии для достижения практических целей. Это и есть "психотехника" (см. ).

Раз психотехника, по Г. Мюнстенбергу, - прикладная дисциплина, то, чтобы понять ее, стоит выделить и рассмотреть три ее части: что , собственно, "прикладывается", как и куда , т.е. предмет, способ и область приложения.

Область приложения психотехники Г. Мюнстерберг категориально осмысливает как культуру : "Во всех сферах человеческой культуры возникают психотехнические проблемы" (курсив мой. - Ф.В .) . Учитель воздействует на ребенка, проповедник - на грешника, продавец - на покупателя, врач - на пациента и т.д. В их деятельности "те или иные цели могут быть достигнуты вполне или отчасти через посредство психических процессов, и задача психотехники состоит в том, чтобы показать, о каких процессах должна при этом идти речь и какие влияния необходимы для достижения желательного результата" . Заметим, что в качестве примеров сфер культуры Г. Мюнстерберг использует не искусство или науку, а образование, церковь и торговлю, т.е. социальные сферы, имеющие отчетливо выраженный практический характер. Психотехника здесь предстает как дисциплина, встроенная внутрь социальной практики как ее необходимый элемент, позволяющий и познавать психику, и влиять на нее.

Что же до "предмета приложения", то в теоретической рефлексии Г. Мюнстерберга им остается классическая психология сознания. В одной из ключевых дефиниций он говорит, что психотехника - это использование учения о явлениях сознания для того, чтобы решить, что мы должны делать 3 .

Как бы мы ни оценивали теоретическое, методическое и практическое значение мюнстерберговой психотехники, нельзя не согласиться с мнением Л.С. Выготского (см. ), что методологическое ее значение огромно и оно определяется, на наш взгляд, тем, что с самого начала каркас понятия "психотехника", состоящий из трех блоков: предмет приложения - способ приложения - область приложения, был наполнен связкой трех категорий: сознание - практика - культура , т.е. теми самыми категориями, которыми, как мы видели, конституируется целостный человек.

Но если так, то, может быть, - назад к Г. Мюнстербергу? Не может ли в самом деле идея психотехники, сформулированная Г. Мюнстербергом, стать главной методологической доктриной новейшей психологии? И да, и нет. Да, поскольку она выдвинула важнейшую задачу научно-практического освоения проблемы "сознание - культура", т.е. такого освоения, где теория сознания могла бы черпать жизненный материал не из интроспекции психолога или философа, а из процессов взаимодействия в той или другой сфере культуры, и в то же время вносить действенный вклад в оптимизацию, развитие и понимание интимных механизмов функционирования этой сферы (будь то

школа, наука, искусство, медицина или менеджмент). Нет, прежде всего потому, что созданная в недрах классической психологии теория сознания, на которую рассчитывал Г. Мюнстерберг, не была способна по-настоящему участвовать в решении этой проблемы. Классическая психология сознания была неадекватна самой идее психотехники. Чтобы действительно, конкретно связать в рамках одной дисциплины под названием "психотехника" сознание с практикой и культурой, нужно было сделать радикальный шаг в теории сознания .

душевная техника"; в широком смысле - прикладная психология (см. Психология труда); испытание способностей (см. Тейлоризм). Основатель психотехники как науки - Г. Мюнстерберг (в 1908). В последнее время термин вышел из употребления, проблемы и методы психотехники вошли с сферу различных отраслей и разделов психологии.

Отличное определение

Неполное определение

ПСИХОТЕХНИКА

ветвь психологии, изучающая проблемы практич. деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. В наст. время за рубежом понятие П. в общем идентично понятию прикладная психология (gewandte Psychologie, applied Psychology) и включает в себя содержание различных отраслей психологии труда (инженерная, пром. психология), воен. психологии, психологии торговли и т.п. П. возникла в нач. 20 в. и получила теоретич. оформление в работах В. Штерна, Мюнстерберга, Гизе и др. психологов- эксперименталистов. Осн. задача П. заключалась в осуществлении проф. отбора, проф. ориентации, изучении утомления и упражнения в процессе труда, приспособления человека к машине и машины к человеку, выяснении эффективности различных средств воздействия на потребителя (реклама), тренировке психич. функций при подготовке рабочей силы и т.д. П. использовала в решении этих задач различные испытания (гл. обр. тесты). В капиталистич. странах П. активно способствовала совершенствованию системы эксплуатации рабочих и их социальному подавлению. В СССР П. получила значит. развитие в 20-е и в 1-ю пол. 30-х гг. Во мн. городах работали психотехнич. лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное об-во П. и прикладной психофизиологии, издавался журн. "Советская П." (с 1928 по 1934), проводились конференции и съезд по П. 7-я Междунар. психотехнич. конференция (1931) проходила в Москве. Нач. этап развития П. в Сов. России связан с движением научной организации труда (НОТ) и сводился гл. обр. к усвоению осн. понятий и достижений бурж. П. Как особая отрасль сов. психологии П. организационно оформляется к 1927–28. Тогда же получает распространение тезис о внеклассовом характере П. В 1930–32 начинается пересмотр методологии сов. П., явившийся следствием марксистско- ленинской перестройки психологич. науки. Сов. психологи и психотехники наметили тогда же перспективный план дальнейшего развития прикладных отраслей психологии и конкретной помощи социалистич. строительству. Характерной чертой П. к сер. 30-х гг. становится перенесение центра тяжести в исследоват. работе с проблемы проф. отбора на задачу рационализации методов политехнич. и проф. обучения, организации трудового процесса, формирования навыков и умений, борьбы с травматизмом и аварийностью и т.п. Культ личности существенно затормозил развитие психологии труда в СССР. Отрицат. отношение к П. еще более усилилось в период повсеместно развернувшейся критики педологии (1936–37). Справедливо усматривая у П. немало общего с педологией, критики по существу перечеркивали все достижения П. и оспаривали правомерность почти всей проблематики психологии труда (в 1936 закрываются почти все лаборатории по П. и психофизиологии труда). Установка на отказ не только от ошибочных тенденций в П. (к-рые во многом были уже к тому времени преодолены или осознаны как неверные), но и от ее принципиальных достижений принесла определ. ущерб психологич. науке и социалистич. строительству. В настоящее время разработка проблем психологии труда возродилась, стимулировав развитие инженерной, космич. психологии и др. спец. отраслей психологич. науки. Лит.: Геллерштейн С. Г., Вопросы психологии труда, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 2, М., 1960; Платонов К. К., Вопросы психологии труда, М., 1962; Левитов Н. Д., Психология труда, М., 1963; Петровский А. В., К истории психологии труда в СССР, в кн.: Материалы конференции по психологии труда, Я., 1965, его же, История сов. психологии, М., 1967; его же, Problems of personality and labour in Soviet psychology, в кн.: XVIII Intern. Gongress of Psychology. Symp. 38, Moscow–N. Y., 1966. А. Петровский. Москва.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!