Постановка звука c подготовительный этап конспект. Звук Л

Звук С

Подготовительный этап

Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния для звука [с] в полном объеме.

Формировать длительную направленную воздушную струю.

Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.

Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие
обобщающие понятия.

Развивать мимическую выразительность, память, внимание,
целостное восприятие, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Книга со сказкой «Теремок» с иллюстрациями; карточки с вкладышами для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) - го­рох; салатник (салат) - морковь; тарелка (пюре) - карто­фель; чашка (компот) - груша; пироги - яблоко; предмет­ные картинки (кость, кастрюля, сосиска); разрезная картин­ка с изображением овощей.

1. Организационный момент.

Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. (Вносит книгу со сказ­кой «Теремок».) Ты узнал эту сказку? Как она называется?

Ребенок отвечает.

Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги), сто­ит он за забором (упражнение «Забор»). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»). Дверь


открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.

Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.

Вошла в теремок и стала там жить.

Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язы­чок, «Пошлепаем по язычку») и села отдохнуть (упражнение «Лопата»).

2. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, ос­тановилась на крылечке (упражнение «Лопата»), спрашива­ет: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произно­сить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе
жить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого
языка),
стали обед готовить.

Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он?.. (Гороховый.) Пюре из картофеля, какое?.. (Картофельное.) Салат из моркови, какой?.. (Морковный.) Компот из груш, какой?.. (Грушевый.) Пироги из яблок, какие?.. (Яблочные.)

3. Скакал мимо заяц (открывается следующая страни­ца). Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок». А у
него с собой полная корзинка фруктов.

Пальчиковая игра «Фрукты»

Вот у зайца

Димочки Фрукты в корзиночке:

Яблоки и груши.

Угощайтесь, кушайте!

Персики и сливы,

Спелые, красивые!

Посмотри-ка на ранет!

Вкуснее этих фруктов нет!

(Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.) Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок

дует на кончик широкого языка). Пустили зайца в теремок и

стали жить все вместе.

4. Бежит мимо лисичка-сестричка (открывается следующая
страница).
Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение
«Почистим нижние зубки»).
Мечтает она о вкусном обеде.


Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда, когда услышишь правильное слово.

Кофть - тость - кошть - кость.

Чупчик - тупчик - суптик - супчик.

Шошишка - соситка - фосифка - сосиска.

Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок прогова­ривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Ста­ли они жить вместе.

5. Бежит мимо волчок - серый бочок, несет с собой какой-
то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал.

Помоги волчку все собрать (ребенок собирает разрезную картинку «Овощи»).

Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (На­зывает.)

Постучался волчок (проговаривает нужную фразу). Пусти­ли его в теремок.

6. Идет мимо большой... (открывается следующая стра­ница) медведь. Остановился около теремка (упражнение «Ло­пата») и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу
громким, сердитым голосом.)
Спрятались все звери в терем­ке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними
зубами).
Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на
теремок. Заскрипел теремок: с-с-с.

Как только услышишь, что теремок скрипит, крикни гром­ко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с...

Сломал медведь теремок (дует на кончик широкого язы­ка), но ты помог зверям, предупредил их. Никто не постра­дал!

Вот и сказке конец (книга закрывается), а кто слушал - молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот - умница!

Постановка звука [с]

Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

Продолжать формирование длительной направленной воз­
душной струи.

Учить правильно произносить звук [с] с механической по­
мощью и по подражанию.

Продолжать учить выделять звук [с] из ряда звуков.


Продолжать учить образовывать относительные прилагатель­ные.

Упражнять в правильном употреблении форм винительно­го и родительного падежа единственного числа имен суще­ствительных.

Развивать внимание, пространственную ориентировку, мел­
кую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка-дразнилка «Малыш»; длинная тонкая палочка для постановки звука [с]; предметные картинки с изображе­нием предметов посуды (чайник, чашка, ложка, вилка, та­релка); пирожки (муляжи или плоскостные изображения); набор рыбок.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с Малышом. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. Вот он и хочет у тебя поучиться.

2. Малыш тебе улыбается, и ты ему улыбнись (упражне­ние «Улыбка»). У Малыша нет зубов, покажи ему, какой у
тебя заборчик из зубов (упражнение «Забор»). Давай научим
Малыша показывать язычком лопатку, но сначала похлопаем
по язычку: пя-пя-пя (упражнение «Накажем непослушный
язычок»).
А теперь положи на нижнюю губку плоский язы­чок. Вот и получилась лопатка! (Упражнение «Лопата», со­провождается работой с игрушкой-дразнилкой.)

Устал Малыш, решил отдохнуть. И язычок устал. Положи его на нижнюю губу и подуй на него, чтобы язычок отдохнул (упражнение «Ветерок»). От ветерка язычку стало холодно. Спрячь его за нижние зубки (упражнение «Язычок спит»). Молодец!

3. Малыш проголодался. Давай угостим его чаем. Нальем
воду в чайник: с-с-с. Научи Малыша свистеть так, как свис­тит водичка из-под крана (постановка звука [с] с механи­ческой помощью).

4. Чайник уже закипает. Он должен засвистеть: с-с-с. Как
только ты услышишь, что чайник закипел, скажи Малышу
«Кипит!». Слушай внимательно: т, с, в, з, с, ш, с, п, ф, с.


Давай покажем, как свистел чайник: с-с-с (постановка зву­ка [с] с механической помощью, затем по подражанию).

5. Малыш будет пить чай с пирожками. Посмотри, сколько
здесь пирожков. Этот пирожок с малиной, он малиновый. А этот
пирожок с яблоками, какой он?

Этот пирожок с вишней, какой он?.. (Вишневый.) Этот пирожок с клубникой, какой он?.. (Клубничный.) Этот пирожок с разными ягодами, какой он?.. (Ягодный.) Этот пирожок с разными фруктами, какой он?.. (Фрукто­вый.)

6. Наелся Малыш, пошел посуду мыть. Вода из-под крана
свистит: с-с-с (постановка звука с механической помощью,
затем по подражанию).

А какую посуду вымыл Малыш? Что он вымыл? (Показы­вает картинку «Чашка».) Теперь чего нет на столе? (Анало­гичная работа с остальными картинками.)

Убрал Малыш посуду в шкафчик, скрипнул дверцей: с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с меха­нической помощью).

7. Отправился Малыш на речку, и мы пойдем вместе с
ним. Посмотрел он в воду, а там плавают рыбки. Покажи ему
рыбок, которые плывут вправо. А теперь тех, что плывут вле­
во. Малыш хочет покормить рыбок, сыплет в воду крошки: с-
с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с
механической помощью).

8. Прежде чем уйти с речки, Малыш хочет поиграть с
рыбками.

Пальчиковая игра

В нашей речке там и тут Рыбки плавают, мой друг.

Ребенок повторяет за логопедом только движения.

9. Итог занятия.

Логопед. Сегодня на занятии ты не только познакомил­ся с Малышом, но еще раз поучился сам и поучил Малыша произносить звук [с]. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получиться еще лучше!

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА:...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗВУКА «С» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Оборудование: мультимедийная презентация «Артикуляционная гимнастика «Внуки в гостях у дедушки и бабушки», пособие на развитие дыхания «Горячий чай», сухой бассейн, мелкие предметы посуды для сухого бассейна, символ звука «С» Ход: Вид работы Содержание Цель Артикуляционная гимнастика Развитие дыхания Жили были дедушка и бабушка. К ним в гости приехали внуки «Толстячки»,«Худышки» Бабушка с дедушкой им улыбнулись, «Заборчик» Поцеловать они всех потянулись. «Трубочка» Внукам на блюдца блины положили «Блинчик» Чашки поставили, чаю налили, Очень горячий, его остудили! Блинчик с вареньем малиновым вкусным «Вкусное варенье» Дуем на блинчик, жуём и прикусим. «

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗВУКА «С» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Оборудование: мультимедийная презентация «Артикуляционная гимнастика «Внуки в гостях у дедушки и бабушки», пособие на развитие дыхания «Горячий чай», сухой бассейн, мелкие предметы посуды для сухого бассейна, символ звука «С» Ход: Вид работы Содержание Цель Артикуляционная гимнастика Развитие дыхания Жили были дедушка и бабушка. К ним в гости приехали внуки «Толстячки»,«Худышки» Бабушка с дедушкой им улыбнулись, «Заборчик» Поцеловать они всех потянулись. «Трубочка» Внукам на блюдца блины положили «Блинчик» Чашки поставили, чаю налили, Очень горячий, его остудили! Блинчик с вареньем малиновым вкусным «Вкусное варенье» Дуем на блинчик, жуём и прикусим. «Наказать язычок» «Обезьянка» Чаю попили - никто не обижен. Вкусный был завтрак - мы губки оближем. «Вкусное варенье» После завтрака чистили зубы «Почистим зубы» Вправо и влево, внутри и снаружи. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата:подготовить к произношению звука «С». Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз. Развивать силу и длительность выдоха Развитие фонематического слуха После завтрака нужно помыть посуду. Воды нет! Как услышишь, что вода появилась: С-С-С – хлопни в ладоши: А – У – И – С – М – Н – Д – С – Ш – З – С … Учить выделять звук «С» на фоне других звуков Развитие мелкой моторики Пошла вода! Посуду моем в белой пене, достаем и отгадываем. Что это? (Ребенок находит и называет наощупь посуду в сухом бассейне) Развивать мелкую моторику пальцев рук Итог Оценка Навели порядок, теперь можно и отдохнуть. Что тебе понравилось и запомнилось сегодня? Ты сегодня молодец! Все выполнял правильно. На память тебе – наклейка.

Разделы: Логопедия

  1. Добиваться правильного звучания звука “С”.
  2. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Закреплять умение расслабляться.
  5. Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания.
  6. Развивать фонематический слух.
  7. Обогащать словарь ребёнка.
  8. Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.

Оборудование: игрушка би-ба-бо “Страусёнок”, картинки, профиль звука, кукла, музыкальная кассета, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Создание эмоционального настроя у ребёнка).

Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
- Как тебя зовут?
- Фтипан.
- Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
- Фтипан.
- А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
- Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
- Саша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
- Ну, конечно, звук “С”.
- Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
- Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
- Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).

2. Релаксация.

“Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
- Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите, мы олени,
Рвётся ветер нам на встречу
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Руки не напряжены
И расслаблены…..
Знают страусята, девочки и мальчики
Отдыхают теперь ваши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко”.

Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим страусёнком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.

Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.

Давайте сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ).

1. Упражнение “Улыбка”.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

<Рисунок 1>

2. Упражнение “Трубочка”.

Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).

<Рисунок 2>

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).

А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка).

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

<Рисунок 3>

Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…

<Рисунок 4>

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!

<Рисунок 5>

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

<Рисунок 6>

4. Диафрагмальное дыхание:

А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:

Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

Акустико - артикуляционный профиль звука “С”

<Рисунок 7>

Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Куда упирается кончик языка?
- Ребёнок – в верхние зубки.
- Язычок, что ещё делает?
- Ребёнок – выгибается горкой.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
- Ребёнок – глухой.
- Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
- Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет).

Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с, взрослый следит за артикуляцией звука).

5. Моторика пальцев рук:

Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:

Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.

<Рисунок 8>

6. Фонематический слух:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.

(Ж, З, С , Ц, Ж, С , З, Ш, Ц, С , Ш…)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С”: ЖА, СА , ШО, ЖО, СУ , ЦА, ЗА, ШО…

Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:

СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.

Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусёнка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусёнком – Саше со звуком “С”, Симе – со звуком “СЬ”. Ребёнок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: “ Я подарю Саше картинку санки , а Симе гуся ”..

Молодец! Всё сделал правильно!

Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотрите ещё раз на профиль звука “С” и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).

Ну что, Страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
- Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Страусёнка (Степан).
- Правильно! Молодцы!
- Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.

Индивидуальное занятие

«Постановка звука «Л»

(Подготовительный этап)

Коррекционно-развивающие цели:

  • Выработка правильных артикуляционных укладов, правильного речевого дыхания и силы голоса;
  • Закрепление навыка различения и правильного произношения звука «Л»;
  • Развитие моторики, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение представлений о мебели, ее назначении;

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Стимулирование речевой активности;
  • Воспитание желания заниматься.

Оборудование: Самолет, предметные картинки: стол, стул, кресло, диван, тахта; ладошка, лампа, лампочка; стол, стул, упал, пол. Индиви-дуальные доски, мел, символ звука [Л], фишки синего цвета, схема слова.

Ход занятия:

Оргмомент

Что видишь справа? Что у тебя слева?

Стань лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя.

Развитие слухового восприятия

Послушать звуки за окном, в коридоре.

Что ты слышишь?

О чем говорит улица?

Упражнения на дыхание

Игровое задание «Мячик - ямочка».

Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух - образовалась ямочка.

Статическое упражнение на развитие ротового выдоха «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] на одном выдохе.

Упражнения для губ

«Сердитые сторожа». Хозяйка посадила сердитого пса сторожить огород. Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав.

«Сердитый бульдог». Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

Упражнения для языка

«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.

«Язычок пришел в гости к зубкам». Широко открыть рот, кончик языка прижать к верхним зубам и удерживать под счет 5-7.

Артикуляция звука [Л]

Губки слегка в улыбке;

Зубки сближены;

Узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

Горлышко работает.

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛ…..

Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ…; Самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл…

Развитие фонематического восприятия

«Поймай звук». Выделение звука [Л] из слогового ряда за, л а, шу, л у, чи,

л ы. а л , л а, ра, ор, л у, ур, у л , л о…

Есть ли звук [Л] в словах: ме л , рак, л ук, по л , сор, сто л , упа л , дяте л ,

л уна, со л овей?

Определение позиции звука [Л] в словах л адошка, л ампа, л ампочка;

Сто л , сту л , упа л , по л .

Развитие моторики пальцев рук

Полюбуйтесь-ка, друзья - Попеременно хлопать: в ладоши –

Это комната моя. в кулачки.

Это стол, а это стул. Загибать мизинец, затем безымянный

Палец правой руки.

Вот на кресле кот заснул, Загибать средний палец.

Вот тахта, чтобы спать, Загибать указательный палец.

И диван, чтоб отдыхать. Загибать большой палец.

Итог занятия


Конспект индивидуального логопедического занятия на подготовительном этапе звука [Л]

Занятие№3.

Ф.И:

Возраст:

Нарушение: ламбдацизм

Вид дефекта: отсутствие звука

Речевое заключение: ФФНР

Тема: Звук [Л]

Этап: подготовительный

Форма: индивидуальное логопедическое занятие

Цель: подготовить ребенка к правильному произнесению звука [Л].

Задачи:

    Коррекционно-образовательная: познакомить ребенка с артикуляционным профилем звука [Л]; научить выделять звук [Л] на слух в словах, через игру «поймай звук».

    Коррекционно-развивающая: познакомить ребенка со специфическими артикуляционными упражнениями для постановки звука [Л]; формировать правильную воздушную струю через упражнение «задуй свечку».

    Коррекционно-воспитательная: вызвать интерес ребенка к логопедическому занятию.

Оборудование: артикуляционный профиль звука [Л], зеркало, свечка.

Ход занятия:

    Организационный момент

Здравствуй! Ты сегодня пришла на логопедическое занятие. А знаешь что мы будем делать здесь? Мы будем «играть со словами» и учиться произносить звук [Л], чтобы твоя речь была красивой.

    Артикуляционная гимнастика

Сейчас я покажу тебе артикуляционный профиль и объясню, где должен находиться наш язычок, чтобы правильно произносить звук [Л]. (кончик языка упирается в верхние зубы или бугорок за верхними зубами – он называется альвеолы. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята. Боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.)

А теперь мы поиграем с нашим язычком. Смотри как делаю я, а потом повторяй за мной, при этом смотри в зеркало.

    «окошко». Открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно». Удерживать под счет до 5. Повторить 3-5 раз.

    «месим тесто». Улыбнуться, высунуть язык, пошлепать по нему губами «пя-пя-пя».

    «чашечка». Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки», т.е слегка приподнять кончик и края языка. Удерживать под счет до 5. Повторить 3-5 раз.

    «вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

    «качели». Улыбнуться, открыть рот. Поднимать кончик языка к носу, затем к подбородку под счет. Следить, чтобы упражнение выполнялось без помощи нижней губы.

    «грибок». Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.

А теперь мы выполним самое главное артикуляционное упражнение для постановки звука [Л] - «Парус». Улыбнись, широко открой рот, кончик языка подними и поставь на альвеолы. Удерживай язык в таком положении, а я буду считать до 8. Когда я досчитаю, то ты можешь отпустить язычок.

Молодец, у тебя неплохо получается.

Сейчас мы выполним упражнение «Свеча». Представь, что это свечка и ее нужно задуть, но не сразу. Сначала она будет стоять около тебя, а потом постепенно свеча отодвигается все дальше и дальше. Это значит, что тебе нужно дуть все сильнее и сильнее. Попробуем?

Игра «поймай звук». Я буду называть тебе слова, а ты хлопнешь в ладоши когда услышишь звук [Л]. (стол, стул, рок, слон, лук, мука, дятел, солнце, пила, дверь)

    Домашнее задание

Повтори артикуляционную гимнастику и выполняй упражнение «задуй свечи».

    Итог занятия

Молодец. Ты не плохо справилась со всеми заданиями. На следующее занятие к нам придет гость. Мы будем ждать тебя.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!