Потомки печенегов в наше время. Устои и занятия

По-тюркски имя этого народа звучало как беченек; византийцы называли их пацинаки/пачинакиты, арабы — баджнак. Некоторые историки полагают, что этноним беченек/печенеги происходит от имени исторического или легендарного вождя Бече. Однако вероятнее другое. Печенежская орда состояла из разных племен и этносов. По свидетельству Константина Багрянородного, самоназвание трех ее «колен» или «округов» (малых орд) было кангар — «как более мужественных и благородных, чем прочие, ибо это и означает прозвище кангар». Кангарами, по всей видимости, были тюркские выходцы из распавшегося политического союза, носившего их имя (в государственное объединение Кангюй/Кангар (II в. до н. э. - IV в. н. э.) входили кочевые и оседлые племена на землях Хорезма, в районе среднего и нижнего течения Сырдарьи). В своем движении на запад они влились в угорские племенные группировки Южного Приуралья, которые собственно, и назывались печенегами (ср. финноугорский гидроним «Печенга»), заняв среди них привилегированное положение.

До начала IX в. печенеги обитали между Нижней Волгой и Аральским морем. Затем, в период хазарской смуты, они прорвались в Среднее Подонье. Но здесь они пробыли недолго. Хазары натравили на них огузов (торков), чей удар расколол печенежскую орду. Анонимный персидский автор географического трактата «Границы мира» (конец Х в.) говорит уже о двух ветвях печенегов: тюркской и хазарской. Последняя кочевала в степном междуречье Нижнего Дона и Нижней Волги. Константин Багрянородный писал о ней: «Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие признаки для того, чтобы отличаться от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих: одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали от самых плеч, стремясь этим как бы показывать, что они отрезаны от своих родичей и соплеменников». Хазарская ветвь печенегов быстро захирела и утратила этническую самостоятельность.

Другая, тюркская ветвь (названная так по причине присутствия среди них тюрков-кангар), откатилась на запад. Бежав от огузов, говорит Константин Багрянородный, печенеги «стали бродить по разным странам, нащупывая себе место для поселения». Археологи прослеживают их путь по дотла спаленным поселениям Среднего и Нижнего Подонья (салтовской культуры), развалинам замков и городов на Таманском полуострове. С конца 80-х — начала 90-х гг. IX в. византийские и западноевропейские источники отмечают присутствие печенегов в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье.

Причерноморская орда состояла из 40 родов, которые объединялись в 8 колен. Колена возглавляли ханы, роды - старейшины, «архонты более низкого разряда», по определению Константина Багрянородного, или «лучшие мужи в родах», как называет их наша летопись. Ханы пользовались неограниченной властью только на войне. Византийский император отметил древний обычай престолонаследия в коленах, по которому власть над ордой наследовал не сын или брат умершего хана, а двоюродный брат покойного или один из его сыновей, «чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии». Днепр делил печенежскую орду надвое. Кочевья четырех колен находились к западу от Днепра (до бассейна Прута), четырех других - к востоку (до донских степей). По подсчетам арабских писателей, путь из конца в конец печенежских земель занимал месяц конной езды. Летом, в поисках пастбищ, печенеги устремлялись в днестровские степи, к берегам Черного моря и на равнины Подунавья, а с наступлением осени возвращались в Приднепровье. Постоянных зимовищ, как и кладбищ, у печенегов не было.

Карта распространения восьми печенежских объединений в европейских степях

Ибн Фадлан, видевший печенегов своими глазами, описал их внешность так: «Они — темные брюнеты с совершенно бритыми бородами». Десятилетия кочевой жизни в днепровско-днестровских степях и регулярные набеги на соседей обогатили печенегов, сделали их, по свидетельству персидского географа XI в. Гардизи, владельцами больших стад лошадей и баранов, золотых и серебряных сосудов, серебряных поясов и хорошего оружия. Среди характерных печенежских изделий упоминаются между прочим трубы в виде бычьих голов, при помощи которых ханы подавали сигналы своим воинам во время боя. Часть этих предметов присутствует в печенежских могильных курганах — наборные серебряные пояса, серединные костяные накладки на тяжелые луки, прямолезвийные сабли, колчаны со стрелами, глиняные сосуды с «роскошным» орнаментом и т. д. Рядом со всадником хоронили его коня, положенного на брюхо, взнузданного и оседланного. В X в. такой погребальный обряд распространился по всей Великой степи.

Боеспособность печенежской орды современники оценивали весьма высоко. Архиепископ Феофилакт Болгарский (X в.) писал, что набег печенегов — это «удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко - от быстроты бегства. Нападая, они предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. А главное — они опустошают чужую страну, а своей не имеют... Жизнь мирная — для них несчастье, верх благополучия - когда они имеют удобный случай для войны или когда насмехаются над мирным договором. Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их бесчисленно». Византийский историк второй половины XII — начала XIII в. Никита Хониат считал, что в сражениях с ромеями печенеги имели значительное преимущество, благодаря стремительным конным атакам, меткому обстрелу из луков и устрашающему действию оглушительного крика, с которым они производили свои налеты. Однако ни людские ресурсы, ни военная организация не позволяли печенегам покончить с противником одним ударом, раз и навсегда подорвать его могущество, как это удавалось, например, монголам; военное давление с их стороны выражалось в непрерывных набегах. Поэтому цивилизованные соседи печенегов довольно часто с успехом противостояли им. Так, в одном из сражений с византийцами печенеги огородились повозками, создав подобие степной крепости. Это было действенное средство против конницы, с которой преимущественно и привыкли иметь дело печенеги. Но пешие варанги-«секироносцы» (выходцы из Британии) быстро разрушили укрепление и ворвались внутрь, обеспечив ромеям победу. По сведениям Ибн Русте и Гардизи, хазары ежегодно совершали походы в страну печенегов (восточноднепровских) и приводили оттуда множество пленных. Впрочем, для того, чтобы изгнать печенегов из Северного Причерноморья, у Хазарского каганата не хватало сил.

Византия и подавно стремилась поддерживать с печенегами мирные отношения. Печенежский козырь был очень значим в той политической игре, которую вела империя на своих северных границах. Подытоживая внешнеполитический опыт своих предшественников, Константин Багрянородный наставлял своего сына: «[Знай], что, пока василевс ромеев находится в мире с пачинакитами, ни росы, ни турки [венгры] не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и вещей, опасаясь, что василевс употребит силу этого народа против них, когда они выступят против ромеев. Пачинакиты, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю росов и турок, уводить в рабство их жен и детей и разорять их землю».

Между северной линией печенежских кочевий и южнорусской границей пролегала узкая нейтральная полоса в «один день пути» (30-35 километров). Какое-то время она достаточно надежно обеспечивала спокойствие Русской земли. На Днепре даже завязалась довольно оживленная русско-печенежская торговля. Русские купцы покупали у степняков коров, коней и овец. Константин Багрянородный полагал, что это позволяло русам «жить легче и сытнее». Как показывают археологические исследования, собственное животноводство и в самом деле удовлетворяло лишь немногим больше половины потребности жителей Киевской земли в мясе.

Сообщение о первой стычке помечено в Никоновской летописи 875 г.: «Того же лета избиша множество печенег Осколд и Дир». Однако эта дата плохо согласуется с археологическими сведениями о местонахождении печенегов во второй половине IX в. Более правдоподобно выглядит сообщение Повести временных лет под 915 г.: «Приидоша печенези первое на Руськую землю, и сотворивше мир с Игорем…». В 920 г. в поход выступает уже сам Игорь: «Игорь воеваша на печенеги»; впрочем, как направление похода, так и его исход остаются загадкой.

Все же есть основания полагать, что первые набеги печенегов на Русь, как правило, были удачны. Особенно страдали от них славяне, жившие в лесостепной зоне к востоку от Днепра. Археологические раскопки здешних поселений показывают, что с началом Х в. начинается их запустение и значительное падение уровня жизни населения. Исчезают крупные ремесленные центры, реже встречаются украшения из драгоценных металлов, прекращается торговля с мусульманским Востоком. Константин Багрянородный пишет, что печенеги способны воевать с венграми, болгарами и русами «и, многократно нападая на них, стали ныне [им] страшными».

Очевидно, что киевскому княжескому роду и всем «кыянам» было очень важно замирить печенегов и заручиться их дружбой. Ведь, по словам Константина Багрянородного, «против удаленных от их пределов врагов росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире с пачинакитами, так как пачинакиты имеют возможность - в то время когда росы удалятся от своих семей, — напав, все у них уничтожить и разорить. Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться».

Судя по всему, в 30-х гг. Х в. печенежский натиск на Русскую землю значительно ослаб. Следующее летописное известие о печенегах под 944 г. говорит о них как о союзниках Игоря в походе на греков. О мирном соглашении (или ряде мирных соглашений) между Киевом и степью свидетельствует и тот факт, что печенеги не препятствовали русам обосноваться в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье. Однако периоды дружбы длились недолго, заканчиваясь вместе с завершением совместного похода или тогда, когда подарки киевского князя переставали удовлетворять алчность печенежских ханов. И тогда, говорит Константин, «частенько, когда у них нет мира друг с другом, они [печенеги] грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб». Возможно, именно тогда, при Игоре, Русская земля начала опоясываться первыми «Змиевыми валами» - земляными укреплениями, затруднявшими подступы к Киеву со стороны степи.

Игорь и Святослав использовали печенегов для своих военных операций против Византии, но эти союзы, очевидно, зиждились лишь на разделе военной добычи. Судьба князя Святослава — хороший пример того, как мало значили для печенегов договоры с утратившим силу союзником.

Первый удар по печенежскому могуществу был нанесен во время недолгого правления князя Ярополка Святославича. Подробности его похода против печенегов неизвестны. Короткая летописная строка говорит только, что степные орды были рассеяны русской ратью: «победи Ярополк печенеги, и възложи на них дань». Сокрушительное поражение произвело такое впечатление на печенежских ханов, что один из них, по сообщению того же источника, поспешил отдаться под Ярополкову руку: «Прииде Печенежьский князь Илдея, и би челом Ярополку в службу; Ярополк же приат его, и даде ему грады и власти, и имяше его в чести велице».

Укротить печенежскую опасность выпало на долю князя Владимира. Многолетняя война Руси с печенегами в его княжение охарактеризована «Повестью временных лет» как одно нескончаемое сражение: «рать велика бес перестани». Однако мы можем выделить в этой растянувшейся почти на четверть века борьбе два этапа.

Первый, сугубо оборонительный, продолжался примерно до конца 90-х гг. Х в. Он был отмечен как блестящими победами русского войска, вроде той, которая получила легендарное отражение в сказании о переяславском отроке, так и тяжелыми поражениями, когда жизнь самого князя Владимира оказывалась под угрозой: «…приидоша печенези к Василеву, и Володимер с малыми людми изыде противу им, и не мог Володимер стати противу им, подбег ста под мостом, едва укрыся от противных» (летописная статья под 995г.). К археологическим свидетельствам яростного печенежского натиска на Русь относятся разоренные пограничные городки*, расчлененные тела людей в древнерусских погребениях этого времени, скелеты мужчин, хранящие следы сабельных ударов (могильники в Воине и Жовнине). В постоянной опасности находился и Киев, о чем говорят остатки внушительного вала, которым Владимир опоясал Старокиевский холм. Но политика князя по укреплению южной границы принесла свои плоды. Хотя печенеги и доходили до белгородской оборонительной линии, им, по-видимому, все же не довелось разбить свои шатры под стенами «матери городов русских». В 1018 г. немецкий хронист Титмар Мерзебургский, хорошо информированный о русских делах, записал, что Киев — город «чрезвычайно укрепленный», и «до сих пор ему, как и всему тому краю… удавалось противостоять весьма разорительным набегам печенегов».

* Как, например, небольшая крепость на мысу в Заречье, разгромленная на рубеже Х-XI вв. Около ее воротной башни найдены две серебряные монеты Владимира, вероятно, оброненные во время грабежа кем-то из нападавших.

С началом XI в. война вступила во второй этап. Русь перешла к наступлению на степь. Наибольшие успехи были достигнуты на правом берегу Днепра. Применительно к этому времени археология фиксирует расширение зоны славянской колонизации в Среднем Поднепровье до бассейна реки Рось, неуклонный рост количества пограничных поселений (в том числе торговых) и увеличение занимаемых ими площадей. Правобережная печенежская орда вынуждена была откочевать далеко вглубь степи. Если в середине Х в. Константин Багрянородный писал, что печенежские кочевья отделяет от «Росии» всего «один день пути», то епископ Бруно Кверфуртский в 1008 г. засвидетельствовал, что его путь от Киева до русско-печенежской границы продолжался уже два дня (что соответствует расстоянию от Киева до берегов Роси), а месторасположение самого табора печенегов было обнаружено им лишь на пятый день путешествия по степи. Он же отметил глубокую усталость кочевников от войны и, главное, их убеждение, что длительный мир с Русью возможен только при условии, если «государь Руси не изменит уговору». Другими словами, Владимир к тому времени настолько сильно прижал правобережных печенегов, что судьбы войны и мира всецело находились в его руках. Стараниями Бруно мир тогда был заключен, но продлился он, по-видимому, недолго, и в последние годы жизни Владимиру вновь пришлось вести брань с вероломными степняками.
И все же, именно в княжение Владимира были заложены предпосылки для окончательной победы над печенегами и изгнания этой орды из «русского» ареала Великой степи.

Во время династической смуты 1015-1019 гг. печенеги поддержали князя Святополка, но были разбиты Ярославом Мудрым.
Последнее и, по всей видимости, решающее столкновение с печенегами датируется летописью 1036 г. В то время, когда Ярослав был в Новгороде, к нему пришла весть, что печенеги осадили Киев. Собрав многочисленное войско из варягов и словен, Ярослав поспешил к Киеву. Печенегов было без числа, но Ярослав дал им бой в открытом поле. Противники схватились на месте, где позднее был построен собор святой Софии. После жестокой сечи, к вечеру одолел Ярослав. Печенеги бросились врассыпную, множество их утонуло в Сетомли и других реках, а остаток их, добавляет летописец, бегает где-то и до сего дня.

Из византийских источников следует, что печенеги отхлынули в Подунавье, откуда стали тревожить набегами Болгарию и Византию. «Это событие, оставляемое без внимания во всех новых исторических сочинениях,— пишет В. Г. Васильевский по поводу перехода печенегами Дуная,— имеет громадное значение в истории человечества. По своим последствиям оно почти так же важно, как переход за Дунай западных готов, которым начинается так называемое переселение народов... Непосредственной причиной великого движения с запада на восток, то есть Первого крестового похода, насколько эта причина заключалась в положении Восточной империи, были не столько завоевания сельджуков в Азии, сколько грозные и страшные массы орды печенежской, угрожавшей самому Константинополю» (Васильевский В.Г. Труды. СПб. Т. I. 1908, с. 7—8 ).

В 1091 г. половецкие ханы Боняк и Тугоркан, явившиеся на Балканы по приглашению византийского императора Алексея I Комнина, разгромили придунайских печенегов в долине реки Марицы. С печенежским господством на Балканах и в Подунавье было покончено в один день. Масштабы постигшей печенегов военной катастрофы изумили современников. «В тот день произошло нечто необычайное: погиб целый народ вместе с женщинами и детьми, народ, численность которого составляла не десять тысяч человек, а выражалась в огромных цифрах, — писала дочь Алексея Комнина, Анна. — Это было 29 апреля, в третий день недели» .

Конечно, известие Анны Комнин о гибели всего печенежского «народа» не следует понимать буквально. Источники первой половины XII в. все еще упоминают об остатках придунайских печенегов. Но как субъект исторического процесса печенеги навсегда сошли с политической сцены.

Печенегам повезло не больше прочих гибридных родов суперэтноса. Их записали в «тюркские племена», не имея на то ни малейших оснований. Но при этом тут же оговорили, что в состав этих «тюрок» вошли сарматы («иранцы»), угро-финны и племена каких-то кавказских групп.
В конце IX в. они кочевали между Волгой и Аральским морем, сражались с половцами, огузами и хазарами. Потом перешли Волгу, вытеснили кочевавших между Доном и Днепром угров, захватили Северное Причерноморье вплоть до Дуная.
Печенеги занимались скотоводством и постоянно совершали набеги на Русь, Византию, Венгрию и прочие окрестные страны. При этом печенеги почему-то постоянно принимали участие в походах русов (уже русичей Киевской Руси и княжеств) в качестве союзников. И очень хорошо договаривались с князьями русов. Не исключением был и великий князь Святослав, использовавший конницу печенегов для решения своих страгических задач. Представить себе, чтобы дикие кочевники могли выступать в объединенном войске в качестве «регулярной конницы», очень трудно. Да и кто бы им доверил фланги? Однако союзничество русов и печенегов - факт.
Святослав отказал князю печенегов Куре в праве идти с ним вместе в Болгарию, а потом и на Византию. Печенеги были столь поражены «неуважительным» отношением к ним русичей, что после не совсем удачного Болгарского похода напали на дружину Святослава у Днепровских порогов и убили князя.
Почему князья Руси не признавали печенегов себе равными? Потому что они были Рюриковичами. А все иные властители окрестных родов суперэтноса Рюриковичами не были. Но это вовсе не означает, что они были «тюрками» или «монголами». В жилах печенегов могла течь какая-то часть тюркской крови - благоприобретённой во времена их «кочевий» на Волге и Южном Урале. Но считать их тюрками мы не имеем права, потому что тюрками они никогда не были.
Да, печенеги вели образ жизни, отличный от образа жизни северных русов и славян. Но они сохраняли традиции русов Северного Причерноморья, «казачий образ» жизни» - сегодня ты пашешь землю и выращиваешь скот, а назавтра ты уже в седле, в походе, в сражении или лихом набеге.
Мы должны помнить, что тюркские племена кочевников появляются в Причерноморье достаточно поздно. В III-XIII вв. их там нет. Северное Причерноморье плотно заселено русами-ариями , которые соперничают не только друг с другом. Любые иные, неродственные племена обречены на поголовное уничтожение. Законы того времени были достаточно суровы. И ни один русский князь ни при каких обстоятельствах не взял с собой в большой поход чуждых ему и его дружине «союзников». Обратного не бывает даже в сказках.
Да, Ярослав Мудрый нанёс печенегам сокрушительное поражение под Киевом в 1036 г. Но не потому, что они были «тюрками».
А потому что они совершали набеги и не желали полностью покориться Рюриковичам. Часть уцелевших родов печенегов ушла к Карпатам и Дунаю. На смену им пришли в южно-русские степи половцы. Такие же гибридные русы, как и печенеги.
*
Ю. Д. Петухов.

Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси.

Кто такие печенеги, что это за кочевой народ? По летописям и, прежде всего, по «Повести временных лет» Нестора мы узнаём, что печенеги в основном занимались скотоводством, так как вели кочевой образ жизни. Они жили родовым строем, во главе родов стояли вожди, которых выбирали родом или племенем. Во главе всех племён стоял хан, или каган. Власть ханов была не выборная, а наследственная.

Русь и печенеги

История печенегов тесно связана с Русью. Огромные просторы Руси всегда манили к себе эти кочевые племена. Печенеги были серьёзной опасностью для Руси почти 120 лет - с 915 года, когда они впервые вторглись в пределы Руси, до 1068 года, когда им был дан решительный отпор Ярославом Мудрым.

Хронология борьбы Руси с печенегами

  • 915 г. Первое появление печенегов на территории Руси во время правления князя Игоря. Он сумел подписать с ними мирный договор.
  • 920 г. Война Игоря с печенегами, так как племена стали опасностью для Руси. Начался период постоянных военных столкновений, который характеризовался переменным успехом с той и другой стороны.
  • 968 г. В правление княгини Ольги и Святослава они даже дошли до стен Киева. Ольга героически руководила защитой города, пока не подоспела дружина Святослава, находившаяся в это время на юге страны.
  • 1036 г. Решительный удар печенегам нанёс князь Ярослав Мудрый. В честь победы был возведён знаменитый Софийский собор в Киеве. Победа над печенегами прославила имя князя в истории Древней Руси.

Однако история печенегов на этом не заканчивается. Более трёх веков их использовали в качестве военной силы. Так, Ярослав Мудрый многих из них поселил на юге страны, где они стали защищать границы государства. Императоры Византии сделали часть печенегов своими союзниками в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. И лишь в 14 веке печенеги перестали существовать как отдельный народ, смешавшись с многочисленными народами разных государств: Руси. Византии, стран Запада.

Такую роковую шутку сыграла с печенегами история, с некогда грозным и сильным кочевым народом.

Печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия), союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами.

Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö; арабские писатели называют страну печенегов Баджнак. Весьма вероятно, что все это - варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков.

Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам.

Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами . О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели.

Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII - веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов , кипчаков и хазар . Разгромив в веке в причерноморских степях кочевавших там венгров , печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Основным занятием печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. В веке делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись "великими князьями", роды -"меньшими князьями", избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У печенегов существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия.

Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в , , годах. В и годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию . В году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей , по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). В году Ярослав Мудрый нанёс печенегам сокрушительное поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.

В это же время на них надвинулись торки , заставившие их передвинуться на Запад - от Днепра до Дуная. Среди печенегов были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы , вытеснившие оттуда и торков.

В -XII веках многие печенеги были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В

  • Плетнева С. А., Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, М.- Л., 1958.
  • Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Фёдоров-Давыдов Г. А., Курганы, идолы, монеты, М., 1968.
  • Использованные материалы

    • Большая советская энциклопедия, ст. "Печенеги".
    • Д. Б-ый "Печенеги", Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

    Тюркских и других племен в заволжских степях в 8-9вв. В 9 в. - в южнорусских степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги наРусь. В 1036 разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым, частьпеченегов откочевала в Венгрию.

    Значение слова Печенеги по словарю Ушакова:
    ПЕЧЕНЕГИ
    печенегов, ед. нег, а, м. (истор.). Древний народ тюркского происхождения, кочевавший в 9-11 вв. хр. э. на юго-востоке Европы, неоднократно нападавший на Киевскую Русь.

    Значение слова Печенеги по словарю Брокгауза и Ефрона:
    Печенеги - русское название народа тюркского происхождения. Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Beseny ö; арабские писатели называют страну П. Баджнак. Весьма вероятно, что все это - одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков. Некогда П. кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели. Неизвестно в точности, когда П. переселились из Азии в Европу. В IX в. они обитали уже между Волгой и Яиком (Уралом). Во второй половине этого века хозары в союзе с узами начали теснить П., которые, в свою очередь, вытеснили из южнорусских степей венгров. В это время они заняли все степи от Дона до Дуная, делясь на племена, или колена, из которых каждое имело свою местность для кочевья; только устья Днепра, Днестра и Дуная, по-видимому, не были заняты ими. Названия племен изменялись в связи с именами стоявших во главе их князей. Власть князей была невелика; в каждом племени она принадлежала одному роду, но переходила от одной семьи к другой. Кроме князя, власть принадлежала народному собранию, называвшемуся коментон. Иногда княжескую власть захватывали и посторонние лица, не принадлежавшие к владетельному роду. Внутренний быт П. носит на себе все типические черты, свойственные кочевникам-степнякам. Уже в Х в., однако, они не чуждались торговли, служа посредниками между Грецией, Русью и Хозарией. В начале XI в. между П. стал распространяться ислам. До 60-х годов Х в. П. не тревожили Руси (по крайней мере, не говорят об их нападениях); но уже в 968 г. они осадили Киев во время отсутствия Святослава и едва его не захватили. Святослав был убит ими у Днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с П. была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами; таково происхождение Змиева вала в нынешней Киевской губ. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). Последнее нападение П. на Русь (они осадили Киев) относится к 1034 г.; они были совершенно разбиты. В это время на них надвинулись торки, заставившие их передвинуться на Запад - от Днепра до Дуная. Среди П. были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы, вытеснившие оттуда и торков. Лучший труд о П. - проф. П. В. Голубовского: "Печенеги, торки и половцы" (Киев, 1884). Д. Б-ый. Печенеги (Ново-Белгород) - слобода Харьковской губ., Волчанского у., на р. Сев. Донце, в 10 в. от г. Чугуева. Еженедельно 2 базара, 4 ярмарки. Жит. 6579.

    Определение слова «Печенеги» по БСЭ:
    Печенеги - союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. В 8-9 вв. П. обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Разгромив в 9 в. в причерноморских степях кочевавших там венгров, П. заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная. Основным занятием П. было кочевое скотоводство. П. жили родовым строем. В 10 в. делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись
    «великими князьями», роды - «меньшими князьями», избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У П. существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников П. продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия. Русская земля подвергалась нашествиям П. в 915, 920, 968. В 944 и 971 киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды П. в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. В 972 войска П., возглавляемые ханом Курей, по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В 1036 Ярослав Мудрый нанёс П.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!