Практикум по русскому языку "деепричастные обороты".

Деепричастные обороты .

Вариант 1.

1. Среди кустов ольхи извивается поблескивая на солнце ручей.

2. Шумит размахивая вершинами деревьев старый лес.

3. Змея шурша листьями зашевелилась в дупле.

4. Композитор навещая своих питомцев решил понаблюдать за ними.

5. Мы остановились залюбовавшись пейзажем и снова двинулись в путь.

Вариант 2.

1. Снег падал под ноги засыпая следы каравана.

2. Лучи солнца пробив тучу блеснули в небе.

3. Вдоль дороги едва касаясь снега прошмыгнул соболь.

4. Вернувшись в палатку я долго читал.

5. Осторожно не нарушая покоя ночи пробрался я в свою комнату.

Вариант 3.

1. Вдруг хлынул косым серебром сбивая яблоки ливень.

2. Хаджи-Мурат быстро прихватив ружьё вложил ногу в стремя.

4. В долину спешат ручьи весело извиваясь.

5. Вдруг рассекая потемки золотой лентой взвилась к небу ракета.

Вариант 4.

1. Лодка подходила к берегу замедляя ход.

2. Испугавшись нас кошка залезла на дерево.

3. Он остановил кучера не доезжая до аллеи открыл дверцу.

4. Вдали увеличивалось уносясь по ветру голубое облако.

5. Оставляясь незамеченными мы бесшумно ползли по траве.

Вариант 5.

1. Согрев деревья солнце поднималось всё выше.

2. Щенок выскочил на улицу весело помахивая хвостиком.

3. Дорога поворачивая вправо углублялась в лес.

4. Обгоняя друг друга летели жёлтые листья.

5. Данко держа высоко сердце осветил людям путь.

2. Выписать все деепричастные обороты.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дро­жал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Потом я повернул на длинную липовую ал­лею. И тут то же запустение и старость. Прошлогод­няя листва печально шелестела под ногами, и в су­мерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились. Я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мной неожиданно развернулся вид на барский дом и на широкий пруд с купальней, с деревней на том берегу, с высокой узкой колоколь­ней, на которой горел крест, отражая в себе заходив­шее солнце.

1) 1,2

2)1,2,3

3)1,2,3,4

4)1,4

1) 1,2,3,4,5,6

2) 1,5

3) 1,2,3,4,5

4)1,2,3,5,6

3. Но (1) может быть (2) нет лучшего памятника погибшим (3) чем этот необозримый яблоневый сад (4) отягощённый плодами.

1) 1,2

2) 3

3) 1,2,3

4) 1,2,3,4

1) 1,2

2)3,4

3)1,2,3

4) 1,2,3,4

5. Говоря о нашем обществе (1) о наших многочисленных проблемах(2) он порадовался(3)что нынешние россияне освободились от предрассудков(4) от ханжества(5)которое так мешало нам раньше.

1) 1,3,5

2)1,2,3,4,5

3)3,5

4)2,3,4,5

1) 1,2,3,4,5

2)1,2,4,5

3)1,2,3,4

4)1,4,5

1) 3,4,5,6

2)1,2,3,4,5,6

3)1,2,3,4

4)1,3,5,6

1. Два ряда старых (1) тесно посаженных (2) очень высоких елей стояли (3) как две сплошные стены (4) образуя мрачную красивую аллею.

1) 1,2

2)1,2,3

3)1,2,3,4

4)1,4

2. Благоухание яблок плывёт над садами (1) которым (2) кажется (3) нет ни конца (4) ни края (5) свежим прибоем окатывает улицы и автотрассу (6) перерезающую городок пополам.

1) 1,2,3,4,5,6

2) 1,5

6. Так и не добравшись до новых земель(1) измученные жаждой (2) мореплаватели(3) сворачивали назад(4) но будь у них пресная вода (5) то на карте стало бы одним «белым пятном» меньше.

1) 1,2,3,4,5

2)1,2,4,5

3)1,2,3,4

4)1,4,5

7. Была (1) правда(2) старая настольная лампа(3) купленная в комиссионном(4)чужая старина(5)не вызывающая никаких воспоминаний(6)поэтому ничем не дорогая.

1) 3,4,5,6

2)1,2,3,4,5,6

3)1,2,3,4

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

08.09.2011 30336 1848

Контрольная работа по теме «Деепричастие».

Теоретический блок.

1.Найти верные утверждения.

1.Деепричастие обозначает признак предмета по действию.

2.Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

3.Общее грамматическое значение – добавочное действие, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым.

4.Деепричастие в предложении чаще является обстоятельством, реже – сказуемым.

5.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

6.Возвратные деепричастия бывают переходными и непереходными.

7.Переходные деепричастия требуют винительного падежа с предлогом и без предлога.

8.Деепричастия не имеют категории времени.

9.Деепричастия не изменяются по числам, родам и падежам.

10.Некоторые деепричастия изменяются по лицам.

11.НЕ с деепричастиями чаще всего пишется раздельно.

12.Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени.

13.Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов А, Я, В, ШИ

14.От глагола быть деепричастие образуется при помощи суффикса УЧИ.

15.Деепричастие совершенного вида образуются от основы глаголов неопределенной формы.

16.Деепричастия совершенного вида могут образовываться при помощи суффиксов В, ВШИ, ШИ, А, Я

17.Деепричастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени.

18.Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

2.Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены).

Снег падал на землю покрывая ее пушистым ковром.

3.Выполнить морфологический разбор деепричастия из предложения задания № 2.

4. Выполнить разбор слов по составу.

Покусывая, осмотрев, холодеющая, испугавшись, умолкая.

Практический блок.

1.Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий.

Бороться - выдавать -

Прожить - запереть -

Запирая - попросить -

Остаться - узнавать –

2.Указать правильный вариант одного из двух предложений для деепричастного оборота.

1.Посоветовавшись с другом,

А) решение было принято Б) он принял решение

2.Читая эту книгу,

А) я узнал много интересного Б) мне было интересно…

3.Приехав в Астану,

А) она поражает размахом строительства

Б) мы поразились размахом ее строительства.

3.Расставить знаки препинания, выделить деепричастные обороты.

1.Вронский остановил кучера не доезжая до аллеи и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею ведущую к дому.

2.С ненавистью глядя друг на друга они начинают толкаться.

3.Мальчик увлекаясь все больше и больше следил за каждым его движением.

4.Проснувшись он почувствовал себя несчастным.

5.Отчалив я сейчас же пустился догонять плот держась вдоль берега.

4.Расставить знаки препинания, выделить деепричастные обороты.

1.Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

2.Маргарита поняла что летя над городом нужно быть очень внимательной.

3.А море Черное шумит не умолкая.

4. Он тоже было побрел по воде, но достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше остановился и жалобно рявкнул.

5.И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Был уже шестой час, и потому, чтобы поспеть вовремя и вместе с тем не ехать на своих лошадях, которых все знали, Вронский сел в извозчичью карету Яшвина и велел ехать как можно скорее. Извозчичья старая четвероместная карета была просторна. Он сел в угол, вытянул ноги на переднее место и задумался. Смутное сознание той ясности, в которую были приведены его дела, смутное воспоминание о дружбе и лести Серпуховского, считавшего его нужным человеком, и, главное, ожидание свидания — все соединялось в общее впечатление радостного чувства жизни. Чувство это было так сильно, что он невольно улыбался. Он спустил ноги, заложил одну на колено другой и, взяв ее в руку, ощупал упругую икру ноги, зашибленной вчера при падении, и, откинувшись назад, вздохнул несколько раз всею грудью. «Хорошо, очень хорошо!» — сказал он сам себе. Он и прежде часто испытывал радостное сознание своего тела, но никогда он так не любил себя, своего тела, как теперь. Ему приятно было чувствовать эту легкую боль в сильной ноге, приятно было мышечное ощущение движений своей груди при дыхании. Тот самый ясный, холодный августовский день, который так безнадежно действовал на Анну, казался ему возбудительно оживляющим и освежал его разгоревшееся от обливания лицо и шею. Запах брильянтина от его усов казался ему особенно приятным на этом свежем воздухе. Все, что он видел в окно кареты, все в этом холодном чистом воздухе, на этом бледном свете заката было так же свежо, весело и сильно, как и он сам: и крыши домов, блестящие в лучах спускавшегося солнца, и резкие очертания заборов и углов построек, и фигуры изредка встречающихся пешеходов и экипажей, и неподвижная зелень дерев и травы и поля с правильно прорезанными бороздами картофеля, и косые тени, падавшие и от домов, и от дерев, и от кустов, и от самых борозд картофеля. Все было красиво, как хорошенький пейзаж, только что оконченный и покрытый лаком. — Пошел, пошел! — сказал он кучеру, высунувшись в окно, и, достав из кармана трехрублевую бумажку, сунул ее оглянувшемуся кучеру. Рука извозчика ощупала что-то у фонаря, послышался свист кнута, и карета быстро покатилась по ровному шоссе. «Ничего, ничего мне не нужно, кроме этого счастия, — думал он, глядя на костяную шишечку звонка в промежуток между окнами и воображая себе Анну такою, какою он видел ее в последний раз. — И чем дальше, тем больше я люблю ее. Вот и сад казенной дачи Вреде. Где же она тут? Где? Как? Зачем она здесь назначила свидание и пишет в письме Бетси?» — подумал он теперь только; но думать было уже некогда. Он остановил кучера, не доезжая до аллеи, и, отворив дверцу, на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею, ведшую к дому. В аллее никого не было; но, оглянувшись направо, он увидал ее. Лицо ее было закрыто вуалем, но он обхватил радостным взглядом особенное, ей одной свойственное движение походки, склона плеч и постанова головы, и тотчас же будто электрический ток пробежал по его телу. Он с новою силой почувствовал самого себя, от упругих движения ног до движения легких при дыхании, и что-то защекотало его губы. Сойдясь с ним, она крепко пожала его руку. — Ты не сердишься, что я вызвала тебя? Мне необходимо было тебя видеть, — сказала она; и тот серьезный и строгий склад губ, который он видел из-под вуаля, сразу изменил его душевное настроение. — Я, сердиться! Но как ты приехала, куда? — Все равно, — сказала она, кладя свою руку на его, — пойдем, мне нужно переговорить. Он понял, что что-то случилось и что свидание это не будет радостное. В присутствии ее он не имел своей воли: не зная причины ее тревоги, он чувствовал уже, что та же тревога невольно сообщалась и ему. — Что же? что? — спрашивал он, сжимая локтем ее руку и стараясь прочесть в ее лице ее мысли. Она прошла молча несколько шагов, собираясь с духом, и вдруг остановилась. — Я не сказала тебе вчера, — начала она, быстро и тяжело дыша, — что, возвращаясь домой с Алексеем Александровичем, я объявила ему все... сказала, что я не могу быть его женой, что... и все сказала. Он слушал ее, невольно склоняясь всем станом, как бы желая этим смягчить для нее тяжесть ее положения. Но как только она сказала это, он вдруг выпрямился, и лицо его принято гордое и строгое выражение. — Да, да, это лучше, тысячу раз лучше! Я понимаю, как тяжело это было, — сказал он. Но она не слушала его слов, она читала его мысли по выражению лица. Она не могла знать, что выражение его лица относилось к первой пришедшей Вронскому мысли — о неизбежности теперь дуэли. Ей никогда и в голову не приходила мысль о дуэли, и поэтому это мимолетное выражение строгости она объяснила иначе. Получив письмо мужа, она знала уже в глубине души, что все останется по-старому, что она не силах будет пренебречь своим положением, бросить сына и соединиться с любовником. Утро, проведенное у княгини Тверской, еще более утвердило ее в этом. Но свидание это все-таки было для нее чрезвычайно важно. Она надеялась, что это свидание изменит это положение и спасет ее. Если он при этом известии решительно, страстно, без минуты колебания скажет ей: «Брось все и беги со мной!» — она бросит сына и уйдет с ним. Но известие это не произвело в нем того, чего она ожидала: он только чем-то как будто оскорбился. — Мне нисколько не тяжело было. Это сделалось само собой, — сказала она раздражительно, — и вот... — она достала письмо мужа из перчатки. — Я понимаю, понимаю, — перебил он ее, взяв письмо, но не читая его и стараясь успокоить, — я одного желал, я одного просил — разорвать это положение, чтобы посвятить свою жизнь твоему счастию. — Зачем ты говоришь мне это? — сказала она. — Разве я могу сомневаться в этом? Если б я сомневалась... — Кто это идет? — сказал вдруг Вронский, указывая на шедших навстречу двух дам. — Может быть, знают нас, — и он поспешно направился, увлекая ее за собою, на боковую дорожку. — Ах, мне все равно! — сказала она. Губы ее задрожали. И ему показалось, что глаза ее со странною злобой смотрели на него из-под вуаля. — Так я говорю, что не в этом дело, я не могу сомневаться в этом; но вот что он пишет мне. Прочти. — Она опять остановилась. Опять, как и в первую минуту, при известии об ее разрыве с мужем, Вронский, читая письмо, невольно отдался тому естественному впечатлению, которые вызывало в нем отношение к оскорбленному мужу. Теперь, когда он держал в руках его письмо, он невольно представлял себе тот вызов, который, вероятно, нынче же или завтра он найдет у себя, и самую дуэль, во время которой он с тем самым холодным и гордым выражением, которое и теперь было на его лице, выстрелив в воздух, будет стоять под выстрелом оскорбленного мужа. И тут же в его голове мелькнула мысль о том, что ему только что говорил Серпуховской и что он сам утром думал — что лучше не связывать себя, — и он знал, что эту мысль он не может передать ей. Прочтя письмо, он поднял на нее глаза, и во взгляде его не было твердости. Она поняла тотчас же, что он уже сам с собой прежде думал об этом. Она знала, что, что бы он ни сказал ей, он скажет не все, что он думает. И она поняла, что последняя надежда ее была обманута. Это было не то, чего она ожидала. — Ты видишь, что это за человек, — сказала она дрожащим голосом, — он... — Прости меня, но я радуюсь этому, — перебил Вронский. — Ради Бога, дай мне договорить, — прибавил он, умоляя ее взглядом дать ему время объяснить свои слова. — Я радуюсь, потому что это не может, никак не может оставаться так, как он предполагает. — Почему же не может? — сдерживая слезы, проговорила Анна, очевидно уже не приписывая никакого значения тому, что он скажет. Она чувствовала, что судьба ее была решена. Вронский хотел сказать, что после неизбежной, по его мнению, дуэли это не могло продолжаться, но сказал другое. — Не может продолжаться. Я надеюсь, что теперь ты оставишь его. Я надеюсь, — он смутился и покраснел, — что ты позволишь мне устроить и обдумать нашу жизнь. Завтра... — начал было он. Она не дала договорить ему. — А сын? — вскрикнула она. — Ты видишь, что он пишет? — надо оставить его, а я не могу и не хочу сделать это. — Но ради Бога, что же лучше? Оставить сына или продолжать это унизительное положение? — Для кого унизительное положение? — Для всех и больше всего для тебя. — Ты говоришь унизительное... не говори этого. Эти слова не имеют для меня смысла, — сказала она дрожащим голосом. Ей не хотелось теперь, чтобы он говорил неправду. Ей оставалась одна его любовь, и она хотела любить его. — Ты пойми, что для меня с того дня, как я полюбила тебя, все, все переменилось. Для меня одно и одно — это твоя любовь. Если она моя, то я чувствую себя так высоко, так твердо, что ничто не может для меня быть унизительным. Я горда своим положением, потому что... горда тем... горда... — Она не договорила, чем она была горда. Слезы стыда и отчаяния задушили ее голос. Она остановилась и зарыдала. Он почувствовал тоже, что что-то поднимается к его горлу, щиплет ему в носу, и он в первый раз в жизни почувствовал себя готовым заплакать. Он не мог бы сказать, что именно так тронуло его; ему было жалко ее, и он чувствовал, что не может помочь ей, и вместе с тем знал, что он виною ее несчастья, что он сделал что-то нехорошее. — Разве невозможен развод? — сказал он слабо. Она, не отвечая, покачала головой. — Разве нельзя взять сына и все-таки оставить его? — Да; но это все от него зависит. Теперь я должна ехать к нему, — сказала она сухо. Ее предчувствие, что все останется по-старому, не обмануло ее. — Во вторник я буду в Петербурге, и все решится. — Да, — сказала она. — Но не будем больше говорить про это. Карета Анны, которую она отсылала и которой велела приехать к решетке сада Вреде, подъехала. Анна простилась с ним и уехала домой.

Дата: 13.06.2014 Тема:

I. 1. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего. (И. Павлов.) 2. Снежные хлопья косыми лучами падали под ноги, засыпая следы каравана. (Ф.) 3. Люблю дорожкою лесной, не зная сам куда, брести. (Майк.) 4. Первые лучи солнца, пробив сквозившую тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу. (Л. Т.) 5. Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но, не дойдя до нее каких-нибудь двухсот - трехсот шагов, сели отдыхать на шпалы. (Арс.) 6. Легкий ветерок пробежал по степи, неся глухой шум ушедшего поезда. (Ч.) 7. Вот вдоль колоды, едва касаясь снега, Прошмыгнул ловкий соболь. (Ф.) 8. Вернувшись в палатку, я долго читал, не переставая прислушиваться к неясным звукам надвигающейся непогоды. (Ф.) 9. Сверкнули косы, звякнули. Трава мгновенно дрогнула и пала прошумев. (Н.) 10. Говорила женщина точно сквозь сон и не сердясь. (М. Г.)

II. 1. Над полем низко провисая, лениво стонут провода. (Тв.) 2. Над холодною льдиною северный ветер пролетает, по земной пыли. (Рожд.) 3. Между тем к хору ручьев и хору лягушек, постепенно и согласно вступая, присоединились родственные вечерние звуки токующих тетеревов. (Пришв.) 4. Скользкой неровной тропою в зарослях пасмурных ив лошадь идет с водопоя, голову вниз опустив. (Рубц.) 5. Руслан томился молчаливо, и смысл и память потеряв. (П.) 6. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов (М Г.)

III. 1. В молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмо. (П.) 2. Осторожно, не нарушая всеобщего покоя ночи, пробираюсь к себе в палатку. (Ф.) 3. Вдруг, рассекая потемки, золотой лентой взвилась к небу ракета. (Ч.) 4. Гладь озер с травой не различая, тихо плачет на болоте выпь. (Ес.) 5. Седые тучи, влаги не щадя, стремятся к югу за ушедшим летом. (С. Бугорков.)

IV. 1. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег ночуя, плетется рысью как-нибудь. (П.) 2. Туманно-матовой пыльцой искрился, заиндевев от паутины, стог. (Сол.) 3. Саша, салазки свои погоняя, весело мчится. (Н.) 4. Поземку гонит по утрам, озорничая, ветер. (А. Алга.) 5. Вдруг хлынул студеным косым серебром, сбивая тяжелые яблоки, ливень. (Щ.) 6. Лишь ветер злой, бушуя, воет. (Барат.)

Смешанные примеры

I. 1. Посеять вовремя, сохраняя в земле влагу,- одно из условий высокого урожая. 2. Любить природу, охраняя ее богатство,- значит любить Родину. 3. Обычай сажать деревья, оставляя о себе память на земле,- один из самых древних. 4. Природа - родина всех талантов, начиная от росинки солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры. (Пришв.)

II. 1. Через полчаса пароход, оставив на волнах шлюпку, вдруг сразу уменьшившуюся, шел в море. (С-М.) 2. Шоссе шло на юг, минуя деревни, видневшиеся то справа, то слева от дороги. 3. Рванул ветер, взвихривая песок, остро жалящий лицо. (Пол.)

III. 1. Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь, мелкий, теплый, весело звякавший, падая на хребты волн. (М. Г.) 2. Нельзя было не любоваться кленом, росшим напротив школы, раскинув свои лапы-листья. 3. Ребята обратили внимание на мчавшуюся по дороге, подняв пыль, легковую машину.

IV. 1. Нельзя писать, не познавая жизни, ее людей, не видя полей и лесов, морей и рек, не слыша свиста степных ветров, не зная запахов родной земли. И познание это должно быть постоянным и непрерывным, как непрерывна сама жизнь. (Марк.) 2. Не шумя, не толкаясь, друг с другом не споря, собирались ребята на школьном дворе. (Ис.) 3. А потом пошли метели, засыпая снегом и слепя окна. (Бун.)

V. 1. Ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат. (А. Фет.) 2. Этот тихий, иногда мерный, иногда тревожно мятущийся шум листьев сопровождал его сон каждую ночь, порой немного затихая, но к утру обычно становясь беспокойнее и слышнее. (Бык.) 3. Вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней. (Т.)

VI. 1. Кибитка тихо подвигалась, ю въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраги, переваливаясь то на одну, то на другую сторону (П.) 2. Спотыкаясь, но не падая, малыш стремительно шел вперед. 3. То убыстряя, то замедляя ход, но не меняя направления, лодка шла недалеко от берега. 4. Запах палого листа и дыма висел над садами, то усиливаясь, то ослабевая от неуверенных нажимов ветра. (Пауст.)

VII. 1. Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. (М. Г.) 2. Весь его [Челкаша] костюм потерт, но крепок и очень шел к нему, делая его фигуру шире, скрадывая его костлявость и придавая ему внушительный вид. (М. Г.) 3. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. (Забол.) 4. Проходив до самых сумерек и ничего не найдя, я пошел по берегу реки. 5. Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим все чаще и чаще мимо пчелам, он дошел по тропинке до избы. (Л. Т.) 6. Костер по- праздничному играет пламенем, ярко освещая стоянку и отбрасывая в глубину леса трепещущие тени старых лиственниц. (Ф.)

VIII. 1. Дни стояли длинные, старухи успевали все и, устав, ложились после обеда, но не засыпали, а разговаривали лежа. (Расп.) 2. Река, сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо. (Ф.) 3. Через некоторое время человек вышел в коридор, и, заранее открыв дверь моей комнаты, я увидел его. (М. Г.)

IX. 1. Вставая с первыми лучами, теперь она в поля спешит и, умиленными очами их озирая, говорит: «Простите, мирные долины». (П.) 2. Хаджи-Мурат, быстро прихватив ружье, вложил ногу в узкое стремя и, беззвучно, незаметно перекинув тело, неслышно сел на высокую подушку седла. (Л. Т.) 3. Левчук тихонько прошелся по пригорку между молодых сосенок, послушал и, осторожно ступая босыми ногами по колючей земле, вернулся к Клаве. (Бык.) 4. Не отвечая на вопросы, а только отдуваясь от жары, он без всякой цели прошелся по всем комнатам и, дойдя до своей кровати, повалился на подушку. (Ч.) 5. Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую дорогу и на мокрую темно зеленую траву луга. (Л. Т.) 6. Оставаясь незамеченными, мы то ползли бесшумно по траве, то, нагнувшись, пробирались по чаше. (Ф.) 7. Председатель собрания, стоявший за столом, долго пытался навести порядок, но, видя бесплодность своих усилий, бросил колокольчик и ушел. (Марк.) 8. Николай Инютин то глядел на рассказчика, то, опустив глаза, чесал свой горбатый нос. (Ив.)

X. 1. Мы не просто читали стихи, а, желая их запомнить, выучивали наизусть 2. Медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты.

XI. 1. Он [Вронский] остановил кучера, не доезжая до аллеи, и, отворив дверцу, на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею, ведущую к дому. (Л. Т.) 2. Дрожа, волки поднимались, трусили между деревьев, стряхивая с кустов себе на спины серебряный иней, и, выбежав на опушку, шли гуськом через поле к овинам. (С.-М.) 3. Щенок выскочил на улицу, приветливо помахивая хвостиком, но, испугавшись нас, спрятался под крыльцо.

XII. 1. Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и, не останавливаясь, направился к реке. 2. Дорога шла через огромное поле, засеянное яровыми, и, поворачивая вправо, углублялась в лес. 3. Тотчас за окном вскрикнул петух, рывшийся в грядке с огурцами, и, не оглядываясь, помчался на сухих жилистых ногах прочь, в глубину двора. (Пауст.)

XIII. 1. Послышался гудок, и, замедляя ход, к станции подошел пассажирский поезд. 2. Туча заволокла все небо, и, поднимая пыль на дороге, подул сильный ветер. 3. Пронесся вихрь, и, будто догоняя его, повалил липкий снег. (Ф.) 4. Через час в нашем полотняном домике уже дымилась печь, и, готовя ужин, возле нее суетился Мищенко. (Ф.) 5. Я совсем растерялся, не понимая, что это значит, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в темноту на удаляющегося крошечного человека. (Л. Т.) 6. В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поет, пролежал бы всю жизнь до утра я, запрокинув лицо в небосвод… И, внимая весеннему шуму посреди очарованных трав, все лежал бы и думал я думу беспредельных полей и дубрав. (Забол.)

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. В предложения вставьте деепричастные обороты, написанные на доске, и запишите эти предложения.

Листья устилали дорожки парка разноцветным ковром. (Падая с деревьев.) Я сел верхом и поскакал в степь. (Возвратясь домой.)

2. К глаголу-сказуемому придумайте деепричастие или деепричастный оборот, вставьте его в предложение и запишите.

Образец. Ручей бежит к реке — Ручей, журча, … .

Вечером сидели у костра и пили чай.

3. Одно из распространенных сказуемых замените деепричастным оборотом. Перестроенное предложение запишите.

Образец. Снег медленно кружился в воздухе и покрывал землю белым одеялом. Снег, медленно кружась в воздухе, … .

Машина замедлила ход и остановилась на обочине шоссе.

4. Словосочетания замените фразеологическим оборотом.

Мчаться быстро (мчаться сломя голову); слушать внимательно (слушать раскрыв рот, затаив дыхание); трудиться упорно, долго (трудиться не разгибая спины).

ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

НОЧНОЙ ЗВОНОК

Требовательный звонок прозвучал и квартире моих соседей в третьем часу ночи. Хозяин пошел открывать, ворча и недоумевая. Каким же было его удивление, когда за дверью оказался кот.

В дом его взяли котенком каких-нибудь полгода назад и за смоляной цвет шерсти окрестили Цыганом. Котенок оказался на удивление смышленым. Когда с ним гуляла хозяйская дочь Таня, она, возвращаясь домой, нажимала кнопку электрического звонка. Котенок, видимо, запомнил ее действия, сам научился звонить.

Бывало, что хозяевам приходилось подниматься среди ночи с постели по требовательному звонку. Открывают и видят: сидит Цыган на дверной ручке, когтями левой лапы цепко держится за обивку двери, а другая готова еще раз нажать на кнопку.

Моему соседу звонки четвероногого полуночника порядком надоели. Собрался он как-то и увез Цыгана к своим родственникам в другой район города… (А. Заболоцкий.)

Опишите, чем закончилась история с Цыганом, используйте по возможности предложения с обособленными деепричастиями.

БЕРЕЗОВЫЙ СОК

Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами увидеть, как пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Туманным утром я добрался до лесного урочища, что раскинулось на север от станицы Вешенской. Опушенные инеем березы стояли, не шелохнувшись, ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой, полной грудью вдыхая тонкий, чуть горьковатый аромат обласканного первым теплом березняка.

Неожиданно я услышал прерывистую дробь, словно кто-то часто часто ударял стреляной гильзой о приклад ружья. Боясь хрустнуть веткой, подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом непостижимо быстро стучал по расщепленному суку. Временами он затихал, а потом вновь по лесу неслась задорная дробь.

«Кап! Кап!» слышится от другой березы, раскидистой, с наклоном. Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага, падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляю ладонь и через минуту с удовольствием пью пахнущий весной березовый сок. (В. Солдатов.) (154 сл.)

1. Правописание безударных гласных, приставок, суффиксов прилагательных, окончаний глагола, частицы не.

2. Пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении, при прямой речи.

Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не вметает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что береза - это воистину крестьянское дерево; в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле.

Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу…

А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имен, таких же светлых и чистых…

Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое. (По И. Жукову.) (142 сл.)

1. Правописание гласных после шипящих и ц, личных окончаний глагола, частиц не и ни.

2. Пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении.

НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль.

Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые, легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… Казалось, что нет, да и никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой или благословенной Богом стране. (И. Бунин.) (106 сл.)

1. Правописание гласных, приставок, существительных, прилагательных, причастий, глаголов, частиц.

2. Пунктуация при однородных членах, вводных словах, обособленных оборотах, в сложном предложении.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Полая вода сначала поднималась очень медленно, будто робея, а потом под напором северных верховий стала прибывать, заполняя низины.

Заметив опасность, лоси, косули, кабаны уходят на соседние возвышенности. Труднее мелким животным, которым не одолеть водной преграды. Будто азартный охотник сгоняет зверюшек в западню. Целыми стаями носятся по взлобкам напуганные зайцы. А там, где не осталось уже места скакать взад-вперед, сидят, вымокшие, притихшие, и ждут своей участи.

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребем, скрипя уключинами, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы.

А это что такое? К нашему удивлению, в середине заячьей братии обнаружилась поначалу не замеченная нами… лиса. Правда, не та былая пышнохвостая красавица, какие встречаются по зиме. Мокрая шерсть на ней обвисла, хвост тонок, глаза поблескивают хитринкой.

Кое-как загоняем лису в конуру на носу лодки, и наш ковчег продолжает плавание по разлившейся реке. Исцарапанные лисьими когтями, с набухшими мозолями на руках, перепачканные грязью и страшно усталые, но довольные своим путешествием, пристаем к лесному обрывчику. Один за другим дают стрекача спасенные нами от половодья зайцы, а за ними без оглядки убегает и Патрикеевна, видно так и не сообразившая, какое с ней случилось приключение. (По А. Сабирову.) (216 сл.)

1. Правописание непроизносимых согласных, приставок, причастий, наречий.

2. Пунктуация при обособленных оборотах, вводных словах, в сложном предложении.

51 Укажите количество грамматических основ в предложении.Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

52 Укажите количество грамматических основ в предложении.Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же?

53 Укажите количество грамматических основ в предложении.Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

54 Выпишите грамматическую основу предложения.В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.

55 Укажите количество грамматических основ в предложении.Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

56 Укажите количество грамматических основ в предложении.Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

57 Выпишите грамматическую основу предложения.Мне ничего не сулили.

58 Укажите количество грамматических основ в предложении.Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

59 Укажите количество грамматических основ в предложении.Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

60 Выпишите грамматическую основу предложения.Значит, отец и мама писа́ли после своей утренней пробежки и перед работой.

61 Выпишите грамматическую основу предложения.Ей, видите ли, своя прихоть дороже.

62 Выпишите грамматическую основу предложения.Мы с мамой переехали в этот дом недавно.

63 Укажите количество грамматических основ в предложении (24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл.

64 Укажите количество грамматических основ в предложении.Хотелось, чтобы появился друг.

65 Укажите количество грамматических основ в предложении.Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

66 Выпишите грамматическую основу предложения.Вот скажите мне, Ваня.

67 Укажите количество грамматических основ в предложении.А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...

68 Укажите количество грамматических основ в предложении.В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.

69 Укажите количество грамматических основ в предложении.Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»

70 Выпишите грамматическую основу предложения.Толе очень нравилось бежать в школу под дождём.

71 Выпишите грамматическую основу предложения.Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей.

72 Выпишите грамматическую основу предложения.Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

73 Выпишите грамматическую основу предложения.Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

74 Выпишите грамматическую основу предложения.Это понимать надо!

Помогите,пожалуйста.

1 .задание
Впишите грамматическую основу предложения.
А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок,утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой,нарисованной на картинке.
2 .задание
Укажите количество грамматических основ в предложении.Ответ запишите цифрой.
Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом,и ни одна из них не задевала меня,и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами,прятался в проходных дворах.
3.задание. Выпишите грамматическую.
У Мешкова от роду не было внутренних тормозов.
4.Замен

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено

неопределенной формой глагола.
A. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.
Б. Большая радость - делать счастливыми других.
B. Для меня жить - значит работать.
Г. Удивительное зрелище - видеть летящих журавлей.

2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.
A. Жизнь без движения пуста.
Б. Всё у нас с тобой по-прежнему.
B. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.
Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.

3. Найдите предложение, в котором есть согласованное
определение.
А. На завтрак подали яйцо всмятку.
Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.
В. Печальная песня доносилась издалека.
Г. День сегодня тихий, безветренный.

4. Найдите предложение, в котором начальная форма
глагола является дополнением.
A. Сирень начинает отцветать.
Б. Мать велела мне поставить чайник.
B. Дом будут строить каменщики.
Г. У него была мечта отправиться на Байкал.

5. Укажите предложение, в котором между главными
членами должно быть тире.
A. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший
на прогулку.
Б. Охранять природу означает охранять родной край.
B. Лед как сахар.
Г. Капли меда точно жемчуг.

6. Найдите двусоставные предложения.
A. Скамейка почернела от времени.
Б. В воздухе запахло гарью.
B. Буду слушать музыку падающей листвы.
Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.

7. Укажите односоставное предложение.
А. В лесу держался запах прелой листвы.
Б. Поэзия не профессия.
В. Вижу горы и долины.
Г. Подул с заречья ветерок.

8. Определите вид простого предложения: Снегом замело
входы в блиндажи.
A. определенно-личное
Б. неопределенно-личное
B. безличное
Г. двусоставное

9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
A. Письмо принесла девушка-почтальон.
Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над
водой.
B. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.
Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк.

10. Укажите, чем осложнено предложение Река, сжатая с
обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и
стремительно скользила мимо.
А. однородными членами предложения
Б. обособленным определением, выраженным причастным
оборотом, и однородными членами одновременно
В. обособленным определением, выраженным причастным
оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным
оборотом
Г. обособленным одновременно приложением и однородными
членами предложения

11. Где надо поставить знаки препинания?
Яркая иволга 1) обитательница высокого 2) березового
леса 3) дает знать о своем прибытии звучным 4) похожим на
флейту голосом.
A. 1 -тире, 2, 3, 4 - запятые.
Б. 1-тире, 3, 4 - запятые.
B. 1, 2, 3, 4 - запятые.
Г. 1, 3, 4 - запятые.

12. На месте каких цифр надо поставить запятые?
Он (Вронский) остановил кучера 1) не доезжая до аллеи
2) и 3) отворив дверцу 4) на ходу выскочил из кареты 5) и
пошел в аллею 6) ведущую к дому.
A. 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Б. 1, 4, 6.
B. 1, 2, 3, 4, 6.
Г. 1, 4, 5, 6.

13. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.
Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или
просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого
длинной, до пола, скатертью.
B. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе
снег, обильно выпавший за ночь.
Г. Так а не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со
вторыми петухами.

14. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?
A. Л. Толстой говорил, что: «Слово - выражение мысли».
Б. Даль отмечал, что язык народа - «сокровищница нашего
языка».
B. По мнению Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».
Г. Тютчев пишет:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!