Правителем какой страны был иосип броз тито. Как многоукладность привела к развалу югославии

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

ТАРКОВСКИЙ АНДРЕЙ

ТАРКОВСКИЙ АНДРЕЙ

ТАРКОВСКИЙ АНДРЕЙ (кинорежиссер: «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублев» (1966, 1971), «Солярис» (1973), «Зеркало» (1975), «Ностальгия» (1983), «Жертвоприношение» (1986); скончался 29 декабря 1989 года на 58-м году жизни).

Первые признаки недомогания Тарковский почувствовал в сентябре 1985 года, когда приехал во Флоренцию работать над монтажом «Жертвоприношения». У него тогда постоянно, как при затяжной простуде, держалась небольшая температура. Затем в Берлине, куда его вместе с женой пригласила немецкая академия, его стал одолевать сильный кашель, который он отнес к отголоскам туберкулеза, перенесенного им в детские годы. В декабре 1985 года Тарковскому позвонили из Швеции, где его незадолго до этого обследовали тамошние врачи, и сообщили о страшном диагнозе – рак.

Когда пришло это известие, Тарковские жили уже в Париже и находились в стесненном материальном положении. Деньги за последний фильм – «Жертвоприношение» – еще не были получены, медицинской страховки не было. Между тем курс лечения стоил очень дорого: обследование на сканере – 16 тысяч франков, полный курс лечения – 40 тысяч. И тогда на помощь Тарковскому пришли его зарубежные коллеги. В частности, Марина Влади без лишних слов выписала чек на нужную сумму, а ее муж, известный врач-онколог Леон Шварценберг, стал лечащим врачом Тарковского.

Между тем, когда весть о тяжелой болезни Тарковского достигла пределов его родной страны, зашевелились и там. Официальные власти наконец разрешили его сыну Андрею вылететь к отцу. Он прилетел в Париж 19 января 1986 года. В то же время в Советском Союзе был наконец снят запрет с имени Тарковского – в кинотеатрах снова стали крутить его фильмы. Когда Тарковский узнал об этом, он с грустью сказал жене: «Плохи мои дела, Ларочка. Узнали, что умираю, вот и выпустили все мои фильмы».

Курс лечения Тарковский проходил в одной из парижских клиник. Длилось лечение несколько месяцев. Наконец, когда здоровье больного заметно улучшилось, врачи приняли решение его выписать. Семья Тарковских поселилась в доме Марины Влади под Парижем. Однако прожил там Тарковский недолго. Вскоре по совету некоего приятеля он уезжает в ФРГ – чтобы пройти курс лечения в одной известной клинике. Но тамошние эскулапы оказались бессильны. Осознав это, Тарковский вновь вернулся в Париж. Дни его были уже сочтены.

Вспоминает Лариса Тарковская: «Он верил в то, что выздоровеет. Он почему-то верил, что Бог ему поможет. Особенно воспрял он духом, когда приехал сын… Андрей работал до последнего дня, сохраняя абсолютно ясный ум. Заключительную главу книги он закончил за девять дней до смерти! Последние дни он принимал для обезболивания морфий („Я плыву“, – говорил он), но сознание было не замутнено; какая-то внутренняя энергия помогала ему всегда быть собранным. И до последнего часа он был в полном сознании. Помню, в последний день жизни он позвонил мне по телефону; я приехала к нему. Он шутил со мной, смеялся… Боялся, что я уйду. В семь часов приходила сиделка, а мне надо было идти. Я ведь не спала перед тем три месяца – необходимо было каждые три часа давать ему лекарство…»

Судя по всему, в последние недели перед смертью Тарковский прекрасно осознавал, что его дни сочтены. Об этом есть несколько свидетельств. К примеру, один из итальянских друзей режиссера – Франко Терилли рассказывал позднее, что в декабре 1986 года он виделся с Тарковским и тот сообщил ему, что скоро умрет. «Я не боюсь смерти», – сказал он в завершение беседы.

Незадолго до кончины Тарковский составил завещание. Приведу его полный текст:

«В последнее время, очевидно, в связи со слухами о моей скорой смерти в Союзе начали широко показывать мои фильмы. Как видно, уже готовится моя посмертная канонизация. Когда я не смогу ничего возразить, я стану угодным „власть имущим“, тем, кто в течение 17 лет не давал мне работать, тем, кто вынудил меня остаться на Западе, чтобы наконец осуществить мои творческие планы, тем, кто на пять лет разлучил нас с нашим десятилетним сыном.

Зная нравы некоторых членов моей семьи (увы, родство не выбирают!), я хочу оградить этим письмом мою жену Лару, моего постоянного верного друга и помощника, чье благородство и любовь проявляются теперь, как никогда (она сейчас – моя бессменная сиделка, моя единственная опора), от любых будущих нападок.

Когда я умру, я прошу ее похоронить меня в Париже, на русском кладбище. Ни живым, ни мертвым я не хочу возвращаться в страну, которая причинила мне и моим близким столько боли, страданий, унижений. Я – русский человек, но советским себя не считаю. Надеюсь, что моя жена и сын не нарушат моей воли, несмотря на все трудности, которые ожидают их в связи с моим решением».

Это завещание рука Тарковского вывела 5 ноября 1986 года. А уже 29 декабря его автор скончался. Бывший одноклассник Тарковского Ю. Безелянский рассказывает:

«Слух о смерти Тарковского стал распространяться где-то с лета 1986 года, но он был ложным. Неизбежное произошло позднее.

30 декабря я случайно услышал радио Франции, и из обзора парижской прессы стало ясно, что Тарковского больше нет. Говоря о Тарковском, отмечали «метафизические и мистические поиски» режиссера. Кто-то сказал, что «Тарковский жил со смертью в душе», что он «так и не смог приспособиться как к Западу, так и к Востоку… не будучи ни диссидентом, ни изгнанником, он жил с чувством ущербного человека…»

Господи, это они так считают. А наши? Переключил приемник на «Маяк», и что же? Передавали некролог о скончавшемся в Лондоне «последнем викторианце» Гарольде Макмиллане – я даже охнул от негодования. При чем тут Макмиллан? Можно подумать, что вклад в русскую культуру, в мировой кинематограф внес не Андрей Тарковский, а бывший британский премьер-министр…

Конечно, молчание наших средств массовой информации было понятно, ситуация щекотливая, чиновникам от искусства весьма трудно определить, кто же такой в конце концов Тарковский: наш человек или не наш. Наверное, ездили «наверх» консультироваться. Прикидывали. Соображали. Но, учитывая опыт с Владимиром Высоцким, решили: Тарковского Западу не отдадим. Снова возьмем и впишем в историю советского кинематографа.

В итоге 31 декабря 1986 года по «Маяку» передали некролог, а 1 января он появился в «Советской культуре» – официальное извещение от Союза кинематографистов и Госкино СССР. Он был назван «Памяти Андрея Тарковского». В нем были такие фарисейские слова: «Последние годы – трудное, кризисное для него время – А. Тарковский жил и работал за пределами Родины, о чем приходилось думать с горечью и сожалением. С этим невозможно было ни согласиться, ни примириться…»

Похороны Тарковского состоялись 5 января на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Причем похоронили его в чужой могиле. Земля на старом кладбище стоит дорого, и под погребение часто отводят заброшенные могилы. Так получилось, но в те дни не нашлось никого, кто смог бы похлопотать за великого режиссера, и он обрел покой рядом со всеми забытым белогвардейским есаулом. На белом каменном кресте с надписью «Владимир Григорьев, 1895–1973», появилась скромная металлическая табличка с надписью латинскими буквами «Андрей Тарковский, 1987».

Лишь спустя какое-то время благодаря стараниям русской интеллигенции Тарковский был перезахоронен в отдельной могиле. В 1994 году на ней был установлен гранитный крест с надписью: «Андрею Тарковскому. Человеку, который увидел Ангела». Отметим, что не все из близких Тарковскому людей приняли это надгробие. Вот как отозвалась о нем сестра покойного Марина Тарковская: «Чудовищное впечатление производит памятник на могиле Андрея. И эта надпись… Для подлинно верующих это недопустимая вещь!

Но самое интересное: когда был сооружен памятник, то на его открытие чартерным рейсом из Москвы улетели деятели культуры. Ни меня, ни сына Андрея никто не пригласил. Ну да Бог им судья!..»

Расходы на установление памятника взял на себя Фонд имени Тарковского, а также двое молодых бизнесменов – Сергей Кочкин и Евгений Гугель. На освящении памятника зачитали письма от Михаила Горбачева, Бориса Ельцина, Юрия Лужкова. На церемонии присутствовал даже тогдашний министр иностранных дел России Андрей Козырев. Последний тогда же уговорил приехать в Москву вдову режиссера Ларису Тарковскую. Она поначалу колебалась, так как за последние несколько лет после смерти мужа у нее так и не нормализовались отношения ни с родственниками мужа, ни с руководителями Фонда его имени. Но она в конце концов поборола свои сомнения. В 1995 году Лариса Тарковская приехала в Россию. В конце того же года благодаря ее стараниям в Москве прошла фотовыставка, посвященная Тарковскому, а в Суздале – фестиваль искусств его имени. На доме в Москве, на Щипке, где Тарковский провел детские годы, была открыта мемориальная доска. Кроме этого, Ларисе Тарковской вернули дачу под Рязанью, которую ее муж построил незадолго до своего отъезда в Италию. К сожалению, пожить в ней вдове великого режиссера не довелось – в январе 1998 года Лариса Тарковская скончалась.

Существует легенда, что в молодости Тарковский очень увлекался спиритическими сеансами – вызывал духов умерших людей. Однажды он вызвал дух Бориса Пастернака и спросил его, сколько фильмов он снимет за свою жизнь. Пастернак ответил: «Семь». – «Почему так мало?» – искренне удивился Тарковский. «Семь, зато хороших», – ответил дух великого поэта. Это пророчество полностью подтвердилось.

Известен еще один мистический случай, когда Тарковский точно предугадал дату своей смерти. В фильме «Сталкер» (1980) есть такой кадр: поток воды шевелит в затопленном помещении листок календаря с датой 29 декабря. Спустя семь лет после съемок этого кадра, именно в этот день, Тарковский скончался.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Низкие истины автора Кончаловский Андрей Сергеевич

ТАРКОВСКИЙ С Тарковским мы познакомились в монтажной ВГИКа, я только что поступил на режиссерский, он был на два курса старше. Не знаю, почему я пришелся ему по душе. Мы быстро сошлись. Свою первую курсовую работу он делал с Сашей Гордоном, потом они расстались, диплом

Из книги Единственные дни автора Бондарчук Наталья Сергеевна

Феллини и Тарковский «Солярис» закупили многие страны. Премьера была и в Италии. Тарковский любил Италию. «Они – как наши. – Это была высшая оценка итальянцам. – И у них душа нараспашку». В Риме мы пошли на просмотр новой картины Федерико Феллини «Амаркорд». Мы сидели в

Из книги Тени зазеркалья автора Демидова Алла Сергеевна

Андрей Тарковский Я не люблю амикошонства в отношениях актера и режиссера. Не люблю «ты» на площадке. Но ученичество и раболепие еще опаснее. Надо работать на равных, в соавторстве.Ученическая пристройка «снизу» у меня была к Тарковскому, когда я снималась в «Зеркале».

Из книги Заполняя паузу автора Демидова Алла Сергеевна

Андрей Тарковский …Твердое, короткое рукопожатие.Яркое лидерство в разговоре.Быстрая порывистая речь.В разговоре с ним не может быть диалога – слишком поглощен своим «я», сосредоточен на своих чувствах и мыслях – поэтому нет дела и неинтересно слушать о поступках и

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят автора Раззаков Федор

Андрей ТАРКОВСКИЙ А. Тарковский родился 4 апреля 1932 года в деревне Завражье недалеко от Кинешмы. Его отец - поэт Арсений Тарковский - записал в своем дневнике: «В Завражье в ночь на 4 апреля, с воскресенья на понедельник, родился сын… Пятого был зарегистрирован, назван

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Андрей ТАРКОВСКИЙ В первый раз Тарковский женился в 1957 году, когда учился на режиссерском факультете ВГИКа. Его супругой стала однокурсница по ВГИКу Ирма Рауш. Вскоре у них родился сын, которого Тарковский назвал в честь своего отца Арсением. Однако, ко всему прочему, и

Из книги Андрей Тарковский автора Филимонов Виктор Петрович

«Андрей Рублев»: в кого стреляет Тарковский? 1966-1970 …Человеку тридцать четыре года, а он развалина… А. Зархи о Тарковском на заседании худсовета «Мосфильма» 31 мая 1967 В середине августа худсовет смотрел первый отснятый материал. В целом одобрил с учетом некоторых

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Дом второй. Андрей Тарковский И вдруг в начале переулка увидела человека в коричневом кожаном пальто. Это папа! И я бросилась к нему навстречу… Но, пробежав полдороги, я увидела, что это не папа, а совсем чужой человек. Радость сменилась отчаянием, горло перехватило. Но я

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

ТАРКОВСКИЙ Андрей ТАРКОВСКИЙ Андрей (кинорежиссер: «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублев» (1966, 1971), «Солярис» (1973), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1980), «Ностальгия» (1983), «Жертвоприношение» (1986); скончался 29 декабря 1989 года на 58-м году жизни). Первые признаки недомогания Тарковский

Из книги Тот самый Янковский автора Соловьев Сергей Александрович

29 декабря – Андрей ТАРКОВСКИЙ В советском кинематографе имя этого режиссера всегда стояло особняком. Начав свою карьеру с понятного миллионам фильма на военную тему, он затем ушел в кинематограф сложных образов и ассоциаций, чем отпугнул от себя многомиллионную

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

Ностальгия: Тарковский Работа и встречи с Андреем мне казались случайным даром судьбы, сопровождались страхом, неверием в свои силы и при этом были безумным счастьем. Эти смешанные чувства я никогда не пытался ни осознать, ни тем более в них разобраться. Я только впитывал,

Из книги Близкие люди. Мемуары великих на фоне семьи. Горький, Вертинский, Миронов и другие автора Оболенский Игорь Викторович

Андрей Тарковский Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года в деревне Завражье недалеко от Кинешмы. Его отец - поэт Арсений Тарковский - записал в своём дневнике: «В Завражье в ночь на 4 апреля, с воскресенья на понедельник, родился сын… Пятого был

Из книги Мои Великие старики автора Медведев Феликс Николаевич

Андрей Тарковский (сын режиссера Андрея Тарковского) Сын за отца ИЗ ДОСЬЕ: «Он снял всего 11 фильмов, при этом три из них были студенческими работами. Но зато остальные стали легендами - «Зеркало», «Солярис», «Ностальгия», «Жертвоприношение». Можно не видеть этих лент, но

Из книги Андрей Вознесенский автора Вирабов Игорь Николаевич

«Твой сын, – несчастный и замученный Андрей Тарковский…» И еще об одном обстоятельстве, связанном с жизнью и судьбой Арсения Тарковского, хотелось бы рассказать. Так случилось, что во время наших с ним встреч пришло сообщение, что во Франции, на чужбине, умер сын поэта,

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

Вратарь Андрей Тарковский «Иногда сквозь двор проходил Андрей Тарковский, мой товарищ по классу. Мы знали, что он сын писателя, но не знали, что сын замечательного поэта и сын будущего отца знаменитого режиссера. Семья их бедствовала. Он где-то раздобыл оранжевый пиджак с

Из книги автора

Андрей Тарковский Как и Высоцкий, он был одним из лидеров нашего поколения. Единственный режиссер, которому я как актер хотел ввериться целиком, без размышлений, без всяких сомнений. Олег Янковский 31 октября 1981 года на встрече с кинозрителями в Калинине А. Тарковский

Андрей Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области. В 1951-1952 он учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения; потом, в 1952-1953 годах, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, работал в геологических партиях.

В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражка «Каток и скрипка» , на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал на киностудии «Мосфильм». Андрей Тарковский был автором и соавтором сценариев «Антарктида — далекая страна», «Один шанс из тысячи», «Гофманиана», «Берегись! Змей!», он также снялся в фильмах «Мне 20 лет», «Сергей Лазо». Во время учебы он поставил ряд короткометражных фильмов («Убийцы»). Мировую известность принесла Андрею Тарковскому уже первая его полнометражная работа — «Иваново детство» , поставленная по мотивам военного рассказа В.Богомолова «Иван». Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий, в том числе и «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля.

В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны, оказывая влияние на духовное развитие общества. Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, выпущенная в прокат в 1971 году с сокращениями под названием «Андрей Рублев» , была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. Жизнь великого иконописца послужила отправной точкой для размышлений Тарковского о судьбе художника в России.

Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов — Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер» . Положив эти произведения в основу своих фильмов, Андрей Тарковский философски переосмыслил их, придав им новое звучание. А между этими фильмами он снял автобиографическую картину «Зеркало» .

Тарковский осуществил две театральные постановки: в 1972 году — спектакль по пьесе В.Шекспира «Гамлет» в московском театре имени Ленинского Комсомола, и в 1983 году — пушкинский «Борис Годунов» в Лондоне на сцене «Ковент Гарден».

В 1982 году режиссер уехал в Италию, где поставил ленту «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли русского поэта, умершего в Италии от тоски по родине. Тема личной жертвы наибольшее развитие получила в «Жертвоприношении» , последнем фильме Тарковского, поставленном режиссером в Швеции.

Последние несколько лет жизни Андрей Тарковский провел на Западе. В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе. Он слишком дорожил своим временем, словно предчувствуя, что жить ему остается совсем немного. Между тем возможность работы в СССР представлялась тогда весьма проблематичной. Живя на Западе, режиссер еще успел снять фильм «Жертвоприношение», но это был его последний фильм.

«Пугает ли меня смерть? — размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать».

Нет, по-другому рассуждать он не стал. — Дней за десять до смерти,— вспоминает его итальянский друг кинооператор Франко Терилли,— Андрей прислал мне из Парижа листок, на котором были нарисованы бокал и роза. Ему уже было трудно писать. За несколько дней до его смерти мне позвонили и попросили, чтобы я на другой день позвонил Андрею — он хотел сказать мне что-то очень важное. Я смог позвонить только через день. Он поднял трубку, но ничего не сказал. Я понял, что он хотел проститься со мной молчанием.

А за год до этого, кажется, в декабре 85-го он позвонил мне из Флоренции: приезжай сейчас же. Я приехал. Он лежал в постели и попросил Ларису оставить нас вдвоем. «Не бойся того, что я тебе скажу,— произнес Андрей,— сам я этого не боюсь». Он сказал мне, что накануне был звонок из Швеции — у него обнаружили рак, и что жить ему осталось совсем немного. «Я не боюсь смерти»,— Андрей говорил это так спокойно, что я был поражен.

Все началось в Берлине, куда нас пригласила немецкая академия,— говорит о болезни Андрея Лариса Тарковская.- Он стал сильно кашлять; в детстве у него был туберкулез, он все время кашлял и потому не обращал на это внимания. Но когда в сентябре 85-го он приехал во Флоренцию работать над монтажом «Жертвоприношения», у него постоянно держалась небольшая температура, и это его уже беспокоило. Такое ощущение, как при затяжной простуде... Вот в этот момент он и заболел. Но мы еще не догадывались...

Когда пришло известие о страшном диагнозе, Тарковские находились в сложном материальном положении. Деньги за «Жертвоприношение», еще не были получены; медицинской страховки не было, а курс лечения требовал значительных денег — 40 тысяч франков. Только одно обследование сканнером стоило 16 тысяч. Деньги на это дала Марина Влади. Узнав о бедственной ситуации, она без лишних слов вынула чековую книжку и выписала чек на нужную сумму. В дальнейшем муж Марины Влади, профессор Леон Шварценберг стал лечащим врачом Андрея.

После пройденного лечения состояние Андрея заметно улучшилось, и 11 июля 1986 года он покинул клинику. Марина Влади поселила семью Тарковских у себя. На время дом Марины Влади стал домом Андрея. Тарковский продолжает работу над монтажом «Жертвоприношения», а через некоторое время уезжает из Парижа в ФРГ — чтобы пройти очередной курс лечения в модной клинике («по совету неумного друга» — комментирует Марина Влади).

К сожалению, модная клиника не спасла, хотя Андрей очень на нее надеялся. В итоге он вернулся в Париж, и здесь прошли последние месяцы его жизни. - Он верил в то, что он выздоровеет,- говорит Лариса Тарковская.— Он почему-то верил, что Бог ему поможет. Особенно воспрял он духом, когда приехал сын... Андрей работал до последнего дня, сохраняя абсолютно ясный ум. Заключительную главу книги «Запечатленное время» он закончил за девять дней до смерти! Последние дни он принимал для обезболивания морфий («Я плыву»,—говорил он), но сознание было незамутнено; какая-то внутренняя энергия помогала ему всегда быть собранным. И до последнего часа он был в полном сознании... Помню, в последний день жизни он позвонил мне по телефону; я приехала к нему. Он шутил со мной, смеялся... Боялся, что я уйду. В семь часов приходила сиделка, а мне надо было идти. Я ведь не спала перед тем три месяца — необходимо было каждые три часа давать ему лекарство...

29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер. Сотни людей пришли во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Растропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» Баха.

А последним пристанищем Андрея Тарковского стало кладбище в предместье Парижа — Сент-Женевьев-де-Буа.

Чета Тарковских уже более 100 лет известна каждому второму жителю России. Их история началась со знаменитого поэта и переводчика Арсения Тарковского, который и проложил творческий путь своей семье. Тарковские известны до сих пор, хоть уже и пошло четвертое поколение семейного древа. В этой статье мы поговорим о Ларисе Кизиловой, которая сыграла важную роль в жизни знаменитой семьи и стала неотъемлемой частью клана Тарковских.

Как все начиналось

Лариса Кизилова познакомилась с Андреем Тарковским в далеких 60-х годах. Тогда сын знаменитого поэта уже прославился на всю страну благодаря своей деятельности. Андрей Тарковский - это режиссер, который заслужил несколько мировых наград и премий. Лариса Кизилова связала свою жизнь с Андреем, несмотря на то что у ее будущего мужа была репутация вольного, любвеобильного и «гулящего» мужчины. Их брак был официально заключен в 1970 году.

Краткая биография

Лариса Егоркина родилась в 1938 году (15 апреля) в небольшом селе Авдотьинка. До встречи с Андреем была единожды замужем, после чего носила фамилию Кизилова (по бывшему мужу). Познакомились с Тарковским в 1965 году, после чего их отношения стали бурно развиваться. Впоследствии актриса увела режиссера из семьи - Андрей был женат на своей однокурснице Ирме Рауш. В 1970 году Лариса родила своего первенца - Андрея, который также продолжил творческий путь четы. Немного позже пара удочерила дочку Ольгу, которая нынче живет во Франции вместе с небезызвестным продюсером Паскалем.

За всю свою жизнь Лариса Тарковская успела пожить и на территории бывшего СССР, и в Италии, и во Франции. В зрелом возрасте актриса стала хранителем архива своего мужа, который был основан в Москве и в Париже. Талантливая актриса умерла в 1998 году Сейчас ее могилу можно найти на небольшом парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где Лариса была похоронена рядом со своим мужем.

Творческий путь

Лариса Тарковская - знаменитая советская актриса, которая впоследствии стала и первым Неоднократно снималась в фильмах. Молодую актрису прославили такие экранизации, как «Зеркало» 1975 года и «Ностальгия» 1983 года. Несмотря на известность, фильмография Ларисы Тарковской не отличается особым богатством. Всего в арсенале актрисы 3 фильма. Весь свой творческий путь женщина посвятила режиссерской работе, мужу и детям.

Скандальная жизнь четы Тарковских

Ни для кого не секрет, что в биографии Ларисы Тарковской содержится много интимных моментов. Например, ее муж Андрей был известен не только благодаря своим режиссерским проектам, но и влюбчивостью. На счету у знаменитого режиссера и сценариста много любовниц и несколько жен. Лариса Тарковская знала об увлечениях мужа, но терпеливо ждала, принимала и прощала.

В одном из интервью дочь знаменитой пары призналась, что Андрей Тарковский открыто изменял Ларисе. Женщин у режиссера было много, но, несмотря на это, Лариса преданно помогала мужу добиваться успеха. Возможно, такое терпение обусловлено тем, что режиссер ушел от своей первой жены именно к Ларисе.

Странная смерть

До сих пор бытует мнение, что супруги Тарковские погибли не случайно. СМИ неоднократно связывали раковые заболевания пары с фильмом «Сталкер». Говорят, что зона, где снимали нашумевший фильм, была не то проклята, не то радиоактивна. Не секрет, что режиссер был поражен раком легких, что привело к его гибели в 1986 году. Спустя 10 лет его жена тоже умерла, и причина смерти Ларисы Тарковской - рак легких.

Характер актрисы

Все были поражены, когда Лариса и Андрей сыграли свадьбу, ведь они - абсолютные противоположности. Однако актриса помогла своему будущему мужу выйти из депрессии. Все потому, что после первого триумфального фильма «Иваново детство» у Тарковского начались серьезные проблемы с психикой. Тяжелое давление со стороны критиков, регулярные проблемы с новым режиссерским проектом привели к тому, что Андрей постепенно впадал в глубокую депрессию. Если бы не напор и любовь Ларисы Кизиловой, возможно, карьера режиссера закончилась бы еще в начале 70-х годов. Все, кто был знаком с этой творческой четой, замечали, что актриса всегда была рядом с мужем, а когда наступали тяжелые времена, Лариса самостоятельно шла по головам, добивалась показа киноленты, искала спонсоров.

Все эти шаги привели к тому, что актрисе удалось вытащить Андрея из затяжной депрессии, привести в чувство и заставить поверить в себя.

Побег из СССР

Чета Тарковских становилась с каждым днем все более известной, семью приглашали снять более серьезные зарубежные фильмы. Так, после знаменитой экранизации «Сталкера» Андрей вместе с женой отправился в Италию, где они взялись за съемки не менее популярного фильма «Ностальгия». Советские газетчики приняли эту новость с агрессией, из-за чего объявили Тарковского предателем.

Эта ситуация привела к массовому давлению как со стороны СМИ, так и со стороны правительства, отчего супружеской паре пришлось бежать за границу. Именно в этот период прославившийся режиссер стал заболевать, ведь паре пришлось оставить не только родной дом, но и своих детей. Все это время Лариса Кизилова была рядом с мужем, вплоть до самой смерти.

Память о Ларисе Тарковской

Эта женщина всегда выделялась из толпы: точеная фигура, идеальная светлые длинные волосы. Она была словно фея, окутанная в легкую шаль. Неудивительно, что режиссер был очарован прекрасной актрисой, отчего оставил свою первую жену Ирму Рауш и женился на Ларисе.

Полная фильмография Ларисы Тарковской:

  1. «Зеркало», 1975 год. Главная роль досталась известной советской актрисе Маргарите Тереховой, а Лариса сыграла лишь соседку. Казалось бы, всего одна эпизодическая роль, а как сильно изменилась жизнь актрисы после этого. Собственно, это была единственная полноценная роль, в которой она запомнилась в кино.
  2. «Ностальгия», 1983 год. Здесь Лариса приняла на себя роль ассистента режиссера, благодаря чему картина вдохновила миллионы и была с восторгом принята в Европе.
  3. «Солярис», 1970 год, «Сталкер», 1979 год. Ассистент режиссера.

Лариса Тарковская была прекрасной женщиной. Она смогла дать своему мужу тот уют и покой, который помог ему в самые тяжелые жизненные периоды. Сейчас о ней вспоминают с улыбкой, хоть многие и считали, что эта женщина абсолютно не подходила Андрею Тарковскому. Однако, несмотря на давление, ненависть и злословие, актриса проявляла мужество, упорство и силу духа, чему можно не только позавидовать, но и поучиться.

Ранние годы

Иосип Броз родился в деревне Кумровец в семье хорвата Франца Броза и словенки Марии Явершек, был седьмым ребёнком в семье.

В 1907 году окончил 5 классов начальной школы, затем работал слесарем в мастерской.

В 1910 году году вступил в Социал-демократическую партию Хорватии и Славонии. В том же году приехал в Загреб, работал на машиностроительных предприятиях Загреба и Любляны. В последующие два года работал на металлическом заводе в Йинец-Ценкове и на автомобильных заводах Германии и Австрии.

Служба в армии, участие в войнах

В 1913 году пошёл по призыву в имперскую армию. Первоначально служил в Вене, затем в 25-м пехотном полку в Загребе. Получил звание унтер-офицера (взводного).

Участник Первой мировой войны. В 1915 году Тито получил медаль за храбрость и звание старшего унтер-офицера, 25 марта того же года после тяжёлого ранения попал в русский плен.

После попадания в плен провёл 13 месяцев в больнице, затем был отправлен в трудовой лагерь на Урале. В феврале 1917 года был освобождён. В апреле 1917 года вновь арестован, но смог бежать, затем 16-17 июля участвовал в демонстрациях в Петрограде. По дороге в Финляндию Броз был схвачен и находился в заключении в Петропавловской крепости в течение 3 недель. Он снова был отправлен в Кунгур, но сумел бежать из поезда.

Принимал участие в Гражданской войне в России (вступил в Красную гвардию). В июне 1918 года, после женитьбы на русской, устроился работать механиком в Омске, занятом белыми. В январе 1920 года покинул Россию.

Участие в коммунистическом движении Югославии

После возвращения на родину, ставшую частью Югославии, в 1920 году Тито стал членом КП Югославии (КПЮ). В конце того же года компартия была запрещена, в 1921 году подверглась репрессиям и была разгромлена.

С 1925 года по 1926 год работал на судоверфи в Кралевице. Работая там, создал и возглавил коммунистическую партийную организацию. В 1926 году вернулся в Загреб, где стал участвовать в профсоюзном движении. В 1927 году стал организационным секретарём Загребского горкома КПЮ.

Неоднократно подвергался преследованиям и арестам. В августе 1928 года после очередного ареста был обвинён в коммунистической пропаганде. 21 февраля 1929 года приговорён к 5 годам и 7 месяцам каторжных работ.

С 1934 года - в руководстве КПЮ. В 1935-1936 годах работал в Москве в Коминтерне.

В декабре 1937 года вернулся в Югославию и возглавил Коммунистическую партию Югославии, вместо расстрелянного в СССР генерального секретаря КПЮ Милана Горкича.

Вторая мировая война

После того, как нацистская Германия в 1941 году захватила Югославию, коммунисты одними из первых организовали сопротивление. Были организованы партизанские отряды, составившие Народно-Освободительную армию Югославии, во главе которой с 4 июля 1941 года встал Тито. Югославское партизанское движение было одним из самых успешных, партизаны контролировали большие территории.

В первые месяцы борьбы югославские коммунисты в ходе войны с оккупантами старались сотрудничать с отрядами четников. В августе-сентябре партизаны и четники провели ряд совместных операций. В сентябре состоялась личная встреча между Тито и руководителем четников Д. Михайловичем. Однако вскоре идеологические противоречия дали о себе знать и шаткий союз перерос в противостояние. С ноября 1941 четники и коммунистические партизаны вели между собой настоящую гражданскую войну.

После капитуляции Италии отряды НОАЮ пытались овладеть территориями, ранее принадлежавшие итальянцам. Югославское правительство в эмиграции разорвало свои отношения с Михайловичем и признало Тито верховным командующим. Американцы и британцы начали оказывать свою помощь НОАЮ, в том числе и военную, нанося авиационные удары по объектам противника на территории Хорватии.

25 мая 1944 года в городе Дрвар, где размещалось командование НОАЮ, был высажен немецкий воздушный десант с целью захвата или убийства Тито. Но Тито удалось ускользнуть. 4 июня советский транспортный самолет, управляемый летчиком Дмитриенко П. И., вывез Тито и офицеров советской и британо-американских миссий при нём в Италию, оттуда они прибыли на югославский остров Вис. Тито продолжил руководство боевыми действиями.

5 апреля 1945 года Тито подписал соглашение со Сталиным о временном вводе советских войск на территорию Югославии. Совместно с частями Красной Армии, НОАЮ освободила страну. За роль в победе над гитлеровской коалицией Тито осенью 1945 года стал последним (не считая позднего и впоследствии отменённого награждения Брежнева) кавалером ордена «Победа».

Во главе Югославии

После освобождения была провозглашена Демократическая Федеративная Республика Югославия, и Тито стал её премьер-министром и министром иностранных дел.

В 1953 году Тито был избран президентом страны.

Несмотря на восстановление советско-югославских отношений при Хрущёве (посетившем Югославию в 1955 году), Коммунистическая партия Югославии во главе с Тито и далее успешно противостояла идеологическому и политическому давлению СССР и выдвинула собственную модель социалистического общества. Тито одобрил вторжение советских войск в Венгрию в 1956 году, но осудил вторжение сил Организации Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году.

В середине 1970-х Тито обвинил свою жену Йованку Тито в подготовке государственного переворота и изолировал её. Она содержалась в ограждённом высокими стенами особняке со всеми удобствами в центре Белграда. Удивительно, но позже пришедший к власти Милошевич не отменил «приговор» Тито. Таким образом, Йованка фактически 25 лет находилась под домашним арестом и освобождена только в 2000 году.

В годы правления Тито Югославия заняла видное место в Движении неприсоединения.

Иосип Броз Тито скончался в Любляне в ночь на 4 мая 1980 года. Перед этим он свыше 100 дней находился в состоянии комы. Похоронен в Белграде, в мавзолее «Дом цветов».

Титоизм

Иосип Броз Тито был основателем нового коммунистического течения - титоизма.

Данное течение возникло после разногласий Тито со Сталиным. Основным принципом титоизма было то, что в каждом государстве средства достижения коммунизма должны определяться самим государством (то есть Югославией), а не внешними силами (под которыми понимался Советский Союз). Тито на протяжении своего правления проводил политику неприсоединения и не участвовал в СЭВ и ОВД.

Биография
"Исполин революционного движения" Иосип Броз, вошедший в историю под партийным псевдонимом Тито, родился 25 мая 1892 года в селении Кумровец, в Хорватии. Когда после Второй мировой войны выяснилось, что в приходской книге проставлено другое число - 7-е, менять официальную дату рождения Тито не стали, потому что к 25 мая уже был приурочен один из праздников коммунистической Югославии - День юности.
Поскольку многое в судьбе Тито неотделимо от судьбы народов, которых он в свое время возглавил, стоит хотя бы в двух словах сказать о том, как и чем отличаются друг от друга словенцы, хорваты, македонцы, сербы, боснийские мусульмане и черногорцы. Все они - славяне, причем, кроме словенцев и македонцев, все эти народы говорят на диалектах одного и того же языка - сербскохорватского. Их основное различие - вера, унаследованная от предков. Хорваты (и большинство словенцев) - католики; черногорцы, сербы и основная часть македонцев - православные, а боснийские мусульмане - это славяне, чьи предки приняли ислам во время владычества Оттоманской Порты.
Будущий маршал был сыном крестьянина-хорвата и словенки. Хотя семья Броз имела и надел, и свой большой дом, жили они небогато; у них было пятнадцать детей, но выжили только семеро.
Как и сотни тысяч его сверстников, Иосип работал с раннего детства - пас скот, помогал взрослым в поле. Случалось, бабушка поколачивала его, да так, что даже на закате жизни он вспоминал об этом. Иосип закончил местную начальную школу, научился слесарить и отправился искать счастья. Работал в Словении, Чехии, Австрии, Германии. На один из первых заработков Иосип купил себе дорогой костюм. Мальчишка из полунищей крестьянской семьи был на седьмом небе от счастья. И вдруг беда. Костюм украли из комнаты! Потрясение запомнилось - до конца жизни Тито боялся и ненавидел воров. Кстати, привычка к дорогой одежде и вообще к роскоши отличала его всю жизнь.
В 1913-м Броз вступил в австро-венгерскую армию, участвовал в боях в Сербии - естественно, против сербов. Позже, когда Иосип Броз превратился в "товарища Тито", соратники по партии порекомендовали ему поменьше вспоминать о своем боевом прошлом: все-таки в югославском освободительном движении именно сербы составляли большинство. Воевал Иосип и на русском фронте. В боях в Карпатах его взвод захватил несколько десятков русских пленных, за что Броз был представлен к награде (что позже скрывалось). В апреле 1915 года, во время неожиданной атаки российских войск, бравый Иосип Броз был ранен и попал в плен. Тринадцать месяцев он провел в госпитале в городке Свияжске, затем оказался в лагере для военнопленных - сначала в Ардатове, потом в печально известном Кунгуре. Работал он там на железной дороге.
После Февральской революции Иосип из лагеря бежал, добрался до Петрограда и в 1917 году даже попал под пулеметный обстрел на улице столицы. Он пытался скрыться в Финляндии, но "компетентные органы" Временного правительства задержали его, и Иосипу пришлось провести три недели в Петропавловской крепости. Его выслали в Сибирь, однако по дороге он вновь бежал. В октябре 1917-го он, по официальной версии, вступил в Красную гвардию, затем, как пишут советские источники, "скрывался от банд Колчака в захолустной сибирской деревне". Для столь деятельного человека почти два года "скрываться" - поступок странный. Но вполне объяснимый, если учесть одно обстоятельство: будущий югославский лидер встретил в сибирском захолустье девушку по имени Пелагея Белоусова, полюбил ее и женился. В октябре 1920 года Иосип Броз вместе с женой вернулся в Кумровец. Ни тогда, ни позже о том периоде жизни в России Тито распространяться не любил, хотя русский язык выучил. Кстати, кроме русского и родного сербскохорватского он владел немецким, словенским, хуже - чешским, понимал английский и мог даже изъясняться по... киргизски - память о нашей многонациональной родине.
После нескольких неудачных попыток Иосип поступил на работу механиком и, видимо, именно тогда стал членом коммунистической партии. Деятельность компартии в Югославии с 1921 года была нелегальной, и в конце 20-х годов Тито арестовали. Приговор - пять лет тюрьмы.
Личная жизнь Иосипа не удалась. После нескольких выкидышей Пелагея родила наконец сына Жарко, но, когда Тито был в тюрьме, бросила мужа и сына и вернулась в СССР (позже Тито разыскал мальчика в детдоме и забрал его).
В марте 1934 года Тито вышел на свободу. Через полгода, в октябре, югославский король Александр был убит в Марселе. В Югославии назревали перемены, но Тито покинул страну и направился в Москву, для работы в Исполкоме Коминтерна. В 1939 году товарищ Тито стал Генеральным секретарем ЦК Компартии Югославии. За партийными делами он не забывал и личных. У него родился сын от одной любовницы, и он вскоре завел себе другую подругу.
27 марта 1941 года в Югославии произошел государственный переворот. Новое правительство аннулировало заключенный принцем Павлом пакт с Германией и Италией. 5 апреля Югославия подписала пакт о дружбе и ненападении с СССР, а днем позже немецкие самолеты засыпали столицу бомбами. Погибли сотни людей. Белград горел, его радио молчало, мародеры грабили магазины. Через границу двинулись немецкие дивизии. Хорваты, составлявшие значительную часть армии Югославии, не собирались умирать за сербского короля. Оборона разваливалась.
11 апреля на Югославию напали венгры, затем к ним присоединились и другие союзники фюрера - итальянцы и болгары.
12 апреля танки вермахта вошли в Белград, король Петр бежал из страны. 17 апреля войска капитулировали.
Гитлер разделил страну на несколько частей. Участники агрессии отхватили каждый по куску, а на остатках Югославии возникло так называемое Независимое государство Хорватия (НГХ). Возглавил его прирожденный убийца, фанатик-националист Анте Павелич и его партия уста-шеи. Формально НГХ было королевством, на трон которого в мае 1941 года под именем Томислава II был возведен итальянец герцог Сполетский Аймоне, ни разу, впрочем, Хорватию не посетивший. Павелич правил страной без оглядки на заморского короля.
Для сербов, евреев и цыган настали страшные времена. По сравнению с тем, что творили в своих концлагерях хорватские усташи, меркнут даже ужасы Майданека и Дахау. С первых месяцев существования НГХ католики-хорваты развернули чудовищный геноцид сербов. Доходило до того, что настоящие оккупанты - немцы и итальянцы - спасали население сербских деревень (а итальянцы не давали в обиду и местных евреев). Казалось, возродились времена Варфоломеевской ночи. О деяниях "добрых католиков", конечно же, знали в Ватикане, но осторожный папа Пий XII и не подумал их осудить.
Насилие хорватов вызвало ответную народную войну, но ни коммунисты, ни сам Тито в ней на первых порах главной роли не играли. Борьбу против усташей начали сторонники изгнанного короля - четники (от "чета" - отряд) - во главе с полковником Драголюбом (Дражей) Михайловичем.
В оккупированной Югославии разгоралась гражданская война. Усташи и мусульмане резали сербов, четники - мусульман и хорватов, и те, и другие, и третьи при случае расправлялись с коммунистами. Пока югославы убивали друг друга, итальянцы и немцы чувствовали себя относительно спокойно. Более того, и тогда, и позже все стороны конфликта не брезговали вести с оккупантами переговоры. В это смутное время Тито принял безумное на первый взгляд, но оказавшееся гениально верным решение: без поддержки каких-либо союзников, с легким стрелковым оружием, почти без боеприпасов маленькая армия Иосипа Броз Тито двинулась на запад, в Боснию, в самый центр усташского царства Павелича. Партизан-коммунистов поддержало местное население, в первую очередь уцелевшие боснийские сербы. Ничего удивительного - усташи прежде всего убивали сербских интеллигентов, буржуазию и священников. Когда появились коммунисты, у народа не нашлось никаких других вождей.
К осени 1942 года штаб партизанской армии Тито располагался в западнобоснийском городе Бихач. Здесь в конце ноября 1942 года было провозглашено Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ), зародыш будущего правительства. Но союзники, даже коммунист Сталин, поддерживали только Михайловича. Это было для Тито серьезным ударом.
Совсем иначе относились к партизанам их враги. Командующий немецкими войсками на Балканах фельдмаршал барон фон Вейхс докладывал в ставку, что его противник - сильная, приспособленная к боям в гористой местности, хорошо вооруженная и централизованно управляемая армия. Он считал, что главный враг Рейха на Балканах - Иосип Броз Тито. Еще более определенно высказывался рейхсфюрер Гиммлер: "Он наш враг, но мне хотелось бы, чтобы у нас в Германии был десяток таких Тито - лидеров, обладающих огромной решимостью и крепкими нервами..."
29 ноября 1943 года Тито присвоили звание маршала. Очевидцы рассказывали, что он сиял от счастья. Успехи Тито были отмечены не только его товарищами и врагами. Главное - к нему росло доверие союзников. Летом 1943 года Уинстон Черчилль направил в Югославию военную миссию. Сталин тоже отказал Михайловичу в поддержке и переключился на коммунистов.
Силы четников таяли, в борьбе против коммунистов они все чаще пользовались поддержкой оккупантов. Их влияние падало. Партизаны становились единственной реальной антифашистской силой. В ходе последней крупной операции немцев "Россельшпрунг" - "Ход конем" - гитлеровцы сбросили на боснийский город Дрвар и пещеру близ города, где размещался штаб партизан, бомбы, а следом несколько сотен парашютистов из войск СС. Одновременно к Дрвару рванулись части трех немецких дивизий и хорватский полк. Главной целью был Тито. Каждый немецкий солдат имел при себе его фотографию. Немцы взяли то, что осталось от Дрвара после бомбежек, но сам Тито, члены советской и англо-американской военных миссий, офицеры Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) и члены Политбюро ЦК компартии ушли - по пещерным ходам, канатным спускам и горным тропам. Через несколько дней всех их самолетом вывезли в Бари, а затем английские корабли доставили их на остров Вис, откуда Тито продолжил руководить Сопротивлением.
В сентябре 1944 года Иосип Броз Тито тайно вылетел в Москву, чтобы встретиться со Сталиным. Встреча получилась прохладной. Как считал сам Тито, причиной были резкие радиограммы, которые югославские коммунисты посылали в Москву во времена, когда СССР поддерживал Михайловича. А может быть, он не мог забыть того, что его вторая жена, Люция Бауэр, сгинула в 1937 году в застенках НКВД по обвинению в сотрудничестве с Гестапо (Пелагея Белоусова тоже отсидела, причем дважды, всего одиннадцать лет; умерла она в 1968 году в Москве).
Военные действия на территории Югославии завершились уже после 9 .мая 1945 года. Остатки немецких сил, пытавшиеся пробиться в Австрию и сдаться американцам, были окружены и буквально раздавлены восьмисоттысячной НОАЮ и ее советскими союзниками.
Можно по-разному оценивать роль Тито в войне, но нельзя не отдать должного его мужеству и организаторским способностям. Тито - единственный из главнокомандующих Второй мировой войны, начавший войну без собственной регулярной армии, и единственный из главнокомандующих, получивший ранения в боях.
В 1945 году Тито стал премьер-министром Югославии. После победы, проведя политическую чистку (одной из жертв которой стал Дража Михайлович, осужденный и расстрелянный в 1946 году), он начал строительство основ югославского социализма. Оно давалось Тито с трудом - ведь его познания в экономике ограничивались теорией Маркса-Ленина-Сталина. Испортились и отношения с Западом - в первую очередь из-за территориальных претензий Югославии к итальянцам. Еще одной серьезной проблемой стала наметившаяся размолвка с СССР.
В 1947 году под руководством "отца народов" в Москве начало заседать Информбюро коммунистических партий. Сталин собрал этот орган, чтобы проводить единую линию на строительство социализма в большинстве освобожденных советскими воинами стран. Но Тито считал, что ВКП(б) не вправе принимать решения, обязательные для отдельных партий. Он понимал, как много сделал СССР для освобождения его страны от Гитлера, но еще в 1944 году он заявил: "Прежде всего мы хотим сильной и независимой Югославии, построенной на демократических принципах". И никакое чувство благодарности не могло заставить его отступить. Сталин же требовал от югославской делегации согласиться на создание федерации Югославии с Болгарией - а ведь сербы в XX веке дважды воевали с болгарами и не могли этого забыть. В 1948 г. Компартия Югославии вышла из Информбюро, отношения с СССР резко ухудшились. Обвинение в "титоизме" стало расхожим аргументом в борьбе с соперниками, "титоисты" пополнили лагеря. Не было, наверно, газеты или журнала, не считавших своим долгом так или иначе задеть Тито. Лучшие советские художники изощрялись в мастерстве, изобретая карикатуры на югославского руководителя. Советские спецслужбы готовили несколько вариантов покушения на Тито - однако Сталин колебался, и приказ на эту акцию так и не был отдан.
Югославия осталась белой вороной соцлагеря и после смерти Сталина. Ни Хрущев, ни Брежнев не смогли заставить упрямца Тито, с 1953 года - президента Югославии, отказаться от собственных представлений о социализме. А они были далеки от советских. Например, начав после войны коллективизацию земель, югославы обнаружили ее неэффективность и отказались от нее. Сам Тито, выступая в 1959 году в Нише, сказал: "После войны мы приступили к коллективизации нашего сельского хозяйства. Это было дело, не имевшее тогда сколько-нибудь реальной основы... Мы не только дестимулировали, но даже обескуражили и пассивизировали наших крестьян, понятия которых имели корни в далеком прошлом, в прежнем укладе жизни, в частной собственности..." Тито признавал принцип "жизнеспособности кооперативов": те, которые могут выжить, должны быть примерами для прочих, нерентабельные пусть распадаются. Закон от 15 апреля 1953 года ограничил частное землевладение 10 га (!) обработанной земли. Какие уж там шесть соток...
Национализация в промышленности тоже была проведена не полностью, а начиная с 50-х годов югославские коммунисты стали отходить от управления экономикой, внедряя систему "социалистического самоуправления". Предпринятая в середине 60-х годов реформа упрочила положение частного сектора. В общем, административно-командная система в Югославии не сложилась, а вот известная доля рыночной экономики присутствовала.
Вторая серьезная размолвка с "большим братом" случилась из-за ввода советских войск в Чехословакию. "Вступление иностранных воинских частей в Чехословакию без приглашения или разрешения со стороны законного правительства, - заявил Тито 21 августа 1968-го, выступая по Белградскому радио, - вызвало у нас глубокую озабоченность. Таким образом нарушен, попран суверенитет одной из социалистических стран и нанесен серьезный удар силам социализма и прогресса в мире". Это была настоящая оплеуха - единственная от "стран победившего социализма".
В Чехословакию вторглись войска всех стран Варшавского Договора. Для Тито это стало подтверждением того, что его политика неприятия любых блоков была правильной. Югославия стала одной из самых активных участниц Движения неприсоединения, а Тито - явным его лидером. Не случайно первый Конгресс неприсоединившихся стран заседал в 1961 году в Белграде.
В последние годы Тито жил в резиденции на острове Бриони со своей последней женой Йованкой. К услугам состарившегося правителя была яхта, коллекция шикарных автомобилей, десятки костюмов и мундиров и даже токарный станок, на котором он время от времени с удовольствием работал. Он по-прежнему любил путешествовать (за свою жизнь Тито побывал в десятках стран), но с конца 60-х годов делал это все реже и реже. В югославскую политику Тито вмешивался только по самым серьезным поводам. Одним из таких событий стали волнения албанцев в Косове в начале 70-х годов и практически одновременно - хорватов. В июне 1971 года Тито устроил ЦК Компартии Хорватии настоящую выволочку, но конфессионально-национальный вопрос решить так и не смог.
В мае 1974 года Скупщина избрала Иосипа Броз Тито президентом без ограничения срока полномочий, в том же году он стал председателем Союза Коммунистов Югославии без ограничения срока мандата. Тито был почетным членом всех югославских академий наук и искусств, почетным доктором множества университетов, доктором военных наук (первым в Югославии), кавалером всех высших орденов страны, высшего советского военного ордена "Победа", трижды Народным героем Югославии. Но не стоит думать, что к старости Тито одолела "звездная болезнь". Писатель Ричард Уэст, долгое время живший в Югославии, считал, что, "законно гордясь своими заслугами, он в то же время никогда не присваивал себе чужих".
Если можно охарактеризовать Тито одним словом, лучше всего к нему подойдет эпитет "живой". Он действительно был поразительно живым человеком, со всеми слабостями и достоинствами. Азартно работал, любил повеселиться, посидеть с друзьями, обожал красивых женщин, знал толк в еде - в общем, любил жизнь так, как умеют это делать нормальные, здоровые люди.
В 1980 году восьмидесятивосьмилетний Тито заболел (за ним, коммунистом, по его просьбе ухаживали католические монахини). Ампутация обеих ног не спасла престарелого лидера - 4 мая он умер. На его похороны прибыли товарищи по оружию, а из лидеров мира - Маргарет Тэтчер и Леонид Брежнев. Еще десять лет 4 мая в 15 часов 5 минут дату смерти вождя вся Югославия отмечала минутой молчания.
...Как-то, уже на закате жизни, Тито сказал: "У нас на Балканах, товарищи, нет непосредственной опасности какого-нибудь конфликта". Он был мудрым человеком. Но тут он ошибся...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!