Презентация Жизнь земледельцев и ремесленников в Древнем Египте. презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1.Появление мотыжного земледелия. 2.Приручение животных. 3.Появление ремесла. 4.Род и племя. 5.Мировоззрение.

Заполните таблицу и сделайте вывод: Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства?

Однажды люди замети-ли, что зерна просы-панные у входа в пе-щеру дали всходы. Женщины стали рых-лить землю при по-мощи мотыги и бро-сать в землю зерна. Так появилось земле-делие.

Кроме мотыги в земле-делии применялись каменный топор и серп. При помощи топора вы рубали деревья и кус тарник, затем выкор-чевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей.Он выступал в качестве удобрения

Урожай собирали при помощи серпа, изготав ливавшегося из кости. В серп вставляли ка-менные лезвия. Полученное зерно перети рали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу вы пекали у костра на уг-лях.

В это же время появилось скотоводство. Мужчины возвращаясь с охоты иногда приводили раненых животных,или детенышей. Первым домашним живот-ным стала собака. Затем были приручены свиньи, козы,овцы и коровы. Появление земледелия и скотоводства стало воз-можным потому что у людей появились изли-шки продуктов. Почему? Хозяйство постепенно ста-ло превращаться из при-сваивающего в произво- дящее. Теперь благосостояние лю дей зависело только от их труда.

С развитием хозяйства люди стали больше уделять вни- мание изготовлению ору-дий труда и домашней утва ри. Издавнв люди плели козины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размока-ла если в корзину попада-ла вода. Однажды,когда корзина по-пала в огонь глина обгоре-ла и стала твердой.

В это же время появилось ткачество.Был изобре-тен простейший ткац-кий станок. Нити делали из льна, или пряли из шерсти живот-ных. У людей появилась льня-ная и шерстяная одеж-да и они стали более за-щищенными перед не-погодой.

Древние люди освоили довольно сложные для того уровня тех-нологии. На слайде изображен первобытный свер-лильный станок. При его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.

Родовая община Родовая община Племя Браки старейшина старейшина Совет старейшин

Для людей все в природе было одушевленным.Мир,по их мнению,был населен духами. Самые могущественные духи назывались богами. Если все вокруг живое, то со всем можно договориться-нужно только обратить к бо-гам просьбу- молитву. Изображения богов называ-лись идолами. Для задобре-ния богов к идолам приноси-ли жертвы


«Древние предки человека» - Судя по строению стопы новый гоминид был прямоходящим. Кроманьонцы. Человек разумный. Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Европеоидная. Характерные черты: Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги. У кроманьонцев существовали погребальные обряды. Теория творения (религиозная концепция).

«Древние города» - Владимир. Москва. Какие города были построены в Древней Руси? Никольский моностырь. На глиняных дощечках. Дружина. Крестьяне. Посадники. На бумаге. Бояре. Великий Новгород. Гранатовая палата. Ров. Замок. Князь Владимир. Славяне были очень гордыми. Ограда. Как назывался укреплённый центр русского города?

«Древние цивилизации» - Древняя история Перу известна как история инков. Вавилон Руины Вавилона в 1932 году. Плодородные территории. Территориальные владения ацтеков. Статуэтка жреца из Мохенджо-Даро, 3-2 тыс. до н. э. Город Тиауанако находится высоко в Андах (сегодня: территория Боливии). Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая.

«Развитие древних людей» - Стадии эволюции человека. Сплошной надглазный валик отсутствовал. Жили в пещерах, использовали огонь. Древние люди (неандертальцы). Древние люди возникли около 200 тыс. лет назад. Назад. Первые современные люди (кроманьонцы). Древнейшие люди. Ресурсы. Для разделывания убитых животных пользовались отесанным камнем.

«Древние культуры Китая» - Многое взято у буддизма и йоги (напр., система физических и дыхательных упражнений). Чиновник в паланкинге. Китайская культура является одной из древнейших. Иглоукалывание. В середине I тыс. до н. э. Китай переживает бурный социально-экономический рост. В науке систематизируются накопленные знания.

«Жизнь Древних славян» - В углу стояла печь, сложенная из камней и глины. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Собиратели мёда диких пчёл. Устраивали праздники Ивана Купалы, в честь Солнца. 1500 лет назад. На косуль. Русские. Кто такие бортники? Украинцы. Стены сложены из деревьев, жердей Крыша была из жердей, покрытых соломой.

  • Приблизительно 13 тыс. лет тому
  • климат потеплел и условия существования людей снова изменились
  • Больших животных стало меньше
  • Появились маленькие и быстробегающие звери,
  • на которых охотиться было сложнее
Появление новых орудий труда
  • Поэтому в это время появился лук, стрела из которого летела дальше и точнее, чем брошенное рукой копье.
  • Был изобретён и каменный топор, который представлял собой привязанное к палке жилами животных ручное рубило.
  • Люди овладели реками, озёрами и морями, строя из связанных стволов деревянные плоты.
  • Позднее из толстых стволов деревьев начали выдалбливать лодки.
Первобытные земледельцы
  • Заметив, что семена диких злаков,
  • упав в рыхлую землю, прорастают,
  • образовывая колосья ,
  • люди начали сеять их.
  • Так из собирательства возникло
  • земледелие
Стадии мотыжного земледелия
  • Мужчины топорами расчищали землю от кустов и деревьев...
  • Рисунок взят
Стадии мотыжного земледелия
  • …женщины разрыхляли почву
  • мотыгой – палкой с прикреплённым к ней наконечником
  • из рога или камня…
  • Рисунок взят : Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва
Стадии мотыжного земледелия
  • …а потом засевали в землю зёрна.
  • Рисунок взят : Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва
Стадии мотыжного земледелия
  • Колосья собирали серпами из рога или кости, вставляя в них острые камни.
  • Мотыжное земледелие требовало больших физических усилий,
  • но давало постоянные урожаи.
  • Оно лучше, по сравнению с собирательством обеспечивало людей едой.
  • Рисунок взят : Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва
Первобытные земледельцы и скотоводы
  • Древнейшие селения земледельцев
  • возникли в Передней Азии 10 тыс. лет тому.
  • Первыми сельскохозяйственными растениями
  • были пшеница и ячмень.
  • Из Передней Азии земледелие распространилось на другие регионы.
  • Рисунок взят : Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва
Первобытные земледельцы и скотоводы
  • Началось одомашнивание
  • животных.
  • Первой была приручена собака,
  • которая помогала людям
  • во время охоты
  • и охраняла жильё человека.
Первобытные земледельцы и скотоводы
  • Когда у членов рода было достаточно мяса,
  • охотники не убивали
  • всех пойманных животных,
  • оставляя живыми козлят, поросят, ягнят и других молодых животных.
  • Люди приручили и научились разводить свиней, овец, коз, коров.
  • Так из охоты возникло скотоводство.
  • Это произошло приблизительно одновременно
  • с переходом от собирательства к земледелию.
Поселения земледельцев
  • Земледельцы жили на одном месте, возле своих полей.
Первобытные ремесленники
  • Переход к осёдлости
  • способствовал развитию
  • ремёсел – изготовлению
  • изделий (предметов ), которые
  • не встречаются в Природе.
  • Люди усовершенствовали
  • обработку камня:
  • около 7 тыс. лет назад
  • они научились сверлить и
  • шлифовать камень…
Первобытные ремесленники
  • …начали изготовлять глиняную посуду, опаленную на огне.
  • Это позволило перейти к употреблению варёной еды .
  • лозоплетение
  • первая
  • стадия гончарства
  • ручной
  • гончарный круг
Первобытные ремесленники
  • Из льна и шерсти начали ткать ткани, а из неё шили одежду,
  • лёгкую, чем из шкур.
Органы управления
  • Делами племени управлял
  • совет старейшин :
  • он распределял между родами
  • места для охоты,
  • выпаса скота
  • и земледелия,
  • решал споры
  • между родственниками.
  • Для решения особенно важных дел
  • и вопросов старейшины созывали
  • собрание всех взрослых членов
  • племени.
  • ВОЖДЬ
  • НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
  • СОВЕТ СТАРЕЙШИН
Развитие речи было актуальной
задачей древнего человека.
Сегодня вам представляется
возможность продемонстрировать,
насколько далеко вы ушли от него
в искусстве слова!

1. Расставьте данные изображения в том порядке,
в каком шло развитие облика человека,
и объясните свои действия.
э
Э
ЦИ
В
во
О
ВО
Л
лю
Я
Ю
ци
Ц
И
Э
я
Я
ЛЮ

Какие природные явления повлияли
на эволюцию человека?
2 млн.
лет назад
40 тыс.
лет назад
Эволюция человека – процесс его развития.

2. Вспомните и назовите основные орудия
труда древних людей: объясните, в чем
заключалась их эволюция (развитие)?
2 млн.
лет назад
10-13 тыс.
лет назад

3. Как основные занятия первых людей были
связаны с развитием орудиями труда?
СОБИРАТЕЛЬСТВО
2 млн.
лет назад
ОХОТА
10-13 тыс.
лет назад
Рассказываем по картине

Как охотился человек разумный?

Объясните, как происходило развитие
общества у первых людей?
Человеческое стадо
2 млн.
лет назад
Родовая община
40 тыс.
лет назад
Рассказываем по картине

Как жили люди в родовой общине?

План урока
1. Возникновение скотоводства.
2. Возникновение земледелия.
3. Появление ремесел и использование металлов.
4. Возникновение соседской общины и неравенства.
Сегодня на уроке мы будем
Желаю
успехов!
учиться
делать
выводы.
Вывод – это главный итог того, что мы изучили.
Вывод может отражать главную мысль
или содержать в себе оценку исторических
сведений.

1. Возникновение скотоводства.

Как вы думаете,
какую пользу могла
принести человеку
собака?
Собака – первое
прирученное человеком
животное.

Как вы думаете, кто из ученых может нам
дать достоверные сведения о времени
приручения животных? Почему?
Приручение диких животных, впервые,
как правило, происходило в местах их
естественного обитания.

В каком порядке и где происходило
приручение животных?
8 тыс.
лет назад
4,5 тыс.
лет назад
2 тыс.
лет назад
9 тыс.
лет назад
7 тыс.
лет назад
3 тыс.
лет назад
3 тыс.
лет назад
7 тыс.
лет назад

Почему именно в таком порядке происходило
приручение животных?
свинья
собака
овца
корова
кошка
лошадь
коза
10 тыс.
лет
назад
9 тыс.
лет
назад
8 тыс.
лет
назад
7 тыс.
лет
назад
петух
осел
4,5 тыс.
лет
назад
3 тыс.
лет
назад
2 тыс.
лет
назад
Процесс приручения животных зависел от освоения
человеком мест их естественного пребывания и целей,
с которыми эти животные использовались людьми.

Делаем выводы:
Отзначение
какого более
древнего
2. В1.чем
возникновения
занятия
и как произошло
скотоводства?
скотоводство?
ОХОТА
СКОТОВОДСТВО
Вывод 1.
Скотоводство возникло из занятия людей охотой.
Вывод 2.
Скотоводство обеспечивало постоянное
воспроизводство животных в домашних условиях и
стабильное потребление человеком продуктов
животноводства: мяса, молока, шерсти и т. д.

2. Возникновение земледелия.

Как возникло земледелие?
Продолжите рассказ используя изображения:
Долгие тысячи лет
человек собирал то,
что могла подарить
ему природа – плоды
растений и деревьев,
грибы, съедобные
коренья и т. д.
Не сразу он сумел
заметить, что…

Одним из основных источников пищи древних
людей было собирательство.

Женщины приносили в селенья собранные зёрна
дикорастущих растений и перебирали их.

Иногда зёрнышки падали...

и втаптывались в почву…

Постепенно люди стали замечать, что упавшие
зёрна дают всходы.

Тогда люди стали специально сеять зерно в
разрыхленную почву.

Постепенно люди овладевали культурой
возделывания земли. Теперь они при помощи…
Шлифованные топоры
с просверленных в них
отверстиями для ручки

Расчищенную от леса землю…
Мотыга

На возделанном для посева поля…

Выросший урожай ячменя и пшеницы…
Серп из дерева с костяными
пластинами кости

Собранный урожай зерна…
Зернотерка

Обобщаем знания об этапах выращивания
зерновых культур первыми земледельцами:
чтобы вырастить пшеницу или ячмень люди…
расчищали участки земли, вскапывали ее
мотыгами, сеяли, убирали серпами урожай

Выращивание зерновых было длительным процессом,
оно требовало проживания на одном месте.
С возникновением земледелия люди перешли
к оседлому образу жизни.

Где возникло земледелие?
Земледелие зарождается в Азии, на побережье
Средиземного моря и в бассейнах полноводных рек,
где были плодородные почвы.

Делаем выводы:
2.
1.Что
Как идавало
где возникло
людям
занятие
земледелие?
земледелием?
СОБИРАТЕЛЬСТВО
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Вывод 1.
Земледелие возникло в Азии из занятия людей
собирательством.
Вывод 2.
Земледелие обеспечивало человека постоянной
растительной пищей, в первую очередь –
зерновыми культурами.

В богатых растительностью районах
земледелия разводили скот.

3. Появление ремесел
и использование металла.

Назовите максимальное количество новых занятий,
появившихся у древних земледельцев?

Изготовление
орудий труда
Строительство домов
Изготовление
одежды
Изготовление посуды

Гончарное дело
Археологи утверждают,
Предположите,
что глиняную посуду
как действовал
в больших количествах
использовали племенаизображенный на картинке
гончарный круг.
с оседлым образом жизни.
Как вы думаете, почему?
Из кусков глины люди научились делать посуду.
Помогло им в этом изобретение гончарного круга.
Изготовленные глиняные сосуды затем обжигали
на огне, чтобы он стал крепким и прочным. Теперь
в нем можно было хранить воду или варить похлебку.

Прядение
Ткацкий станок
Первобытные люди очень давно научились плести корзины
из гибких прутьев. Плетение натолкнуло их на мысль скручивать
нити из шерсти овец или волокон льна.
Изготовление нитей стали называть прядением. Нити стали
использовать для изготовления тканей – так возникло ткачество.

Назовите изображенные на иллюстрациях занятия
древних скотоводов и земледельцев.
1.
у древних
людей
появляется
2. Почему
Как это
связано
с возникновением
3.
Что
давало
древнему
человеку
ремесло?
возможность
заниматься ремеслом?
скотоводства
и земледелия?
Ремесло – процесс изготовления изделий.
Ремесленник – человек, который занимается
изготовлением различных изделий.

Медь
Около 5 тысячелетия люди заметили,
что некоторые камни, которые
находят, имеют необычный
желтовато-красный цвет.
При обработке они не раскалываются,
а, попадая в огонь, плавятся
и изменяют свою форму.
Так древние люди открыли первый
из металлов – медь.
Почему медные топоры
были удобнее и лучше
каменных, несмотря на то,
что медь – мягкий металл?
Форма для отливки топора
и медный топор

ВЫВОД
1.С возникновением скотоводства и земледелия
люди переходят к оседлому образу жизни, т. е.
живут на одном месте.
2.Скотоводство и земледелие надежно
обеспечивают людей пищей, что дает время для
занятия ремеслом.
3.Люди открывают первый металл – медь.

4. Возникновение соседской
общины и неравенства.
Несколько близких родов объединялись
в один коллектив – ПЛЕМЯ.
В племени было общим:
1. Территория.
2. Язык.
3. Обычаи.
Род Оленя
Род Лани
Род Быка

Изобретение плуга и применение медных орудий труда привело
к тому, что люди получали больше еды. Им уже было не нужно
трудиться сообща, поэтому родовая община постепенно
исчезает. Ей на смену приходит соседская община.
Соседская община – община, состоявшая
из больших семей, не связанных
родственными связями.
Найдите различия в картинках и определите,
какая из них показывает родовую общину,
а какая – соседскую.

Как стали отличаться друг от друга члены
соседской общины?
Почему так происходит?
Кто в племени мог разбогатеть быстрее
остальных?

Постепенно в первобытных племенах
появлялось неравенство.
НЕРАВЕНСТВО – разделение
людей на богатых и бедных.

Делаем выводы:
Почему вожди и старейшины
быстро накапливали богатства
и превращались в знатных людей?
ЗНАТЬ
Вожди
Старейшины
Бронзовая фигурка
вождя

ВЫВОД
1.
С появлением металлических орудий труда
на смену родовой общины приходит
соседская община.
1.
Накопление продовольственных запасов и
войны между племенами приводят к
появлению неравенства между людьми и
возникновению знати. К ней стали
относить старейшин
и военных вождей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!