Причины отъезда болконского на войну. Отъезд князя андрея на войну

25 глава первой части первого тома повествует об отъезде князя Андрея Болконского на войну. Этот эпизод очень ярко показывает его отношение к жене, к близким людям, к предстоящему делу. Здесь мы не увидим сильных внутренних превращений героя. Писатель только готовит нас к последующим событиям, которые перевернут жизнь князя Болконского.

В анализируемом эпизоде перед нами предстает человек с задумчивым и нежным выражением лица. Князь Андрей погружен в размышления о предстоящем отъезде. Мы чувствуем, что ему приятно думать об этом. Герой мечтает уехать прочь от ненавистного общества, от жены, которая по несколько раз может пересказывать всем известную банальную шутку о графине Зубовой. Князь Андрей – благородный человек, он никогда бы не позволил себе измену, но его брак несчастлив. Мы понимаем, что семейную жизнь он считал обузой, потому что еще не реализовал себя. А война дала ему возможность осуществить свои планы.

Большое значение для понимания характера Андрея Болконского имеет сцена прощания с отцом. Николай Болконский – человек старой закалки, не привыкший проявлять свои чувства прилюдно. Это человек с сильным характером и чувством собственного достоинства, натура благородная и справедливая. Он прекрасно понимает сына, решившего участвовать в военных действиях. Николай знает, что князь Андрей несчастлив в браке. Отец одобряет стремление героя служить, так как видит в этом прямое следствие своего строгого воспитания. «Спасибо, спасибо… за то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего», - говорит он сыну. Старый князь также дает наставление Андрею относительно службы: «Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет». Впоследствии природную гордость и благородство характера, воспитанные отцом, молодой князь проявит на службе.

Эта сцена характеризует Андрея Болконского как человека заботливого, внимательного к жене, пусть и воспринимающего это всего лишь как обязанность. Мы понимаем это, когда герой настойчиво просит отца позаботиться о том, чтобы роды жены прошли удачно.

Немаловажную роль в эпизоде играет и сцена вручения сестрой Андрею образка. Мари отдает ему иконку, благословляя брата. Она настолько сильно верит в силу Бога, что говорит: «Против твоей воли он спасет и помилует тебя, и обратит тебя к себе, потому что в нем одном и истина, и успокоение». В последней главе первого тома князь Андрей на пороге смерти вспомнит этот образок, который, в какой-то степени, помог ему изменить свой жизненный путь.

В данной главе Л. Н. Толстой изображает самых близких Андрею Болконскому людей, которые, каждый по-своему, проявляют к нему внешне сдержанные, но глубокие чувства. В момент отъезда любовь близких совсем не кажется князю самой важной вещью в этой жизни. Его воображением владеет иной кумир – Наполеон, его цель – Тулон. Но так будет не всегда.

Этот эпизод в дальнейшем найдет отражение в последней главе первого тома, когда раненый Андрей Болконский, глядя в небо Аустерлица, поймет тщетность своих стремлений, бессмысленной войны. В последние минуты жизни он вспомнит про своих близких, про жену и ребенка, ради которых только и захочет жить. «Тихая жизнь и спокойное семейное счастье в Лысых горах» представятся ему.

Таким образом, 25 глава подводит нас к пониманию образа Андрея Болконского и причин, повлиявших на изменение его взглядов в сторону семьи, семейного благополучия и любви к близким людям.

Князь Андрей - один из главных героев романа «Война и мир», на примере которого автор показывает нам жизнь и искания передовой части дворянства первой половины XIX века. Отношение Толстого к своему герою очень сложное: наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это.

Во-первых, князь Андрей идет воевать не потому, что считает Наполеона «антихристом», как отзываются о нем в салоне Анны Павловны Шерер, а из-за того, что ему надоело светское общество, надоела жена, он ищет новых ощущений, он мечтает о славе, то есть он идет воевать не по своим убеждениям. Во-вторых, все его поведение в Лысых Горах, имении его отца, куда он привез жену, ожидающую появления на свет ребенка, свидетельствует о его сложном и во многом противоречивом характере. Несмотря на то, что ему тоже нелегко проститься с близкими, он тщательно скрывает свои чувства: «Лицо князя Андрея было задумчиво и нежно…Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, - может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее спокойное и непроницаемое выражение». Быть может, если бы князь Андрей смог быть более открытым человеком, не таким сдержанным, если бы он проявил немного нежности к жене, он бы не мучился бы впоследствии угрызениями совести. Но даже с сестрой, княжной Марьей, он не делится своими сокровенными переживаниями. Княжна Марья при прощании просит брата обратиться к христианским заветам: призывает быть более снисходительным к жене: «Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело». Но князь Андрей не хочет даже представить себе положение своей жены, при том, что очень хорошо знает тяжелый характер отца, у которого в имении оставляет жену: «Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах». Но он ошибается, очень скоро он упрекнет себя, что был недостаточно внимателен к маленькой княгине, что он смеялся над ее страхом умереть родами, что, в конце концов, он практически бросил ее, потому что ему надоела семейная жизнь.

Глубоко уважая свою сестру, князь Андрей тем не менее слегка подтрунивает над ней, особенно когда речь заходит об отце: «…Тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? … Он и всегда был крут, а теперь тяжел становится, я думаю». И, отвечая на его вопрос, княжна Марья, замечательно умная и добрая девушка, дает ключ к пониманию образа князя Андрея: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех». Княжна Марья понимает брата, может быть, лучше, чем он сам, и видит в нем гордыню, неумение прощать ни себе, ни другим, высокомерие и прямолинейность. Сама же княжна Марья живет по христианским заповедям и пытается приобщить к этому и своих близких. Ей действительно бывает тяжело от самодурства отца, но она не может позволить себе обсуждать и осуждать его, ее тяготит присутствие компаньонки, но она находит в себе силы жалеть ее. В отличие от брата, она умеет прощать. Она просит князя Андрея надеть на шею образок, который надевали на себя все предки Болконских, несмотря на то, что князь Андрей не верит в Бога. В этот момент «из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным». Внутренняя красота души княжны Марьи выражается в ее глазах. Сам князь Андрей одновременно и тронут ее просьбой, и насмешлив, но подчиняется ей. Разговор с сестрой благотворно воздействует на князя: «Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском».

Как подтверждение слов и мыслей князя Андрея, идет описание маленькой княгини: она так вжилась в светское общество, что и в Лысых Горах, перед отъездом мужа на войну, она ведет те же беседы, что и в Петербурге: «Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время… Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены». Княжна Марья все прощает маленькой княгине, а старый князь Болконский прекрасно понимает все мысли и чувства сына по поводу жены, понимает без слов.

В сцене прощания князя Андрея с отцом поражает их взаимопонимание, единство мнений, их глубокая интеллектуальная жизнь. Даже ничего не спрашивая о семейной жизни князя Андрея, старый князь все понимает: «Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью; потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом. Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его». Андрей просит отца, чтобы, если он погибнет на войне, а у него родится сын, не отдавать его на воспитание жене, а оставить жить у Болконских. Старый князь понимает, что его сын не хочет, чтобы ребенок воспитывался в лицемерной, лживой и пустой атмосфере светского общества. Он обещает все выполнить. В свою очередь, он считает долгом дать свои наставления сыну, как вести себя на войне, хотя прекрасно знает, что князь Андрей всегда будет достойным фамильной чести: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» Старик переживает отъезд сына очень тяжело, но в силу своего характера не показывает этого и сердится: «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

Простились…ступай! - вдруг сказал он. - Ступай! - закричал он сердитым и громким голосом».

Прощание с женой прошло быстрее: «Ну, - сказал он, обратившись к жене, и это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «Теперь проделывайте вы ваши штуки». Маленькая княгиня падает в обморок, Андрей, поцеловав сестру и оставив на ее попечение жену, уезжает, а из кабинета старого князя «слышны были… часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания».

Эпизод отъезда князя Андрея на войну очень многое раскрывает нам в его характере, дает пищу для размышлений над его дальнейшей судьбой, вызывает у читателя восхищение его силой воли, умом, благородством, достоинством, и в то же время показывает причины дальнейших страданий и неудач Андрея, которые кроются в его непомерной гордыне.

ФРАГМЕНТЫ РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» ДЛЯ АРГУМЕНТОВ К СОЧИНЕНИЮ НА ЕГЭ

Уважаемые одиннадцатиклассники!

Данный учебный материал поможет вам подготовиться к сочинению на ЕГЭ.

Расположение учебного материала

1.Номер тома, части, главы романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

2.Тема , для которой можно использовать данный фрагмент

3.Вопрос к фрагменту

4.Фрагмент

К некоторым фрагментам есть комментарии в квадратных скобках.

Под знаком * дано лексическое значение слова.

В каждом фрагменте жирным шрифтом выделены опорные слова.

ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА

1.Прочитайте тему, вопрос и фрагмент.

2.Используя опорные слова фрагмента и некоторые слова самого вопроса, составьте ответ на заданный вопрос.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТОМ 1 ЧАСТЬ 1 ГЛАВА 23

ОТЦЫ И ДЕТИ

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТАРШИМ И МЛАДШИМ ПОКОЛЕНИЕМ

ИНТЕРЕСЫ ЖИЗНИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

[КНЯЗЬ АНДРЕЙ ПРИЕХАЛ К ОТЦУ, НИКОЛАЮ АНДРЕЕВИЧУ БОЛКОНСКОМУ]

КАКОВЫ ИНТЕРЕСЫ ЖИЗНИ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО?

КАК ОТЕЦ И СЫН ОТНОСЯТСЯ ДРУГ К ДРУГУ?

В это время подъехала к крыльцу карета и бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд… Тихон знал, что ни приезд сына и никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка дня . Князь, видимо, знал это так же хорошо, как и Тихон; он посмотрел на часы, как будто для того, чтобы поверить, не изменились ли привычки отца за то время, в которое он не видал его, и, убедившись, что они не изменились, обратился к жене.

Когда прошли те двадцать минут, которые нужны были для срока вставанья старого князя, Тихон пришёл звать молодого князя к отцу. Старик сделал исключение в своём образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одеванья перед обедом.

А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь ? - сказал старик и тряхнул… головой… - Примись хоть ты за него хорошенько , а то он этак скоро и нас своими подданными запишет. Здорόво! - И он выставил свою щеку.

Старик находился в хорошем расположении духа после дообеденного сна. (Он говорил, что после обеда серебряный сон, а до обеда золотой). Он радостно из-под своих густых нависших бровей косился на сына. Князь Андрей подошел и поцеловал отца в указанное им место. Он не отвечал на любимую тему разговора отца - подтруниванье над теперешними военными людьми, а особенно над Бонапартом.

… Как здоровье ваше?

Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержан, ну и здоров.

Князь Андрей, видя настоятельность требования отца , сначала неохотно, но потом всё более и более оживляясь … начал излагать операционный план предполагаемой кампании.

ТОМ 1 ЧАСТЬ 1 ГЛАВА 24

И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте, во всех своих войнах и даже в государственных делах… Князь Андрей слушал, удерживаясь от возражений и невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТОМ 1 ЧАСТЬ 1 ГЛАВА 25

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ БРАТОМ И СЕСТРОЙ

КАК КНЯЗЬ АНДРЕЙ И КНЯЖНА МАРЬЯ ОТНОСЯТСЯ К ОТЦУ И ДРУГ К ДРУГУ?

Князь Андрей уезжал на другой день вечером…

В минуты отъезда и перемены жизни на людей, способных обдумывать свои поступки, обыкновенно находит серьёзное настроение мыслей. В эти минуты обыкновенно поверяется прошедшее и делаются планы будущего. Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, - может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола… и принял своё всегдашнее спокойное и непроницаемое выражение. Это были тяжёлые шаги княжны Марьи.

- …Ты очень переменился, Андрюша, - прибавила она как в объяснение такого вопроса.

Она улыбнулась, произнося слово «Андрюша ». Видно, ей самой было странно подумать, что этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства.

…Князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим.

Ты живёшь в деревне и не находишь эту жизнь ужасною, - сказал он.

Я другое дело. Что обо мне говорить! Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что я не знаю никакой другой жизни…

Ну, а по правде, Маrie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? - вдруг спросил князь Андрей.

Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса.

Мне?... Мне?! Мне тяжело?! - сказала она.

- Он и всегда был крут, а теперь тяжёл становится , я думаю, - сказал князь Андрей, видимо, нарочно, чтоб озадачить или испытать сестру, так легко отзываясь об отце.

Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли, - сказала княжна, больше следуя за своим ходом мыслей, чем за ходом разговора, - и это большой грех. Разве можно судить об отце ? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме обожания , может возбудить такой человек, как батюшка? И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы , как я.

Брат недоверчиво покачал головой.

Одно, что тяжело для меня, - я тебе по правде скажу, Andre, - это образ мыслей отца в религиозном отношении . Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться?.. Но и тут в последнее время я вижу день улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним.

Ну, мой друг, я боюсь, что вы с монахом даром растрачиваете свой порох, - насмешливо, но ласково сказал князь Андрей…

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТОМ 1 ЧАСТЬ 1 ГЛАВА 25

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

КАК КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ БРАТА?

Что, мой друг?

Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, - сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что-то, но ещё не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что-то.

Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.

Ежели бы это и стоило мне большого труда… - как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрея.

Ты что хочешь думай! Я знаю, ты такой же, как батюшка. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его ещё отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах … - Она всё ещё не достала того, что держала, из ридикюля. - Так ты обещаешь мне?

Конечно, в чём дело?

Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать … Обещаешь?

Ежели он не два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… - сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. - Очень рад, право, очень рад, мой друг, - прибавил он.

Против твоей воли он спасёт и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в нем одном и истина и успокоение, - сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок спасителя с черным ликом, в серебряной ризе, на серебряной цепочке мелкой работы.

Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.

Пожалуйста, Andre, для меня…

Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным . Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.

… - Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену. И сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней: и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…

Говоря это, он встал, подошёл к сестре и, нагнувшись, поцеловал её в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском…

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТОМ 1 ЧАСТЬ 1 ГЛАВА 25

ОТЦЫ И ДЕТИ. ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

[БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ - ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ И ОТЦА, И СЫНА БОЛКОНСКИХ].

ПРОЩАНИЕ КНЯЗЯ АНДРЕЯ С ОТЦОМ.

В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОГРОМНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, СТАРОГО КНЯЗЯ НИКОЛАЯ АНДРЕЕВИЧА БОЛКОНСКОГО?

ЗА ЧТО ОТЕЦ УВАЖАЕТ СЫНА И ЧТО ЕМУ СОВЕТУЕТ?

КАК ОТЕЦ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ СЫНА?

Когда князь Андрей вошёл в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своём белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.

Едешь? - И он опять стал писать.

Пришёл проститься.

Целуй сюда, - он показал щеку, - спасибо, спасибо!

За что вы меня благодарите?

- За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего . Спасибо, спасибо! - И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера…

Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.

- Плохо дело, а?

Что плохо, батюшка?

- Жена ! - коротко и значительно сказал старый князь.

Я не понимаю, - сказал князь Андрей.

Да нечего делать, дружок, - сказал князь, - они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь.

Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его

Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, - говорил он отрывисто во время печатания.

Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его . Старик встал и подал письмо сыну.

Слушай, - сказал он, - о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.

Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его . Он подвёл сына к бюро, откинул крышку, выдвинул

ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.

Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти . Теперь здесь вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдёшь пользу.

Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживёт ещё долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.

Всё исполню, батюшка, - сказал он.

Ну, теперь прощай! - Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. - Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! - взвизгнул он.

Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, - улыбаясь, сказал сын.

Старик замолчал.

…Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

Простились… ступай! - вдруг сказал он. - Ступай! - закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1 ».

Подробные инструкции как воспользоваться сборником или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу

Отъезд князя Андрея на войну

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Мария Беломестных,
10-й класс,
гимназия № 1514, Москва
(учитель - А.Н. Киселёва)

Отъезд князя Андрея на войну

Анализ главы из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (гл. XXV, часть 1, том 1)

Сочинение написано во время переводного экзамена (за 4 часа) по теме, взятой из Перечня тем для 11-го класса

В романе «Война и мир» Толстой исследует современное ему общество, основой которого является семья, поэтому “мысль семейная” занимает одно из важнейших мест в произведении. В романе подробно описаны три семьи (Болконских, Ростовых и Курагиных), которые очень различаются по своему внутреннему укладу.

В главе изображается семья Болконских. Люди в этой семье связаны искренне родственными отношениями, основанными на уважении друг к другу, любви и взаимопонимании, способны почувствовать, что происходит в сердце другого: “Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок”, “...он взглянул в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека... Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его”. Такое взаимопонимание показывает настоящую, духовную близость между отцом и сыном. Кроме того, они действительно любили друг друга, что хорошо видно в сцене прощания: “Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя”. Это всё подтверждает его сердитый и несколько смешной вид (“устрашал он сердитым голосом”, “фигуру кричавшего сердитым голосом старика..”, “сказал он, сердито посмотрев”) и часто срывающийся, переходящий в крик голос (“он... вдруг крикливым голосом продолжил”, “взвизгнул он”).

Семья Болконских принадлежит к древнему дворянскому роду, поэтому аристократизм и гордость являются основополагающими качествами, принципами и Николая Андреевича, и Андрея Болконского. “Николая Андреевича Болконского сын из милости ни у кого служить не будет”, - говорит отец, провожая сына в армию и отдавая ему письмо к Кутузову. Вообще то, что старый князь пишет лично главнокомандующему и просит передать, что “помнит и любит” его, а также “два турецких пистолета и шашка - подарок отца, привезённый из Очакова”, который мы видим среди вещей князя Андрея, - всё это свидетельствует о военном прошлом Николая Андреевича. Поэтому неудивительно, что он хвалит и благодарит сына, когда тот отправляется в армию: “Служба прежде всего. Спасибо, спасибо!”

Здесь же мы слышим мнение старого князя по поводу должности адъютанта, которое разделяет и Толстой: “...пишу, чтобы он [Кутузов] тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность!” Такая отрицательная оценка важна для понимания отношения Толстого к героям, занимающим эту должность, а также для раскрытия идеи, которая будет сформулирована в дальнейших главах, когда Толстой, размышляя об исторических судьбах народов, войнах и сражениях, придёт к мысли, что всё в бою решается не сверху и что главную роль играют не полководцы с их огромным штабом, а простые солдаты, которые честно выполняют свой долг и делают дело. Андрей Болконский, как один из любимых героев Толстого, тоже придёт к этой мысли и станет полковым командиром.

Один из ключевых моментов этой главы - наставление, которое даёт сыну старый князь: “Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!” Мотив отцовского завета повторяется в русской литературе неоднократно, начиная ещё с «Капитанской дочки» Пушкина, и везде он очень важен для раскрытия образа героя, потому что становится как бы стержнем его характера. Отсюда мы видим, что в основе характера князя Андрея лежит честь, которая в системе ценностей Болконских стоит выше жизни, и что именно честь и гордость являются важнейшими чертами не только Андрея, но и всех членов семьи Болконских.

Такой мотив рода, “породы” возникает в романе в связи со всеми тремя семьями (Денисов говорит Ростову “дуг’ацкая ваша пог’ода р’остовская”, а Пьер Безухов говорит про “подлую породу” Курагиных).

В этой же главе Толстой описывает отношения князя Андрея с сестрой. Он относится к княжне Марье с любовью и нежностью, но несколько снисходительно: “насмешливо, но ласково сказал князь Андрей”, “князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим”, “лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо”.

Насмешку вызывают у князя Андрея религиозные чувства княжны, которые понять он сможет только в конце жизни. Вообще княжна Марья показывает удивительный пример смирения и христианской любви к ближнему. Она ко всем относится с добротой и снисходительностью: “Она совершенный ребёнок, такой малый, весёлый ребёнок. Я так её полюбила” (о Лизе Болконской). “Она очень милая и добрая, а главное - жалкая девушка” (о француженке Bourienne). Князь Андрей, наоборот, резок в суждениях и строг к людям: “На лице князя вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на её лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела”. При этом часто князь Андрей оказывается более прав и понимает людей лучше (случай с m-lle Bourienne), но в нём, как говорит княжна, “есть какая-то гордость мысли”. Она же, наоборот, всю свою жизнь посвящает отцу и проводит в деревне: “Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни...”

Для психологического портрета Толстого характерны устойчивые, часто повторяющиеся в изображении героя детали. В портрете княжны Марьи это глаза: “Из больших глаз её светились лучи доброго и ровного света. Глаза эти освещали всё безжизненное и худое лицо и делали его прекрасным...”, “...княжна Марья с заплаканными прекрасными глазами...” Глаза являются отражением внутреннего мира человека, поэтому мы сразу можем сказать, что внутренний мир княжны Марьи прекрасен. Внешняя же красота, по Толстому, как правило, наоборот, скрывает за собой пустоту и ничтожность (Элен, Вера, Анатоль), поэтому то, что княжна Марья некрасива, только подчёркивает её внутренние достоинства.

Свою жену, в отличие от сестры, князь Андрей не любит, он с ней несчастлив и сам признаётся в этом отцу и сестре: “...счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...” Он презирает в ней светские привычки, болтливость, одни и те же петербургские рассказы и сплетни: “Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей”.

Толстой, однако, относится к Лизе Болконской с сочувствием и симпатией, потому что она беременна, а значит, собирается стать матерью и дать новую жизнь.

Андрей просит отца оставить у себя сына, если его (Андрея) убьют. Он не хочет, чтобы его сын стал дорожить светским обществом, которое так презирает сам князь Андрей. Но, несмотря на то, что Андрей Болконский не любит свою жену, он ведёт себя достойно и благородно: “Я ни в чём не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену и сам ни в чём себя не могу упрекнуть в отношении к ней, и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах”.

Можно сделать вывод, что семья Болконских - настоящая семья, в которой люди связаны не только узами крови, но и духовным родством, общими нравственными ценностями.

В романе «Война и мир» Толстой занимается исследованием проблемы истинного и ложного и приходит к мысли, что идеал в отречении от всего индивидуального и обретении роевого начала. Семья для Толстого является символом роевого начала, поэтому так важна ему “мысль семейная”. Семья Болконских, конечно, не идеальная, но когда в конце произведения семьи Ростовых и Болконских соединяются, то, может, не в полной мере, но в какой-то степени идеал всё-таки обретается, и поэтому достигается покой и счастье.

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, рисуя исторические события России начала ХIХ века и жизнь народа, размышляет о личности и свободе человека, его назначении в окружающем мире и обществе, о счастье и любви.

Эти мысли писателя воплощает князь Андрей Балконский, сын опального вельможи времён Екатерины II, человека очень умного, но со «странностями». В начале романа перед читателем предстаёт гордый и холодный аристократ с «сухими чертами» лица, с «усталым, скучающим взглядом», «тихим мерным шагом». Он недавно женился на женщине кокетливой, светской и глупой, но вскоре охладел к жене, о чём красноречиво говорит «гримаса, портившая его красивое лицо», когда он обращается к княгине.

Болконский скучает среди великосветского общества, устаёт от семейного круговорота, не находя пищи уму и выхода для интеллектуальной, духовной энергии. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого не могу выйти», - признаётся он Пьеру Безухову. Однако князь Андрей не сухой, рассудочный человек. Он, одарённый творческой натурой, незаурядным умом и глубокими чувствами, стремится к широкой общественной деятельности. Герой романа ищет смысла жизни в делах, которые удовлетворили бы его честолюбие, стремление к власти и славе.

Всё это он может найти на войне, надеясь там осуществить роль спасителя русской армии и обрести свой Тулон (в это время - лето 1805 года - его кумиром был Наполеон, которого Болконский считает «великим полководцем» и гением).

Перед походом в Австрию князь Андрей приезжает в Лысые Горы, имение отца, со своей «маленькой» женой. Быт семьи Болконских, налаженный старым князем, идёт «стройным порядком». Старый князь Николай Андреевич, имея суровый характер, «был резок и неизменно требователен, и поэтому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность». Человек кристально честный, натура сильная и деятельная, он признаёт «только две добродетели: деятельность и ум», сам воспитывает дочь, обучает её алгебре и геометрии, пишет мемуары, работает в саду или занимается «точением табакерок на станке».

В день приезда сына старый князь не отступает от распорядка дня. На первый взгляд может показаться, что Николай Андреевич равнодушен и даже жесток с детьми, но это не так. За внешней суровостью генерал-аншефа кроется огромная любовь и к сыну, и к дочери, которые понимают это: « - Ну, а по правде, Мари, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? - вдруг спросил князь Андрей.

Мне?.. Мне?! Мне тяжело?! - сказала она... Разве можно судить об отце?.. И я так довольна и счастлива с ним!»

Гордится старым отцом и Андрей Болконский, похожий на Николая Андреевича и делами, и образом мыслей, честью, и благородством. При прощании им не надо говорить много слов: отец и сын понимают друг друга с первого взгляда и с полуслова. Старый князь Болконский короткой фразой: « - Целуй сюда, - он показал щёку, - спасибо, спасибо!» - высказывает сыну своё одобрение за решение ехать на войну, за то, что «служба прежде всего».

Хотя князь Андрей не жалуется отцу на свою семейную жизнь, но тот чувствует, что сын тяготится глупенькой женой. Николай Андреевич «вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.

Плохо дело, а?

Что плохо, батюшка?

Жена! - коротко и значительно сказал старый князь... - Да нечего делать, дружок, не разженишься, Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь». Умный и мудрый старик, не терпящий лжи, «своими быстрыми глазами» насквозь видит человека, читает в его душе и делает, хотя и колкие, резкие, порой неприятные выводы, но всегда правдивые. «Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его».

Николай Андреевич Болконский, с детства приучивший своих детей быть патриотами и служить на благо Родины, наказывает сыну быть в центре военных событий, на передовых позициях: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет...стыдно!»

Князь Андрей понимает, что «стыдно» будет (если его убьют) воспитать будущего сына светским щёголем, фрондёром, пустоцветом, поэтому просит отца не отдавать ребёнка княгине, а воспитать самому: «... не отпускайте его от себя... чтоб он вырос у вас...»

Молча стоят «друг против друга» два близких человека в минуту прощания. Не льются слёзы, нет пышных фраз, поцелуев, объятий, но как она, эта минута, для них дорога и торжественна: «Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

Простились... ступай! - вдруг сказал он. - Ступай! - закричал он сердитым и громким голосом...» За этой нарочитой сердитостью скрывается боль и страх отца, провожающего сына на войну, тревожащегося за его дальнейшую судьбу.

Иные отношения у князя Андрея с сестрой Марьей, на которую большое влияние оказывает воспитание отца, поэтому она не похожа на своих сверстниц. Оттаивает душой Андрей Болконский, встречаясь с сестрой, для которой он всё тот же маленький Андрюша, упрямый, прямолинейный, гордый и независимый. В доме старого Николая Андреевича не принято откровенничать, открыто выражать свои чувства, но брат и сестра духовно близки, их соединяют воспоминания о счастливых днях детства, где было много тепла, света и доброты: «Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно».

Добрая и чуткая княжна Марья видит, что брат несчастлив в, женитьбе и всей душой желает ему спокойствия, пытаясь оправдать «маленькую княгиню», которая «после обеда плакала... и жаловалась на свою судьбу, на свёкра и на мужа». Понимая это, резкий князь Андрей ничего не говорит в ответ, а только улыбается, «глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим».

Но не жена, а сестра приходит проводить Болконского на войну, чтобы благословить его, морально поддержать, отдать ему свою любовь, в которой так нуждается молодой князь. Поэтому и не насмехается герой романа над религиозностью сестры, желающей надеть на него «овальный старинный образок спасителя». «Очень рад, право, очень рад, мой друг», - говорит князь Андрей. Прекрасная душа Марьи светится «лучами доброго о робкого света», худое лицо преображается: оно становится одухотворённым, светлым и красивым.

Только сестре, и никому другому, раскрывает свои сокровенные мысли Андрей Болконский; ей он может с горечью сказать, что допустил ошибку, женившись на Лизе, что сам в этом виноват: «... я ни в чём не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену ...счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет.»

В последние минуты перед отъездом прорываются в князе Андрее долго сдерживаемые чувства: «... он встал, подошёл к сестре и, нагнувшись, поцеловал её в лоб». Воодушевлённый прощанием с Марьей, герой романа стремится к новой жизни, полной желания победы, героизма и славы. «Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском...»

Любовь к сестре непроизвольно передаётся и на жену, с которой Болконский хочет проститься по-доброму. Но, встретив улыбающуюся компаньонку, воплощавшую в себе пошлость, легкомыслие и пустословие «маленькой княгини», он не может удержаться от озлобленной и презрительной улыбки. Исчезли доброта и нежность. Передёргиваясь от отвращения, слыша одну и 2ту же фразу о графине Зубовой», «весёлый голосок, торопивший одно слово за другим», князь Андрей холодно прощается с женой, не в силах простить ей кокетство, капризность и игривость тона: « - Ну, - сказал он, обратившись к жене, и это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «Теперь проделывайте вы ваши штуки».

Лиза Болконская несчастна не от того, что не оказывают внимание, а потому, что её маленькая, мелочная душонка не может соединиться с духовным миром семьи Болконских, где не принято показывать свою любовь друг к другу и где она является неиссякаемым источником жизни, принося и раздражение (старый князь), и страх (княжна Марья), и сострадание (князь Андрей), и «нередко страдания».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!