Примеры доказывающие принцип корреляции кювье. Упорядочение представлений о развитии жизни на земле

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат- Тамими родился в 1115 г. х.2 (1703 г. по христианскому летосчислению) в городе аль-Уйайна, расположенном севернее ар-Рийада, и вырос в нем в семье своего отца. Еще в детстве у мальчика появились признаки таланта и сообразительности. Он выучил наизусть Коран в неполные десять лет. Когда ему еще не исполнилось и двенадцати, он достиг физической и умственной зрелости. Его отец сказал: «Я увидел, что он достоин быть имамом в Намазе, и женил его в том же году». Он изучал у отца мусульманское право ханбалитского мазхаба (толка), толкования Корана и хадисы. С детства он погрузился в книги толкований Корана, хадисов и различных вероубеждений, изучал труды шейх-уль-Ислама Ибн Теимийи и его ученика Ибн аль-Каййима. Позднее он совершил путешествие в Мекку с целью совершить Хадж3 к Заповедной мечети Аллаха, затем посетил мечеть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Там он встретился с учеными Медины - города Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Затем он приехал в Наджд. Во время это-го долгого путешествия своим проницательным взглядом шейх уви- дел в Наджде и других арабских городах, которые он посетил, заблужденные вероубеждения и порочные обычаи. Когда шейх был в Медине, он услышал языческую мольбу о помощи, обращенную к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и взывание к нему наряду с Аллахом. Сам Наджд был «пастбищем» для всякого рода небылиц и порочных вероубеждений, противоречащих основам истинной религии. В городе было несколько могил, которые предположительно были могилами сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и люди совершали к ним паломничество, прося у них то, в чем они нуждались, и молясь им для защиты от своих горестей. Еще более странным было их обращение за посредничеством к пальме Фахль ан-Нахль в городе Манфуха. Люди были убеждены, .что пальма может помочь опоздавшим с замужеством девушкам выйти замуж. И с этой целью они взывали к ней, говоря: «О пальма пальм! Я хочу мужа в этом году». В Хиджазе он увидел, что могилы сподвижников и членов семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, почитают так, как следует относиться только к Господу миров. В Басре он встретился с ширком (приобщение Аллаху равных) эпохи невежества (джахилиййи), который не укладывается в сознании и противоречит Шариату. То же самое происходило и в Ираке, аш-Шаме, Египте, Йемене. Подобные порочные мысли ставились наравне с Книгой Аллаха и Сунной Его доверенного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также с наследием его богобоязненных сподвижников. Шейх увидел, что народ далек от истинных законов религии и ее духа, что народ не знает, для чего Аллах послал Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ко всем людям. Он убедился, что люди не знают о положении человечества во времена джахилиййи, не знают, каким было ненавистное язычество. Он увидел, что они изменили Исламу и исказили как основы религии, так и ее второстепенные положения, кроме лишь некоторых из них, к которым был милостив Аллах. После того, как он удостоверился в бедственном положении как веры, так и мирской жизни людей, шейх уверился в том, что они внесли в основы Ислама то, что отвергается Кораном и Сунной. Его убежденность в их ошибках и приверженности к ереси подтвердилась словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что мусульмане могут изменить свою религию и что они последуют в этом по стопам иудеев и христиан: Поистине, вы последуете обычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всем. И даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними. (Аль-Бухари 6/360, Муслим (2669) от Абу Саида). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал. Ислам появился необычно, и он вновь вернется необычно, как и появился. (Муслим (145) от Абу Хурайры). Имам ат-Тамими не переставал настойчиво объявлять своему народу, что тот сбился с прямого пути. Он начал свой призыв с объяснения людям того, что нельзя взывать, приносить в жертву или давать обет кому-либо, кроме Аллаха. Люди были убеждены в том, что могилы, камни, деревья приносят пользу и отдаляют вред, что надо просить их о помощи и давать им обеты, ат-Тамими же разъяснял, что это - явное заблуждение и ложь, что это не приводит к удовлетворению Аллаха и что от этого непременно надо отказаться. Его речь подкреплялась аятами из Книги Аллаха, хадисами Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и примерами из жизни его праведных сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Проведя активную плодотворную жизнь, полную стремлений к знаниям, Джихада и призыва к Аллаху, шейх скончался в городе ад-Дириййа в 1206 г. х. в возрасте восьмидесяти четырех лет.
Вероубеждения шейха Мухаммада ат-Тамими

Убеждения шейха Мухаммада ат-Тамими - это убеждения правоверных салафов (праведных предков), основанные на том, что завещал нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как этого придерживались его сподвижники, их последователи и праведные имамы, такие, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад, Суфйан ас-Саури, Суфйан ибн Уйайна, Ибн Мубарак, аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, а также такие крупные ученые в области мусульманского права, как аль-Ашари, Ибн Хузейма, Таки ад-Дин ибн Теймийа, Ибн аль-Каййим, аз-Захаби и другие. В одном из своих писем, написанном жителям Аль-Касима, шейх изложил свои вероубеждения. Начав именем Аллаха, он писал: «Призываю Аллаха и присутствующих ангелов, а также вас в свидетели того, что мои убеждения, как и убеждения всех последователей Сунны, основаны на вере в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Воскресение после смерти и предопределение с его добром и злом. К вере в Аллаха относится вера в то, как Он охарактеризовал себя в Своей Книге, и как охарактеризовал Его посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без изменения или непризнания. Я убежден, что «нет ничего, подобного Ему; и Он - Слышащий, Видящий» (Совет, 11). Я не отрицаю того, чем Он охарактеризовал Себя, не искажаю истинный смысл этого и не раскольничаю о Его именах и знамениях. Я не задаю вопрос «как?» о них и не уподобляю их качествам Его творений, так как Он - Всевышний, нет равных Ему, и нельзя задавать вопрос «как?» о Нем, ведь нет подобных Ему, и не сравним Он со Своими творениями, ибо Аллах, Свят Он и Велик, лучше всех знает о Себе и о других. Его речь самая правдивая, Его повествования самые красивые, и Он Сам отверг то, что приписывают Ему противоречащие истине приверженцы описания и уподобления Аллаха Его творениям, и то, что отрицают в Нем приверженцы изменения и непризнания. Ведь сказал Всевышний: «Свят твой Господь - Господь Могущества, и превыше Он того, что Ему приписывают. И мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!» (Стоящие в ряд, 180-182). И спасшаяся группа в своих воззрениях относительно деяний Аллаха находится между убеждениями кадаритов и джабритов, относительно наказания Аллаха - между взглядами мурджиитов и ваидитов, относительно веры и религии - между убеждениями харуритов и муътазилитов с одной стороны, и мурджиитов и джахмитов - с другой. А в отношении к сподвижникам посланника Аллаха - между рафидитами и хариджитами. Спасшаяся группа - это праведные мусульмане, которые придерживаются пути посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его праведных сподвижников. Они основываются на Священном Коране и достоверной Сунне. Их покровитель - Аллах, их имам - посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Кадариты считают, что человек совершает свои поступки без воли на то Всевышнего, а джабриты полагают, что человек, напротив, не имеет собственной воли. Истинный Ислам же утверждает, что все происходит по воле Аллаха, однако человек имеет право на выбор. Мурджииты считают, что любой человек, засвидетельствовавший, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его посланник, может совершать любые дела, и он не будет наказан. А ваидиты полагают, что милость Аллаха не охватит людей, совершающих даже самые малые грехи. Приверженцы Сунны же убеждены, что Аллах наказывает за грехи и прощает их тому, кому хочет, если он не приобщал равных к Аллаху. Харуриты (хариджиты) и муътазилиты полагают, что совершение грехов уничтожает веру, и человек за них навечно попадает в Ад. Мурджииты и джахмиты же считают, что грех не влияет на веру, даже если она проявляется только словами. Они полагают, что заявивший о своей вере находится на одинаковой ступени с архангелом Джибрилем. Это разделение между мусульманами произошло после убийства халифа Усмана во время противостояния Али ибн Абу Талиба и Муавии ибн Абу Суфйана. Рафидиты считают, что Али ибн Абу Талиб - лучший в общине Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и должен был унаследовать власть после него; при этом они заявляют о неверии Муавии и его сторонников. Харид- житы же считают неверными как Али, так и Муавию, а также сторонников их обоих. Третья группа - насибиты - сильно ругают Али и его сторонников, считая правым Муавию. Приверженцы Сунны же считают, что Али и Муавия действовали на основании собственного иджтихада (высшей ступени знаний). История показала, что эту смуту устроили заговорщики, не желавшие смириться с властью Ислама. Я убежден, что Коран - это ниспосланное Слово Аллаха, он не сотворен, от Аллаха принесен и к Нему вернется, и что Аллах действительно произнес его и ниспослал его Своему рабу, посланнику, доверенному в Откровении и Своему послу между Ним и Его рабами - пророку Мухаммаду, да благо- словит его Аллах и приветствует. Я верую, что Аллах делает, что пожелает, и ничего не происходит без Его желания, и ничто не выходит из-под Его воли, и ничто не отклоняется от Его Предопределения, и ничто не свершается без Его управления. Для каждого неизбежно Его Предопределение, и ничто не избежит предписанного для него в Хранимой Скрижали. Я верую во все события после смерти, о которых сообщил нам пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я уверовал в искушение в могиле и в ее блага, в возвращение душ в тела, в то, что люди предстанут пред Господом босыми, нагими, без обрезания крайней плоти. Солнце приблизится к ним и будут воздвигнуты весы, на которых взвешены будут дела рабов: «Тогда на чьих весах взвешиваемое будет тяжело, те будут блаженны. А на чьих весах взвешиваемое будет легко, те нанесли убыток самим себе и вечно останутся в геенне» (Верующие, 102-103). И будут развернуты два списка, и будут те, которые получат книгу справа, и те, которые получат книгу слева. Я верую в бассейн пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в день Воскресения, и что вода его белее, чем молоко, и слаще, чем мед, а число бокалов около него равно числу звезд на небе. Тот, кто выпьет один глоток ее, не будет испытывать жажду вовеки. Я верую в то, что Путь6 проложен на спине Ада, и люди пройдут по нему на основании своих деяний. Я уверовал в заступничество Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и в то, что он - первый из заступников и первый, кто получит право на это. И отрицают заступничество пророков только приверженцы ереси и заблуждения. Заступничество будет даровано ему лишь после разрешения и довольства Аллаха, как сказал об этом Всевышний: «Они заступаются только за того, к кому Он благоволит» (Пророки, 28). Всевышний Аллах сказал: «Кто может ходатайствовать пред Ним без Его изволения?» (Корова, 255). И Он сказал: «И сколько ангелов в небесах, заступничество которых не поможет, пока не разрешит Аллах для тех, кому Он пожелает и кем доволен» (Звезда, 26). А Он, хвала Ему, доволен только таухидом и позволит заступаться только за Своих приверженцев. И для многобожников не будет доли в этом заступничестве, так как сказал Всевышний: «И не принесет им пользы ходатайство ходатайствующих» (Завернувшийся, 48). Я также верую в то, что Рай и Ад - это творения Аллаха, что они существуют и сегодня и что они никогда не исчезнут, а также в то, что верующие увидят Господа своими глазами в день Воскресения, как видят луну в ночь полнолуния без препятствия для этого. И верую в то, что пророк Мухаммад «салля-Ллаху ‘алехи уа саллям» - последний из пророков и посланников, да благословит его Аллах и приветствует, и не станет вера правильной, пока раб не уверует в его миссию и не засвидетельствует его пророчество. Лучший в его общине - это Абу Бакр ас-Сиддик, затем Умар аль-Фарук, затем Усман Зу-н-Нурайн, затем Али ибн Абу Талиб, затем оставшиеся из десяти, затем участники Бадра, затем принесшие присягу у дерева - Присягу Довольства, затем оставшиеся сподвижники. И я люблю сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вспоминаю их благие дела, прошу для них прощения у Господа, воздерживаюсь от обсуждения их ошибок, молчу о том, что возникало между ними. Я убежден в их превосходстве и следую слову Всевышнего: «Те, которые пришли после них, говорят: - Господь наш! Прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в принятии веры, и не утверждай в сердцах наших затаенной неприязни к верующим. Господь наш, Ты - Кроткий, Милосердный» (Собрание, 10)*.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обрадовал десятерых своих
сподвижников вестью о том, что они попадут в Рай еще при их жизни. Это - Абу Бакр ибн Абу Кухафа, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, аз-Зубейр ибн аль-Аввам, Тальха ибн Убайдулла и Саид ибн Зайд, да будет доволен ими Аллах! Битва при Бадре, произошедшая во 2 г. х., была первым крупным сражением в истории Ислама, в котором принимало участие более 300 сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Против них выступило три тысячи мушриков (язычников) племени Курайш, однако Аллах даровал победу мусульманам. Участники битвы при Бадре были первыми мусульманами, заслуги которых неисчислимы. Бейа ар-Ридван, или Присяга Довольства, была принесена сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, под деревом в Худайбийи в 7 г. х., когда мусульмане присягнули на верность Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, даже если они встретят смерть. Я доволен матерями правоверных, очищенными от всего плохого. Я признаю чудеса благоверных, но они не имеют ничего из права Аллаха. И я не предвещаю ни одному мусульманину Рай или Ад, кроме тех, о ком сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но я прошу добра для благодетельствующих и боюсь за грешников. Я не называю неверующим ни одного мусульманина за его грехи и не утверждаю о его выходе из исламской общины. Я также считаю, что Джихад должен продолжаться во время правления каждого правителя, хорош он или плох, и Намаз за ним допустим. Я считаю обязательным подчиняться мусульманским правителям, если они не приказывают не подчиняться Аллаху, независимо от того, справедливы они или нет. Я убежден, что всякая ересь должна быть отвергнута, и убежден, что вера - это не только произнесение языком, но и убежденность в сердце и выполнение в делах. Она возрастает при подчинении Аллаху и ослабевает при неповиновении Ему. И она делится на семьдесят с лишним степеней. Самая высшая степень - это свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, а самая низшая - устранение препятствий на Пути Аллаха. Я считаю обязательным повелевать праведное и запрещать прегрешения на основании чистого Шариата Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует». Таковы вероубеждения имама Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими. Это - вероубеждения приверженцев Сунны и их общины без малейшего уменьшения или добавления. Для каждого мусульманина обязательно иметь подобные вероубеждения, а кто не принимает эти достоверные и здоровые воззрения, тот не относится к приверженцам Сунны и их общине, и мы боимся, что он находится в заблуждении и отклонился от прямого пути истинной религии Аллаха.

Призыв к Единобожию и вражда с мушриками

Во времена Мухаммада ибн-Абд-Аль-Ваххаб на Аравийском полуострове, как и во всем Османском халифате сильно распространились идеи суфизма и других многобожных течений. На могилах многих исламских ученых и сподвижников пророка Мухаммада были воздвигнуты памятники и склепы, к которым совершались паломничество. Повсеместно были распространены суеверия и другие проявления многобожия. Увидев все это, шейх Мухаммад ибн-Абд-Аль-Ваххаб решил написать книгу, призывающую к очищению Ислама от нововведений, привнесённых в религию по прошествии эпохи праведных халифов, и любых проявлений многобожия. Книга получила название «Китаб Ат-Таухид» («Книга Единобожия»). Книга вызвала недовольство религиозных лидеров многих исламских течений, а в особенности суфизма, практикующего паломничество к могилам, религиозные нововведения и учения посредничества между Богом и людьми. Как отмечают последователи шейха, именно призыв к «чистому исламу» стал причиной ненависти к шейху как многих его современников, так и последующих поколений.
В настоящее время некоторые труды шейха Мухаммада ибн-Абд-Аль-Ваххаб внесены в Федеральный список экстремистских материалов в России и в списки экстремистских материалов в ряде других стран, так как явно направлены против учений суфизма, который являлся одним из преобладающих течениий в этих странах, а в частности - в республиках Северного Кавказа. Между тем, книга шейха преимущественно состоит из цитат первоисточников Ислама - Корана и Сунны, книга признана всеми авторитетными учеными-богословами, известными на мировом уровне, и используется в качестве учебного пособия во многих высших религиозных учебных заведениях мира.

Слова исламских ученых относительно обвинений Махаммада Ибн-Абд-Аль-Ваххаба

Аль-Абд Аль-Латыф сказал:
Некоторые противники Салафитского движения (дава) утверждают, что Имам Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб восстал против Османского Халифата, тем самым расколов джамаат (общество мусульман) и отказавшись слушаться и подчиняться (правителю).
Даава аль-Мунавиин ли Дават аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб, стр. 233
Он сказал:
Абд Аль-Кадим Залум утверждает что появление «вахабистов» и их призыв послужил причиной падения Халифата. Говорили что «вахабисты» сформировали государство внутри Исламского государства под руководством Мухаммад ибн Сауда и позднее его сына Абд Аль-Азиза, которое поддерживалось оружием и деньгами британцев, и они собирались взять под контроль остальные территории, которые были под властью Халифата, оправдываясь побуждениями к распространению своих убеждений, то есть они подняли свои мечи против Халифа и сражались с мусульманской армией, с армией амира Аль-Муминина, с поощрением и поддержкой британцев.
Кайфа Худимат аль-Хилафа, стр. 10
Шейх Мухаммад ибн-Абд-Аль-Ваххаб сказал в своем письме жителям Аль-Касима:
«Я считаю обязательным подчиняться мусульманским правителям, независимо от того, справедливы они или нет, при условии что они не приказывают неподчинение Аллаху. Если кто-то стал халифом и люди поддержали и приняли его, даже если он добился места халифа силой, ему надлежит повиноваться и харам - восставать против него.»
Маджмуат Муаллафат аль-Шейх, 5/11
И он также сказал:
«Одним из главных принципов единства является послушание и подчинение любому, кто назначен над нами, даже если он абиссинский раб…»
Маджмуат Муаллафат аль-Шейх, 1/394; приводится в Даава аль-Мунаавиин, 233-234
А аль-Абд аль-Латыф сказал:
«После установления этих фактов, которые разъясняют, что Шейх считал обязательным послушание и подчинение правителям мусульман, независимо от того справедливы они или нет, при условии, что они не приказывают непослушание Аллаху, мы можем приступить к очень важному вопросу отвечая на это ложное обвинение. Очень важным является следующий вопрос: находился ли Наджд, на территории которого призыв возник и развивался изначально, под властью Османского государства?»
Доктор Салих аль-Абуд ответил на это следующим образом:
Наджд никогда не находился под властью Османского государства, поскольку власть Османского государства никогда не распространялась так далеко, над этой территорией не был назначен Османский губернатор и турецкие солдаты никогда не проходили через эту землю в период, предшествующий появлению призыва Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, да помилует его Аллах. На этот факт указывает то, что Османское государство было поделено на административные области. Это известно из турецкого документа под названием Каванин АльУсман Мудамин Дафтар аль-Диван (Законы турков касающиеся того что входит в законодательство), который был написан Ямином Али Эффенди - ответственным за Конституцию в 1018 по хиджре / 1609 по европейскому летоисчислению. Это документ указывает на то, что с начала 11 века по хиджре Османское государство было разделено на 23 области, 14 из которых были арабскими, и Наджд не входил в их число, за исключением аль-Ихса, если мы считаем аль-Ихса частью Наджда.
Акидат аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб ва асаруха филь-Алам аль-Ислами (не опубликована), 1/27

В каком бы то ни было случае, Наджд никогда не попадал непосредственно под Османское господство перед возникновением призыва Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, как впрочем, он никогда не подвергался влиянию какой-либо силы, которая могла бы воздействовать на события, происходящие в Наджде. Ни у кого не было такого влияния, и влияние Бани Джабр или Бани Халид в некоторых частях, или Ашраф в других частях, было ограниченным. Никто из них не был в состоянии принести политическую стабильность, поэтому войны между различными районами Наджда продолжались и там велись интенсивные конфликты между различными племенами.
Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб Хайатуху ва Фикруху, с. 11; процитировано в Даава аль-Мунавиин, 234-235
Доктор Аджиль аль-Нашми сказал:
«…Со стороны Халифата не было никакой реакции и проявления недовольства или возмущения в течение жизни Шейха, хотя в период его жизни сменилось четыре Османских султана…»
Маджаллат аль-Муджтама, вопрос № 510
Если выше сказанное отражает отношения Шейха к Халифату, как Халифат смотрел на призыв Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба?
Доктор аль-Нашми отвечая на этот вопрос сказал:
"Представление, которое имел Халифат о движении Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, было очень искаженным и замутненным, потому что Халифат слушал только тех, кто был настроен враждебно по отношению к движению Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, как в сообщениях посланных их губернаторами в Хиджазе, Багдаде или в других местах, так и через отдельных людей которые добирались до Истамбула принося с собой новости.
Аль-Муджтама, вопрос № 504; Приведено в Даава аль-Мунаавиин, 238-239
Что касается утверждения Залума о том, что призыв Шейха был одной из причин падения Халифата и что англичане помогали «ваххабитам» повергнуть его, Махмуд Махди аль-Истанбули сказал в отношении этого смехотворного заявления:
"От этого автора нужно требовать доказательства и основания его мнению. Как сказал поэт: «Если утверждения не подтверждены доказательствами, они используются в качестве доказательства только дураками».
Аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб фи мараат аль-Шарк Валь-Гарб, 240
И он также говорит:
"Ироническим является тот факт, что этот профессор обвиняет движение Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба в том, что оно послужило одним из факторов, вызвавших гибель Османского халифата, при том что это движение началось в 1811 году, а Халифат прекратил существование в1922 году.
Там же, с. 64
На то, что англичане были против «ваххабитского» движения указывает тот факт, что они послали капитана Фостера Садлера поздравить Ибрахима Пашу с его успехом над «ваххабитами» в войне, которую Ибрахим Паша вел в Дарийя, а также выяснить в какой степени он был готов к сотрудничеству с британскими властями для борьбы с тем, что они называли «Ваххабитским пиратством» в Арабском заливе.
Несомненно, это послание ясно выражало желание установить соглашение между Британским правительством и Ибрахимом Пашой с намерением полностью уничтожить «ваххабитов».
Шейх Мухаммад ибн Манзур аль-Нумаани сказал:
"Англичане максимально использовали враждебность, которая имела место быть в Индии по отношению к Шейху Мухаммаду ибн Абд Аль-Ваххабу и они обвиняли каждого кто выступал против них и стоял на их пути, или кого они считали опасным, в том что они «ваххабиты»… Подобным образом англичане назвали ученых деобандитов в Индии «ваххабитами», из-за их резкого противостояния англичанам и оказания ими давления на них.

Хафиз Ибн Касир

Он уважаемый Имам, выдающийся толкователь Корана, Абу аль-Фида, Имад ад-Дин, Исмаил ибн Умар ибн Касир аль-Курайши аль-Бусрави (из Бусры родом) Димашки (из Дамаска воспитанием, образованием и местом жительства). Ибн Касир родился в 701 году по Хиджре (примерно в 1326 году по Грегорианскому календарю) в городе Бусра.
Его отец давал хутбы [проповеди] по пятницам в своей деревне, но умер, когда Ибн Касиру было всего четыре года. Брат Ибн Касира, Шейх Абдуль-Уаххаб, взял его на попечение и учил его до тех пор пока тот не переехал в Дамаск в 706 г.х., когда ему исполнилось пять лет.
Учителя Ибн Кассира
Ибн Касир изучал Фикх (Исламскую Юриспруденцию) у Бурхан ад-Дина, Ибрахима бин Абду-Рахмана Аль-Физари, известного как Ибн Аль-Фиркан (умер в 729 г. по Хиджре).
Ибн Касир слушал Хадисы от Исы бин аль-Мутия; Ахмада бин Аби-Талиба (Ибн Аш-Шахнаха) (умер в 730 г. по Хиджре); Ибн аль-Хаджар (умер в 730 г. по Хиджре); и передатчика Хадисов Шама (современной Сирии и окружающих ее регионов) Баха ад-Дина аль-Касим бин Музаффар бин Асакира (умер в 723 г. по Хиджре); и Ибн аш-Шийрази; Исxака бин Яхьи аль-Амиди, также известного как Афиф ад-Дин, Шейха Захирии (умер в 725 г.х.); и Мухаммад ибн Зарад.
Он оставался и учился с Джамаль ад-Дином, Йусуфом ибн Аз-Заки Аль-Миззи (умер в 724 г. по Хиджре). Он получил от него знаний и также женился на его дочери.
Он также читал с Шейх-уль-Ислам Таки-уд-дином, Ахмадом ибн Абдул-Халимом бин Абдус-Саламом бин Таймией (умер в 728 г. по Хиджре). Он также читал с Имамом, Хафизом и историком Шамс Ад-Дином Мухаммадом аз-Захаби (умер 748 г. по Хиджре); а также с Абу Муса Аль-Карафи; Абу ль-Фатхом ад-Даббуси и Али бин Умаром Ас-Сувани; и с другими, которые дали ему разрешение передавать знания, которые он получил у них в Египте.
В своей книге «Аль-Муджам Аль-Мухтас» Хафиз аз-Захаби написал, что Ибн Касир был «Имамом, ученым юриспруденции, образованным ученым Хадисов, знаменитым Факихом и ученым Тафсира, который написал полезные книги».
Также в «ад-Дурар Аль-Камина» Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани сказал: «Ибн Касир работал в области Хадисов по темам, касающихся текстов и цепочки передатчиков. Он обладал хорошей памятью, его книги стали популярными в его время, и люди получали пользу от них после его смерти».
Также известный историк Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дин Йусуф бин Сайф ад-Дин сказал в своей книге «Аль-Манхаль Ас-Сафи»: «Он – Шейх, Имам, великий ученый Имад ад-Дин Абу аль-Фида. Он много учился и был очень активен в поисках знаний и записей. Он был превосходящим в областях Фикха, Тафсира и Хадисов. Он собрал знания, был автором (книг), обучал, передавал Хадисы и писал. У него были огромные знания в области Хадисов, Тафсира, Фикха, арабского языка и т.д. Он давал фатвы (религиозные решения) и учил, пока не умер. Да смилостивится над ним Аллах. Он был известен своей точностью и большими знаниями, и как ученый Истории, Хадисов и Тафсира».

Вопрос : Я недавно принял ислам, и многие посоветовали мне, чтобы я сторонился «ваххабитов». Так кто же они? И к чему они призывают?

Ответ : Хвала Аллаху.

Обязанностью каждого мусульманина является следование за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), придерживаясь пути наших праведных предков, которые следовали руководству Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), которыми являются сподвижники и те, кто последовал их путем (да будет доволен всеми ими Аллах). И этих людей называют «Ахлю ас-Сунна ва аль-Джамаат».
И каждый, кто последовал тому пути, на котором был Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), тот является приверженцем этой группы людей. И Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), поистине пришел с призывом к единобожию и опровержением многобожия, с побуждением к поклонению одному лишь Аллаху, и ни к чему-либо помимо Него.

А что касается слова «ваххабиты», то это прозвище некоторые люди адресуют к призыву Шейха, Имама Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба ибн Сулаймана ат-Тамими аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах). Называют его и последователей его, «ваххабитами». Каждый, у кого есть хоть какая-то доля знания о движении Шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его призыве, знает, что он начал с распространения призыва к истинному единобожию и с предостережения от многобожия во всех его проявлениях. В таких проявлениях, как привязанность к мертвым, деревьям, камням и т.д. И он (да смилуется над ним Аллах) в своем вероубеждении следует пути праведных предков и их последователей, доказательством чего являются его книги и фетвы (шариатское постановление), а также книги его последователей из числа его сыновей, внуков и др. Все эти книги уже изданы и распространены среди людей. И его призыв соответствовал Книге Аллаха и Сунне (пути) Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует).

«Ваххабизм» не является сектой или определенным направлением в религии, а поистине является призывом к единобожию и обновлению, восстановлению того, что было утрачено из религии. И твоей обязанностью является остерегаться тех, кто побуждал тебя сторониться этих людей. Так как они советовали тебе, удалятся от следования за истинной и праведными предками этой общины.

Придавать прозвище «ваххабит» тем, кто придерживается правильного вероубеждения, и предостерегать людей от них, поистине это метод, способ невежд и преследующих корыстные цели.

Мы просим у Аллаха благополучия.

Просмотрите постановление шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) 3/1306, а также рекомендуется просмотреть вопрос № 12203. И Аллах знающий лучше всех.

ВОПРОС:

Некоторые люди очень плохо отзываются о Мухаммаде ибн Абд Аль-Ваххабе, да помилует его Аллах. Они обвиняют его в том, что он воевал против Османской исламской империи и против халифа, поэтому он был врагом мусульман. Это они приводят в качестве аргумента. Так ли это? Как мог он воевать против халифа при том, что халиф совершал молитву и выплачивал закят и так далее? Они также говорят, что он заключил соглашение с английской армией и воевал вместе с ними против мусульман. Можете ли вы дать детальное описание хода этих исторических событий и указать мне истину? Кому верить?

ОТВЕТ:

Хвала Аллаху!

Никогда не было такого, чтобы человек принес нечто праведное в этот мир, без того чтобы у него не появились враги, из числа джинов и людей. Даже пророки Аллаха не были защищены от этого.
Неприязнь людей, часто была обращена против ученых в прошлом и настоящем, в особенности, против сторонников истинного призыва к Исламу. Они были встречены сильной враждебностью со стороны людей. Пример этому - Шейх уль-Ислам ибн Теймийя, да помилует его Аллах; некоторые из числа его завистников считали разрешенным проливать его кровь, другие обвиняли его в заблуждении и выходе из лона Ислама и вероотступничестве.

Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб был просто еще одним из таких потерпевших ученых, которых лживо обвиняли, в попытке создания смуты (фитны). Единственными причинами для такого поведения людей были зависть и ненависть, вместе с тем, что бид"а (ересь, заблуждение) сильно укрепилось в их сердцах, или они были невежественными и слепо следовали за людьми прихотей и страстей.

Мы упомянем несколько ложных обвинений, выдуманных против Шейха, и докажем их несостоятельность.
Шейх Абдул-Азиз Абдул-Латыф сказал:

Некоторые противники Салафитского движения утверждают, что Имам Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб восстал против Османского Халифата, тем самым расколов джамаат (общество мусульман) и отказавшись слушаться и подчиняться правителю.

Да"ава аль-Мунави"ин ли Да"ват аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб, стр. 233

Он сказал:

Абд Аль-Кадим Залум утверждает что появление "вахабистов" и их призыв послужил причиной падения Халифата. Говорили что "вахабисты" сформировали государство внутри Исламского государства под руководством Мухаммад ибн Сауда, и позднее его сына Абд Аль-Азиза, которое поддерживалось оружием и деньгами британцев. Они собирались взять под контроль остальные территории, которые были под властью Халифата, оправдываясь побуждениями к распространению своих убеждений, то есть они подняли свои мечи против Халифа и сражались с мусульманской армией, с армией амира Аль-Муминина, с поощрением и поддержкой британцев.

Кайфа Худимат аль-Хилафа, стр. 10

Перед тем как мы ответим на ложное обвинение в том что Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб восстал против Халифата, мы упомянем о том что Шейх верил в обязательность послушания и подчинения имамам (правителям), независимо от того справедливы они или нет при условии, что они не приказывали то, что ведет к неповиновению Аллаху, потому что подчинение - только в том, что является правильным и надлежащим.

Шейх сказал в своем письме жителям Аль-Касима: "Я считаю обязательным подчиняться мусульманским правителям, независимо от того, справедливы они или нет, при условии что они не приказывают неподчинение Аллаху. Если кто-то стал халифом и люди поддержали и приняли его, даже если он добился места халифа силой, ему надлежит повиноваться и харам - восставать против него."

Маджмуат Муаллафат аль-Шейх, 5/11

И он также сказал:

"Одним из главных принципов единства является послушание и подчинение любому, кто назначен над нами, даже если он абиссинский раб"

Маджмуат Муаллафат аль-Шейх, 1/394; приводится в Даава аль-Мунаавиин, 233-234

А Шейх Абд Аль-Азиз аль-Абд аль-Латыф сказал:

После установления этих фактов, которые разъясняют, что Шейх считал обязательным послушание и подчинение правителям мусульман, независимо от того справедливы они или нет, при условии, что они не приказывают непослушание Аллаху, мы можем приступить к очень важному вопросу отвечая на это ложное обвинение. Очень важным является следующий вопрос: находился ли Наджд, на территории которого возник призыв и развивался изначально, под властью Османского государства?

Доктор Салих аль-Абуд ответил на это следующим образом:

Наджд никогда не находился под властью Османского государства, поскольку власть Османского государства никогда не распространялась так далеко, над этой территорией не был назначен Османский губернатор и турецкие солдаты никогда не проходили через эту землю в период, предшествующий появлению призыва Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, да помилует его Аллах. На этот факт указывает то, что Османское государство было поделено на административные области. Это известно из турецкого документа под названием Каванин АльУсман Мудамин Дафтар аль-Диван (Законы турков касающиеся того что входит в законодательство), который был написан Ямином Али Эффенди - ответственным за Конституцию в 1018 по хиджре / 1609 по европейскому летоисчислению. Это документ указывает на то, что с начала 11 века по хиджре Османское государство было разделено на 23 области, 14 из которых были арабскими, и Наджд не входил в их число, за исключением аль-Ихса, если мы считаем аль-Ихса частью Наджда.

Акидат аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб ва асаруха филь-Алам аль-Ислами (не опубликована), 1/27

А доктор АбдуЛлах аль-Усеймин сказал:

В каком бы то ни было случае, Наджд никогда не попадал непосредственно под Османское господство перед возникновением призыва Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, как впрочем, он никогда не подвергался влиянию какой-либо силы, которая могла бы воздействовать на события, происходящие в Наджде. Ни у кого не было такого влияния, и влияние Бани Джабр или Бани Халид в некоторых частях, или Ашраф в других частях, было ограниченным. Никто из них не был в состоянии принести политическую стабильность, поэтому войны между различными районами Наджда продолжались и там велись интенсивные конфликты между различными племенами.

Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб Хайатуху ва Фикруху, с. 11; процитировано в Даава аль-Мунавиин, 234-235

Мы завершим обсуждение этого вопроса словами Шейха Абдул-Азиза ибн АбдуЛлаха Ибн База высказавшегося в ответ на это ложное обвинение. Он, да помилует его Аллах, сказал:

Насколько мне известно Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб не восставал против Османского Халифата, потому что в Наджде не было территории, находящейся под властью турков. Наоборот Наджд состоял из небольших эмиратов и разбросанных деревень, и каждый город или деревня, независимо от размеров, управлялась независимым эмиром. Это были эмираты, между которыми случались сражения, войны и разногласия. Поэтому Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб не восставал против Османского государства, скорее он восстал против безнравственного положения в своей собственной земле, и он боролся на пути джихада ради Аллаха и проявил стойкость распространив свет этого призыва до других земель.

Речь из аудиолекции; приведено в Даава аль-Мунавиин, с. 237

Доктор Аджиль аль-Нашми сказал: "Со стороны Халифата не было никакой реакции и проявления недовольства или возмущения в течение жизни Шейха, хотя в период его жизни сменилось четыре Османских султана".

Маджаллат аль-Муджтама, вопрос 510

Если выше сказанное отражает отношения Шейха к Халифату, как Халифат смотрел на призыв Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба?

Доктор аль-Нашми отвечая на этот вопрос сказал:

"Представление, которое имел Халифат о движении Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, было очень искаженным и замутненным, потому что Халифат слушал только тех, кто был настроен враждебно по отношению к движению Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, как в сообщениях посланных их губернаторами в Хиджазе, Багдаде или в других местах, так и через отдельных людей, которые добирались до Истамбула принося с собой новости."

Аль-Муджтама, вопрос 504; Приведено в Даава аль-Мунаавиин, 238-239

Что касается утверждения Залума о том, что призыв Шейха был одной из причин падения Халифата, и что англичане помогали "ваххабитам" повергнуть его, Махмуд Махди аль-Истанбули сказал в отношении этого смехотворного заявления:

"От этого автора нужно требовать доказательства и основания его мнению. Как сказал поэт: "Если утверждения не подтверждены доказательствами, они используются в качестве доказательства только дураками". Мы также отметим, что история свидетельствует о том, что англичане с самого начала были противниками этого призыва, испугавшись того, что из-за него может подняться весь мусульманский мир.

Аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб фи мараат аль-Шарк Валь-Гарб, 240

И он также говорит:

"Ироническим является тот факт, что этот профессор обвиняет движение Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба в том, что оно послужило одним из факторов, вызвавших гибель Османского халифата, при том что это движение началось в 1811 году, а Халифат прекратил существование в 1922 году."

Там же, с. 64

На то, что англичане были против "ваххабитского" движения указывает тот факт, что они послали капитана Фостера Садлера поздравить Ибрахима Пашу с его успехом над "ваххабитами" в войне, которую Ибрахим Паша вел в Дарийя, а также выяснить в какой степени он был готов к сотрудничеству с британскими властями для борьбы с тем, что они называли "Ваххабитским пиратством" в Арабском заливе.

Несомненно, это послание ясно выражало желание установить соглашение между Британским правительством и Ибрахимом Пашой с намерением полностью уничтожить "ваххабитов".

Шейх Мухаммад ибн Манзур аль-Нумаани сказал:

"Англичане максимально использовали враждебность, которая имела место быть в Индии по отношению к Шейху Мухаммаду ибн Абд Аль-Ваххабу и они обвиняли каждого кто выступал против них и стоял на их пути, или кого они считали опасным, в том, что они "ваххабиты". Подобным образом англичане назвали ученых деобандитов в Индии "ваххабитами", из-за их резкого противостояния англичанам и оказания ими давления на них."

Диайя Муказзафа Дидд аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб, 105-106

Из этих многих выдержек, мы можем увидеть ложность этих ошибочных доводов на фоне ясных научных доказательств, содержащихся в очерках и книгах Шейха; эта ложность также становится очевидной при сравнении с историческими фактами зафиксированными справедливыми авторами.

Даава аль-Мунавиин, 239-240

А Аллах знает лучше!

Вопрос : Почему некоторые противостоят ему (Мухаммаду ибн Абдуль-Ваххабу) и очень часто наговаривают на него, а того, кто следует за ним, обзывают «ваххабит»?

Ответ : Хвала Аллаху.

Чтоб ты знал мой брат, из установленных законов Аллаха по отношению к Его избранным рабам, то, что Он испытывает их по мере их религиозности, чтоб выяснить, кто на самом деле искренний раб, а кто является лжецом. Как сказал хвала Ему:

«Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: Мы уверовали? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов». Сура Паук, аят 1-3.

И более испытываемыми из тех рабов являются пророки, после них более достойные подражания люди и т.д. Как это достоверно приводится от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).

Если бы человек поразмышлял над биографией Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), то он бы увидел что Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) - да будут выкупом за него мои родители - постигло из испытаний очень многое. Дело дошло до того, что его обозвали лжецом, колдуном и сумасшедшим. Клали ему на спину оболочку плода жертвенного животного. Он был изгнан из Мекки. Его благородные ноги были окровавлены в Таифе. Его положение было таким же, каким было у пророков до него, которых обозвали лжецами, обманщиками (мир над ними всеми и благословение моего Господа).

И шейха, имама Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба (да смилуется над ним Аллах) тоже постигло то, что постигло искренних ученных и проповедников. Но, однако, в последствии восторжествовала истина, которую проповедовал он. Каким же образом погаснет свет истины или исчезнет его след, в то время как, представь себе, Аллах содействовал этому человеку насаждать единобожие во всех частях Аравийского полуострова и её окраинах и ликвидировать большую часть форм многобожия и её разновидностей. И это если и указывает на что-то, то только на его искренность и крайнее усердие в своем призыве, как мы полагаем, одновременно это сочеталось с направлением его Аллахом на правильный путь и содействием ему.

А что касается противников этого призыва, то они не пожалели сил приписать ему ложные обвинения. И начали утверждать - будучи лжецами - что шейх якобы претендует на пророчество и что он якобы умаляет достоинство, величие Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Что он якобы необдуманно обвиняет в неверии мусульманскую общину и другие измышления, которые были приписаны ему. Тот, кто внимательно рассмотрит эти утверждения, явно убедятся, что это не что иное, как чистая ложь и клевета. И распространенные книги шейха являются самыми важными доказательствами этого. И последователи шейха, которые ответили на его призыв, также не упомянули ничего из того, что было перечислено ранее. Если бы дело обстояло, так как утверждают противники этого призыва, то последователи шейха разъяснили бы это. Если бы они не сделали этого, то они по отношению к нему проявили бы непочтение, а не верность. И если ты хочешь разобраться подробно, детально в этом деле и выявить для себя то, что скрыто от тебя из истины, то тебе следует просмотреть книгу «Утверждения противодействующих призыву шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба», автором которого является доктор Абдуль-Азиз аль Абдуль-Латиф. Поистине ты найдешь в ней ответы на все твои вопросы с соизволения Аллаха.

А что касается описания последователей шейха «ваххабитами», то это не что иное, как один из беспрерывно следующих друг за другом измышлений противников призыва шейха. И все это лишь для того, чтобы отвратить людей от истинного призыва. Чтобы построить между его призывом и людьми стену и преграду, которая будет препятствовать достижению этого призыва до людей. Если бы ты поразмыслил над рассказом принятия Ислама Ат-Туфайля ибн Амра ад-Дуси (да будет доволен им Аллах), то ты бы обнаружил, что те события, которые происходят в нем, подобны тем, которые случились с призывом имама Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

Ибн Хишам привел в своей книге «Жизнеописание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) (1/394): Что Ат-Туфайл (да будет доволен им Аллах) выступил в путь, намереваясь достичь Мекки. При въезде в Мекку, курейшиты поймали его и предостерегли от выслушивания Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). И внушили ему, что он (да благословит его Аллах и да приветствует) чародей и что он (да благословит его Аллах и да приветствует) разлучает мужа с женой.… И они не переставали предостерегать его, пока Ат-Туфайл (да будет доволен им Аллах) не вознамерился воткнуть в уши что-то из хлопка. И когда он (да будет доволен им Аллах) увидел Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), сердце подсказало ему вынуть хлопок из ушей и выслушать Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Если то, что говорит он (да благословит его Аллах и да приветствует) окажется истиной, то он примет его, а если же его речь окажется ложью и мерзостью, то он отвергнет. И когда он (да будет доволен им Аллах) выслушал его, то ему ничего не оставалось, кроме как принять ислам в тотчас же.

Да, он принял ислам после того, как воткнул в уши кусок хлопка. И подобным образом поступают противоборствующие призыву шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба (да смилуется над ним Аллах), следуя пути курейшитов в оклеветании, измышлении. И курейшиты избрали этот метод, отлично понимая, что призыв Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) пленял сердца и умы, к нему стремилось врожденное качество, свойство человека. И курейшиты вознамерились устрашать, запугивать людей Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), чтобы воспрепятствовать достижению до людей истины. И таким же образом мы видим тех, кто наговаривает на шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба (да смилуется над ним Аллах) и на его последователей, повторяют те же самые сцены и заговоры, которые произошли по отношению к призыву Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).

И тебе следует мой уважаемый брат - если ты стремишься к истине - не оставлять для тех ложных утверждений места в ушах и сердце. И стремись к истине в этом вопросе, принимая во внимание книги шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, так как, его книги являются самыми важными доводами, аргументами того, что противники лгут и хвала Аллаху.

Имеется еще одно интересное дело. То, что имя шейха, это Мухаммад и его последователей следует называть «мухаммадитами». А что касается слова «ваххабит», то этим словом следует называть последователей «Ваххаба» (Дарующий). А «Ваххаб» (Дарующий) это и есть Всевышний Аллах, как Он сказал:

«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты - Дарующий!» Сура Семейство Имрана, аят 8.

И «Ваххаб» (Дарующий), как сказал Аз-Зажаж в «Словообразовании Имен Аллаха» (стр.126): «Оно означает, что он часто дарит дары и подарки, и выступление слова в подобной форме в арабском языке указывает на чрезмерность, преувеличение. И так, Аллах Могуществен Он и Величествен «Ваххаб» (Дарящий), дарит своим рабам один за другим дары».

И несомненно то, что путь «Ваххаба» (Дарящего), это истинный путь, в котором нет никакой кривизны и измышлений. И Его партия всегда является побеждающей и преуспевающей:
«Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями». Сура Трапеза, аят 56.

«…Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха - это преуспевшие». Сура Препирательство, аят 22.

Издавна, имама Аш-Шафии обвинили в его чрезмерной любви к семье Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и отнесли его к «рафидитам», к одной из сект шиитов. И он отверг их утверждения, сказав:

Если любовь к семье Пророка считается отношением себя к числу рафидитов,То пусть свидетельствует мир джинов и людей, что я являюсь из числа рафидитов.

И мы опровергаем утверждения тех, кто обвиняет нас «ваххабитами» используя слова шейха Муля Умрана, который в свое время являлся из числа шиитов, а затем Аллах наставил его на путь Сунны (пути Пророка да благословит его Аллах и да приветствует). Он сказал (да смилуется над ним Аллах):

«Если следование за Пророком Ахмадом считается причислением себя к «ваххабитам»,То я подтверждаю, что я являюсь одним из числа «ваххабитов».

Я отрицаю, что есть у Бога сотоварищ, и нет для меня,

Господа другого кроме Единственного, «Ваххаба» (Дарящего),

Ненавидели они и того, кто призывал их,

Лучшего из рода человеческого (т.е. Пророка Мухаммада),

Что обозвали его колдуном и лжецом.

(Просмотри книгу: «Путь спасшейся группы», автором которого является шейх Мухаммад ибн Джамилья Зину, стр. 142-143).

А Всевышний Аллах, Знающий лучше всех.

Отвечал шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Рождение: (1703 ) / 1115 г.х. Смерть: / 1206 г.х., Эд-Диръия Родители: Абдул-Ваххаб ибн Сулейман Школа, течение: суннит , ханбалитский мазхаб ], основоположник ваххабитской идеологии Труды, сочинения: «Китаб ат-Таухид», «Китаб кашф аш-шубухат», «Китаб усуль аль-иман», «Китаб маджму‘ аль-хадис аля абваб аль-фикх» и др.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-Тамими ( - 22 июня ) (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي ‎‎) - известный арабский теолог и основатель ваххабитского движения, а также вместе с Мухаммедом ибн Саудом сыгравший одну из ключевых ролей в создании Саудовской Аравии и закрепления в новом государстве ваххабизма (сами последователи называют движение «салафия ») ..

Биография

Ранние годы жизни

Точная дата рождения Мухаммеда ат-Тамими неизвестна, считается, что он родился в 1703 году в Неджде , в городе Аяйне. Известно, что его отец был улемом из племени бану Тамим (отсюда и ат-Тамими) и уже с раннего детства Мухамммед начал изучать исламское богословие, по распространённому тогда на Аравийском полуострове ханбалитскому мазхабу . В 12 лет он женился и отправился в паломничество в святые для мусульман города Мекку и Медину . Именно за время своего путешествия ат-Тамими познакомился с трудами таких богословов как ибн Ханбаль и ибн Таймийа , взгляды которых во-многом оказали влияние на будущее идеологии ибн Ваххаба и ваххабитского движения в целом .

В Медине он обучался у Абдаллаха ибн Ибрагима ибн Сайфа, который по словам самого ибн Ваххаба, готовил какое-то «идеологическое оружие» для борьбы с верованиями жителей оазисов .

После обучения в Медине, ибн Абд аль-Ваххаб перебрался в Басру , где по словам ряда исследователей, прожил пять лет. Именно там он начал свою «проповедь» об очищении ислама от новшеств и идолопоклонничества, а также написал свою знаменитую книгу Китаб ат-Таухид. Довольно смелые идеи по «очищению» ислама не встретили поддержки у жителей оазиса, в результате возникших разногласий он был изгнан из города и был вынужден какое-то время проживать в Эль-Хасе , пока не добрался до Хураймалы, куда позднее переехал и его отец, пользовавшийся некоторым авторитетом у местных жителей.

После возвращения в Аяйну, Мухаммед ат-Тамими нашёл общий язык с местным эмиром ибн Муаммиром и склонил последнего на свою сторону. С этого момента началось уничтожение местных святилищ и мавзолея местного святого, было введено наказание побиением камнями за прелюбодеяние , которое и стало последней каплей для местного «правителя» Сулеймана аль-Хумайди, в зависимости от которого был оазис . Не решившись расправиться с ибн АбдульВаххабом, ибн Муаммир вынудил его бежать в оазис Эд-Диръия .

Встреча с Мухаммедом ибн Саудом. Эд-Диръийский эмират

Переселение Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в Эд-Диръия и знакомство с местным эмиром Мухаммедом ибн Саудом стали ключевым моментом в развитии как салафитского движения, так и истории Аравийского полуострова.

Мухаммед ибн Сауд ибн Мухаммед аль Мукран (араб. محمد بن سعود بن محمد آل مقرن ‎‎) (дата рождения неизвестна) происходил из племения азана и только недавно, к моменту прибытия ибн Абд аль-Ваххаба, стал эмиром Эд-Диръии. К тому времени это был бедный городок, жители которого и окрестностей довольно быстро поддержали идею «очищения ислама». Видя утопающих в роскоши османских чиновников и шейхов им импонировали речи проповедника, такие как пуританизм (разрешение носить изделия из золота и шёлка только женщинам, скромная отделка мечетей - чтобы не отвлекала верующих от молитвы и др.) и принцип единобожия, как и когда-то при пророке Мухаммеде , ставшего стержнем, вокруг которого начали собираться арабские племена, что позволило совершать набеги на соседние территории .

Первое время Мухаммед ибн Сауд проводил свои набеги в союзе с ибн Муаммиром, но взаимная подозрительность между эмирами, а также крайне сложные отношения эмира Аяйны с ибн Ваххабом, привели в конечном счёте к открытому конфликту, и Осман ибн Муаммар был убит прямо во время пятничной молитвы . Через 10 лет эмират Аяйна полностью лишился независимости .

Союз Дома Саудитов и потомков Мухаммеда ат-Тамими не завершился с кончиной проповедника, его потомки составили привилегированную прослойку в аравийском обществе, так называемую «Семью Шейха» - Аль аш-Шейх (араб. آل الشيخ ‎‎)

аль-Вахха́б (ар. اَلْوَهَّاب [аль-Вахха̄б] - «Дарующий»‎) - одно из Имён Аллаха, упомянутых в . В переводе на русский язык означает «Дарующий », «Вседарящий », «Щедрейший ». Другим Именем Аллаха, близким по смыслу к аль-Ваххаб является Его имя (البر ‎ - «До­бродетельный») .

Значение аль-Ваххаб

Прекрасное имя Аллаха аль-Ваххаб в широком смысле означает:

Толкование имени аль-Ваххаб

В Священном Коране сказано: Иль в их руках сокровища Господа, Всесильного Владыки твоего, Подателя щедрот безмерных? . Аллах обетовал всем истинно верующим (му’мин ) бес­ко­неч­ную благодать в обители Рая, которая для них началась уже в зем­ной жизни, обетовал также Своим благочестивым рабам спокойную и благополучную жизнь и на земле. Поэтому для искренних ве­ру­ю­щих нет предела в просьбах к своему Господу. Верующие могут беспрестанно просить у Аллаха всё, что приблизит их к Нему, по­мо­жет им премного думать о Нём и никогда не забывать о благодарности Ему. Несомненно, Аллах обязательно отвечает на их мо­лит­вы так, как сочтёт Своей Мудростью, и этот ответ всегда является для них самым благим. В Коране Все­выш­ний приводит на­с­тав­ле­ни­ем и примером для верующих молитву пророка (Соломона) . В одном из аятов Пророк говорит такие слова: Я пред­по­чёл лю­бовь к земным вещам воспоминанию о Боге. , после чего обращается к Аллаху с мо­лит­вой: Господь мой, прости мне и да­руй мне власть, какой не будет наделён никто после меня. Истинно, Ты - Дарующий без воздаяния. . Пророк Сулейман про­сил у Аллаха даровать ему власть, которой после него не будет обладать никто и никогда, обращаясь к Аллаху Его Именем: аль-Вах­хаб . Ибо он знал твёрдой верой, что Аллах безвозмездно дарует блага всем искренне ве­рую­щим как на земле, так и в обители Рая, мно­го­крат­но приумножает им награду за их праведные, благие деяния. Коран сообщает нам ещё одну молитву праведных верующих: Вла­ды­ка наш! Не дай нашим сердцам свернуть, когда Ты уже направил нас на прямой путь. Яви нам милосердие Твоё. Ведь Ты, по­ис­ти­не, Податель всех щедрот! .

Доброта и щедрость Аллаха бесконечны, неисчислимы и объемлют всё сущее. Добродетель - неотъемлемое качество Аллаха, а его следствие - все зримые и незримые блага, в которых творения не перестают нуждаться даже на мгновение ока. Добродетель Все­выш­не­го Аллаха бывает всеобщей и особой. Смысл всеобщей Добродетели заключается в том, что Аллах делает добро пра­вед­ни­кам и грешникам, обитателям небес и жителям земли, тем, кто несёт ответственность за свои деяния, и всем остальным [ ; ]. Особая добродетель Аллаха - это милость, оказываемая богобоязненным рабам [ , ]. Пророк Сулейман во время мольбы ска­зал: Введи меня по Своей милости в число Твоих праведных рабов. . Это - особая милость, о которой мо­ли­ли пророки и их последователи. Она подразумевает наделение верой и знаниями, праведностью и благополучием, вечным сча­сть­ем и преуспеянием. Это - величайшая цель, к которой стремятся избранные творения. Пречистый Аллах обладает щедростью, то есть Его милость ве­ли­ка, а дары изобильны. Его щедрость тоже делится на два вида: всеобщая и особая. Первая распространяется на всё сущее; все тво­ре­ния наслаждаются Его милостью и всевозможными благами. Особой щедрости удостаиваются те, кто взывает к Аллаху устами и всем сво­им состоянием подчёркивает свою нужду в Нём. Это могут быть как праведники, так и грешники, как му­суль­ма­не, так и не­ве­рую­щие. Аллах одаряет каждого, кто взывает к Нему, удовлетворяя их просьбы, потому что Он - Добродетельный, Ми­ло­серд­ный. В Ко­ра­не сказано: Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовёте Его на по­мощь. . Про­явлением Его безграничной щедрости являются уготованные для Его возлюбленных райские блага, ко­то­рых не видывал взор, о ко­то­рых не слышали уши, которые даже не приходили на ум человеку



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!