Примеры правды и лжи в жизни. Бывает ли ложь во благо

Ложь во благо.

Хотим мы этого или нет, но ежедневно мы сталкиваемся с ложью. Родные, друзья, коллеги, соседи и знакомые, способны говорить ложь, при этом скрывая информацию, которая касается непосредственно вас. Каждому знакомо выражение ложь во благо, и многие активно его используют под любым предлогом. Однако действительно ли ложь может быть спасительной и полезной человеку, ведь тайное, рано или поздно становится явным, тогда приходит понимание, что его сознательно обманули, и начинает рассматривать ложь как предательство, это порождает недоверие к окружающим.
Ложью называют заведомо неправдивые данные, которые по большому счету должны сделать ситуацию или человека лучше, чем он есть. С раннего детства появляются хвастунишки, а позже вырастают люди, для которых любая ложь во благо. Особенностью психики является избегание неприятных ситуаций, а также чувства вины и стыда, поэтому проще скрыть поступок, чем пережить целый букет неприятных ощущений, возникает страх разоблачения и позора, это становится поводом для новой лжи. Самый банальный страх и безответственность по отношению к своим поступкам, побуждают все больше людей врать.
Конечно, жизнь очень непредсказуема и многогранна, и встречаются ситуации, при которых действительно правда может не иметь особого значения, но знать ее человек должен. Скрывая правду вы принимаете решение за другого, ошибочно думая, что понимаете его потребности. Если человек при смерти и хочет знать, сколько ему осталось, не станет ли с вашей стороны преступлением отнять у него последние дни, когда он будет думать, что время еще есть. Порой мы лишком много на себя берем, и раним родных и близких. Безусловно, помогать нужно, но только когда просят, и вы видите, что это необходимо в других случаях позвольте человеку самому принимать решение, что для него благо.
Ложь сама по себе несет негативный окрас, обманывая, вы сами перестаете доверять людям и начинаете искать подвох. То, что к слову ложь, добавляют приставку во благо, не меняет его смысла. Мы пытаемся оправдать свои поступки, не желая признаться даже самому себе, что это неправильно и нехорошо. Ложь порождает ответную ложь, если вы постоянно недоговариваете, увиливаете от ответа, скрываете информацию, то не стоит ждать, что в вашем окружении будут честные и порядочные люди. Ведь подобное притягивает подобное, и люди наверняка все понимают, а чаще подсознательно ощущают, замечая изменения в мимике, жестах и голосе.
Людей, которые постоянно лгут во благо, легко выделить из толпы или распознать при непосредственной беседе. Они ведут себя крайне неестественно, быстро говорят, голос меняет тембр и интонацию, четкой логической связи в речи не прослеживается, и конечно хвастовство, которое считается безобидной ложью. При разговоре нет ответов, на задаваемы вопросы, в основном происходим монолог, при котором собеседник пытается убедить вас в том, во что сам не имеет веры. С такими людьми очень сложно общаться, как правило, они эгоисты и изгои в коллективе, что заставляет в который раз напоминать о своих достоинствах.
Перед тем как в следующий раз совершить ложь во благо хорошенько подумайте, соответствует ли ваше восприятие действительности с тем, кому вы хотите помочь. А если вам надоела ложь, и вы хотите измениться, перестаньте врать себе, примите и полюбите себя таким, как создала вас природа. Тогда внутри вас произойдут глубокие личностные перемены и переоценка жизненных ценностей, вы заметите, как измениться мир вокруг вас, все наполниться чистотой и доверием, без которых создание блага не возможно.

Ложь во благо, ложь во спасение… Что мы вкладываем в эти понятия? Аморальна ли ложь во всех проявлениях, или в некоторых ситуациях более чем оправдана? Многие философы и не только задавались этим непростым вопросом. Попробуем и мы с тобой пофилософствовать!

Мы используем ложь, чтобы избежать неприятностей. Как правило. Опаздывая на работу, мы врём, что стоим в «пробке», застряли в лифте, переводили старушку через дорогу (благо, наша фантазия в целях самосохранения работает на полную катушку). Мы врём родителям. В детстве – чтоб не ругали, в юности – чтоб не волновались, в зрелом возрасте – чтоб поменьше советовали… И, естественно, считаем, что эта ложь – исключительно во благо!

Мы используем ложь, когда не знаем ответа на вопрос и не видим выхода из ситуации. Какой ребёнок не слышал истории об аисте, магазине и капусте? «Вырастет – узнает правду», - так мы думаем. Конечно, узнает! А каким способом? (тут, правда, во внимание надо брать возраст).

А если сыну в седьмом классе задали задачу по геометрии, в которой ты и в школе не очень-то была сильна? Что мы скажем? Правильно: «Ну, посиди, подумай! Здесь всё просто!». Ну, не признаваться же в своей беспомощности, в самом деле? Эта ложь тоже во благо? Во благо кому?

На заре новых отношений мы хотим казаться лучше. И обманываем. Немножко. Совсем чуть-чуть. Или не чуть-чуть. Вот тут бывают интересные моменты! Моя подруга познакомилась с мужчиной, который ей безумно понравился. Тот терпеть не мог курящих женщин и вообще запах табака. Леночка дымила, как паровоз, но соврала, что не курит. И бросила! Вот она, ложь во благо! Причём, во благо всем)))

А иногда до смешного доходит! Было это давно, когда о контактных линзах никто и слыхом не слыхивал. Одна девушка очень стеснялась своего плохого зрения и очков с толстенными линзами, поэтому надевала их только в самых крайних случаях. И, разумеется, молодой человек, с которым у неё завязались отношения, даже не догадывался о такой «мелочи». Ну, подумаешь, соли в чай насыпала вместо сахара, - волнуется, только и всего. Но это ещё не всё! Дело в том, что природа одарила парня огненно-рыжим цветом волос и бровей, которые он регулярно перекрашивал в радикально чёрный. А девушка этого не замечала! Потому как очками пренебрегала. Короче, после свадьбы всё выяснилось, да и то, не сразу. Но семья существует уже тридцать лет, у них взрослая дочь. Любовь сильнее недоразумений! Такие дела!

Или вот, как может быть. Зажигаешь ты, к примеру, в ночном клубе, и вдруг видишь целующуюся парочку. И всё бы хорошо, да только один из фигурантов – муж твоей лучшей подруги! Тут, опять же – варианты. Первый: твоя подруга в это время (якобы) навещает маму в Копейске, а сама в Тунисе греется. Второй: Твоя подруга, беременная на последнем месяце, ждёт своего ненаглядного Сашуленьку со встречи с иностранными партнёрами. Ну, и как быть? Не уверена, что тебе хочется в этом участвовать, да и не велико счастье разлад в семью вносить. Так, что делать-то? Промолчать, или срочно оповещать? Вот и я не знаю… Опять же, если рассматривать вариант номер один, то особых проблем нет. Два сапога – пара. А если – второй? Точно стоит волновать беременную Танечку? Кстати, учти, что если раскроешь глаза подружке на её благоверного, при любом раскладе останешься крайней. И кому эта правда нужна? Тебе?

Ложь в отношениях – тема особая.

Напомню тебе старый бородатый анекдот.

Возвращается не слишком трезвый муж домой под утро. Жена: «Где ты был? Видимо, на совещании? А потом немножко отметили? А потом такси долго не ехало? А помада откуда? Кто-то в лифте прислонился? А это что? Трусы женские в кармане откуда???» Муж: «Дорогая, ты такая умница, ну, придумай что-нибудь сама!»

Ситуация вполне себе жизненная. Один лжёт, другой знает, что тот лжёт и успокаивает себя собственной ложью. Можно сказать, что двое пытаются спасти брак. С помощью лжи. А зачем?... Хотя, это их дело…

Теперь давай, только очень осторожно, затронем тему более деликатную. Итак, человек тяжело болен. Неизлечимо болен. А ему не говорят. Жалеют. Бывали случаи, когда вера, надежда, а вместе с ними и неведение поднимали больных с постели. Но есть и другие! Мы ведь, как правило, случись с нами неприятность или беда, мысленно спрашиваем небеса: «Господи, ЗА ЧТО?». И очень мало кому приходит в голову задать вопрос: «Господи, ДЛЯ ЧЕГО?». Может, человек имеет право задуматься «для чего»? И чудеса случаются! Ведь самое мощное оружие – наше сознание и вера!

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Маленькая ложь за собой большую ведёт», «Ржа ест железо, а ложь – душу», «Что лживо, то и гнило», - так говорят в народе. Но порой мы хотим быть обманутыми. Ну, так уж устроены люди. Тем более, существует множество профессий и родов деятельности, готовых за определённое вознаграждение нам в этом помочь!

Помни, обмануть можно кого угодно, а себя - не получится. Пока! Будь счастлива!

Рано утром Лопатин с Ваниным ушли в первую роту. Сабуров остался: он хотел воспользоваться затишьем. Сначала они два часа просидели с Масленниковым за составлением различной военной отчетности, часть которой была действительно необходимой, а часть казалась Сабурову лишней и заведенной только в силу давней мирной привычки ко всякого рода канцелярщине. Потом, когда Масленников ушел, Сабуров сел за отложенное и тяготившее его дело - за
ответы на письма, пришедшие к мертвым.

Сочинение

Народная мудрость гласит: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Так ли это является на самом деле, и всегда ли ложь имеет за собой только отрицательный подтекст? Проблему лжи во благо поднимает в данном мне тексте К. Симонов.

История знает множество людей, отличившихся когда-то необычайно светлыми, искренними, добрыми поступками, и одним из таких случаев является герой истории, с которой знакомит нас автор. Её герой, Сабуров, находясь в условиях войны, пользуясь затишьем и несколькими минутами свободного времени, часто снимал тяжесть с сердца одним добрым поступком: он отвечал на письма убитых солдат, пришедшие им от родных. Автор обращает наше внимание на то, что большинство на месте Сабурова проигнорировало бы письма, отказываясь брать на себя эту тяжкую ношу. Но герой не мог так просто проходить мимо чужого горя и предпочитал помогать ближнему, превозмогая собственную боль. Однако и в самом процессе написания письма Сабуров сталкивался с трудностями и моральными терзаниями: ответить цинично и коротко, как ответил бы любой равнодушный к чужой беде человек, или солгать во благо, разнообразив ответ нужными для родных и близких подробностями героической гибели их солдата. К. Смирнов делает акцент на том, что сам герой не лгал и считал лишь ложь ради добрых намерений единственно приемлемой. Потому он решился на приукрашенный и полный взаимной скорби рассказ, понимая, что горюющим любая весть об убитом станет чреватой полной перемены жизни, всего будущего, а, значит, им просто необходима была подобная поддержка. Наш герой просто знал, что нужно людям, и давал им это, находя нужные слова и подбирая правильные обороты, считая, что такая ложь сделает только лучше и облегчит страдания горюющих.

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что ложь не считается чем-то негативным и противоестественным, если она совершается с добрыми намерениями. Ложь во благо помогает человеку поверить в лучшее и скрасить своё горе несколькими счастливыми мгновениями, а, значит, иногда лучше солгать, пересилив собственные принципы, нежели оставить человека наедине с правдой, разъедающей его изнутри.

Мне близка позиция К. Симонова тем, что я тоже считаю, что лгать априори плохо, однако если ложь может спасти одного или даже нескольких людей, можно позволить себе оказать подобную помощь. Ложь во благо – это приукрашенные сведения, донесенные лишь с добрыми намерениями, и это спасательный круг для тех, кто не может выносить жестокую правду.

Подобной позиции придерживался герой пьесы М. Горького «На дне». Лука также считал, что в некоторых случаях человеку не стоит подавать правду такой, какая она есть – это может навредить ему. Самообман по мнению героя способен повлиять на многое, в том числе и на моральное и физическое состояние человека, - потому он старался «спасти» Анну добрым словом и поступком и призывал к этому всех жителей ночлежки. Но стоит отметить, что Лука не отрицал и тот факт, что иногда все же стоит произносить «горькую правду», но лишь в том случае, когда она уместна и своевременна.

А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» также поднимает проблему лжи во благо. Писатель раскрывает её на примере ситуации, когда Петру Гриневу нужно было спасти свою возлюбленную от верной гибели, и он не нашел ничего лучше, чем солгать о её происхождении. Петр, узнав о том, что Маше Мироновой, дочери капитана Миронова, грозит смерть и, возможно, жестокие издевательства, представил её Пугачеву как бедную сироту, что и стало «ложью во благо». Стоит отметить, что сам Петр был человеком чести и достоинства и не мирился с ложью и клеветой в любых их формах, но в этом случае он решился на подобный поступок, чем и спас жизнь бедной девушки.

Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в разграничении понятий «ложь» и «ложь во благо». Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда общество захватили циничность и наплевательское отношение к людям, важно помнить о том, что помощь ближнему – это, в первую очередь, искреннее сопереживание его трагедии, и в этом случае ложь во благо принимает совершенно иную форму и иной подтекст.

Здесь мы отобрали для вас популярные проблемы, касающиеся лжи, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, раскрывающие их, выбраны из русской литературы. Можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи или же почитать их непосредственно на этой странице с удобной навигацией по проблемным вопросам.

  1. Одной из центральных тем в пьесе Горького «На дне» является проблема «лжи во благо». Так, Лука и Сатин представляют две противоположных точки зрения: говорить правду, несмотря на душевные терзания, или же лгать, но с умыслом, предполагающим сострадание к «ближнему своему». Проповедник утешал обитателей ночлежки, дарил им надежду, пусть и не подкрепленную реальными основаниями. А вот шулер выступал против такого ложного исцеления, он говорил правду в лоб, не задумываясь о том, как собеседник примет это. По его мнению, настоящий человек обязан жить с открытыми глазами, без иллюзий. Поскольку Лука со своей философией капитулировал и оставил тех, кто верил ему, на произвол судьбы, мы заключаем, что автор находится на стороне Сатина, то есть ложь не может быть оправдана благом.
  2. Иногда в жизни бывают такие ситуации, которые предполагают наличие лжи для спасения себя или же близкого человека. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет обыкновенному обману «ложь во благо», которая помогла Маше Гриневой спастись от Емельяна Пугачева. Если бы не хитрый ход Петра Гринева, невиновная девушка могла бы быть казнена. Каждый из нас должен различать случаи, когда покривить душой – это значит спасти человека от ужасной беды. Тогда мы можем пойти против истины. Но в иных ситуациях, когда речь идет о личной выгоде, данная уловка аморальна и граничит с нравственным преступлением.
  3. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» тоже вмещает в себя тему притворства и обмана. Главная героиня предполагает наличие лжи, но только в тех случаях, когда она необходима ради спасения настоящей любви. Так, например, Софья обманывает Фамусова, чтобы тайно встречаться с его секретарем. Ее намерения чисты, но этим криводушием девушка приближается к лицемерному образу жизни того общества, нравы которого далеки от идеала. Ее чувство оказывается разоблаченной иллюзией, ее рыцарь – обычным мошенником, а ее ложь – первой ступенью в светский мир фальши и обмана. Так что даже «ложь во благо» до добра не доводит, ведь человек не всегда может разобраться, что есть благо.

Ложные ценности

  1. Ложные ценности – лодка без спасательного круга. Жертвы обстоятельств страдают от того, что вовремя не осознали собственную ошибку. София Павловна – главная героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — является «заложницей» своих же убеждений. Так, идеал Софьи -скромный Молчалин, тогда как Чацкий, который любит ее всю жизнь, человек «не ее типа». Крах ее надежд на совместное будущее с секретарем отца рушится после того, как она узнает о не взаимности чувств Молчалина. Это становится настоящей трагедией, с которой Софья не может справиться в силу своего потрясения. Увы, ее ценности оказались выписками из пошлых романов, а не настоящими истинами, направляющими человека.
  2. Зачастую ложные ценности могут сыграть «злую шутку» со всем обществом. Так, например, в комедии Н. Гоголя «Ревизор» люди привыкли строить собственное будущее на алчности, лицемерии и корысти. Они занимались казнокрадством долгие годы. Их желание предстать перед ревизором в роли добропорядочных управленцев – возможность сохранить свое место, но, отдав свои сбережения самозванцу, они оказались в плену у своих же ценностей. Из-за них они и попали в комичную ситуацию, которая обернулась для них полным провалом.
  3. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет ложным ценностям мораль и нравственность. Так, например, Петр Гринев не запятнал свою честь даже тогда, когда ему угрожала казнь. То же самое нельзя сказать о Швабрине, который шел по головам для личной состоятельности – это говорит о том, что ложные ценности убивают в человеке все, что связывает его с людьми. Алексей пошел по тропе эгоизма и дошел до краха желаний и надежд, ведь общество от него отвернулось.

Проблема лицемерия

  1. Один и тот же человек может содержать в себе и добродетель, и меркантильность, но что именно в нем преобладает? На этот вопрос попытался ответить Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание» , где Петр Лужин просто играет роль «порядочного человека», тогда как на самом деле он «низок и гадок». Его желание посвататься на Дуне объясняется не «любовью», а желанием иметь податливую жену, которая будет благоговеть перед каждым его словом. Однако он усиленно делает вид, что это не так. Лицемерие и подлость в его поведении, к счастью, были замечены до роковой ошибки Дуни, поэтому Петр был изгнан с позором.
  2. В рассказе А. Чехова «Слезы крокодила» мы можем увидеть и лицемерие, и двуличие. Главный герой – Поликарп Иудин – «страдает» от несправедливости жизни бедных людей, тогда как сам обдирает их до последней нитки. «Крокодиловы слезы» — устойчивое выражение, которое означает горе неискреннего человека, такого как Иудин. Его поведение никак нельзя оправдать.
  3. Внешне состоятельный человек с материальной точки зрения может не быть таким же «состоятельным» в душе. Об этом говорит Л. Толстой в романе «Война и мир» , где князь Василий делает все, исходя из собственной выгоды. Даже приход к Анне Павловне означал не «светскую вежливость», а возможность устройства своих детей. Он обманывает Пьера, чуть было не обворовывает его, чудом не успев перехватить завещание старого графа. Но на словах герой всегда изысканно учтив и добр, у него высокое положение и хорошая репутация.

Угрызения совести у обманщика

  1. Проблема угрызения совести из-за сказанной лжи ярко прослеживается в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» . Главный герой – мальчик Витя – должен собрать корзину ягод, чтобы получить заветный пряник, но ребята уговаривают его собирать траву, а сверху класть ягоды. Мальчика долго мучает совесть, и он решает сознаться в умышленной лжи – это говорит о том, что Витя способен на признание собственной ошибки, а это несомненный шаг навстречу к «высшему нравственному идеалу».
  2. Подобный пример можно увидеть на страницах повести В. Быкова «Сотников». На протяжении всей истории автор знакомит нас с несколькими персонажами, и вот один из них вспоминает случай с маузером отца, из которого он выстрелил. Признав ошибку, он все равно чувствует угрызение совести из-за лжи, которая заключалась в том, что на «правду» его натолкнула мать, а не его желание.

Последствия лжи

  1. Подобный пример можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» , где клевета Грушницкого на княжну Мери ради мести Печорину растворяется в справедливости. Решив подменить оружие дуэлянта, бесчестный мужчина становится разоблаченным. Григорий понял, что приятель хочет обманным путем выиграть сражение. Тогда бездействующее оружие достается самому обманщику. Грушницкий погибает, а Печорин делает неутешительные выводы.
  2. В пьесе А. Островского «Бесприданница» главная героиня хочет обмануть себя, выйдя замуж за нелюбимого человека. Она становится его невестой, механически готовится к нежеланной свадьбе. Однако на обеде в честь помолвки ее вновь охватывает влечение к Паратову, который зазывает Ларису на Ласточку. Она бросает свои обязательства и уходит в плавание навстречу погибели. Наутро оскорбленный жених убил ее, а ей осталось лишь поблагодарить его за это, ведь она была опозорена и брошена на произвол судьбы. Увы, на лжи невозможно построить счастье.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!