Природное и общественное в человеке урок. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Такая сложная и интересная тема, как природное и общественное в человеке, часто является предметом научных исследований и споров. Ведь каждый индивидуум - это совокупность биологического и общественного начал. Важно это понимать. И не только для того, чтобы успешно подготовиться к . Без изучения человеческой природы существенно тормозится процесс развития личности. Рассмотрим эту тему кратко.

О сущности человека написано немало научных трудов. Принято считать, что он стоит на наивысшей ступени развития живых организмов на Земле. Все люди состоят из двух начал - биологического и социального. Прежде всего, это живой организм, который имеет определенное устройство. У каждого есть свои генетические особенности, врожденные способности и задатки.

Но человек не может получить должного развития, если не будет работать его социально-духовная часть. Он непременно должен общаться и взаимодействовать с окружающими, просвещаться культурно, работать и занимать определенное положение в обществе.

Презентация природного и общественного в человеке позволяет сделать определенные выводы. Несмотря на то, что человек - это биологическое существо, он отличается от животных и других организмов по определенным признакам:

  • у него есть способность к прямостоянию и прямохождению;
  • у человека очень развиты органы речи, поэтому он может выражать свои мысли;
  • волосяной покров менее плотный, чем у животных;
  • головной мозг большой по размеру;
  • человек способен развивать мелкую моторику рук, благодаря подвижным кистям.

Кроме того, только люди могут заниматься , культурой. Они способны создавать орудия труда и работать. Кроме того, люди имеют возможность развиваться духовно. Они задумываются о своей душе, о высшем разуме. Многие добровольно посвящают свою жизнь служению Богу и помощи ближним.

Важно! В обществознании есть определенные понятия, касаемо человека, - индивид, индивидуальность и личность.

Многие путают их между собой, но различия очень существенны.

Индивид - это просто член общества или рода. Это понятие больше относится к отражающим биологическую природу.

Индивидуальность - особенные свойства и качества, которыми обладает конкретный человек. Они могут появиться у него с рождения или сформироваться в течение жизни.

Личность - человек ею становится в результате своей осознанной деятельности, своего труда. Он живет не просто для себя. Он играет определенную роль в обществе.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый является индивидом и имеет индивидуальные качества. Но личностью можно стать лишь в результате работы над собой, развития физических и умственных способностей, взаимодействия с окружающими.

Понятие личности также можно разложить на составляющие. Это положение человека в обществе и определенная социальная роль. А также, поведение человека, обусловленное его ценностями и принципами.

Полезное видео: природное и общественное в человеке

Социальная сущность человека

Рассмотрим понятие социальной сущности более подробно. Еще много лет назад, ведущие представители философской мысли - Огюст Конт, Карл Маркс, Георг Гегель - говорили о том, что каждый - продукт обработки природного биологического существа средствами культуры. Этот процесс, по сути, является движущей силой в . Поэтому, возникает человек как результат биологической и социокультурной эволюции только благодаря собственному развитию.

Человек воплощает свой внутренний мир в реальность, создавая предметы культуры. В неживом мире предметов и вещей его сущность очень хорошо просматривается.

Что было бы, если б однажды с планеты исчезли все люди, оставив лишь то, что было ими создано? Такую гипотетическую ситуацию уже рассматривали писатели — фантасты. Например, . На Землю в его произведении «В конце времен» прилетели инопланетяне и обнаружили предметы человеческой цивилизации. Смогли бы они восстановить в своем сознании внешний и внутренний облик людей? Скорее всего, смогли бы.

Ведь и сейчас ученые, делая раскопки и различные археологические находки, могут многое рассказать о том, как жили люди много веков назад:

  • Фридрих Энгельс говорил о том, что по основному орудию труда можно многое узнать о том, к какому общественному строю принадлежат люди.
  • По бытовым предметам можно судить о внешнем виде и пропорциях человеческого тела. Судя по тому, чем люди питаются, что растет на фермах и полях, чем забиты прилавки магазинов, можно понять, как устроен организм.
  • Изучив устройство предприятий и заводов, можно изучить общественные технологии. Определить, насколько развита производительность труда и какие основные социальные институты имеются в определенной местности.
  • Многое о человеческой цивилизации могут сказать книги, языки, видео и звукозаписи. Благодаря этому познается духовный мир людей, их мышление и психология. Можно узнать про цели, неудачи, радости, мечты и страхи.

Вещи и люди способны являться воплощением друг друга. Ведь человек создает вокруг себя мир вещей по своим меркам, взглядам и желаниям. Хотя, конечно же, без людей предметы мертвы. Именно люди дают им жизнь, приводят в движение.

Важное значение в обществе имеют также орудия коммуникации. Это разговорная речь и язык.

Взаимодействие с предметами, с системами знаков, оказывают большое влияние на человеческую психику. У людей формируется способность фиксировать и накапливать информацию, размышлять, делать прогнозы. Так они становятся частицей общественной системы. Индивид становится личностью.

Находясь вдали от цивилизации, человек как биосоциальное существо вряд ли сможет жить полноценно. И есть многочисленные примеры этого. Дети, волей случая, воспитанные среди волков, так и остаются «волчатами». Ученые утверждают, что если упущены первые месяцы и годы в развитии человека, его психика будет необратимо нарушена.

Биологическое начало

Человек как биологическое существо формируется на протяжении очень длительного времени. Уже около двух с половиной миллиардов лет. Когда-то на Земле не было людей, но жизнь существовала. В ходе долгого процесса эволюции появились первые люди.

В начале 20 века были найдены останки древнейшего из них - австралопитека. Предполагается, что он жил более трех миллионов лет назад. От него произошли современные люди и обезьяны.

Человек в современном воплощении появился примерно 20 тысяч лет назад. Интересно, что люди эволюционировали не одновременно. Более развитые жили среди менее развитых. Ученые говорят о том, что кроманьонцы считали неандертальцев своей добычей. По сути, это было каннибализмом. В современной цивилизации это явление обществом не признается.

Несмотря на то, что человек считается высшей ступенью в эволюции, он проигрывает большинству животных в силе и степени приспособления к природе. Человек может жить лишь в относительно теплом климате, у него нет шерсти, крепких когтей и клыков. Вертикальная походка людей неустойчива. Кроме того, они часто болеют из-за слабого иммунитета.

Факт! У представителей человечества есть неоспоримое превосходство - кора головного мозга.

На ней находятся 14 миллиардов нейронов. И благодаря этому индивид имеет сознание, способен к общественной жизни и труду. У него практически безграничные способности для духовного роста и развития. Хотя, в среднем, мы используем за свою жизнь лишь 7% нейронов.

Здоровье человека и долголетие тоже закладывается генетически. Биологическая природа человека включает и его темперамент. Он может быть сангвиником, меланхоликом, холериком и флегматиком. На генетическом уровне также закладываются таланты и способности.

Кроме того, в людях содержится множество молекул ДНК. Это уникальная биологическая информация - у каждого она своя.

Полезное видео: основы взаимосвязи биологического и социального

Вывод

В каждом индивиде сочетается биологическое и социальное начало. Не нужно об этом забывать. В нас заложен определенный генетический набор. Мы можем унаследовать от предков особенности здоровья. Можем перенять от них склонность к культурному развитию или физическую силу. Но, только взаимодействуя с обществом, мы становимся личностями. Мы ставим цели, формируем привычки. Мы радуемся нашим достижениям и делимся ими с окружающими.

Природное и общественное в человеке можно отразить в презентации, написать об этом в учебнике или в научном труде. Но также очень интересно исследовать сущность человека на практике, наблюдая за собой и за другими людьми. А прочитав нашу статью, вы легко сдадите тест по обществознанию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

2. ПРИРОДА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ЕГО СУЩНОСТЬ

4. МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества. Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического и политического, т.е. социального.

Важно понять, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Мы признаём, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, но, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие - социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального.

Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически и социально обусловленные различия между людьми и группами людей?

Для того чтобы на него ответить, необходимо изучить каждую из сторон и природную, и социальную, опираясь на всё богатство философских знаний о человеке, об обществе и природе в целом.

Говоря по существу, данная тема универсальна и охватывает всё сущее вокруг нас, позволяя более объемно и многогранно высветить специфику общества, его законов. В данной работе я постараюсь рассмотреть предложенную тему с философской точки зрения. Философия веками пыталась разгадать тайну человеческого бытия. Выдвигались различные теории, строились целые системы представлений о мире и человеке. Но даже сегодня никто не может сказать, что знает о человеческой природе всё.

Должно пройти ещё очень много лет, чтобы разгадать многие тайны, ответов на которые у нас пока нет.

Зато у нас имеется богатейшая кладезь знаний, накопленных благодаря величайшим умам человечества, чтобы мы могли сказать: «Мы знаем о человеке не всё, но очень многое!»

1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека. Благодаря этой сущности, человек отделяет себя от природы, отделяет тело и дух, поэтому для человечества характерна культурная система: обряды, учения, нормы поведения и др.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Однако он неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Люди давно осознали, что человек по своей сути уникален, но вот откуда он произошёл? По этому поводу всегда шли ожесточенные споры, которые не затихают и по сей день. «Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

Религиозная теория (божественная, теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке.

Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения».

Как было сказано ранее, человек не только существо биологическое, но и общественное. Так что же отличает его от животного? «Во-первых, человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Во-вторых, человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

В-третьих, человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

В-четвёртых, человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека».

Таким образом, человек - существо уникальное: открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное; существо универсальное: способное к любому виду деятельности; существо целостное: интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало.

2. ПРИРОДА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

человек бытие природа эволюция

Проблемы человека в обществе и общества в природе исследует философия социума. Вообще, природа - это базовое понятие. Существует три его понимания: широкое, среднее и узкое.

Широкое понимание - космос, весь окружающий мир и природа человека.

Среднее понимание - природа нашей планеты.

Узкое понимание - то, что находится вокруг нас на уровне обывательского мышления.

Природа и общество - две противоположности, но общество - это часть природы. Оно вырвано из контекста природы. Общество - это очеловеченная природа. Оно продолжает быть природой, но живёт по своим законам. Если же человек относится к природе стихийно и потребительски, то запускается процесс самоликвидации общества, ведь оно является продуктом деятельности человека. В обществе человек реализует природные принципы своего существования. Человеческое общество имеет три составные части.

Антропосфера - сфера жизни людей, то, где человек может выжить.

Социосфера - область общественных отношений между людьми.

Биотехносфера - область распространения технического влияния человека.

«Общество, его качественная специфика выступают своего рода барьером, который отделяет природное от неприродного. Стоит природному перешагнуть порог общества, вступить в круг его имманентных взаимосвязей, как оно как бы теряет свое качество природного. Ясно, что при таком понимании, - а оно в рамках социальной философии весьма распространено, - вопрос о природных характеристиках самого общества либо исследуется весьма поверхностно, либо вообще не рассматривается.

Нужно же исходить из того, что природное имеет место везде, где налицо проявление механических, физических, химических, биологических и других необщественных законов. Суть любого природного явления и выражается именно в подчиненности действию этих законов. Полагаем, что при таком понимании природы открываются более широкие методологические возможности для рассмотрения общества.

К сожалению, в работах по социальной философии крайне мало исследуется жизнедеятельность человека именно как природного субъекта. Эта его природность полагается как бы вынесенной за скобки социальной жизнедеятельности, чем-то таким, что не заслуживает серьезного внимания социальной философии.

Может быть, в силу этих установок за пределами социальной философии остались многие принципиальные достижения научного знания. Так, если на учение И. Павлова о сигнальных системах социальная философия марксизма как-то прореагировала, то фрейдизм и неофрейдизм были ею начисто проигнорированы. А ведь в этом учении было достигнуто важное приращение знаний относительно того, как определенные природные качества детерминируют жизнедеятельность человека, как детерминирующее воздействие этих качеств преломляется в обществе, приобретает многократно опосредованные причудливые формы отражения в общественной жизнедеятельности человека. Фрейдизм убедительно показал, что природные качества - это не просто предпосылка, условие, внешний фон человеческого общественного бытия, а имманентный и мощный фактор этого бытия. Но если фрейдизм доказал это на примере одного природного института, то можно лишь догадываться, сколько еще глубоких тайн откроется человеку относительно влияния других его природных качеств. Думается, что и развитие генетики приоткрывает нам важные механизмы воспроизводства и природного бытия человека, показывает, как они вплетаются в общественную жизнедеятельность человека, влияют на нее и в свою очередь подчиняются ее воздействию. Одним словом, все развитие науки о человеке с достаточной убедительностью доказало, что природная натура человека, его природные качества представляют собой не просто естественную предпосылку общественного бытия человека, а являются весьма важными детерминантами всего его жизненного поведения, его общественного бытия. Понять во всей многогранности и целостности жизнедеятельность человека как общественного существа можно, лишь в максимальной степени учитывая его природное бытие, сложные механизмы вплетения природных качеств, потребностей, свойств человека в ткань его общественной жизнедеятельности. В связи со сказанным хотелось бы выразить свое отношение к некоторым дискуссиям о биосоциальной сущности человека. Весьма часто участники этих дискуссий были озабочены превыше всего тем, чтобы подчеркнуть приоритетность социальной сущности человека. И на этом фоне природная, биологическая характеристика человека вольно или невольно выступала как нечто малозначащее. В результате в сознание научных кругов и широкой общественности внедрялась мысль о первостепенности социальных качеств человека и некоторой вторичности, низменности его биологических, природных черт. А из этого умонастроения проистекало и полуснисходительное отношение к определенным потребностям человека, необходимости их удовлетворения, деятельности по этому удовлетворению.

Еще раз остается повторить: человек целостен, все грани его бытия одинаково необходимы, ущербность любой из них одинаково губительна для него. Отсюда вытекает, что природная жизнь человека находится не за пределами его сущности, а представляет собой ее неотделимую составляющую».

3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ЕГО СУЩНОСТЬ

Как было сказано выше, человек оценивает себя как часть общества. Сам по себе он един в трёх смыслах: человек, индивид, личность. Эти три понятия всем давно известны. Человек - единичный представитель рода человеческого, наделённый характерными для этого рода чертами. Индивид - некая безличность, обладающая конкретными качествами, отдельными биологическими особенностями, которые отличают каждого человека. Однако выделяют ещё одну категорию, которую можно связать с личностью - персона. В современном мире это понятие выражает необходимые личностные черты. Персона (по К. Г. Юнгу) - социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращёнными к нему со стороны окружающих; публичное лицо человека, воспринимаемое обществом. Отсюда следует, что максимально персонализированный индивид есть личность. Ценность личности выражается через социальную активность, общественно-полезную деятельность. Личность несёт ответственность перед обществом. Для личности очень важно наличие самоуважения и достоинства.

«Также человека можно рассматривать в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек - индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек - человечество, человеческий род, человеческое общество. Между тем и другим «человеком» существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность «человек - общество». Слово «человек» чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же обычно употребляется слово «общество».

Человек рожден природой и обществом, но как особая реальность, а не как природное или социальное существо. Иными словам человек не социальное и биологическое, а... человеческое существо.

Толстой неправильно противопоставляет человека животному как якобы живущему сегодняшним днем. Животные, по-своему жаждут бессмертия, «делают» его. Если бы они жили только одним днем, то давно бы сгинули с лица Земли. В противопоставлении человека животным, в его возвеличивании перед животными я усматриваю определенную идеалистическую (нереалистическую) тенденцию во взглядах великого писателя. Толстой говорил еще в уничижительном смысле о «животной личности» в человеке. Между тем мы не так уж далеки от меньших братьев наших. Миллиарды лет развивалась и совершенствовалась живая природа. Человек со своей духовностью развивается каких-то несколько десятков тысяч лет. Было бы большим самомнением считать, что все, чем обладает человек, он приобрел в эти несколько десятков тысяч лет.

Конечно, человек - не только животное. За миллионы лет своего становления он нарастил в себе гигантский культурный слой. В этом смысле его можно охарактеризовать как культурное животное. Культура - это, с одной стороны, то, чем отличается человек от животных, а, с другой, то, что является продолжением-усовершенствованием живого-животного в человеке. Т.е. человек и отталкивается от животных, и продолжает их. Такова его сущность. Иными словами, сущность человека - сложное переплетение природно-биологического и социально-культурного».

4. МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ

«Марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Уникальность положения человека в мире обусловлена:

Сочетанием биологической и социальной сущности человека;

Предметно-практической деятельностью человека как определяющей формой взаимодействия человека с окружающей средой.

Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. Специфика человеческого бытия объясняется на основе концепции общественно-практической, деятельностной сущности человека.

Материальное производство, социальная организация жизнедеятельности людей (род, семья, государство, моральные и правовые нормы) обеспечивают природно-биологическое выживание и существование человека. Труд становится главным условием бытия человека.

Специфическим способом жизнедеятельности человека является не приспособление к природе и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на природу, творит мир очеловеченной природы, мир культуры, создает средства для удовлетворения жизненных потребностей как отдельных людей, так коллективной жизнедеятельности всего общества людей».

«Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, - шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь».

«В самом акте воспроизводства изменяются не только объективные условия - изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

«Именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо».

«Веществу природы человек сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки, ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы».

«Человек - это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема человека - основная проблема в философии. Познать окружающий мир человек может лишь через познание самого себя. Это по своей сути - загадка, разгадав которую, мы разгадаем мир. Вопрос о том, какое начало, биологическое или социальное, всё же превалирует в человеке, конечно, остаётся незакрытым. Я считаю, что обе составляющие и природная, и общественная крайне важны, нельзя представить одно без другого, они сочетаются как единое целое. Без своей социальности, человек, по сути, ничем бы не отличался от животного. Вообще человек - существо противоречивое и парадоксальное, он не только порождение природного мира и природных процессов, но вместе с тем он живёт в этом мире и участвует в его процессах. Человечество на протяжении всего своего существования постоянно себя перерастает, это связано с тем, что оно постоянно собой недовольно, ему необходимо развитие, которое поднимает человечество на новые ступени существования. Чтобы человек оставался человеком, ему необходимо существовать в социуме. Общество даёт человеку всё, для удовлетворения его биологических и социальных потребностей. Оно живёт и развивается по законам природы, преобразуя всё вокруг себя. Живя среди людей, человек, с одной стороны хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это - вечное противоречие жизни. Человек - не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Удивительно, как разнообразна человеческая роль в этом мире. С одной стороны, он может повелевать природой и называет себя её царём, с другой - он всецело зависим от неё, подвластен ей. Он всемогущ и немощен, ограничен и вездесущ, смертен и бессмертен. Вся человеческая жизнь строится на противоположности, совмещении несовместимого, в этом, по моему мнению, и заключается разгадка человеческого бытия. Не совмести человек в себе двух начал, не был бы он человеком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. И - Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 2-я редакция - М., 2005.

3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - 2-е изд., - М.: Библионика, 2006.

4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Отв. ред. и сост. А.А. Радугин. - Москва: Центр, 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюция философских представлений о человеке. Единство биологического и социального в человеке. Социокультурная программа человека. Аксиологическая оценка бытия человека. Проблема смысла жизни, антропосоциогенеза, идеалов и ценностей в философии.

    реферат , добавлен 31.03.2012

    Сущность понятия "человек" в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.

    реферат , добавлен 13.06.2012

    Феномен человека в философии. Антропология как единая наука о человеке. Проблема антропосоциогенеза, этапы адаптации. теории общественного договора – Гоббс и Руссо. Взаимоотношение биологического и социального в человеке. Космос и будущее человека.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Происхождение человека, уникальность его бытия, смысл жизни и назначение. Соотношение биологического и социального в человеке; возможность улучшения человека посредством использования генетических методов. Понятие индивида, индивидуальности и личности.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Философская антропология как раздел философии и особенности ее формирования. Проблемы человеческого существования. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь. Характерная особенность социологизаторского подхода к пониманию природы человека.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Человек как предмет изучения философии. Разработки философской антропологии. Доминирование трудовой теории антропосоциогенеза в диалектико-материалистической философии. Единство природного и общественного в человеке. Духовность и проблема смысла жизни.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Философская антропология – учение о человеке, ее соотношение с комплексом современных наук о человеке и философскими дисциплинами. Западная философская мысль. Государство как инструмент осуществления справедливости и удовлетворения потребностей человека.

    презентация , добавлен 13.05.2012

    Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Изучение основных аспектов проблемы человека в философии. Проблема антропогенеза – учения о происхождения человека. Сущность и существование. Взаимосвязь биологического и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Смысл и цель жизни.

Предназначено для систематизации и закрепления знаний обучающихся, изучающих школьный курс по программе общеобразовательных учреждений по обществознанию для 10-11 классов, базовый уровень. Содержит задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Объектами проверки являются умения, способы познавательной деятельности, определённые требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Включает в себя задания с выбором ответа и задания теоретического содержания, требующие установить соответствие позиций, представленных в двух множествах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: Молошникова Е. А., учитель истории МБОУ СОШ № 51 г. Воронежа.

Источники материалов:

  1. Баранов П. А., С. В. Шевченко. ЕГЭ -2015: Обществознание: Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 126, (2) с. – (Государственная итоговая аттестация).
  2. Котова, О. А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – Москва: Интеллект-Центр, 2016. – 232 с.

10 класс. Тест «Природное и общественное в человеке. Системное строение общества: элементы и подсистемы».

1. Какой признак характеризует человеческую деятельность?

1) обязательное использование инструментов

2) доминирование биологических потребностей

3) сознательная постановка целей

4) инстинктивное приспособление к окружающему миру

2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Исторически общество возникло одновременно с природой.

Б. Общество выступает творцом культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Социализацией личности называется

1) целенаправленное совершенствование человеком самого себя

2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей

3) освоение индивидом культурных ценностей общества

4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Группу людей, объединившихся для общения и совместной деятельности, можно считать обществом.

Б. Становление и развитие человека вне общества невозможно.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

1) речевое общение

2) потребность быть в обществе

3) способность абстрактно мыслить

4) приспособление к условиям среды

6. К духовной культуре не относится

1) мифология

2) религия

3) архитектура

4) искусство

7. К общественным отношениям не относится

1) оформление документов при приеме на работу

2) прогулка по лесу с собакой

3) проведение забастовки работниками предприятия

4) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации

8. Что не относится к телесно-анатомическим особенностям человека, отличающим его от животных?

1) наличие физических качеств (сила, скорость, выносливость и т. д.)

2) особое строение позвоночника, таза (прямохождение)

3) наличие развитой гортани, позволяющей модулировать членораздельные звуки

4) наличие объемного мозга

9. Основу экономической сферы жизни общества составляет

1) регулирование социальных отношений

2) производство материальных благ

3) разработка ресурсосберегающих технологий

4) взаимодействие государства и политических партий

10. Сфера общественной жизни, отражающая отношения в процессе материального производства

1) экономическая

2) политическая

3) социальная

4) духовная

11. Отличие человека от животного

1) его жизнедеятельность состоит в приспособлении и собирательстве, основанных на системе условных и безусловных рефлексов, инстинктов

2) может изменять свой мир только по потребностям своего вида

3) может действовать сообразно свободе своей воли и фантазии

4) может действовать, исходя из удовлетворения исключительно физических потребностей

12. Сфера общественной жизни, отражающая взаимодействие классов, социальных слоев и групп

1) экономическая

2) политическая

3) социальная

4) духовная

13. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Животные, как и человек, обладают способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий.

Б. Действие животного, в отличие от человека, ориентируется на удовлетворение физической потребности (голода, продолжения рода и т. п.).

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Сфера общественной жизни, отражающая деятельность государственных организаций, политических партий и движений

1) экономическая

2) политическая

3) социальная

4) духовная

15. Верны ли следующие суждения о взаимоотношении природы и общества?

А. По мере совершенствования орудий труда общество оказывает усиливающееся воздействие на природу.

Б. Общество может обойтись без природы, поскольку человек является самым совершенным живым существом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Животные, как и человек, способны изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

Б. Животные, в отличие от людей, в своем поведении подчиняются инстинкту, их действия изначально запрограммированы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство

2) наука

3) творчество

4) культура

18. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19. Понятие «общество» включает в себя

1) окружающий мир

2) природную среду обитания

3) способы взаимодействия людей

4) сохранение связи с природой

20. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести

1) классы, социальные группы

2) политические партии

3) мораль

4) рабочую силу

21. Понятия «нация», «этнос» относятся

1) экономической сфере

2) политической сфере

3) социальной сфере

4) духовной сфере

22. Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества?

А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно связаны.

Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Понятия «собственность», «производство», «обмен» относятся к

1) экономической сфере

2) социальной сфере

3) политической сфере

4) духовной сфере

24. Укажите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

25. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и культуры?

А. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.

Б. Возникновение и развитие культуры является результатом социальной деятельности человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения о материальной культуре?

А. Под материальной культурой понимается все, что создается для удовлетворения интеллектуальных потребностей человека.

Б. Под материальной культурой понимается искусственно сотворенный человеком предметный мир.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

27. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация осуществляется в ходе стихийного влияния на человека жизненных обстоятельств.

Б. Социализация осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества через систему образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

28. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество - это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество - это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержи друг друга.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

29. Человек в отличие от животного

способен

1) проявлять эмоции

2) заботиться о потомстве

3) предварительно обдумывать свое поведение

4) совершать привычные действия

30. Основа человеческого существования - это

1) дружба

2) потребительство

3) любовь

4) деятельность

31. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное

2) биологическое

Теперь закрепляем усвоенное! Решим письменное задание поля С.

С6. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального. Приведите примеры реализации каждой из особенностей.

Итак, рассуждаем. Мы знаем общие для животных и человека свойства организма (млекопитание, живорождение) и уникальные (развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки). О каких нас спрашивают? Тех, которые являются предпосылками социальной деятельности (труд, общение, игра, творчество). Это уникальные особенности, следовательно, так как абстрактное мышление, например, позволяет творить (шедевры искусства).
Теперь даем примеры, причем конкретики здесь по формулировке задания не требуется, достаточно пояснить каждую особенность:

  1. Абстрактное мышление позволяет человеку создавать архитектурный проект дома.
  2. Членораздельная речь позволяет контактировать при строительстве этого дома в бригаде.
  3. Особое строение кисти руки позволяет человеку производить труда.

Теперь разберем еще несколько заданий разных видов по теме. Напоминаем, что в нашей группе группе мы регулярно решаем вопросы разных типов и уровней сложности. Вот пример нашего разбора задания по теме «Природное и общественное в человеке».

Мы видим, что большинство подписчиков сайта и группы, просмотрев тему поняли, что — это отличительный признак , а животное личностью не может являться. Сознание — это осознание результатов и последствий собственных действий, близкое к понятие. Использовать предметы природы — например, взять палку и сбить банан с дерева. И человек, и обезьяна, например, способны на это. Верный ответ, таким образом, 1.

Еще один пример задания части А на разбираемую тему:

Большинство правильно выбирает вариант 4. Цель — достижение (достоверные сведения почти синоним). Любая деятельность (характеристика активности человека) … вариант 1 не верен. Также как вариант 3 . Человек для любого вида собственной активности применяет орудия труда (лопату ли, приборы ли, неважно).

Теперь обратимся к более сложным заданиям части С, которые обязательно выполнять после разбора КАЖДОЙ изученной темы. Задания С5 и — идеальный способ закрепить ваши знания.

Давайте построим такой план (С8): «Природное и общественное в деятельности человека».

Прежде всего определим структуру нашего плана. Он 4-х (!!!) составный, это бывает крайне редко. Нам нужно осветить: 1. 2. природную составляющую деятельности 3. социальную составляющую деятельности 4. взаимосвязь природного и общественного в деятельности (это напрямую здесь не дается, но подразумевается).

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Природное и общественное в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие «деятельность»

2. Природное в деятельности человека:

— инстинктивность

— стремление к самосохранению

— стремление к продолжению рода

Помним, что мы не раскрываем первый пункт, понятие давать не требуется. Почему начали с деятельности? Это ключевое понятие представленной темы плана. Далее, подумали, что сближает человека с животным? И раскрыли пункт 2. Далее:

3. Социальное в деятельности человека:

— труд и общение

— удовлетворение престижных потребностей

— потребление духовных ценностей

Прошлись по потребностям выше экзистенциальных по , немного перефразировали. Теперь самое важное — взаимосвязь. К тому же, без этого пункта мы. по сути, не раскроем план, он же нас подстрахует (требуют 3 — пиши 4!). Можно не сильно растянутую конкретику:

4. Взаимосвязь социального и духовного в деятельности человека:

— подавление природных потребностей социальными

— «очеловечивание» природных потребностей

— создание культуры в отличие от природы.

Вот наш план полностью:

1. Понятие «деятельность»

2. Природное в деятельности человека:

— инстинктивность

— стремление к самосохранению

— стремление к продолжению рода

3. Социальное в деятельности человека:

— труд и общение

— удовлетворение престижных потребностей

— потребление духовных ценностей

4. Взаимосвязь социального и духовного в деятельности человека:

— подавление природных потребностей социальными

— «очеловечивание» природных потребностей

— создание культуры в отличие от природы.

Итак, читаем теорию, смотрим видео , разбор заданий, самостоятельно пробуем сделать еще одно сложное письменное задание:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «преобразовательная деятельность» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности человека, и одно предложение, раскрывающее связь мышления и деятельности.

Жду Ваши ответы в комментариях или в группе

Как мы с вами знаем, проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез .

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

Гипотезы о происхождении человека

  • Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке.
  • Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
  • Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
  • Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
  • Катастрофизм. Система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.
  • Телеологизм. Философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле

Человек - биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.

Биологические особенности человека:

  • прямостояние и прямохождение (некоторые животные, например, обезьяны, так же способны передвигаться на двух конечностях, но им гораздо удобнее использовать все четыре лапы в процессе движения);
  • отсутствие плотного волосяного покрова (с природной точки зрения человек самое уязвимое живое существо: что наша тонкая кожа по сравнению со шкурой животного?!);
  • развитая кисть руки (строение наших пальцев наделяет нас способностью к мелкой моторике. Обезьяну, с лёгкостью чистящую банан, научить вышивать не удастся);
  • крупный объём головного мозга (ну да, конечно, у слона он крупнее, но в пропорции к телу, его мозг занимает всего 0,1% от общей массы слона, в то время как у человека мозг занимает около 2% в соотношении к телу);
  • наличие органов речи (собака, например, всё понимает, а сказать не может. Всё потому что нёбо, язык, зубы и гортань у неё имеют совершенно неудобное для членораздельной речи строение).

Человек - существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Социальные особенности человека:

  • наличие речи (ни одно животное не имеет столь развитого языка, и не одного, как человек. Даже "речь" попугая - лишь подражание человеческой речи, но не она сама);
  • наличие сознания (особого рода отражения реальности через собственные ощущения, чувства, мысли и слова);
  • наличие мышления (способности рационально или разумно воспринимать действительность, делать выводы на основе предложенных данных);
  • создание культуры (искусственной среды обитания);
  • изготовление и использование орудий труда;
  • потребность в творческой деятельности (не просто свить гнездо для птенцов, или вырыть берлогу для зимнего сна, а выразить себя в плодах своей деятельности и, возможно, оставить что-то после себя своим потомкам).

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:

  • натуралистический - преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;
  • социологический - признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Таким образом, человек - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!