Проект про животных в зоопарке. Террариумы в океанариумах ТРЦ "РИО" и ТРЦ "Град"


Цель проекта: Исследовать условия жизни животных на свободе и в зоопарках. Задачи проекта: 1.Сопоставить разные условия содержания животных в неволе. 2.Проанализировать мнения одноклассников по данному вопросу. 3. Сделать выводы относительно пользы или вреда содержания животных в неволе.


Проблемный вопрос: зоопарк-это зло или благо для животных? Гипотеза: зоопарк-это необходимость и, к сожалению, развлечение. Этапы исследования: Постановка проблемного вопроса. Выдвижение гипотезы. Поиск информации и её анализ. Проведение социологических опросов. Создание презентации. Методы исследования: -Наблюдения. -Изучение и анализ научной литературы и интернет-ресурсов. -Проведение сравнительного анализа.


Я очень много путешествую со своей семьёй и очень люблю животных. Первый раз я пошёл с мамой в зоопарк, когда мне был годик. Я, конечно, этого не помню, но мама мне показала фотографии и рассказала, как я удивлялся и радовался, глядя на животных. Особенно мне понравился слон. С тех пор мы каждый год ходим в Московский зоопарк. За последние три года я с мамой, папой и братом шесть раз был в Скандинавии. Мы этим летом на машине объездили половину Норвегии. И, естественно, посетили зоопарк в городе Кристиансанне. Этот зоопарк произвёл на меня неизгладимое впечатление. Животные гуляли рядом с посетителями зоопарка. И никаких клеток! Вот тогда я и задал родителям вопрос: « А почему так? » И подумал, что, наверное, этим животным там нравится. А слон мой любимый в Москве грустит в своей клетке. А ещё по телевизору показали передачу, где рассказали, что на зоопарки у нас в стране выделяют мало денег и некому ухаживать за животными. Я жутко расстроился. И вот я решил поднять эту тему в своём проекте.


Тема, которая рассматривается в моём проекте, будет актуальна во все времена. В природе царила бы гармония, если бы туда поменьше вторгался человек. Возникает серьёзный вопрос: нужен ли животным зоопарк? На этот вопрос нет одного ответа. Если сохранять животных от вымирания, то да. А если сажать их в клетки ради забавы, то нет. Сегодня утром в программе « Доброе утро » передали, что в одном из китайских зоопарков панда родила двенадцать детёнышей и что для работников зоопарка это праздник, так как панда - вымирающий зверёк. Я порадовался, что на Земле не пропадёт бесследно ещё один вид животных. Но есть и другая сторона. Зачем держать животных в клетках ради посетителей, наживаться на них, плохо кормить? Сейчас очень много организаций, которые борются за свободу животных, против издевательств над ними. Я даже слышал, что есть много людей, которые не хотят, чтобы зверей использовали в цирковых программах.


ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК (зоопарк) - научно- просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. От зоосада отличается большей территорией, более обширной и разнообразной коллекцией животных. В 1990 в мире было около 850 зоологических парков и зоосадов, в Российской Федерации около 15, старейшие в Москве и Санкт-Петербурге.





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ЗВЕРИ В ЗООПАРКЕ

Введение

    Экскурс в историю зоопарков.

    Современный зоопарк.

    Разведение в зоопарках исчезающих видов.

    Вывод.

Цель исследования: как можно больше узнать о зоопарках, и доказать, что зоопарки служат не только для развлечения но и для спасения от исчезновения флору и фауну земли.

Задачи исследования:

Выявить положительные и отрицательные стороны при внедрении новых технологий в зоопарках;

Сделать вывод по проделанной работе;

Введение

Время от времени звучат философствования на тему, что фильмы о животных вскоре вытеснят зоопарки, сделав их лишними, не нужными. В мире существует 1100 крупных зоопарков и аквариумов, ежегодно собирающих около 800 млн. посетителей. По некоторым данным, зоопарки даже более посещаемые, нежели спортивные мероприятия. Многие люди хотят увидеть животных в непосредственной близости, в натуральную величину, ощутить их запах и, возможно, даже дотронуться до них. Это не может дать ни один фильм.

1. Экскурс в историю зоопарков.

Первыми владельцами зоопарков были сильные мира сего – короли, цари, императоры. И это вполне объяснимо, ведь подобное дорогостоящее увлечение могли позволить себе только очень богатые люди. Они чувствовали себя ещё могущественнее, когда рядом с ними вышагивал опасный хищник, например тигр, который вместо того, чтобы разорвать хозяина на кусочки, безропотно подчинялся ему. Такие звери считались очень ценными подарками, их преподносили властителями наравне, а подчас вместо золота и драгоценностей.

Надпись на каменной плите, датированной 2300г. до н.э., повествует о коллекции редких зверей в шумерском городе Ур. Около 1500 г. до н.э. египетский фараон Тутмос III располагал собственным зоопарком.

Китайский правитель Вен Ванг в XII в. до н.э. содержал зверей из всех уголков Китайской империи. Иудейский царь Соломон в X в. до н.э. имел обезьян и павлинов, а у вавилонского правителя Навуходоносора (около 600г. до н.э.) были львы.

Не только в Европе правители имели в своём владении экзотических животных. Путешественник Марко Поло упоминал о 1300 львах, тиграх, леопардах, гиппопотамах и диких ослах, которых он видел при дворе монгольского властелина Хубилай-хана в Китае.

Когда испанский конкистадор Кортес, покоритель Империи ацтеков, в 1521 г. вступил в столицу индейского государства Теночтитлан, его взору предстали просторные клетки, в которых летали и пели яркие птицы. За бронзовыми прутьями шипели и фыркали ягуары и пумы, в медных сосудах сновали юркие пёстрые рыбёшки.

Вскоре и в Европе стали появляться коллекция зверей. Одна из коллекций принадлежала королю Франции Людовику XIV (1943 – 1715), в своём замке Версале поставил клетки в ряд. Так появился зверинец – выставка зверей. По примеру Людовика XIV австрийская императрица Мария Тереза в 1752 г. организовала при своём замке частный зоопарк.

Зоопарки того времени небыли похожи на современные. Это были не более чем собрания животных в маленьких, тесных клетушках. Иногда решётка была такой частой, что за ней невозможно было разглядеть животное. Клетки выстраивали исключительно по родственным принадлежности животных. Так, в одном ряду можно было увидеть, например, только медведей, в другом только диких кошек. Животных коллекционировали словно почтовые марки. На потребности зверей никто не обращал внимания. Не устраивали для них элементарных развлечений, например дерева для лазания, ванночки для купания или простой игрушки. О потомстве не могло быть и речи. В пустых клетках животные, не имели возможности дать волю двигательным инстинктам, всю жизнь мерили шагами свои тесные клетки.

Основателем современного зоопарка считался Готфрид Клейз Карл Гагенбек был продавцом рыбы в Гамбурге он заключил договор с рыбаками, которые обязались доставлять ему абсолютно всё, что подарит им море. Так, в 1848 г. помимо рыбы ему было доставлено 6 тюленей. Гагенберк поместил животных в резервуары с водой и за умеренную плату позволил желающим смотреть на них. Это занятие стало приносить прибыли, и он стал пополнять свою коллекцию экзотическими животными.

Первые зоопарки появились в середине XVIIIв; в Вене (1752), Мадриде (1774), Париже(1793).

2. Современный зоопарк.

Руководство прежних зоопарков критиковали Карла Гагенбека, не находя в себе смелости признать, что их зверинцы стали пережитком прошлого. Гагенбека обвиняли в том, что своей деятельностью он служил не сколько науки, сколько увеселению толп, и сравнивали его зоопарк с рыночным балаганом. Тем, не менее животные чувствовали себя замечательно в открытых вольерах и приносили щедрое потомство.

Зоопарки продолжали развиваться. Новые материалы и технологии позволяли создать принципиально иные вольеры. К примеру, раньше горилл содержали в клетках с массивными решётками, а сегодня их отделяет от посетителей сантиметровая перегородка из акрилового стекла, прочного и практически незаметного. Через такое стекло можно наблюдать за белыми медведями и другими любителями воды. Оно выдерживает не только давление воды, но и удары мощных лап. А фильтровальные установки помогают поддерживать прозрачность, позволяя разглядеть обитателей.

Современные зоопарки шагнули ещё дальше в своём развитии. Посетитель может полностью окунуться в мир животных, словно оказавшись в их родном окружении. Посетитель на себе испытывает сухую жару, знакомятся с кормовыми растениями и «соседями» питомцев зоопарка. Такая прогулка даёт гостям возможность максимально почувствовать, как в реальности живут эти звери у себя на родине.

Пойманные и привезённые животные после адаптации чувствуют себя более-менее комфортно. На воле он занимает и охраняет с соплеменниками определённую территорию - свой участок. Здесь он занимает все водопои и места, где можно отыскать пищу, легко ориентируются. Покидая участок, животное чувствует себя незащищенным.

Чаще всего оно вступает на территорию своих собратьев с добрыми намерениями, однако может тут же получить агрессивный отпор. Обитатели зоопарка начинают воспринимать вольеры как свою территорию. Если их оттуда прогоняют, они делают всё, чтобы вернуться. У обитателей зоопарка с вольером ассоциируется чувство уверенности, свобода начинает казаться им опасной. Они не ощущают себя узниками – скорее хозяевами.

Самые часто посещаемые животными места в зоопарке – это их «квартира». Здесь они спят, растят детёнышей, здесь укрываются от дождя и холода. Однако у животных имеются ещё и стоянки, где они тоже часто бывают, чувствуя себя в безопасности. Эти места связаны между собой звериными тропами, которые легко узнать по сильно вытоптанному травяному покрову.

Вдоль этих троп располагаются все важные для животного места. Сюда оно постоянно возвращается за едой, водой, для того чтобы искупаться, к хранилищу пищи, пунктам наблюдения, к местам, где помечена территория и где животное испражняется.

После того как специалисты выяснили, какие требования предъявляют звери к своей территории, они смогли создать вольеры, подходящие для каждого конкретного вида.

Поскольку многие животные любят смотреть вдаль, то специально возведённая высокая платформа может стать настоящим подарком для животных. Так, гепарды в зоопарке Глазко могут наблюдать за автомагистральную, а у тигров открывается вид на школу верховой езды. Хищные кошки очень любят такие платформы и проводят так много времени.

Процесс кормления – это прекрасное средство наладить контакт с животными и расшевелить их.

В зоопарке Зальцбурга (Германия) гепардам приходится догонять тушки курицы, которые на большой скорости перемещаются по вольеру с помощью специальной машины. Белые медведи получают часть рыбного рациона вмороженным в ледяные блоки. Им приходится самим доставать рыбу от туда. Иногда делают искусственные муравейники, где шимпанзе часами могут ковыряться в поисках лакомства. Также подстилку посыпают изюмом, семечками, и другими съедобными сюрпризами, обезьяны часами выбирают от туда. Время от времени смотрители придумывают новые забавы, ведь звери быстро привыкают к старым.

3. Разведение в зоопарках исчезающих видов.

Учёные посчитали, что поменьше мере 2000 видов сухопутных позвоночных, включая млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий, находятся под угрозой исчезновения.

Ежечасно с лица земли исчезает три вида животных. Как правило, это маленькие, незаметные звери, но иногда такая же учесть настигает и крупных животных. Многие виды исчезнут, если не оказать им помощь. С каждым годом зоопарки играют всё больше значимую роль в разведении животных, которых со временем попросту бы истребили.

Когда-то в Германии водились медведи, рыси, волки, и зубры. Однако после жестокого преследования людьми они в конце концов исчезли. Никто не позаботился о том, чтобы сохранить несколько представителей этих видов в зоопарке. А когда спохватились, то поняли, что чуть не опоздали. Так, в 1921 году был убит последний дикий зубр. Перепись животных в зоопарках Германии в 1923 году показала, что осталось всего 56 особей, причём по всему миру! Все ныне живущие зубры – потомки тех, что остались в живых, с невероятными усилиями выведенные в неволе.

В 1791году появилась первая племенная книга, она служила для записи имени животного, даты и места его рождения, вес при появлении на свет, дата и место смерти, а также причина. И тогда не происходила путаница кто родители и где родился.

Вывод

Таким образом, зоопарки служат не только для развлечения посетителей, но и играют огромную роль так как, в современном мире каждые 20 минут безвозвратно исчезает один из видов животных или растений, поэтому зоопарки принимают всё более значимую роль, спасая флору и фауну Земли. В зоопарке не только разводят молодняк для последующего его возвращения в мир дикой природы, но и делают возможным изучение редких видов.

Теперь перед зоопарками стоит цель – научить посетителей лучше понимать природу. После посещения хорошего зоопарка люди обязательно проникаются хотя бы к некоторым его обитателям и уделяют больше внимания защите этих животных и их родной среде.

виктория воробьева
Проект на тему: «Какие животные живут в зоопарке?»

Мы весенним тёплым днём

В зоопарк с тобой пойдём .

Будем долго здесь гулять,

Всех зверюшек будем знать.

Тема нашего проекта звучит так : «Какие животные живут в зоопарке , тип и вид нашего проекта исследовательская работа.

Основной идеей нашего проекта является уточнение и расширение представлений детей о жизни животных в зоопарке . Целью нашего проекта это воспитание доброго и чуткого отношения к животным . Задачей проекта является развитие интереса к животным .

Срок реализации нашего проекта очень маленький , мы его реализовали почти за один месяц с 14.03.2014 по 18.04.2014. В нашем проекте всего 3 этапа это : начальный, основной и заключительный. Предварительная работа : Подборка материалов, видеофильма, музыкального сопровождения.

Когда мы реализовывали, наш проект у нас возникли вопросы, которые нам хотелось бы раскрыть :

1. Что такое зоопарк ?

2. Зачем нужны зоопарки ?

3. Почему животные содержатся в зоопарке ?

4. А ?

5. Почему нельзя в зоопарке ласкать животных , играть с ними?

5 слайд. Что такое зоопарк ?

Зоопарки – это места , где содержатся дикие животные , часто привезенные издалека, из тех уголков планеты, где они обитают в естественных условиях. В зоопарках за животными ухаживают , здесь их изучают и разводят, тем самым зачастую спасая целые виды животных от вымирания .

Сегодня в мире насчитывается более 300 зоопарков , а самый первый зоопарк был создан в Древнем Египте. Известно, что зоопарк был построен около 1500 года до нашей эры, во времена правления египетской королевы Хатшепсут.

6 слайд. Зачем нужны зоопарки ?

Зоологические сады – их обычно называют зоопарками – были созданы по нескольким причинам. С древних времен люди отлавливали диких животных для коллекции , для удовольствия владеть ими и наблюдать за ними, а также для того, чтобы узнать о них и их привычках больше. Но отправиться в дикие районы Африки и другие экзотические места могут очень немногие. А посетив зоопарк , люди своими глазами видят хоть бы часть из огромного многообразия существ, населяющих Землю. Сегодня зоопарки есть практически в каждом большом городе. В зоопарке люди могут узнать больше о животных , о том, как защищать естественную среду обитания животных , которых они видят. Многие зоопарки представляют собой убежище, где животные , которым грозит исчезновение, могут жить под защитой. В таких зоопарках работают программы разведения животных , которых, которым грозит исчезновение; это делается для того, чтобы увеличить численность таких животных и таким образом спасти от вымирания. Зоопарки также представляют кров для покалеченных животных , у которых мало шансов выжить в диком мире. Можно сказать, что зоопарки – это место и развлечения, и воспитания людей, которые туда приходят.

7 слайд. Почему животных содержат в клетках в зоопарке ?

Многие десятилетия в большинстве зоопарков животных можно было увидеть в клетках, за решеткой. Таким образом посетители могли хорошо рассмотреть животных и при этом не подвергались опасности – животные не могли неожиданно напасть на них. Клетка также позволяли экономить место, а это означало экономию средств зоопарков ; кроме того, клетки изготавливались из прочных материалов, поэтому их можно было мыть, используя шланг, а значит, легче было поддерживать в них чистоту.

Клетки и сегодня используются в зоопарках , но сейчас животных содержат только в клетке редко. Зоологи понимают, что животных вредно (и жестоко) содержать все время заточенными в тесном, ограниченном пространстве, где они не имеют возможности двигаться, как на воле. За последние годы многие зоопарки построили для своих животных просторные огороженные участки, напоминающие их естественную среду обитания. И хотя посетители зоопарков не могут близко рассмотреть животное , которое содержатся на таком участке (оно может укрыться в деревьях или в пещерах, для самого животного эти условия намного лучше – здесь его поведения намного ближе к естественному.

8 слайд. А животные в зоопарке впадают в спячку ?

В естественных условиях животные впадают в зимнюю спячку из-за того, что становится холодно и зимой мало пищи. Но в зоопарке условия , в которых живут животные , контролируются. Они постоянно получают пищу и имеют теплые убежища или строения, куда могут укрыться, если на открытом воздухе станет холодно. Некоторые животные в зоопарке , в том числе медведи, в зимние месяцы становятся вялыми, не очень активными, но они не засыпают на несколько месяцев подряд, как это происходит в естественных условиях их обитания.

9 слайд. Почему нельзя в зоопарке ласкать животных , играть с ними?

Большинство животных , которые живут в зоопарке , были отловлены в естественной среди их обитания. Эти дикие животные , они не привыкли иметь дело с людьми, и поведение их может быть непредсказуемым. С животными зоопарка нельзя играть , ласкать их –это опасно. Они могут поцарапать, укусить или вообще напасть на человека. Но во многих зоопарках есть животные , о которых работники зоопарка могут сказать , что с ними можно поиграть, приласкать их, ничего не остерегаясь.

Это могут быть детёныши, которые родились в неволе и с рождения привыкли к людям, ухаживающим за ними. Это могут быть также просто добрые по характеру животные . Их часто выпускают на «игровую площадку» зоопарка , где людям разрешается прикасаться к ним и иногда подкормить их.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Ответ : Медведь

Бурый медведь широко распространен в Северной Евразии от Скандинавии до Сахалина и в Северной Америке. В Европе чаще встречаются некрупные звери длиной до 1,5 м и массой 80-120 кг. Самые большие бурые медведи - длиной до 2,5 м и массой до 750 кг - обитают на Дальнем Востоке России и на Камчатке, а также на Аляске и расположенном у ее берегов острове Кадьяк. Крупные размеры отличают также обитающих в США и Канаде медведей-гризли, которых иногда выделяют в отдельный вид. Несмотря на внушительные размеры, основу мясного рациона медведей составляют грызуны, лягушки, насекомые и улитки, а также рыба. Растительной пищи медведи потребляют не меньше, чем животной . Разумеется, они не могут глодать кору или жевать сено, но ягоды, орехи, семена и сочные молодые побеги поедают в большом количестве.

Хвост пушист, а глазки зорки.

Прыгает по веткам ёлки.

На земле сорвет грибок

И в дупло с грибочком – скок (Белка) . На территории России можно встретить только один вид настоящих белок - белку обыкновенную. Зато в разных частях ареала она может выглядеть по разному. Длина тела взрослых зверьков может различаться в 1,5 раза - от 20 до 30 см, а вес - более чем в 5 раз, от 200 г до килограмма. Окраска меха разных белок в разные сезоны может быть различных оттенков рыжего и серого цвета и даже почти черной. В зимнюю спячку белка не впадает, но в сильные морозы может много дней подряд не выходить из своего теплого дупло.

Когда он в клетке, то приятен

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард) . Леопард распространен очень широко - по всей Африке и на большей части Азии, образуя многочисленные местные разновидности. Не так давно он часто встречался и на Кавказе. Это свирепый хищник. Хотя он уступает льву и тигру в силе, зато превосходит их в ловкости, позволяющей ему с легкостью взбираться на высокие деревья или крутые скалы. Чтобы уберечь добычу от гиен и шакалов, а то и львов, леопард затаскивает ее на дерево, где и лакомится ею, оставляя обычно часть на следующий день. Леопарды охотятся главным образом на животных среднего размера - кабанов, обезьян, оленей, антилоп. Известны случаи, когда леопарды становились людоедами, однако гораздо реже, чем львы или тигры. На острове Ява, а также изредка в Африке и Индии встречаются леопарды-меланисты, которых называют обычно черными пантерами. Из-за прекрасной желтой шкуры с темными пятнами леопарды повсеместно сильно истреблены и в настоящее время внесены в Красную книгу Международного Союза охраны природы и природных ресурсов.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - …

Ответ : Волк

Волк - самый крупный представитель семейства волчьих. Ареал его распространения чрезвычайно широк - от Южной Европы до Северной Америки и от арктической тундры до сухих южных степей и полупустынь. И хотя во многих частях первоначального ареала волки истреблены, они по-прежнему способны приспосабливаться к любым условиям обитания. Этому во многом способствуют развитые формы социального поведения : совместная охота, разделение добычи между всеми членами стаи, а в голодные годы - и внутренний контроль рождаемости, когда к размножению допускаются лишь животные самого высокого ранга. Генофонд волков очень пластичен - не случайно от волка произошли все домашние собаки во всем разнообразии их пород.

Из кошачьих крупный самый,

Он хвостат, пятнист, силён.

Рыщет тропиков лесами

Частый гость тенистых крон. (Ягуар)

Ягуар - самый крупный, самый могучий и вызывающий наибольший страх представитель семейства кошачьих в Западном полушарии. Это очень внушительный зверь, и неудивительно, что в латиноамериканских странах, где он водится, его называют «эль тигре» - тигр. Название «ягуар» пришло из древних индейских языков и якобы значило «убийца, справляющийся с жертвой одним прыжком» . Он великолепно плавает, прекрасно лазает по деревьям и преследует свои жертвы в воде озер и рек, а также на вершинах деревьев. Он способен бежать очень быстро, но скоро устает, а потому не вполне понятно, почему в его честь назвали спортивную английскую машину, которая, конечно, рассчитана не только на то, чтобы развивать большую скорость, но и на то, чтобы держать ее сколько позволит бензин в баке. Некогда обитавший в Калифорнии, Нью-Мексико, Аризоне и Техасе ягуар вот уже более двадцати пяти лет вовсе не встречается на территории Соединенных Штатов Америки. С конца сороковых годов его там больше никто не видел. В Мексике и Центральной Америке на ягуара все еще ведется интенсивная охота, но наиболее плотные его популяции, а также самые крупные экземпляры обитают в болотистых зарослях бразильской провинции Мату-Гросу

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он (Жираф) .Жираф - обитатель африканских саванн и редколесий к югу от Сахары. Кажущийся удивительным внешний вид жирафа (относительно короткое тело при огромном росте - темя жирафа может находиться на расстоянии 5,8 м от земли) тем не менее вполне экологически оправдан. Питаются жирафы растительным кормом, который достают в основном с высоты. Помимо длинной шеи для них характерен язык длиной 40-45 см и способность вставать на дыбы, поднимая голову на высоту до 7 м. Как ни странно, у жирафа всего лишь семь шейных позвонков, как и у других млекопитающих. У жирафов самое высокое кровяное давление среди млекопитающих (в 3 раза выше, чем у человека) . Сердце жирафа весит 7-8 кг и способно нагнетать кровь в мозг на высоту 3,5 м. Чтобы напиться воды, жирафу приходится широко расставлять передние ноги. Кажется загадкой, как при таком положении у жирафа не происходит кровоизлияния в мозг. Оказывается, что в шейной вене вблизи головного мозга у жирафа имеется замыкающая система клапанов, пропускающая к голове строго определенное количество крови.

С этим зверем не шути!

Не легко его найти -

Высоко в горах живёт,

Ветер, где меж скал ревёт,

Светит там холодный Марс

И добычу ищет. (барс) .Снежный барс, или ирбис - одно из самых красивых животных семейства кошачьих . Его густой бархатистый мех, светло-серый сверху и белый со стороны брюха, украшен пятнами с ореолами, несколько менее отчетливыми, чем у леопарда. Обитает барс повсюду в Гималаях и на Тибетском нагорье, вплоть до Алтая. Этот очень своеобразный крупный зверь отлично приспособлен к суровым условиям высокогорья. Тело ирбиса вытянутое, на сравнительно коротких сильных ногах. Длинный хвост благодаря густому опушению кажется очень толстым. Шерсть чрезвычайно густая, пушистая и мягкая. Такой шерстный покров служит отличной защитой от холода. Мех снежного барса очень высоко ценился во все времена. Чтобы положить конец браконьерскому истреблению снежного барса, Международная федерация торговли пушниной в 1971 году полностью запретила торговлю мехом этого животного .

Что за коняшки –

На всех тельняшки (Зебра) . Дикие полосатые лошади - зебры - водятся исключительно в Африке. Это обитатели равнин, степей и горных районов. Крупная, размером с лошадь, саванная, или бурелома, зебра распространена от южной оконечности Африки до района Больших Озер. Различают несколько местных пород саванной зебры, различающихся характером расположения полос на теле и общим фоном шкуры - зебра Чапмана, зебра Хартмана, зебра Гранта. К ним же относится квагга, уничтоженная в 1879 году. Горная зебра, напоминающая осла своими длинными ушами и издаваемыми звуками, в настоящее время очень редка и внесена в Красную книгу МСОП. Крупная (высота в холке 160 см, с узкими, близко расположенными друг к другу полосками зебра Гриве, или королевская зебра, получила название в честь президента Франции Жюля Гриве, которому был подарен экземпляр этого животного . Обитает зебра Гриве от Эфиопии и Сомали до северной части Кении, часто объединяясь в стада с бурчелловой зеброй. Все зебры обладают отважным норовистым характером и при случае могут постоять за себя, поэтому жертвами хищников становятся, как правило, старые и больные животные . На Украине в Аскания-Нова проводились опыты по акклиматизации зебр, однако приручаются они с большим трудом.

У него на голове

Ветки. Даже сразу две.

Говорят : Всего два рога,

Да зато отростков много.

Как он носит этот груз,

Я сказать Вам не берусь.

Их носить ему не лень,

Потому, что он (Олень) . К этому виду относятся олени от средних до очень крупных размеров. Высота в плечах - до 163 см, длина тела - до 3 м, вес - до 500 кг. Окраска одноцветная или более светлая на туловище. У самцов в зимнем меху на задней части брюха большое черно-бурое пятно. Молодые - пятнистые. Основной фон их окраски буровато-рыжий, низ тела и конечности светлее. Рисунок состоит из 4- 5 рядов пятен с каждой стороны; в тазовой области количество рядов увеличивается до 6-7. Два средних ряда расположены вдоль хребта от ушей до хвоста, между ними темная полоса вдоль хребта. Следы благородного оленя овальные, но мало вытянутые; даже на сравнительно плотном грунте они часто состоят из отпечатков всех четырех пальцев. След самки уже, чем у самца. Благородные олени обитают в Латвии, Эстонии, Белоруссии (Беловежская пуща, в Воронежской области (Воронежский заповедник, на Карпатах, в горнолесной части Крыма, на Кавказе - местами по всей горной и лесной части, на север - до границ степей, на юг - до Талыша, но отсутствуют в степях восточного Закавказья. В Америке занимают южную и западную Канаду и большую часть США, кроме прерий и пустынь.

1. И петь не поет,

И летать не летает…

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус)

2. Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха

Гуляет … (Черепаха)

3. Скажи ты мне, какой чудак

И днем и ночью носит фрак? (Пингвин)

4. Проживает в странах жарких,

А в нежарких – в зоопарках .

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

И показывает нам. (Павлин)

5. Надели коняшки

Морские тельняшки. (Зебра)

6. По реке плывет бревно –

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил

Нос откусит … (Крокодил)

7. Очень много силы в нем,

Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос.

Будто нос лет тысячу рос. (Слон)

8. Уж очень вид у них чудной :

У папы – локоны волной,

А мама ходит стриженой.

На что она обижена? (Львица)

В нашем проекте мы достигли ожидаемого результата, можно сказать, что даже немного больше. В ожидаемом результате мы расширили представление о жизни животных в зоопарках и воспитали положительное отношение к животным .

Возраст детей : 1-3 класс.

Цель проекта : Обобщить и систематизировать знания детей о зоопарке; о животных, проживающих в нём .

Обучающие задачи:

  • уточнить представления детей о животных жарких стран и Севера;
  • формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
  • расширить представления о том, что такое «Зоопарк», кто в нем живет и кто работает;
  • познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке.

Развивающие задачи:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • способствовать овладению приёмам практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • развивать тактильное восприятие детей, зрительную и тактильную память;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира
  • воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним;
  • воспитывать дружеские партнерские взаимоотношения.

Интеграция образовательных областей: физическая культура, социализация, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Оборудование:

  • набор кубиков
  • самодельный набор «Дикие животные» из пластилина
  • набор «Животные лесной полосы»
  • коробки для клеток
  • экран, проектор, ноутбук, ножницы, лента.

Проектирование совместной деятельности взрослого и детей.

Взаимодействие с семьей по организации совместной деятельности детей и родителей:

  • домашний просмотр мультфильмов «Маугли», «Слоненок», «Приключение пингвина Лоло» и т.д.
  • чтение энциклопедий серий «Животный мир»
  • беседы с детьми о континентах, о природных зонах Земли и о животных разных стран .
  • помощь родителей в подготовке наглядного материала
  • чтение художественной литературы: С. Маршака: «Зоосад. Слон. Зебры. Лебедёнок. Жираф. Верблюд. Пингвин. Белые медведи. Совята. Тигрёнок. Страусенок. Эскимосская собака. Обезьяна. «Где обедал воробей? » (из цикла «Детки в клетке»), «Животные в неволе. В. Чаплина «Питомцы зоопарка». «Как слон спас хозяина от тигра»

Б. С. Житкова, «Что случилось с крокодилом» М. Москвина,

«Заяц и ёж» Бр. Гримм, «Как я был обезьянкой» Я. Сегель.

Наблюдения: в зоопарке за хищниками и травоядными

Экскурсии: с родителями в зоопарк

Беседы: «Звери в лесу», «Животные жарких стран: Африка, Австралия, Южная Америка», «Животные Азии», «Животные полярных районов Земли: Арктика, Антарктика», «Зоопарк: кто живет, кто работает, для чего нужен »

Рассматривание альбома «Лесные животные», «Животные жарких стран»; «Животные Азии»; «Животные Севера»

Загадывание и отгадывание загадок о животных

Конструирование на уроках технологии: постройка клеток для «зоопарка» из коробок для сюжетно-ролевой игры,

Рисование:

  • «Детки в клетке». Разукрашивание, штриховка, рисование по образцу. Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зоопарке, животных, проживающих в нём, закреплять умение обводить животных и раскрашивать их, опираясь на фотографию.

Лепка:

  • «Топают по острову слоны и носороги», животные жарких стран .
  • «А у нас живут медведи», животные средней полосы

Цели : научить создавать образы крупных животных на основе общей исходной формы (валик); совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки

Итогом данной работы, продолжающейся на протяжении двух месяцев стало занятие в игровой форме «Наш зоопарк»

Ход совместной деятельности:

В кабинете подготовлены заготовки для «зоопарка» из подручного материала: над доской надпись «Зоопарк». Парты разделены на зоны, на них стоят домики для животных.

Фигурки животных находятся на отдельном столе. Дети разделены на две группы.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята. Занятие у нас сегодня не совсем обычное. Мы с вами будем говорить о зоопарке, и не только говорить, но и сами его сделаем.

Мы с вами узнаем что такое зоопарк, зачем он нужен, кто там живет и кто работает в зоопарке.

Дети:

Мы идём сегодня в парк.

В наш весёлый зоопарк.

Встретим зайцев и медведя-

Обезьянкиных соседей.

Там вон лев стоит и ждёт,

Кто же в гости к ним придёт.

В зоопарк идём мы дружно,

Накормить зверушек нужно.

Не обидим их ничем,

И сыграем вместе все.

Воспитатель: Давайте попробуем сами сделать зоопарк.

Начнем с названия зоопарку…..Веселый остров. Островский.

Воспитатель:

А кто из вас был в зоопарке?

Ответы детей……….

А что это такое зоопарк?

Ответы детей…

Воспитатель: Зоопарк – это сокращенное название зоологического парка, где в неволе содержат диких животных с целью их показа, изучения, сохранения и размножения. Они знакомят нас с жизнью дикой природы.

Размещая животных, специалисты решают задачу: как создать благоприятные условия для жизни диких животных в неволе. Ведь нельзя, например, поселить рядом лис и журавлей, волков и коз.

Воспитатель: А у нас в городе есть зоопарк?

Дети: нет. К нам приезжал зоопарк.

Воспитатель: В нашей стране много зоопарков. Есть маленькие, передвижные – «зоопарки на колесах», переезжая из города в город, показывая малышам животных.

Есть большие, постоянно находящиеся на одном месте. Стационарные. Именно зоопаркам обязаны люди возможностью видеть живыми таких прекрасных зверей.

А есть даже специальный зоопарк наоборот. Там животные гуляют, а люди ездят в клетках и смотрят на этих животных.

Воспитатель: А зачем нужен зоопарк?

Воспитатель: В больших зоопарках ведутся исследования и разработки, направленные на сохранение видов животных в природных условиях. Бывает, что в зоопарках появляются детеныши, за которыми ежедневно ведется наблюдение. Часто животные отказываются кормить своих малышей. Тогда работники зоопарка находят им приемных родителей или выхаживают сами.

Воспитатель: Ребята мы долго готовились к открытию нашего зоопарка, что мы с вами делали?

Дети: лепили животных, рисовали их. Читали о животных книги.

Смотрели мультики.

Воспитатель: Да ребята, мы с вами сделали очень много. Вот здесь находятся наши клетки и вольеры, которые мы изготовили, а вот здесь стоят животные. Это те, которые мы вылепили, а вот это игрушки, которые принесли вы.

Давайте теперь вместе расселим наших животных по домикам.

Постройка зоопарка .

Работа по двум группам. Дети свободно передвигаются по кабинету. Звучит музыка. «Зверя по следам любого» из мультфильма «Маша и медведь».

Воспитатель вместе с детьми заходит в «зоопарк».

Дети несут животных. Домики для них.

Воспитатель:

А куда мы будем их заселять?

Дети: в клетки.

Воспитатель: Всех вместе?

Дети: нет.

Воспитатель: Для каждого животного есть специальный домик.

Клетка это домик для хищников. Клетки есть из прутьев, а есть из стекла.

Воспитатель: Кого мы будем селить в клетки?

Дети: хищников…льва, тигра, леопарда, гепарда, волка, лису, медведя.

Воспитатель: А еще в клетки селят тех животных и птиц, которые могут убежать.

Воспитатель: Вольер это дом для остальных животных.

Воспитатель: а в вольеры?

Дети…Слона жирафа зебру, лося.

Воспитатель: Посмотрите как удобно животным в новых домиках.

Воспитатель: Кто работает в зоопарке, чтобы животным было комфортно? Кто за ними ухаживает? Их кормит?

Дети: Служащий зоопарка.

Воспитатель: Лечит?

Дети: Ветеринар.

Воспитатель: А еще в зоопарке работают директор, экскурсовод, сторож,билетер.

Воспитатель: В зоопарке есть свои правила поведения .

Воспитатель: Мы можем сами покормить животных?

Дети: Нет…

Воспитатель: Мы не знаем: можно ли есть те продукты, которые едим мы. Из-за нашей неосторожности зверь или птица могут отравиться.

Не кормить животных.

Воспитатель: Приходя в зоопарк, вы приходите в гости к животным. Вам бы понравилось, если бы ваши гости начали бегать по квартире, дразнить вас и ваших родителей, размахивать руками и громко кричать? Вот и животным это не нравится. Они начинают нервничать и злиться.

Второе правило. Громко не кричать. Не пугать животных.

Воспитатель: В зоопарке также не разрешается заходить за ограждения, близко подходить к клетке, тем более пытаться залезть в нее. Есть шанс быть исцарапанным или покусанным животными.

Не заходить за ограждения.

Не сорить.

Воспитатель: Давайте повторим правила поведения в зоопарке.

Воспитатель: Название есть. Правила. Есть. Животные заселены. Наш зоопарк готов принять посетителей?

Дети: готов.

Мальчишки и девчонки!

А также их родители!

Вы чудо-зоопарк

Увидеть не хотите ли?

Вы познакомитесь, друзья,

С животными и птицей…

Тропинок много здесь для вас,

Но вам не заблудиться!

Торжественное открытие.

Воспитатель: Право перерезать ленточку предоставляется….. приглашаем гостей в зоопарк.

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Кто из вас хочет еще погулять по нашему зоопарку? Зоопарк будет помогать вам на уроках. На каких уроках он пригодится?

Большой популярностью в наши дни пользуются живые музеи-зоопарки, организованные человеком искусственные природные комплексы, расположенные в системе города. Природа в них представлена в своем единстве - обилие зелени, воды дополняет богатый животный мир. Интересная и разнообразная деятельность зоопарков, направленная на распространение идей охраны природы, воспитание чувства гуманного и бережного отношения к ней, привлекает посетителей самых разных возрастов.

Зоопарки - это не только места отдыха, культурно-познавательные, научно-исследовательские центры, но и важнейшие резервации диких животных. По своим размерам они могут быть совсем небольшими как вольер, размещенный в самом центре Берлина, где живут четыре бурых медведя, до огромных «Сафари-парков» с самой разнообразной коллекцией животных, содержащихся в естественных условиях как чешский «Сафари» в г. Двур-Кралове.

Одним из самых ответственных моментов проектирования зоопарка является выбор принципа организации территории. Он может быть: систематический - животные одной группы от вида до класса размещены в одной экспозиции; зоогеографический - размещение животных по странам света; экологический (ландшафтный)- животные размещаются в условиях, близких к их естественной среде обитания; смешанный с использованием нескольких систем; популярный - показ животных, вызывающих наибольший интерес у посетителей; краеведческий - показ животных, обитающих в данной местности; эволюционный (от низших к высшим); зооботанический - одновременный показ животного и растительного мира различных областей.

Для создания живописных композиций в зоопарках некоторые объекты помимо их основных познавательных функций используют в декоративных целях. Так, целесообразно в зоне показа млекопитающих разместить водоем с красивыми водоплавающими птицами, у входа в сооружения расположить клетки с яркими попугаями, павлинами, в любой части маршрута уместны площадки молодняка или редких животных.

Зона экспозиции зоопарков занимает в среднем 60-70 % территории и включает вольеры, водные бассейны, сезонные павильоны для животных, здания круглогодичного пользования.

Осмотр экспозиции во многом зависит от правильной организации маршрутов. Анализ существующих парков показывает, что оптимальным решением является планировка с организацией нескольких маршрутов" осмотра экспозиции по различным системам без дублирования и пересечения. Маршруты могут быть кольцевые, петлеобразные, зигзагообразные, в виде серпантина, сквозные и т. д.

На планировку зоопарка большое влияние оказывают природные характеристики, возможность использования существующего рельефа и необходимость создания искусственного ландшафта, размеры отведенного участка. Территория зоопарка должна иметь разнохарактерный рельеф, что поможет создать необходимые условия для организации наиболее интересной экспозиции животных. Художественные качества рельефа во многом зависят от разности отметок участков, наличия склонов, холмов, оврагов и т. д.

Водоем на территории зоопарка нередко играет важную роль в его архитектурно-планировочной и пространственной композиции. Помимо использования эстетических качеств водоемов появляются возможности и для показа некоторых видов животных, птиц и рыб, однако при условии устройства системы очистки. Хорошим примером может служить зоопарк в Екатеринбурге.

Схема генерального плана зоопарка в Екатеринбурге: 1 - Главная площадь; 2 - входной павильон; 3 - декоративный бассейн; вольеры: 4 - белок; 5 - певчих птиц; 6 - глухарей; 7 - аквариум - террариум; павильоны: 8 - птиц; 9 - водоплавающих птиц; 10 - ластоногих; 11 - бассейн для водоплавающих птиц; 12 - павильон страусов; вольеры: 13,14 - хищных птиц; 15 - песцовых; 16 - зайцев; 17 - павильон куньих; 18 - павильон антилоп; 19 - павильон слонов; 20 - кафе; павильоны: 21 - медведей; 22 - экзотов; 23 - обезьян; 24 - кабанов; 25 - крупных копытных; 26 - вольеры горных козлов; 27 - дом юннатов и площадка молодняка; 28 - кольцевая дорога для катания на пони; 29 - домик пони; 30 - видовые площадки; 31 - площадки отдыха; 32 - киоски; 33 - склад; 34 - гараж; 55 - теплица; 36 - котельная; 37 - ветлечебница; 38 - хоздвор

Принятая архитектурно-планировочная структура генплана зоопарка, функциональное зонирование, экспозиционные маршруты должны обеспечивать выполнение основных поставленных задач и среди них одна из главных - создание привлекательных условий для детей. Среди зеленых насаждений - клетки с мелкими животными (хомяками, кроликами), на зеленых газонах - скульптуры героев детских сказок, в просторных клетках - обезьяны, рядом площадки молодняка, круг для катания на пони. Устав, дети смогут отдохнуть на скамейках специальных площадок, в тенистых аллеях, здесь же расставлены домики для птиц, белок, кормушки.

Парковая зона с естественным и искусственным ландшафтом, многочисленными водоемами обеспечивает тихий отдых посетителей.

Лондонское зоологическое общество в 1826 г. основало зоологический сад площадью 15 га в Ридженс-парке. При его организации использовались приемы дворцовых зоопарков древнего Китая и Египта. В нем получил развитие один из главных принципов организации современных зоопарков - демонстрация животных среди живописной растительности. В Ридженс-парке в павильонах впервые были использованы новые достижения науки и техники, центральное отопление, искусственный дневной свет, вентиляция. Принцип организации его экспозиции в основном систематический и частично популярный. Вся территория состоит из зон: экспозиции - 13 га; обслуживания - 0,8 га; административно-хозяйственной - 1 га; детской- 0,2 га. Около 30 % площади занято зимними помещениями для животных. Зоопарк имеет многоцентровую планировочную структуру. Сеть пешеходных аллей и дорог северной зоны проложена параллельно каналу и улице. Аллеи южной зоны идут вдоль улицы и здесь размещены все основные сооружения зоопарка. Особый интерес вызывает оригинальное сооружение в виде террас, возвышающихся одна над другой. Смотровые площадки размещены на нескольких уровнях над экспозицией животных, благодаря чему очень удобно наблюдать сверху за животными. При таком подходе территория, небольшая по своим размерам, используется наиболее рационально.

Следует отметить разработанную в парке четкую систему ориентации- на всех поворотах и сооружениях планы и автоматически записанные ответы на возникающие у посетителей вопросы.

Берлинский зоопарк в период своего расцвета, в 60-70-х годах XIX в., построил сооружения для животных: слоновник, напоминающий индийский храм, сооружения для антилоп и жирафов, украшенные минаретами, и т. д. Их созданию способствовало увлечение европейских архитекторов восточной архитектурой. Сама идея создания ландшафта и сооружений для животных, напоминающих природу и архитектуру стран, где они обитают, очень заманчива. Но одновременно она несет в себе опасность снижения роли самих животных, которые могут стать всего лишь дополнением к яркой, причудливой архитектуре.

Архитектурно-планировочное решение основано на четком зонировании. Под зону экспозиции отведено 58 % территории, что составляет 92 га. Содержание животных - групповое в загонах и вольерах, где созданы условия, максимально приближенные к естественным. Старинный парк Фридрихсфельде стал основой для создания зоопарка, вот почему в нем наблюдается сочетание регулярной планировки XIX в. и современного ландшафта с включением больших водных пространств.

В парке удачно используются возможности воды для ограждения экспозиционных пространств путем устройства сложной, замкнутой системы, ручейков, протоков, каналов и озер. Причем одновременно с функциональным предназначением им отводится существенная роль в декоративном обогащении облика зоопарка.

Все водоемы, кроме старинного, классической формы канала, носят пейзажный характер и хорошо сочетаются со свободными очертаниями пешеходных и транспортных аллей и дорог. Искусно созданные живописные откосы берега, умелое использование зеленых насаждений (применение широких открытых пространств - лугов и тенистых массивов), животные и птицы, обитающие на этих «островах», дают полную картину естественной природы. Интересно и разнообразно смотрятся гусиные пруды, водоемы на участках для слонов, гиппопотамов. В вольере белых медведей водопад низвергает свои воды с 13-метровой высоты. Водоем окружен скалистыми берегами, которые, отражаясь в воде, создают прекрасный темный фон для светлых медведей.

Вода в зоопарке применяется в самых разнообразных сочетаниях. Это необычные фонтаны с забавными скульптурами. Это и искусственные водоемы в микроландшафте тропического зала «Дома Брема», где созданы три искусственных водоема с экзотическими растениями. Создается полная иллюзия, что берега водоемов покрыты зарослями леса. В этом же «Доме» в помещениях, где содержатся крупные хищники, имеются бассейны, которые связаны с бассейнами на открытых площадках.

Зеленым насаждениям отводится основная роль в архитектурно-планировочном решении зоопарка. В организации и объединении всего ландшафта территории прежде всего максимально используются декоративные качества зелени, которая придает привлекательность облику зоопарка, повышает его художественную ценность. Их используют для создания загущенных посадок-изгородей по периметру площадок экспозиции, для устройства открытых полян с отдельными деревьями и декоративными группами, окаймленных водоемами и каналами, для создания живописного ландшафта в зоне отдыха.

Детская зона представляет собой зоопарк в миниатюре, где все соответствует возможностям детского восприятия. Планировка зоны проведена с использованием мелких масштабных участков с применением малых архитектурных форм, устройством стойких к вытаптыванию газонов.

В северо-восточной части размещен комплекс сооружений зоны обслуживания. Ко всем зонам подходит дорога для хозяйственных нужд, проложенная по периметру парка, изолированно от пешеходных путей.

Зоопарки постоянно находятся в развитии. Год от года совершенствуется организация показа и содержания животных. Градостроители ищут новые формы «адаптации» зоопарков в городской среде.

Чешский «Сафари» получил мировую известность, на его площади более 100 га, разделенной на изолированные друг от друга участки-острова, живут многочисленные африканские звери в условиях, максимально приближенных к естественным - нет ни клеток, ни решеток, а кольцевую дорогу со специальными смотровыми площадками для посетителей, с которых удобно и безопасно наблюдать за поведением животных, отделяют от звериного царства полосы стриженого кустарника, рвы, невысокие заборы.

В зоопарке содержится более 1500 представителей фауны всех континентов. В зимнее время «население» переводится в специальные утепленные павильоны.

Размещаясь среди городской застройки, зоопарк входит составным элементом в парковую систему города.

Под экспозиции животных, как правило, отводятся участки, свободные от леса. Но лесной массив используется для создания интересного фона при демострации животных, для создания комфортабельных условий посетителям, для организации живописного ландшафта территории сохранения чистоты воздушного бассейна.

Следует отметить, что архитектурно-планировочная композиция территории зоопарка, как правило, зависит не только от возможности максимального использования существующего ландшафта, но и в значительной степени от окружающей территории.

Зоопарк должны окружать буферные зоны, предохраняющие его от влияния вредных городских факторов и дающие возможность расширения площади экспозиции.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!