Программа по литературе 7. Основные цели преподавания литературы в школе

В 7 классе на уроках литературы особое внимание уделяется жанрам и родам литературы. В течение всего года ведется тщательное наблюдение за изменением словесности в потоке истории. Рассматриваются конкретные жанры литературы и их видоизменения в течение времени. То есть учитель подводит учащихся к конкретному анализу художественных произведений, детально рассматривает понятия: лирический герой, литературный тропы, тема и идея произведения. При этом наряду с художественным анализом параллельно проводится и лингвистический анализ произведения, что помогает в изучении русского языка и расширяет понимание подбора конкретного слова признанными мастерами русской и зарубежной литературы.

Список произведений, изучаемых в 7 классе по литературе

В начале учебного года происходит повторение ранее изученного. Жанры устного народного творчества, эпические произведения — былины о Садко (социальные), повторяются и более углубленно изучаются малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки, потешки), сатирические сказки.

  • И.А. Крылов «Квартет», «Волк на псарне», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» (басни учитель может добавлять по своему желанию).
  • В.А. Жуковский , романтические баллады и переводы из Г. Шиллера «Перчатка», «Лесной царь», «Кубок».

В 7 классе продолжается знакомство с классиками русской литературы А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем и другими.

  • А.С. Пушкин стихотворения «Арион», «Анчар», «19 октября» и другие, «Повести Белкина» (анализ повести «Барышня-крестьянка»), «Дубровский».
  • М.Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть поэта» (история написания и протест поэта против властьимущих и всего политического строя), поэма «Мцыри». В поэме нужно рассмотреть авторскую позицию, сходство судьбы и мировоззрения лирического героя и самого автора. Кульминационный отрывок — «Бой с барсом» и его роль в поэме.
  • Н.В. Гоголь комедия «Ревизор» — следует обратить внимание на злободневность и актуальность произведения. Объяснить, какую роль в комедии играет смех.
  • И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»
  • Н.А. Некрасов «Музе», «Размышления у парадного подъезда», «Внимая ужасам войны…», отрывки из поэмы «Мороз, Красный нос» — отметить гражданскую позицию поэта.
  • Н.С. Лесков «Левша».

В 7 классе происходит более подробное знакомство с зарубежной литературой, учащиеся читают произведения Байрона, Марка Твена, Э. По , как основоположника детективного жанра, А. Конан-Дойля .

Поскольку именно в 7 классе ученики обучаются основам анализа, то нельзя обойти стороной произведения поэтов конца XIX - начала XX века.

  • И. Северянин «В парке плакала девочка…», «Пейзаж», «Ноктюрн» и другие.
  • К. Бальмонт «Лес», «Ночь», «Рассвет».
  • Р. Киплинг «Если…» (рассмотреть различные переводы и их особенности).
  • Особого внимания требуют ранние романтические произведения М. Горького «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко), «Челкаш», «Макар Чудра».
  • В. Маяковский «Необычайное приключение с Владимиром Маяковским летом на даче»
  • Р. Бредбери «Каникулы», «Вино из одуванчиков».
  • Р. Шекли «Запах мысли»
  • О. Генри «Последний лист»

Существует несколько учебных программ по литературе: В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, А.Г. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой и другие. Выбор программы обычно определяется профильным направлением школы или в некоторых случаях на МО учителей-предметников, а также наличием учебников и учебных материалов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Больше – Подовеченская школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______Евдокимова Н.М.

Приказ от «____»____2016г. №___

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ

7 класс

Учитель:Евдокимова Н.М.

д.Селезневка

2017 год

    Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе ФК ГОС основного общего образования (базовый уровень) и авторской программы В.Я. Коровиной по литературе для 7 классов.- М.: Просвещение, 2014г.

Учебник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

    соответствует ООП ООО МОУ «Больше – Подовеченская школа»;

    соответствует учебному плану МОУ «Больше – Подовеченская школа»

    при реализации данного курса используется системно - деятельностный подход.

Учебный предмет «Литература» реализует основную цель обучения:

Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при выполнении следующих задач:

    обращаться к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

    приобретать знания по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

    развивать устную и письменную речи учащихся.

Согласно учебному плану на изучение предмета «Литература» в 7 классе выделяется 68 часов в год, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

    основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет; пейзаж; литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

    сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

    сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

    переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

    видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

    определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

    сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

    сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

    использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

    писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);

    отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

РАЗДЕЛ 2

Основное содержание программы.

Введение (1 час).

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Устное народное творчество (4 часа).

Былины (3 ч.)

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).

Пословицы и поговорки (1 час).

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

Древнерусская литература (3 часа).

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Теория. Поучение (начальные представления).

Из русской литературы XVIII века (2 часа).

Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)

Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин (1ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье... », «На птичку... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века (27часов).

Василий Андреевич Жуковский (1 час)

Слово о поэте. Баллада «Лесной царь».

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория. Летопись.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Теория. Повесть (развитие представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива... », «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

«Бирюк». Для чтения и обсуждения.

Теория. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой (2ч.)

Краткий рассказ о писателе. Роман «Василий Шибанов» Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.

Теория. Роман (начальное понятие).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.)

Теория. Гротеск (начальное понятие).

Лев Николаевич Толстой (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория. Сатира и юмор как формы комического.

«Край ты мой, родимый край» (1 ч.)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Антон Павлович Чехов (2 ч.) О писателе. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Юмор в произведениях Чехова.

Из русской литературы ХХ века (26 часов).

Иван Алексеевич Бунин (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).

«Лапти». Для чтения и обсуждения.

Максим Горький (4 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.

Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Андрей Платонович Платонов (2ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

Борис Леонидович Пастернак (1 ч.)

Лирика. Чтение и анализ стихов.

Александр Трифонович Твардовский (1 ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие... », «Июль - макушка лета.. », «На дне моей жизни.. » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория. Лирический герой (развитие понятия).

Час мужества (1 ч.)

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова «Клятва», «Песня мира»; К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... », стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Федор Александрович Абрамов (1 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 ч.)

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).

Михаил Зощенко (1 ч.)

«Беда». Смеяться или плакать.

"Тихая моя родина…" (2 ч.)

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на стихи поэтов ХХ века (1 ч.)

Краткое изучение творчества поэтов (И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджава, А.Н. Вертинский).

Из литературы народов России (1 ч.)

Расул Гамзатов (1ч.)

Знакомство с творчеством поэта.

Из зарубежной литературы (4 часа).

Роберт Бернс (1ч.)

Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно - поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон (1ч.)

«Ты кончил жизни путь, герой!.. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские хокку (трехстишия) (1ч.)

Теория. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри (1ч.)

«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

РАЗДЕЛ 3

Тематическое планирование

по учебному предмету «Литература».

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира.

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок). Формирование уважительного отношения к книге.

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.

М.В. Ломоносов. Стихотворения.

Г.Р. Державин. Стихотворения.

ВЧ В.А. Жуковский. Слово о поэте. Баллада «Лесной царь».

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Поэма «Полтава» (отрывок). Интерес Пушкина к истории России. Прославление мужества и отваги русских солдат.

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Понятие баллады.

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена вЧудовом монастыре. Значение труда летописца в истории культуры.

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе.

РР Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Дуня и Минский. Призыв к уважению человеческого достоинства.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про… купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в произведении.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.

РР Обучение анализу стихотворения (на примере произведений М.Ю. Лермонтова)

Контрольная работа № 1 по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный образ Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести.

РР Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по темам: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров».

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

РР И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

ВЧ Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения поэта о судьбе народа.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

ВЧ М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

Контрольная работа № 2 по теме: «Творчество Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство» (избранные главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства и поступки.

Край ты мой родимый. Стихотворения о родной природе (В.А. Жуковский, А.К. Толстой, И.А.Бунин).

А.П. Чехов. Слово о писателе. Средства создания комического в рассказах «Хамелеон» и «Злоумышленник».

ВЧ Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня».

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры».

И.А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

ВЧ И.А. Бунин. Рассказы «Лапти» и «В деревне».

М.А. Горький. Слово о писателе. «Детство» (избранные главы). Автобиографический характер повести. Дед Каширин.изображение быта и характеров.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

РР Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство» (глава 3). Портрет как средство характеристики героя.

М.А. Горький. «Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). Романтический характер легенды.

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. Рассказ «Кусака».

Л.Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…» мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению человека.

РР Написание классного сочинения



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!