Происхождение киргизского народа. Киргизы и казахи: главные отличия

История киргизского народа.

В мире нет ни одного народа, который бы не имел своей истории, у каждого народа есть свои интересные страницы в истории, история киргизского народа также очень сложна и интересна.
Вот как описывается история киргизов в энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год.
Во взглядах на происхождение киргизов существуют разногласия, в частности спорна связь их этногенеза с древними енисейскими киргизами. В 6-10 веках нашей эры племена, вошедшие в дальнейшем в состав киргизов, формировались в тюркоязычной среде Саяно-Алтая, Прииртышья, Восточного Тянь-Шаня. В первой половине второго тысячелетия, особенности после завоевания монголами Средней Азии, часть этих тюркоязычных племен пришла на Центральный и Западный Тянь-Шань. Они послужили основой складывавшейся в Притяньшанье киргизской народности. Родоплеменное деление киргизов удержало наименование различных тюркоязычных и монголоязычных племен, частично вошедших в состав киргизской народности (телес, мунгуш, найман, кипчак, монголдор, кунграт, кытай). До 1860-70-х годов киргизские земли входили в состав Кокандского ханства. Переход в российское подданство помог установлению тесных экономических связей киргизов с другими народами России, ускорил разложение натурального хозяйства.
В 1926 году киргизы обрели свою национальную государственность - была образована Киргизская АССР в составе Российской Федерации. В 1936 году она получила статус союзной республики в составе СССР. В 1991 году провозглашена независимая Республика Киргизстан.
Вот и все о происхождении киргизского народа.
А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают. И начну эту историю очень с далеких времен.
17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров).
К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии.
1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. На материке жил очень развитый (но до уровня развития цивилизация атлантов все таки не дошла) народ – атланты. Это западная ветвь асурского народа.
Асуры в это время продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии.
С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, это произошло на месте гор Памира и Тянь-Шаня, вокруг Памира и Тянь-Шаня появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Киргизии появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов. Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы.
К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян - неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны.
Немногочисленные племена, жившие в то время в Киргизии были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды).
С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии,
Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). И вряд ли кто либо из туранцев участвовал в заселении Киргизии. По прежнему там жили австралоидные племена и их было немного.
Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы стали передвигаться на территорию современного Казахстана и Киргизии. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших на территории современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов (переходный народ между европеоидами и австралоидами).
К 16500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного юга Казахстана и Киргизию.

Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей.
Примерно к 5700 году днэ на обширной территории Ср.Азии в том числе и в Киргизии сформировалась джейтунская археологическая культура. Племена этой культуры были тоже дравидоидами.
Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды.
Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство.
Примерно с 2100 года днэ с востока (со стороны Северо-Западного Китая и Монголии на территорию начинают проникать племена археологической культуры центрально-азиатского неолита. Эти племена принадлежали к потомкам древних туранцев (о них мы еще поговорим ниже), это были в основном тюркоязычные племена. И их основным занятием было скотоводство.
Примерно с 1600 года днэ с юга Урала и степей Казахстана начинается продвижение на юг арийских (древних индийцев и древних иранцев) племен. Но территорию Киргизии
Это переселение не затронуло. Древние индийцы и иранцы прошли прямо на юг – в сторону Индии и Ирана.
Но примерно около 1100 года днэ на территорию Киргизии начали проникать племена андроновской (с юга Казахстана) и кайраккумской (с территории Узбекистана) культуры.
Это были северные иранские племена, из которых сложились племена саков и массагетов.
Одновременно с этим на восточных окраинах Киргизии появились племена тохар
(китайцы их звали юечжами). Это были индоевропейцы, которые примерно с 1600-1500 года днэ жили на территории Северо-Западного Китая (Уйгурия), но по-видимому к этому времени их стали все больше теснить тюркские племена с Алтая и древние монгольские племена запада Монголии.
Примерно с 800 года днэ основным населением Киргизии стали саки. Это северо-иранские племена кочевников. И эта картина не менялась до 150 года днэ.
Примерно в 150 году днэ на территорию Киргизии пришли племена усуней. Усунями по видимому являлись племена более северных саков, смешавшиеся с племенами тохаров,
Но это были тоже кочевники-скотоводы и говорили они тоже на родственном северо-иранском (сакском) языке. Поэтому больших этнографических изменений на территории Киргизии не произошло.
Большие изменения произошли в примерно к 500 году нашей эры. В это время на территорию Киргизии массово вторгаются тюркские племена, которые входили в состав обширного Тюркского каганата. Жившие в Киргизии усуни и саки бежали на юг и осели в основном в на территории Ирана (страна Сеистан – Сакастан). С этого времени на территории Киргизии стали господствовать племена, говорившие на тюркских языках.
С 750 года господствующим население Киргизии стали тюркские племена карлуков.
С 850 года восточнее Киргизии поселились племена уйгуров, которых вытеснили с территории Монголии монгольские племена. Страна восточнее Киргизии с этого времени стала называться Уйгурией.
Примерно в 1150 году на территорию Киргизии вторглись кара-китаи, это монгольские племена киданей, которых вытеснили с Монголии другие монгольские племена, а существовавшее там киданьское государство разгромлено. На территории Киргизии и юге Казахстана кара-китаи создали новое государство. Карлуки были оттеснены в южную часть Киргизии.
Движение монголов на восток этнически мало повлияло на Киргизию, там по прежнему жили тюркоязычные племена, родственные карлукам.
Примерно в 1350 году на территории юга Казахстана на основе кипчакских племен начинается складываться узбекский народ. А в это время на территори Киргизии из долины Енисея начинают проникать (массово переселяться) енисейские киргизы. С этого времени в Киргизии начинается окончательное формирование киргизского народа.
Окончательное формирование киргизского народа завершилось примерно в 1550 году. К этому времени узбеки стали жить на территории Узбекистана, а в Казахстане завершилось формирование казахского народа.
А теперь вернемся на много лет назад и проследим историю енисейских киргизов.
Примерно 200 тысяч лет назад, в связи с тем, что материк Атлантида стал уходить под воды океана, с материка началось переселение потомков атлантов. Первая волна их поселилась на Ближнем Востоке и сложилась в новый народ – аккадийцев. Вторая волна переселенцев пошла дальше на восток и поселилась по берегам моря (море находилось на месте современной пустыни Гиби). Эти переселенцы стали основой нового многочисленного народа – туранцев. Туранцы явились предком всех монголоидных народов (индейцев Америки, прото-тунгусов, прото-чукчей, алтайцев (тюрков), китайцев, монголов, японцев, корейцев, аустронезийцев, аустроазиатов, тибетцев).
У исследователей этих народов до сих пор не решен вопрос, почему у этих народов появились монголоидные признаки? Официальной теорией до сих пор считается природный фактор – эти признаки появились потому, что они жили в степи и пустыни. Но тогда возникает вопрос, почему таких признаков нем у древних семитов (ливийцев, туарегов, арабов, евреев, арамеев, хананеев, берберов) ? Почему таких признаков не было у древних индоевропейцев (скифов, сарматов,саков, массагетов, тохаров)? Они тоже жили в степях и пустынях. Ответ дают некоторые исследователи истории, которые признают (я тоже) существование цивилизации атлантов. Атланты имели очень развитую науку и технику (высот которой современное человечество вряд ли достигнет). Примерно в 12500 году днэ атланты применили против туранцев атомное оружие, так как туранцы не признавали власть атлантов.
В итоге этой войны на месте моря, появилась пустыня Гоби. А у туранцев произошли генетические изменения и появились монголоидные признаки. Продолжим историю енисейских киргизов дальше.
Примерно в 22 тысячи лет днэ из туранцев выделились прото-алтайцы (прото-тюрки), в составе которых были и предки енисейских киргизов.
Примерно с 12 тысяч лет днэ по соседству с древними алтайцами жили племена восточных европеоидов, поэтому даже древних алтайцев часто встречаются европеоидные признаки (до настоящего времени даже среди уйгуров встречаются люди с европейской внешностью).
Примерно в 200 лет днэ из алтайских племен выделились племена таштыкской культуры (это будущие хакасы), а в веховьях Енисея сформировались племена енисейских киргизов. Киргизы жили там вплоть до переселения на территорию современной Киргизии. На севере от киргизов жили хакасы, южнее и восточнее их жили древние уйгуры, которые выделились из общей массы тюркских племен примерно в 400 году нашей эры.
Примерно к 600 году уйгуры ушли на территорию Монголии. К 850 году монголы их изгнали и они поселились на территории современной Уйгурии.
А примерно с 1350 года енисейские киргизы начинают переселяться на территорию современной Киргизии. Могу добавить еще, что примерно в 590 году енисейские киргизы создали свое сильное государство – Киргизский каганат, которое до 900 года, держало в своем подчинении племена Западной Монголии.
Но потом это государство было побеждено киданьской империей. А с 945 года о государстве енисейских киргизов уже сведения прекратились. Только в 1209 году сообщается, что Киргизский каганат (в долине Верхнего Енисея) подчинен Чингис-ханом.
На территории самой Киргизии существовали следующие государства:
Тюркский каганат – в 6 веке, Западно-тюркский каганат – в 6 – 7 веке,
государство карлуков – 8 – 10 веке, государство Караханидов – в 10 – 12 веках,
государство кара-китаев – в 12 – начале 13 века, империя Чингис-хана – начале 13 века.
С 13 века на территории Киргизии существовали разные ханства с монгольскими и тюркскими ханами. В 40-х годах 14 века появляются первые независимые киргизские объединения (племена) на территории современной Киргизии. Потом была власть Кокандского ханства, Кашгарского ханства, с середины 19 века некоторые племена киргизов стали принимать подданство России. Сложную историю киргизов я написал, но это еще не все, многое я не знаю.

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 20 марта 2019 года .

История киргизов - это история киргизского народа от его появления до заселения территории современной Киргизии . Первое упоминание этнонима «киргиз» встречается в летописи «Ши цзи », написанной китайским историографом Сыма Цянем о завоеваниях предводителя племён хунну шаньюя Маодуня или Модэ . Описывая события 201 г. до н. э., Сыма Цянь пишет: Здесь в форме гэгунь мы, безусловно, встречаем китайскую передачу этнонима «киргиз» . До сих пор нет единого мнения о локализации гэгуней, по некоторым данным (В. В. Бартольд, Л. Р. Кызласов и др.) они кочевали в районе Котловины Больших Озёр на западе современной Монголии , там и ныне находится озеро Хяргяс-Нур. Другая версия (Л. Р. Боровкова, Ю. С. Худяков) предполагает, что гэгуни проживали в землях севернее хребта Боро-Хоро (Восточный Тянь-Шань) и западнее пустыни Дзосотын-Элисун в Джунгарии на западе современного Китая. Так или иначе к - VI векам древние киргизы уже заселили земли Минусинской котловины . В одной из тюркских легенд говорится о том, что один из их предков по имени Цигу (гэгунь, киргиз) заселил земли между реками Абакан и Енисей , то есть Минусинскую котловину. Дальнейшие бурные события Великой степи , когда там возникали, прекращали своё существование, потом возрождались государственные образования, связанные с кочевыми племенами тюрков, приводили к тому, что енисейские кыргызы оказывались под властью этих каганатов , временами становясь независимыми, что зафиксировано отправкой в Китай своих послов.

На рубеже - XVI веков по причине ослабления Моголистана и необходимости налаживания связей, контроля над земледельческими территориями, алтайские киргизы, возможно, в составе ойратских племен, проникают в Восточный Туркестан и Тянь-Шань. С этого времени начинается оформляться заключительная фаза этногенеза тех кочевых племен алтайских киргизов, которые впоследствии образовали киргизский народ. На новых землях формируется киргизский этнос, который в XVI веке встал перед необходимостью военной консолидации и упорядочения пользования новыми землями-пастбищами и образует характерную для всех кочевников родоплеменную систему - крылья «он» (правое) и «сол» (левое).

Наверняка представители любого этноса на земле задаются вопросами: Кто мы? Откуда? Куда идем? «Азаттык» сделал подборку из интересных предположений и научных гипотез о происхождении кыргызов, их общих корнях с другими народами и известными историческими личностями.

С кыргызов начиналась жизнь на земле

Соратник известного своими эксцентричными высказываниями Арстана Алая Мирлан Асакеев на пресс-конференции в декабре 2011 года заявил, что с кыргызов начиналась жизнь на земле. По его словам, Y-хромосому первого на земле человека - Адама - носят кыргызы, они-то и сохранили первозданный ген человечества на земле.

В начале пресс-конференции Мирлан Асакеев заявил, что он имеет доказательства своих высказываний, но в конце сообщил о том, что Арстан Алай получил информацию через послание («аян»). Поэтому пока его слова трудно назвать даже гипотезой.

Кыргызы - первородные арийцы, прародители всех людей на Земле

В Интернете мы наткнулись на еще одну, научно не подтвержденную, гипотезу о том, что кыргызы - первородные арийцы, прародители всех людей на Земле. Опубликовавшие на своих страницах информацию сайты ссылаются на некоего историка Муртазалиева.

Муртазалиев заявил, что «Иисус, которого на самом деле звали Есен, был арийцем, именно поэтому евреи его и убили, жертвенное тело омыли в водах гималайского озера Манас». «После чего он воскрес. Поскольку описывающий всё это эпос «Манас» есть только у киргизов, то, значит, киргизы – и есть те самые первородные арийцы. Прародители всех людей на Земле», - cказал Муртазалиев.

Кыргызы – «потерянное» колено евреев?

Американский исследователь Ричард Хьюитт в 2006 году опубликовал статью (www.centrasia.ru), в которой выдвинул гипотезу о том, что эпос «Манас» и Библия имеют общие корни. Он сравнил кыргызского героя Манаса, сына Жакыпа, с библейским Манассием - сыном Иакова.

Хьюитт пишет, что «Манас, сын Жакыпа, почти не отличается от еврейского Манассии, сына Иакова». «Сейчас, спустя 2 700 лет после исчезновения из истории племени Манассии, мы находим то же самое имя, которое принадлежит центральному герою кыргызского эпоса. Этот отец кыргызов найден именно там, где и предполагали его найти антропологи по Библии. Все соответствует библейским записям. Значение этого открытия нельзя недооценивать. Это, несомненно, единственный и самый значительный антропологический ключ, помогающий кыргызам определить свое происхождение», - написал Хьюитт.

Ричард Хьюитт отмечает, что кыргызы не взяли это имя из Библии или религиозных бесед. «И маловероятно, что кыргызы получили это имя от несторианцев, миссионеров или еврейских купцов. Только члены самого племени Манассия могли сохранить это имя через 2700 лет после того, как были захвачены», - предполагает исследователь.

Аттила - предок кыргызов

Иллюстрация из книги "От Атиллы до Президента" Ф.Сибагатуллина

Профессор, декан гуманитарного факультета КРСУ Амангельды Бекбалаев 27 сентября 2011 года представил свою книгу «Аттила - предок кыргызов», в которой исследует и приводит доказательства о том, что кыргызы и гунны - это один народ .

Амангельды Бекбалаев рассказал, что предки современных немцев - это готы, которые в свою очередь делились на вестготов и остготов. В сказаниях остготов фигурирует имя Аттилы, известного предводителя гуннов.

Ученый привел культурологические аспекты для доказательства своей теории. Как он отметил, сведения о том, что гунны, то есть древние кыргызы, прошлись по Европе, имеются и в кыргызской Санжыре нескольких авторов. Бекбалаев рассказал об археологических находках, доказывающих связь двух народов, о принципе единственного наследника, применяемого как у кыргызов, так и у гуннов и, наконец, о ДНК-исследовании. По его словам, ученые провели тестирование генов 600 кыргызов, и у них было выявлено от 20 до 40 европейских генов.

Чингисхан кыргызских кровей?

В газете «Общественный рейтинг» опубликована статья историка Табылды Акерова о том, что родословная Чингисхана действительно имеет прямую связь со степными кыргызскими племенами древней Тувы, потомками которых являются тувинские рода куулар, монгуш и кыргызские племена саруу и мунгуш.

В его статье говорится, что родословный список рода баржугинов возглавляли 9 праотцов Буданчир-Бука (Томо): Дутумин, Кайду, Байсангур, Тумен, Кабулхан, Бартан, Эсугей и Темучин (Чингисхан). Возможно, 9 колен праотцов косвенно указывают на принадлежность рода Чингисхана к потомкам Огуз-хана, одними из которых были кыргызы, кыпчаки, тогуз-гузы, усы и пр. Это также может указывать на значение имени героя Чынгыз (Чын Огуз, истинный, крепкий) хан, первую часть которого легко сопоставить со средневековыми именами Темучин (Темирчын, Чынтемир - каленое железо, булат), Буку Чин (Чин Буку) и т. д.

«По преданию, все трое сыновей Алангова имели европеоидные черты лица, голубые глаза, рыжие волосы, что отразилось на названии рода баржугин, что значит «бледно-желтый человек с голубыми глазами». И это повторилось в 9-м колене потомков. В результате, все дети Эсугей-хана родились с резко выраженными европеоидными антропологическими признаками. Отметим, что значение «барджигин» соответствует значению слова «алангова», которое восходит к тюркскому ала куба или ала куу (белый, бледно-желтый, бледнолицый или белая лебедь).

Следовательно, Алангова могла иметь непосредственное отношение к предкам тувинского рода куулар, которые, очевидно, в древности представляли один из осколков енисейских кыргызов в монгольских степях. Родословная детей Алангова отражала слияние двух этнических групп в один этнос, каковыми являлись ранние монголы, великаны и герои степей мангу, которые представляли смесь енисейских кыргызов с монголоязычным населением Степи. Согласно родословной, от 9 вышеназванных праотцов Чингисхана разошлись племена кият (кыян - селевой поток или ветер - желден), джалчут, манкыт, барлас, конурат, катаган, дулат и другие, которые составляли основной костяк вновь образованного монгольского этноса. И все эти племена играли важную роль в процессе формирования кыргызского народа на тяншаньском этапе его развития», - говорит историк.

Ни для кого не секрет, что киргизы и казахи – народы родственные, у них схожие обычаи, языки и традиционная одежда. Даже приготовление блюд национальной кухни и свадебные обряды во многом совпадают. В различных документах Российской империи казахи часто назывались киргизами.
И все же, это два разных народа. Они отличаются друг от друга не только тем, что одни живут на бескрайних просторах Центральной Азии, другие – в горах Тянь-Шаня, Северного Памира и по берегам легендарного озера Иссык-Куль. В чем же на самом деле заключается различие между казахами и киргизами?

Древний народ

Согласно историческим данным, киргизы – народ очень древний. Эти тюркоязычные кочевники-скотоводы испокон веков обитали в верховьях Енисея и на территории Южной Сибири, затем они перебрались в восточный Тянь-Шань. Еще в III веке до н.э. китайский летописец Сым Цянь упомянул в своем произведении «Ши цзи» о государстве киргизов.

История этого народа знает много побед и поражений, владения кочевников-скотоводов то разрастались до огромных размеров, то уменьшались под давлением не менее воинственных соседей. Так, в IX веке Кыргызский каганат захватил уйгурское государство, распространив свое влияние на Монголию и Тыву. Но во времена походов Чингисхана киргизы, как и многие другие народы, были поглощены завоевателями. После распада Золотой и Белой Орды, основанных монголами, большинство киргизов мигрировали на Тянь-Шань и север Памира, где живут и сейчас.

Длительная история народа отразилась в устном творчестве. Киргизы создали самый объемный поэтический эпос в мире, повествующий о жизни богатыря Манаса, который объединил свой народ, согласно легенде. Эпос передавали из уст в уста. Одна из версий «Манаса», записанная в исполнении известного народного сказителя Джусупа Мамая, была опубликована в 18-ти томах, выходивших в г. Урумчи с 1984 по 1995 годы.

Молодой народ

Казахи – очень молодой народ, а по сравнению с киргизами – просто новорожденный. Первые исторические упоминания казахов датируются серединой XV века. Керей и Жанибек – два султана из династии Чингизидов – были недовольны властью хана Абул-Хайра, который возглавлял Узбекский улус (это государство возникло после распада Золотой Орды). Недовольные султаны увели свои племена в степи, расположенные на юго-востоке современного Казахстана.

Поскольку тюркское слово «казак» использовалось многими людьми для обозначения свободного, вольного человека, отказавшегося жить, подчиняясь властям, то племена Жанибека и Кирея стали называть себя именно так. Ведь они самовольно покинули Узбекский улус ради свободной жизни.

Официальные структуры Российской империи, в XVIII веке продвинувшей свои границы далеко на восток и активно заселявшей Урал и Южную Сибирь, столкнулись с проблемой. Нужно было как-то различать казаков, живущих на Дону и Кубани, от тюркоязычных кочевников-скотоводов, называвших себя тем же словом. Поэтому появился этноним «киргиз-кайсак». О народе киргизов русские хорошо знали, а «кайсак» – это исковерканное слово «казак».

Впоследствии дополнение «кайсак» исчезло из составного этнонима, и казахов в Российской империи стали именовать просто киргизами, не утруждаясь излишними разбирательствами. Самоназвание народа «казак» было утверждено уже при советской власти, а в 1936 году руководство СССР решило ввести этноним «казах» – опять, чтобы избежать путаницы с казаками. Так и повелось.

Матриархат

Изначально у тюркоязычных кочевников-скотоводов был матриархат. Отдельные историки отмечают, что женское правление племенами Центральной и Средней Азии закончилось примерно в V веке н.э. Хотя процесс утверждения патриархата шел неравномерно, и имеются свидетельства путешественников об отдельных женщинах-правительницах, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами, вплоть до XIII века.

Будучи древним народом, киргизы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. У этих людей настоящий культ женщины-матери, а слово хозяйки домашнего очага для ее детей – это закон. И даже влияние ислама, который киргизы приняли вместе с другими народами Средней Азии, мало отразилось на отношениях между людьми в семье.

Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у киргизов. Не случайно ода «Фелица» известного поэта Гавриила Державина (1743-1816 гг.), посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна…» Далее из текста ясно, что именно эта «царевна» мудро и добродетельно управляет всем государством, к чему автор призывает и российскую императрицу.

В эпосе «Манас» также есть упоминания традиций, свойственных матриархату. Так, после гибели главного героя его сын Семетей воспитывается в семье своего дяди Исмаила (старшего брата матери, которую звали Каныкей). То есть, ответственность за ребенка возлагается на его родственников по материнской линии, ведь и сам малыш считается продолжателем этой династии.

У казахов, которые как народ сформировались гораздо позже, когда патриархат уже прочно засел в головах людей, в том числе и под влиянием религии, женщины играют не меньшую роль в семье, но делают вид, что все решают мужчины. Все-таки традиции кочевой жизни, когда главное слово было за матерью, хранительницей очага, все еще крепки в народном сознании.

Головные уборы

Национальная одежда двух народов во многом похожа, но есть и некоторые отличия. Например, киргизский мужчина носит ак колпак – головной убор конусообразной формы с полями, который шьется из четырех клиньев белого войлока, расширяющихся книзу. Ак колпак традиционно украшается этнической вышивкой.

А национальный головной убор казаха – айыр калпак представляет собой шляпу с полями, загнутыми кверху. Она изготавливается из тонкого войлока, а снаружи отделывается бархатом или атласом, расшитым золотыми нитями у богатых людей.

Киргизские женщины носили элечек – сложный и объемный головной убор, стоящий из нижнего платка, шапочки, тюрбана и верхнего платка. На изготовление тюрбана состоятельных женщин уходило до 30 метров белой ткани, такой элечек украшали подвесками из драгоценных металлов.

Казахский традиционный женский головной убор называется кимешек. Он проще и состоит всего из двух частей: белого платка и тюрбана, который наматывается сверху. И ткани на изготовление кимешека тратилось гораздо меньше.

Как отмечают этнографы, различия в головных уборах двух народов обусловлены тем, что киргизы жили в горах. Ак колпак прекрасно спасал мужчин от летнего зноя и злых зимних ветров, а ткань элечека использовалась для перевязки раненных, ведь во время кочевок по горным ущельям травмы случались довольно часто.

Язык и произношение

Отличить представителей двух народов проще всего по произношению. Хотя киргизский и казахский языки похожи друг на друга больше, чем русский и белорусский, ученые все же относят их к разным подгруппам.

Изначально киргизский язык, на котором говорили жители верховий Енисея и Южной Сибири в III веке до н.э., относился к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Но постепенно под влиянием соседних племен он изменился и теперь относится к киргизско-кыпчакской подгруппе, в которую также входят южноалтайский и ферганско-кыпчакский языки.

Казахский ученые-лингвисты распределили в кыпчакско-ногайскую подгруппу вместе с ногайским, карагашским и каракалпакским языками.

То есть, этнически казахам ближе ногайцы, а киргизам – алтайцы.

По утверждениям лингвистов, произношение казахов ближе к русскому, а киргизы говорят значительно жестче и тверже. Кроме того, большинство фраз они произносят на выдохе. Если в слове есть слоги «чэ» или «чы», то киргиз так и скажет, тогда как в устах казаха это будут «че» и «чи» (заметно мягче).

А сдвоенные гласные киргизы произносят на одном выдохе, как в случае названия горного хребта Ала-Тоо. В отличие от них казах сделает чуть более длинную паузу между двумя звуками «о», чтобы отделить их друг от друга.

Если крымская Сугдея у славян произносилась как Сурожь, то, вероятно, и само название народа сугдийцев/согдийцев у славян произносилось как сурожане или сурожцы; древние троянцы возможно называли согдийцев сергестцами. Учитывая склонность у звуков С и К меняться местами, одним из вероятных названий сергестов могло быть кергесты, что очень близко к современному этнониму киргизы. Есть ли что-то общее между согдийцами и киргизами? Возможно, никакой связи между киргизами и согдийцами нет, но, тем не менее, я позволю себе изложить ряд бесспорных фактов, между которыми может существовать связь.

Основываясь на данных китайских историков, вот что писал о енисейских киргизах того времени В. В. Бартольд в своей монографии Киргизы: «Черты наружности перечисляются не при описании Бо-ма, но при описании киргиз: «рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза». Такие же черты наружности, так мало соответствующие современному киргизскому типу («красные волосы и белая кожа») приписываются киргизам в рассказе персидского автора 11 века Гардизи, заимствованном, по-видимому, у писавшего в 7 веке (умер 757 г.) Ибн-Мукаффы: по этим признакам Ибн-Мукаффа считал киргиз родственниками славян. Китайцы говорят еще, что по языку киргизы отличались от Бо-ма; приводится несколько киргизских слов (например, слово ай - месяц), из которых видно, что киргизы уже в то время говорили на одном из наречий турецкого языка. К туркам по языку причисляют киргиз и мусульманские авторы.
Из всего этого, по-видимому, можно заключить, что киргизы были отуреченными енисейскими остяками и вели войны со своими родичами, сохранившими свой прежний язык. У енисейских остяков сохранились предания о нападении на них «сверху», т. е. с юга, могущественного народа килики; но, конечно, эти предания могут относится и к более поздним событиям.
Народ Бо-ма не достигает политического объединения; каждая община имела своего начальника, независимо от других, тогда как во главе киргиз стоял единоличный владетель, носящий в китайской истории титул «ажо». Ни в турецких, ни в других, кроме китайских, источниках этого титула нет; проф. Н. Н. Кузьмин думает узнать его в русском документе 1701 года, где упоминается «езерский (езеры - один из киргизских родов) судья Ожо» (ниже Ожо и Оджа). В документе 1700 года встречается имя Ботиажо, причем вторую часть этого имени можно толковать как титул».

В 758 году енисейские киргизы были завоеваны уйгурами, но уже в 840 году киргизы отвоевали свободу. Китайские летописи упоминали, что язык киргизов этого времени был сходный с языком уйгуров (тюрко-язычный народ). В арабских летописях восьмого века нашей эры для киргизов Енисея появляется современное название киргизы. В девятом веке киргизы завоевали Монголию, имели дружеские отношения с таджиками, арабами и Китаем, а правитель киргиз принадлежал к династии, родственной китайской правящей династии. В это время у енисейских киргизов был свой алфавит и письмо, они добывали металлы и мускус на экспорт, причем в те годы киргизский мускус считался одним из лучших, приравнивался к тибетскому по качеству, после которого шел согдийский мускус из района реки Зарафшан. Арабские купцы привозили к киргизам караваны шелка.

В эту эпоху китайские летописи называют киргизов хагасами и харгисами, а государство их считалось вторым по величине в этом регионе и простиралось от Енисея до Байкала на восток, до реки Обь на запад и до Тибета на юге. Путь к енисейским киргизам для китайцев лежал через горы Тань-мань, «черные горы», - так в китайских летописях назывались Саянские горы. Река Енисей в то время носила название Кем/Кэм; только позже тунгусы переименовали ее в Енисей, Ионеси, означающее «большая вода» (В. В, Бартольд, Киргизы, стр.14). К юго-западу от киргиз, между Саянами и Алтаем жил народ Азы; на востоке соседями киргиз был народ Ду-бо/Туба, который отождествляют с современными самоедами; на юго-востоке соседями киргиз были Курыкан/Кури/Фури (считавшиеся киргизским народом, говорящем на отличном от киргизского языке, - предположительно, предки якутов) и Баргуты/Баргу/Буруты; соседние народы часто называли киргизов бурутами.

Учитывая, что западными соседями Енисейских киргиз был народ кимаки, проживавшие в те годы на реке Иртыш, можно предположить, что либо кимаки и киргизы были родственными народами, либо до появления киргиз на реке Кем/Енисей, там жили кимаки, от которых и сама река вероятно называлась Кем (еще до сих пор ханты называют эту реку Каменная Обь - возможно есть какая-то связь между словами Кемь и камни), но после прихода киргиз кимаки мигрировали на запад. Вполне возможно, что современные фино-угорцы коми являются родственниками енисейских кимаков, а современная река Кама названа коми, жившими в прошлом на Каме, в память о реке, которая сегодня называется Енисеем. Если это не так, то тогда очень трудно объяснить следующий факт: современный народ коми называют зырянами, а встарь называли сырьянами, серьянами, сурьянами. Манси называют коми saran, а ханты - saranjax (М. Фасмер). Возможно, что коми и киргизы мигрировали от Енисея за Урал совместно, так как коми называют коми-зырянами. Любопытно, что хантийская форма SARANJAX почти совпадает со славянской СУРОНЖ (Геродот (3.9, 3.17) писал также про племя Сарангов, которое проживало где-то в Азии возле реки Акес). Интересно и то, что современный самоедский народ, проживающий на реке Кон, притоке Енисея выше Красноярска, называется камасинцы, как предполагают, этот этноним связан с гидронимом Кон; а народ самоядь был также и соседом камской коми.

Аналоги этнонимов/топонимов для кимаков/коми были в Средиземноморье, Индии и Средней Азии: народ камуны в Реции, озеро Ком возле Альп, город Ком в Кельтике, Коммисена в Парфии-Армении, Кима в Ионии и Эолии, иранский коневодческий народ камбоджа, упоминаемый в Махабхарате, и локализируемый согласно одним - на севере Пакистана, согласно другим - н юге Киргизстана в горах Памира (Г. М. Бондар-Левин, Индия в древности, стр. 217); народ Коми упоминал Птолемей (6.11) на юге бактрии, а также народ Комеди (Комоеды?) на юге страны Саков. Любопытно, что в древних легендах индийцев упоминались Киннары, - добрые полубоги с конскими головами; в мифологии древней Греции упоминаются Кентавры, полулюди полукони. В греческой мифологии древний народ кентавры зачастую упоминаются вместе с другим древним народом - лапифами, о которых Страбон писал, что они принадлежат к пеласгийским народам (Страбон, 10.5.20), и с которым у кентавров была битва, в которой победили лапифы. Геракл и пелопиды вели войны с кентаврами и лапифами, в которых почти все кентавры и лапифы были уничтожены (Аполлодор, 2.5.4, 2.7.7), но часть уцелевших кентавров взял под свою защиту Посейдон. Бросается в глаза не только сходство названий - Киннары, Кентавры, но также и созвучие с общеславянским словом конь, означающим лошадь, а также покровительство водного бога Посейдона, священным животным которого был конь. Одна из старых форм произношения слова конь это комонь, что могло быть исходной формой для образования этнонимов коми, кимак, камбоджи, что возможно буквально значило коневоды (имя персидского правителя, которое греки произносили как Камбиз, у персов звучало как Kambujiya). Любопытно, что существует необъяснимый разброс слов обозначающих лошадь в индоевропейских языках: конь в славянских (лошадь считается заимствованным из тюркских языков; на монгольском, бурятском, калмыцком, казахском и киргизском конин/хонин это овцы, козы), horse на современном английском, hros на старонорвежском, старошведском, и староверхненемецком, eoh на староанглийском, ;;;;; на греческом, asvas на санскрите, гхора на языке хинди, equus на латинском, asva на литовском, asuwa на хеттском, а также sisu на аккадском и сус на иврите, murnisqu и sisu на аккадском, yuk/yakwe на тохарском, aspa на авестийском, ech на староирландском, epo на гальском, eku на венетском.

В десятом веке киргизов покорил монгольский народ кытаи, который в течении длительного времени господствовал в том регионе, включая север современного Китая; именно от названия этого народа мы и называем Китай Китаем (В. В, Бартольд, Киргизы, стр.24), хотя, строго говоря, это неправильно, так как народ, называемый нами китайцами называет себя чинами/синами, откуда и этноним China в английском языке (по имени правителей династии Чин, правившей во втором веке до нашей эры). В двенадцатом веке киргизов покорил Чингисхан; упоминалось, что в его эпоху киргизами правил Урус-Инал, а В. Бартольд пишет, что рассказ о покорении киргизов Джучи-ханом, сыном Чингис-хана, сохранился и у киргизов Тянь-Шаня. В этот период появляется легенда о происхождении киргиз, в которой этимология этнонима киргиз возводится к двум основам: кырк-кыз, означающее сорок-дев. Арабский автор Рашид-ад-дин писал о том, что помимо сельского хозяйства и металлургии, в эти годы у киргиз развивается шелковая индустрия: в стране киргиз поселились китайские ремесленники, организовавшие местное производство шелковых тканей, - случай для этого региона уникальный.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!