Происхождение турок. Турки: кто они такие на самом деле 

Жили совсем другие народы: армяне, греки, евреи, ассирийцы. Какой народ живет на этой территории теперь?

Сельджуки

Согласно официальной науке, первые тюркоязычные народы появились в Малой Азии в шестом веке. Византийские правители здесь селили булгар, арабы привлекали сюда тюркоязычных мусульман из Средней Азии, а для охраны окраин армянские цари селили аварцев. Однако племена эти сгинули, растворившись в местном населении.

Настоящими предками турков стали сельджуки - тюркоязычные кочевые народы, обитавшие в Средней Азии и на Алтае (язык турков относят к алтайской языковой семье), которые сосредоточились вокруг племени огузов, чьи правители приняли ислам.

Это были туркмены, кыныки, авшары, кайы, караманы и другие народы. Сначала сельджуки укрепились в Средней Азии, покорили Хорезм и Иран . В 1055 году они захватили столицу Халифата Багдад и двинулись на запад. В их ряды вливались земледельцы из Ирана и Арабского Ирака .

Империя сельджуков росла, они вторглись в Среднюю Азию, покорили Армению и Грузию , заняли Сирию и Палестину , изрядно потеснив Византию. В середине XIII века империя, не пережив нашествия монголов, распалась. В 1227 году на территорию сельджуков переселилось племя кайы, которым правил Эрторгрул, чей сын Осман стал основателем турецкого государства, которое позже назвали Османской империей.

Нашествие монголов вызвало новый поток переселенцев, и в XIII веке в Малую Азию пришли племена из Хорезма. И сегодня по Турции кочует древнее племя хорзум.

С XII века тюрки стали переходить на оседлость, смешиваясь с коренными народами, что положило начало исламизации и тюркизации населения. Одновременно с этим с северо-запада в Малую Азию мигрировали печенеги, румыны и восточные славяне.

Турецкий народ сформировался к концу века. Уже в 1327 году официальным языком в некоторых областях Турции был тюркский, а не персидский. Современная турецкая наука считает, что население Турции на 70% состоит из потомков турков-сельджуков и на 30% - из коренного населения.

Другая версия

Русская наука считала иначе. В энцкилопедии Эфрона и Брокгауза указывалось, что предками турков были «урало-алтайские племена», но из-за массы переселенцев других национальностей они давно утратили аутентичность, и теперь турки - это потомки греков, болгар, сербов, албанцев и армян.

Оказалось, такая уверенность базируется на истории воинственных османов. Сначала они завоевали территории Византии, затем Балканы, Грецию , Египет . И отовсюду вывозили пленников и рабов.

Рабами расплачивались покоренные народы, детей и жен забирали за долги у славян. Турки женились на армянках, славянках, гречанках. И дети наследовали черты этих народов.

Был еще один процесс, который привел к «отуречиванию» греков и других народов, находившихся раньше под протекцией Византии. После того, как в 1204 году Константинополь был варварски разграблен крестоносцами, греки перестали считать латинян союзниками.

Многие предпочли остаться «под османами» и платить джизью - налог для неверных, вместо того, чтобы уезжать в Европу. Как раз в это время появились исламские проповедники, вещавшие о том, что различий между религиями не много и уговаривавшие византийцев принять ислам.

Генетика

Генетические исследования подтверждают - турки разнородны. Почти четверть анатолийских турок можно отнести к автохтонным народам, четверть - к кавказским племенам, 11% имеют финикийскую галлогруппу (это потомки греков), у 4% населения имеются восточно-славянские корни.

Антропологи считают, что среднестатистический турок - представитель европеоидной расы, а ведь турки-сельджуки не были европеоидами. Средняя Азия и сейчас населена моноголоидными народами.

Что думают турки

Этим вопросом заинтересовался турецкий этнограф Махтурк. Он поехал в Среднюю Азию и на Алтай, чтобы найти там родственные туркам национальности, отыскать общие сказания, одинаковые элементы в узорах и на одежде, общие ритуалы. Он забирался в глухие аулы и отдаленные стойбища, но ничего не нашел.

Более того, его удивило, что антропологически люди в Средней Азии сильно отличаются от турок. И тогда у профессора возникла теория, что официальная история приукрашает реальность, и в XII веке тюркские племена начали свою миграцию из-за бескормицы. Они двинулись сначала на юго-восток, а затем в Иран и в Малую Азию.

История появления тюркского народа начинается с похода турков – сельджуков. Сельджуки принадлежали к тюркам – огузам, которые жили в цепи Центральной Азии. Многие археологи считают, что тюрки возникли после объединения угорской и сарматской нацией.

Огузы воспользовались обессиливанием соседних народов и основали свою страну Газневидов и Сельджукидов. Создание государства Сельджукидов стало причиной миграции сельджуков к западу Ирана. С 1071 по 1801 годы сельджуки завоевали всю Малую Азию. Огузы переселились на Ближний Восток. При захвате сельджуков в Малой Азии жили люди различной нации. Среди них большую численность имели греки. Греки начали колонизировать землю в 9 столетий до н.э. Греки были опорой Византийской империи и проповедовали восточное христианство.

Образование единого турецкого народа проходило достаточно долго. На основе формирования данного народа лежит объединение нескольких тюркских племен. Формирование народа не было закончено даже после основания Османской республики.

Во время своего существования Османское государство уничтожало все народы. Отдельным народам получилось сберечь свою этническую принадлежность. В состав народа Османской империи входили ассирийцы, армяне, греки, курды, кавказские племена и албанцы. Чуть позже империя захватила земли Балканского полуострова. На этих землях жили македонцы, сербы и болгары. После захвата большинство наций приняли ислам. В Боснии, Болгарии и Герцоговине образовались новые славянские мусульмане.

Богатая знать Османской империи брала в наложницы славянских женщин. Янычарские войска в основном формировались из славянской нации. Кавказский народ был в хорошем взаимоотношении с империей. Кавказцы проживали на побережье Черного моря. Черкесы были в рядах османских войск.

Многие народы стали переселяться на земли Османской республики. Так в государстве образовались черкесские, чеченские и дагестанские коммуны, которые образовали турецкий этнос.

В 19 – 20 веках правители Османской республики переселяли общины мусульманских жителей в православные регионы. Мусульмане – греки были иммигрированы в Сирию и Ливан. Подобным образом, после окончания первой мировой войны суверенность получили Болгария, Греция, Румыния и Сербия. Османское государство начало обменивать народ по религиозной принадлежности. По этой причине в Турцию переместились балканские турки и славяне, которые придерживались правилам ислама. Самый крупный обмен народами состоялся в 1921 году. При обмене в Турции поселились греки из Крита, Кипра и Эпира, Македонии. Переселение произошло очень быстро. Причиной являлись вековые совместные традиций, летопись и культура.

В Турцию перебралась большая группа мухаджиров из России. После становления советской власти в Турцию переехали крымские татары и кавказское племя. Чуть позже сюда же перебрались переселенцы из Китая как казахи, уйгуры и киргизы.

Закон современной Турции считает турками тех, кто родился от турчанки и турка. При этом турками считаются дети из смешанных семей.

На сегодняшний день население Турции составляет 73 миллиона человек. Из них 82% – турки, 11% – курды, в остальную часть входят арабы, греки, армяне и представители других национальностей. Более трех миллионов турков проживают в Германии и других европейских странах. В настоящее время численность населения увеличивается за счет россиян и других жителей стран СНГ.

Конституция Турецкой Республики признает турком каждого, кто родился на территории Турции от матери-турчанки или отца-турка. Самые крупные города Турции – это Анкара, Стамбул, Измир, Адана, Бурса. На востоке Турция граничит с Грузией, Азербайджаном, Арменией и Ираном; на северо-западе – с Болгарией и Грецией; на юго-востоке – с Сирией и Ираком. Турецкую Республику омывают Средиземное, Черное, Эгейское и Мраморное моря.

На территории Турции на протяжении многих веков происходили контакты и ассимиляция разных народов. К примеру, давние жители Малой Азии были похожи на шумеров Месопотамии (теперешний Ирак) и тюрков Центральной Азии. В древности на территорию Анатолии напали индоевропейские племена, которые создали Хеттское царство. Позднее здесь господствовали греки, римляне, византийцы и османы.

Историческая родина тюрок – Алтайские горы. К востоку от их земель жили монголы, а к западу – угро-финны (предки современных финнов, венгров и эстонцев). Постепенно тюрки заселяли Среднюю Азию и создали империю с огромной территорией. В девятом веке тюрки-огузы, проживавшие в Центральной Азии, приняли ислам. Позже их стали называть турками-сельджуками. Из века в век они становились все сильнее. В 11 веке турки-сельджуки завоевали Восточную Анатолию, которая входила в состав Византии. Многочисленные тюркские племена осели на территории Малой Азии, ассимилировав местное население.

Народность курды – одна из двух самых крупных этнических групп турецкого населения (вторая из них – армяне), которые, проживая на территории Турции, избежали ассимиляции с тюрками в эпоху Османской империи. Они обитают в Восточной Турции, в горных и малодоступных районах, их язык, происхождение и культурные традиции очень схожи с персидскими. В 1925 и 1930-х годах курды поднимали восстания за независимость против Турецкой Республики, которые жестоко подавлялись. Очень долгое время на территории курдов действовало чрезвычайное положение, а в 1946 году они получили такой же статус, как и остальные турецкие провинции. До сих пор эта проблема остается чрезвычайно острой, тем более, что в соседних Ираке и Иране проживают довольно сильные курдские меньшинства, оказывающие поддержку турецким курдам.

Турки очень вежливы и обходительны. В трудной ситуации они вам всегда помогут и не оставят в беде. При встрече они всегда приветливы и радушны, этикету придают большое значение. Турки очень хорошо относятся к людям, уважающим их традиции, а если вы знаете хотя бы несколько слов по-турецки – это буквально обезоруживает их. По их религиозным традициям, коренящимся в исламе, подчеркнуто вежливые приветствия и добрые пожелания в адрес друг друга играют для них очень большую роль. Но у них есть и определенные недостатки, сразу бросающиеся в глаза западному туристу: являясь восточным народом, они очень медлительны и непунктуальны. Поэтому, если вы заключаете какую-либо сделку, время и цену подробно обговорите заранее.

Увидев на улице женщину, облаченную в черные одежды, не следует показывать на нее пальцами или фотографировать.

Если вы входите в квартиру, частный дом к туркам или мечеть, нужно всегда перед входом снять обувь и оставить ее перед дверью. А если мечеть многолюдна, обувь можно положить в пакет и взять с собой. Заходя в мечеть, нужно быть прилично одетым, женщине полагается повязать на голову платок; запрещается посещать такие места в шортах, коротких юбках и майках.

Вы не встретите на улице пьяного турка: ислам запрещает распитие алкогольных напитков. Поэтому туристам нужно вести себя соответствующим образом, уважая традиции этой страны.

Внешний вид

Каковы бы ни были традиции, самое ценное в каждой стране – это ее жители. Внешне турки очень разные и очень отличаются друг от друга: от темных брюнетов со смуглой кожей до светлокожих блондинов. Так внешний образ турков отразил все процессы ассимиляции, происходившие на протяжении многих веков в этой стране. Особым предметом мужской гордости являются усы, присущие очень многим туркам, за исключением военных.

Особенности характера

Черты характера турков очень противоречивы в силу того, что в них соединились и Восток, и Запад, и Европа, и Азия. Обостренная национальная гордость соседствует с их комплексом неполноценности. Являясь мусульманами, турки в подсознании считают себя выше других народов, но не брезгуют простой черновой работой и вербуются в качестве дешевой рабочей силы в Западную Европу. Слыша многочисленное количество раз слова «Великая Турция», многие понимают, что до настоящего величия их стране еще далеко. Здесь слишком велико социальное неравенство: от богатых людей, владеющих шикарными виллами в Турции, до обитателей трущоб, еле сводящих концы с концами.

Турки очень ценят дружбу и ради друга они готовы буквально на все. А если кто-то становится врагом, то это навсегда, они в течение длительного времени не меняют своих взглядов и отношения. Турки редко бывают объективны, в их друзья может запросто пробиться человек, просто льстящий им и не испытывающий искренних чувств. Такие люди часто злоупотребляют дружбой и используют ее в своих целях, полагаясь на доброту, безотказность и наивность своего друга. А даже аргументированный спор между друзьями может свести отношения на нет.

Турки самокритичны и обладают хорошим чувством юмора. Но они не приемлют критику со стороны иностранных граждан, и даже одно необдуманное слово может ранить их до глубины души. Туркам никогда не стоит безапелляционно заявлять, что все плохо, им куда приятнее будет услышать, что они делают все неплохо, но нужно стараться делать еще лучше. Давить на турка также не следует, с ним лучше договориться полюбовно.

Огромное значение для всех турков имеет доверие. Они готовы отказаться даже от выгодных предложений, услышав нотки недоверия в свой адрес. Напротив, показывая доверие своему собеседнику, это накладывает на турка чувство еще большей ответственности. Но они не всегда верны своему слову, списывая любые неудачи или промахи на Аллаха. Турки терпимо относятся к представителям всех национальностей, но они все так же неторопливы и неточны, у них абсолютно отсутствует чувство времени. Если они говорят, что сделают завтра, то это может означать, что будет сделано когда-нибудь, например, через неделю. К этому нужно приспособиться, обижаться и злиться на турков бесполезно, а тем более показывать им свою ярость – это ни к чему хорошему не приведет.

Турки подчеркнуто вежливы в общении друг с другом, особенно в маленьких городках. Они предупредительны в отношениях между собой, никогда не создают толчею, а если нечаянно заденут друг друга, то тут же извиняются. Водители уступают дорогу пешеходам и стараются быть взаимно вежливыми, а все недоразумения улаживают мирно и бесконфликтно. Но, к сожалению, в огромных городах (таких, как Стамбул) эта традиция уже исчезает.

Гостеприимство турков уже стало притчей во языцех. Не удивляйтесь,если после одной-двух встреч, они пригласят вас к себе домой и познакомят со всей родней. Если турки приглашают вас к себе на обед, ужин или просто чай, будет невежливым с вашей стороны отказать им, так как они могут воспринять это как личную обиду. Приглашая к себе домой, турки хотят выразить этим свое уважение и доверие к вам. Согласно национальным обычаям, после посещения турецкого дома нужно сделать ответный шаг, пригласив их к себе в гости.

Отношения между противоположными полами у турков совершенно не такие, как у нас. Турки относятся к женщине исключительно как к объекту любви, поэтому они не приемлют отношения к женщине как к товарищу, другу или коллеге по работе. Турки предпочитают проводить время с друзьями, и вы редко встретите семейную пару, идущую куда-то вместе,разве что к родственникам. Испокон веков турецкая женщина была хранительницей домашнего очага и сидела дома с детьми, нигде не работая. Но в последнее время в связи с все большей европеизацией Турции можно все чаще встретить работающих женщин и даже занимающих видные посты в государстве.

В Турции запрещены добрачные связи между мужчиной и женщиной, а также не приветствуются гражданские браки. Понравившись друг другу, молодая пара сразу решает пожениться. За пределами дома не принято проявлять чрезмерную нежность по отношению друг к другу. До сих пор здесь существует так называемая полиция нравов, поэтому вы не увидите на улице целующуюся парочку. Только в 2002 году был отменен обязательный тест на девственность среди старшеклассниц.

Даже спрашивать о здоровье жены и передавать ей привет среди турков считается неприличным. Обычно принято спрашивать о здоровье семьи в целом и передавать привет семье, даже если вы были раньше в этом доме и знаете жену.

Находясь в ресторане или на вечеринке, считается некрасивым поступком приглашать на танец чужую жену и садиться на свободное место за стол, особенно, если рядом сидят женщины. Турки – великие собственники и ревнивцы и не допускают даже мысли, что жена может танцевать с кем-то другим.

В вопросе супружеской верности турки бескомпромиссны и даже беспощадны, они не прощают измен, а некоторые могут даже убить. Был такой случай, когда турецкий парламент оправдал полицейского, который убил свою жену и брата, застав их вместе. При этом общественность относится благосклонно к изменам со стороны мужчин.

Большое число поклонников не возвышают девушку в глазах юноши, в то время как в Европе армия поклонников только добавляет девушке авторитета. До настоящего времени девушка в Турции ограничена в своем выборе будущего мужа, и часто браки заключаются по договоренности между родителями жениха и невесты. Сегодняшний день – это переходный период между старыми укоренившимися традициями и новым взглядом на жизнь, и у турчанки, которая активно учится и осваивает новые профессии, сейчас другие потребности и запросы, но мужчины очень часто не хотят этого признавать, поэтому нередко это вызывает кризис в новых семьях.

Семейный уклад

Большую роль для турков играют семейные и родственные связи. В турецких семьях, особенно в деревенских, существует четкая иерархия: жена и дети безоговорочно подчиняются мужу и отцу, младшие братья – старшим братья, а младшие сестры – старшим братьям и сестрам. Старший брат – аби – является по сути вторым отцом для младших братьев и сестер. В его обязанности входит в том числе и охрана чести его сестер, поэтому зачастую он является настоящим тираном для них. Многодетная мать семейства пользуется заслуженным уважением и авторитетом у всей семьи, особенно, если она родила мужу нескольких сыновей.

Авторитет главы семьи – отца – был всегда абсолютным и неоспоримым. С ранних лет в детях воспитывали глубокое уважение к родителям, особенно к отцу, они даже должны были вставать в присутствии отца, а некоторые турки вплоть до зрелого возраста не осмеливаются курить при отце.

У турков, особенно в сельской местности, существуют свои идеалы красоты. Ценятся сильные и полные женщины, могущие взвалить на себя весь груз домашних забот. Турецкая пословица гласит о канонах женской красоты: «Она была так прекрасна, что должна была поворачиваться, чтобы входить в дверь».

Покидая родительский дом, девушка уже становится членом семьи мужа, но здесь она занимает гораздо более низкое место, чем в семье своих родителей. Невестка не считается членом семьи, пока не родит сына. Даже мужа она не имеет права называть по имени, а, обращаясь к новым родственникам, она должна говорить «ваш сын» или «твой брат».

Рождение ребенка, особенно сына, сразу повышает статус молодой женщины в новой семье. И ее тем больше уважают, чем больше у нее сыновей. Но если женщина бесплодна – это для нее настоящая трагедия. Общественность порицает такую женщину, она теряет все свои права, в том числе право на наследство, и сам брак с ней становится под угрозу.

Мужья не обсуждают с другими людьми своих жен и тем более не хвастаются перед друзьями своими победами на любовном фронте. В маленьких городках и деревнях вы никогда не увидите супругов вместе. Проявление нежности по отношению к своей жене считается неприличным. А если мужчина вернулся после длительной командировки, его встречают в первую очередь родственники мужского пола, за ними – мать и сестры, а последней – жена.

До сих пор для женщин существуют некоторые запреты со стороны мужчин. Так, не принято, чтобы женщины без мужского сопровождения посещали какие-либо вечеринки, увеселительные заведения или рестораны.

Жизнь холостяка – не свойственное для Турции явление, особенно в деревне. Считается странным, если парень не женился до 25 лет. В настоящее время молодые семьи уже не живут с родителями, часто они снимают квартиры в Турции , а также родители могут купить им недорогую недвижимость в Турции . Молодые пары с родителями часто навещают друг друга. Здесь очень любят ходить в гости, устраивать чаепития и дарить друг другу небольшие подарки.

В Турции не встретишь такого явления, как приюты или дома для престарелых, характерные для европейского или американского образа жизни. О пожилых родственниках принято заботиться до конца жизни. Здесь даже соседские отношения пронизаны теплом и вниманием, а уж забота о близких родственниках – это прямой долг каждого турка.

Территория, ныне называемая Турцией, на самом деле является территорией Ромейской (Византийской) империи, захваченной в своё время турками.
Турки же возникли в Х веке на территории Уральской области Казахстана. Первоначально это было племя под названием кынык, обитавшее на берегах Сырдарьи при впадении её в Аральское море. Племя кынык и по сей день обитает в местности Камыстыколь в Чапаевском районе Западного Казахстана и входит в состав байбакты из Младшего жуза.
Кыныки входили в состав племенного объединения Беджене, известного на Руси как печенеги.Появление турок тесно связано с событиями в соседнем с кочевьями печенегов . В 740 году один из хазарских правителей Булан, женившись на еврейке, перешёл в иудаизм и принял еврейское имя Сабриэль. Однако основное население Хазарии оставалось язычниками, среди которых постепенно пускало корни магометанство, распространявшееся проповедниками из Хорезма. Хазарские иудеи тут же были освобождены от налогов, и вся тяжесть налогового гнёта пала на неиудейскую часть населения. Налоговый гнёт был настолько суровым, что люди бежали в степь или добровольно просились в рабство иудеям. Естественно, такое правительство у коренного населения популярностью не пользовалось, и воевать за его интересы не желало, при первой возможности переходя на сторону противника. Поэтому иудейское правительство Хазарии вынуждено было для поддержания порядка внутри страны и для удержания в повиновении вассальных стран, использовать чужеземных наёмников. Основу хазарской армии составляли предки будущих – носители нахско-дагестанских языков. Однако для того, чтобы они не сговорились и не совершили переворота, хазары стали разбавлять армию наёмниками из состава живших в нынешнем Западном Казахстане печенегов. Одним из таких отрядов и командовал некий племенной бек Сельджук Дукакович Кыныков. Сельджук пользовался доверием царя Иосифа, поскольку в 955 в 20-летнем возрасте году принял иудаизм.

После разгрома нашими войсками Хазарского каганата наёмники оказались на вольных хлебах. Служившие хазарам печенеги начали нападать на Русь. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 они участвовали в битве под Аркадиополем на нашей стороне, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги князя Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их в 992 году на Трубеже, но в 996 сам потерпел от них поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов. Сельджук же объявил себя мусульманином и был со своим отрядом принят хорезмшахом Абу-Абдаллах Мухаммадом на службу в чине мукаддама. Ему в кормление был передан город Дженд в Кзыл-ординской области нынешнего Казахстана и его окрестности. Сельджук получил право обирать население подконтрольных территорий и обязался охранять вверенный ему участок хорезмийской границы.

В 995 году последний хорезмшах из династии Афригидов Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча. В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи. К тому времени отряд Сельджука разросся до крупного войска, корпусами которого командовали старшие сыновья Сельджука Израиль и Михаил, и младшие Муса, Юсуф и Юнус, родившиеся уже после принятия Сельджуком ислама. Поскольку при захвате Хорезма сыновья Сельджука не поддержали прежнего правителя и признали власть Махмуда Газневи, последний стал раздавать сыновьям и внукам Сельджука губернаторские должности. Однако в 1035 году кыныки, которых в ираноязычном Хорезме звали туркменами, во главе с внуком Сельджука Тогрулбеком Михайловичем, его братом Даудом (Давидом) и их дядей Мусой Сельджуковичем ушли из Хорезма. Они форсировали Амударью и расселились на территории современной Туркмении. Преемник Махмуда Газневи Масуд, опасаясь потерять Хорасан, двинул летом свое войско на туркменов. Туркмены устроили засаду и разгромили султанскую армию.

В 1043 году туркмены захватили сам Хорезм, а также почти весь Иран и Курдистан. В 1055 году туркменами был захвачен Багдад и весь Ирак. При султане Алп-Арслане, племяннике Торгула, умершего 4 сентября 1063, правившем в 1063-72 годах, была завоёвана Армения (1064) и одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071). В этой битве один из византийских военачальников Андроник Дука, объявив, что император погиб, дезертировал с поля боя, вследствие чего битва была проиграна, а в плен к Алп-Арслану попал император Византии Роман IV Диоген. Через неделю он был отпущен Алп-Арсланом под условие выдачи сельджукских пленных и уплаты миллиона золотых.

С этого момента началось завоевание Малой Азии, то есть той территории, которая сейчас представляет собой азиатскую часть Турции. Эта территория принадлежала Риму и составляла несколько римских провинций – Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия. После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи. Малая Азия была захвачена турками с 1071 по 1081 в основном уже при сыне и преемнике Алп-Арслана Мелик-шахе. Своего наибольшего политического могущества государство турок-сельджуков достигло при султане Мелик-Шахе (1072-92). При нём турками были подчинены Грузия и Караханидское государство в Средней Азии.

После распада Сельджукской державы под ударами татар-монголов, в Малой Азии продолжал существовать Румский султанат от тюркского названия Рима Рум. Первоначальным центром государства была Никея, с 1096 года столица была перенесена в город Конья, из-за чего Румский султанат в нашей литературе часто называют Конийским. В результате феодальных распрей и вторжения монголов Конийский султанат к началу 14-го столетия году распался на ряд бейликов. В одном из этих бейликов правил бей Осман. В 1299 году он отделился от Румского султаната, а в 1302 году разбил войска Византии под командованием Георгия Музалона.Византия потеряла фактический контроль над сельскими областями Вифинии, из-за чего в ходе дальнейших осад лишилась и оставшихся изолированных крепостей. Поражение вызвало массовую эмиграцию христианского населения, что изменило демографическую ситуацию в регионе. Тем не менее, завоевание Вифинии османами было постепенным, и последний византийский оплот - Никомедия, был захвачен ими в 1337 году. Последняя кампания Османа, перед смертью от старости, была направлена против византийцев в городе Бурса. После смерти Османа I власть Османской империи начала распространяться над Восточным Средиземноморьем и Балканах.


В 1352 году османы, переправившись через Дарданеллы, впервые самостоятельно ступили на европейскую землю, захватив стратегически важную крепость Цимпу. Христианские государства упустили ключевой момент, чтобы объединившись, выбить турок из Европы, и уже через несколько десятилетий, пользуясь междоусобицами в самой Византии, раздробленностью Болгарского царства, османы укрепившись и освоившись, захватили большую часть Фракии. В 1387 году, после осады, турки захватили крупнейший, после Константинополя, город империи, Салоники.

Турецкое государство, быстро набиравшее мощь и успешно боровшееся за расширение своих границ и на западе, и на востоке, давно стремилось к завоеванию Константинополя. В 1396 году османский султан Баязид I подвёл свои войска под стены великого города и семь лет блокировал его с суши, но Византию спасло нападение на турецкие владения эмира Тимура. В 1402 году турки потерпели от него сокрушительное поражение при Анкаре, что на половину столетия отсрочило новую большую осаду Константинополя. Несколько раз турки нападали на Византию, но эти атаки не удавались из-за династических конфликтов в турецком государстве. Так был сорван поход 1423 года, когда султан Мурад II снял осаду города из-за слухов о восстаниях в его тылу и обострения придворных интриг.
В 1451 году к власти в Османском султанате пришёл Мехмед II, убивший в борьбе за трон родного брата. Зимой 1451-1452 гг. Мехмед начал строительство крепости в самом узком месте пролива Босфор, отрезая тем самым Константинополь от Чёрного моря. Византийские послы, направленные Константином узнать цель постройки, были отосланы обратно без ответа; посланные повторно были пленены и обезглавлены. Это было фактическим объявлением войны. Крепость Румелихисар или Богаз-кесен (с турецкого - «перерезающий пролив») была достроена к августу 1452 г., и установленные на ней бомбарды стали обстреливать византийские корабли, ходящие через Босфор в Чёрное море и обратно. Мехмед II после постройки крепости подступил к стенам Константинополя в первый раз, но через три дня отступил.
Осенью 1452 года турки вторглись в Пелопоннес и напали на братьев императора Константина, дабы они не сумели прийти на помощь столице (Сфрандизи Георгий, «Большая Хроника» 3;3). Зимой 1452-1453 начались приготовления к штурму самого города. Мехмед издал приказ турецким войскам захватить все ромейские города на фракийском побережье. Он считал, что все прошлые попытки взять город провалились из-за поддержки осаждавших с моря. В марте 1453 турки сумели взять Месемврию, Ахелон и другие укрепления на Понте. Силимврия была осаждена, ромеи блокированы во многих местах, но продолжали владеть морем и на своих кораблях опустошали турецкий берег. В начале марта турки раскинули лагерь у стен

Константинополя, а в апреле начались земляные работы по осаде города. 5 апреля к столице подошла основная часть турецкой армии. 6 апреля Константинополь был полностью блокирован.
9 апреля турецкий флот подошёл к цепи, перекрывавшей Золотой Рог, но был отбит и вернулся в Босфор. 11 апреля турки сконцентрировали тяжёлую артиллерию напротив стены над руслом речки Ликоса и начали бомбардировку, которая длилась 6 недель. 16 мая турки начали вести подкоп под стены возле Влахернского квартала, в то же время их корабли под звуки труб и барабанов 16, 17, и 21 мая подходили к цепи у Золотого Рога, пытаясь привлечь к себе внимание, чтобы скрыть от греков шум подкопа, но ромеи сумели все-таки обнаружить подкоп и стали вести контр-подкопы. Подземная минная война закончилась в пользу осаждённых, они взрывали и затопляли водой проходы, вырытые турками. 29 мая 1453 года после длительной осады город пал. Константинополь стал столицей Османской империи.
Император Константин IX Палеолог бросился в бой как простой воин и был убит. Его наследником сал его брат Фома, дочь которого Софья Фоминична стала женой нашего великого князя Ивана III. В 1490 году в Москву прибыл ей брат Андрей, ставший после смерти отца наследником византийского престол, и передал права на престол своему зятю. Его дочь Мария вышла замуж за нашего воеводу верейского удельного князя Василия Михайловича Удалго, троюродного брата великого князя московского Ивана III Васильевича.

Турки (нация) Турки (самоназвание ‒ тюрк), нация, основное население Турции. Численность в Турции свыше 35 млн. чел. (1975, оценка). Живут также в Болгарии (свыше 700 тыс. чел.), Югославии (около 200 тыс. чел.), Греции (около 100 тыс. чел.), на Кипре (около 100 тыс. чел.), Румынии, Ираке, СССР и др. Говорят на турецком языке . По религии основная масса Т.‒ мусульмане-сунниты. Антропологически большинство Т. относится к средиземноморской расе . Этнически Т. сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён (главным образом огузов и туркмен), переселившихся в Малую Азию из Средней Азии и Ирана в 11‒13 вв., во время монгольских и сельджукских завоеваний (см. Сельджуки ), и местного малоазийского населения. Часть тюркских племён проникла в Малую Азию с Балкан (узы и печенеги). Смешиваясь с местным населением (греками, армянами, грузинами и др.), тюрки ассимилировали часть его, но сами перенимали у него навыки хозяйства и многие черты культуры. В этногенезе Т. участвовали в разное время также арабские, курдские, южнославянские, румынские, албанские и др. элементы. В ходе турецких завоеваний 14‒16 вв. Т. проникли на Балканы и Кипр. Формирование турецкой народности завершилось примерно в 15 в., турецкая нация сложилась в первые десятилетия 20 в.

Большинство современных Т. (около 65%) занято в сельском хозяйстве (земледелие и скотоводство). Число промышленных рабочих ‒ около 2 млн. чел.

В составе Т. есть этнографические группы полукочевников: юрюки, тюркмены, тахтаджи, абдалы и др. Полукочевники, переходя на оседлость, быстро ассимилируются Т. Об истории, экономике и культуре Т. см. в ст. Турция .

Народы Передней Азии, М., 1957; Еремеев Д. Е., Этногенез турок, М., 1971.

Д. Е. Еремеев.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Турки (нация)" в других словарях:

    Турки Türkler … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Турки (значения). Запрос «Турок» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Турки … Википедия

    - (от лат. natio племя, народ), историч. общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономич. связей, лит. языка, некоторых особенностей культуры и характера. В бурж. социологии и историографии нет… … Философская энциклопедия

    - (самоназвание тюрк) нация, основное население Турции (св. 50 млн. человек). Общая численность 53,3 млн. человек (1992). Язык турецкий. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

    Рок, ркам; мн. Нация, основное население Турции; представители этой нации. ◁ Турок, рка; (разг.) Турка, и; м. Турчанка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Турецкий (см.). * * * турки (самоназвание тюрк), народ, основное население Турции (50 млн.… … Энциклопедический словарь

    турки Этнопсихологический словарь

    ТУРКИ - коренная нация Турции давнего соседа России, страны, лежащей к югу от Черного моря. В психологии турок наиболее рельефно проявляются такие черты, как глубокая фанатическая религиозность, выносливость и терпеливость, крайняя неприхотливость в быту … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    I Турки Ахмед Риад (16.3.1902, Танта, 17.1.1971, Каир), египетский физико химик. После окончания Каирского университета работал там же (в 1953 57 декан факультета наук). Возглавлял (с 1957) Национальный исследовательский центр Академии… … Большая советская энциклопедия

    - (самоназв. тюрк) нация, осн. (90%) население Турции. Числ. Т. в Турции св. 32 млн. (1972), в Болгарии св. 750 тыс., Югославии ок. 200 тыс., Греции ок. 100 тыс., на Кипре ок. 100 тыс., в Румынии 15 тыс., Ираке 10 тыс., в СССР 79 тыс. чел. Турецкий … Советская историческая энциклопедия

    турки - рок, ркам; мн. см. тж. турок, турка, турчанка, турецкий Нация, основное население Турции; представители этой нации … Словарь многих выражений



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!