Производительные предлоги. Непроизводные и производные предлоги

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

Инструкция

Сравните предложения: «Мы бегали вокруг дома», «Вокруг было много цветов». В первом «вокруг» является производным предлогом, во втором – , являющимся в предложении места. «Он ко мне, благодаря» и «Благодаря ему мое улучшилось». В первом предложении «благодаря» – деепричастие, во втором – предлог.

Части речи - это группы слов со схожими признаками. В русском языке различают самостоятельные и служебные части. Самостоятельные называют предметы, свойства, количество, действие, состояние или указывают на них. Эти слова получили такое название, так как могут употребляться в речи без служебных слов.

К самостоятельным частям речи относят существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречи е. Существительное - это самостоятельная часть речи , которая обобщенно называет предмет и отвечает на вопросы кто? что? Эта группа слов может обозначать предмет (стол, дом), лицо (мальчик, студент), ( , ), признак (глубина, высота), отвлеченное понятие (совесть, альтруизм), действие (пение, танец), отношение (равенство, исключительность). Существительные одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными, имеют род, число и падеж. В предложении они чаще всего выступают или . Прилагательное - самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", "чей?". Под признаком принято понимать свойства, качество, принадлежность, характеризующие предметы.По значению прилагательные разделяются на качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные зависят от существительных и согласуются с ними, то есть, ставятся в таком же падеже, числе и роде. Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму (зеленый, зелен). В предложении эти части речи обычно бывают согласованными определениями. Краткие прилагательные употребляются только как сказуемые.Глагол - самостоятельная часть речи , которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (быть, смотреть). Глаголы бывают несовершенными и совершенными, переходными и непереходными. Эта часть речи изменяется по наклонениям. Начальная (неопределенная) форма глагола называется инфинитивом. Она не имеет времени, числа, лица и рода (делать, ходить). В предложении глаголы являются . Причастие - это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Оно отвечает на вопросы "какой?", "какое?", "какие?" (летающий, рисуемый).Деепричастие - особая неизменяемая форма глагола, обозначающая признак, но выступающая как признак другого действия. Оно отвечает на вопросы "что делая?", "что сделав?" (плача, играючи, пропустив).Числительное - самостоятельная часть речи , которая обозначает число, количество предметов, а также порядок их при счете. По значению они делятся на количественные (отвечают на вопрос "сколько?") и порядковые (отвечают на вопросы "какой?", "какие по счету?"). Числительные изменяются (пятый, пятого, пятому). В предложении числительные бывают подлежащим, сказуемым, обстоятельством времени, определением. Местоимение - самостоятельная часть речи , указывающая на предметы, признаки, но не называющая их (я, мой, этот).В предложении употребляются в роли подлежащего, дополнения, определения, реже - обстоятельства, сказуемого. По значению местоимения делятся на личные (я, ты, он, они), возвратные (себя), вопросительные (кто, какой), относительные (кто, чем, который), неопределенные (нечто, некоторый), отрицательные (никто, сколько-то), притяжательные (мой, наш, свой), указательные (тот, такой, столько), (всякий, другой).Наречи е - самостоятельная часть речи , которая обозначает признак предмета, признак действия, признак другого признака. Оно отвечает на вопросы "как?", "куда?", "где?", "когда?", "почему?", "для чего?" (хорошо, внимательно, красиво, завтра, очень). Наречи е не склоняется, не спрягается, в предложении чаще всего бывает обстоятельством.

Видео по теме

Источники:

  • Самостоятельные части речи
  • какая часть речи отвечает на вопрос где

Практически всегда, попробовав аромат, вы безошибочно угадаете, для представителей какого пола он создан. Тонкие ценители парфюмерии узнают отдельные ноты к композиции туалетной воды, присущие только продукции для мужчин или женщин.

Инструкция

Современные туалетные воды, эпоха которых наступила в первой половине XX века, состоят из нескольких групп нот, постепенно раскрывающихся в аромате. Базой для женских ароматов являются цветочные, ягодные и фруктовые запахи – таково представление о представительницах прекрасного пола, нежных и сочных, словно дары природы. А основательность и надежность подчеркивают древесные и травянистые ноты.

Некоторые эфирные масла вовсе не используются в женской : лаванда и шалфей придают композиции табачный оттенок, который не к лицу нежным леди. Индивидуальный характер ароматов на коже конкретного человека достигается за счет использования определенных нот. В водах для этих целей, как правило, используется мускус, в мужских – амбра. Без мускуса или амбры аромат не сплетался бы с естественным запахом человека, а «звучал» бы отдельно.

В девяностые годы на волне андрогинной моды появился целый парфюмерии унисекс – ароматов, в равной степени подходящих для женщин и . В них базовые ноты смещены с цветочных акцентов на цитрусовые, травянистые, морские.

Как правило, женщины менее постоянны в своих парфюмерных предпочтениях. Если мужчина может годами пользоваться одним и тем же ароматом, представительницы прекрасного пола склонны экспериментировать, изучать . Дамы не откажутся иметь в своем распоряжении 3-4 флакона на разные случаи: легкий фруктово- для делового утра, для женственного образа, богемный пряно-восточный, свежий цитрусовый для активного отдыха.

Наконец, духи можно отличить и по дизайну флакона. Упаковка для дамских ароматов, как правило, более причудлива. Чтобы привлечь внимание представительниц прекрасного пола, производители используют разные цвета, необычные формы и материалы. Мужчины в большинстве своем более консервативны, поэтому туалетные воды для них упаковывают во флаконы строгих геометрических форм, без излишеств и украшений.

Изучающие иностранные языки сталкиваются с проблемой постановки таких служебных частей речи, как . Это относится и к английскому языку. Однако эту проблему можно решить достаточно просто, а именно – ознакомиться с правилами и выполнить ряд практических заданий.

На русский , как «за». "This lawn is behind our yard". «Этот газон расположен позади нашего двора». "Under" – под. К примеру, "There is a toy under the bed of the child". «Под кроватью ребенка находится ». Как предлог места, "by" имеет значение «около» или «у». "This nice guy is standing by me". «Этот парень стоит около меня сейчас». "In front of" переводится на русский как «перед». "There is a big bookstore in front of my house". «Перед моим домом расположен большой книжный магазин».

Уделите внимание также и предлогам направления в языке. Самый распространенный из них – "to". Он может иметь значения «к», «на», «в». "I’m going to Paris this week". «Я еду в Париж на этой неделе». "From" переводится на русский, как «из» и «от». "I have come from Moscow". «Я приехал из Москвы». "Out of" имеет значение «из». "I’m taking out a pencil out of my bag". «Я вынимаю карандаш из своей сумки». Еще один важный предлог – "at". Он имеет следующие русские эквиваленты: «у», «на», «около». "They have been at Smiths recently". «Они недавно были у семьи Смит».

Цифры, стоящие рядом с буквенным обозначением, указывают на октановое число; чем они больше, тем стабильнее молекулы бензина и меньше детонация. Перед октановым числом может стоять одна буква (А) или две (АИ). «А» обозначает, что топливо предназначено для автомобилей, «И» свидетельствует, что октановое значение было определено исследовательским способом. Высокооктановое топливо всегда дороже. Стоит сразу отметить, что в бытовых условиях самостоятельно определить марку топлива, т.е. его октановое число невозможно, - нужны лабораторные исследования. Однако разобраться с применением, преимуществами обеих марок вполне реально.

Бензин АИ-92

Считается относящимся к категории Regular motor gasoline. Это высокооктановое топливо, используемое в автомобильных двигателях с высокой степенью сжатия. Бензин стоек к детонации и обеспечивает плавную работу мотора. Однако в европейских странах считается «вымирающим» видом топлива, в основном из-за токсичности отработанных газов. АИ-92 широко используется в России. Данный бензин может быть этилированным и неэтилтрованным (согласно количеству свинца).

Бензин АИ-95

Относится к категории Рremium motor gasoline. Считается топливом улучшенного качнства. При его изготовлении используют газовый бензин, различные присадки для уменьшения детонации. В данном виде топлива минимально содержание свинца, что дает несомненный плюс в экологическом плане. Также существует подкласс 95-го бензина – топливо «Экстра», отличающееся полным отсутствием свинца. По антидетонационным качествам АИ-95-й почти аналогичен своему «коллеге», 93-му бензину.

Сравнение марок топлива

Если сравнивать в теоретическом плане, то 95-й бензин качественнее 92-го, по крайней мере, токсичность отработанных газов значительно меньше. Однако на практике дело обстоит несколько иначе; особенно, если это связано с российскими АЗС. Основное отличие 95-го от 92-го заключается в наличии большего количества присадок, в частности, различных эфиров, которые способствуют более быстрому сгоранию топлива, что дает небольшую экономию при расходе бензина. Но в реальности эта экономия с лихвой «съедается» более высокой стоимостью.

Более того, как показывает практика, бывает так, что на российских заправках 92-й оказывается лучше 95-го. По сути, разница между этими двумя типами топлива сегодня минимальна и зависит от добросовестности производителя и продавца. Поэтому выход только один – заправляться на проверенной АЗС.

Совет 11: Каков физический смысл производной
Для того чтобы найти производную функции, возьмите произвольную функцию – зависимость «игрека» от «икса». Замените в выражении этой функции ее аргумент на приращение аргумента и разделите полученное выражение на само приращение. Вы получите дробь. Далее необходимо провести операцию предела. Для этого нужно устремить приращение аргумента к нулю и пронаблюдать, к чему устремится в этом случае ваша дробь. Та конечная, как правило, величина и будет являться производной функции. Обратите внимание, что в выражении для производной функции уже не будет никаких приращений, ибо вы устремили их нулю, поэтому останется только сама переменная и (или) константа.

Итак, производная - это отношение приращения функции к приращению аргумента. Каков же смысл такой величины? Если вы, например, найдете производную линейной функции, то вы увидите, что она постоянна. Причем эта константа в выражении самой функции просто умножается на аргумент. Далее, если вы построите график данной функции при разных значениях производной, просто меняя ее раз за разом, то вы заметите, что при больших ее значениях наклон прямой становится больше, и наоборот. Если же вы имеете дело не с линейной функцией, то значение производной в данной точке вам о наклоне касательной, проведенной в данной точке функции. Таким образом, значение производной функции говорит о скорости роста функции в данной точке.

Физический смысл производной


Теперь, чтобы понять физический смысл производной, достаточно просто заменить вашу абстрактную функцию на любую физически обоснованную. К примеру, пусть вы имеете зависимость пути перемещения тела от времени. Тогда производная от такой функции скажет вам о скорости перемещения тела. Если вы получите значение постоянное, то можно будет говорить о том, что тело перемещается равномерно, то есть с постоянной скоростью. Если же вы получите выражение для производной, линейно зависящее от времени, то станет понятно, что движение равноускоренное, ибо вторая производная, то есть производная данной производной, будет постоянной, что фактически означает постоянство скорости скорости тела, а это и есть его ускорение. Вы можете подобрать любую другую физическую функцию и увидеть, что ее производная даст вам определенный физический смысл.

Предлоги — служебные слова, выражающие различные отношения между словами и используемые как средство синтаксического под-чинения существительных или местоимений другим словам в пред-ложении и словосочетании.

Предлоги занимают позицию перед существительным (местои-мением) или перед определением, относящимся к этому существи-тельному (местоимению). Лишь немногие предлоги могут следовать за существительным: ради, наперекор, вопреки, навстречу. Например, ради Бога или Бога ради.

Предлог вместе с падежным окончанием существительного обра-зует предложно-падежную конструкцию и является грамматическим средством связи слов в предложении: вернуться из школы, гадать на кофейной гуще и т.п. Некоторые предлоги всегда употребляются с одним и тем же падежом: например, предлог к — с дательным (идти к дому), про — с винительным (рассказать про выставку) и т.п. Дру-гие предлоги в разных предложениях могут употребляться с разными падежами и выражать разные отношения существительных к другим словам в предложении. Например, предлог по может сочетаться с да-тельным падежом (говорить по телефону), с винительным падежом (увязнуть по уши) и предложным (по окончании сеанса).

В современном русском языке класс предлогов постоянно попол-няется за счет перехода в него других частей речи.

По происхождению предлоги делятся на две группы: непроизво-дные и производные предлоги.

Непроизводные (первообразные) предлоги не связаны по проис-хождению с другими частями речи: в, до, от, за, на и т.п.

Производные (непервообразные) предлоги по происхождению связаны с другими частями речи. Так, предлоги вокруг, напротив, вдоль, рядом с произошли от наречий, а предлоги в течение, в про-должение, по поводу и др. произошли от существительных, предлоги благодаря, включая, начиная с и др. произошли от глаголов.

Производные предлоги часто омонимичны словам, от которых они произошли. Например: Благодаря (предлог) тебе я смог решить за-дачу. Я написал ему, благодаря (деепричастие) за помощь. Предлоги отличаются от производящего слова сочетаемостью: предлог благодаря сочетается с формой дательного падежа существительного (благодаря другу), а деепричастие благодаря — с винительным падежом существи-тельного (благодаря друга). Материал с сайта

Кроме того, предлоги в течение, в продолжение, в заключение нуж-но отличать от существительных. У существительных (течение, про-должение, заключение) есть лексическое значение, существительное может менять форму числа и падежа. Предлоги же выражают только временные отношения и не изменяются.

По составу предлоги делятся на простые и составные предлоги.

Простые предлоги состоят из одного слова: около, на, в, вслед-ствие и т.п.

Составные предлоги включают в свой состав два или три слова: независимо от, в течение, судя по, в отличие от, по направлению к и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • предлог определение
  • определение предлога
  • сказка производные и непроизводные предлоги
  • производные предлоги включая прежде
  • Предлоги простые и составные, производные и непроизводные.

Цели урока:

  • Образовательная : познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; учить различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.
  • Развивающая : развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
  • Воспитательная : воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование урока: карточки с заданиями для учащихся, презентация

Ход урока

1. Мобилизующий этап. Приветствие, запись числа в тетради

2. Повторение

Учитель . Начинаем наш урок с повторения изученного о предлоге. Приложение 1

Прочитайте группы словосочетаний и определите отношения, выражаемые предлогами.

Ехать мимо дома, бежать вдоль реки (пространственные, место); скучать по матери, думать о друге (объектные); вернуться к вечеру, встретить после уроков (временные); ввиду плохой погоды, не пришла из-за болезни (причинные); купили для лечения, прийти с проверкой (целевые).

Учитель : А теперь вспомним правильное употребление предложных и беспредложных сочетаний.

Как правильно сказать: Товарищи! Оплатите за проезд. или Уплатите проезд. (оплатите (что?) проезд; уплатите (за что?) за проезд)

С какими предлогами В или НА могут сочетаться данные слова:

  • БЫТЬ УЧАСТВОВАТЬ СТАРТ (участвовать в старте, быть на старте);
  • ПРИСУТСТВОВАТЬ, УЧАСТВОВАТЬ МИТИНГ (участвовать в митинге, присутствовать на митинге);
  • ОБСУДИТЬ, УЧАСТВОВАТЬ ЗАСЕДАНИЕ (участвовать в заседании, обсудить на заседании);
  • ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ, ПРОЯВЛЯТЬ ИНТЕРЕС МАТЕМАТИКА (интересоваться математикой, проявлять интерес к математике);
  • РАССКАЗАТЬ, КОСНУТЬСЯ ПРОЕКТ (рассказать о проекте, коснуться проекта);
  • ЛЮБОВЬ ПРЕДАННОСТЬ РОДИНА (любовь к Родине, преданность Родине);
  • ОТЗЫВ РЕЦЕНЗИЯ КНИГА (отзыв о книге, рецензия на книгу).

Учитель : ответьте на вопросы:

  1. Что такое предлог?
  2. Как пишутся предлоги с другими словами?
  3. Какими по значению могут быть предлоги? От чего это зависит?
  4. С каким падежом употребляются предлоги: ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ПРИБЫТИИ?
  5. С каким падежом употребляются предлоги: БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ и т.д.?

3. Тему урока учитель записывает на доске. (слайд) Формулирование учащимися цели урока

Учитель . Учитывая тему урока, поставьте цель урока.

Цель :

  • познакомиться с...
  • учиться различать...,
  • правильно использовать...

Цель урока: познакомиться с производными и непроизводными предлогами; учиться различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи

4. Изучение нового материала. Практическая работа по тексту . Приложение 2

Какими бывают предлоги по происхождению?

Составьте опорную схему (таблицу) по материалу.

Расскажите об особенностях производных предлогов.

Практическая работа с текстом: прочитайте текст, расскажите об особенностях непроизводных и производных предлогов.

По происхождению предлоги бывают непроизводными и производными.

Непроизводные предлоги не образовались ни от каких других слов (частей) речи и с древних времён употребляются только как предлоги . Большинство непроизводных предлогов являются омонимами по отношению к приставкам. Например: при доме – приехать.

Производные предлоги образуются от разных знаменательных частей речи . По этому признаку среди них выделяются наречные, отымённые и отглагольные предлоги.

Наречные предлоги образуются от наречий , имеют наибольшее распространение и образуют слово- сочетания с обстоятельственными и объектными отношениями. Например: остановился вблизи дома (место), отдыхал после работы (время).

Отымённые предлоги образуются от существительных . С их помощью образуются слово-сочетания, выражающие различные обстоятельственные и объектные отношения. Например: не пришёл по причине распада(причина), образовался путём распада(образ действия), работал в течение жизни(время), ответил по поводу заявления (объект).

Отглагольные предлоги произошли от деепричастий и употребляются в словосочетаниях, выражающих причинные, уступительные и временные отношения. Например: достиг, несмотря на трудности(уступка), благодаря заботам(причина), вспомнил спустя неделю(время). (Из книги А.В.Дудникова, А.И.Арбузова “Русский язык”)

4. Закрепление изученного по теме урока

1) Выборочный диктант: Выпишите словосочетания с непроизводными предлогами (1 вар) и производными предлогами (2 вар).

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, дом вблизи реки, бежать впереди всех, приехать спустя неделю, разговор насчёт отпуска, вдумается в смысл, прибавит к двум, шагает в колонне, прочитать в течение дня, сбегает с горы, расплатиться согласно договору, устанет с непривычки, слабость вследствие болезни.

Проверка:

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта
подписывает на конверте, дом вблизи реки
отступает от темы, бежать впереди всех
разделить на пять, приехать спустя неделю
вдумается в смысл, разговор насчёт отпуска
прибавит к двум, прочитать в течение дня
шагает в колонне, расплатиться согласно договору
сбегает с горы, слабость вследствие болезни
устанет с непривычки.

2) Творческое задание: Подберите к данным непроизводным предлогам синонимичные производные.

Из-за непогоды (вследствие), после окончания школы (по окончании), о сроках (насчёт), для самообороны (в целях), за отсутствующего (вместо), через переговоры (путём), через (поперёк) дорогу, у (возле) костра.

5. Проблемный вопрос: Как различать производные предлоги от омонимичных частей речи?

Ребята шли (где?) впереди Ребята шли впереди (впереди чего?) отряда. (перед отрядом)

Правило – помощник!

Предлог включатся в падежный вопрос. Производный предлог может быть заменён непроизводным или другим производным предлогом.

3) Объяснительный диктант: укажите производные предлоги и омонимичные им части речи.

Я знаю этот лес вдоль и поперёк. – Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев.

Поперёк речонки лежало небольшое бревно.

Вблизи виднелся лес. – Вблизи села протекала река.

Ступай себе мимо.- Судно весело бежит мимо острова Буяна.

Петя надеялся на встречу с товарищами.- Товарищи шли навстречу друг другу.

4) Выполните тест

1. Слово НАД – это:

А) предлог;

Б) приставка;

В) может быть предлогом и приставкой .

2. Найдите словосочетание с предлогом, который имеет причинное значение:

А) виднеется из-за горы;

Б) опоздать из-за дождя;

В) понятно из рассказа;

Г) насчёт его поступка.

3. Найдите предлог, образованный от деепричастия:

А) благодаря;

Б) согласно;

В) вопреки;

Г) наподобие.

4. Найдите словосочетания с производными предлогами:

А) жить при станции;

Б) благодаря обильным дождям ;

В) растет вдоль забора;

Г) идут впереди отряда.

5. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлог:

А) Стадо потянулось мимо дома.

Б) Не проходите мимо .

В) Поперек дороги уложили бревна.

Г) Впереди шли самые стойкие.

6. Укажите группу непроизводных предлогов:

А) благодаря, до, за, перед, вокруг;

Б) согласно, через, навстречу, до, у, путем;

В) через, при, без, для, над;

Г) с, у, об, вдоль, при.

5) Конструкторский практикум: Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

1. Старшая сестра учится В университете НА экономическом факультете.

2. Я соскучился ПО отцу, матери, сестре.

3. Всё нужно выполнять СОГЛАСНО инструкции.

4. Поход состоялся БЛАГОДАРЯ хорошей погоде.

5. Мальчик остался в классе ВОПРЕКИ просьбе друга.

6. Всходы были дружными, НЕСМОТРЯ НА засуху.

Для сильных учащихся редакторская правка по упражнению 343 стр 141 учебника.

11. Итог урока, рефлексия

12. Домашнее задание: Параграф 54, стр 139. (записи в справочнике) Упр. № 337.

Предлоги бывают производными и непроизводными. Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, которые утрачивают при этом свое лексическое значение и морфологические признаки. Например, предлог вокруг {ходит вокруг дома) происходит из наречия вокруг {хорошо видно вокруг), предлог путём {убедить путём веских доказательств) - из существительного путь в творительном падеже {служит удобным путём), предлог в продолжение {ждать в продолжение часа) - из сочетания существительного продолжение с предлогом е {верить в продолжение знакомства), предлог благодаря {справились благодаря помощи товарища) - из деепричастия {уходил, благодаря за оказанную помощь).

К непроизводным относятся предлоги, не образованные из самостоятельных частей речи, например: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через .

Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами, производные используются обычно с каким-либо одним падежом. Например, предлог благодаря употребляется только с дательным падежом: благодаря мужеству (Д. п.).

337. В данных словосочетаниях выделены предлоги. Выпишите сначала словосочетания с непроизводными предлогами, а потом с производными. Глаголы употребите в 3-м лице множественного числа.

Переход..т через улицу, стро..т позади дома, надписыва..т на конверте, накинут поверх пальто, отступит от темы, раздел..т на пять, разыщ..т благодаря находчивост.., вдума..тся в смысл, прибавить к двум, замен..т ввиду ветхост.., бега..т около дома, выпиш..т из книги, движется вдоль дороги, шага..т в колонне, поступит наперекор обычаю, сбега..т с горы, готов..т в течение месяца, устан..т с непривычк.., дел..тся с друзьями, ждёт с час, наход..тся напротив дома, улож..т поперёк дороги, выстроен вблизи стадиона, возвыша..тся посреди площад.., в целях борьбы со стихией.

338. Спишите. Подчеркните как члены предложения выделенные наречия и существительные вместе с выделенными предлогами. Из какой части речи образованы производные предлоги?

  • Вокруг лилейного чела ты косу дважды обв..ла. (А. Пушкин)
  • Гроб ра(з, с)бился. Дева вдруг ожила. Глядит вокруг изумлё(н, нн)ыми глазами. (А. Пушкин)
  • Заиграл рож..к, и деревенское стадо пот..нулось мимо дома. (А. Пушкин)
  • Около леса, как в мягкой постел.., выспат(?)ся можно. (Н. Некрасов)
  • Седины пасмурного дня плывут, всклокоче(н, нн)ые, мимо . (С. Есенин)
  • Григорий прив..зал к кусту коня и лёг около , пр..крыв от ветра лицо полой ш..нели.4 (М. Шолохов)

339. В каком стиле речи чаще всего употребляются предлоги, данные в рамке? Подберите подходящие по смыслу предлоги (см. рамку) и при списывании вставьте в предложения. Запишите к выделенному слову однокоренные слова.

1. Земля (обилие снега) глубоко пропиталась влагой. 2. Погода (предсказание бюро прогнозов) установилась дождливая. 3. Работа на ферме ведё(т, ть)ся (график). 4. Улыбающийся агроном быстро ш..л (трактористы). 5. Сев начали в более ра(н, нн)ий срок (обычай).

340. Проанализируйте предложения. Найдите допущенную ошибку. Исправьте её, употребив другой предлог с причинным значением.

1. Благодаря дождю интересная экскурсия не состоялась. 2. Поход в горы был отложен благодаря сильному туману. 3. Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно. 4. Благодаря мастерству и упорству хоккеистов команда вошла в высшую лигу.

341. Прочитайте отрывок шуточного рассказа Ф. Кривина. Определите, может ли выбор не только производного, но и непроизводного предлога повлиять на смысл высказывания. Спишите отрывок, расставляя пропущенные знаки препинания. Вместо пропусков вставьте на нас или за нами . Сколько реплик в диалоге? Прочитайте текст вслух по ролям: автор, зайчонок, старый заяц.

ПРАВИЛА ОХОТЫ

Перепуга..ый зайч..нок пр..бежал домой:
Папа за нами охотят(?)ся!
За нами охотят(?)ся или на нас охотят(?)ся? - уточнил старый заяц.
Я не знаю. Я только знаю что охотят(?)ся.
Сколько раз я тебя учил правильно выр..жать свою мысль. От того, насколько точно мы выр..жаем мысль, завис..т очень многое.
Но они же охотят(?)ся папа!
За нами или на нас?
Я не знаю как правильно сказать папа...
Последний раз объясняю: если охотятся _ _ _, это значит, что нас хотят только поймать. А если _ _ _ охотят(?)ся, это значит, нас хотят убить. Чу(?)ствуешь разницу?
Зайч..нок задр..жал всем своим существом, чу(?)ствуя эту разницу.
И они побежали.

342. Вставьте предлог от или для .

Лосьон _ _ _ защиты от укусов комаров.
Состав _ _ _ выведения пятен.
Жидкость _ _ _ растяжки обуви.
Таблетки _ _ _ кашля.
Крем _ _ _ чистки обуви.

343. Исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире. Укажите вид ошибки: лишний предлог, не тот предлог, не тот падеж зависимого слова, не тот предлог и падеж зависимого слова.

Образец. Озабочен о том, как решить этот вопрос . (Лишний предлог.)

Надо: Озабочен тем, как решить этот вопрос .

1. Получены интересные предложения с наших областей. 2. Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы. 3. Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники. 4. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра. 5. Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь. 6. Нужно обратить внимание к этой проблеме.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!