Протоиерей Всеволод Чаплин. «Жить по правде Божией

Екатеринбургская епархия — не просто одна из самых крупных епархий Русской Православной Церкви, но и традиционно одна из самых заметных, наиболее активных в деле церковной проповеди. Сегодня ее возглавляет Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Владыка буквально от юности посвятил свою жизнь служению Церкви. Поэтому мы не только беседуем с ним о служении на Урале, но и пытаемся разобраться: чем церковная жизнь 1970-1980-х годов отличалась от нашей? Почему современные христиане так часто становятся теплохладными? В чем наши главные ошибки и как жить по вере сегодня?

«Любовь и заботу в храме я воспринимал как должное»

— Владыка, Вы приняли монашество практически сразу после окончания школы. И сегодня это шаг, мягко говоря, нетипичный, а для 1980 года — особенно. Как Вы пришли к этому? Как обрели веру?

— У нас был очень хороший приход — здесь недалеко, где-то чуть больше трехсот километров, на реке Чусовой. К нашему батюшке отцу Николаю Рагозину ездило множество людей. И хотя, наверное, это был один из самых глухих сельских приходов, люди его знали, и там была очень хорошая община. Там меня крестили, и я практически воспитывался на этом приходе. Мама, бабушка, старшие братья — все ходили в храм, поэтому церковная жизнь была для меня естественной, близкой и понятной. А монашество… Такое решение принял мой владыка митрополит Серапион. Мой брат служил диаконом в Успенском кафедральном соборе Владимира. После школы я тоже приехал и пономарил там. Так сложилось, Господь привел — и слава Богу, что по жизни не метался.

— Как священник в 1980-е годы Вы служили во Владимире, Александрове, Киржаче — небольших русских городах. Чем отличалась церковная жизнь того времени? Какие люди ходили в храм?

— Тогда было не так много церквей, если сравнивать с сегодняшним днем, и люди очень ценили те храмы, в которые ходили. Практически при каждом храме была здоровая, нормальная община. Можете представить: на какой-то большой город — всего один или два храма? Конечно, люди знали друг друга, помогали друг другу. Все священники тоже друг друга знали. В любой точке страны ты мог встретить человека, с которым либо учился, либо кто-то из твоих близких был знаком. То есть это был достаточно понятный круг.

Сейчас Церковь разрослась, в храм приходит очень много разных людей, и часто они друг друга не знают. Где-то удается, чтобы община сложилась, где-то не удается. Но это естественный процесс, болезни роста.

— В одном из интервью Вы сказали, что сожалеете, что уходят «белые платочки» — носители церковной культуры, церковной традиции. Кто для Вас был примером церковного человека?

— Думаю, многое зависит от того, каким был первый священник в твоей в жизни — не тот, кто крестил тебя во младенчестве, а с кем ты начинал общаться. Безусловно, огромное влияние имеют те прихожане, которых ты видишь. Вот на нашем приходе, где я начинал, там люди любили друг друга, и, соответственно, мне этой любви тоже было дано в избытке. Я воспринимал в Церкви как само собой разумеющееся эту заботу, внимание, добрые слова, поддержку. Я приходил в храм и знал, что меня там ждут.

В церкви в основном были прихожанки, естественно, бабушки. Хотя встречались и дедушки. Они всегда отличались своим внешним видом, были благообразно одеты. Мужчины у нас всегда были с бородами. Если человек работал на производстве, он не мог себе этого позволить, а когда он выходил на пенсию, у него сразу вырастала борода. Белые рубашки, косоворотки подпоясанные… Прихожане старались сохранять то, что когда-то видели у своих бабушек и дедушек.

Они очень серьезно относились к своему молитвенному состоянию, много молились дома. Они любили Божию службу. Но главное в них было — даже не внешний облик, а это состояние мирности, любви. Вот, наверное, самое большое отличие церковной жизни того времени.

— Владыка, Вы поступили в семинарию, уже будучи священником, и учились заочно, как тогда говорили, «без отрыва от производства». Чем Вам запомнилась Московская семинария?

— Видите ли, никто не хочет учиться заочно, будучи молодым. Но так получилось. Для меня это тоже было испытание — очень хотелось учиться, как все. Лавра всегда была для нас определяющим центром жизни. Там были наши духовники, они благословляли на путь и на дальнейшее служение. Мы старались учиться, в первые годы особенно, это было очень интересно. Каждая минута пребывания в стенах духовной школы, в ограде святой Лавры преподобного Сергия — это всегда был праздник. Поэтому даже на экзамен мы шли как на праздник, как в известном фильме, потому что приезжали в освященное, необыкновенное место. Множество молодых людей, прекрасное пение, замечательный хор… Когда я служил в Александрове, практически каждую среду ездил на акафист в Московскую Духовную Академию, в Покровский храм. Каждый понедельник вечером, когда у нас в Александрове не было службы, я уезжал в Лавру, ходил на службу, молился, потому что в это время и туристов было мало. И всегда очень хотелось с кем-то познакомиться, пообщаться: семинаристы всегда были очень дружные, молодые, радостные. Хотя и на приходе у нас было достаточно много молодежи для того времени.

— Расскажите, пожалуйста, о начале самостоятельного служения. Вы говорили, на приходе в основном прихожанки-бабушки — и совсем молодой священник…

— На самом деле, это беда и для него, и для прихожан. Потому что молодой священник еще ничего не понимает в жизни — ни в духовной, ни вообще в какой бы то ни было. А представляете — взрослому человеку пойти на исповедь и что-то говорить этому юноше… Это, конечно, сложно.

Я служил в Александрове год и могу сказать, что Великим постом это было непередаваемо тяжело. Я приходил домой очень поздно, рано уходил. И в то время я перестал улыбаться, вообще не мог думать о чем-то радостном. Потому что иду я, например, мимо пятиэтажного дома и знаю: вот в этой квартире инвалид, там бабушка при смерти, такое горе кругом… А люди вокруг не замечают, смеются… Вот даже такое чувство было. Недаром есть определенные церковные законы, которые рекомендуют не поставлять священников слишком рано. Это очень большое испытание.

— Где же Вы сами находили укрепление, духовное руководство?

— Все, что у меня есть в этой жизни, я имею благодаря владыке Серапиону. Он меня принял, воспитал, дал правильный настрой по отношению к Церкви, потому что сам он был абсолютно церковный человек. И абсолютно русский человек, с широкой душой, никогда не держал камня за пазухой. Бывало, что мог вспылить. Людям, которые его не знали, казалось, что это очень сильно, но у него тут же все проходило.

Он не служил ни одной Божественной литургии, чтобы у него не было благодатных слез. Он мог прийти на службу в одном состоянии, поначалу быть очень напряженным (это было связано с состоянием здоровья — высокий сахар), а во время службы все проходило. И когда он причащался и садился в кресло в алтаре, это был такой благодушный дедушка. Очень добрый был, невероятно.

По молодости мы на него, конечно, роптали. Потому что каждый день к нему шла вереница посетителей — монахини, монахини, монахини… Они долго говорят, вспоминают, а мы молодые, нам это неинтересно. А на каждые Рождество и Пасху он накупал продуктов — круп, масла, консервов рыбных, всяких конфет, леденцов, мармелада — и каждой монахине отправлял посылку. Снаряжал епархиальную машину, и водитель с сопровождающим уезжали на несколько дней, развозили все это по Московской и Владимирской областям. Мы потом только начали понимать: многое, что по молодости кажется лишним, обременительным, оказывается самым важным.

На любой праздник, в воскресный день в его доме во Владимире были пироги. Если в доме не пахло пирогами, значит, праздника не было. Сам он их не ел, мог просто разломить, подышать… Но для гостей пирог должен был быть.

К нему очень многие приезжали из Троице-Сергиевой Лавры. Святейший Патриарх Пимен благословил, чтобы владыка Серапион совершал хиротонии, и вместе со ставленниками к нему ездили во Владимир отцы Лавры. Так мы весь монастырь узнали: отец Наум, отец Лаврентий, отец Нил, нынешние Блаженнейший владыка Онуфрий, владыка Марк — все побывали во Владимире, и эти встречи были очень душевными.

Владыка Серапион был человек-абсолют. Он не то что говорил, он мыслил догматически. Абсолютно церковный человек, как я уже сказал: все его внимание было направлено на Церковь.

Когда в Туле открыли пастырские курсы, духовное училище, он всегда сам экзаменовал всех студентов по всем предметам. И каждый день звонил и спрашивал, чем их кормили, какая была трапеза, и очень был недоволен, если что-то было не так, как нужно.

Так что меня вел владыка Серапион, и это просто Божий дар для меня во всех смыслах. Если бы я был сам по себе, тогда, конечно, не избежать бы проблем.

А когда я служил на приходах, я, конечно, ездил в Лавру, там исповедовался и испрашивал советов. У нас и во Владимирской епархии были очень хорошие священники: покойный отец Варсонофий Хайбулин, удивительный человек, пострадавший за Христа, очень добрый и радостный. Отец Анатолий Яковин, к сожалению, тоже ныне покойный. У него был невероятный храм в селе Пятница Гусь-Хрустального района Владимирской области. Постройки двадцатых годов, деревянный, нет электричества, службы совершаются при свечах и только по уставу, как во многих монастырях не служат. При храме живут, клиросное послушание несут монахини. И я очень благодарен тем священникам, которые сейчас там служат, нынешнему настоятелю отцу Сергию, что они ничего не привносят и в храме сохраняется этот подвижнический дух.

Отец Анатолий Яковин был, конечно, священником невероятной силы духа, глубокого притяжения. Вокруг него сформировалась община, много людей ездило к нему и из Москвы. Там столько людей обрело Христа, обрело веру! Представьте себе: примерно 1979-1980 год, двое молодых людей едут на поезде и слышат колокольный звон. У них родители атеисты, они понятия не имеют о вере, даже об этом не задумывались. Они сходят с поезда, идут на этот колокольный звон, находят храм и в нем священника. Видят ночную службу (там служба начинается в полчетвертого). Общение с отцом Анатолием поменяло всю их жизнь, оба приняли монашество. Вот такой случай, это мои ровесники и друзья.

Владимирская земля, конечно, святая. И владыка Евлогий сегодня — один из самых глубоких духовных архипастырей.

Здесь нет теплохладных

— После многих лет служения на приходе Вы стали архиереем сначала в Туле, Ярославле, потом здесь, в Екатеринбурге. Если говорить о Ваших архиерейских обязанностях — что для Вас является приоритетом?

— Приоритеты для епископа озвучил апостол Павел. «Для всех быть всем» — это закон жизни. Сегодня появилось слишком много бюрократии в нашей жизни, но если есть хорошие помощники, то это все решаемо. Стараюсь всегда помнить, что мне придется отвечать перед Богом за мою жизнь.

— Екатеринбург — один из крупнейших городов России. Он имеет репутацию города интеллектуального, свободолюбивого, даже оппозиционного. А отзывчивы ли уральцы к церковной жизни?

— Да, на Урале очень интересная церковная жизнь. Здесь нет равнодушных людей. Помните: если бы ты был холоден или горяч, но как ты тепл (Откр. 3, 15-16). А здесь нет теплохладных! Как правило, нет равнодушных людей ни в каком отношении — ни в религиозном, ни в политическом, ни в прочих. Люди здесь не привыкли быть в стороне, они должны участвовать во всем. Поэтому прихожане здесь очень активны, и это можно увидеть по разным направлениям. Это не только телеканал «Союз», радио «Воскресение», «Православная газета», которые известны даже за пределами Русской Православной Церкви. Здесь очень мощное движение сестер милосердия. Здесь очень ответственно подходят к образованию, и многие работы наших методистов, которые занимаются обучением детей в воскресных школах, сегодня востребованы на общецерковном уровне. Есть очень хорошая учительская семинария, миссионерский институт для тех, кто хочет повысить свой уровень богословского образования. Поэтому здесь действительно все очень живо и очень интересно. Не надо никого ни к чему обязывать. Люди сами приходят, организуются, проявляют инициативу. Это отличие Екатеринбурга от очень многих епархий.

Здесь не так много святынь, как в центральных регионах России. Но то, что есть, очень почитается: все, что связано со святой царской семьей, Елизаветой Феодоровной, праведным Симеоном Верхотурским. Безусловно, чтится память святой великомученицы Екатерины. Святых мест не так много, но они очень яркие, мощные, и народ к ним тяготеет. Если вы приедете в Верхотурье, с точки зрения Центральной России это, наверное, захудалое местечко, совсем небольшой городок, там всего семь тысяч жителей. Но в монастыре у мощей праведного Симеона Верхотурского вы обязательно увидите постоянно идущих к нему паломников — в любое время года, и зимой, и летом, и особенно в выходные дни.

Здесь очень развита общинная жизнь. Люди не бегают из храма в храм, они не побегут за епископом туда, где он служит. Они ходят и молятся в своем храме. Это очень ценно, очень важно.

— В Царские дни проходит крестный ход от Екатеринбурга до Ганиной Ямы. Правда ли, что в последнем приняли участие около шестидесяти тысяч человек?

— Правда. Крестный ход — это традиция, основанная моими благочестивыми предшественниками: она начиналась еще при владыке Мелхиседеке, продолжалась при владыке Никоне. Есть даже фотография, где владыка Мелхиседек идет на Ганину Яму босиком, без обуви, потому что у него ноги болели, и за ним несколько человек, десятка полтора. Это один из первых крестных ходов.

При владыке Викентии, дай Бог ему здоровья, это развилось в очень большое, общецерковное шествие. Каждый раз тысяч десять людей прибавляется. Вне зависимости от погоды, от того, какой это день — будний или праздничный, люди специально приезжают сюда хотя бы на один день и одну ночь. Царские дни у нас начинаются примерно с праздника Петра и Павла и заканчиваются в районе Казанской. Это целая серия мероприятий: выставки, лекции, встречи и, конечно же, ночная служба в день памяти царственных страстотерпцев и крестный ход.

В прошлом году приезжали самураи, делегация из региона Сацума. Это потомки того японского князя, во владениях которого было совершено покушение на цесаревича Николая Александровича и который, узнав об этом, пришел с извинениями в больницу. Все они пошли крестным ходом в национальных одеждах. Когда им стали предлагать: «Давайте мы вас на машинах доставим»,— никто не согласился, ни один человек. А им всем было за семьдесят, и пройти 21 километр — это, конечно, испытание не для слабых. И своим присутствием они очень многих удивили и поддержали.

Каждый год паломники приезжают из разных стран и из разных регионов России. На Ганиной Яме ставим военные палатки, кормим людей из полевой кухни. Это надо хотя бы один раз в жизни повидать. Думаю, что Великорецкий крестный ход на Вятке и наш на Ганину Яму — два самых мощных крестных хода, которые есть у нас в стране.

Нужно уделять больше внимания внутренней жизни

— В Екатеринбурге, как и во многих городах, не хватает храмов, и Вы стараетесь их строить. Есть ли в регионе противостояние храмовому строительству?

— Конечно, есть. Самое яркое противостояние было организовано почти шесть лет тому назад, когда люди вышли против строительства храма святой Екатерины. Это был первый митинг такого рода за перестроечный период времени. Но это было специфическое явление, не связанное напрямую именно с храмом. Скорее, с внутренними политическими веяниями. Поэтому противостояние, конечно, есть. Но есть и большое желание людей строить храмы.

— А как Вы считаете нужным поступать, когда такое происходит?

— Нужно стараться поступать мирно всегда, везде, во всех случаях. С одной стороны, бывает, что мы затрагиваем некие коммерческие интересы, то есть возведение храма может помешать на этом конкретном участке земли построить, скажем, торговый центр. А это большие деньги. Но в некоторых случаях действительно есть нежелание людей, которые по каким-то причинам считают, что на этом месте строить не надо — например, они привыкли здесь отдыхать. Если это связано именно с нежеланием народа, живущего в этом районе, тогда надо работать, надо попытаться убедить людей, не идти напролом. Ничего сверхудивительного в этом нет. И сверхстрашного тоже. Это жизнь, одно из ее проявлений.

Вообще, мне кажется, очень много сейчас борьбы на ровном месте, борьбы ни за что. Настолько нервы у всех напряжены, что люди хотят просто выплеснуть эмоции по любому поводу, смотря, какой будет информационный вброс. Об этом тоже не нужно забывать. В последнее время идет достаточно организованная кампания против Церкви, потому что она выросла, вышла уже из той ситуации, когда все ее жалели и скорбели о том, что было утеряно. От Церкви уже многое требуется сегодня. Но часто люди не видят того, что они хотели бы увидеть именно от Церкви.

— Екатеринбург — место, где отчетливо видно наше «разорванное» отношение к истории. Это город, где было совершено убийство последнего русского императора и его семьи, прославленных в лике святых, но область — Свердловская — до сих пор носит имя их убийцы. На карте старинного русского города до сих пор множество имен людей, которые либо не имеют отношения к его истории, либо сыграли в ней самую черную роль (это, скорее, идеологические отметины советского прошлого). Как это отражается на нашей сегодняшней жизни? Влияет ли это на сознание людей? В чем причины — незнание собственной истории, непонимание, как к ней относиться?

— Есть все — и то, и другое, и третье. Когда можно было провести эти переименования, этого не сделали. Даже то, что вернули Свердловску прежнее имя — Екатеринбург — считайте чудом. Теперь этот порыв прошел, сложилась другая общественно-политическая ситуация. У людей сегодня есть ностальгия по стабильности, и у старшего поколения представление о стабильности связано именно с прошлым. Видели уже, что новое очень часто несет в жизнь не спокойствие, а разлад.

Название, безусловно, важно — как корабль назовешь, так он и пойдет, но все-таки названия улиц и прочее — это не самая большая проблема на сегодня. Если посмотреть, чему обучают наших детей в школе, то вообще удивительно, что они что-то знают. История преподается в совершенно изломанном виде. Как детское сознание может это вынести? Родители сегодняшних школьников — люди поколения 1980-1990-х — сами не могут дать своим детям тот базис, на котором можно было бы основывать мировоззрение. Поэтому здесь большой клубок, настолько запутанный, что, видимо, его придется разрубать, когда придет время. Но постоянно ходить в атаки и использовать те же методы, которые используют наши оппоненты, я думаю, не надо.

Сегодня верующий человек очень часто отвлекается на разные проблемы внешнего порядка. А на состояние духа мало кто обращает внимание. Почему люди становятся верующими? Они же не потому только приходят в Церковь, что видят красивые храмы, красивые службы, то, что отличается от повседневности. Конечно, прийти-то они могут, но дальше они должны получить что-то более глубокое, духовное.

Почему наши соотечественники массово ездят на Афон, Вы не задумывались? Потому что встречают на Афоне людей, которые совершенно по-иному говорят им о духовных проблемах, раскрывают им внутреннюю духовную жизнь. А если у нас нет духовной жизни, если мы рассредоточиваемся на эти названия и тому подобное, это не принесет той пользы, которой нам хотелось бы. Нужно стараться жить по правде Божией, а все остальное Господь поможет нам сделать тогда, когда придет время.

— Люди едут на Афон, как Вы сейчас сказали, потому что не находят должного духовного руководства? Не хватает духовенства?

— Духовенства не хватает как такового, и особенно опытных духовников, которым можно открыть душу, получить мудрый совет. Чтобы сила молитвы была у человека, чтобы ты пришел, попросил его молитв — и Господь услышал. Тебя не слышит, но его услышал. Таких людей единицы. Их всегда было мало и всегда будет мало. Поэтому человек ищет чего-то другого, более глубокого, и, если у него есть возможность, едет на Афон. Там не спрашивают, сколько ты можешь пожертвовать на такой-то монастырь. Там с тобой разговаривают, не думая, сколько у тебя в кармане долларов лежит. А здесь бывает часто, что все внимание уделяется тому, кто имеет высокое положение, может чем-то помочь. А люди, которые просто стоят, молятся, и у которых нет всего этого, часто остаются без внимания.

— В Екатеринбурге действует семинария, Вам как главе митрополии приходится уделять внимание воспитанию духовенства. Какие молодые люди приходят?

— Совершенно разные.

— И что им следует дать в первую очередь, по-Вашему?

— Они приходят, как правило, из обычной светской школы и приносят с собой то, что там получили. Не только у нас, а везде выпускники поголовно не умеют писать по-русски, выражать свои мысли, не знают истории. Они сегодня без корней. И за время обучения надо дать им возможность к этому прикоснуться и сделать все, чтобы они полюбили Церковь. Отсечь тех людей, которые пришли сюда случайно — такие тоже есть, к сожалению. Чем раньше они поймут, что не туда попали, тем лучше будет для всех — и для Церкви, и для семинарии, и для них самих.

Уже с самого начала, придя в семинарию, человек должен от многого отказываться и готовить себя к гораздо большему отказу. Ты можешь вне пределов Церкви что-то сделать, что не предосудительно обычному человеку, а если ты станешь священником, то тебе надо будет от этого воздерживаться. Почему всегда духовенство ходило в особой одежде? Потому что в обычной, не в духовном платье, ты себя чувствуешь более раскованно, можешь себе позволить что-то. А в подряснике будешь помнить, что на тебе некая ответственность.

И мальчик должен понять, когда он сюда приходит, что, отказываясь от чего-то не самого важного, он может получить гораздо большее. Раньше было понятие «воспитанник семинарии». Задача семинарии — как раз воспитать священника, чтобы он полюбил Церковь такую, какая она есть, в этой любви старался служить и, соответственно, передавал ее другим людям. Милость Божия, что в современных условиях жизни, в обществе потребления молодые люди вообще приходят в Церковь.

Скажем, семейные люди, как им трудно… Надо терпеть друг друга, принимать в себя другого человека настолько, чтобы всегда как бы носить его в себе — иначе семьи не будет. А община — это та же семья, и тут тоже нужно претерпевать что-то для того, чтобы создать единое целое.

— Нас, православных, очень часто упрекают в том, что люди много внимания уделяют ритуально-обрядовой стороне, но плохо знают свою веру. Как Вам кажется, есть такая проблема?

— Нас, православных, вообще упрекают во всем. Надо это принять и понять, что да, мы виноваты. Это правда. Почему? Потому что мы должны быть солью земли. Если соль не будет соленой, зачем она вообще нужна? А мы плохо молимся, мы мало знаем, слабо верим, мало делаем добрых дел, если вообще что-то делаем. Живем как бы сами для себя. И в этом, безусловно, есть большая правда. Поэтому не надо от этого открещиваться и говорить: «Нет-нет, что вы, мы совсем другие…».

Если бы мы были такими, какими должны быть, то к нам бы тянулись люди. А если не тянутся, значит, есть в нас что-то такое, что не дает им войти в церковную жизнь. И не только обрядовая сторона, церковнославянский язык, отсутствие скамеек на службе, многочасовые службы и так далее. Значит, что-то другое. Знаете, как бывает больно, когда приходит человек, а с ним первым делом в церковной лавке как-то грубо обошлись. Сколько раз я испытывал это на себе! Я же не хожу везде с панагией. И даже видя, что я не с улицы человек, и то со мной в некоторых местах обращались достаточно резко, как будто ты надоедаешь этим людям. А представляете, человек пришел в храм в первый раз? Ему что-то хочется узнать, а оказывается, что он вообще там не нужен: «Плати и иди отсюда поскорее»... Вот когда мы избавимся от таких сотрудников, таких «помощников», что-то начнет меняться.

Поэтому да, это правда, мы виноваты. Мы несем на себе бремя ответственности за весь народ. Какие мы, такие и люди вокруг нас.

— Почему сейчас, когда открываются храмы, духовные учебные заведения, в том числе и для мирян, многие люди становятся теплохладными? Даже термины такие появились в последние годы: «выгорание», «расцерковление»… Владыка, а в чем секрет крепкой веры?

— Если бы она у меня была, я бы Вам сказал. Если бы у нас была такая крепкая вера, которая должна быть, у нас на земле было бы Царство Небесное. А поскольку этого нет, значит, нет у нас веры даже с горчичное зерно, о чем говорил наш Спаситель.

Господь послал нашему народу большое испытание за это расхолаживание, за то, что мы не ценили то, что имели. И это испытание бульдозером прошло по стране, по судьбам, вообще по жизни, по сердцам людей. Когда нам дали возможность вновь что-то собрать, вернуть, мы слишком увлеклись какими-то другими вопросами. Если мы раньше боролись за то, чтобы прийти в Божий храм, отстаивали свое право крестик носить… Мои современники, одногодки, преодолевали невероятные сложности, чтобы попасть в семинарию. К примеру, один человек, я его знаю хорошо, поступал в Московскую семинарию. Его принял владыка ректор, поговорил с ним, сказал: «Приезжай, Саша, я тебя обязательно приму. Считай, что это вопрос закрытый. С экзаменами все будет нормально». Он сдал документы, вернулся к себе в город, а там его ждет повестка в военкомат. Он приходит в военкомат к 8 часам утра, ему говорят: «Сидите, ждите». Он дождался до 18 часов, военкомат закрывается, у него забирают ту повестку, дают ему другую, на завтрашний день. И так две недели! Он ходил в военкомат все то время, пока в семинарии шли экзамены. Когда экзамены закончились и было объявлено, кого зачислили (а он, соответственно, в это число не попал, поскольку не прибыл на экзамены), его вызывает к себе руководитель предприятия, где он работал, и говорит: «Саша, ты понял? Не делай глупостей. Иди и работай дальше. И не ходи туда, куда тебе не надо…». И для того, чтобы поступить в семинарию, ему пришлось приложить гигантские усилия: с работы не увольняли, документы не выдавали. Только через какое-то время ему это удалось, и он поступил в семинарию, уже имея семью. А сегодня для очень многих людей важно просто пристроиться где-то.

И кроме того, сегодня наши дети, даже те, кто ходят в церковь, вовлечены в общую жизнь. А в ней нет никаких авторитетов — ни государственных, ни исторических, ни церковных. Вот живет человек, и все кругом плохие: президент плохой, Патриарх плохой, священники плохие, все плохо. Он заходит в Интернет, там тоже сплетни, ругань. Хорошо, если он попал в добрую среду. А если нет? И получается, что человек не воспринимает сегодня веру как дар Божий, как ту ценность, за которую нужно бороться, отстаивать ее, хранить, взращивать ее в себе.

И потом, смотрите, какое осуждение кругом! Нет, наверное, ни одного человека на свете, кого бы мы не осудили не на словах, так в мыслях. Нет ни одного события, на которое мы бы не возроптали. Какие мы христиане-то теперь?

То, что мы не ценим, у нас один раз забрали и в другой заберут. У нас страна вымирает: для того чтобы мы сохранили население нашей страны в том количестве, как оно есть, к 2100 году, нам нужно, чтобы сейчас было 8 человек детей в каждой семье, не меньше. О чем тут говорить? Есть масса вопросов, масса проблем, в которых мы виним кого угодно, только не себя. Поэтому правильно говорят, что мы виноваты. Но раз Господь нам дает жизнь, солнышко, дает радость, позволяет нам причащаться Святых Христовых Таин, значит, не все еще потеряно.

— Владыка, наш номер выходит к Пасхе. Что бы Вы могли пожелать нашим читателям?

— Я хотел бы пожелать всем, как и апостол нам говорит, чтобы мы все время радовались, чтобы ценили то, что у нас есть. Ценность нашего бытия заключается в том, что мы имеем обетование жизни вечной. А когда мы забываем об этом и усугубляем свои трудности еще и своим унынием, то мы уже здесь, на земле, загоняем себя в какой-то безвыходный тупик. Поэтому призываю всех, чтобы в этой жизни мы всегда находили повод радоваться. Жизнь — это Божий дар. Будем радоваться тому, что Господь нам дал жизнь здесь, на земле, и обетование жизни вечной будущего века. Желаю научиться молиться.

Я всем нам желаю, чтобы Воскресший Христос был всегда посреди нас, на всех путях нашей жизни, до самого последнего мгновения.

Журнал «Православие и современность» № 36 (52)

Тема урока: "Что значит жить по правде" .

Цель: - формировать у учащихся стремление жить, не прибегая ко лжи,
-развивать духовное начало и умение жить по Заповедям Божиим,
-воспитывать неприятие ко лжи, обману, неправде

Ход занятия

I.Вступительная беседа

Учитель: - О чем мы говорили на прошлом занятии?
(О вере, верности, доверии)
- А что значит верить?
(Верить - принимать за истину, за правду)
- А что же такое правда?

II.Работа со словарём

Учитель: Правда - это то, что соответствует действительности, истина, правота, уверенность.
Значит, верить человеку - значит слышать от него правду.
Правда - это общая совесть людей.
Правдивость, искренность, открытость.

Учитель:
Есть правда, мудрая седая,
Через насилие она
Проходит, облик не меняя,
Самой себе всегда верна.

Она доказывает: «Честно,
Мой друг, ты прожил жизнь свою,
А ложь и ловкость, как известно,
Я, истина, не признаю.

Незрима пусть твоя награда,
Но право получают с ней
Спокойным и открытым взглядом
Всегда смотреть в глаза людей

(Д.Кугультинов )

Учитель:
- Дети! А вы всегда говорите правду? Всегда можете смотреть прямо в глаза окружающих вас людей?
- Вспомним, какую Божию заповедь мы нарушаем, если говорим неправду?
«Не произноси на друга ложного свидетельства»,
т.е. не говори неправды.

III. Чтение пословиц и работа с ними

Учитель:
Не зря пословица гласит:
«Всякая неправда - грех».
«Правда в огне не горит и вводе не тонет»
«Правда - родник подлинной жизни»
«Правда - это чистота души».

Учитель:- Как вы понимаете эти пословицы?

Учитель:- Раньше, зажигая лучину, в народе говорили «Святой огонек, дайся нам!» Символ чистоты, душевной, огонь, не терпит неправды, лукавства. И человека с чистой искрой в душе называли искренним, правдивым.

Ученик:
Что такое искренность?
Открытость жаждущей доверия души.
Это чувства и рассудка слитность,
Вызов лицемерию и лжи
Встретясь с нею - распознаешь быстро,
Так она бесхитростна, проста…
Искренность - негаснущая искра
Сильного и доброго костра.

(Л.Татьяничева)

Учитель:
- Зачем люди лгут?
(Ответы детей)

Быть честным непросто. Не бойтесь говорить людям правду в глаза.
- А приходилось ли вам обманывать, говорить неправду?
- Как вы чувствовали себя при этом?
(Ответы детей)

IV. Чтение с доски:

«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу».
ЕвангелиЕ от Матфея.

Учитель:
- Обманывая, человек прежде всего наказывает и обманывает себя. Ложь всегда выдает себя. Человек, который говорит неправду, не может прямо смотреть в глаза людям, у него неловкость в движениях, Чувство неуверенности.

Ученик:
«Лики лжи».
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной.
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Слишком сложной и совсем простой.

Ложь бывает дикой и ручной,
Будничной бывает и парадной,
Вдохновенной, скучной и иной…
Правда же бывает только правдой.

(Ф. Кривин)

Учитель: Согласны ли вы с восточной пословицей «Ложь, предотвратившая беду, лучше правды сеющей вражду?»

V. Разбор ситуаций «Согласны ли вы»

Учитель: - Давайте, ребята, порассуждаем о правде и лжи.
1.Безнадежному больному врач не говорит о его болезни.
2.Кто-то из вас постоянно получает плохие оценки, а я не говорю об этом вашим родителям.
3.Жене погибшего в автомобильной катастрофе соседи сообщают о горе и говорят, что муж у нее находится в больнице.

(Рассуждения детей)

Ученик: Пословица «Лучше горькая правда, чем красивая ложь».

Учитель:
- В Заповедях Божиих говорится о недопустимости лжи. Ложь - это грех. Помните, что ложь, как и предательство, которые вы допускаете по отношению к своим близким, товарищам, учителям и ко всем окружающим, прежде всего нанесет вред вашему здоровью и отзовется и в вас самих.
- Вам нравится, когда с вами поступают не по правде?
(Ответы детей)

Ученик:
"Зонты"
Равно на честных и бесчестных высоты,
Господень льется дождь с небесной высоты
Но честным все же больше достается -
Бесчестные крадут у них зонты.

Учитель:
- Кто сильнее - Правда или Кривда?
- Недаром говорят «Не в силе Бог, а в правде».

VI. Чтение рассказа Б. Ганаго «После катастрофы» и работа по его содержанию.
Сб. «Небесный гость», с. 39-41

Учитель: - Что вам больше всего понравилось?
-Над чем вы задумались?
-Как бы вы поступили в такой же ситуации?
-Для чего мальчик взял на себя вину?
-Какие качества характера проявил?
-Нужно ли это было девочке?

Ученик:
Нынче знают даже дети,
Как прожить на белом свете,
Легче этого вопроса нету ничего.
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным, честным, сильным,
Добрым - только и всего.

IV. Итог занятия

Учитель: - Дети! Вам понравилось занятие?
(Ответы детей)

Учитель: - Прежде чем что-то делать, хорошо подумайте, постарайтесь помнить Божию заповедь о недопустимости лжи во всех её проявлениях.
Напишите дома мини-сочинение на тему: «Что делать, если мне лгут»

Г.И. Воробьёва, учитель высшей категории, методист по научно-экспериментальной работе УО «Новополоцкая государственная общеобразовательная средняя школа № 7 с хореографическим уклоном»

Вчера у моих девочек был выпускной вечер, они окончили школу. Закончилась одна часть жизни, открывается - другая, новая жизнь. Интересно, какая она будет. И будут ли наши дети жить - по Правде? Хороший вопрос. Но это вопрос не только к нам, к родителям - как к воспитателям, это еще и вопрос: а что такое Правда?

Предлагаю, как обычно, подумать об этом вместе.

Правда - это нравственный ориентир жизни.

Термин "правда", часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения "судить право" или "судить в правду", то есть объективно, справедливо). Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания.

Как жить по правде? Это значит жить по закону, и : не врать, не подличать, заботиться о родителях и малых детях, защищать Родину. Правда с большой буквы свидетельствует о направленности жизни человека, о стержне человека и его главных поступках. Согласно православным взглядам, Правда - способ жизни, заповеданный человеку создавшим его и жизнь Творцом, однако утверждать, что Правда всегда и только одна - сложно.

Правда матери может отличаться от правды отца, правда в подросковой компании отлисается от правды пожилых людей...

Содержание нравственных ценностей в понятии /slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/b/bc/1010973.htm?text=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0">http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/b/...%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0" href=" Русской правды утверждал : "Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен".">правда меняется с изменением культуры общества. Понятно, что со временем менялись и правовые нормы, и видение людей, в связи с чем на место одной Правды (одного источника нравственным и жизненных норм) пришли разные правды - разные видения, разные правовые и разные нравственные нормы. Жить по Правде - достойно, но когда начинаются столкновения людей, живующий по разным Правдам, жизнь превращается в кошмар.

Для людей высокой культуры, любящих друг друга, говорить друг другу правду - естественно. Когда внутренняя культура начинает давать сбой, когда появляются душевные болячки и любовь уступает место другим ценностям, тогда начинают умолчания: сначала маленькие, потом побольше, а потом появляется и прямая неправда. Правда в отношениях - огромная ценность, но не все эту дорогую вещь могут себе позволить. Будем же требовательнее к себе и терпимее в отношении тех, кому трудно жить по правде!

Последние события в мире бросают очень серьезный вызов православному миропониманию и православной цивилизации. И дело не только в том, что западные элиты вновь показали свою идейную непримиримость, отказавшись даже от очевидной экономической выгоды, связанной с сотрудничеством со спокойной и стабильной Россией, и пошли на обострение конфликта цивилизаций только ради того, чтобы распространять демократию своего образца и свои мировоззренческие установки.

Иного умные люди и не ожидали. Очевидно, что глобальный проект, построенный вокруг обслуживания эгоистических интересов грешного человека, не способен остановиться. Он тотален и даже тоталитарен, он не терпит альтернатив, особенно таких, которые бы не были локальными или этнически ограниченными, но предлагались бы всему миру. Поэтому, к сожалению, многократно предложенный диалог цивилизаций отвергается и заменяется их конфликтом, в том числе силовым, потому что наш народ как реальный на сегодня центр православной цивилизации не пошел на то, чтобы добровольно подчиниться либерально-гуманистическому проекту.

Впрочем, дело, действительно, не только в формальном конфликте Востока и Запада. Среди самой православной цивилизации некоторые отчаянно и жестко призывают к тому, чтобы изменить саму цель жизни православных людей и православных народов, переориентировав их на идеалы обывательщины и потребления. Нам пытаются представить как якобы лучший тот строй, который возник и утвердился на Западе, пытаются представить «общечеловеческой ценностью» сведение жизненных целей к установкам и задачам обывательской среды. В околоцерковной интернет-среде нам подчас пытаются предложить как норму систему взглядов, в которой главными вещами объявляются обустройство своего локального мирка, зарабатывание денег и приобретение полезных вещей, плюс ни к чему не обязывающая материальная «забота о ближнем». Все это подается как предел желаний христианина, достигнув которого, можно успокоиться и считать себя по-протестантски чуть ли не уже спасенным, забыв все «пустые мечтания» об устройстве жизни твоего народа по христианским принципам.

Проблема в том, что все это радикально противоречит Евангелию, Божией правде. Господь говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26-27). Апостолы, будучи призваны Господом, оставили все, чем жили до этого, такое близкое и понятное, ради служения Богу, ради того, чтобы жить «единым на потребу». И, конечно, совершенно противоположна обывательскому миропониманию притча о званных на пир, которая заканчивается словами: «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:61-62).

Из этой притчи Спасителя мы видим: люди отказываются войти в Царство Небесное именно потому, что слишком привязаны к земным вещам, к обывательскому образу жизни и мысли. Христианин же призван быть странником, подвижником, воином Господа. Все это хорошо бы помнить тем, кто сегодня объявляет экономические интересы, приоритеты сытой и спокойной жизни главными по отношению к христианской миссии народа. Тем, кто готов поступиться какими угодно принципами, лишь бы «не было войны» и лишь бы спокойно дожить до старости где-нибудь в Испании или на худой конец в Болгарии.

Не нужно бояться сказать этим людям, что с точки зрения Евангелия и христианского идеала они не правы — и значит, жить нужно иначе, нужно прежде всего осуществлять в жизни правду Божию. А придет ли вместе с этим достаточный уровень материальных благ и сохранится ли в спокойствии земная жизнь — вопрос для христианина глубоко не первостепенный.

Патриархия.ru

Валентин Распутин

Жить по правде

Статья Валентина Распутина, посвященная 80-летию Александра Солженицына, к сожалению, поступила к нам уже после того, как был сверстан предыдущий субботний номер. Но разве она потеряла свою актуальность? Ведь значимость большого писателя определяется не юбилейными датами. Нашему читателю, без сомнения, будет интересна оценка, которую дает наш знаменитый земляк творчеству Александра Солженицына.

Как и во всякой большой литературе, в русской литературе существует несколько пород таланта. Есть порода Пушкина и Лермонтова — молодого, искрящегося, чувственного легкокрылого письма, дошедшая до Блока и Есенина; есть аксаковско-тургеневская, вобравшая в себя Лескова и Бунина, необыкновенно теплого, необыкновенно русского настроения и утраченного уже теперь острого обоняния жизни; их зачатие и вынашивание имеют какое-то глубинное, языческое происхождение, из самого нутра спрятанного в степях и лесах национального заклада. Есть и другие породы, куда встанут и Гоголь с Булгаковым, и Некрасов с Твардовским, и Достоевский, и Шолохов, и Леонов. И есть порода Державина - богатырей русской литературы, писавших мощно и гулко, мысливших всеохватно, наделенных к тому же богатырским запасом физических сил. Сюда нужно отнести Толстого и Тютчева. Здесь же в ХХ веке по праву занял свое место Солженицын.

Почти все написанное А.И. Солженицыным имело огромное звучание. Первую же работу никому тогда, в 1962 году, не известного автора читала вся страна. Читала взахлеб, с удивлением и растерянностью перед явившимся вдруг расширением жизни и литературы, перед расширением самого русского языка, зазвучавшего необычно, в самородных формах и изгибах, которые еще не ложились на бумагу. Приоткрылся незнакомый, отверженный мир, находившийся где-то за пределами нашего сознания, вырванный из нормальной жизни и заселенный на островах жизни ненормальной - тот мир, откуда вышел Иван Денисович Шухов, маленький непритязательный человек, один из тьмы тысяч. И вышел-то на день один из тьмы своих дней между жизнью и смертью. Но этого оказалось достаточно, чтобы многомиллионный читатель обомлел, признавая его и не признавая, обрушив на него лавину сострадания вместе с недоверием, вины и одновременно тревоги.

Вести, литературного характера тоже, доходили из того мира и прежде, но они были разрозненными, прерывистыми, невнятными, как в азбуке Морзе, сигналами, ключом к расшифровке которых владели по большей части побывавшие там. Иван же Денисович, в отпущенный ему день выведенный из барака на работу больным и в работе поправившийся и даже воодушевившийся, ничего от нас не потребовавший, ничем не укоривший, а только представший таким, какой он есть, оказался соразмерен нашему невинному сознанию и вошел в него без усилий. Вольно или невольно, автор поступил предусмотрительно, подготовив вкрадчивым и тароватым Шуховым, ни в чем не посягнувшим на читательское благополучие, пришествие «Архипелага ГУЛАГ». Без Шухова столкновение с ГУЛАГом было бы чересчур жестоким испытанием. Испытание - читать? «А испытание претерпевать, оказаться внутри этой страшной машины?» - вправе же мы сами себя и спросить. Да, это несопоставимые понятия, существование на разных планетах. И тем не менее испытание собственной шкурой не отменяет «переводного» испытания, испытания свидетельством. Обмеренный, исчисленный, многоголосый и неумолчный ГУЛАГ в натуральную величину и «производительность» - он и после Ивана Денисовича для многих явился чрезмерным ударом; не выдерживая его, они оставляли чтение. Не выдерживали - потому что это был удар, близкий к физическому воздействию, к восприятию пытки, выдыхаемой жертвами. Воздействие «Иваном Денисовичем» было не слабей, но другого - нравственного - порядка, вместе с болью оно давало и утешение. Чтобы прийти в себя после «Архипелага», следовало снова вернуться к «Ивану Денисовичу» и почувствовать, как мученичество от карающей силы выдавливает исцеляющее слезоточение.

Сразу после «Ивана Денисовича» - рассказы, и среди них «Матренин двор». И там и там в героях поразительная, какая-то сверхъестественная цепкость к жизни и вообще свойственная русскому человеку, но мало замечаемая, не принимаемая в расчет при взгляде на его жизнеспособность. Когда терпение подбито цепкостью, оно уже не слабоволие, с ним можно многое перемочь. Солженицын и сам, не однажды приговоренный, явил это качество в наипоследнем истяге, говоря его же словом, когда и свет мерк в глазах, снова и снова подниматься на ноги. Л.Н. Толстой словно бы и родился в пеленках великим. А.И. Солженицыну к своему величию пришлось продираться слишком издалека. «Не убьет, так пробьется» - вот это для него, для русского человека! - и давай его бить-колотить по всем ухабам, и давай его охаживать из-за каждого угла, и давай его на такую дыбу, что и небо с овчинку! Вот по такой дороге и шел к своему признанию Александр Исаевич. Выжил, научился держать удар, приобрел науку разбираться, что чего стоит, - после этого полной мерой дары во все «емкости», никаких норм.

«Матренин двор» заканчивается словами, которые почти сорок лет остаются на наших устах:

«Все мы жили рядом с ней (с Матреной Васильевной. - В.Р.) и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».

Едва ли верно, как не однажды высказывалось, будто вся «деревенская» литература вышла из «Матрениного двора». Но вторым своим слоем, слоем моих сверстников, она в нем побывала. И уж не мыслила потом, как можно, говоря о своей колыбели - о деревне, обойтись без праведника, сродни Матрене Васильевне. Их и искать не требовалось - их нужно было только рассмотреть и вспомнить. И тотчас затеплялась в душе свечечка, под которой так сладко и отрадно было составлять житие каждой нашей тихой родины, и вставали они, старухи и старики, жившие по правде, друг после дружки в какой-то единый строй вечной подпоры нашей земле.

Кроме этой заповеди - жить по правде, - другого наследства у нас остается все меньше. А этим - пренебрегаем.

У крупных фигур свой масштаб деятельности и подъемной силы. Не поддается понимаю, как сумел Солженицын еще до изгнания, в весьма стесненных условиях, собрать, обработать и ввести в русло книги все то огромное и сжигающее, составившее «Архипелаг ГУЛАГ»! И откуда брались силы уже в Вермонте совладать с горой материала, надо думать, нескольких архивных помещений для «Красного колеса»! Успевая при этом вести еще публицистическое путеводство для России и Запада, успевая составлять и редактировать две многотомные библиотечные серии по новейшей русской истории! Тут годится только одно сравнение - с «Войной и миром» и Толстым. Солженицына с Толстым роднит многое. Одинаковая глыбастость фигур, огромная воля и энергия, эпическое мышление, потребность как у одного, так и у другого через шестьдесят примерно лет отстояния от исторических событий обратиться к закладным судьбоносным векам начала своего века. Это какое-то мистическое совпадение. Огромная популярность в мире, гулкость статей, звучание на всех материках. Один отлучен от церкви, другой от Родины. Помощь голодающим и помощь политзаключенным, затем литературе. Оба - великие бунтари, но Толстой создал свое бунтарство «на ровном месте», в условиях личного и отеческого (относительно, конечно) благополучия, Солженицын весь вышел из бунтарства, его в нем взрастила система. Солженицына судьба резко бросала с одной крутизны на другую, у Толстого биография после кавказской кампании взяла тихую гавань в Ясной Поляне и вся ушла в сочинительство и духовную жизнь. Но и после этого: повороты, приближающие их друг к другу. Солженицын в Америке погружается в затворничество, Толстой перед смертью совершает совсем не старческий поступок вечного бунтаря - свой знаменитый уход из Ясной Поляны.

И самое главное: «Лев Толстой как зеркало русской революции» и Александр Солженицын как зеркало русской контрреволюции спустя семьдесят лет после революции.

Редкий человек, ставя перед собой непосильную цель, доживает до победы. Александру Исаевичу такое выпало. Объявив войну могущественной системе, на родине призывая подданных этой системы жить не по лжи, а в изгнании постоянно призывая Запад усиливать давление на коммунизм, едва ли Солженицын мог рассчитывать при жизни на что-либо еще, кроме идеологического ослабления и отступления коммунизма на более мягкие позиции. Случилось, однако, большее и, как вскоре выяснилось, худшее: система рухнула. История любит сильные и быстрые ходы, на обоснование которых затем приносятся огромные жертвы. Так было в 1917-м году, так произошло и на этот раз.

Боясь именно такого исхода в будущем, Солженицын не однажды предупреждал: «... но вдруг отвались завтра партийная бюрократия... и разгрохают наши остатки еще в одном феврале, в еще одном развале» («Наши плюралисты», 1982 г.). А за последние полвека подготовленность России к демократии, к многопартийной парламентской системе, могла еще только снизиться. Пожалуй, внезапное введение ее сейчас было бы лишь новым горевым повторением 1917 года» («Письмо вождям Советского Союза», 1973 г.).

По часам русской переломной жизни, ход которых Солженицын хорошо изучил, трудно было ошибиться: как за Февралем неминуемо последовал Октябрь, так и на место слетевшейся к власти образованщины, мелкой, подлой и жуликоватой, не способной к управлению, придут хищники высокого полета и обустроят государство под себя. Все это было и предвидено Солженицыным, и сказано, но бунтарь, жаждавший окончательной победы над старым противником, говорил в нем сильнее и заглушил голос провидца. «Красное колесо», прокатившееся от начала и до конца века, лопнуло... но если бы красным был в нем только обод, который можно срочно и безболезненно заменить и двигаться дальше!.. Нет, обод сросся и с осью, и со ступицей, то есть со всем отечественным ходом, с национальным телом - и рвать-то с бешенством и яростью принялись его, тело... и до сих пор рвут, густо вымазанные кровью.

Но сказанное надолго опасть и умолкнуть с переменой власти не могло. И ничего удивительного, что многое из относящегося к одной системе, само собой переадресовалось теперь на другую и даже получило усиление - вместе с усилением наших несчастий. Так и должно быть: правосудие борется с преступлением против национальной России, и новое знамя, выставленное злоумышленниками, честного судью не смутит.

«Когда насилие врывается в мирную людскую жизнь - его лицо пылает от самоуверенности, оно так и на флаге несет и кричит: «Я - Насилие! Разойдитесь, расступитесь - раздавлю!» Но насилие быстро стареет, немного лет - оно уже не уверенно в себе и, чтобы держаться, чтобы выглядеть прилично, непременно вызывает к себе в союзники Ложь. Ибо: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а Ложь может держаться только насилием» (Жить не по лжи»).

«Против многого в мире может выстоять ложь - но только не против искусства. А едва развеяна будет ложь, отвратительно откроется нагота насилия - и насилие дряхлое падет» (Нобелевская лекция).

Нет, это не перелицованный Солженицын - все тот же, клеймящий зло, какие бы ипостаси оно не принимало.

А вот это совсем любопытно - несмотря на некоторые старые обозначения:

«Один американский дипломат воскликнул недавно: «Пусть на русском сердце Брежнева работает американский стимулятор!» Ошибка, надо было сказать: «на советском». Не одним происхождением определяется национальность, но душою, но направлением преданности. Сердце Брежнева, попускающего губить свой народ в пользу международных авантюр, не русское» («Чем грозит Америке плохое понимание России»).

Возвращение Александра Исаевича на многострадальную Родину, начавшееся четыре года назад, окончательно завершилось только недавно, с выходом книги «Россия в обвале» (издательство «Русский путь»), теперь можно сказать, что после 20-летнего отсутствия Солженицын снова врос в Россию и занял по принадлежащему ему нравственному влиянию, а с ним отныне совпадает и угадывание почвенных токов, первое место в России, избрав его в отдалении от всех политических партий, на перекрестке дорог, ведущих в глубинку, где остается надежда на народовластие, которое понимает он под земством. Опять же: не со всем и в последней книге можно согласиться безоговорочно. Но это отдельный разговор. Это отдельное размышление, и оно снова не обошлось бы без Толстого, который, конечно же, не добивался ни Февраля, ни Октября, но своими громогласными отрицаниями основ современной ему монархической жизни невольно подставил им плечо. Это размышление о подготавливании словно бы самим народом и словно бы вперекор своим ближайшим интересам великих нравственных авторитетов, чье влияние и учение согласуется с дальней перспективой отечественной судьбы.

80‑летний юбилей А.И. Солженицына - толчок для многих серьезных размышлений о крестном пути России. Они, разумеется, каждодневны, с ними мы засыпаем и с ними просыпаемся. Но вот наступает однажды день, как этот, приподнятый над роковой обыденностью, в которую засасывает нас все больше и больше, - и тогда все видится крупней и значительней. Если рожает русская земля таких людей - стало быть, по-прежнему она корениста, и никаким злодейством, никаким попущением так скоро в пыль ее не истолочь. Если после всех трепок, учиненных ей непогодой, сумела лишь усилиться и обогатиться на поросль - отчего ж не усилиться и ей и не обратить со временем невзгоды свои в опыт и мудрость?! Есть люди, в ком современники и потомки видят родительство земли большим, чем отца с матерью.

Оттого и звучит она так: Родина, Отечество!