Проведение реформы.

Во второй половине XVI - первой половине XVII в. сельское хозяйство белорусско-литовских земель переживало подъем. Он был вызван расширением обмена товарами между городом и деревней, увеличением количества городского населения, ростом спроса на зерно как на внутреннем рынке, так и в Западной Европе.

Феодалам стало выгодно продавать сельскохозяйственную продукцию не только внутри страны, но и вывозить ее за границу. Чтобы получить больше зерна, некоторые землевладельцы еще в конце XV в. начали создавать фольварки. Фольварк представлял собой двор феодала с жилыми и хозяйственными постройками и землей, на которой зависимые крестьяне отрабатывали барщину. Продукция, полученная с фольварочной земли, шла на продажу и приносила значительную прибыль ее владельцу. Такая система ведения хозяйства феодалом называется фольварочно-барщинной.

Великий князь литовский и польский король Сигизмунд II Август с целью увеличения доходов государственной казны решил организовать фольварки в государственных владениях. Тем самым он начал первую известную на белорусских землях аграрную реформу.

Примером для Сигизмунда II Августа стала его мать - королева Бона Сфорца (жена Сигизмунда I Старого). Еще в 1530-е гг. в Пинском и Клецком староствах она начала организовывать фольварки, что имело положительные результаты.

Историческая личность

БОНА СФОРЦА (1494-1557) - королева польская и великая княгиня литовская, вторая жена Сигизмунда I Старого. Увеличила земельные владения династии Ягеллонов, защищала государственные земли от незаконного присвоения их феодалами, содействовала переселению польских шляхтичей в ВКЛ, укрепляла позиции католической церкви. В 1556 г. уехала на родину в Италию.

Аграрная реформа проводилась на основании документа «Устава на волоки», принятого 1 апреля 1557 г. Отсюда и название реформы - волочная помера. «Устава» состояла из 49 статей, где определялись правила измерения земли, обязанности сельской администрации, крестьянские повинности, порядок организации фольварков и др. Великий князь приказал: «Фольварки хотим имети, чтобы повсюду были созданы... при каждом замке и дворе нашем».

Для создания фольварков первоначально провели обмер земли. После этого ее разделили на волоки. Одна волока составляла надел в 21,36 гектара, или 30 моргов (9000 прутов). При этом учитывали качество земли. Она могла быть хорошей, средней, плохой и очень плохой. Если землю относили к плохой, то размеры волоки могли быть увеличены до 46 моргов. Самые лучшие земли отводились под фольварки с тем расчетом, чтобы на одну фольварочную волоку приходилось семь крестьянских волок.

Как правило, крестьянский двор получал в пользование половину волоки: в XVI-XVIII вв. на одно крестьянское хозяйство приходился надел в 10,7 гектара. Если количество трудоспособных в дыме было большим, то давали целую волоку.

Реформа предусматривала упорядочение налогов и повинностей, выполнявшихся крестьянами за возможность пользоваться землей. Раньше налоги собирались с дыма. При этом не учитывалось количество земли, закрепленной за ним. Теперь единицей налогообложения стала волока, что привело к увеличению средств в государственной казне.

Аграрная реформа первоначально охватила государственные земли. Но в Подвинье она не проводилась, поскольку там шли военные действия Ливонской войны. На востоке Беларуси, в Поднепровье, фольварочно-барщинная система не получила распространения из-за особых природных условий - малоурожайной почвы. Да и населения было меньше, чем на западе белорусских земель. Поэтому большинство крестьян платили чинш и выполняли натуральную подать.

Постепенно частные землевладельцы-шляхтичи стали вводить волочную померу в своих владениях. Они готовили собственные документы, предусматривавшие создание фольварков и введение барщины как основной повинности зависимых крестьян. Осуществление реформы требовало значительных средств.

В результате реформы увеличилась прибыльность феодальных имений. Но при этом усилилась эксплуатация зависимых крестьян. Они были прикреплены к полученным волокам. Произошло слияние «похожих» и «непохожих» крестьян в единый класс крепостных крестьян.

Деревенские жители стали оказывать сопротивление аграрной реформе. Крестьяне отказывались принимать волоки даже в начале XVII в. В частности, король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза в 1611 г. приказал в отношении крестьян Бобруйской волости: «А бунтовщиков, которые водочной помере для прибылей нашей казны и чему-нибудь другому сопротивлялись и дали повод для непослушания, те же наши ревизоры должны наказывать».

§ 9. Аграрная реформа Сигизмунда II Августа (1557 г.). Становление фольварочно-панщинного хозяйства и массовое закрепощение крестьян

В связи с ростом спроса на зерно и другие сельскохозяйственные продукты на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью повышения прибыли феодальных хозяйств Сигизмунд II Август в 1557 г. осуществил в своих великокняжеских владениях аграрную реформу. Ее проект был разработан управляющими королевы Боны Сфорца, матери короля, и реализован в ее владениях (Кобринская и Пинская экономии) еще в 30-40-е гг. XVI в. В соответствии с «Уставой на волоки» (документ об осуществлении реформы) в ВКЛ проводилось новое землеустройство. За единицу измерения земли и в то же время за единицу налогообложения принималась «волока» размером 21,3 га, поэтому реформа вошла в историю под названием «волочная номера». Лучшие, урожайные земли отводились под княжеские фольварки. Размеры фольварков были разными – от 8 до 15 волок (от 200 до 400 га) земли и более. Каждое крестьянское хозяйство закреплялось за волокой размером в 33 морги (морг равнялся 0,71 га) или за ее частью худшей по качеству земли. Непригодная для пахоты земля, если она встречалась в наделе, компенсировалась соответствующей добавкой. Поэтому на практике волоки были разных размеров – от 33 до 46 моргов, но считались одной налоговой единицей. Крепкие крестьянские хозяйства брали и по две волоки, слабые – половину, треть волоки, тогда пропорционально уменьшался и размер крестьянских повинностей. На одну волоку фольварочной земли нарезалось семь крестьянских волок. Кроме подворного надела крестьянам отводились земли общего пользования: сенокосы, выгоны, леса, озера.

Аграрная реформа Сигизмунда II Августа 1557 г. была первым крупным вмешательством государственной власти в процесс землеупорядочения в ВКЛ. Сначала аграрная реформа была проведена только в великокняжеских поместьях и только в западных воеводствах. В восточных белорусских воеводствах она не проводилась, ибо там условия для развития зернового хозяйства были хуже: болотистые и песчаные почвы, отдаленность от балтийских портов и др. Кроме того, власти ВКЛ опасались, что перемены, реформы в восточных регионах княжества будут использованы православными сепаратистами для отделения и перехода под власть Москвы. С того времени восточная часть Беларуси постепенно отставала от западной в развитии сельского хозяйства. После государственных имений волочная помера была проведена в поместьях феодалов.

Реформа унифицировала повинности крестьян . Поселенные на новых наделах крестьяне делились на тяглых и осадных. Тяглые крестьяне должны были своим инвентарем и тяглом (рабочими животными) обрабатывать фольварочную землю. Их основной повинностью была панщина – два дня в неделю с волоки. Кроме того, они выполняли большой объем иных повинностей: четыре дня толок в год, платили военные налоги – серебщину и поголовщину, жерновое, а также оброк натурой – овсом, сеном, домашней птицей, вносили небольшой чинш, работали в княжеских замках. Осадные (чиншевые) крестьяне обязаны были платить чинш от 66 до 106 грошей в год. Все иные повинности они выполняли в таких же размерах, как и тяглые крестьяне.

В результате проведения реформы создавались фольварочно-панщинные хозяйства , крупные латифундии, которые насчитывали тысячу и больше крестьянских дворов. Фольварки представляли собой комплекс жилых и хозяйственных построек, вокруг которых размещались огороды, пахотные земли, сенокосы, леса, пруды для разведения рыбы, водяные мельницы, корчмы. Главное отличие фольварков от бывших поместий заключалось в том, что основная часть продукции, полученной в фольварке, предназначалась не для удовлетворения личных потребностей феодала и его двора, а для вывоза в качестве товара на местные или зарубежные рынки. В фольварках наряду с производством зерна осуществлялась заготовка лесоматериалов, пепла, поташа. Но главным все-таки было зерно. Поэтому в фольварках расширялись площади пахотных земель, как правило, за счет крестьянских.

Реформа содействовала окончательному юридическому оформлению крепостного права в Беларуси и во всем ВКЛ, просуществовавшего почти 300 лет. Необходимо отметить, что первым законодательным шагом в закрепощении крестьянства в ВКЛ явился привилей 1447 г., изданный Казимиром IV Ягелончиком, которым ограничивались крестьянские переходы с государственных на частновладельческие земли. Следующим этапом был Судебник 1468 г., где в качестве юридического обоснования прикрепления крестьян к земле вводился принцип земской давности, или старожительства, – правила, в соответствии с которым проживание крестьян на земле феодала на протяжении одного и более поколений делало их «непохожими», т. е. потерявшими право перехода к другому феодалу.

Первый Статут ВКЛ 1529 г. определил старожительство десятилетним сроком. Статут ограничил и срок отхода от феодала для крестьян, имевших на это право, – за неделю до дня Всех Святых (Юрьев день на Руси) и на протяжении недели после него, когда окончатся все сельскохозяйственные работы. Статут устанавливал также плату феодалу при отходе от него крестьян – «пожилое», размер которого определялся в 5 коп литовских грошей (очень большая на то время сумма – за 1 копу литовских грошей можно было купить четыре коровы). Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг. установили сначала десяти-, а потом двадцатилетний срок поиска беглых крестьян и возвращения их владельцам.

Осуществление аграрной реформы в Западной и Центральной Беларуси привело к замене общинного землепользования подворным. Общинное землепользование сохранилось только в Восточной Беларуси.

§ 10. Белорусский феодальный город. Магдебургское право

Центрами ремесла и торговли являлись города – поселения с несколькими улицами, 200–300 домами, 1000–2000 жителей. Поселения городского типа назывались местечками. Около 40 % городов и почти все местечки принадлежали феодалам (частновладельческие города и местечки , жители которых несли феодальные повинности в пользу своего господина). К числу таких городов и местечек относились Слуцк, Клецк, Туров, Шклов, Любча, Старый и Новый Быхов, Молодечно, Сморгонь, Логойск, Петриков и др.

Были и государственные , или великокняжеские, города , население которых считалось вольным. В XVI в. в этих городах появились юридики – обособленные административные кварталы, или слободы, которые находились в собственности шляхты, духовенства, церквей и монастырей и на которые не распространялась власть города. Светским и духовным феодалам запрещалось заниматься ремеслом и торговлей. Однако они селили на купленных ими участках своих подданных – ремесленников и торговцев, которые, как и их хозяева, городских налогов не платили.

Зависимость от феодалов мешала развитию городских промыслов и торговли. Поэтому города сражались против феодальной зависимости, стремились получить право на самоуправление. С конца XIV в. литовские князья начали давать городам право на самоуправление, или магдебургское право (таким правом владел г. Магдебург).

В 1390 г. магдебургское право получил Брест, в 1391 г. неполное право было дано Гродно, в 1451 г. самоуправлением, согласно магдебургскому праву, начал пользоваться Слуцк, в 1498 г. – Полоцк, в 1499 г. – Минск. До второй половины XVII в. самоуправление получили большинство белорусских городов и многие местечки. Вместе с дарованной грамотой на самоуправление городу давался герб.

Управление городом переходило к магистрату , который состоял из рады и лавы (суда) и размещался в специальном здании – ратуше. Во главе магистрата стоял войт, назначаемый великим князем литовским из числа крупных феодалов или богатых мещан. Помощник войта назывался ленвойтом. Горожане ежегодно на общем собрании выбирали членов рады – райцев. Райцы вместе с войтом выбирали на год двух бурмистров , которые вместе с войтом управляли горожанами. Существовали должности писаря и шафаров, занимавшихся сбором податей.

Рада выступала в качестве городского правительства, которое определяло общее направление развития городского хозяйства, наблюдало за торговлей, производством и продажей продуктов питания, осуществляло сбор налогов, организовывало выборы и отчеты органов самоуправления, ведало городской собственностью, устанавливало нормы и правила внутригородской жизни. Рада регулировала ремесленную и торговую деятельность мещан, обеспечивала благоустроенность города и безопасность его жителей. Виновный в поджоге, например, сам подлежал сожжению. В подчинении рады находились арсеналы и укрепления на случай военной опасности.

Магдебургское право предусматривало существование в городе двух судов – бурмистрско-радецкого и войтовско-лавницкого.

Бурмистрско-радецкий суд рассматривал дела ремесленников и ремесленных корпораций, торгово-кредитные вопросы и споры по ним, дела, связанные с семейными отношениями и моральностью. Войтовско-лавницкий суд – лава во главе с войтом – рассматривал уголовные дела. Члены лавы, лавники (присяжные) избирались магистратом или назначались войтом из числа наиболее полезных для города мещан христианского вероисповедания.

Практиковались совместные заседания, где разбирались случаи выступлений против магистрата, волнения городских низов, недоразумения на религиозной почве. Высшей апелляционной инстанцией по вопросам бурмистрско-радецкого и войтовско-лавницкого судов являлся господарский суд. Существовал также коптуровый суд , действовавший в период межкоролевья.

По магдебургскому праву население городов освобождалось от панщины в пользу феодала. Феодальные повинности заменялись единым денежным налогом.

Население городов формировалось за счет беглых крестьян, ремесленников, переселенных феодалом в город (в Беларуси было известно более 100 ремесленных специальностей). Большую часть населения города составляли мещане – ремесленники и торговцы. Они освобождались от власти феодалов, воеводской и уездной администрации, а также от повоза (кроме великокняжеских земских войсковых нужд) и от караульной службы (кроме той, которая выполнялась для нужд великого князя). Вместе с тем мещане платили торговые сборы, цеховые и братские складки, а также «чинш кабацкий» и «серебрщину» – чрезвычайный налог на войсковые нужды. Городские низы (плебс) – «люзные люди» и «гультаи» – выполняли коммунальные работы, служили при домах богатой городской верхушки – купечества, мастеров, бояр и шляхты. Большая часть жителей городов и местечек занималась сельским хозяйством, обеспечивая себя всем необходимым.

Таким был средневековый феодальный город Беларуси.

§ 11. Формирование белорусской народности. Культура Беларуси во второй половине XIII – первой половине XVI в.

Включение западнорусских земель в ВКЛ совпадает с процессом дальнейшего формирования новой этнической общности – белорусской народности , которая наряду с русской и украинской образовалась на основе древнерусской народности. Что же такое народность? Народность – это исторически сформировавшаяся общность людей (этническая общность), для которой характерны единый язык, территория, господствующий экономический строй, этническое самосознание, психологический склад и культура. Белорусская народность формировалась и существовала в XII–XIX вв. Народности как этнической общности предшествовали такие общности, как род и племя (первобытнообщинный строй и начало создания классового общества).

Начало процесса формирования белорусов, русских и украинцев следует искать в далеких VI–IX вв., когда на территории современных Беларуси, России и Украины расселялись восточные славяне и в результате взаимодействия с местными этносами ассимилировали их. На территории Беларуси славяне смешались с балтским населением, там, где затем произойдет формирование русской народности, – с угро-финским населением, а там, где образуется украинская народность, – с тюркским субстратом. Но это были еще не белорусы, русские и украинцы, а славянские этнические общности кривичей, дреговичей, радимичей. Вспомним, что в период Киевской Руси существовала древнерусская народность.

Дальнейший процесс формирования белорусской народности продолжался в период феодальной раздробленности и во времена ВКЛ. В XIII–XVI вв. единая верховная власть, единое государственное управление, единое законодательство содействовали более тесным политическим, экономическим и этническим связям между княжествами, воеводствами, уездами и волостями ВКЛ. В процессе взаимодействия постепенно формируются этническая территория белорусов, общие черты хозяйственной деятельности на этой территории (натуральное хозяйство), одинаковая бытовая культура (рубленая хата, например), похожие элементы обрядов, обычаев, народного художественного творчества.

Формируется также единый старобелорусский , или древнебелорусский, язык. Только для него характерны «дзеканье» и «цеканье» (дзед вместо дед, цень вместо тень , твердое произнесение звука «р», «аканье» и «яканье» (бяроза ), приставные звуки в начале слова (возера, ільняны, імгла и т. д.). Древнебелорусский язык постепенно становится официальным языком государственных документов и законодательства (Статуты ВКЛ). Он обогащается языками русского, польского, литовского и других народов.

Определенную этноконсолидирующую роль играл конфессиональный фактор. Признак веры становился своеобразным признаком народа. Понятие «православный» в то время отождествлялось с понятием «русский». Белорусский историк Я.И. Трещенок считает, что именно конфессиональная принадлежность была основной системообразующей характеристикой и государственного, и этнокультурного развития европейских христианских народов. Славянское население будущей Беларуси развивалось как единый народ первоначально в лоне восточнохристианской, православной цивилизации, которая объединяла его с остальным восточным славянством. А во главе Великого Княжества Литовского сначала стояли князья-язычники, перешедшие после Кревской унии 1385 г. вместе с балтской знатью в западный католицизм во главе с папским Римом.

В ходе противостояния восточнославянской, православной, и западнохристианской, католической, цивилизаций, постоянной дискриминации православных белорусский этнос постепенно лишался социальной верхушки в лице шляхты, которая в обмен на собственные права и привилегии предала свой народ, отказалась от его религии, языка и культуры, добровольно признала себя частью другого, польского, этноса. История этой шляхты-предательницы национал-радикалами выдается сегодня за историю самого белорусского народа, а шляхетские ренегаты провозглашаются национальными героями. На самом деле окатоличенная и ополяченная шляхта выступала в качестве социального и национально-религиозного угнетателя своего собственного, белорусского народа. «Замазывание этого факта в истории, в учебниках, в общественном сознании само по себе объективно на уровне национального предательства, предательства памяти многих поколений жертв этого угнетения», – утверждает с научных и патриотических позиций кандидат исторических наук Я.И. Трещенок (Трещенок Я. Битва за правду // Беларуская думка. 2006. № 12. С. 118–119).

Этническое самосознание – еще один признак народности .

Этническое самосознание проходит в своем формировании более сложный и долгий путь по сравнению с другими признаками, появляется у народа тогда, когда он начинает отличать себя от других народов. В период существования ВКЛ белорусы отличали себя от поляков и литовцев, поскольку те говорили на чужом языке и насаждали чужую католическую религию. Значительно позже белорусский народ начал отличать себя от русского народа. Общая древнерусская народность времен Киевской Руси, общая политическая и экономическая структура западнорусских княжеств, что вошли в ВКЛ, единая религия, язык и культура предков – все это привело к тому, что население белорусских территорий ВКЛ долго называло себя русскими и язык свой также считало русским. Так, русским называл себя в своих книгах великий белорусский просветитель XVI в. Франциск Скорина, и язык своих книг он также называл русским. Этническое самосознание белорусов сформировалось позже, чем другие этнические признаки.

Культура также является признаком народности . Она формировалась под воздействием культур соседних народов – русского, польского и литовского. Оказывали влияние и западноевропейские культурные традиции, традиции гуманизма эпохи Возрождения (Ренессанса) .

В XIII–XVI вв. в устном народном творчестве получили распространение сказки, песни, загадки, пословицы. В песнях отображается героическое прошлое народа – борьба с крестоносцами и татарами, любовь к Родине и независимости, в семейно-обрядовом творчестве – такие черты народного характера, как коллективизм и гостеприимство белорусов. Появляются антикрепостнические и антицерковные сказки, содержащие эпизоды русских былин об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Обрядовые песни, хороводы, игры сопровождаются игрой на музыкальных инструментах – гуслях, сурме, роге, цимбалах, лире, скрипке. Развиваются церковно-певческая хоровая культура и инструментальная музыка. Появляется белорусский кукольный театр – батлейка , в основу репертуара которого легли репризы скоморохов, выступавших перед населением.

Происходит становление белорусской литературы. Значительным ее памятником являются летописи, написанные на старобелорусском языке и называемые сегодня белорусско-литовскими: «Летописец великих князей литовских», Белорусско-литовская летопись 1446 г., «Хроника Великого Княжества Литовского и Жемайтского», «Хроника Быховца». С XV в. на старобелорусский язык начали переводить литературные произведения других народов – «Александрия», «Троя», «Повесть о Тристане».

В XVI в. в белорусскую литературу проникают идеи гуманизма и реформации. Предвестником этих идей является Ф. Скорина, восточнославянский и белорусский первопечатник , просветитель, писатель, публицист, художник, общественный деятель эпохи Возрождения. К своему родному краю, к своему народу, который называл «братия моя, Русь, люди посполитые», Ф. Скорина всегда относился с великим уважением, к нему обращал возвышенные слова и мысли: «Звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезды своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобныя боронять ульев своих. Тако же и люди, игде зародилися и ускормлены суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають». Как завет потомкам доносятся до нас из XVI в. проникновенные и мудрые слова Ф. Скорины: «Любите книгу, ибо она – источник мудрости, знаний и науки, лекарство для души».

В 1517 г. в Праге Ф. Скорина основал свою первую типографию, где в августе этого же года вышла в свет его книга «Псалтырь». На протяжении 1517–1519 гг. Ф. Скорина перевел, прокомментировал и подготовил к печати 23 книги Библии, которую в те времена считали своеобразным универсальным учебником, энциклопедией, где читатель может найти ответы на сложные вопросы жизни. К изданным книгам Старого Завета Ф. Скорина написал 25 предисловий и 24 послесловия. Книги были богато иллюстрированы гравюрами, украшены огромным количеством заставок, концовок, заглавных букв, титульных листов, что сделало их уникальными памятниками книжной культуры. В Библии был помещен портрет самого Ф. Скорины, являющийся его единственным прижизненным изображением.

Вернувшись на родину, Ф. Скорина основал в Вильно первую на территории Великого Княжества Литовского типографию, где около 1522 г. выпустил в свет «Малую подорожную книжицу», а в 1525 г. – «Апостола», свое последнее издание. Книги Ф. Скорины хранятся в библиотеках и музеях мира (всего сохранилось около 400 экземпляров).

Знаменитым деятелем культуры эпохи Возрождения (Ренессанса) был Микола Гусовский. Его поэма «Песнь о зубре» была создана в Риме и напечатана в Кракове в 1523 г. Почти половину ее занимают описание внешнего вида, повадок, образа жизни зубра, царя белорусских пущ, и сцены охоты на него. Зубр для Гусовского был символом родины, поэтому «Песнь о зубре» стала песней о Беларуси. Наряду с образом зубра автор поэмы воспевает красоту белорусской природы, с воодушевлением рассказывает читателям о занятиях, обычаях и нравах белорусского народа. Поэт прославляет своего кумира, великого князя литовского Витовта, как идеального правителя, называет время его княжения золотым веком в истории княжества.

Для архитектуры XIII–XVI вв. характерны оборонительные сооружения, крепостные комплексы и культовые строения. Известны замковые комплексы в Лиде, Новогородке, Мире, Креве, Смолянах и других городах и местечках Беларуси, которую в средние века называли страной замков. На смену романскому стилю в архитектуре пришла готика. Примерами белорусской готики являются церкви-крепости: Сынковичская (д. Сынковичи, Зельвенский район), Мурованковская, которая получила еще одно название – Маломожейковская (Щучинский район), Супрасльская (на территории Подляшья), Борисоглебская церковь в Новогородке, Спасо-Преображенская церковь в Заславле.

После Кревской унии на территории Беларуси начали строить костелы. В XV–XVI вв. были возведены Троицкий костел в д. Ишкольдь (Барановичский район), костелы в д. Вселюб (Новогородский район) и в Ивье, фарный костел в Новогородке, Троицкий костел в Клецке, костел Святого Духа в Городне, Николаевский костел в д. Геранены (Ивьевский район) и костел Святого Михаила в д. Гнезно (Волковысский район). По примеру этих костелов был перестроен до XVIII в. Полоцкий Софийский собор (белорусская готика и романский стиль). С конца XVI в. в архитектуре Беларуси появились элементы стиля барокко .

В живописи преобладал иконописный стиль, наиболее характерным произведением которого является икона Параскевы-Пятницы (XIV–XV вв.). К XV в. относится возникновение светской живописи, представленной портретами исторических лиц – магната Хадкевича, князя Ольгерда и т. д. По манере исполнения эти портреты напоминают произведения мастеров эпохи Возрождения.

Таким образом, в XIII–XVI вв. в условиях феодального и культурно-национального гнета белорусский народ создал богатые культурные ценности. Они явились значительным вкладом в общеевропейские культурные достижения эпохи Возрождения .

Эпоха Возрождения (Ренессанса) (XIV в. – для Италии, конец XVI – начало XVII в. – для Восточной Европы) была вызвана ломкой старых феодальных отношений и зарождением новых, капиталистических, усилением буржуазной прослойки общества, повышением роли городов, быстрым развитием новой, буржуазной по своей сути идеологии. В противовес господствовавшей до этого феодально-церковной культуре создается светская, гуманистическая культура, церковь подвергается критике, пересматриваются бывшие религиозные учения, складываются условия для создания наций, пробуждается патриотизм, происходит интенсивное становление и развитие национальных языков и культур. Это было время великих путешествий и географических открытий, научных изобретений, широкого распространения книгопечатания, бурного развития искусства, резких столкновений в области идеологии и крупных антифеодальных выступлений. В те времена гремела слава великих путешественников Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Фернана Магеллана, Васко да Гамы, создавали свои шедевры художники Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Европа узнала имена выдающихся мыслителей Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Франсуа Рабле, Никколо Макиавелли, Николая Коперника, Миколы Гусовского и др.

Изобретение книгопечатания в середине XV в. является одним из великих достижений человеческой цивилизации. Изобретателем печатного станка и наборного шрифта, «отцом» книгоиздания является Иоганн Гутенберг.

С конца XVI до середины XVIII в. в европейском искусстве на основе позднего Возрождения возникает стиль барокко (от ит. barocco – буквально вычурный, странный или порт. baroccа – жемчужина странной формы). Художественными принципами барокко были динамичность композиции, контрасты масштабов, ритмов, материалов, светотеневые и цветовые эффекты, стремление создать иллюзию безграничного пространства.

Основу экономического развития белорусских земель в XIV-XVI вв. составляло сельское хозяйство, с которым были тесно связаны ремесло и промыслы. Основными отраслями сельского хозяйства были земледелие и животноводство.

Право собственности на землю монопольно принадлежало классу феодалов. Крупнейшим феодалом было государство, имевшее в собственности крупнейшие земельные пространства. Основным земельным фондом хозяйственных земель владел великий князь. Все больше земельных угодий из рук монарха попадало в собственность шляхты. Поместьями на белорусских землях владели церковные учреждения и иерархи.

Сначала феодальное хозяйство носило натуральный характер, однако увеличение спроса на сельхозпродукцию в Западной Европе требовало коренной перестройки хозяйства. На смену двору приходит фольварк, ориентирующийся на рынок. Производство в таком хозяйстве ориентировано на труде крестьянина-барщинника.

Реорганизация феодального хозяйства постепенно набирала темпы. «Устава на волоки » 1557 г. явилась документом, подытоживающим определенный опыт фольварочного хозяйства. Одной из основных целей «волочной померы», вошедшей в историю под названием реформы 1557 г., было упорядочивание крестьянского землепользования, унификация размеров обложения повинностями. В соответствии с «Уставой» земля нарезалась на волоки (21,36 га). Т.о., в ходе проведения волочной померы разрушалась поземельная община. Она заменялась подворным населением земли.

Иначе протекал процесс развития помещичьего хозяйства на востоке Беларуси. Там фольварк был явлением редким. Помещичье хозяйство имело преимущественно промышленный характер (пр-во лесомат-в, дегтя, смолы). Основным производителем сельхозпродукции было крестьянское хозяйство, еще не знавшее барщины. На востоке Беларуси волочная помера не была проведена. Решающим фактором была близость русской границы. При всяком усилении гнета крестьяне «голосовали ногами». Русские власти беглецов не выдавали.

Аграрная реформа увеличила доходность государственных имений. Частные владельцы приспосабливали ее к своей выгоде, увеличивая повинности. В конце XV - первой половине XVI в. шел активный процесс закрепощения крестьянства. Прежние категории крестьян постепенно превращались в одно сословие - крепостное крестьянство. Крестьяне подразделялись на данников, тяглых и чиншевых. Натуральный оброк был главным в системе повинностей. Но по мере укрепления фольварочной системы на западе Беларуси на первое место выходит барщина - работа в помещичьем хозяйстве. В Восточной Беларуси - дань (большей частью медом дорогими мехами).

В XIV-XVI вв. в Беларуси наблюдается интенсивный процесс урбанизации. Некоторые белорусские города стали крупными центрами ремесла. Одной из основных городских функций была торговля. Рынки городов связывали между собой все регионы Великого Княжества Литовского.

Т.о., XIV-XVI вв. стали временем глубоких социально-экономических сдвигов, разрушающих вековые основы феодальных традиций, и создали благоприятную почву для развития новых производственно-общественных отношений.

Развитие товарно-денежных отношений вызывало необходимость усовершенствования феодальной системы хозяйствования, использования ее не только для простого воспроизводства, но и для производства продукции на продажу, увеличения доходов феодального сословия.

В 16 - первой половине 17 в. аграрная реформа закрепила в ВКЛ, в том числе и на территориии Беларуси, новую систему хохяйствования. Реформа проводилась на государственных землях. Основным документом реформы была "Устава на волоки", подписанная великим князем литовсеий Сигизмундом Августом в 1557 г.

Можно выделить след.основные причины и предпосылки реформы:

  1. рост государственных расходов ВКЛ, недостаток средств в государственной казне;
  2. рост материальных потребностей двора;
  3. "революция цен" в Европе, увеличение спроса на с/х продукты.

Войны ч Россией истощали казну. Революция цен - резкое увеличение цен на с/х продукцию и падение цен на драгоценные металлы, что было вызвано притоком золота и серебра из Нового света, куда были проложены пути в эпоху географический открытий. Высокий спрос на с/х продукцию стимулировали поиски увеличения ее производства. Аграрная реформа проводилась в германии и Польше - странах, с которыми ВКЛ имело доволи развитые отношения. Стихийное образование фольварков стало первым шагом к такой реформе.

Целью реформы было увеличение доходов гос-ва путем изменения и упорядочения поземельных отношений: перехода от стихийно складывающейся системы взимания налога с семьи к системе взимания налога с земли в зависимости от ее качества и кол-ва.

Увеличить доход с гос.земель предполагалась путем точного их учета, определения размера повинностей крестьян пропорционально занятым землям. Поземельной мерой,за пользование которой выполнялись определенные повиности, стала волока.

За пользование землей крестьяне, жившие на гос.землях, обязаны были выполнять повинности:

  1. за тягловые наделы крестьяне обрабатывали барщину два дня в неделю с волоки земли, обязаны были выходить на гвалты и толоки, а также платить чинш в зависимости от качества земли;
  2. за осадные наделы крестьяне платили чинш, отбывали в год 12 толок либо платили за них 12 грошей, а за гвалты давали бочку ржи либо платили 10 грошей.

Были выделены и так называемые вольные волоки, которыми обеспечивались служащие фольварков. Такие волоки повинностями не облагались, а их держатели несли определенную службу.

В целом реформа была проведена в интересах феодального сословия, способствовала перераспределению доходов с земли в их пользу. Формами сопротивления стали отказы принимать волоки, жалобы, бегство, даже вооруженные выступления. Землевладельцы также применяли различные формы борьбы с непокорными: от штрафов до смертной казни.

Суммирую результаты и последствия реформы, можно выделить следующие:

  1. рост доходов казны и феодалов;
  2. переход к поземельному налогообложению крестьян;
  3. ускорение передовой агротехники - трехполья и повышение производительности с/х труда;
  4. разрушение крестьянской общины на западе и в центре Беларуси, переход крестьян в этом регионе к подворному землепользованию;
  5. закрепощение крестьян;
  6. окончательнок оформление феодальной сословной корпоративности (сословий шляхты, крестьян, горожан, духовенства со своими правами и обязанностями);
  7. развитие торговли и товарно-денежных отношений.

Проведение агр.реформы и упорядочение повинностей сопровождалось закреплением крестьян за землей, превращением различных категорий в одно сословие - крепостные крестьяне. В качестве этапов закрепощения крестьяе можно выделить след:

  1. "Привелей" 1447 г. великого князя литовского Казимира, окончательно закрепивший право феодалов на вотчинный суд и ограничивший тем самым общинные права;
  2. Статут ВКЛ 1529 г. - всеобщий свод законов, который отказывал крестьянам в праве собственности на землю, закреплял это право за феодальным сословием. Крестьяне потеряли право распоряжаться землей безсогласия феодалов;
  3. "Устава на волоки" 1557 г., фактически закрепившая крестьян, "принявших"волоки, за этими земельными наделами;
  4. Статут ВКЛ 1566 г., который ввел 10-летний срок поиска беглых или украденных крестьян, а также административные взыскания против тех, кто их прятал;
  5. Статут ВКЛ 1588 г. увеличил срок беглых крестьян до 20 лет. Статут зачислял в разряд "непохожих" тех крестьян, которые прожили на землях феодалов 10 и более лет. Теоритически крестьянин мог откупиться, но выплатить такую сумму было чрезвычайно сложно.

Таким образом, во второй половине 16 - первой половине 17 в. на смену вотчинному пришло фольварочное хозяйство, была осуществлена радикальная аграрная реформа, завершился процесс формирования и юридического оформления корпоративности феодального общества, крестьяне стали частью феодальной собственности. Процесс закрепощения в целом завершился.

- 89.50 Кб

Вводились две категории волок: тяглые и осадные. Условия пользования осадной волокой были близки к прежним - надлежало вносить определенное число продуктов и денег. Изменился лишь состав этих платежей. Пользователи такой волоки на хорошей земле платили денежный чинш в сумме 70 грошей, а также вносили натуральную повинность (дякло) - по 1 бочке озимой ржи и овса. При среднем качестве земли размер чинша уменьшался до 60 грошей (при том же размере дякла), а на плохой земле полагался только чинш в 60 грошей, без дякла.

Пользование тяглой волокой предполагало, помимо денежных и натуральных выплат, выполнение отработочных повинностей в домениальном хозяйстве. Отработочная повинность (панщина) независимо от качества земли составляла по 2 дня с волоки в неделю, плюс 6 дней толоки на своём хлебе в год, обязанность отвозить в Вильно подводы с дяклом и при необходимости другие грузы, косить дворские сеножати, сторожить в панском дворе. С тяглой волоки хорошей земли подданным надлежало платить также чинш в размере 35 грошей и поставлять дякло - 1 бочку жита и 2 бочки овса. С такой же волоки средней земли полагалось 30 грошей, по 1 бочке жита и овса. Кроме того, пользователи волоки должны были давать ежегодно 2 курицы и 10 яиц.

Некоторые историки, исследуя архивные данные пришли к выводу, что сумма повинностей с осадной волоки хорошей земли составляла в среднем 90 грошей в капитульных владениях, а в государственных - 106 грошей, со средней земли - соответственно 80 и 97, с плохой - 60 и 83. Размер барщины был одинаков, за тем исключением, что в государственных имениях 2 недели в году были свободными от работ. Толоки составляли в капитульных владениях 6 дней против 4 в государственных.

С такими подсчетами можно согласиться, но с той оговоркой, что они отражают стоимость повинностей в ценах 1550-х гг. Ведь между тем к 1576 г. серебряное наполнение гроша из-за инфляции понизилось на 10%, соответственно изменились и цены. Согласно Статуту 1566 г., копа озимой ржи (60 снопов) оценивалась в 12 грошей. Обычный намолот с такой копы составлял, судя по данным более позднего Статута 1588 г., около 0,83 бочки, т. е. цена бочки равнялась 14 грошам и 4 пенязям. Копа овса стоила 6 грошей при среднем намолоте 0,5 бочки с копы, характерном для всех яровых культур. Бочка овса должна была стоить в таком случае до 12 грошей. Курица в Статуте 1566 г. оценивалась в 1,5 гроша. Стоимость яиц в это время неизвестна, но в другие годы цена за десяток соответствовала, как правило, 0,5-0,75 цены курицы. Таким образом, ее можно оценить в пределах от 8 пенязей до 1 гроша. С такими поправками выплаты подданных капитула с осадной волоки хорошей земли должны были составлять в середине 1570-х гг. в абсолютном исчислении более 100 грошей, со средней - более 90, а с тяглой волоки - около 80 и 60 грошей соответственно, плюс барщина.

Согласно уставе 1557 г., при проведении реформы предписывалось выделять волоку в распоряжение или односемейного хозяйства, или неразделенного (отец и взрослый сын, или два брата). Идеальный вариант - выделение отдельной волоки для каждого хозяйства - был возможен только в случае, если значительная часть из них получала не окультуренные земли, а лесные участки под расчистку. Вряд ли это было возможно, учитывая огромные трудозатраты на освоение таких участков: по российским данным середины 19 века на разработку одной десятины (1,09 га) от валки леса до первого посева требовалось 100-125 человеко-дней. Для освоения целой волоки требовалось около 10 человеко-лет. Семья, имевшая трех взрослых мужчин, должна была целиком посвятить себя этому занятию примерно на 3 года. Если половину времени приходилось уделять обычным хозяйственным делам, обеспечивая себе пропитание, этот срок возрастал вдвое. При наличии двух работоспособных он растягивался лет на 10. Даже при условии освобождения от всех повинностей на 5-10 лет позволить себе такое могло далеко не каждое хозяйство. Скорее всего, уже в момент реформы большинство волок выделялось не одному хозяйству, а двум родственным (например, уже фактически разделившимся братьям).

В дальнейшем волочные наделы очень быстро подверглись последующему дроблению, что ранее происходило со службами. Разрастающиеся семьи явно предпочитали образовывать новые хозяйства путем раздела имеющегося надела, а не выделения новой семьи на неосвоенный или пустующий участок. Пропорционально уменьшался и объем повинностей, приходящихся на такое хозяйство. Похоже, что реформа, в целом проводимая по западноевропейским образцам, натолкнулась на местные культурные традиции: право каждого мужского потомка на часть отцовского имущества представлялось здесь незыблемым. По суммарным данным многочисленных инвентарей конца 16 - первой половины 17 в., из 36419 учтенных наделов лишь 4353 (12%) соответствовали волоке и 408 (1,1%) превышали ее. Сравнительно редко встречались наделы в 3/4 волоки (649, или 1,8%) и 2/3 волоки (647, или 1,8%), тогда как подавляющее число хозяйств пользовалось половиной волоки (15354, или 42,2%), ее третью (4376, или 12%) или четвертью (10632, или 29,2%).

Следует отметить, что изначально 30-морговая волока предполагала распределение только пашни, сенокосные угодья при этом оставались в совместном общинном владении. Если же сенокосы тоже закреплялись за индивидуальными хозяйствами, они именовались наддавком и обычно выделялись в расчете 3 сеножатных моргов на волоку (чуть более 2 га). Такая волока с наддавком составляла 33 морга.Позже было принято решение размечать под наделы участки, поросшие лесом, чтобы впоследствии осаживать на них новых подданных. Крестьянину, соглашавшемуся взять такой участок под расчистку, гарантировалось освобождение от повинностей на срок от 5 до 10 лет. Остальные леса оставались в общем пользовании, причем подданные имели право заготавливать там дрова, лыко, хворост на изгороди и строевой лес, но только на свои нужды, а не на продажу. Детям и молодым девушкам разрешалось без ограничений заготавливать в лесу грибы, ягоды, хмель и трут. На своих наделах крестьяне имели право убивать зашедших туда лесных зверей - волка, лисицу, рысь, росомаху, зайца, белку, а также птиц. Однако даже там им запрещалось охотиться на крупных копытных - серн, оленей и т. п.

Следует отметить, что одной из особенностей проводимой реформы стало требование размещать крестьянские дворы в одну линию вдоль деревенской улицы - так, чтобы каждый двор приходился на среднее поле волоки, выделенной ему. При этом жилые постройки и хлева располагались с одной стороны улицы, а гумна - напротив. В дальнейшем такой принцип планировки стал традиционным и сохранился до конца 19 века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, социально-экономические отношения в Великом княжестве Литовском в 14 - 16 веках претерпевали существенные изменения.

В этот период активно проходил процесс закрепощения крестьянства - самого многочисленного социального слоя Великого княжества. Упорядочению земельных отношений, а также и повышению эффективности сельского хозяйства способствовала сельскохозяйственная реформа 1557 года.

Одними из наиболее важных итогов реформы стали:

  • увеличение доходов казны и феодалов
  • переход от подворного до поземельного налогообложения крестьян
  • закрепощение крестьян
  • увеличение денежного обращения, ведь большинство крестьян было переведено с натурального налога на денежный, и поэтому получило связь с рынком.
  • ликвидация сельской общины, поскольку крестьяне получали в наследство в своё пользование волоки и исполняли денежные и другие обязательства по отдельности, а не всей деревней
  • внедрение передовой агротехники – трёхполья.

Кроме того, следует отметить, что новая система хозяйствования дала возможность увеличить урожаи зерна, которое стали вывозить на продажу за границу. В свою очередь ликвидация сельской общины дала возможность развивать различные виды производства, особенно связанные с переработкой древесины, ведь часть крестьян вместо работы на земле стала заниматься ремеслом. Всё это способствовало росту местного рынка и экономическому развитию страны.

Кстати, подобные реформы были проведены и в Российской империи только в начале 20 века П. Столыпиным, который имел владение возле Гродно

и собственными глазами мог видеть итоги реализации «Уставы на волоки». Сама волока оказалась настолько устойчивой хозяйственной единицей, что даже в 20 веке белорусские крестьяне, приобретая землю, измеряли её волоками.

Подытожив и проанализировав вышеизложенный материал, объективно считаю, что поставленная автором данной работы цель о создании наиболее полной и объективной картины преобразований, имевших место в ходе проведения аграрной реформы, была достигнута.

В данной работе была предоставлена общая характеристика сельскохозяйственного развития белорусских земель в 14-16 веках, предыстория и предпосылки аграрной реформы 1557 года, сущность нововведений, ставших итогом реформы 1557 года, и их влияние на дальнейшее развитие экономики белорусских земель.

Показать закономерный путь развития реформистской мысли от Боны Сфорки до Миколая Радивила Чёрного.
Детально охарактеризовать и проанализировать события аграрной реформы 1557 года.
Проследить новые тенденции в развитии аграрного сектора и хозяйства в целом после проведения реформы 1557 года.
Охарактеризовать изменения и нововведения, ставшие итогом реформы.
Изучение данных задач при использовании необходимой литературы и дало возможность осуществить изучение данной темы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!