Психо -эмоциональные портреты. Мощный эмоциональный портрет

Модуль. Эмоции и психические состояния личности

План семинарского занятия

1. Понятие эмоций, функции эмоций

2. Классификация эмоций. Эмоции и чувства

3. Воля и волевая регуляция человеческого поведения. Эмоциональная и волевая саморегуляция

4. Психические состояния личности. Стресс и его преодоление

Задания и упражнения

Вопросы для размышления.

1. Известный психолог и философ Э. Фромм писал: «Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек... Если индивид любит только другого, он вообще не может любить». Проанализируйте это высказывание.

2. Прокомментируйте слова В.В. Маяковского: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему, просто глуп».

3. От чего зависит богатство эмоциональной жизни человека?

Задание 1.

Перед вами двенадцать выражений лица, которые отражают определенные эмоциональные состояния человека. Соотнесите рисунок и соответствующее эмоциональное состояние: скорбь, безразличие, веселье, скепсис, сильная злость, грусть, бурная радость, враждебность, глубокая печаль, застенчивая радость, плохое самочувствие, злость.

Задание 2.

Дайте название эмоциям, возникающим в следующих ситуациях.

1. Начальник оскорбительно ругает подчиненного за неправильно выполненное задание.

2. Рабочий долго выполняет однообразную работу.

3. Студент получает отличную оценку на экзамене.

4. В переполненном автобусе происходит конфликт между пассажирами, сопровождающийся взаимными оскорблениями и унижениями.

5. Молодой человек, поступивший учиться в престижный вуз, пошел на встречу с бывшими одноклассниками.

6. Люди, ожидающие автобус, смотрят на пьяную, неряшливо одетую женщину.

7. Ребенок смотрит по телевизору интересный мультфильм.

8. Человек попал в автомобильную аварию и чудом остался жив.

9. Человек впервые прыгает с парашютом.

10. Студенту неожиданно снизили оценку на экзамене.

Тестовая методика «Самоотношение»

На вопросы теста нужно отвечать "да", "нет", "не знаю".



1. Я вполне доволен(на) собой.

2. Иногда меня беспокоят или нервируют противоречивые мысли и чувства, касающиеся людей или событий.

3. Я могу точно определить в своей жизни период, когда я стал(а) человеком самостоятельным и независимым.

4. Я люблю представлять себе различные ситуации, в которых я веду себя совершенно иначе, чем в жизни.

5. Кроме мелких промахов, мне нечего поставить себе в вину.

6. У меня часто возникает такое чувство, что я сам(а) не знаю, чего я хочу.

7. Я столь хорошо знаю свое тело (организм), что понимаю, когда мелкие недомогания вызваны моими внутренними конфликтами или душевным разладом.

8. Меня очень огорчает то, что я никогда не достигну идеального состояния собственной личности.

9. Вместо того чтобы взрываться и злиться, я умею вести мысленный (внутренний) диалог и разговаривать с собою даже тогда, когда проблема вызывает противоречивые мнения или чувства.

10. Иногда я реагирую на определенные (некоторые) ситуации иначе, чем хотел(а) бы.

11. Есть вещи, в которые я глубоко верю, и такие ценности, во имя которых я сделал(а) бы больше, чем могу сейчас определить.

12. Я всегда спешу, мне не хватает времени или я берусь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека.

13. Я умею сам(а) поддерживать себя в трудных ситуациях, а когда у меня есть возможность (время, место и т. д.), то я позволяю себе "переболеть".

14. Я считаю, что сегодня мир так сильно изменился, что добро и зло стали чем-то относительным.

15. Часто, слыша критические оценки других людей в отношении себя, вслух я соглашаюсь с ними, хотя, по правде, я так не думаю.

Подсчет результатов.

За каждый ответ "да" на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, а также ответ "нет" на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 – получаете по 10 очков. За каждый "не знаю" – получаете по 5 очков. Подсчитайте все очки.

100 150 очков. Ваши ответы показывают не только на то, что вы живете в согласии с собой, но и то, что вы знаете себя и можете себе доверять. Кажется, вы обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и касающихся взаимоотношений с людьми. Вы умеете быть для себя источником силы и поддержкой даже тогда, когда другие люди вашу силу называют слабостью.

50 99 очков. Очевидно, вы не живете в полном согласии с самим(ой) собой. В вас есть много сомнений и недовольства собой. Ваши ответы указывают на существование каких-то преград для полного принятия собственной личности. Если бы вы попробовали точнее оценить свои возможности и одновременно проявить больше терпимости по отношению к себе (вы – человек мыслящий, но и ошибающийся), то тогда, быть может, жизнь приносила бы вам больше удовлетворения.

0 49 очков. Знаете ли вы причину, по которой так сильно себя не любите? Ваши ответы говорят о почти полном отсутствии принятия себя и согласия с собой. Но несмотря, ни на что, будьте другом самого себя, для этого изучите, как много предрассудков и стереотипов вы уже имеете, думая о себе. И, кроме того, не мучайте себя упражнениями воображения. Начните делать то, что желаете больше всего, даже если этому сопутствует риск.

Методика «Эмоциональный портрет личности»

С помощью теста вы можете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, названными условно «Голубь», «Страус» и «Ястреб». Необходимо сделать по одному выбору в вопросах:

1. Мне 12 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: "Уже никуда ты не пойдешь". Я:

а) очень-очень попрошу маму, чтобы она меня все-таки отпустила на улицу, но если она будет все равно настаивать на своем, то останусь дома;

б) скажу себе: "А я никуда не хочу идти" и останусь дома;

в) скажу: "Ничего не поздно, я пойду", хотя мама потом будет сильно ругаться:

2. В случае разногласий я обычно:

а) внимательно прислушиваюсь к чужому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;

б) избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;

в) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.

3. Я представляю себя человеком, который:

а) любит нравиться многим и быть как все;

б) всегда остается самим собой;

в) любит подчинять других людей своей воле.

4. Моё отношение к романтической любви:

а) быть рядом с любимым человеком – величайшее счастье;

б) это неплохо, но пока она от тебя не требуют слишком многого;

в) это прекрасно, особенно когда любимый дает мне все, что нужно.

5. Если я расстроен, то:

а) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;

б) стараюсь не обращать на это внимание;

в) начинаю злиться и не могу разрядиться на окружающих меня людей.

6. Если начальник не совсем справедливо раскритиковал мою работу, то:

а) меня это заденет, но я постараюсь этого не показывать;

б) меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;

в) я огорчусь, но приму то, в чем он прав, и постараюсь это исправить.

7. Если кто-то "уколет" меня моим недостатком, то я:

а) раздражаюсь и молчу, переживая обиду внутри себя;

б) наверное, разозлюсь и отвечу тем же;

в) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

8. Я лучше всего действую, если я:

а) сам по себе;

б) лидер, руководитель;

в) часть команды.

9. Если я закончил какую-то сложную работу, я:

а) просто перехожу к другому делу;

б) показываю всем, что я уже все сделал;

в) хочу, чтобы меня похвалили.

10. На вечеринках я обычно:

а) тихонечко сижу в углу;

б) стремлюсь быть в центре всех событий;

в) провожу большую часть времени, помогая накрывать на стол и мыть посуду.

11. Если кассир в магазине не додает мне сдачу, то я:

а) естественно, ее потребую;

б) расстроюсь, но промолчу; я не люблю препираться с кассирами;

в) не обращу внимания; мелочь не стоит того, чтобы обращать на нее внимание.

12. Если я чувствую, что злюсь, я:

а) выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;

б) чувствую себя неудобно;

в) пытаюсь себя утихомирить.

13. Когда заболеваю, я:

а) делаюсь раздражительным и нетерпимым;

б) ложусь в постель и очень жду, что за мной будут ухаживать;

в) стараюсь не обращать на это внимание и надеюсь, что это же будут делать все окружающие.

14. Если какой-то человек вызвал мое сильное возмущение, я предпочту:

а) выразить ему свои чувства открыто и прямо;

б) разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем деле или разговоре;

в) дать ему знать об этом косвенно, например, через других людей.

15. Мой девиз, очевидно, будет:

а) "Победитель всегда прав";

б) "Весь мир любит любящего";

Обработайте результаты своих ответов . Для этого разбейте вопросы теста на три пятерки: 1–5, 6–10, 11–15.

Чтобы узнать, насколько вы "Голубь", посчитайте, сколько у вас ответов "а"– в первой пятерке, "в"– во второй пятерке и "б" – в третьей пятерке (полученный результат может колебаться в значении от 0 до 15).

Выраженность у вас "страусиных" черт покажет сумма "б" в первой пятерке, "а" – во второй, и "в" – в третьей.

Ответы "Ястреба" – "в" в первой пятерке, "б" – во второй и "а" – в третьей.

«Голубь»

Это мягкий и чувствительный человек. "Голуби" нуждаются в любви, от нее зависит их счастье и безопасность, ради нее они готовы даже на самопожертвование. Они готовы сделать все для других – и чаще всего то, что они втайне хотят, чтобы другие сделали для них. Прямо попросить или потребовать то, что им нужно, они или боятся, или не умеют. "Голуби" живут мечтой найти человека, который угадывал бы их желания и понимал бы их с полуслова. Не встречая такого, часто оказываются разочарованными. Они вообще уделяют мечтам и переживаниям слишком много времени, вместо того чтобы заняться чем-то серьезным. "Голубь" чаще играет второстепенные роли, способствуя подъему наверх других. "Голуби" себя лучше чувствуют "за троном", а не на нем. Брать на себя инициативу и ответственность – побаиваются, чувствуют себя в роли лидера очень неуверенности. "Голуби" зависимы от мнений окружающих и преданы предмету обожания. Они страдают от мелочей, часто суеверны, слишком добры и уступчивы.

«Страус»

"Страус" – человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. Если кто-то подходит к нему слишком близко, он или отталкивает его, или, что чаще, бежит от него сам. "Страусу" достаточно себя и он хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов или, не дай бог, разочарования, он старается спрятать в песок не только свою голову и сердце, но и талант. Если "Страуса" отвергли, он перенесёт это достаточно спокойно. Они не ждут от жизни и людей слишком многого, поэтому не бывают и слишком разочарованы. Поскольку они никогда особенно ни к чему не стремятся, никто не может сказать, что они потерпели фиаско. Их отчужденность придает им целостность и самодостаточность.

«Ястреб»

Человеку честолюбивому, решительному и храброму, "Ястребу" нужна власть. Преследуя свои цели, "Ястребы" приобретают массу противников, но, с другой стороны, они многого и достигают. Их враждебность, агрессивность и некоторая одержимость делает их очень сложными спутниками в жизни, но в то же время они заставляют каждого "вытягиваться" перед ними "в струнку" и выкладываться в деле. "Ястребы" требуют немедленного подчинения, беззаветной преданности и массы восхищения. Но, с другой стороны, они работают больше чем кто-либо, и, как правило, заслуживают такого отношения к себе. Они стремятся к совершенству, требуют "все или ничего". На критику со стороны реагируют плохо. Всякое предположение, что они могут совершить ошибку, не только вызывает в них ярость, но и может ввергнуть в состояние глубокой депрессии. Для "Ястребов" мир представляет поле битвы, где они окружены врагами. Но не стоит беспокоиться: они вооружены умом и проницательностью, они прирожденные стратеги, у них масса энергии.

Мой первый урок! Мое видение процесса рисования. Оригинал данной картины был создан для австралийского журнала Photoshop Project! Мой урок - о создании портретов и передачи эмоций через картины и другие работы. Думаю, по картинкам и так все будет ясно, в случае, если текст покажется вам не очень информативным.

Картина создана в Photoshop CS3, с использованием планшета Wacom Intuos4.

Надеюсь, вам понравится!

Итак, я расскажу вам о том, как создать волшебный, фентезийный и эмоциональный портрет хрупкой девушки, и как через свои картины передавать эмоции и рассказывать истории. Также, в этом уроке вы найдете несколько полезных советов. Этот урок создан для тех, кто уже владеет базовыми знаниями в области анатомии и умеет работать в Photoshop. Здесь вы узнаете, как рисую лично я, и, надеюсь, моя техника поможет вам найти свой собственный стиль рисования!

1. Цвета и Кисти

Одно из первых, что я делаю, это выбор цветовой палитры. Выбор цветов зависит от настроения, которое вы хотите создать, я выбираю яркие оттенки для кожи, потому что хочу, чтобы она была немного бледноватой, но общая атмосфера картины должны быть темной. Выбирайте насыщенные цвета, потому что наноситься они будут очень мягко. Основные кисти, которые я использую: твердая круглая кисть, со слегка шероховатыми, размытыми краями, и стандартный аэрограф. Обе кисти – в режиме Нажима Пера (Pen Pressure).

2. Основная Форма

Первым делом, я начинаю с основной формы лица героини, нанося цвета очень мягко и размыто. Вы можете сначала подготовить простой эскиз, если хотите, но лично мне не нравится работать с монохроматическими линиями, я больше люблю, когда картина развивается в процессе рисования без каких-либо направляющих линий. Это помогает, когда вы «пишите» какую-то историю для вашего персонажа, и стараетесь рассказать ее через картину. Я хотел создать образ хрупкой девушки с разбитым сердцем.

3. Свет

Продолжайте добавлять все больше и больше цветов к своей палитре, старайтесь обогащать их. На этом этапе я обозначил форму глаз и добавил больше контраста, я также добавил холодный голубой вторичный источник света. Это делает картину намного более интересной и придает «волшебства», мистики. Освещение очень важно для передачи настроения.

4. Дальнейшая проработка

На данном этапе я, наконец, добавил глаза, и сделал их фиолетовыми, чтобы сделать взгляд более сюрреалистически-фентезийным. Этот цвет, также, вписывается в общую палитру цветов, куда входят оттенки темно-фиолетового, синего и коричневого. Добавьте больше бликов, чтобы придать большей реалистичности, но я не советую для бликов использовать чисто белый, а для самых темных участков – черный цвет, я рекомендую брать очень яркий бирюзовый, желтый и голубой вместо белого, и очень темный и насыщенный фиолетовый, синий и красный вместо черного. Фильтр Медиана (Median) (Фильтр – Шум – Медиан) (Filter – Noise – Median) очень помогает мне выстраивать правильные формы и слегка смешивать цвета.

5. Выпуклость и Затенение

Здесь я пытался изобразить выпуклость и затенение лица. Красные линии показывают выпуклости лица, ее форму, они показывают, что лицо не плоское и правильное затенение делает его более реалистичным. Выпуклость, обычно, зависит от света. Здесь я отметил самые яркие участки лица голубыми, а самые темные – зелеными штрихами, чтобы показать, как надо затенять лицо. Вторичный свет оставляет свой «след» только на щеках, подбородке, губах и под носом.

6. Губы

Здесь вы в деталях можете рассмотреть процесс создания губ. Я просто обожаю рисовать пышные губы. Что касается затенения, закрасьте верхнюю губу темным цветом, а на нижней губе добавьте много бликов. Рот приоткрыт так, что немного видно зубы. И не забывайте про голубоватый вторичный свет.

7. Первые Детали

Инструмент Баланс Цвета (Color Balance) (Изображение – Коррекция – Баланс Цвета) (Image – Adjust – Color balance) может оказать вам огромную помощь, если у вас возникли проблемы с цветами, или, если вы намеренно хотите кардинально изменить их. Я очень часто использую эту функцию, в основном для придания теням более синеватого оттенка и светлым участкам – более желтоватого. Но в данном случае я добавил больше оранжевого и коричневого на ее лицо, и темно-коричневого – на волосы. Это придает немного тепла, идеально сочетающегося с холодным вторичным светом. И еще... вы, наверно, уже обратили внимание на первые касания кисти, изображающие черные слезы, которые я решил добавить. Они придают картине именно те эмоции, которых я хотел добиться.

8. Заканчиваем работу над Деталями

Черные слезы уже прорисованы. Совмещение твердой круглой кисти с шероховатыми краями создает очень реалистичную и текстурированную кожу, но для детализации я предпочитаю использовать аэрограф. Я крайне рекомендую использовать функцию Поворота изображения Горизонтально (Изображение – Повернуть холст – Повернуть по горизонтали) (Image – Rotate Canvas – Flip Horizontally). Вы абсолютно новым взглядом посмотрите на свою работу, вы моментально заметите любые ошибки, а для их исправления поможет отличная функция Liquify (Фильтры – Liquify) (Filters – Liquify).

9. Глаза

На этом этапе я покажу вам, как я рисую глаза. Глазное яблоко обычно не серо-белое, оно более голубоватое, и не забывайте затенять глаза на уголках, потому что они не плоские, а шарообразные. Т.к. свет падает сверху, верхняя часть глаза намного темнее нижней, но блик, отражение света, находится на верхней половине глаза. И он не чисто белый, он ярко-голубой. Добавьте еще несколько других цветов на глаза, оттенки не только фиолетового, но и голубого, зеленого, розового, и т.д. Даже не смотря на то, что вы этого не замечаете, это придает лазам реалистичности. Я нарисовал ресницы очень нежно, использовав аэрограф и темно-коричневый цвет.

10. Волосы

Я считаю, что рисование волос может быть очень забавным и простым занятием, если вы знаете, как делать это правильно. Для начала, подготовьте базовую форму прически, формируя ее по прядям. Оттенок волос переходит от темного к светлому, поэтому наносите больше и больше мягких светлых линий с помощью аэрографа. Здесь очень пригодиться фильтр Медиана (Median). Возьмите ярко-коричневый цвет и прорисуйте отдельные волоски. Здесь главное не переборщить, отдельно прорисованных светлых волосков должно быть всего несколько. Остальная масса волос может быть очень темной (как в данном случае) и размытой, т.к. не находится в фокусе. Это куда лучше, чем прорисовывать каждую волосинку и нагромождать рисунок излишними деталями.

29.12.2016

Один из видов «психологического» фотопортрета - эмоциональный портрет. Он представляет собой интересный отдельный портретный жанр, пользующийся большой популярностью. Главный объект такого фото - яркие эмоции и настроение, и именно они должны передаться зрителям. Это могут быть любые эмоции: как радость, так и печаль, злость, страх или восторг. Вариантов много.

Фотомастер «захватывает» сущность человека, а также такие аспекты, как социальный и материальный статус, история его жизни.

Эмоции как объект фотосъемки

Ежедневно мы встречаем большое количество людей, но только отдельные из них остаются в нашей памяти, благодаря какому-то неуловимому настроению и внешним особенностям. По непонятным нам причинам они остаются надолго в нашем подсознании.

Разгадка тут очень простая и она заключается в обычных эмоциях. Не играет роли, отрицательные они или положительные. Главное, чтобы они были на фотографии и были яркими, понятными и захватывающими.

Эмоциональный портрет - это, в первую очередь, очень выразительная фотография, которая раскрывает человека как личность.

Главная отличительная особенность фотографии - яркое выраженное эмоциональное состояние на снимке, оно обязательно передается зрителям. Печаль это или радость, злость или страх, радость или удивление, восторг или спокойствие - не важно, существует очень много различных эмоций и пограничных состояний, для которых, возможно, в нашем языке даже нет подходящих названий. Однако они вполне ощутимы и понятны для зрителей.

Фотограф: Бретт Уокер

Как создать эмоциональный фотопортрет?

Каждый портрет, на котором показаны искренние эмоции, надолго запоминается и оставляет яркие впечатления. Очень важно научиться передавать эмоции через объектив фотокамеры, не искажая их.

Люди, которые оказываются наедине с фотоаппаратом, зачастую пытаются сыграть в чувства, изобразить их, становясь на мгновение профессиональным актером. Поэтому так сложно сфотографировать настоящие чувства, неподдельные.

Очень часто фотографии получаются недостоверными и искусственными, тусклыми и невзрачными. Это происходит потому, что человек не может полностью расслабиться перед объективом. Модели может казаться, что что-то делается не так, как нужно - улыбка не такая, поза, выражение глаз и так далее. Фотограф должен уметь находить подход к любому человеку и должен уметь убеждать в том, что все хорошо, все получается и все идет так, как надо. На это может уйти много времени и много кадров, но в конечном итоге оно того стоит.

Хорошо постоянно разговаривать с моделью, успевая нажимать на кнопку затвора рассказывать анекдоты или интересные истории. В такие моменты получаются интересные кадры и можно поймать искренний смех или удивление.

Проще всего получить радость и смех, удивление. А если говорить о семейной или групповой фотосессии - проявление нежности, любви, заботы.

Фотограф: Наталья Сердукова

Таким образом, этот жанр вносит в нашу жизнь и во все фотоискусство живость и эмоциональность, напоминает о наших чувствах, позволяет увидеть друг друга с новой стороны.

Интересные публикации на сайте

Который не только снимает сам, но и обучает других в Академии фотографии, объясняет, как создать красочный, эмоциональный, живой портрет.

Уф-ф-ф, через два дня я буду нежиться возле бассейна недалеко от Таллина. Не экзотика, конечно, но тоже приятно. Вернусь лишь в августе, где-то первого числа, тогда же стартует мой очередной курс в Академии фотографии.

Расскажу-ка я тебе, как создаются эмоции. Они бывают разными, но их объединяет один неотъемлемый элемент: это мимика, точнее, мимические мышцы и морщины. Так что я объясню тебе, как с ними управляться и как добиваться от людей необходимых состояний.

Давным-давно, когда на Земле все было очень страшно и негигиенично, у первобытных людей появился первый язык. Этот язык и есть эмоции (та-а-ам там та-да-дам). К примеру, пасется где-то племя наших предков, и тут к ним несется сородич с широко открытыми глазами, поднятыми бровями и открытым ртом, кричит и машет руками. Племя тут же понимает, что за его спиной явно что-то нехорошее, мягко говоря, пи…дец, и нужно либо защищаться, либо убегать.

Первоначально каждая эмоция несла (и несет) физическую необходимость для организма. Сейчас объясню. Например, испуг: широко открываются глаза, поднимаются брови, резко набирается воздух в грудь. Глаза открываются широко, чтобы больше видеть, брови поднимаются по той же причине, воздух набирается в грудь, чтобы можно было сделать резкий рывок и бежать без оглядки. Или серьезность: помимо ярко видимого нахмуривания бровей происходит напряжение верхнего и нижнего век, что увеличивает зрительную концентрацию на видимом объекте, как при прищуре (даже если этот объект лишь в воображении, а не прямо перед человеком).

Ты там еще не спишь? Нет? Хм, значит, я что-то делаю не так…
Сегодня, когда за нами не гоняются хищники, у эмоций появился враг, который в повседневной жизни побеждает постоянно: это комплексы и социальные нормы поведения. Даже при проявлении одной из самых несдерживаемых эмоций, смеха, в первые мгновения у многих людей мимические мышцы вокруг рта тянутся вниз, и лишь затем вверх. Мы привыкли скрывать свои эмоции. Люди снимают каменные маски лишь перед близкими, да и то не всегда.

Вот мы и подошли к вопросу съемки.

К нам пришел человек, которого мы видим в первый раз в своей жизни (а я зачастую и в последний). И мы должны сделать хороший, красочный, эмоциональный портрет этого человека. Вот так вот все внезапно, мой милый друг. Конечно, все люди разные, всем идут разные эмоции, и, не зная человека, сложно определить, что с ним делать.

Мимика и мимические морщины - вот кладезь информации для портрета. Портрет человека с плоским спокойным лицом скучен и быстро читаем. Но, опять же, все люди разные, и нам как фотографам необходимо определить эмоциональный спектр, который сможет выразить модель. Для этого мы проводим эмоциональный прогон.

Эмоциональный прогон - это частичное напряжение мимических мышц и чтение мимических морщин. У каждого человека есть в среднем три эмоции, которые смотрятся ярко и хорошо читаемы по сравнению с другими. По сути, это кривляние. Сначала мы просим модель максимально поднять брови (это спектр эмоций удивления, изумления, страха и прочего), затем нахмуриться (серьезность, сосредоточенность, злость, недоверие и так далее), поднять одну бровь (сарказм, насмешка, недоверие), поставить брови домиком (жалость, страх, мольба), прищурить глаза (сосредоточенность, серьезность и тому подобное), широко открыть глаза (удивление, изумление, страх, жалость), а также проверяем взгляд исподлобья и последнее - улыбку, смех.

Во время эмоционального прогона необходимо смотреть на то, как складываются мимические морщины, и выбирать те эмоции, которые смотрятся ярче других (морщины глубже, утрированно говоря). Конечно, выбранные эмоции нужно соотносить с типажом модели.

Большинству моделей непривычно кривляние при незнакомых людях, поэтому приходится объяснять, что мы устраиваем эмоциональный прогон, для того чтобы увидеть их мимические возможности. Проговорив это вслух, вы настроите модель на сотрудничество с вами, и она будет более податлива в работе.

Вот мы и подошли к самой съемке. Мы уже определились с эмоциями, которые будем создавать на лице модели, подобрав их в соответствии с типажом, возможностями и собственными желаниями.

Существует два вида работы с эмоциональным состоянием модели: механическое построение и транс. Транс - это такая работа с моделью, при которой та вводится в необходимое фотографу эмоциональное состояние. Механическое построение - это искусственное создание эмоций, при котором фотограф строит мимическое напряжение мышц для достижения необходимого эффекта.

И то и другое смотрится естественно, если все сделать правильно, ведь зритель не видит процесса съемки, он видит лишь результат. При работе с помощью транса необходимо сразу учесть окружающие условия и постановку модели. Ведь если ты, мой добрый друг, введешь ее в какое-либо состояние, а потом попросишь изменить позу или дислокацию, то модель начнет больше думать о твоих словах, нежели переживать собственные эмоции. Так что перед съемкой мы вынуждены учесть весь свет, положение модели, ее одежду и прочее, прочее, прочее.

Как же вводить человека в эмоциональное состояние? Довольно просто. На наше состояние влияет множество факторов. Помести человека в необходимую среду (например, нам нужны напряжение, серьезность или испуг - можно поставить модель посреди дороги в час пик; или нам необходимы спокойствие, позитив - можно поместить модель в ванную со свечами; главное, не увлекаться); музыка также влияет на настроение (Slipknot явно не успокоит и не расслабит вашу модель); и самое важное орудие в создании эмоций с помощью транса - это беседа.

К примеру, достижению серьезных эмоций помогает беседа о родителях: об их профессиях, отношениях в семье и прочем. Во время беседы фотограф ловит момент создания эмоций. Получается серия фотографий, из которых выбираются те, что несут в себе больше эстетики и информации.

При искусственном же создании нужно помнить о том, что каждая эмоция зависит от напряжения глаз. Если глаза расслаблены, то, как бы ни было лицо искажено гримасой, эмоция мертва. Поэтому мы используем как минимум две группы мышц: это всегда глаза (нижнее и верхнее веко) и какая-либо еще группа мышц. Например, для искусственного создания серьезности мы просим модель нахмурить брови и напрячь верхнее веко (как при взгляде исподлобья). Для спокойствия же достаточно попросить закрыть глаза.

Конечно, мой друг, все будет выглядеть искусственно, если четко не описать модели, что она должна делать. Легче всего показать на себе, так что разрабатывай и собственную мимику.

Самое главное - поймать момент создания эмоции, когда мышцы только напряглись. В этот момент она смотрится естественной и настоящей. Я обычно считаю до трех и создаю кадр. Если ты не успел заснять ее создание, делай еще один дубль.

Когда же модель противится нашим действиям, комплексует, говорит, что она нефотогенична, и истерит, можно произнести следующую мантру: «Я фотограф, я учитываю все факторы создания фотографии, и если ты хочешь хорошие снимки, то делай то, что я говорю». Произнести эти слова нужно вслух, чтобы модель их слышала, тогда она начнет больше думать о том, что ей необходимо сделать, а не о том, как она смотрится: люди ведь по большей своей части разумны, и если уж они пришли к тебе на съемку, то согласны помогать тебе в работе.

Какая же скучная получилась запись, бр-р-р. Аж дрожь берет. Обычно, когда я рассказываю это вживую, все выглядит куда веселей и забавней.
И это лишь малая часть того, что необходимо учитывать во время съемки. Композиция (геометрическая, цветовая, информационная и световая), психология зрителя, свет и прочее - тот еще кладезь, который сложно описать в тексте; но если все это изучить, фотографии становятся намного лучше и интересней.

Надеюсь, моя писанина пришлась тебе, дружище, по душе, и ты будешь учиться и учиться. Пускай даже не у меня. Тьфу, что это я. У меня, конечно. Так что звони, пиши, присылай телепатические сообщения, буду рад. Пойду покупать набор для оливье, ведь завтра мой день рождения. Мне исполняется четверть века, не много и не мало. В самый раз.

Приятного тебе дня, мой чудный друг. И успехов!

Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Ефим Шевченко, 25 лет.

Корень в слове презентация - это “презент”, то есть подарок. Хорошая презентация и в самом деле может стать настоящим подарком для аудитории. А когда мы дарим подарок, мы в первую очередь выясняем, кому мы его дарим и лишь затем, что именно подойдет в качестве подарка для этого человека.

Один из эффективных способов понять, кто наша аудитория - это составить ее эмоциональный портрет , или, как его еще называют - карту эмпатии.

Что такое эмпатия? Дословно с греческого это слово переводится как сопереживание, т.е. способность почувствовать и понять эмоции другого человека. В отличие от антипатии, когда человек нам не нравится, или симпатии, когда человек нам нравится и мы ему симпатизируем, эмпатия позволяет осознавать эмоции другого человека не ассоциируясь с ними.

Прикладной способ проявить эмпатию - это составить эмоциональный портрет аудитории , то есть понять, почувствовать и зафиксировать, что по нашему мнению этот человек (или люди), для которого мы делаем презентацию:

  1. любит,
  2. о чем мечтает,
  3. что не успевает,
  4. от чего раздражается,
  5. что или кто его вдохновляет,
  6. чем гордится,
  7. что хочет узнать
  8. и к чему стремится.

Это только на первый взгляд кажется, что мы ничего из этого не знаем о нашей аудитории, но если дать себе несколько минут, то ответы сами начнут возникать у вас в голове, только успевай записывать.

Еще один нюанс, если аудитория однородная, тогда составляем один портрет. Если же аудитория разношерстная, например, вы презентуете для небольшой группы, в которую входят заместитель генерального директор, ИТ директор и главный бухгалтер, то вы составляете отдельный портрет на каждого. Потому что даже если взять такой вопрос как “что хочет узнать?”, то могу предположить, что:

  • зам.генерального хочет узнать как стать генеральным;
  • ИТ директор - о технический инновациях, которые используют в его отрасли конкуренты;
  • А главбух, как все сделать по закону.

Вот, живой пример, когда на одной доске уместились целых четыре таких портрета:

Я очень рекомендую работать над эмоциональным портретом своей аудитории в группе. Позовите тех людей, которые тоже знакомы с вашей аудиторией, а если это возможно, позовите представителей самой аудитории: работа в группе всегда дает более полный образ.

Ну, а если вы готовитесь к презентации в одиночку, то можете проделать эту работу и самостоятельно.

Пошаговая инструкция "Как заполнять эмоциональный портрет аудитории":

Шаг №1 : В верхней части формы записать официальный статус аудитории. Например, "начальник службы безопасности" или "участник конференции молодых специалистов".

Шаг №2 : Там же написать его имя и возраст. Например "Петр Анатольевич, 56" или "Илона, 22". Это позволит еще большее персонифицировать образ.

Шаг №3 : В круге по центру нарисовать портрет этого человека. Тут у вас нет задачи создать шедевр, это может быть любой рисунок от профессиональной иллюстрации до "палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек". Цель этого шага буквально "через руку" помочь мозгу сфокусироваться на аудитории.

Шаг №4 : Заполнить все поля "любит", "мечтает" и так далее.

После того как портрет готов, нам нужно проделать вторую часть этой работы, а именно выделить ключевые характеристики нашей аудитории, здесь используется принцип дивергентного и конвергентного мышления . Когда мы заполняем портрет - это генерация множества ответов, т.е. дивергентное мышление, а когда выделяем ключевые характеристики, т.е. выкристализовываем самое главное о человеке - это конвергентное мышление.

Если внимательно посмотреть, то из тех ответов, которые мы сами написали, можно уловить повторяющиеся вещи. Ну, например, что этот человек любит все новое, экстраверт и не любит, когда его погружают слишком глубоко в детали. Или наоборот, что это молчаливый перфекционист и консерватор, который хочет докопаться до самой сути.

Почему так важно выделить ключевые характеристики из эмоционального портрета аудитории, становится понятно из этого примера:

Информация верна и там, и там, но именно благодаря выделению ключевых характеристик своей аудитории на основании её эмоционального портрета мы можем подобрать такой визуальный язык в своей презентации, который поможет нам быть максимально понятными и убедительным.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!