Психологические типажи людей. Что такое психотипы личности и какие они бывают? Основанные на интроверсии

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Так задумано природой: сделать нас разными. Не только во внешнем облике, но и в восприятии, характере. Различия в психоэмоциональных особенностях людей на протяжении всей истории волновали как ученых, так и простых обывателей.

Однако в научном понимании типы людей в психологии начали исследоваться лишь в двадцатом веке.

Многообразие классификаций

В настоящее время принято выделять несколько классификаций психологических типов личности. Они варьируются в зависимости от таких параметров, как темперамент и . Кроме того, существуют и отдельные, предложенные различными учеными. Они заслуживают отдельного интереса и рассмотрения. В целом начало этой новой психологической практике положил психиатр К.Г. Юнг (Австрия). Он предложил следующую классификацию: интроверты и экстраверты.

Она довольно проста, и люди сами, особо не углубляясь в психологические теории, наблюдаем её каждый день на личном опыте. Так, экстраверт («снаружи») — простодушный, открытый, немного легкомысленный человек. Он любит общение, жизнерадостен, не держит негатив внутри, не склонен к самоанализу, «самокопанию». Интроверт («внутри») — тот, кто имеет огромный сложный внутренний мир. Человек склонен к анализу, постоянным размышлениям. Таких людей обычно называют «не от мира сего», предрекая им путь учёных, философов, деятелей искусства.

Кроме того, Юнг дал и более узкую классификацию, основанную на восприятии:

  1. «Мыслители». Анализ и логика стоят «во главе угла».
  2. «Чувствователи». Чувства — главный критерий анализа для этого вида людей.
  3. «Ощущающий» — особо развиты органы чувств, воспринимает происходящее только по слуху, зрению, прикосновению;
  4. «Интуитивный» тип. Развита интуиция, своеобразная «экстрасенсорика».

Это дало начало новому направлению в психологии — соционике. К. Леонгард (Германия), беря во внимание понятие акцентуации (было введено советским учёным А. Личко), ввёл такое разделение: акцентуированная и стандартная личность. Акцентуированный тип отличается тем, что некоторые черты характера слишком ярко выражены (однако это не граничит с отхождением от нормы). У стандартного типа, безусловно, есть собственные черты, однако выражены они не так сильно.

Классификация в зависимости от темперамента

Основоположник данной теории — великий врач Гиппократ. Эта теория, пожалуй, наиболее известна и применяема в кругу обычных людей, не связанных с наукой психологией.

  • Флегматики («флегма» — лимфа). Этот тип не отличается ярким внешним проявлением чувств. Флегматик всё время спокоен, рассудителен, постоянен в мыслях, целях, принципах, немного медлителен.
  • Меланхолик («мелане холе» — чёрная желчь). Такие люди особенно склонны к внешнему воздействию. Их внутреннее состояние и настрой сильно подвержены изменениям в окружающей среде. Оттого меланхолики ранимы, чувствительны, у них присутствуют вечные страхи, необоснованные тревоги.
  • Сангвиник («сангвис» — кровь). Нервная система такого человека очень устойчива. Редко, когда что-то способно сильно повлиять на него. Оттого сангвиники обычно не зацикливаются на трудностях, ко всему относятся легко. Они жизнерадостны, активны, веселы.
  • Холерик («холе» — желтая желчь). Он так же, как и меланхоличный тип, подвержен изменениям в окружающей среде, однако в этом случае человек свою бурную, порывистую реакцию выражает внешними эмоциями. Страсть, эмоции, импульсивность — вот, что характеризует холерика.

Классификация типов людей в зависимости от характера

Над таким типом работали многие ученые. Например, Э. Кречмер (Германия). Он основывался на связи характера человека с параметрами его тела. Так, виды конституции тела:

  • Астенический. Такие люди обладают слабым, худощавым телом. Рост обычно высокий. Связь с характером: слабая эмоциональность, частая раздражительность, отсутствие рвения к физическим упражнениям.
  • Атлетический. Атлетически развитое тело, ярко выраженная мускулатура, средний рост. Связь с характером: спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе. Флегматический характер.
  • Пикнический. Особенности телосложения: склонность к лишнему весу, объемность. Маленький рост. Такие люди обладают мягким характером, любят домашние посиделки, очень добродушны.

Ещё можно привести пример социолога Э.Фромма (Германия).

Учёный ввёл такое понятие, как «социальный характер». Он присущ не отдельной личности, а группе, конкретно взятому обществу.

  • «Мазохист-садист». Это , крайне неуверенных в себе. Свою «несостоятельность» они вымещают на других, обвиняя их в своих неудачах. Такие люди стремятся поучать, указывать, наставлять всех вокруг. При этом они так же требовательны и к себе.
  • «Разрушитель». Человек, «разрушающий» свои неудачи: отношения, бизнес, проекты, иные начатые и незаконченные дела. Люди склонны к страху, тревожности, будто боятся казаться «несостоятельными», поэтому устраняют проблемы, просто убежав от них.
  • «Конформист-автомат». Такие люди обычно совсем не имеют собственного «я». Они приспосабливаются к среде за счёт того, что слепо, не раздумывая, принимают идеи общества. Им будто всё равно, или они смирились и терпят.

Безусловно, психологические теории нужно уважать: учёные совершили прорыв, так точно описав основные проявления личности, такие тонкие связи между строением тела и характером и прочее. Однако стоит помнить, что человеческая природа намного сложнее научных теорий, и слепо отнести себя к какой-то теории, «поставить клеймо», просто не разумно.

Все люди на этой планете индивидуальны. Каждый из нас обладает своим неповторимым характером и особенными чертами, отличающими человека от сотен и даже тысяч окружающих. Но все же некоторые сходства между нами есть. И на протяжении многих лет психологи пытаются объединить людей в группы со схожими качествами, присваивая им определенные психотипы личности.

Какие же психотипы людей существуют? Наиболее известным является деление людей на замкнутых в себе интровертов и открытых миру экстравертов. Интроверты неохотно идут на контакт, они живут в своем собственном внутреннем мире и не любят вмешательств в их личные дела. Экстраверты, наоборот, очень общительны. Они охотно делятся с окружающими не только своими мыслям и идеями, но также чувствами и переживаниями. При приеме на работу многие крупные компании во время собеседования проводят тест на психотип. Чаще всего такие тесты довольно просты, но они помогают из нескольких соискателей выбрать и взять на работу того человека, который лучше всех впишется в коллектив и станет частью команды.

Самая распространенная классификация психотипов была создана Гиппократом. Он делил людей на 4 типа в зависимости от преобладания в организме человека одного из элементов – крови, лимфы, желтой желчи или черной желчи. В соответствии с его классификацией люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.

В организме сангвиников преобладает кровь, делающая представителей данного психотипа очень живыми и общительными. Их эмоции активно сменяют одна другую, и благодаря этому сангвиники очень быстро приспосабливаются к любым переменам. Такие люди легко переносят неудачи. И только скучная рутинная работа способна оставить сангвиников абсолютно безучастными.

Если в организме человека преобладает лимфа, он является флегматиком. Люди данного психотипа спокойны и невозмутимы. Они выглядят немного ленивыми, но на самом деле они скорее медлительны и более стабильны в своих эмоциях. Флегматики могут быть очень даже упорными и настойчивыми в выбранном ими занятии. Свою неторопливость они компенсируют усидчивостью и прилежанием.

Желтая желчь определяет психотип импульсивного и страстного холерика. Такие люди всегда очень эмоциональные и зачастую неуравновешенные. Их легко их легко заставить плакать или смеяться. Они всегда куда-то спешат. И их энергии хватает на любые свершения, главное иметь желание и капельку упорства, которого холерикам часто не хватает.

И, наконец, четвертый психотип людей - меланхолики, в организме которых преобладает черная желчь. Люди данного психотипа астеничны, грустны и боязливы. Они склонны к тоске и печали, депрессиям и постоянным переживаниям. Они предпочитают одиночество и стараются реже контактировать с людьми.

Определение психотипа очень важно для выстраивания отношений с человеком, а также организации его деятельности на рабочем месте. Например, сангвиники прекрасно идут на контакт с людьми, и им подходит работа в большом коллективе, предполагающая активное общение с клиентами и коллегами. Флегматикам больше по душе спокойная работа за компьютером или с документами. Они выполняют такие поручения очень качественно и аккуратно. А вот холерики с рутиной справляются очень плохо. Им больше подходят руководящие позиции, требующие решительности и готовности взять на себя ответственность. Из меланхоликов выходят прекрасные артисты, которые с удовольствием занимаются творчеством и доносят до зрителей свои чувства и переживания.

Кроме классификации Гиппократа существует еще одна известная типология Аристотеля, разделяющая людей на Вещистов, Персоналистов, Процессоров, Временщиков, Наместников и Философов. И если Гиппократ в основу принципов определения психотипа ставил особенности человеческого организма, то Аристотель в своих размышлениях базировался на особенностях мышления разных групп людей, которые в своем сознании склонны задавать себе различные вопросы. Основными вопросами, которые чаще всего интересуют людей, являются: Что? Кто? Как? Когда? Где? Зачем? И как показали наблюдения философа, каждый конкретный человек чаще всего задает себе один определенный вопрос, практически игнорируя все остальные.

Если Вы воспользуетесь теорией Аристотеля, и прислушаетесь к тому, о чем постоянного говорит Ваш друг и коллега, то Вы с легкостью определите сферу, наиболее близкую и интересную для него. А определившись с психотипом человека, Вы сможете наладить с ним близкие и доверительные отношения.

Характеристика психотипов

Люди, которые чаще всего задают вопрос Что?, относятся к типу Вещисты. Для них важно все, что они видят и делают. Такие люди редко обращают внимание на окружающих. Поэтому если Ваш друг сходил вечером в ресторан, на следующий день он расскажет Вам все о блюдах, обстановке, музыке и ценах. Но вряд ли станет вдаваться в подробности о том, с кем он провел вечер, как выглядели окружающие люди и насколько радушными были официанты.

Зато Персоналисты склонны замечать людей, но абсолютно не обращают внимания на окружающие их предметы. Если человек относится к психотипу Персоналиста, он постоянно будет искать контакта с другими людьми, потому что для него это единственный способ решения всех задач. Он даже не обратит внимания на то, какие документы он должен оформить и какие справки ему нужно взять, зато он точно запомнить, каким строгим или наоборот поблажливым был инспектор, и какие приемы в общении с данным человеком он может использовать в следующий раз.

Люди, которые относятся к психотипу Процессоры, чаще всего обращают внимание на процессы. Их не интересуют окружающие люди и предметы. Даже сам результат для них не очень важен. Но они всегда в подробностях помнят, что за чем они делали, и как один процесс отличался от другого. Если Ваш друг по психотипу Процессор, и вы спросите его, как он провел отпуск на море, он, скорее всего, не вспомнит, в каком домике он жил и что он ел. Но зато он в подробностях расскажет Вам, как он ежедневно добирался на пляж, какие очереди ему приходилось выстаивать в магазине, и какой изнуряющей была поездка до побережья.

Психотип Временщиков самым важным для себя считает определение времени. Люди данного психотипа всегда очень точно помнят, когда что началось, когда закончилось, и сколько длилось. Временщики и Процессоры это зачастую психотипы мужчин. Вы наверняка замечали, как точно мужчины всегда помнят расстояния и как тщательно они следят за временем поездки.

Люди, которые относятся к психотипу Наместники, зачастую отлично ориентируются в пространстве, потому что для них самым важным является вопрос Где? Они всегда отлично знают, где что находится, кто куда переехал и как туда можно добраться. Практически каждый разговор человека психотипа Наместник начинается с рассказа о том, где он был, и куда ему еще предстоит отправиться.

И, наконец, последний психотип Философ. Люди данного типа любят поговорить о ценностях. Они не зацикливаются на мелочах и в разговоре упоминают только самые важные детали. Подробностей от философов добиться трудно.

Если Вы правильно определите психотип человека, Вам удастся избежать множества трудностей в общении с ним. Вы будете точно знать, на какие вопросы он сможет ответить наиболее полно, а какие стоит немного перефразировать, на какие темы человек будет говорить с интересом, а каких моментов лучше избегать. Стоит лишь хорошенько присмотреться к окружающим Вас людям, и Вы сможете сделать Ваше общение более интересным и продуктивным.

Психологи подвергают тщательному анализу жизнь и мировоззрение человека в обществе. Исследования врача Зигмунда Фрейда и психиатра Карла Густава Юнга заложили основы научно-популярной, практической психологии, соционике. В трудах ученых, которые используются современными психотерапевтами, обозначены типы людей по внешним признакам темперамента, врожденным особенностям человеческой психики, способности взаимодействия с окружающим миром, которыми можно воспользоваться и в повседневной жизни.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Понятие личности в психологии

    Изучая внутренний мир человека, психология классифицирует особенности психики, объясняет причины поведения.

    В понятие личности входят такие составляющие, как:

    • характер;
    • темперамент;
    • проявления индивидуальности;
    • эмоциональные показатели;
    • устойчивость к трудностям;
    • чувствительность к внешней среде;
    • модель поведения в жизненных ситуациях.

    Особенности личности

    Карл Густав Юнг сформулировал знаменитую теорию, которая классифицирует особенности людей на два вида: интроверты, увлеченные собственным внутренним миром, и экстраверты, активность которых устремлена к внешнему окружению. Теория уточняет, что человек имеет склонности к тому или иному виду, но не захвачен ими полностью.

    Юнг выделил также 4 основных функций психики на основе рациональности и иррациональности.

    Рациональные функции:

    • мышление - анализ явлений, осознание себя и окружения;
    • чувства - переживания и реакция на происходящее.

    Иррациональные:

    • ощущение - мировосприятие на основе органов чувств;
    • интуиция - оценка мира на подсознании.

    4 психотипа по темпераменту

    Попытка классифицировать типы людей по внешним признакам темпераментов, разделение их на 4 психотипа, принадлежит Гиппократу. Принципы определения являются актуальными, используются в современной психологии и психиатрии. Наука определяет понятие темперамента как устойчивое доминирующее качество личности. Он создает основу психической деятельности и оказывает влияние на активность во внешней среде.

    Темперамент зависит от индивидуальных функций нервной деятельности человека. Проявляется в способности к возбуждению или торможению реакций головного мозга. Классификация построена на изучении направленности эмоций. Важны особенности поведения: что и как человек любит, к чему склонен в жизненных ситуациях; способности вступать в отношения, сосуществовать и воздействовать на окружающих.

    Слабая работа нервной системы свойственна меланхолику; инертная, но уравновешенная принадлежит флегматику. Активным и нестабильным является холерик; подвижным, но спокойным - сангвиник.

    Ключевые виды темперамента:

    • экстраверсия/интроверсия;
    • ригидность (твердость, неподатливость)/пластичность (изменяемость, податливость, способность к адаптации);
    • скорость нервных реакций.

    К экстравертам относят холериков, сангвиников, к интровертам - меланхоликов, флегматиков.

    1. 1. Холерик. Общая характеристика этого типа - сильная возбудимость. Им свойственны резкость, быстрота и сила движений. Они импульсивны и обладают ярко выраженными эмоциями. Если холерик поглощен делом, он может выложиться на все 100%, но ему сложно себя контролировать. Плюсом холерического типа является умение справляться с нестандартными ситуациями, принимать решения в критический момент. При разногласиях холерик просто урегулирует конфликт.
    2. 2. Сангвиник. Человек приспосабливается к разным условиям, находит общий язык с людьми, любит быть в центре внимания. Настроение меняется быстро и постоянно. Перепады сангвиников происходят вопреки их воле, они понимают это, но не могут контролировать себя. Любят жестикулировать, привлекать внимание. Полагаться на такой тип нужно с осторожностью - сангвиники нетерпеливы, непостоянны. Дело, которое требует усидчивости, не для них. Если перед сангвиником нет четкой цели, направления действий, он не достигнет результата, будет находиться в постоянном поиске.
    3. 3. Флегматик. Медлителен, но если возьмется за работу, то выполнит безупречно. Флегматикам присущи плавные движения, неторопливая речь, рассудительность. Они консервативны, не любят новшеств. У психотипа повышенный самоконтроль, собранность. Он не рассчитывает на чужую помощь, предпочитая надеяться на себя. Флегматики неразговорчивы, зато на них всегда можно положиться.
    4. 4. Меланхолик. Нетороплив, не видит причины спешить. Если не успел выполнить дело сегодня, перенесет его на завтра. Но лучше, если кто-то сделает работу за него. Витает в облаках, поглощен собственными мыслями, добиться быстрой реакции невозможно: действия заторможены. Меланхолики стеснительны, с трудом вступают в контакт и завязывают знакомства, не любят шумных компаний. Если меланхолик образован, он интересный собеседник, исполнительный работник, справляется с поставленными задачами. Но человек среднего уровня интеллекта неуверен в себе, замкнут и боязлив.

    В чистом виде образцы характера встречаются редко. Каждый человек обладает смешанным типом темперамента: холерико-сангвинический, холерико-меланхолический, флегмато-меланхолический - то есть сочетают черты нескольких основных психотипов.

    Виды темперамента и их внешние признаки:

    Характеристики психотипов/Темп нервной активности

    Сангвиник

    Холерик

    Флегматик

    Меланхолик

    Вертность

    Экстраверт

    Экстраверт

    Интроверт

    Интроверт

    Экспрессия

    Умеренная

    Повышенная

    Пониженная

    Повышенная

    Скорость реакций

    Очень высокая

    Очень большая

    Возбудимость

    Умеренная

    Эмоциональная устойчивость

    Устойчив

    Неустойчив

    Очень устойчив

    Очень неустойчив

    Что такое соционика

    Профессор психиатрии Карл Леонгард в 60-х годах прошлого века предложил классификацию особенностей личности на основе коммутации человека и мира, общества, социальной среды. Метод определения психотипа по Леонгарду - тест, состоящий из более 80 вопросов, не связанных между собой. Чем больше пунктов, требующих ответа, тем точнее определяется тип.

    Ученый положил начало соционике - наука взаимодействия личности и проявлений внешнего мира. Важен механизм реагирования на поступающую извне информацию. Классифицирует различия в особенностях мышления, поведения, мировоззрения. Соционикой определено 16 психотипов. Понятия используются в практической психологии как основа диагностического консультирования.

    Соционика относит качества личности к одной из следующих характеристик:

    • логик/этик - приоритет общению/обмен информацией, энергией;
    • сенсорик/интуит - основывается на фактах/интуиции;
    • рационал/иррационал - следует определенной цели/легко меняет цель и направление;
    • экстраверт/интроверт - готов к потоку внешней информации/концентрируется на отдельных деталях.

    16 соционических типов

    Названия 16 психотипов в соционике созданы с использованием формулировок теории Юнга, дополнены учеными для пояснения и детального описания личностных качеств:

    Наименование психотипа Характеристики

    ЛСЭ: логико-сенсорный экстраверт

    (Администратор, «Штрилиц»)

    Трудолюбив, социально адаптирован, доводит дела до конца. Любит упорядоченность и планирование, практик. Иногда упрям и вспыльчив, но обычно доброжелателен. Ему нравятся шумные компании, веселье. Проявляет любовь и заботу о близких

    ЛИЭ: логико-интуитивный экстраверт (Предприниматель, «Джек Лондон»)

    Любитель экстрима, активного спорта. Быстро вдохновляется на новые дела, рискует, полагаясь на интуицию. Открыт для новых технологий, позитивно мыслит, заводит близкие контакты. Глубоко анализирует внутренний мир и окружение

    ЭСЭ: этико-сенсорный экстраверт

    (Энтузиаст,«Гюго»)

    Давит на близких эмоционально, но умеет ладить со всеми. Готов пожертвовать интересами ради другого, может поднять настроение. Стремится к достижениям, ждет одобрения личных достоинств и успехов от других

    ЭИЭ: этико-интуитивный экстраверт

    (Наставник, «Гамлет»)

    Обладает выразительной мимикой, красноречием. Ревнив, постоянно сомневается в верности партнера. Предчувствует события на интуитивном уровне, заранее готовится к ним

    ЛСИ: логико-сенсорный интроверт

    (Инспектор, «Максим Горький»)

    Стремится к порядку, серьезному отношению к работе. Анализирует происходящее и поставленные задачи с разных сторон. Начинает новое дело, если уверен, что готов довести его до конца. Реалист, ему доверяют

    ЛИИ: логико-интуитивный интроверт

    (Аналитик, «Робеспьер»)

    Отделяет главное от второстепенного, практично мыслит. Независим в работе, с готовностью внедряет новые идеи. Полагается на интуицию, когда не находит понятного ответа. Сторонится шумных компаний, трудно ладит с людьми

    ЭСИ: этико-сенсорный интроверт

    (Хранитель, «Драйзер»)

    Чувствует фальшь и наигранность, ярко выражает мнение и отстаивает его. Делит окружение на своих и чужих, защищает себя и близких. Склонен к самоанализу и оценке окружающих

    ЭИИ: этико-интуитивный интроверт

    (Гуманист, «Достоевский»)

    Талантливый воспитатель, чувствует скрытые способности и таланты других, ценит доверие. Стремится к самообразованию; к нему идут за советом. Болезненно переносит агрессию, недостаток любви. Не готов прощать измены

    СЛЭ: сенсорно-логический экстраверт

    (Маршал, «Жуков»)

    Не умеет подчиняться, жаждет руководить. Составляет конкретный план и стратегию действий, на основе анализа происходящего, чтобы четко исполнять его. Цель - победа любой ценой, трудности и препятствия подогревают азарт, желание выиграть

    ИЛЭ: интуитивно-логический экстраверт

    (Искатель, «Дон Кихот»)

    Генератор новых сложных идей, синтезирует из готовых составляющих. Не выносит рутины и традиций. Приспосабливается к новым условиям работы и жизни

    СЭЭ: сенсорно-этический экстраверт

    (Политик, «Наполеон»)

    Распознает возможности окружающих для манипуляции ими. Руководит слабыми, определяя их болевые точки. Выбирает общение на основе собственных интересов, держит дистанцию. Любит показаться незаурядной личностью, в действительности таковым не является

    ИЭЭ: интуитивно-этический экстраверт

    (Советчик, «Гексли»)

    Чуткий, понимает людей на основе интуиции и чувств. Предпочитает творчество, не выносит рутины и однообразия. Дает дельные советы в области взаимодействия с людьми, общителен

    СЛИ, сенсорно-логический интроверт

    (Мастер, «Габен»)

    Познает мир через ощущения, чувствует, любит других людей, склонен к эмпатии. Не выносит фальши и неискренности. С удовольствием работает своими руками, обладает техническим складом ума. Выполняет обязательства

    ИЭИ: интуитивно-этический интроверт

    (Лирик, «Есенин»)

    Лиричен, мечтателен, с чувством юмора. С любовью и пониманием относится к людям, чувствует их. Не умеет экономить, предпочитает отдыхать во время работы. Старательно заботиться о своем внешнем виде

    ИЛИ: интуитивно-логический интроверт

    (Критик,«Бальзак»)

    Эрудит, обладает философским складом ума. Принимает решение на основе тщательного анализа и взвешивания. Сторонится выражения бурных эмоций, любит уют и комфорт

    СЭИ: сенсорно-этический интроверт

    (Посредник, «Дюма»)

    Уживается и ладит с людьми. Уважает их личное пространство, при этом оберегая свое. Уходит от конфликтных ситуаций. Любит шутить, развлекать других. Помогает, стремится ощутить собственную нужность, значение в глазах окружения

    Акцентуация характеров по А. Личко

    Русский психиатр А. Личко дал свое определение психическим особенностям человека на основе акцентуации характеров - крайнего выражения нормы. Из наблюдений за подростками, ученый выделил психологические отличия по усилению одной или нескольких характеристик. В некоторых случаях они выглядели как психологические отклонения, но не выходили за пределы нормы.

    Типы характеров:

    Тип Характеристика
    Параноид

    Целеустремлен, двигается по задуманному плану, пренебрегая окружением и интересами близких. Достижение главной цели - основа жизни, ради которой готов отказаться от собственного благополучия. Склонен работать индивидуально, без потребности оглядываться на мнение коллектива. Способен на реализацию крупных проектов, решения сложных вопросов.

    Эпилептоид

    Аккуратен, бережлив. Надежный, исполнительный, пунктуальный. Энергичный, смелый, целеустремленный. Любит порядок в окружающем мире, вещах и людях. Настоящий преданный друг, но на прощение измены или предательства не готов. Нетерпим к ошибкам или недостаткам других, в будничной жизни подвержен проявление гнева по любому поводу

    Гипертим

    Энергичен, щедр, жизнерадостен. Убежденный оптимист, душа любой компании. Склонен к авантюризму. Одиночество и безделье - не для него. Быстро забывают обиды, доброжелательны и добры к окружению.

    Гипертимы идут на неоправданный риск благодаря поверхностному отношению к серьезным вещам. Проявляют фамильярность и легкомысленность. Неспособны на концентрацию, усидчивость, рутинную работу. Способность создавать видимость бурной деятельности на пустом месте помогает их карьерному росту. Легко начинают новые проекты, которые им интересны до тех пор, пока не обрастут обыденностью и рутиной

    Психастеноид

    Мнителен, неуверен в себе. Постоянно переживает за жизнь, близких, окружение. Собиратель всевозможных фобий. Ответственность и принятие решение не для него. Исполнителен, надежен и самокритичен

    Сенситив

    Домосед. Чувство долга, дисциплина и ответственность важны для него. Он спокоен, требователен к себе и окружающим, объективен. Внимателен, проявляет доброту, заботу о близких. Мирные отношения с людьми в приоритете

    Гипотим

    Всем недоволен. Раним, обидчив, мнителен. Ожидая постоянной угрозы от окружения, относится с опаской к людям. Замкнут. Привычка жаловаться, пережевывать истории с трудными жизненными обстоятельствами и претензии к людям создают сложности в общении. Остро нуждается в друзьях

    Конформный тип

    Зависит от мнения людей, предпочитая все среднестатистическое. Не идет на конфликты, всегда со всем согласен. Дружелюбен, исполнителен, легко заводит общение

    Неустойчивый тип

    Непостоянен, болтлив и любопытен, быстро теряет ко всему интерес. Живет сегодняшним днем, не думает о будущем

    Астеник

    Раздражен и недоволен. Пассивен, невнимателен. Находится в постоянном беспокойстве совершить ошибку, поэтому никогда не проявляет инициативу. Несмотря на это, дружелюбен, не помнит обид. Скромен и дисциплинирован

    Истероид

    Демонстрация собственных достоинств, желание быть в центр внимания - помощник для достижения желаемого любой ценой. Жаждет славы и признания. Обладает завышенной самооценкой.

    Игра на публику, интриги, лицемерие постоянно сопровождают его. Несмотря на это, он - успешный организатор. Инициативен, упорен, коммуникабелен. Реализует себя в творчестве

    Лабильный тип

    Подвержен резкой смене настроений. Искренний, отзывчивый, чуткий. Обладает развитой интуицией и чувствует настроение окружающих. Раздражителен и вспыльчив

    Циклоид

    Общительный и жизнерадостный. Понимая личные недостатки, не терпит критику со стороны. Перепады настроения портят отношения с людьми, но такова его природа

    Шизоид

    Замкнут, тяготеет к одиночеству, не беспокоится о мнении окружающих. Общение и новые знакомства для него - сложная задача. Полон внутренних противоречий и сомнений, остро нуждается хоты бы в одном близком друге

    Шизоид

    Из-за ошибочного мнения о шизоидном типе, как о психической патологии, состояние личности - не болезнь, но требует особого внимания. Особенности психики видны с раннего детства. Ребенок играет особняком, не спешит контактировать. Общие и командные игры неинтересны, предпочитает находиться в одиночестве или в обществе взрослых. Любить читать.

    В школьном возрасте ребенка не беспокоит мнение окружающих. Интересуется интеллектуальными играми, математикой, литературой или физикой. Чувства ребенка скрыты, их сложно понять, так как он не выражает эмоций. Дети не переносят нежности, ласк, с ранних лет оберегают личное пространство. Они бывают изгоями в подростковом возрасте, не вливаются в компании сверстников, не берут на себя роль лидера. Самооценка скачет от ощущения никчемности до мании величия.

    Взрослые люди шизоидного типа обладают сложившимся характером и темпераментом. Безразличные внешне, они полны внутренних противоречий. При любви к одиночеству нуждаются в близком человеке.

    Основные характеристики шизоида:

    • не стремятся к контактам;
    • предпочитают уединение;
    • безразличны к мнению окружающих;
    • нет хобби, увлечений;
    • полное отсутствие эмоций, внешнее спокойствие;
    • постоянное социальное напряжение.

    Архетипы личности

    Одним из методов оценки психических качеств стало определение архетипа.

    Архетип - основа, определяющая чувства, мысли, поведение и потребности человека. На основе этих знаний психотерапевт помогает избавиться от нежелательных комплексов и изменить ход его жизни. Архетипы Юнга - часть вселенского бессознательного, данная человеку от рождения генетическая память, формирующая его мировоззрение.

    6 архетипов Карла Юнга

    Самость - гармоничное взаимодействие сознательного и бессознательного в человеке как источник творческой энергии. Нормализуется баланс противоположных элементов психики. Юнг сформулировал прообраз самости как основное, всеобъемлющее качество, признак равновесия и сосуществования противоположностей. У многих людей качество не развито, о его существовании им неизвестно.


    Персона предпочитает носить маску, соответствовать ожиданиям окружения. Представитель коллективной психики. Выбранная роль помогает коммутировать с обществом, определяет выбор профессии, отношение к людям, вкусы. Может подавлять индивидуальность.

    Тень. Проявление бессознательного, которое вытеснено из-за социального неприятия. Мысли, воспоминания, чувства, не признаваемые человеком. Согласно теории Юнга, задача эго - реализация потенциала Тени для развития личности.

    Анимус. Мужская составляющая женской натуры, способность выразить личное мнение и отстоять его. Позитивно настроенный анимус - прозрение, мудрые взвешенные поступки. Негативный побуждает к безрассудству. Анимус стремится воздействовать на окружающий мир, выражается в категоричности и твердости суждений.

    Анима. Проявление женского начала в мужчине: чувственные порывы, эмоциональность, ветренность, любовь с первого взгляда, романтичность. Женственность направлена внутрь человека, на осознание чувств и самоощущение. Мужчины под влиянием анимуса - эмоционально неустойчивы, раздражительны, импульсивны.

    Описание психотипов дает возможность определить сильные и слабые стороны характера человека, избежать конфликтных ситуаций и непонимания. Это возможность понять окружение и мотивы их поведения, чтобы гармонично сосуществовать в семье и обществе.

Все люди напланете Земля выглядят примерно одинаково: две ноги, две руки, овальная голова сносом посредине… Но, попадая водну итуже ситуацию, каждый человек ведёт себя по-разному : кто-то схолодным спокойствием принимает все подарки судьбы, акто-то бурно проявляет свои эмоции. Ещё вовремена древних греков знаменитый врач Гиппократ, будучи очень наблюдательным человеком, проанализировал поведение группы людей исистематизировал свои наблюдения втеорию, которую мысегодня знаем под названием классификация психотипов личности.

Психотипы личности- внешние признаки иособенности поведения

Итак, сколько существует психотипов человека согласно классификации Гиппократа? Ответ наэтот вопрос- четыре. Причём, этот показатель неизменялся даже спустя тысячи лет. Это говорит отом, что сущность человека, вотличие отокружающих его условий иуровня жизненного комфорта, остаётся неизменной.

Гиппократ связывал наличием того или иного психотипа учеловека спреобладающими вего организме « жизненными соками» :

  • Холерик- преобладает желчь.
    - преобладает кровь.
  • Сангвиник- преобладает лимфа;
    - преобладает « чёрная желчь» .

Желчь недаёт холерику сидеть наместе. Онотличается подвижностью, яркостью проявляемых эмоций иимпульсивностью. Такие люди быстро принимают решения, непостоянны изачастую имеют взрывной характер. Иногда они бывают агрессивными, инетерпят поражений. Холерики редко идут науступки икомпромиссы.

Флегматик, подобно, крови, которая течёт повенам, отличается спокойствием иразмеренностью. Практически невозможно вывести такого человека изсебя идобиться отнего проявления бурных эмоций. Налюбые яркие события онреагирует ледяным спокойствием. Привык всё держать под контролем, принимает решения только после того, как хорошо всё обдумает.

Лимфа- лёгкая ипрозрачная жидкость. Такойже исангвиник- лёгкий, спокойный идоброжелательный. Сангвиники прекрасно сходятся слюдьми, всегда позитивно настроены иумеренно активны. Лучшего собеседника невозможно найти, они всегда пытаются понять, помочь иподсказать.

Меланхолики наполнены « чёрной желчью» , поэтому жизнь ихтакаяже тёмная ибезрадостная. Они немогут радоваться жизни, постоянно находят поводы для грусти ибеспокойства. Меланхолики любят жаловаться нажизнь, непытаясь ничего изменить. Имнравиться копаться всебе инаходить всё новые поводы для печали.

Каждый изпсихотипов вчистом виде практически никогда невстречается. Обычно вчеловеке присутствуют признаки сразу нескольких психотипов, нокакие-то изних выражены ярче, анекоторые слабее. Вкаждом изпсихотипов потеории Гиппократа присутствуют плохие ихорошие качества. Даже грустный меланхолик может стать хорошим инадёжным другом. Адоброжелательный сангвиник отличается также ичрезмерной наивностью.

Многие современные психологи говорят отом, что классификация Гиппократа безнадёжно устарела, ипредпочитают руководствоваться другими, более современными определениями психотипов человека.

Классификация психотипов посоционическому типу

Эта теория была разработана в70-х годах ХХвека. Всоответствии сней психотип личности определяются взависимости оттого, как человек воспринимает поступающую информацию иреагирует нанеё. Механизм восприятия информации строится насовокупности особенностей мышления, поведения человека иего взглядов нажизнь. Укаждого психотипа есть свои сильные ислабые стороны.

Соционика предлагает определить психотип человека, отнеся его кодной издвух характеристик, каждой изприведённых ниже категорий:

  • логик/этик- общение- обмен информацией или энергией;
  • сенсорик/интуит- руководствуется фактами или интуицией;
  • рационал/иррационал- придерживается намеченных целей или слёгкостью ихменяет;
  • экстраверт/интроверт- способен сразу охватить большой объём информации или предпочитает концентрироваться наотдельных деталях.

Витоге определяется четыре показателя психотипа человека. Взависимости оттого, какие именно характеристики были выбраны, человека относят кодному изшестнадцати психотипов.

  • Бальзак- критик;
  • Гексли- советчик;
  • Гюго- энтузиаст;
  • Габен- мастер;
  • Горький- инспектор;
  • Гамлет- наставник;
  • Достоевский- гуманист;
  • Джек Лондон- предприниматель;
  • Дон Кихот- искатель;
  • Драйзер- хранитель;
  • Дюма- посредник;
  • Есенин- лирик;
  • Жуков- маршал;
  • Наполеон- политик;
  • Робеспьер- аналитик;
  • Штирлиц- администратор.

Можно догадаться, что каждая изисторических личностей, вчесть которой был назван определённый психотип, наиболее ярко характеризует все черты характера, присущие определённому типу.

Тест наопределение психотипа

Существует огромное множество разнообразных тестов наопределение психотипов человека. Ихможно легко найти винтернете ивкнигах попсихологии. Такие тесты используют нетолько для того, чтобы весело провести время, ноидля более важных задач. Например, вовремя собеседований менеджеры поподбору персонала часто подвергают кандидатов натуили иную должность тестированию, чтобы определить, подойдётли человек для выполнения определённой работы. Как нипрекрасна исодержательна теория распределения психотипов посоционическому типу, ночаще всего вовремя проведения собеседований предпочитают определять тип человека, используя всего лишь четыре-пять психотипов.

Самый простой тест напсихотип личности- геометрический. Для его проведения достаточно всего лишь вооружиться ручкой илистом бумаги. Человеку предлагается нарисовать набумаге один изпяти геометрических фигур, которая первой пришла ему наум: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник иЗатем его просят нарисовать остальные фигуры втом порядке, который ему больше всего нравится. Таким образом, первая фигура- это доминирующий психотип человека, аочерёдность остальных показывает насколько ярко внём проявляются качества остальных фигур.


Как уже было сказано, вчеловеке всегда присутствует несколько смешанных психологических типов, ноодин изних непременно доминирует:

  • Круг- добрый ивысокоморальные люди. Хорошо ладят слюдьми, прекрасно вливаются влюбой коллектив, ноявляются плохими начальниками иуправляющими, так как немогут командовать иотдавать приказы. Круг очень нелюбит конфликты ипытается всеми силами ихсгладить.
  • Квадрат- отличается трудолюбием, организованностью ипорядочностью. Квадрат очень аккуратен ипунктуален. Перед выполнением задания обязательно уточнит все детали исделает всё всоответствии суказаниями, без каких-либо изменений посвоей инициативе. Теряется, когда нужно принять быстрое решение, так как привык кразмеренности иработе поплану. Поэтому хороший менеджер изтакого человека невыйдет, нокак исполнитель- онидеален
  • Прямоугольник- непредсказуемый инестабильный человек. Это тип человека, который часто переходит изодной геометрической фигуры вдругую. Квадратами обычно бывают дети впериод формирования личности. Отличаются заниженной самооценкой ипостоянными поискамичего-то нового. Часто недоводят начатое дело доконца.
  • Треугольник- обладает сильными лидерскими качествами. Хороший руководитель, уверенный всебе, который идёт кцели несмотря ниначто. Категорически нежелает признавать свои ошибки. Любят, когда ихприказы выполняются беспрекословно. Главное для таких людей- карьера.
  • Зигзаг- творческая инеординарная личность. Обычно таких людей называют гениями. Они способны создать шедевр, ноживут вокружении постоянного беспорядка. Идеалисты, нетерпят чётких правил иуказаний. Умеют доказать свою правоту.

Такой тест напсихотип позволяет менеджерам поподбору персонала определить подходитли человеку должность, накоторую онпретендует. Естественно, что наруководящие посты лучше всего подойдут уверенные треугольники, авкачестве генератора идей лучшим окажется зигзаг.

Зная эти хитрости, можно ввести взаблуждение менеджера отдела кадров иполучить желаемую должность. Носледует учесть, что если человек- ярко выраженный круг, тонаместе начальника онбудет чувствовать себя некомфортно. Зигзаг никогда небудет хорошим исполнителем монотонной работы, аквадрат неспособен креативить ифонтанировать идеями. Поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем идти против своей натуры.

Психотипы личности was last modified: Декабрь 18th, 2015 by Елена Погодаева



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!