Работа психолога на следственных действиях с несовершеннолетними. На развитие профессиональных действий психолога по созданию ситуации взаимодействия с другим человеком

Знание психологии необходимо для создания успешной маркетинговой стратегии. Интересен тот факт, что самые значительные прорывы в контент-маркетинге связаны не с особыми приемами, уловками или техниками, а с научными психологическими закономерностями.

Один из наиболее фундаментальных и увлекательных разделов психологии посвящен изучению эмоционального возбуждения. Каким образом контент-маркетологи могут повлиять на эмоции людей? Как повышение уровня эмоциональной вовлеченности влияет на интерес к контенту? Есть ли способ получить больше комментариев, репостов, «лайков» и столь желаемых KPI с помощью знания психологии?

В данной статье мы постараемся ответить на эти вопросы.

Работа эмоций

Чтобы понять, как эмоциональное возбуждение влияет на маркетинг, необходимо вначале понять, как оно действует. Вот несколько его ключевых особенностей.

1. Эмоциональное возбуждение возникает в центральной нервной системе, но воздействует на все тело

Как и любая другая эмоция, возбуждение возникает в головном мозге, однако влечет за собой сильные физиологические реакции.

Многие знакомы с неприятными ощущениями в животе, дрожью, слабостью и потоотделением — типичными реакциями на страх или возбуждение. Это совокупность реакций тела на состояние ума.

2. Эмоциональное возбуждение — состояние физиологического возбуждения

ChangingMinds.org объясняет, что происходит, когда мы взволнованы:

«При возбуждении в теле обычно происходят химические процессы, влияющие на мозг следующим образом: обостряются чувства, уменьшается активность коры головного мозга, а следовательно и сознательный контроль, напрягаются мышцы, организм готовится к действию.

Эндокринная система стимулирует различные железы, в частности, адреналиновую, что приводит к повышению уровня кислорода и глюкозы в крови, расширению зрачков (чтобы вы могли лучше видеть) и замедлению работы менее важных систем — пищеварительной и иммунной. Возбуждение распространяется по симпатической нервной системе, ускоряет пульс и дыхание для подготовки тела к активности, а также увеличивает потоотделение, чтобы охладить поверхность тела».

3. Возбуждение быстро проходит

Несмотря на то, что мы находимся в изменяющихся условиях, с колебаниями температуры и давления, тело постоянно адаптируется и поддерживает внутреннее равновесие. Возбуждение нарушает данный гомеостаз, но ненадолго. Поскольку тело постоянно возвращается к состоянию равновесия, состояние настоящего возбуждения (в биологическом смысле) длится недолго.

Сколько же оно длится? Все зависит от степени. Согласно статье в Wall Street Journal, вспышка эмоций средней силы проходит примерно за 20 минут.

4. В состоянии эмоционального возбуждения люди более склонны действовать

Состояние эмоционального подъема ‒ лучшее время для продажи. Эмоциональное возбуждение любого рода — это состояние активизации организма, когда усиливается сердцебиение и деятельность симпатической нервной системы, а мозг сигнализирует о выбросе гормонов.

Когда человек взволнован, его охватывают эмоции, влияющие и на принятие решений. Взволнованные люди чаще принимают решение — любое решение (даже плохое). Возбуждение влечет за собой импульсивность.

В «Психологии социального шопинга» Палома Васкез (Paloma Vasquez) отмечает следующее:

«В состоянии волнения или возбуждения люди думают и ведут себя по-другому. Эмоции подавляют рациональное мышление; проще что-то продать человеку, если он взволнован».

Это хорошая новость. Маркетологи обычно хотят, чтобы люди действовали, а не тратили время на раздумья. Мы понимаем, что быстрое принятие решений может оказаться необходимым для того, чтобы человек прошел весь покупательский цикл.

Что вызывает эмоциональный подъем у людей?

Получив базовое представление о том, как действуют эмоции, рассмотрим, как на них влияет контент. Перечислим виды контента, вызывающего эмоции.

1. Эмоциональное содержание

На этот счет мнение единодушно: пользователей привлекает эмоциональный контент. Вот, как описывает это Relevance:

«Люди ‒ эмоциональные создания. Мы принимаем решения (в том числе и о покупках) и действуем, в основном, под влиянием эмоций. Так что если ваш маркетинговый подход основан лишь на рациональном убеждении аудитории, вполне вероятно, что он не будет успешным».

Пользователи будут реагировать на контент, который их задевает на эмоциональном уровне. Эмоции влияют на принятие решения и дальнейшие действия. Какие именно действия? Наиболее очевидные — распространение информации.

Ученые университета Пенсильвании провели исследование, пытаясь ответить на вопрос: «Что делает онлайн-контент вирусным?». В результате был получен следующий вывод:

«Виральность отчасти вызывается физиологическим возбуждением. Контент, вызывающий сильные положительные эмоции (восхищение) или отрицательные эмоции (злость, раздражение), лучше распространяется. Контент, вызывающий слабые эмоции или нежелание действовать (грусть), хуже распространяется».

Грубо говоря, если вы хотите создать быстро распространяющийся, вирусный контент, то обращайтесь к эмоциям людей.

2. Принцип успеха

Психологи уже давно поняли, что удовлетворение и благополучие человека зависят от его успехов. Журнал «The Harvard Business Review» поясняет:

«Тщательно анализируя дневники специалистов, работающих с информацией, мы выявили главный принцип: из всех возможных способов улучшения восприятия и повышения мотивации в течение рабочего дня, единственным наиболее важным фактором стал фактор успеха.

Неважно, пытаются ли люди разгадать научную загадку или просто создать высококачественный продукт или услугу, ежедневный успех, даже небольшое продвижение вперед, может повлиять на их самочувствие и производительность».

Принцип успеха применим и к микромиру контента. JeremySaid.com сообщает: «Один из лучших способов мотивировать — это создать ощущение успеха. Если пользователь может достичь новых уровней поощрений, то скорее всего, он попробует это сделать».

Именно этот принцип создает ажиотаж вокруг программы лояльности Starbucks.

Золотой уровень. Осталось 8 звезд до следующего уровня.

Когда речь идет о контенте, пользователь хочет одновременно и осознавать, и ощущать свой прогресс. На боковой панели журнала Slate пользователь видит, сколько времени займет чтение статьи, что, по-видимому, мотивирует его на чтение.

3. Хороший дизайн

Исследователи поведенческой психологии осознают значение стимулов окружающей среды для действий и покупок. То же самое относится и к ‒ мелкие детали, вроде цветовой гаммы, могут значительно повлиять на то, как люди отнесутся к ресурсу. На самом деле, цвет — наиболее простой способ увеличить эмоциональное возбуждение.

Блог Coca-Cola — прекрасный пример этому. Широкое использование красного цвета в их дизайне микроблога Tumblr вызывает интерес и поощряет посетителей взаимодействовать с контентом.

4. Низкая цена

Импульсивные покупатели действуют исходя из эмоционального возбуждения. Одна из движущих сил импульса — цена продукта, согласно Wall Street Journal. Вы можете сохранять низкие цены или использовать якорный эффект цены, чтобы она казалась низкой. В любом случае вы можете воздействовать на эмоции благодаря низкой стоимости.

Когда человек покупает товар по хорошей цене, то более вероятно, что он поделится этой информацией с другими. Как объясняет Роберт Шниндлер (Robert Schindler) в «Новейших исследованиях потребителя» (Advances in Consumer Research), это происходит потому, что покупатель гордится своей покупкой. Выгодная сделка способствует «проявлению эго», и заставляет покупателя «чувствовать себя ответственным за скидку».

5. Ограниченное количество товара

В меньшей степени сам товар может вызвать эмоциональный подъем. Статья Марка Макдональда (Mark Macdonald) в Shopify рассказывает о том, что сами продукты могут вызывать эмоциональное возбуждение и желание купить, особенно, если они являются «сезонными или ограниченными по количеству».

Например, каждый март в честь Дня святого Патрика и символизирующего его трилистника в McDonalds предлагают зеленый прохладный коктейль Shamrock Shake.

Сходное сезонное предложение есть и у Starbucks ‒ осенний тыквенный латте с пряностями Pumpkin Spice Latte создает много шумихи в социальных сетях. На информационной странице продукта на сайте Starbucks приводятся данные, что с августа 2012 года появилось более 29000 твитов с хэштегом #pumpkinspice.

На самом деле, внедрение этого принципа может быть самой сложной задачей, требующей кардинальных перемен в компании. Но и Shamrock Shake, и Pumpkin Spice Latte вызывают необходимую вам реакцию. Если вы сможете выстроить свою маркетинговую политику, сфокусировавшись на уникальном или вызывающем эмоции аспекте вашего продукта, то покупатели скорее прочтут о нем и поделятся этой информацией с друзьями.

Заключение

Чтобы повысить дистибуцию контента, недостаточно просто разместить информацию и ждать, пока она возымеет действие. Вам нужно создать стратегию, которая вовлечет пользователей и читателей эмоционально. Как только вы заложите интеллектуальную основу привлекательным контентом, вы сможете направить усилия на то, чтобы использовать эмпатию, эмоционально мотивируя людей.

Когда вы изучаете контент в интернете, обратите внимание на то, что вызывает у вас эмоции. Вполне вероятно, что аналогичные материалы понравятся и вашим посетителям. Помните, что эмоциональный контент — верный хороший инструмент для привлечения и вовлечения аудитории.

Одно из наиболее частых проявлений острого психического заболевания, выражается двигательным беспокойством разной степени: от суетливости до разрушительных импульсных действий.

В зависимости от заболевания виды возбуждения чрезвычайно разнообразны как по выраженности, так и по клинической картине. Но независимо от этого всякое психомоторное возбуждение требует оперативных мер неотложной терапии , так как в это время больные представляют наибольшую опасность для себя и окружающих.

Часто двигательное возбуждение сопровождается речевым (речедвигательное возбуждение) с многоречивостью, нередко почти непрерывным говорением с выкриками фраз, слов, отдельных звуков и т.п.

Наряду с этим характерны ярко выраженные и часто очень интенсивные расстройства аффективной сферы :

  • тревога;
  • растерянность;
  • гневливость;
  • злобность;
  • напряженность;
  • агрессивность;
  • веселье и др.

Виды нервного возбуждения

Обычно по характеру возбуждения больного и его высказываниям удается дифференцировать разные виды возбуждения.

Галлюцинаторно-бредовое возбуждение

Галлюцинаторно-бредовое возбуждение возникает на почве бреда и галлюцинаций; возбужденное состояние больного обусловливается прежде всего этими расстройствами. Больные испытывают страх, тревогу, растерянность, в других случаях, они злобны, напряжены, недоступны. Часто разговаривают с галлюцинаторными "голосами", отвечают на их вопросы или к чему-то прислушиваются.

При делирии переживания больных определяются зрительными галлюцинациями. При резком возбуждении больные под влиянием бреда, галлюцинаций нападают на мнимых преследователей или, наооорот, спасаясь от них, бегут, не разбирая дороги, выпрыгивают из окна, из движущегося поезда и др. Часты переходы от обороны к нападению.

Кататоническое возбуждение

Кататоническому возбуждению свойственны нецеленаправленность, хаотичность, бессмысленность, внезапные и импульсивные поступки с агрессивными действиями и переходом от возбуждения к ступору. Часто сопровождается речевой разорванностью, бессвязностью. Характерны также дурашливость, манерность, гримасничанье, нелепость поведения.

Депрессивное возбуждение

Депрессивное возбуждение (депрессивная ажитация, меланхолический раптус) возникает у больных депрессией обычно при резком усилении депрессивных переживаний в виде нарастающего чувства невыносимой тоски, безысходности, отчаяния. Больные мечутся, не находят себе места, кричат, стонут, воют, рыдают, упорно наносят себе повреждения, активно стремятся к самоубийству.

Маниакальное возбуждение

Маниакальное возбуждение выражается не только в повышенном настроении, как это бывает при маниакальном и гипоманиакальном состоянии, но и в речедвигательном возбуждении. Больные то веселы, то гневливы, злобны, раздражительны, почти не сидят на месте, поют, танцуют, во все вмешиваются, берутся за множество дел, ни одного не заканчивая.

Почти непрерывно разговаривают, речь быстрая, фразы часто не заканчивают, перескакивают на другую тему. Переоценивают свои силы и возможности, нередко высказывают бредовые идеи величия. В связи с этим совершают множество нелепых, нередко опасных для жизни поступков, при возражениях бывают гневливы, агрессивны.

Эпилептическое возбуждение

Эпилептическое возбуждение возникает при сумеречном расстройстве сознания у больных эпилепсией, поэтому для его распознавания важно выяснить наличие эпилептических припадков в анамнезе. Характеризуется внезапным началом и столь же внезапным концом, сопровождается злобно-напряженным аффектом, полной дезориентировкой, невозможностью контакта.

Под влиянием острейших галлюцинаторнобредовых переживаний возбуждение достигает резчайших степеней, отличается чрезвычайной опасностью для окружающих, так как больной может набрасываться на окружающих, нанося им тяжелые повреждения, разрушая все, что встречается на пути.

Психогенное (реактивное) возбуждение

Психогенное (реактивное) возбуждение возникает, как правило, сразу же после острых психических травм или ситуаций, угрожающих жизни (катастрофа, крушение, землетрясение и другие экстремальные ситуации), и выражается двигательным беспокойством разной степени с обилием выразительных движений, ярких эффективных и вегетативных нарушений.

Клиническая картина очень разнообразна - от однообразного монотонного возбуждения с нечленораздельными звуками до картин хаотического бессмысленного возбуждения с паническим бегством, нанесением самоповреждений, самоубийства.

Нередко возбуждение протекает с психогенным бредом или сменяется ступором. При массовых катастрофах психогенное возбуждение по механизмам психической ндукции может охватывать более или менее большие группы людей с возникновением паники.

Психопатическое возбуждение близко к психогенному, оно также возникает чаще вслед за воздействием внешних раздражающих факторов, однако вызвавшая его причина не соответствует силе ответной реакции, что связано с патологическмми (психопатическими) особенностями характера больных.

Возбуждение со злобностью

Возбуждение со злобностью, агрессивностью обычно целенаправленно адресуется к конкретным лицам, обидевшим больного, сопровождается выкриками, угрозами, циничными ругательствами.

Для многих случаев характерна выраженность, яркость, большая напряженность, аффективность расстройств, демонстративность в поведении больного, его стремление привлечь к себе внимание окружающих, вызвать их сочувствие или одобрение.

Демонстративность, достигающая степени театральности, с бурными эмоциональными реакциями, настойчивым стремлением добиться сочувствия, жалости окружающих, характерна для истерического варианта психопатического возбуждения.

Движения, мимика больных подчеркнуто выразительны, экспрессивны: они рыдают, кричат, заламывают руки, принимают выразительные позы. Часто на высоте возбуждения возникает истерический припадок, который представляет как бы максимальную выраженность вышеописанных нарушений.

При этом в отличие от эпилептического припадка вместо судорог тонического и клонического характера отмечаются выразительные движения, не бывает столь внезапного падения с нанесением себе повреждений, редки прикусы языка и у пускание мочи, не бывает ночных припадков, нет полной амнезии.

Причины нервного возбуждения

Нервное возбуждение обычно развивается, если человек подвержен:

  • частым стрессам;
  • недосыпу;
  • раздражению;
  • нервозности;
  • страдает психическим заболеванием.

Все это может выражаться в частых конфликтных ситуациях с окружающими людьми. Иногда причиной развития повышенной нервной возбудимости являются не эмоционально-психические факторы, а тревожно-мнительные черты характера.

Однако зачастую первая и вторая причина присутствуют в сочетании. Происходит складывание замкнутого круга: недосыпание – раздражение – нервные стрессы – бессонница.

Нервоное возбуждение может являться симптомом слелующих заболеваний:

Симптомы нервного возбуждения

Симптомами нервного возбуждения являются:

  • нарушения движений глазных яблок;
  • несимметричность мышц лица;
  • плохая ориентация во времени и пространстве;
  • неловкость и несобранность.

Кроме того, отмечаются головные боли и незначительная задержка интеллектуального развития.

Именно бессонница является отличительным признаком повышенной нервной возбудимости. Бессонница определяется состоянием человека, если он не может погрузиться в сон в течение трех-четрыех часов, метается в постели, стараясь отыскать удобное положение тела.

Также человек может проснуться посередине ночи и лежать до утра с открытыми глазами. В некоторых случаях бессонница рассматривается как симптом какой-либо соматической патологии.

Лечение нервного возбуждения

Наиболее важным способом борьбы с нервным возбуждением или беспричинной тревогой, является поиск и лечение причины. Без лечения такое нервное возбуждение приводит к повышенному риску самоубийства .

Следующие меры помогут уменьшить волнение:

  • Спокойная обстановка.
  • Достаточное освещение.
  • Лекарства, такие как бензодиазепины, а в некоторых случаях, нейролептики.
  • Полноценный, качественный сон.
  • Смена привычной обстановки или окружения, например небольшой отпуск.
  • Хобби и увлечения.

Не зацикливайтесь слишком на своей тревоге, если это возможно. Как правило, это усугубляет проблему. Если ваш близкий человек находится в опасности причинения вреда себе или другим, по причине нервного возбуждения, или беспричинной тревоги, и нет других, менее ограничительных способов управления его поведением, используйте только жесткие ограничения .

Вопросы и ответы по теме "Нервное возбуждение"

У моего сына сына и.ч.м.т., нам пришлось уехать из Москвы, у сына нервное возбуждения весной и осенью, они с каждым годом все сильней, ему выписывали аминазин и ещё какое то лекарство, не помню какое, не посоветуете, что ещё ему можно давать, чтобы он успокоился
Назначать препараты может только лечащий врач. Основные рекомендации вы может прочитать в разделе " ". Кроме того, необходима работа с психотерапевтом.
Уже несколько месяцев у меня постоянная повышенная нервная возбудимость. Я нервничаю по поводу и без, а теперь уже нервничаю от самой боязни начать нервничать. На ЭЭГ: умеренно выраженные общие изменения биоэлектрической активности. Признаки ирритации структур ствола головного мозга. С какой вероятностью здесь можно говорить об органическом поражении мозга?
Выполнение инструментального обследования без показаний и гипердиагностический шабаш в описании данных обследования - путь к соматизации психических расстройств и невротизации нации. Общее правило: ЭЭГ нужна для диагностики эпилепсии. Исключения из этого правила крайне редки. Пример исключения – подозрения на смерть мозга. Последнее точно не Ваш случай! То, что написано в описании принято писать на норму. Нет данных за органическое поражение мозга. Лечение у психотерапевта.
Добрый день. Моему сыну 11 лет. Он очень агрессивен по отношению к младшей сестре и сверстникам. В школе учителя на него жалуются - сам не работает и другим мешает. Делаю замечания или ругаю начинает плакать. Вниманием и заботой не обделен. Посоветуйте какие успокоительные можно применять в 11 лет?
Перед применением успокоительных средств ребенка необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, для определения причины повышенной нервной возбудимости. Возможно необходимо будет пройти обследования и только после осмотра и получения результатов врач назначит вам корректное лечение, если такое будет необходимо.

В психологии под термином ажитация понимают крайне эмоциональное состояние человека, возникающее вследствие внешнего негативного влияния либо внутреннего конфликта человека с собой. Значительное эмоциональное возбуждение происходит вместе с появлением приступов страха, необъяснимой тревоги. Больной становится суетливым и постоянно повторяет однотипные движения, которые в большинстве случаев не осознаются.

Кто подвержен ажитации

Ажитации также подвержены люди, имеющие инфекционные или психические заболевания. Такое состояние характеризуется, как предпатологическое в пределах психологической нормы.

Состоянию ажитации часто подвергаются люди, чья профессия связана с опасностью.

Например, полицейские, пожарные, военные, каскадёры, лётчики, подводники. Спровоцировать приступ могут физические и психические перегрузки, которые присутствуют у человека продолжительное время. Сильная усталость также провоцирует это состояние.

Оно может являться одним из симптомов ряда заболеваний:

  • невроз
  • депрессия (инволюционная, ажиотированная)
  • кататоническая шизофрения
  • Альцгеймер
  • сенильный спад
  • эндокринные нарушения
  • авитаминоз
  • алкогольная зависимость
  • наркологическая зависимость
  • деменция
  • абстинентный синдром

Проявление ажитации затрагивает психику человека и вегетативную систему. В таком состоянии больной перестаёт контролировать себя и возникает опасность нанесения физического вреда самому себе и окружению.

Симптомы

Симптомы ажитации проявляются при рецидиве достаточно ярко. В первую очередь это нарушение координации движения и речевая дисфункция . Под воздействием чувства тревоги и страха у больного может наблюдаться повышение артериального давления и температуры тела , усиление потоотделения , учащения пульса и сердцебиения, побледнение кожи . В этом состоянии дыхание часто становится частым, иногда прерывистым, возникает тремор конечностей, появление беспокойства и суетливости.

Под воздействием других болезней ажитация может вызвать навязчивые идеи, галлюцинации, отсутствие критичности, логики, анализа, причинно - следственных связей . Некоторые больные могут применять в речи ругательства, не свойственные им в обычной жизни.

Больной, оказывается совершенно беспомощным в окружающем мире, может совершать только автоматические движения. Такое состояние вызывает в нём чувство опасности и может выразиться в неконтролируемой агрессии. Неосторожные действия по отношению к больному со стороны родственников, друзей, посторонних людей или медицинского персонала могут повлечь за собой негативные последствия.

Кроме вышеперечисленного, ажитация часто сопровождается нарушением сна . Это вызывает бессонницу, нарушение привычного режима.

Диагностику заболевания следует проводить тщательно и комплексно. Ажитация это состояние схожее по признакам с расстройством акатизией, возникающей от приёма нейролептиков. При неверном диагнозе и назначение увеличения дозы нейролептика это только усугубляет состояние больного.

В начале диагностики врачи проводят длительное наблюдение за внешними проявлениями поведения пациента. Затем назначают различные исследования:

  • анализ мочи
  • анализ крови
  • исследование щитовидной железы
  • МРТ или компьютерная томография мозга
  • скрининг лекарств, употребляемых больным
  • измерение пульса
  • определение артериального давления
  • соматические и инфекционные заболевания

Такой комплексный подход позволяет получить объективные причины возникновения ажитации. Исходя из полученных результатов, больному назначают соответствующее лечение. Поздняя диагностика заболевания может привести к тому, что больному потребуется срочная помощь и большие дозы медикаментов.

Лечение ажитации

Курс лечения обязательно назначает лечащий врач пациента. Разработано много средств для устранения ажитации, большинство из которых, продаётся только по рецепту. Все эти лекарства могут применяться как в группе, так и отдельно.

  • Антипсихотики (нейролептики) - при паранойе, помутнение сознания. Например, Риспедал, Клозарил, Сероквел, Галоперидол, Геодон.
  • Антидепрессанты (Памерол, Паксил, Цолофт, Прозак, Целекса) - успокоительные
  • Антианксиологические препараты (Буспар, Ативан, Ксанакс, Серакс)

Применение вышеуказанных препаратов может вызывать различные побочные эффекты: сонливость, сухость рта, ригидность, запоры и другое. Однако, это временные трудности на пути к выздоровлению.

При ажитации, вызванной эмоциональными или физическими перегрузками, специалисты рекомендуют отвлечься от повседневных дел и забот. Выздоровление в этом случае связано с длительным отдыхом и продолжительным сном. В некоторых случаях могут назначаться антидепрессанты.

Психотерапевтами разработаны специальные методики для лечения ажитации. Они включают в себя работу со страхами, различные релаксации, арт терапию и многое другое. С помощью техник, регулирующих поведение, больные осваивают умение контролировать эмоциональность и повышают свою стрессоустойчивость . Работа с пациентами может проводиться индивидуально или в группе. Такие сеансы помогут избегать повторений ажитации, а со временем полностью излечиться .

В большинстве случаях, лечение ажитации проходит успешно , при условии своевременного обращения к специалистам и правильном курсе лечения.

Здесь наблюдается известная вариативность возникновения и развития эмоциональной реакции, но, как правило, на первой стадии происходит кумуляция эмоционального напряжения, которая в силу взаимодействия определенных личностных особенностей и ситуативных воздействий не находит отреагирования. Среди таких индивидуально-психологических особенностей можно назвать исходный низкий уровень гетероагрессивности и эмоциональной устойчивости, пониженный порог фрустрации, нетипичность внешне обвиняющих форм реагирования в конфликтных ситуациях, высокий уровень опосредованности поведения и самоконтроля, робость, нерешительность, сенситивность, склонность выражать агрессию (когда это необходимо) в социально допустимой форме. Указанные личностные особенности обусловливают, в условиях затяжного течения конфликтной фрустрирующей ситуации длительностью до нескольких лет и в ситуациях, которые блокируют прямые проявления агрессии (например, в сфере семейных отношений, или в строго регламентированных условиях военной службы), накопление эмоционального напряжения. Столь длительной кумуляции эмоционального напряжения способствуют и ограниченные ресурсы совладающего поведения, сводящиеся к различным психологическим механизмам мотивации «избегания»: уход из ситуации, суицидальные попытки и т. д. Механизм переживания преимущественно заключается в «терпении» , часто феноменологически протекающем в виде депрессии невротического уровня, что может сочетаться и с «вытеснением» и образованием «аффективных комплексов» , непосредственно связанных с фрустрирующей ситуацией. В результате эмоциональное напряжение достигает очень высокого уровня - более высокого, чем при кумулятивном аффекте. На этом фоне даже незначительные, иногда условные фрустрирующие воздействия могут вызвать пик эмоционального возбуждения, нарастание которого обычно более сглажено, чем у взрыва при физиологическом или кумулятивном аффекте, но на высоте пика возбуждения происходит типичное сужение сознания (с фрагментарностью восприятия и доминированием эмоциональных переживаний, связанных с ситуацией) и нарушение регуляции поведения. Третья фаза характеризуется психической и физической астенией.

Описанное эмоциональное состояние можно проиллюстрировать следующим примером. Военнослужащий Б. обвинялся в умышленном убийстве своего сослуживца К. Рос и развивался нормально, закончил 8 классов и СИТУ. Работал токарем. В возрасте 22 лет женился, на следующий год родился ребенок. Был призван в армию, в строительные войска, в возрасте 25 лет. В батальоне стал подвергаться издевательствам и избиениям со стороны сержанта К. и некоторых других старослужащих. Осуществил демонстративную попытку побега из части с целью привлечения внимания командования к применению к нему неуставных отношений, однако никаких мер командирами не было принято: ни его, ни его обидчиков не наказали, в другую часть его не перевели. В день происшествия Б. утром был избит сержантом К. за отказ чистить его сапоги, и последний пригрозил избить Б. еще сильнее вечером, после работы. Б. не мог работать, думал только о предстоящем избиении, ближе к вечеру принял решение уйти из части. Когда он вышел из строящегося здания, увидел спящего на траве сержанта К. В нем «поднялась злость и ненависть», он поднял лежащий на тропинке железный прут арматуры и нанес три удара по голове К. После этого бросил прут около убитого, убежал на речку и сидел там до тех пор, пока его не нашли. По показаниям свидетелей, «у него дрожали, тряслись руки», «он был бледный», «в глазах у него было тупое выражение».

Психологический анализ материалов уголовного дела и данных экспериментально-психологического исследования выявил, что протрагированная конфликтная ситуация в виде систематического унижения чести и достоинства со стороны К. являлась личностно значимой для Б., фрустрация усугублялась его повышенной чувствительностью, самолюбием, сознанием того, что он старше К., имеет сына. Психотравмирующие воздействия обусловили у Б. накопление эмоционального напряжения. Невозможность отреагирования эмоциональной напряженности определялась с одной стороны тем, что его действия (побег из части) не дали ожидаемых им результатов, а с другой - кумуляции напряжения способствовали такие его личностные особенности, как аффективная ригидность, склонность к застреванию на отрицательных переживаниях, восприятие этих ситуаций как трудноразрешимых, нерешительность. В день правонарушения после утреннего избиения эмоциональное напряжение достигло высокого уровня, сопровождалось доминирующим чувством страха, сосредоточением переживаний на предвосхищении угрозы, ощущением субъективной безвыходности. На фоне интенсивной эмоциональной напряженности с повышенной чувствительностью к повторным (реальным или потенциальным) фрустрирующим воздействиям у Б. при виде К. субъективно внезапно наступило эмоциональное возбуждение, на высоте которого он нанес удары прутом К. Его действия в этот момент импульсивно реализовали аффективно обусловленную цель избегания предстоящего избиения, явились отреагированием накопившегося эмоционального напряжения, сопровождались снижением контроля поведения, игнорированием возможных последствий своих действий, частичным сужением сознания с фрагментарностью восприятия (Б. не помнил точного количества ударов, их силу). Последующее поведение Б. было нецеленаправленным, состояние его характеризовалось явлениями психического истощения, астении.

На основании изложенного комиссия экспертов пришла к заключению, что эмоциональная реакция у Б. в момент совершения инкриминируемых ему деяний развивалась по механизму кумуляции эмоционального напряжения с последующим его отреагированием и не носила характера физиологического аффекта, однако эмоциональное возбуждение у Б. оказало существенное влияние на его сознание и поведение.

7.2.5. Эмоциональное напряжение,
оказывающее существенное влияние на сознание и поведение

Первая стадия протекает аналогично первой фазе эмоционального возбуждения - происходит кумуляция эмоциональной напряженности. Однако эмоциональное напряжение после каждого очередного фрустрирующего воздействия не сбрасывается (по В. Вундту , спад эмоционального напряжения сопровождается резким ростом эмоционального возбуждения), а все более нарастает и переходит во вторую фазу, которая не носит взрывного характера, а представляет собой как бы «плато» интенсивного эмоционального напряжения. По аналогии с моделью стресса Г. Селье , можно сказать, что стадия сопротивления организма (первая стадия) сменяется стадией истощения адаптационных возможностей или описанной в физиологии фазой «отрицательной эмоции» , которая может сопровождаться угнетением интеллектуальных функций при сохранении или даже повышении энергетических ресурсов. Обычно эти состояния характеризуются меньшей интенсивностью и силой переживаний, чем эмоциональное возбуждение, но при определенной констелляции личностных и ситуационных факторов, исчерпании ресурсов обладающего поведения и попыток субъекта адаптироваться к конфликтной стрессовой ситуации, эмоциональное напряжение может достигать такого уровня, когда нарушается процесс выбора цели действия, высвобождаются стереотипные автоматизированные движения, происходят ошибки в восприятии окружающей действительности . Иными словами, определенное взаимодействие личностных особенностей обвиняемых с ситуационными переменными обусловливает такой рост эмоциональной напряженности, который сопровождается частичным сужением сознания, снижением контроля и регуляции поведения. Следует отметить, что сужение сознания выражается не столько в фрагментарности восприятия, сколько в доминировании аффектогенной мотивации, носящей сверхзначимый, сверхценный характер и обусловливающей затруднения в осмыслении и понимании окружающего. Она же редуцирует борьбу мотивов, нарушает оценочные, прогностические и контролирующие функции человека. Третья стадия характеризуется выраженным физическим и психическим истощением.

Характерным примером может служить дело военнослужащего К., обвиняемого в умышленном убийстве фельдшера Ф. Из материалов уголовного дела, медицинской документации, показаний подсудимого и свидетелей в судебном заседании известно, что раннее развитие без заметных отклонений был скромным, послушным, подчиняемым, не очень общительным, жалостливым, добрым, слабым по характеру, трусливым, стремился избегать конфликтных ситуаций, не мог постоять за себя в случае необходимости, был аккуратным и очень чистоплотным. Попав в армию, стал нерасторопным, не следил за собой, личную гигиену не соблюдал. Через некоторое время начал стационарно лечиться в медпункте части по поводу флегмоны ноги. Ф. заставлял К. делать самую грязную работу, каждую ночь выполнять обязанности дневального, при отказах избивал. Свидетели показывали, что в этот период К. выглядел мрачным, угнетенным, замученным, подавленным. За неделю до правонарушения Ф. дал закурить ему самодельную сигарету с наркотиком, после чего, воспользовавшись беспомощным состоянием К., совершил насильственный акт мужеложества. После этого К. переживал чувство страха, обиды, боялся огласки. В день правонарушения К. был вновь изнасилован Ф. и неизвестным ему «гражданским» в кабинете начмеда. Испытывал чувство унижения, оскорбления, подавленность и страх. Решил покончить жизнь самоубийством, пошел искать веревку в месте хранения инструментов, но ее не нашел. Увидел там гаечный ключ, и возникла мысль убить обидчиков. Вернулся в кабинет, подошел к спящему Ф. и нанес ему удар ключом по голове. После этого ключ выпал из рук, его трясло, возникла мысль: «Откуда кровь?». В это время ему показалось, что Ф. «еще хрипит». Перенес тело Ф. в блиндаж, где с помощью брючного ремня потерпевшего подвесил его за шею к трубе. Смерть Ф. наступила от механической асфиксии. К. вернулся в палату и заснул. Через час его разбудили, об убийстве вспомнил только тогда, когда стали искать Ф.

Экспертно-психологическое исследование выявило, что после призыва на военную службу у К. наступила социальная дезадаптация, сопровождающаяся заострением его личностных черт, появлением регрессивных форм поведения, ограничением круга общения, снижением активности. В период стационарного лечения на фоне дезадаптации, соматического неблагополучия, астенизации, связанной с недосыпанием в результате систематических психотравмирующих воздействий со стороны Ф., у К. происходило накопление эмоциональной напряженности. Присущие К. особенности личности препятствовали непосредственному отреагированию напряженности, повышая чувствительность к вновь возникающим фрустрирующим воздействиям по механизму «порочного круга». Противоправные действия потерпевшего привели к такому усилению эмоциональной напряженности К. (с выраженным страхом, обидой, чувством унижения, сосредоточением эмоциональных переживаний на угрозе возможного повторения случившегося и боязни огласки), что наступило частичное сужение сознания с ощущением субъективной безысходности, суицидальными намерениями в сочетании с доминированием аффективно обусловленной мотивации достичь «ликвидации» сложившейся личностно непереносимой ситуации. Сознание К. с этого момента фиксировалось исключительно на реализации возникшей сверхзначимой мотивации. Это резко нарушило процесс целеполагания и ограничило субъективные представления о возможных способах разрешения сложившейся ситуации, привело к импульсивности принятия решения «убить Ф». Его последующие действия - нанесение удара ключом, перенос тела потерпевшего и последующее удушение последнего - реализовывало аффективно обусловленную цель, сопровождалось ограничением адекватной оценки своих действий и прогностических функций (парциальной некритичностью), резким снижением самоконтроля и появлением несвойственной его личностной структуре брутальной агрессии. Последующее поведение К. характеризуется дезорганизацией, истощением, с последующим сном.

Комиссия экспертов пришла к заключению, что состояние К. в тот период следует квалифицировать как выраженное эмоциональное напряжение, оказавшее существенное влияние на его сознание и поведение и ограничившее возможность осознания значения своих действий и их контроля, регуляции.

Из сказанного ясно, что если экспертно-психологическая квалификация вариантов физиологического аффекта приводит к юридической квалификации «внезапно возникшего состояния аффекта, вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего», то диагностика кумулятивного аффекта, а также состояния эмоционального возбуждения или напряжения, оказывающего существенное влияние на сознание и поведение обвиняемого, может быть соотнесена и с «внезапно возникшим состоянием аффекта, вызванного длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего».

Таким образом, судебно-экспертное заключение о наличии состояния аффекта должно основываться на психологической квалификации тех эмоциональных реакций и состояний, которые существенным образом ограничивают способность обвиняемого при совершении преступления в полной мере осознавать характер и значение своих действий и осуществлять их произвольный волевой контроль. При этом эксперт-психолог должен проводить дифференциальную диагностику между аффектом и эмоциональными состояниями, не достигающими степени выраженности аффекта и не оказывающими существенное влияние на сознание и поведение.

В компетенцию эксперта-психолога входит ответ на вопрос судебно-следственных органов о наличии у обвиняемого в момент совершения правонарушения состояния аффекта. Утвердительный ответ на данный вопрос, возможный при экспертном установлении физиологического аффекта и его вариантов (кумулятивного аффекта и аффекта на фоне легкого алкогольного опьянения) или эмоционального состояния (возбуждения, напряжения), оказывающего существенное влияние на сознание и деятельность обвиняемого, имеет определенное юридическое значение - квалификацию преступления по статьям УК РФ, предусматривающих смягчение наказания.

Действия психолога:

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему простые вопросы:

 Как тебя зовут?

 Как ты себя чувствуешь?

 Хочешь есть?

2. Проведите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь, если тепло.)

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб, если нет сопротивления.

4. Дайте возможность человеку поспать или просто полежать.

5. Если нет возможности отдохнуть, то больше говорите с ним, вовлекайте в любую совместную посильную деятельность.

Ступор .

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Основные признаки ступора являются:

 Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

 Отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения щепки);

 «Застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности.

 Возможно напряжение отдельных групп мышц.

Действия психолога:

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями (позитивные точки).

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные) . Необходимо любыми способами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Двигательное возбуждение .

Взрывы, стихийные бедствия могут дезорганизовать человека, он не понимает, что происходит вокруг. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное мечущееся в клетке.

Основные признаки двигательного возбуждения являются:

 Резкие движения, бессмысленные и бесцельные действия;

 Неадекватно громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда бессмысленные вещи);

 Отсутствие реакции на окружающих (на замечания, просьбы, приказы)

Действия психолога:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему подмышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов. Старайтесь не использовать такие слова как «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи».

Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Агрессия .

Основными признаками агрессии являются:

 Раздражение, недовольство; гнев;

 Нанесение окружающим ударов руками или каким-либо предметом.

 Словесное оскорбление;

Мышечное напряжение;

 Повышение кровяного давления.

Действия психолога:

1. Дать возможность человеку выговориться или «избить» подушку.

2. Нагрузить человека работой, связанной с высокой физической нагрузкой.

3. Агрессия может быть погашена страхом наказания.

Страх.

Панический страх, ужас, может побудить к бегству, вызвать оцепенении или наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. Человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

К основным признакам страха относятся:

 Напряжение мышц (особенно лицевых);

 Сильное сердцебиение;

 Учащенное поверхностное дыхание;

 Сниженный контроль над собственным поведением.

Действия психолога:

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!»;

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме;

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, высказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие;

4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Нервная дрожь .

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так в организме происходит сбрасывание напряжения.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и т.д.

 Дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя некоторое время;

 Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);

 Реакция может продолжаться до нескольких часов;

 Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

Действия психолога:

1. Нужно усилить дрожь.

2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.

3. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действие как нападение.

4. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить спать.

Нельзя:

 Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;

 Укрывать чем-то теплым;

 Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Плач .

Плач обладает успокаивающим действием. Снимает мышечные зажимы.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. В случае отсутствия слез, напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

Основные признаки данного состояния:

 Человек уже плачет или готов разрыдаться;

 Подрагивают губы;

 Наблюдается ощущение подавленности;

 В отличии от истерики нет признаков возбуждения.

Действия психолога:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт (можно взять за руку, положить руку на плечо или спину, погладить по голове).

3. Применяйте приемы «активного слушания».

4. Не старайтесь успокоить человека. Дайте возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Главная задача – выслушать человека.

Истерика .

Истерика может длиться несколько минут или несколько часов.

Основные признаки:

 Сохраняется сознание;

 Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;

 Речь эмоционально насыщенная, быстрая;

 Крики, рыдания.

Действия психолога:

1. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

2. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

Если своевременно не оказать помощь, состояние пострадавшего ухудшится. Это может привести к сердечным заболеваниям, несчастным случаям, депрессии и другим расстройствам.

БИБЛИОГРАФИЯ

Материалы ЦЕНТРА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы.

Методы психологической коррекции постравматических стрессовых расстройств

Обсуждаются результаты экспериментального исследования эффективности системы психокоррекционых мероприятий по преодолению посттравматического стрессового расстройства у лиц с различными механизмами психологических защит. Обосновываются базовые принципы психологического вмешательства при посттравматическом стрессовом расстройстве.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, психологические защиты, психокорреционные мероприятия.

В результате предваряющего коррекцию диагностического исследования была получена необходимая информация о структуре личности комбатантов, основных механизмах психологических защит, индивидуальных особенностях протекания посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), динамики его развития, реакциях личности на болезненное состояние . Эти данные позволили разработать систему психокоррекционных мероприятий, включающую в себя дифференцированное сочетание методов индивидуального, группового и социоцентрированного вмешательства, направленных на снижение уровня симптоматики, включение адекватных психологических защит, а также повышение успешности реадаптационных процессов. В этих целях для проведения психокоррекционного вмешательства были сформированы две экспериментальные группы. В первую экспериментальную группу (17 человек) вошли лица, в структуре личности которых основными психологическими защитами являются замещение и идентификация с агрессором. Наиболее часто ведущими симптомами ПТСР в этой группе представлены симптомы гиперактивации (диагностическая категория «Г»). Во второй группе ведущими психологическими защитами выступали защиты группы избегания: отрицание, вытеснение и подавление (19 человек). Основной симптоматической категорией в данном случае являются симптомы группы «В» (устойчивое стремление человека блокировать все, что так или иначе связано с травматическим эпизодом). Контрольные группы (соответственно, 13 и 11 человек) составили лица с аналогичными показателями по ведущим психологическим защитам и основным симптоматическим категориям ПТСР, но без проведения какого-либо психокоррекционного воздействия.

Статья опубикована в сборнике «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

Сборник статей представляет собой итог работы в рамках «Программы поддержки кафедр» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и аккумулирует идеи, рожденные в совместных конференциях, семинарах, круглых столах с психологами - участниками «Программы поддержки кафедр».

Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.

Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@).

Система психокоррекционных мер должна быть комплексной, дифференцированной и этапной .

На предварительном этапе работы были сформулированы базовые принципы психологического вмешательства, которые определили выбор конкретных психокоррекционных методов и техник:

    Признание всех реакций комбатанта на психотравму нормальными, обеспечивающими адаптацию к экстремальным воздействиям внешней среды.

    При работе с комбатантами использование модели психотерапевтического альянса, предполагающей отношения эмпатии, терапевтической поддержки и партнерства с акцентом на формирование у клиента чувства ответственности за успех проводимого психологического вмешательства.

    Обеспечение индивидуальной переоценки травматического опыта и его интеграция в общую систему ценностей и смыслов клиента. Нахождение нового смысла травмы:
    - на уровне поведения и возможностей;
    - на уровне ценностей дружбы;
    - на уровне ценностей долга и чести.

    Нормализация психозащитного поведения комбатантов, активизация адекватных эго-защитных механизмов высшего уровня.

    Ориентация на выявление реальных и потенциальных ресурсов комбатантов.

    Выработка ощущения «контроля над травмой» как общая стратегия психокоррекции, разрушение атрибуций пассивности и жертвенности.

Методологической основой разработанной нами коррекционно-реабилитационной программы являются принципы биопсихосоциального подхода, разработанного A.Y. Shalev. В рамках этой модели автор выделяет несколько уровней психотравмы и соответствующие им методы терапевтической коррекции.

Рис 1. Модель психокоррекционного процесса (по A . Y . Shalev ).

Введение в исследование этой модели позволило выделить и теоретически обосновать практическое применение различных психокоррекционных направлений в работе с посттравматическими стрессовыми нарушениями. В контексте практической работы разделение психотравмы на несколько уровней затруднительно, поэтому используемые психокоррекционные техники позволяют коррегировать психотравму как многофакторное целостное образование.

В предлагаемой нами программе основное внимание уделяется второму, третьему и четвертому уровням травмы.

Система психокоррекционных мероприятий была разработана с учетом ведущих психологических защит, действующих в 1-й и 2-й экспериментальных группах. Общая схема психокоррекционного вмешательства включает в себя следующие направления:

    Установление терапевтического альянса.

    Поведенческая терапия.

    Когнитивная терапия.

    Экзистенциальная терапия.

В обеих группах использовались методы индивидуальной и групповой работы. Индивидуальные консультации направлены на решение конкретных задач по редукции постстрессовой симптоматики и индивидуальных проблем адаптации. Групповая психокоррекция позволяет решать более широкий круг общих для комбатантов задач, в число которых входят следующие:

    Создание безопасного социального пространства.

    Снижение чувства изоляции и формирование чувства принадлежности, общности целей, комфорта и поддержки.

    Восстановление отношения к другому как к самоценности, что сопровождается формированием чувства доверия к себе.

    Формирование чувства универсальности собственного опыта.

    Прояснение общих проблем, обучение методам совладания с последствиями травмы.

    Возможность принять на себя роль «помогающего».

    Развитие «чувства локтя»: общие проблемы разделяются участниками группы.

    Возможность делиться с кем-то информацией о себе, говорить о любых чувствах другим людям.

    Укрепление уверенности в возможности успешного прохождения терапии.

Для достижения поставленных задач в обеих группах использовался ряд техник, разработанных в рамках поведенческой, когнитивной и экзистенциальной терапии. В число обязательных методов психокоррекции входили:

    Техники «активизирующей терапии» (например, «ранжирование задач настоящего по сложности», «терапия мастерством и удовольствием»), применяемые для формирования новых жизненных смыслов и обретения контроля над собственной жизнью.

    Принципы сократовского диалога как основной метод для выявления и работы с неадаптивными мыслями и установками.

    Использование метафор позволяет передавать информацию на уровень бессознательного клиентов, что помогает активизировать скрытые ресурсы и приводит к неожиданным решениям проблемы.

    Техника «история моей жизни», применяемая для расширения представлений о собственном опыте и внутренних ресурсах.

    Техника «позитивные стороны боевого опыта», позволяющая переосмыслить травматический опыт и его последствия на уровне поведения, межличностных отношений, семьи и с точки зрения развития собственной личности.

Использовались схемы работы по индивидуальной и групповой психокоррекции, которая проводилась на протяжении 9 месяцев в двух экспериментальных группах, сформированных в зависимости от ведущих психологических защит, действующих в структуре личности комбатантов с симптомами ПТСР.

Р
ис. 2.
Общая схема психокоррекционного процесса комбатантов с ведущими защитами типа замещения и идентификации с агрессором (1-я экспериментальная группа)

К основным техникам, которые использовались в первой экспериментальной группе, относятся следующие:

    Техника прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону (E. Jacobson, 1929), позволяющая овладеть общими навыками саморегуляции.

    Техники «когнитивной проверки реальности угрозы», «планируемого отвлечения» и «заполнения пробела», позволяющие сформировать ощущение контроля над негативными эмоциями и снизить напряженность психологических защит.

    Техника «диалог со значимым другим» как возможность принятия агрессивной части себя в целях общей интеграции личности.

    Выработка предупредительных мер по минимизации последствий вспышек ярости и агрессии.

Во второй экспериментальной группе с ведущими защитами отрицания, подавления и вытеснения, в качестве основных использовались следующие методы:

    Техника систематической десенсибилизации Вольпе (J. Wolpe, 1952) и техника визуально-кинестетической диссоциации (Е.О. Александров, 2001), позволяющие снизить эмоционально-негативные реакции на травму.

    Техники «размораживания аффекта» через визуализацию приятных воспоминаний, стимуляцию смеха и иронии как возможность «оживить» альтернативный травме жизненный опыт и снизить интенсивность психозащитных реакций.

    Анализ сновидений как одна из стратегий работы с травмой, позволяющая снизить интенсивность проявления симптомов ПТСР.

    Выработка и проведение «ритуалов прощания», позволяющие завершить прошлые отношения клиента и раскрывающие перспективы будущего.

Проводилась общая оценка эффективности комплексного психокоррекционного воздействия, анализировались результаты формирующего эксперимента как фактора, который должен оказать непосредственное влияние на характеристики психозащитного поведения исследованного контингента (таб.1-3).

Как следует из анализа данных, в первой группе отмечены статистически достоверные отличия (р < 0,01) в критериальной группе «Б» (симптомы репереживания) и в критериальной группе «Г» (симптомы гиперактивации), и не выявлено статистически достоверных отличий в диагностической категории «В» (симптомы избегания), что указывает лишь на частичную эффективность выбранной психокоррекции. В результате проведенной работы было достигнуто смягчение посттравматической симптоматики на фоне выраженного снижения защитного реагирования. Участники эксперимента отметили снижение уровня тревожности, уменьшение общего количества конфликтов в социальном окружении, нормализацию настроения, усиление функций саморегуляции и контроля над негативными эмоциями.

Р
ис. 3.
Общая схема психокоррекционного процесса комбатантов с ведущими защитами типа вытеснения, подавления и отрицания (2-я экспериментальная группа)

Во второй экспериментальной группе статистически достоверные отличия (р < 0,01) отмечены по всем диагностическим критериям ПТСР, что подтверждает правильность выбранной стратегии психокоррекционного вмешательства.По окончании эксперимента комбатанты указали на положительный эффект эмоционального отреагирования травматических эпизодов, общую редукцию посттравматической симптоматики и стабилизацию ритма сна - бодрствования. Кроме этого, необходимо отметить формирование установки на осознанный отказ от стратегий избегания, диагностированных нами у комбатантов до проведения формирующего эксперимента, проявляющихся на уровне эмоций, поведения, межличностных отношений, а также позиции в отношении боевого опыта. Эти изменения являются показателем выраженной напряженности психологических защит группы избегания и включения когнитивных Эго-защитных механизмов.

В целом было достигнуто формирование положительных установок на возможности психокоррекционного вмешательства, а также интеграция боевой травмы в общую картину внутреннего мира комбатантов.

По данным повторного интервью, проведенного через 4-5 месяцев после эксперимента, положительный эффект в первой группе военнослужащих отмечался примерно в 40 % (7 человек) случаев (в контрольной группе - 14,7 % случаев), а во второй группе ветеранов - в 78,3 % (15 человек) случаев (в контрольной группе - 27 % случаев).

В контрольных группах статистически достоверные отличия (р < 0,05) выявлены лишь во второй критериальной группе (симптомы репереживания).

Таким образом, в результате проведенной психокорреционной работы с комбатантами двух экспериментальных групп были сделаны следующие выводы:

1. Комплексное психокоррекционное воздействие на личность с симптомами ПТСР должно проводиться с учетом характера и степени выраженности психозащитного поведения. Формирование дифференцированных групп позволяет определить выбор психокоррекционных методов, направленных на редукцию посттравматической симптоматики, а также снижение степени напряженности защитных реакций и включение адекватных психологических защит более высокого уровня.

2. В числе психокоррекционных мероприятий могут быть использованы методы групповой и индивидуальной работы, применяемые в рамках когнитивной, поведенческой и экзистенциальной психотерапии.

3. Анализ эффективности психологического вмешательства указывает на правильность выбранного нами подхода и техник психокоррекции в экспериментальной группе с ведущими Эго-защитными реакциями по типу избегания. Стратегия психокоррекции должна быть основана на проработке травматического эпизода, восстановлении эмоциональных контактов в межличностных отношениях и когнитивном анализе базовых установок, влияющих на включение функций контроля и сверхконтроля.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!