Рамзес 2 мумия. Другие достижения фараона

XIX династии. Царствовал 66 лет (1317 -1251 до н. э.). При нём Египет (см. Египет Древний) в последний раз в эпоху Нового Царства достиг значительного могущества. После вступления на престол Рамсеса II вёл длительные войны с хеттами (воинств, горные племена, населявшие центральную часть Малой Азии), в результате которых Египет закрепил за собой Палестину и Южную Сирию. В ходе борьбы Рамсес II проявил незаурядные воен. способности (см. Кадет).

Использованы материалы Советской военной энциклопедии. т. 7: Радиоконтроль – Тачанка. 688 с., 1979.

Рамсес II (тронное имя - Усер-маат-Ра-сотеп-ен-Ра) - фараон XIX династии (1317-1251 до н. э.). При нем Египет в последний раз в эпоху Нового царства достиг значительного могущества. Продолжая походы своего отца Сети I, Рамсес восстановил власть Египта в Палестине; в Сирии Рамсес столкнулся с хеттами, которые также претендовали на нее. После битвы при Кадеше (1312 год до н. э.) он продолжал борьбу с хеттами до 1296 года, когда заключил мирный договор с хеттским царем Хаттусили III (до нас дошли хеттская и египетская редакции этого первого известного в истории международного договора). Война с хеттами побудила Рамсеса II перенести свою резиденцию в северо-восточную Дельту, где был сооружен город "Пер-Рамсес" ("Дом Рамсеса", впоследствии Танис). Для Рамсеса характерна чрезвычайно широкая строительная деятельность. Им сооружены храмы в Абидосе, Фивах (Рамессеум), пристройки в Карнаке и Луксоре, оба пещерных храма Абу-Симбела, храм в Эдфу и т. д. Войны и огромные средства, затрачиваемые на содержание и строительство храмов, разоряли трудящиеся слои, обогащая знать и жрецов. Бедняки закабалялись, а средние прослойки теряли постепенно экономическую независимость. Рамсес II приходилось прибегать к наемникам, что ослабило военный потенциал страны.

И. С. Кацнельсон. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Литература: Хрестоматия по истории Древнего Востока, М., 1963, с. 119-30; Drioton E. et Vandier J., L"Egypte, 4 éd., P., 1962 ("Clio". Introduction aux études historiques); Gardiner A., Egypt of the Pharaohs, Oxf., 1961.

Поливка сада при помощи шадуфов. Роспись из гробницы Ипуи в Фивах. Египет. XIX династия.

Литература:

Авдиев В. И. История Древнего Востока. Изд. 3-е. М., 1970;

Очерки истории Древнего Востока. М., 1956.

Хрестоматия по истории Древнего Востока, М., 1963, с. 119-30;

Drioton E. et Vandier J., L"Egypte, 4 éd., P., 1962 ("Clio". Introduction aux études historiques);

Gardiner A., Egypt of the Pharaohs, Oxf., 1961.

25.01.2017

История Древнего Египта необычайно таинственна, полна интереснейших фактов. Легендами окутаны имена великих правителей прошлого. Одним из них был фараон Рамзес 2, чье длительное, растянувшееся на 66 лет правление пришлось на 1290-1224 г. до н. э. Дела этого властителя нашли свое отражение в документах той эпохи, благодаря чему сегодня многое известно о его жизни.

Военные походы Рамзеса 2

Рамзес 2 прославился, как один из последних великих египетских фараонов. К власти он пришел в совсем молодом возрасте, ему было всего 20 лет. Между тем, это не помешало Рамзесу 2 стать блестящим полководцем, чьи военные победы поражали современников.

Рамзес 2 создал сильную и хорошо организованную армию. Он был главным военоначальником и полководцем в своей стране, сам водил войска в бой. Документы характеризуют Рамзеса 2 как бесстрашного и отважного война.

Едва вступив на престол, Рамзес 2 одержал победы над нубийцами и ливийцами. Эти народы были ранее покорены Египтом. Время перехода власти от одного правителя к другому могло стать удачным для организации восстания против поработителей. Именно такая ситуация сложилась после смерти Сети 1, отца Рамзеса 2.

Рамзес 2 лично выезжал в Нумибию и без труда подавил волнения в этой стране. Сохранились так же документальные подтверждения того, что в начале своего правления фараон одержал победу над ливийцами. На второй год своего правления Рамзес 2 одержал победу над шерданами. Из источников следует, что египтяне застали врасплох этих представителей “народов моря” на их же кораблях. Пленные шерданы были приняты в армию молодого фараона и благополучно сражались в последующих завоевательных походах.

Главной задачей фараона было укрепление господства на Ближнем Востоке и Палестине. Это послужило причиной войн с хеттами, которые велись с 1285 г. до н. э. и закончились в 1269 г. до н. э. заключением мира.

На протяжении этого периода военные действия происходили с переменным успехом. Во время первой компании, когда Рамзес 2 пытался поработить г.Кадеш в Средней Сирии, он чуть сам не попал в плен. Перебежчики сообщили Рамзесу 2 ложную информацию о том, что хетты увели свои силы от города. На самом же деле на подступах к Кадешу войска Рамзеса были атакованы хеттскими колесницами. Спастись египтянам удалось, благодаря подошедшему вовремя подкреплению. Рамзес 2 вину за это поражение полностью переложил на своих военоначальников, себя же преподносил, как спасителя армии.

После такого поражения Рамзес стал осмотрительней. В период следующей военной компании ему удалось захватить ряд крепостей и городов, но хетты были сильны, как вдохновители малых народностей Сирии и Палестины. Результатом войн с хеттами стало заключение мирного договора, разделяющего сферу влияния хеттов и египтян. Стороны договорились о взаимном ненападении, о выдаче преступников и перебежчиков. В целом войны с хеттами сыграли большое значение, укрепив положение Египта на Ближнем Востоке.

Государственная деятельность Рамзеса 2

Заслуги Рамзеса 2 не ограничиваются победами над внешними врагами. Он прославился, как правитель, укрепивший могущества своей страны. В Египте при этом фараоне бурно развивалась торговля, строились города и храмы.

Едва вступив на престол, Рамзес 2 предпринял действия для укрепления своей власти. Он поставил на место первого жреца верного ему Небуненефа. Для молодого фараона было крайне важно, чтобы вокруг него были люди, которым он мог всецело доверять. Рамзес 2 объявил о своем божественном происхождении. Делалось это с целью укрепления власти. Отныне все должны были видеть в нем потомка бога Ра.

При Рамзесе 2 было построено огромное количество всевозможных статуй, колоссов, изображавших фараона, сооружений культового характера. Все это опять же должно было подтверждать божественное происхождение Рамзеса 2 и напоминать о его избранности высшими силами.

Важным деянием Рамзеса 2 стало строительство новой столицы, расположение которой способствовало развитию связей между Египтом и Ближним Востоком. Столица получила название Пер-Рамсес (Город Рамзеса), со временем она превратилась в большой процветающий город, где помимо египетских храмов, имелись и азиатские. Это доказывает пребывание в Египте азиатских купцов и ведение торговли с ними.

Вообще, Рамзес 2 известен, как правитель, при котором строилось очень много храмов. Едва вступив на престол, он начал возведение собственной гробницы в Долине царей. При нем был расширен луксорский храм в Фивах, сооружена монументальная колоннада в Карнаке, заложен поминальный храмовый комплекс в Фивах. В Нубии, прямо в отвесной скале был вырублен огромный пещерный храм, вход в который украшали четыре статуи Рамзеса 2, каждая высотой 20 м.

Все, что строилось при Рамзесе 2, практически всегда украшалось монументальными статуями, изображавшими его фигуру. Это служило напоминанием о мощи и величии фараона.

Семья Рамзеса 2

Рамзес 2 прожил долгую жизнь, умерев в возрасте 87 лет. Из них 66 лет он правил Египтом. Семья фараона была большая, она состояла, если верить документам, из 4 законных жен, бесчисленного количества наложниц, 111 сыновей и 67 дочерей. Рамзесу 2 удалось пережить не только своих жен, но и многих детей. Американский археолог Кет Уикс нашел в Долине царей не слишком заметный склеп, где, по всей вероятности, хоронили членов царской семьи. Там было погребено 52 сына фараона, которым не удалось пережить отца.

Наследником фараона стал его сын Меренптах, которому на момент восхождения на царство было более 60 лет.

Любимой женой фараона считалась Нефертари. В многочисленных документах того времени ее имя часто упоминается, так же сохранилось немало изображений египетской царицы, где она показана стройной красавицей.

По всей видимости, Рамзес 2 питал к Нефертари самые нежные чувства, о чем говорят эпитеты, которыми он награждал ее. Великую царицу фараон именовал “прелестной госпожой”, “прекрасноликой”, “сладостной любовью”. В честь Нефертари в Абу-Симбеле, рядом с храмом самого Рамзеса 2, был вырублен пещерный храм. После смерти Нефертари место главной царицы заняла ее дочь, которую Рамзес 2 взял в жены, чтобы сохранить “чистоту крови”.

Заключая браки, фараон порой руководствовался вопросами политики. Так один из его браков был заключен с хеттской царевной Хаттусили с целью упрочить мир с хеттами. Позже, руководствуясь все теми же соображениями, он взял в жены еще одну хеттскую царевну.

Посмертная судьба великого фараона

Необыкновенно складывались события после смерти легендарного фараона. Дело в том, что его хоронили 5 раз. Перезахоранивать Рамзеса 2 приходилось из-за расхитителей гробниц. Первый раз его перенесли из собственной гробницы в усыпальницу отца. После ее разграбления мумия попала в гробницу царицы Имхапи. Потом, после очередного разграбления, фараон оказался в гробнице Аминхотепа 1. В конце концов, мумия Рамзеса 2 была помещена жрецами в тайник Херихора в Дейр-Эль-Бахри.

В 19 веке захоронение снова нашла семья расхитителей гробниц. Эти люди постепенно распродавали ценности из тайника туристам, благодаря чему и попали в поле зрения египетских властей. В результате была найдена мумия великого Рамсеса 2, ставшая с того времени достоянием науки.


Рамзес (Ра-месэ-с) Второй (правил в 1279-1212 до н.э.) - виднейший из фараонов XIX династии. Воплощение Майтрейи-Мории (см. П/Р-24.5.38). Сын Сети Первого и царицы Туйи. Ему преимущественно присваивался титул А-нахту (Победитель).

Ни один фараон не производил большего впечатления на свою эпоху, как Рамсес (Рамзес) Второй. Почти семь десятков лет его царствования стали временем могущества и процветания страны. Он возглавлял прекрасно организованную армию, которую сам и водил в сражения. Он был высшим чиновником и верховным судьей государства. Он имел, по крайней мере, семь жен и десятки наложниц, от которых у него было 40 дочерей и 45 сыновей. (В другом источнике говорится: «Многочисленность семьи Рамсеса II хорошо известна. Помимо бесчисленных наложниц гарема известны четыре его законные супруги, 111 сыновей и 67 дочерей»). В последние годы правления Рамсес II был обожествлён как «Великая Душа Ра-Хорахте» - воплощение солнечного бога на земле. Рамсес II скончался на 67-м году правления и пережил двенадцать своих сыновей. Фараоном он стал в двадцать лет.

Немецкий учёный-египтолог Георг Эберс своими романами способствовал развитию в широких кругах общества интереса к древнему Востоку. В них он сочетал художественный вымысел со строго научной основой. В романе «Уарда» он прекрасно осветил время правления фараона Рамсеса Второго, умело используя огромный материал, накопленный египтологией. Герои его романа - исторические личности, и они предстают перед нами во всём многообразии своих характеров и дел. Образ Великого фараона в этом романе дан выпукло, достоверно и помогает увидеть его не только как исторического деятеля, но ещё и как совершенно неординарного человека… Рамзес осторожный, умный, предусмотрительный, справедливый, а также очень тонкий политик: «Да, у него можно поучиться, как давать согласие и в то же время отказывать, не забывая при этом блеснуть своим благородством!» - воскликнул восхищённо везир, прочитав письмо повелителя. Вот как описывает Эберс физический портрет своего главного героя: «Фигура фараона была огромна, его гордую голову с высоким лбом охватывала диадема, посредине которой красовались два золотых урея с коронами Верхнего и Нижнего Египта. Широкое ожерелье-воротник из драгоценных камней покрывало половину его груди, а нижняя часть была обёрнута широкой повязкой. Его красивое тело было словно отлито из бронзы, а гладкая кожа, обтягивавшая крепкие скулы, тускло отливала медью. Сидя в кругу приближённых, он отеческим взором поглядывал на своих сыновей. Лев отдыхал, но и на покое это был лев, и все знали, как страшен он будет, если его могучая рука, мирно сейчас разламывающая лепёшку, сожмётся в кулак. Всё в этом человеке было величественно, но он не вселял в сердце страха, ибо хоть и властно сверкали его глаза, зато всё лицо светилось удивительной мягкостью, а низкий голос, рождавшийся где-то в глубине его широкой груди и покрывавший порой грохот сражений, мог звучать ласково и сердечно. Прекрасно сознавая своё могущество и величие, он тем не менее всегда оставался человеком, и ему не были чужды порывы простого сердца».

Храм Рамзеса второго в Абу-Симбеле был построен в честь его

побуды над хеттами.

Фараон много воевал, в основном с хеттами, которые тоже претендовали на Палестину, как и Египет. Он расширил пределы своего царства до границ с Сирией на востоке и Суданом на юге. Во времена Рамсеса II, прозванного Великим, Египет достиг небывалого могущества и процветания. Внутри страны шло грандиозное строительство — возводились украшенные колоссальными статуями фараона храмы в Фивах, Абидосе, Нубии. Известно, что могущественный фараон снаряжал морские экспедиции, исследовавшие берега Средиземного моря, и не исключено, что моряки выходили также за его пределы. Самой известной, и, в то же время самой загадочной победой Рамзеса была битва у г. Кадеша в 1312 года до нашей эры. Рамзес выступил во главе передового «воинства Ра» (2 000 человек, 400 колесниц), которое поддерживало четырёхтысячное (800 колесниц) воинство Пта. Обходным путём на соединение с воинством Ра шла двухтысячная конница арабских наёмников. В резерве осталось воинство Тота — 8000 человек, 2000 колесниц. В битве участвовали ручные львы Рамсеса.

Объединённые войска противника на много превосходили силы египетского войска.

Кроме этого Рамсеса перед битвой предал его махор Паакер, разведчик дорог и заманил Рамсеса в ловушку хеттов. Предатель сам вёл отряд врагов на войско фараона в своей колеснице.

Рамсес был отрезан от своего войска. Колесница его была снабжена двумя колчанами, одним - для стрел, другим - для луков и мечей. С этим смехотворным оружием Рамсесу предстояло победить целую армию! Подобрав вожжи, брошенные его возницей Менна в порыве битвы, Рамсес завязал поводья вокруг талии, чтобы иметь руки свободными. Обе лошади были умны и смелы, они бросились прямо на врага. Рядом был почти ручной лев Рамсеса по имени Боец, грозное рычание которого приободрило фараона. Его лев остался верным ему и сражался рядом с ним до конца. Рамсес же словно обезумел. Наделенный несравненной силой, он врубился в окруживших его врагов и разил их без промаха. Это придало силы и воинам египтян, воодушевленным примером фараона. Его рука не знала усталости, он стал воплощением опустошающего пламени. Рамсес пускал стрелу за стрелой, убивая возниц хеттских колесниц. Лошади вставали на дыбы, падали друг на друга, колесницы переворачивались, образуя беспорядочную свалку. Нубийский лев Рамсеса устроил кровавый пир. Бросая свое трехсоткилограммовое тело в гущу схватки, он разрывал врагов своего хозяина ударами когтей, вонзал в их шеи десятисантиметровые клыки. Удары его лап были также сильны, как и точны.

Эберс пишет: «Во время битвы, сея вокруг себя смерть, фараон видел, как приближается его собственная неминуемая гибель. Не прекращая боя, он стал громко молиться богу Амону, взывая о помощи. Не успел он произнести последние слова молитвы, обращённой к владыке неба, как из гущи свалки внезапно вынырнул какой-то высокий египтянин, вскочил позади него на колесницу. Первый раз в жизни Рамсес задрожал… не чудо ли здесь произошло? Неужели Амон внял его молитвам? Когда Рамсес оглянулся на своего нового возничего, ему показалось, что лицом тот поразительно похож на его покойного махора Ассу. Рамсес подумал, что это, наверное, сам Амон принял облик покойного друга и спустился к нему, чтобы спасти своего повелителя от гибели».

Тысячи египтян погибли, еще большее количество хеттов и воинов союзной армии расстались с жизнью. После этого хетты заперлись в самой крепости. Император Муваттали запросил мира, хотя хетты и не считали себя побеждёнными.

Строго говоря, битва закончилась «вничью», однако она имела следствием мирный договор, значительно укрепивший Египет. Это был первый в истории политический договор . «Муваттали, твой слуга, Рамзес, и я признаю тебя Сыном Солнца и порождением самого Света. Моя страна подчиняется твоей воле, Она — у твоих ног. Но не злоупотребляй своей властью. Твое влияние неумолимо, ты это доказал, одержав великую победу. Но зачем тебе уничтожать народ твоего сдута? Зачем злобе продолжать жить в твоем сердце? Поскольку ты — победитель, согласись, что мир лучше, чем война, и дай хеттам глоток жизни».

Среди источников, повествующих о битве при Кадеше, выделяется замечательное историко-литературное произведение, так называемая «Поэма Пентаура», повествующая о недюжинной храбрости Рамзеса II и той помощи, которую во время битвы ему оказал бог Амон в лице жреца-поэта Пауэра.

Цитаты из поэмы Пентауэра:

«…Нет мужа, равного его величеству владыке младому, отважному.

Могуча длань его, бесстрашно сердце, силой подобен он Монту в час величия его.

Он прекрасен собою, как Атум, и ликуют созерцающие великолепие его.

Прославлен он победами своими над всеми странами, и не ведают часа, когда вступит он в бой.

Как стена, ограждает он войско свое, он — щит его в день сражения;

в стрельбе из лука не ведает он соперников, отважнее он сотни тысяч воинов.

Он идет во главе войск своих и обрушивается на полчища вражеские, веря сердцем в победу свою,

смел и доблестен он пред лицом врага, а в час битвы подобен пламени пожирающему.

Стоек сердцем он, словно бык, и с презрением взирает на объединившиеся против него страны.

Тысяча мужей не может устоять перед ним, сотни тысяч лишаются силы при виде его;

вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран…» . (Полный текст есть в интернете).

Битва при Кадеше сильно впечатлила Рамсеса II, и он приказал воспроизвести рассказ об этом событии и грандиозные панорамные «иллюстрации» к нему на стенах многих храмовых комплексов.

Мир между Египтом и Азией установился более чем на столетие, что вызвало «взрыв» торговой активности в регионе. Война с хеттами побудила Рамсеса перенести свою резиденцию в северо-восточную часть Дельты Нила.

Два урея Владыки Верхнего и Нижнего Египта.

В царствование Рамсеса II особым почитанием пользовались культы Амона, Ра, Птаха и Сета; однако, именно в это время в религиозной жизни страны всё заметнее становится азиатское влияние, выразившееся во включении в египетский пантеон иноземных божеств, ассоциировавшихся с войной или враждебной египтянам морской стихией.

Проявив справедливость по отношению к религиозным запросам многочисленных иноземцев, живущих в Египте, он пошёл ещё дальше, запретив посягать на храмы чужеземных богов. Но наряду с этим он всеми мерами стремился доказать своё уважение к египетским богам, буквально засыпая их щедрыми жертвами.

Рамсес учил своих детей, говоря: «Благочестив человек, который благодарен богам, но по-настоящему добр лишь тот, кто помнит о людях».

Предательство, которое произошло во время его отсутствия в Египте в период войны, поколебало доверие к людям, и фараон часто бывал печален, что не соответствовало его жизнерадостному характеру, а всякую неопределённость и неизвестность он переносил тяжелее любого горя. Рамсес был человеком таким же, как все другие люди и хотел быть им. Сознание того, что при прочих равных условиях он всё же делает больше, чем они - радовало этого необыкновенного человека. Он говорил: «Жрецы привыкли наставлять даже царей. Что ж, я не прочь! Я правлю, как наместник высшего божества, но сам я не бог, пусть даже они воздают мне божеские почести. Со смиренным сердцем я охотно передаю им в руки посредничество между моим народом и богами, а в делах людских я, разумеется, распоряжаюсь по своему усмотрению! Мне тяжело сомневаться в друзьях, я не могу обойтись без доверия, но если они захотят погубить мою страну… я втопчу в песок этих презренных гадин!»… Низкий голос фараона зазвучал, словно голос глашатая, возвещавшего о чём-то уже свершившемся.

Храм состоит из четырех залов, в последнем из которых находятся статуи богов Амона,

Птаха и, собственно, фараона Рамзеса Второго. Только два раза в году лик фараона

освещается солнечным светом. 22 февраля и 22 октября первые лучи восходящего

солнца дотрагиваются до статуи. В остальные дни прямой свет в этот зал не проникает.

Огромное значение имеют события эпохи Рамсеса Великого на дальнейшее развитие Египта и мировой истории в целом. До сих пор удивляет и поражает былое могущество древней "Страны Большого Хапи ".

Время царствования Рамсеса Великого открывает новую эпоху в истории Древнего Египта - эпоху Ремессидов. Все потомки этого фараона взяли себе его имя, желая быть похожими на великого предка. Рамсес II довел до логического завершения те принципы обожествления фараона и его власти, которые с древних времен были характерны для мировоззрения жителей страны Нила.Очень древнее представление о фараоне как о божестве и сыне божественных родителей носило при Рамсесе явно политический оттенок, и, потому, пропагандируясь, оно пережило тысячелетия фараоновского периода древнеегипетской истории, показав свою жизненность и во времена Птолемеев и римских цезарей. Храмы, построенные при Рамсесе II представляют собой новый тип культовой архитектуры, появившейся в результате взаимодействия египетских и нубийских традиций. В процессе создания храмов формировались местные школы архитекторов, скульпторов и живописцев. Возможно, что мастера из завоеванных стран учились в самом Египте.

В период правления Рамсеса II завершился очередной этап освоения Нубии, осуществленный в отличие от других стран в основном мирным путем. Большое значение имело идеологическое воздействие на население, которое и воплотилось в храмовом строительстве. Для религиозной политики Рамсеса II в завоеванных странах стало характерным возвышение египетских богов над местными божествами.

Интерес к Рамсесу Великому и ко времени его правления привлекает людей и сейчас. Сотни туристов едут в Египет, чтобы всё увидеть своими глазами.

Рамсес II Великий - египетский фараон из XIX династии, правивший примерно в 1279-1213 годах до н. э.

Рамзес вошел в историю с прозвищем Великий, и не без оснований. Он и сам сознавал свою значимость. «Один против тысячи колесниц» – так он видел свое участие в легендарной .

Он был правителем Древнего Египта эпохи высшего – и последнего – расцвета этого государства, в период так называемого Нового царства, который ограничивают XVI–XI столетиями до н. э. Этот фараон был у власти 66 лет – что выделяет его из числа других правителей древнего мира. При нем произошла одна из наиболее знаменитых битв, и был заключен, наверно, важнейший договор древности. После смерти фараона его культ сохранялся в течении нескольких веков.

Об этом правителе рассказывают на редкость многочисленные, по сей день точно не сосчитанные источники, при этом он сам лично об этом позаботился. Во-первых, сохранились надписи на стенах храмов и гробниц. Во-вторых, до наших дней дошли документы из архива, обнаруженного на месте древней столицы хеттской державы – Хаттушаша (деревня Богазкей на территории современной Турции). Там хранилось 15 000 текстов различных жанров, включая литературные произведения, деловые документы, переписку.

Раскопки этого знаменитого архива начаты в 1906–1912 годах немецким археологом Г.Винклером, который увлекался в первую очередь историей Междуречья. Но в архиве нашлись и следы Египта. Документы были составлены преимущественно на международном для Древнего Востока аккадском языке.

Историография, которая посвящена правлению Рамзеса II, огромная. В немецкой науке она составляет целые библиотеки. Имеется доступная литература и на русском языке. В первую очередь – труды замечательного дореволюционного египтолога Б. Тураева. В его «Истории Древнего Востока» много устарело, однако нельзя не оценить красоту стиля, живость изложения, любовное отношение к Древнему Египту.

Есть монография советского историка И.Стучевского «Рамзес II и Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамессидов» (так называлась эта династия). Книга примечательна тем, что в ней приводится много текстов источников, некоторые – в авторском переводе. Очень любопытно и исследование французского ученого и писателя К. Жака «Египет великих фараонов».

Следует заметить, что в истории Древнего Египта почти нет совершенно точных дат рождения и смерти правителей. Египтологи бесконечно их уточняют. Рамзес II был внуком Рамзеса I, бывшего командующего колесницами, который после военного переворота сменил на троне фараона Хоремхеба и основал новую, XIX династию.

Отец – фараон Сети I. Мать – царица Туйа. До нашего времени дошли ее изображения, которые свидетельствуют, что ей было свойственно высокомерие. Уж не потому ли, что, по некоторым сведениям, изначально она была певицей. Высокомерие часто отличает выходцев из низов…


Как сказано в одной из надписей, которая посвящена Рамзесу II, «боги вскрикнули от радости при его рождении». Это, конечно же, дань литературной традиции. Но Рамзес в действительности с детства знал, что его предназначение – власть. Именно в нем отец видел преемника. У всех фараонов имелись гаремы, которые состояли из законных жен и наложниц, и множество детей. Но, несмотря на то, что у Рамзеса, безусловно, были братья, Сети I без колебаний избрал одного сына, который придет ему на смену.

В возрасте 10 лет наследник, отличавшийся, кстати, большой физической силой, принял участие в одном из походов отца против ливийцев. Ливия, как и все покоренные народы, при любом казавшемся удобным случае старались вернуть себе независимость, и фараон должен был подавлять такие выступления. Так что в десятилетнем возрасте Рамзес II был уже готов и к власти, и к войне. Можно сказать, первую половину своей жизни он провел на воинской колеснице.

Как видно, он стал соправителем отца – для надежности передачи власти. По крайней мере, в одной из надписей Сети I имеются такие слова: «Венчайте царя, чтобы я узрел его совершенство при жизни».

1290 год — до н. э., когда Рамзесу было около 20-ти лет, он торжественно похоронил в Долине Царей отца, умершего своей смертью, и стал править Египтом. Это было приблизительно спустя 100 лет после смерти знаменитого . Современниками отмечалась воинственность и могучий боевой дух Рамзеса II: «Чужеземцы трепещут перед ним! Его имя разносится по Вселенной, он могуществен, как огонь, он – свирепо рыкающий лев с выпущенными когтями». Метафора имеет под собой некоторые реальные основания. Дело в том, что у Рамзеса II был ручной лев, сопровождавший его в походах. Лев лежал поперек входа в царский шатер и грозным рыком предупреждал, что без команды хозяина никого не пропустит.

Планы Рамзеса после прихода к власти абсолютно очевидны. О них свидетельствует надпись на стене храма в Луксоре. Фараон просит бога Амона даровать ему – ни больше ни меньше – власть над Вселенной. А как видели Вселенную древние египтяне? Им были известны ближайшие к ним народы и царства Ближнего Востока и земли, расположенные к югу от Нильской долины в Африке. Но в надписи фараона найден вполне метафорический образ Вселенной: в тексте сказано, что Рамзес хочет быть властелином «всего, что обходит солнце».

Он начал делать шаги в этом направлении. Занялся укреплением войска. К основным воинским соединениям, которые назывались в честь богов отрядами Амона, Ра и Птаха, добавил новое – Сетха. Этот бог в египетской мифологии – убийца Осириса, отождествляемый с такими животными, как свинья и осел. Но ведь Сетха (или Сети) – еще и имя отца Рамзеса II… К тому же Сетха считался богом чужеземцев. А Египет все энергичней покорял окружающие народы.

Фараон начал с подавления беспорядков в Ливии и в Нубии. При смене власти волнения в провинциях были неизбежными. Но 20-ти летний новый правитель оказался сильным бойцом. Завоеванные территории – это богатство, прежде всего – золотые и серебряные рудники, драгоценные породы дерева. И фараон заботился о сохранности своей сокровищницы.

После усмирения восставших, он отбил нашествие морских пиратов шерданов – тех, что в далеком будущем дали название острову Сардиния и составили основу его населения. Побежденные пираты стали его телохранителями.

Готовился Рамзес II и к войне с хеттами. Этот малоазиатский народ выдвинулся в те времена на мировую арену. Период его расцвета довольно короткий – с XIV до начала XII века до н. э. Однако это был удивительный взлет!

Этнический облик хеттов загадочен. Это относительно светловолосые и светлокожие люди, что не характерно для Востока. Не вполне понятно, откуда они могли прийти и почему потом исчезли. Созданный ими могучий союз различных народов пал в начале XII столетия до н. э. – как из-за внутренних раздоров, так и под ударами завоевателей, вторгавшихся с моря, в том числе этрусков и данайцев – будущих греков.

Но пока хеттская держава находилась на взлете, фараон Египта не мог с ней не воевать. Ведь между владениями хеттов и египтян лежали соблазнительные земли – Сирия и Палестина. И каждый могущественный сосед стремился ими завладеть.

На четвертый год своего царствования Рамзес II совершил разведывательный поход в Северную Сирию. Он дошел приблизительно до нынешнего Бейрута и установил там стелу. Воинственный царь хеттов Муваталли II в это время собирал силы. Он создал военный союз больше чем 20-ти народов.

1285 год — на пятый год правления, фараон снова отправился в поход, взяв с собой главные соединения – Амона (его он возглавил лично), Ра, Птаха и Сетха. Основное сражение произошло на территории Сирии, при городе Кадеше.

Среди важнейших источников, которые сохранили сведения об этой войне, – так называемая поэма «О битве при Кадеше». Это художественное произведение, хотя, конечно, не поэма в современном понимании. В текст включены диалоги, в том числе разговор Рамзеса с богом Амоном.

Есть и источники другого типа. Документ, названый историками «отчет о сражении», содержит строгие факты. Имеются рельефы, на которых изображены эпизоды сражения с краткими текстами, объясняющими изображенное. Но достоверность этой информации довольно относительная. Показательно, к примеру, что каждая из сторон, принимавших участие в битве, – и египтяне, и хетты – объявила себя победившей. Как не вспомнить Бородинское сражение 1812 г., в котором также не было однозначного победителя! При Кадеше поле осталось за хеттами, как в 1812 г. – за французами. Однако были ли они победителями?

Накануне сражения в лагерь фараона пробрались два бедуина. Они сказали, что убежали от хеттов и отныне хотят служить египтянам. В действительности это были не перебежчики, а лазутчики, принесшие египтянам дезинформацию. И хотя их били палками, они не переставали повторять ложные сведения – и Рамзес в это поверил. Они уверяли, что хеттское войско отступило далеко на Север и можно смело идти к Кадешу. Потому Рамзес решил ринуться в бой, не дожидаясь подхода своих основных сил.

Он выдвинулся вперед с единственным соединением, названным в честь бога Амона, и своей личной гвардией (Шердани). Стал у города Кадеша. Лагерь, обнесенный щитами, был прямоугольной формы. Шатер фараона находился посередине.

Существует рельеф, представляющий вид лагеря фараона и стен Кадеша: у входа в шатер Рамзеса – знаменитый лев, египетские воины занимаются чисткой оружия… Все, казалось, было спокойным. И вдруг – атака хеттов. 2 500 хеттских колесниц плюс пехота! Рамзес II попал в окружение. Он успел надеть доспехи и прыгнуть в колесницу. Вместе с возницей и щитоносцем, которого звали Менна (редкостный случай, когда имя простого человека вошло в историю), он отбивался до последнего. Но силы были неравными.

Надписи говорят, что в отчаянии фараон обратился за помощью к богу Амону. Слова Рамзеса поражают современного читателя. Он говорит с богом требовательно, с позиций некой внутренней силы: «Что же случилось, отец мой Амон? Неужели забыл отец сына своего? Совершал ли я что-либо без ведома твоего? Разве не хожу я и не останавливаюсь по воле твоей? Разве преступал я предначертания твои? Я взываю к тебе, отец, окруженный бесчисленными врагами, о которых не ведал. Когда все чужеземные страны сплотились против меня, и я остался один, и нету со мной никого, и покинуло меня войско мое, и отвернулись многочисленные воины, я стал кричать им, но не услышал из них ни один. И постиг я, что Амон лучше миллионов воинов, сотни тысяч колесниц».

По легенде, бог Амон ответил так: «Вперед, Рамзес, я с тобой! Я твой отец, моя рука с тобой, я господин победы!» После чего совершилось чудо: Амон протянул Рамзесу руку, и тот опрокинул тысячи колесниц. Сохранилось изображение: колесница фараона, кругом множество трупов врагов, некоторые из них он сбрасывает в реку. Одного мелкого царька, Алеппо, египетские воины держат за ноги вниз головой, выливая воду, которой он наглотался, когда убегал от Рамзеса и переплывал реку. Как ни удивительно, это явные элементы древней сатиры.

Конечно, есть и рациональное объяснение произошедшего. Когда началась атака, фараон успел отправить визиря оповестить одно из своих соединений, чтобы его войска поторопились; они подошли и форсировали реку Оронт. Так что подкрепление подоспело своевременно. Впрочем, и боевой дух фараона имеет большое значение.

Рамзес, тогда еще довольно молодой правитель, был и сам потрясен своим спасением. После битвы он поклялся каждый день лично кормить лошадей, вынесших его из окружения.

А итогом битвы стала, говоря условно, «боевая ничья» с некоторым перевесом в пользу хеттов, сохранивших за собой часть владений в Северной Сирии. Понадобилось еще 16 долгих лет, чтобы противники поняли, что лучше не воевать, а объединиться, договориться о дружбе и союзе.

Последовавшие за сирийским походом годы правления выявили в фараоне абсолютно новые качества. Он оказался величайшим строителем. При нем была основана столица Пер-Рамсес в дельте Нила. У древних египтян и прежде было несколько столиц: Мемфис, Фивы, Гераклеополь.

Строил Рамзесе и собственную семью. Его первая законная жена Нефертари хорошо известна по скульптурным портретам и описаниям. Ее лучшие изображения из гранита хранятся в ватиканских музеях, а сидящая фигура из черного гранита, также изумительной красоты, находится в Турине. В Долине Царей находится ее храм, открытый археологами в 1904 г.

Второй женой Рамзеса стала Иси-Нофрет – мать его прославленного четвертого сына по имени Хаэмуас. Этот удивительный для своей эпохи человек интересовался архитектурой и древностями, занимаясь неким прообразом археологии.

Трон же перешел к тринадцатому сыну Рамзеса II – Мернептаху. А всего, насколько известно, у правителя от жен и наложниц было 111 сыновей и 65 дочерей. Изображение на стене одного из храмов запечатлело шествие его многочисленных детей.

Что сооружал неутомимый строитель Рамзес II? Трудно все сосчитать. От его эпохи осталось множество статуй. В основном это колоссы, то есть скульптуры огромных размеров. Известно имя главного зодчего – Маи. Он руководил строительством в новой столице Пер-Рамсесе. У Маи был высокий воинский чин. Он отправлял далекие экспедиции за мрамором и за гранитом, к примеру на юг, в Асуан.

Одним из чудес света стал Рамессеум – поминальный храм Рамзесе II в комплексе Абу-Симбел на западном берегу Нила, в районе Фив. Особенностью древнеегипетской культуры было то, что человек в течении всей жизни заботился о своем погребении. Считалось, что чем тщательнее он подготовит переход в иной мир, тем лучше ему там будет. Вот почему Рамзес возвел для себя такой грандиозный поминальный храм.

Позднее здание засыпало песками и открыто швейцарским востоковедом И.Буркхардтом в 1812 г. Торчавшие из песка головы принадлежат, как выяснилось, четырем сидячим колоссам высотой 20 метров каждый. В 1964–1968 годах в связи со строительством Асуанской плотины колоссов по инициативе ЮНЕСКО разобрали, распилили на тысячу с лишним блоков, перенесли выше на 65 метров и вновь собрали. Невиданное дело, объединившее специалистов из разных стран!

Имеется огромный гранитный колосс Рамзеса II в Пер-Рамсесе. Высота его около 27 метров, вес – 900 тонн. Можно только представить, каких затрат требовали такого рода сооружения. Их строительство опустошало государственную казну.

Однажды, согласно источникам, была найдена огромная, невиданных размеров глыба кварцита. Фараон сразу решил, что это будет очередной колосс. Он написал своим мастерам (которые, кстати, не были рабами), чтобы они принялись за создание нового шедевра.

Вот его слова: «Закрома будут ломиться от зерна для вас, чтобы вы ни дня не проводили без пищи. Я наполню для вас склады различными вещами: хлебом, мясом, сладкими пирожками, я дам вам сандалии, мази в избытке, чтобы вы умащали головы ваши каждые 10 дней… Я дам вам множество людей, чтобы вы ни в чем не знали нужды; рыбаков, чтобы приносили дары Нила, и много других: садовников, чтобы возделывали огороды, горшечников, дабы делали сосуды, что бы свежа была вода в летнее время». В этих обещаниях звучит истинная страсть – и к строительству, и к увековечению своей памяти.

Поглощенный строительством, фараон вынужден был то и дело отправляться в экспедиции, для подавления выступлений подвластных Египту народов. Новых земель он не завоевывал. Тем временем силы древнеегипетского государства истощались. Подобное уже было в прежние переломные эпохи – между Древним и Средним царствами, потом между Средним и Новым царствами. Предчувствуя грядущий упадок, Рамзес охотно пошел на переговоры и заключение союза с хеттами. Успеху способствовало и то, что у хеттов сменился царь. Новый властитель Хаттусили III был настроен не так воинственно, как его старший брат Муваталли II.

После продолжительных переговоров в Пер-Рамсес привезли серебряную табличку с текстом на аккадском языке. Сейчас мы называем подобного рода документы договорами о мире и взаимопомощи в борьбе против возможных врагов и опасностей. Договор заключили в 21-й год правления Рамзеса II, то есть где-то в 1269 г. до н. э. Правителю было около 40 лет.

Текст договора был переведен на египетский язык и высечен на стене Рамессеума. Были и клинописные глиняные таблички с тем же текстом. Одна из них хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже.

Договор довольно длинный и чрезвычайно подробный. Вот его фрагменты в переводе И.Стучевского: «Что касается будущего вплоть до вечности, что касается помысла великого властителя Египта и великого правителя страны Хетта, то да не даст бог случиться вражде между ними в соответствии с договором… Он в братстве со мной, он в мире со мной, я в братстве с ним, я в мире с ним навеки».

Текст договора египтян с хеттами выставлен сегодня в штаб-квартире ООН – как символ цивилизованных международных отношений. Это знак того, что уже многие тысячи лет назад люди могли решать некоторые вопросы мирным путем. Стремясь учиться у самого себя, человечество пока не смогло достичь больших успехов, но попытка, несомненно, отрадная.

Не случайно фараон Рамзес II остался в истории с прозвищем Великий. Он в действительности великий строитель и великий международный деятель. Заключив мирный договор с хеттами, он обеспечил и своему государству, и соседнему еще около 60 лет сравнительно спокойной жизни.

Спустя 13 лет после заключения знаменательного договора неутомимый властелин, которому было уже около 53 лет, женился на дочери царя Хаттусили III. Она приняла египетское имя Маатхорнефрура – «зрящая красоту Солнца». Солнцем для нее, безусловно, должен был стать сын бога Амона – ее супруг фараон. Существует предположение, что на бракосочетание прибыл сам хеттский царь. Впрочем, многие из египтологов в этом сомневаются. Как бы там ни было, церемония была торжественной и пышной.

На дошедших до наших дней изображениях видно, как огромная процессия несет приданое – золото и другие сокровища. Из Малой Азии в Египет гонят целые стада скота. Это немалая ценность – мясо и шкуры. Но это еще и выразительный жест: ситуация в чем-то напоминает не одержанную когда-то победу – ведь богатства прибывают в Египет, хотя это и не военная добыча… А в 62 года фараон женился, также вполне официально, еще на одной хеттской царевне, сестре первой.

В последние годы жизни Рамзес II явно наслаждался относительным покоем, все время заботясь об увековечении своей памяти. Он скончался, когда ему было около 90 лет.

Посмертная жизнь фараона оказалась довольно бурной. Он был торжественно похоронен, но уже в конце правления следующей, XX династии, в XI столетии до н. э., гробница была разграблена. Все сокровища были похищены. Мумию фараона жрецы перенесли в тогда еще не разграбленную гробницу его отца, Сети I. Но позднее и ее разграбили.

В общем, мумию переносили с места на место четыре раза и в конце концов спрятали в тайнике. Она была найдена в конце XIX столетия и стала, как деликатно пишут ученые, достоянием науки. То есть она была выставлена в качестве экспоната в Каирском музее. Сохранность мумии удивительная. В 75-м году XX века, когда она начала повреждаться, ее возили на реставрацию в Париж. При этом встречали очень торжественно, будто французскую столицу на самом деле посетил древнеегипетский фараон. И это абсолютно справедливо. Рамзес II, несомненно, заслужил уважительную память человечества.

Рамсес II Великий, он же Рамзес или Рамесес – один из известнейших фараонов древнего Египта, оставивший после себя множество архитектурных и культовых памятников на территории современных АРЕ и Судана. Любителям эпических голливудских полотен этот великий правитель древности известен по фильму Ридли Скотта: «Исход: Цари и боги». В картине перед взором зрителя предстают знакомые с детства библейские сюжеты: и получение пророком Скрижалей Завета, история освобождения евреев из египетского плена и многолетнее хождение «богоизбранного народа» по пустыне. Фараона, от гнева которого Моисей спасает себя и свою паству, зовут Рамсес II. Малышам знаком по мультику «Принц Египта», подросткам-геймерам - по популярной игре «Цивилизация» Сида Мейера. Туристы, бывавшие в «Стране пирамид», наверняка видели изображение «царя-победителя» на оборотной стороне 50-пиастровой банкноты. А на реверсе однофунтовой купюры изображен храм фараона в Абу-Симбел.

Молодые годы

Третий правитель XIX Династии Нового царства прожил около 90 лет, из которых держал под своей властью 66 лет (годы жизни: 1303-1213 до н. э., правление: с 1279 до н. э. до смерти). Сохранилось огромное количество документов и памятников, связанных с именем Рамсеса, однако все известные изображения и статуи представляют юношу или молодого человека.

Сын Сети I и царицы Туйи стал принцем-регентом в возрасте четырнадцати, а взошел на престол, когда ему было около двадцати лет. Первые годы правления монарха не ознаменовались великими победами, но донесла до нас ряд свершений молодого правителя. Известно о карательной экспедиции по подавлению мятежа в Нубии, возможных боевых действиях в Ханаане и Ливии и о разгроме шерданов. По всей видимости, шерданы не чурались пиратства и решили совершить набег на плодородную дельту Нила, но были частично уничтожены молодым фараоном, а частью пополнили ряды войска фараона. Судя по более поздним изображениям, новобранцы оказались неплохими солдатами и хорошо проявили себя в сирийских и палестинских кампаниях.

На пике воинской славы

Рамзес развернул бурную строительную деятельность, результатом которой стали многие , по сей день привлекающие внимание многочисленных туристов со всех уголков мира. Его эпохе принадлежат скальные храмы «священной горы» , город Пер-Рамсес, культовые постройки в Мемфисе и Фивах. Однако великому фараону было свойственно не только созидание. Возводя памятники своему правлению из камня, Рамсес II не видел ничего зазорного в уничтожении и разграблении более древних построек. Сооружения Тутмоса III и Тети, правителя VI династии, пошли на стройматериалы собственных храмов Рамсеса. При нем были ограблено и уничтожено немало , статуй и храмов эпохи Среднего царства. А еще гений разрушения монарха в полной мере проявился в войнах с Хеттским царством и в особенности в Битве при Кадеше.

Войны с хеттами принесли царю, мумия которого сегодня украшает , почетный титул А-Нахту, что значит «Победитель», хотя результаты этих войн были достаточно неоднозначны. Рамсес II продолжал дело своего отца, возвращавшего былое влияние Египта на Ханаан и Сирию. До того, как стать А-Нахту, юный правитель провел ряд мелких сражений, а на пятом году царствования твердо вознамерился разгромить хеттов. Подготовка ко второй сирийской кампании шла довольно серьезно. Было изготовлено много оружия, подготовлены легкие колесницы, отличающиеся хорошей маневренностью.

Армия Рамзеса достигла селения Кадеш через месяц после перехода границы. Здесь, в районе нынешней ливанско-сирийской границы, предположительно в 1274 году до н. э. произошло самое раннее из детально документированных сражений. О битве при Кадеше историкам известно практически все: малейшие тактические ходы, общая стратегия противоборствующих армий, вооружение и численность сторон, этапы прохождения битвы и ее результаты.

Началась эпическая баталия неудачно для египетской стороны. Хеттские колесницы ударили в бок соединения Амона-Ра (в египетской армии того периода полки носили имена богов), подходившего к своему лагерю. Колонна была полностью разгромлена, а многие воины, включая детей самого фараона, убиты. Немногочисленные оставшиеся в живых ратники посеяли панику в базовом лагере, но растерянность длилась недолго. Рамзес подождал подкреплений и, воспользовавшись замешательством хеттов, начавших грабить базовый лагерь египтян, ударил всеми оставшимися силами по врагу.

В результате битвы при Кадеше обе стороны были сильно обескровлены и к вечеру того же дня договорились о перемирии. Вернувшись к своим народам, каждый из правителей приписал победу себе. Муваталли II, владыка Хеттского царства, сумел защитить свою столицу. Фараон сумел нанести противнику мощный удар, несмотря на качественное и количественное превосходство врага и неудачное начало сражения.

Другие достижения фараона

Немало деяний Рамзеса II осталось в истории. При нем был достроен , начатый еще Рамсесе I и Сети I. Внес он свой вклад и в , где при А-Нахту был сооружен просторный двор с пилонами. Сотни каменных памятников оставил после себя один из величайших правителей Древнего Египта. Рамсес II нашел воду на золотых рудниках Вади-Алаки, что позволило добывать больше золота, и многое сделал для развития торговли. Он захватил множество городов в Азии, разбивая гарнизоны неприступных крепостей быстрыми ударами мощной армии.

Эпоха правления Рамзеса Великого запомнилась современникам и потомкам экономическим процветанием страны, бурным развитием науки, литературы и искусств, укреплением границ государства. Говоря о наследии фараона, чьим местом упокоения стала , гробница KV7, достаточно вспомнить, что девять последующих монархов Египта называли себя «Рамсес». Это говорит многое о том месте, которое определила царю-победителю история.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!