Разбор предложения по частям речи онлайн. Морфологический разбор всех частей речи

Определенные трудности вызывает цифра 3, расположенная над одним из слов в разбираемых текстах. Речь идет о морфологическом анализе словоформ. Часть школьников не знают даже значения этого понятия. Рассмотрим, как сделать морфологический разбор слова правильно. Объясняем теорию на доступных примерах. Следует воспринимать анализ слова, как этап непосредственной работы над целым рядом языковых понятий.

Вконтакте

Общая информация

Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.

Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова , рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри . Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения . Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие — , признак деятельности — , качество предмета — .

Существует стандартный план морфологического разбора . Чтобы без ошибок сделать разбор слова как строго выполняйте все пункты:

  1. Определить, какой частью речи является данное слово, для этого нужно задать специальный вопрос .
  2. Поставить слово в неопределенную форму (Н.ф.) в именительном падеже единственного числа.
  3. Выявить постоянные , а затем проанализировать непостоянные признаки (изменяемость слова).
  4. Определить каким членом является в предложении.

Практика

Приведем конкретные примеры. Разберем слово как часть речи.

Существительное

Для начала сделаем разбор существительного:

Вариант №1. Сущ. — стула.

  1. Что? Стул, обозначает предмет; сущ.
  2. Н. ф. – И. п., ед. ч.- стул.
  3. Нарицательное, неодушевленное, м.р., 2 скл.
  4. Р. п., ед. ч.
  5. Было два стула, (в предложении является дополнением).

Вариант №2. Сущ.- девочек

  1. Кто? девочка, обозначает предмет, сущ.
  2. Н. ф.- И. п. ед. ч. – девочка.
  3. Нарицательное, одушевленное, ж.р., 1 скл.
  4. Р. п., мн. ч.
  5. Целый класс девочек (в предложении является дополнением).

Глагол

Разбор глагола как части речи самостоятельной языковой единицы

Он также проводится по вышеуказанному порядку:

Слово №1 – Бежать

  1. Что делать? Бежать, обозначает действие, глагол.
  2. Н.ф.- бежать.
  3. Несовершенный вид, невозвратный, 2 спряж., переходный.
  4. Изъявительное наклонение, ед. ч, Н.в., м.р.
  5. Мальчику нужно бежать домой. (В предложении выполняет роль сказуемого).

Слово №2- Повеселиться бы

  1. Что сделать? повеселиться, действие, глаг.
  2. Н. ф.- веселиться.
  3. Совершенный вид, возвратный, 1 спряж., переходный.
  4. Сослагательное наклонение, мн. ч.
  5. Детям повеселиться бы! (В предложении выступает в роли сказуемого).

Важно! Р азбор существительного является основой для работы с другими частями речи. Определение пунктов 3 и 4 в схеме осуществляется по начальной форме выбранного для разбора слова. Следует учесть, что у неизменяемых частей речи непостоянных признаков не бывает.

При работе с глаголом следует знать, как определить его особенности :

  • Н.ф определяется по вопросам «что делать?» или «что сделать?»;
  • совершенный/несовершенный вид: если есть в вопросе буква «С», то вид будет совершенный, когда буквы нет — это несов. вид;
  • возвратность: если есть постфикс СЯ,
  • спряжение: 1-е — все слова, заканчивающиеся на ЕТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЮТЬ, АТЬ,ЯТЬ, плюс два — на ИТЬ. Ко 2-у спряжению относятся — все глаголы на ИТЬ, плюс четыре АТЬ, семь на ЕТЬ;
  • переходность, то есть возможность образования дополнений с этим глаголом.

Прилагательное

Теперь поговорим об особенностях анализа морфологической структуры слов , обозначающих признаки предметов. Разбор прилагательного , как отдельный подвид лингвистического анализа, осуществляется по схожей методике.

Кудрявой

  1. Какой? кудрявый, качество, прилагательное.
  2. Н. ф.- кудрявый.
  3. Качеств.
  4. Положит. степень, полн., ед. ч., ж. р., Д. п.
  5. Поклонюсь к кудрявой березоньке. (В предложении выступает в роли определения).

Угрюм

  1. Каков? угрюм, признак, прилагательное.
  2. Качеств.
  3. Положит. степень, кратк., ед. ч., м. р., И. п.
  4. Мальчик был угрюм. (В предложении является составным сказуемым).

Здесь необходимо умение определить, к какому разряду относится прилагательное . Например, к качественному можно подставить слово более, а к относительному — нельзя, притяжательное указывает определенный объект принадлежности, краткая форма отвечает на вопросы: какова/ов? Степени сравнения подразделяются на положительную, сравнительную – со словом более, превосходную — прилагательные с суффиксами ВШИ, приставкой НАИ.

Причастие

Морфологический разбор причастия :

Пишущий

  • какой? что делающий? пишущий, признак по действию, причаст.;
  • Н.ф.- пишущий;
  • действ., несов. вид, невозвр., наст. в.;
  • ед. ч., м. р, И. п.;
  • В избе сидел сын, пишущий письмо с фронта, (в предложении выполняет функцию определения в составе причастного оборота).

Важно! Надо помнить, что часть свойств у причастия — от глагола, а часть — от прилагательного. Страдательным значением будет в том случае, если предполагается воздействие стороннего или внешнего объекта (блузка, постиранная мамой).

Наречие

Морфологический разбор наречия также проводится по плану: определение общего грам­ма­ти­че­ского зна­че­ния, основных характеристик, функции в конкретном предложении:

Быстро

Как? Быстро, обозначает признак действия, является наречием.Определительное, знаменательное.Непостоянный признак — неизменяемое.Отряд шел быстро. (в предложении выполняет функцию обстоятельства).

Деепричастие

Морфологический разбор деепричастия :

Напевая

  • Что делая? напевая, добавочное действие, дееприч.;
  • морфолог. приз.- несов. вид, переход., невозврат.;
  • Напевая, он мылся в душе, (в роли одиночного деепричастия).

Важно! Помним, что деепричастие берет признаки от глагола и наречия (неизменяемость), не имеет Н. ф., которая указывается, когда проводится морфологический разбор существительного.

Основная трудность заключается в разграничении определительных, обозначающих образ действия, меру и степень, и обстоятельственных наречий времени, места, признака, отсутствии Н.ф. и непостоянных признаков.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор глагола

Вывод

Во избежание недочетов в подобного рода работе, необходимо четко следовать схеме. Разбор слова, как часть заданий лингвистического характера, требует определенной усидчивости. Надо внимательно подходить к вопросу определения частиречной принадлежности лексем, а также их характерных особенностей.

Хорошо ли мы помним то, чему нас учили в школе? Ну вот, например, можете ли вы сказать, как делать морфологический разбор слова и зачем вообще это нужно? Особенно актуальным этот вопрос становится тогда, когда родители пытаются помочь своему ребенку в подготовке к сдаче ЕГЭ. И как ни странно, зачастую их ставит в тупик не физика с химией или математика, а наш родной и любимый русский язык.

Что такое морфологический разбор слова

Морфология – это раздел языкознания, изучающий слово, как часть речи. Морфологический разбор слова, это его полная характеристика именно с точки зрения грамматики русского языка. Делая морфологический разбор слова, нужно уметь определить, какой часть речи оно является, какие у него имеются постоянные признаки, а какие признаки этого слова являются изменяемыми. Нужно также понимать, в какой форме данное слово употреблено в предложении, и какую роль оно здесь играет.

Зачем нужен морфологический разбор слова

Те ошибки, которые обычно делаются в письменной речи, являются не случайными. Многие слова имеют «ошибкоопасные» части, которые при изучении в школе русского языка указываются специальными орфограммами, призванными обратить внимание именно на наиболее вероятные ошибки. Морфологический разбор слова придуман вовсе не для того, чтобы усложнять жизнь ученикам и их родителям. А для того чтобы было легче понять, как именно следует писать данное слово. Например, определяя к какой части речи оно относится, мы можем быстро вспомнить, как именно следует проверять правильное написание, в случае возникших сомнений. Так, прилагательное проверяется путем постановки к нему вопроса, существительное – по падежам и склонениям, окончания глагола в безударной форме – в соответствии со спряжением. Если же это глагол прошедшего времени, то его написание проверяется по роду, к которому его нужно отнести.

Правописание суффиксов и окончаний слова полностью зависит от того, к какой части речи относится данное слово. Вот поэтому в школе уделяют довольно много времени изучению этого момента, а кроме того, морфологический разбор слова обязательно входит в программу экзаменов ГИА в 9 классе, в программу ЕГЭ и в программу вступительного экзамена по русскому языку в высших учебных заведениях.

Давайте вспомним, как делать морфологический разбор слова

Итак, чтобы сделать морфологический разбор существительного, нужно указать:

  • часть речи, общее зна­че­ние, на­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч.);
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: имя соб­ствен­ное или на­ри­ца­тель­ное, оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное, род, скло­не­ние;
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, число;
  • син­так­си­че­ская роль.

Давайте посмотрим, как это выглядит на примере. Допустим, у нас есть предложение: «Я надела шляпу». Попробуем сделать морфологический разбор слова «шляпу».

  • Шляпу – сущ, н.ф.: шляпа.
  • Пост. пр.: на­ри­цат, неодуш., ж.р., 1 скл.;
  • Непост. пр.: В.п., ед.ч.;
  • Синт. роль: до­пол­не­ние.

Как видите, все очень просто.

Это было у нас имя существительное. А теперь попробуем для примера взять прилагательное. Оно разбирается по такой же схеме, однако есть и некоторые отличия. Чтобы сделать морфологический разбор прилагательного, нужно будет указать:

  • часть речи, общее зна­че­ние, на­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч., муж или жен.р.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: ка­че­ствен­ное, при­тя­жа­тель­ное, от­но­си­тель­ное.
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: для ка­че­ствен­ных – сте­пень срав­не­ния, пол­ная или крат­кая форма; для всех – падеж, число, род (в ед.ч.).
  • син­так­си­че­ская роль в предложении.

Возьмем предложение: «Впереди мелькнула голубая гладь реки». Что мы можем сказать о прилагательном «голубая»?

  • Голубая – при­лаг., н.ф.: голубая.
  • Пост. пр.: ка­честв.;
  • Непост. пр.: по­ло­жит. сте­пень сравн., пол­ная форма, Им.п, ед.ч.;
  • Синт. роль: опре­де­ле­ние.

Ладно, с существительными и прилагательными мы разобрались. А что делать, если нужен морфологический разбор глагола? В принципе, все то же самое. Ну – почти:

часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (ин­фи­ни­тив);

по­сто­ян­ные при­зна­ки: вид, пе­ре­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние;

непо­сто­ян­ные при­зна­ки:на­кло­не­ние гла­го­ла, время, лицо, число, род (если есть).

син­так­си­че­ская роль.

«Слушатели оживились, начали хлопать в ладоши». Разберем глагол «оживились».

Оживились – глаг., н.ф. – оживиться;

Пост. пр.: сов.в., непе­ре­ход., воз­вратн.,ІІспряж.;

непост. пр.: изъ­явит. на­кло­не­ние гла­го­ла, прош.вр., мн.ч.;

синт. роль: ска­зу­е­мое.

Как сделать морфологический разбор числительного и местоимения

Ну вот, мы немного разобрались с основными членами предложения. Но ведь здесь есть и другие части речи, которые тоже являются полноценными словами и играют в предложении весьма важную роль. Поэтому мы сейчас посмотрим, как нужно делать морфологический разбор числительного и местоимения.

При морфологическом разборе числительного необходимо указать:

  • часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (Им.п.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: про­стое/со­став­ное; ко­ли­че­ствен­ное/по­ряд­ко­вое/со­би­ра­тель­ное;
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, род (если есть), число (если есть).
  • син­так­си­че­скую роль.

Возьмем для примера предложение: «Мы выбирали из десяти претендентов».

  • Десяти – чис­ли­тель­ное, н.ф.: десять;
  • Пост. пр.: про­стое, колич.;
  • Непост. пр.: Р.п.;
  • Синт. роль: определение.

Если все понятно, то переходим к морфологическому разбору местоимения. Здесь нужно будет указать:

  • часть речи. Общее зна­че­ние. На­чаль­ная форма (Им.п., ед.ч.)
  • по­сто­ян­ные при­зна­ки: раз­ряд, лицо (для лич­ных ме­сто­име­ний)
  • непо­сто­ян­ные при­зна­ки: падеж, род, число (если есть), лицо (для лич­ных ме­сто­име­ний).
  • син­так­си­че­ская роль.

Используем в качестве примера предложение: «В этой книге рассказывается о древнем китайском городе».

  • Этой – ме­сто­име­ние, н.ф.: эта.
  • Пост.пр.: указательное;
  • Непост. пр.: П.п., ед.ч., ж.р.;
  • Синт. роль: опре­де­ле­ние.

Очень надеемся, что этот небольшой тренинг поможет вам на предстоящих экзаменах.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

В школе обязательно нужно уметь делать морфологический разбор слова, поскольку данный вид разбора является обязательным в учебной программе. В конце каждого раздела морфологии предлагается научиться выполнять морфологический разбор конкретной части речи. Таким образом материал лучше запоминается и усваивается, учащиеся овладевают практическими языковедческими навыками. Выполнение разбора помогает быстрее выучить все грамматические категории, легко отличать их на практике, анализируя конкретные слова из контекста.


При обучении на филологических факультетах также большое внимание уделяется морфологическому разбору. Он выступает в качестве закрепляющего и контролирующего метода. В университетах лингвисты изучают расширенные грамматические категории, более детально исследуют языковое своеобразие каждой части речи, поэтому морфологический разбор там гораздо сложнее и подробнее.

Требования к языковым разборам заметно отличаются, поэтому необходимо тщательно изучать методические указания конкретного учебного заведения. В современной лингвистике учёные имеют разные взгляды на отдельные грамматические категории: желательно не только знать схему морфологического анализа, предлагаемую в вузе, но и позицию учёных-языковедов, работающих в нём. Всё это расскажут на подготовительных занятиях, зачастую выпускаются подробные пособия для поступающих. В школе требования зависят от программного комплекса, по которому происходит обучение.

Основные требования к выполнению морфологического разбора
Несмотря на имеющиеся разночтения в области морфологического разбора разных частей речи, существуют общие требования. В первую очередь, необходимо придерживаться при разборе слова чёткого алгоритма. Необходимо знать общие категориальные значения всех частей речи. Важно учитывать контекстное значение слова, чтобы не путать его с другими похожими языковыми единицами. Иногда бывают случаи, когда ученики относятся невнимательно к смыслу текстового фрагмента и путают слова, являющиеся омографами. В результате они неверно определяют начальную форму и разбирают другую языковую единицу. Необходимо чётко различать изменяемые и неизменяемые категории каждой части речи, чтобы не смешивать их, и не забывать указывать нужные данные. Правильно сделать морфологический разбор слова помогут следующие рекомендации:

  • важно точно определить слово, его смысловую нагрузку в тексте, выяснить, какой частью речи оно является;
  • надо внимательно относиться к начальной форме – она должна быть указана верно;
  • нужно анализировать слово в строгом соответствии с заданным алгоритмом;
  • сначала пишут неизменяемые категории, а затем – изменяемые;
  • в большинстве школьных программ и методических пособий рекомендуется не просто перечислять категории, а писать изменяемые категории после формального указания: «слово (...) употреблено в форме (...)»;
  • при указании категорий соблюдается определённый порядок, например, у существительных сначала указывается число, а затем – падеж;
  • не следует стараться обязательно найти у слова все категории, присущие данной части речи, поскольку каких-то категорий у анализируемой языковой единицы может не быть;
  • требуется определить синтаксическую функцию слова в предложении, это пишется в последнем пункте разбора, но желательно обратить внимание на синтаксическую роль сразу – это иногда помогает точно выяснить, какой частью речи является слово.
Соблюдая общие требования, морфологический разбор выполнить гораздо легче. Отступления от правил зачастую ведут к ошибкам в анализе, так как даже нарушение порядка разбора вносит путаницу в процесс.

Алгоритм морфологического разбора слова

  1. Пишется словоформа анализируемого слова – его нужно указать именно так, как оно употреблено в контексте, без изменений.
  2. Определяется начальная форма слова. Для каждой части речи правила приведения слова в начальную форму и её признаки индивидуальны:
    • существительное – именительный падеж, единственное число;
    • прилагательное – именительный падеж, единственное число, мужской род;
    • порядковое числительное – именительный падеж, единственное число, мужской род;
    • количественное, дробное или собирательное числительное – именительный падеж;
    • местоимение – именительный падеж, единственное число, мужской род (если они есть);
    • наречие – часть речи не изменяется;
    • глагол – неопределённая форма (отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»);
    • причастие – именительный падеж, мужской род, единственное число;
    • деепричастие – часть речи не изменяется.
  3. Указывается общее грамматическое значение слова как части речи:
    • существительное – предмет;
    • прилагательное – признак предмета;
    • порядковое числительное – признак предмета и количество;
    • собирательное, дробное, количественное числительное – количество;
    • местоимение – указание на предмет;
    • наречие – признак действия, признак признака;
    • глагол – действие;
    • причастие – признак предмета по действию;
    • деепричастие – добавочное действие.
  4. Определяют все неизменяемые грамматические категории. Они также зависят от части речи:
    • существительное: собственное или нарицательное, одушевлённость / неодушевлённость, род, склонение;
    • прилагательное: разряд (делят на качественные, относительные, притяжательные), степень сравнения (только для качественных, категория есть не всегда), краткая или полная форма (только для качественных);
    • числительное: простое, сложное или составное; разряд (порядковое, собирательное, дробное, количественное);
    • местоимение: группа по отношению к частям речи (например, местоимение-существительное), разряд по значению, лицо (только для личных);
    • наречие: разряд по значению (например, наречие времени или наречие образа действия), степень сравнения (если она есть);
    • глагол: возвратность, переходность, вид (совершенный или несовершенный), спряжение (I и II);
    • причастие: залог (страдательный или действительный), форма (полная или краткая), время, вид, возвратность;
    • деепричастие: вид, возвратность.
  5. На данном этапе нужно правильно указать, в какой форме употреблено слово в контексте. Нередко ученики путают начальную форму и словоформу, приступают к анализу изменяемых категорий и продолжают смотреть на начальную форму. Важно научить школьников: изменяемые категории определяют только по словоформе, обозначенной в первом пункте разбора. Изменяемые категории:
    • существительное: число, падеж;
    • прилагательное, числительное, местоимение, причастие: падеж, число, род (если есть);
    • наречие, деепричастие: неизменяемые части речи;
    • глагол: наклонение, время (для изъявительного наклонения), число, лицо, род (если есть).
  6. Заключительным пунктом морфологического разбора слова становится определение синтаксической роли слова в предложении. Нужно внимательно рассмотреть предложение, поскольку иногда слова выполняют несвойственные для себя функции. При этом можно определить, какие синтаксические роли наиболее характерны для конкретных частей речи:
    • существительное чаще всего является подлежащим и дополнением;
    • прилагательное обычно бывает определением или сказуемым;
    • числительные могут быть любыми членами предложения, порядковые чаще всего – согласованные определения;
    • местоимения могут быть любыми членами предложениями, это обычно зависит от того, с какой частью речи они соотносимы;
    • наречия чаще бывают обстоятельствами, но способны выполнять любую синтаксическую роль;
    • стандартная синтаксическая функция глагола – сказуемое;
    • причастие чаще становится определением;
    • деепричастие обычно играет роль обстоятельства.
Если точно следовать данному алгоритму, учитывать индивидуальные требования к морфологическому разбору в конкретном образовательном учреждении, анализировать слова гораздо удобнее. Нарушение порядка разбора может быть засчитано как ошибка.

Некоторые нюансы морфологического разбора
Выполняя морфологический разбор слова, важно помнить, что далеко не всегда слово обладает стандартным набором привычных категорий. Нередко старательные ученики теряют много времени, пытаясь отыскать конкретную категорию. На самом же деле её может не быть у данной языковой единицы. Также возникают затруднения с определением отдельных категорий. Можно отметить основные сложности и тонкости разбора, которые следует запомнить.

Собирательные существительные – неодушевлённые (студенчество, молодёжь). Если существительные употребляют только во множественном числе, они не имеют рода (сани, ножницы). Есть понятие общего рода (умница, протеже). Только форму единственного числа имеют собирательные, отвлечённые, некоторые вещественные существительные и имена собственные. Некоторые вещественные, отвлечённые, названия игр, имена собственные могут употребляться только в форме множественного числа.

Необходимо помнить, что прилагательные могут переходить из одного разряда в другой, меняя свои значения в зависимости от контекста. Например: золотое кольцо – сделанное из золота, относительное прилагательное; золотое сердце – переносное значение (доброе), качественное прилагательное. Таким образом, определяя категории, необходимо внимательно относиться к лексическому значению слова, его смысловому оттенку.

В языкознании принято считать, что краткую форму могут иметь только качественные прилагательные, но в комплексе Бабайцевой и Чесноковой к краткой форме относится также именительный падеж притяжательных прилагательных с суффиксом –ий-.

Местоимения никак, где, иначе, которые не изменяются, иногда относят к наречиям. Форма относительных и вопросительных местоимений совпадают, только вопросительные имеют вопросительную функцию. Нужно различать простые формы сравнительной степени прилагательных и наречий, учитывая контекст. Например: гепард быстрее кошки (более быстрый, прилагательное), гепард бегает быстрее кошки (более быстро, наречие). Слова категории состояния сейчас принято отделять от наречий, хотя где-то их по-прежнему объединяют. Но в вузах они всегда изучаются отдельно, указываются их отличия от наречий.

Переходность глаголов не изучается в комплексе Бабайцевой и Чесноковой, однако в профильных вузах знать данную категорию необходимо. Только в изъявительном наклонении есть категория времени глаголов. Причастие имеет две формы времени – прошедшую и настоящую. Только страдательные причастия могут быть краткими.

Учитывая и запоминая все тонкости отдельных морфологических категорий, можно быстро и точно сделать морфологический разбор слова.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!