С первого класса школьников знакомят с различными видами лингвистического разбора. Начинается все с деления лексем на слоги и звуки. Во втором классе добавляется - следующая единица, с которой дети должны познакомиться. Поговорим о том, как правильно выполнять синтаксический разбор и с какими трудностями тут можно столкнуться.
Грамматическая основа
Предложение - это синтаксическая единица, состоящая из связанных между собой слов. Оно передает относительно законченную мысль. Разбор предложения по составу предполагает определение ролей, которые выполняют отдельные слова.
- Подлежащее, которое называет предмет или объект речи. Оно отвечает на вопросы именительного падежа: "Кто? Что?". Чаще всего подлежащим оказывается имя существительное (кот спит) или местоимение (я пошел). При разборе этот член предложения подчеркивается одной линией.
- Сказуемое, рассказывающее о том, что произошло с подлежащим. Чаще всего к нему задают вопрос: "Что делает?", хотя возможны и другие варианты (Что он? Какой он?). Обычно в роли сказуемого выступает глагол, но бывают исключения (Этот человек - мой отец). Подчеркивают его двумя чертами.
В предложении могут присутствовать оба главных члена либо один из них. Например: "Зима. Светает".
Второстепенные члены
Грамматическая основа - необходимый атрибут любого предложения. А вот второстепенные члены присутствуют не всегда. Прежде чем выполнить разбор предложения по составу, вспомним их.
- Определение описывает предмет, называя его признаки. К нему задают вопросы: "Какой/ая/ое/ие?" или "Чей?". Чаще всего эту роль выполняют прилагательные или причастия. При разборе определение принято обозначать волнистой чертой.
- Дополнение конкретизирует информацию о предмете и отвечает на вопросы любых падежей, кроме именительного (чем? о ком? чему?). Часто им оказываются существительные. Подчеркивают дополнение пунктиром.
- Обстоятельство рассказывает об особенностях действия: его цели, месте, причине, времени и пр. Этот член предложения отвечает на вопросы: "Как? Откуда? Где? Зачем? Когда? Куда? Почему?". Часто выражается существительными, наречием, деепричастием. Выделяется пунктирной чертой с точками.
Трудные случаи
Какие проблемы возникают у учащихся при разборе предложения по составу? Далеко не все могут четко определить роль конкретного слова. Тем более, что к некоторым членам предложения можно задать сразу два вопроса. Например: "жил (где? в чем?) в доме". В таком случае предлагается остановиться на одном варианте.
Проблемы возникают и с определением роли различных оборотов (причастного, деепричастного). В школе принято выделять их как один член предложения. Если в разбираемом высказывании присутствует прямая речь, то она считается отдельным предложением.
Много вопросов связано со служебными частями речи. С одной стороны, они не являются членами предложения. Но могут входить в состав обособленных оборотов (купающийся в речке) или сказуемых (пусть приходят, не видел). Во многих учебниках русского языка детей учат подчеркивать предлоги вместе с существительными, к которым они относятся. А вот вводные слова, обращения никак не выделяются.
Разбор предложения по составу: пример
Посмотрим, как на практике выполняется этот вид разбора. Возьмем простое предложение, которое вы можете прочесть на картинке.
- Находим подлежащее. Для этого используем вопрос: "Что?". В предложении говорится о солнце, подчеркиваем это слово. Сверху помечаем часть речи.
- Что сделало солнце? Осветило. Мы нашли сказуемое, оно выражено глаголом. Сверху рисуем стрелку, подписываем вопрос.
- Теперь выделяем второстепенные члены предложения. Осветило когда? Утром. Значит, перед нами обстоятельство. Подчеркиваем, подписываем часть речи - существительное, проводим стрелку от сказуемого.
- Осветило что? Деревню. Мы нашли дополнение, и оно тоже выражено существительным. Помечаем все это в тетради, обозначаем графически.
- Деревню какую? Родную. Это имя прилагательное является определением. Подчеркнем его волнистой чертой, подпишем сверху вопрос, а также часть речи.
Разбор по составу сложных предложений
В приведенном выше примере присутствовала одна грамматическая основа. Однако их может быть и несколько. Такие предложения называются сложными. Одно из них перед вами на картинке. Разберем его по членам предложения.
- Находим грамматические основы. Что? Листок. Это подлежащее. Что листок делает? Летит. Перед нами сказуемое. Подчеркиваем их, подписываем части речи. Читаем предложение дальше. Что? Холодок. Как видите, в предложении два подлежащих. Что холодок делает? Набегает. Вторая грамматическая основа найдена.
- Находим границы простых предложений, нумеруем каждую часть сверху. Можно разграничить их вертикальной чертой.
- Выделяем второстепенные члены сначала в одной части предложения, а затем в другой. Обозначаем их графически. Подписываем части речи.
Разбор предложения по составу - задача нелегкая. Порой профессиональные лингвисты не могут прийти к однозначному решению, определяя роль того или иного слова. Однако с практикой он будет даваться вам все легче и легче. Главное - не бояться ошибок и проявлять терпение.
Прочитаем слова: звёздочки, первые, на, небо, засветились .
Определим части речи.
Звёздочки (что?) - имя сущ., первые (какие?) - имя прил., на - предлог, небо (что?) - имя сущ., засветились (что сделали?) - глагол.
Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?
Если из слов составить предложение, то самостоятельные части речи иногда вместе со служебными будут являться членами предложения.
Звёздочки засветились .
У каждого слова в предложении своя роль.
О чём говорится в предложении? Что? - звёздочки - это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что говорится о подлежащем? Звёздочки что сделали? - засветились - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.
Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения, члены предложения, без которых оно существовать не может.
Можно использовать и другие слова, которые помогут более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности.
Засветились на небе первые звёздочки.
В этом предложении есть второстепенные члены предложения - члены предложения, без которых оно может существовать.
Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены.
Какое слово поясняет подлежащее? Звёздочки (какие?) первые.
Какое слово уточняет сказуемое? Засветились (где?) на небе.
В предложении 2 главных и 2 второстепенных члена предложения.
А частей речи -5.
Служебные части речи (предлоги и союзы) не считаются отдельно как члены предложения.
Выпишем из 1 и 2 предложений грамматическую основу и покажем графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены.
Однажды я повстречал удивительную жабу. На голове у неё было белое пушистое перо. Настоящий жабий король! (Н. Сладков)
Я повстречал - основа предложения. Я - подлежащее, повстречал - сказуемое.
Повстречал (когда?) однажды Повстречал (кого?) жабу , второстепенный член относится к сказуемому.
Жабу (какую?) удивительную , второстепенный член относится к другому второстепенному члену.
Было перо - основа предложения. Перо - подлежащее, было - сказуемое.
Перо (какое?) белое, пушистое , второстепенные члены относятся к подлежащему. Было (где? на чём?) на голове , второстепенный член относится к сказуемому.
Было (у кого?) у неё , второстепенный член относится к сказуемому.
Вам интересно узнать, откуда это непонятное и даже сказочное украшение? Рядом был курятник. Из него жаба и выползла. Там и прилипло к её голове пушистое куриное пёрышко .
Достаточно ли двух слов, чтобы понять смысл предложения?
Блеснула молния. Прокатился гром. Хлынул дождь.
Мы понимаем смысл этих предложений. В них говорится о молнии, о громе, о дожде . Это подлежащие, выражены именами существительными. Блеснула, прокатился, хлынул - это сказуемые, выражены глаголами. Это нераспространённые предложения.
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.
Можно передать информацию более точно, подробно, выразительно. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространённым.
Распространите предложения, пользуясь схемами.
Над лесом блеснула яркая молния.
Молния (какая?) яркая
Блеснула (где? над чем?) над лесом , второстепенный член относится к сказуемому, выражен именем существительным с предлогом.
Прокатился отдалённый гром.
Гром (какой?) отдалённый , второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.
Над нами хлынул проливной дождь.
Дождь (какой?) проливной , второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.
Хлынул (над кем? где?) над нами , второстепенный член относится к сказуемому, выражен местоимением с предлогом. (см. Рис. 2)
Рис. 2. Распространённые предложения
Определите, какие предложения являются нераспространёнными.
Завяли травы. Лето миновало. Лесные тропы осень замела. (М. Исаковский)
Завяли травы. Лето миновало.
1 и 2 предложения нераспространённые, так как в них есть только главные члены.
Что?- травы , что сделали? - завяли . Это подлежащее и сказуемое.
Что?- лето , что сделало?- миновало . Это подлежащее и сказуемое.
Лесные тропы осень замела.
3 предложение распространённое, так как в нём есть второстепенные члены.
Что?- осень , что сделала? - замела . Это главные члены.
Замела (что?) тропы , тропы (какие?) лесные. Это второстепенные члены.
Прочитай, какие предложения здесь написаны?
По схеме мы видим, что в 1 предложении два второстепенных члена: на крыльях, лебединых.
Во 2 предложении один второстепенный член: в лесу .
В 3 предложении один второстепенный член: в ручьях .
В 4 предложении два второстепенных члена: свежий, в ветвях.
Вот какие можно составить предложения по схемам.
Прилетела Весна на лебединых крыльях. В лесу снег рушится. Льдинки в ручьях позванивают. В ветвях свежий ветер посвистывает. (По В. Бианки)
Какими частями речи выражены члены первого предложения?
Прилетела Весна на лебединых крыльях.
Прилетела - глагол, Весна - имя сущ., на - предлог, лебединых - имя прил., крыльях - имя сущ.
Составьте схему предложения. Начните свою работу с главных членов.
Ветер занёс под берёзу маленькое семечко.
Что мы можем рассказать про предложение.
Предложение
по цели: повествовательное, вопросительное, побудительное;
по интонации: восклицательное, невосклицательное;
по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое;
по составу: простое, сложное.
Это предложение по цели высказывания повествовательное , по интонации невосклицательное.
В предложении говорится (о чём?) о ветре. Ветер - это подлежащее, выражено именем существительным.
Ветер (что сделал?) занёс. Занёс - это сказуемое, выражено глаголом.
Так как, кроме главных, есть другие члены, - предложение распространённое.
Занёс (куда?) под берёзу , второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным с предлогом.
Занёс (что?) семечко , второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным.
Семечко (какое?) маленькое , второстепенный член поясняет другой второстепенный член, выражен именем прилагательным.
В предложении одна основа, поэтому оно простое. (см. Рис.3)
Рис. 3. Разбор предложения
Не смешивайте эти понятия.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз.
Члены предложения: (подлежащее и сказуемое) главные члены, второстепенные члены.
Части речи - группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.
Члены предложения - самостоятельные части речи (иногда со служебными) в составе предложения.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- School-collection.edu.ru ().
- School-collection.edu.ru ().
- Oldskola1.narod.ru ().
- Oldskola1.narod.ru ().
- Прочитай текст. Определи части речи. Какой части речи нет в тексте? Обведи кружком номер правильного ответа.
1) Им. сущ.
2) Им. прил.
4) Им. числ.
Для сбора килограмма мёда пчела-труженица делает до ста пятидесяти вылетов. За один медосбор пчелиный рой пролетает расстояние, равное расстоянию от Земли до Луны.
Из журнала «Юный натуралист».
- Реши, на какие три группы можно разделить эти слова. Дай краткое название каждой группе: 1)…..; 2)…..; 3)…… Надпиши над словом номер той группы, в которую оно входит.
Веселье, весёлый, повеселился;
прогулка, прогулочный, гулял;
труд, трудовой, потрудился;
смех, смешной, засмеялся.
- Прочитай стихотворение. Обозначь знакомые тебе части речи. Кратко напиши, каких самостоятельных частей речи нет в стихотворении.
Снег сено запорошил
Сквозь щели под потолком.
Я сено разворошил
И встретился с мотыльком.
Мотылёк, мотылёк
От смерти себя сберёг,
Забравшись на сеновал,
Выжил, зазимовал.
Синтаксический разбор предложения – это детальный анализ предложения, разделенный на несколько составляющих. Благодаря данному методу учащиеся проверят знания о синтаксисе русского языка. В учебных заведениях синтаксический разбор – это последняя глава в разделе синтаксиса, поскольку здесь предоставляется возможность комплексно использовать ранее полученные знания.
Как делать разбор предложения
Синтаксический анализ – процесс логический и поэтапный. В школе используют два вида разбора : устный и письменный. Их отличие заключается в том, что в письменном — части речи помечаются схематически, а при устном проговариваются.
Пошаговый анализ:
- Определите, какую цель несет предложение. Если автор пытается что-то рассказать – повествовательное, спросить – вопросительное, побудить к какому-либо действию побудительное.
- Эмоциональный окрас на письме выражается наличием восклицательного знака. Если в конце вы видите восклицательный знак, то предложение восклицательное. Если его нет – невосклицательное.
- Посчитайте число грамматических основ. Одна грамматическая основа – простое, несколько – сложное.
- Охарактеризуйте связь между частями предложения – союзная или бессоюзная.
- Определите, каким образом части связываются между собой : союзами (подчинительными или сочинительными) или интонацией (знаки препинания).
- В зависимости от союзов охарактеризуйте тип : сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное.
- Проанализируйте каждую часть на следующие параметры: наличие главных и второстепенных членов, поиск усложняющих факторов (однородные члены, вводные конструкции, междометия, обращения).
- Составить схему предложения, графически подчеркнув составляющие.
Обратите внимание! Синтаксический разбор сложного предложения отличается от просто только числом грамматических основ. Из-за этого некоторые действия (шаг 7) выполняются повторно.
Лучшие сервисы для онлайн анализа
Lexis Res
Сайт Lexis Res – один из лучших сервисов для синтаксического разбора по членам на английском языке. Главное преимущество – подробное описание всех значений отдельно взятого слова, что поможет пользователям, изучающим английский язык.
Интерфейс состоит из двух кнопок. Команда «Analyse » запускает процесс. Результаты доступны в нижней части страницы. Функция «Random sentences » позволит ознакомиться с работой сайта на примере случайного предложения.
Плюсы :
- Подробный синтаксический анализ.
- Отсутствие назойливой рекламы.
- Широкий функционал сервиса.
- Минималистский интерфейс.
- Обширная база слов.
Минусы :
- Ресурс адаптирован только для английских выражений.
- Отсутствие графических обозначений.
- Без должных знаний иностранного языка читать подробные пояснения будет трудно.
Delph-in
Сервис Delph-in — еще один англоязычный ресурс, посвященный синтаксическому анализу. Уникальность состоит в том, что здесь используется язык программирования Linguistic Knowledge Builder, который применяет в зарубежных университетах.
Использование метода Linguistic Knowledge Builder дает преимущества
в плане детальности и его составляющих. За визуализацию отвечает технология English Resource Grammar, которая также используется в иностранном образовании.
Достоинства :
- Отлично подходит для изучения узконаправленных предложений.
- Огромное количество инструментов для синтаксического разбора по частям речи.
- Нет ограничений на число символов.
Недостатки :
- Полноценно работать с сервисом смогут люди, обладающие хорошей базой английской.
- Громоздкий интерфейс, на освоение которого придется потратить время.
MorphologyOnline
Сайт MorphologyOnline – русскоязычный ресурс, посвященный синтаксису. Интерфейс сайта умещается в одну кнопку. От пользователя требуется ввести необходимое слово, а программа проанализирует его.
Для удобства пользователей сервис провидит поэтапную проверку
. В большинстве случаев процесс проверки осуществляет в три этапа: определение части речи, морфологические признаки и вероятная синтаксическая роль.
Плюсы :
- Подробный анализ.
- Оперативная работа сайта.
- Отсутствие рекламы.
Минусы :
- Разбор осуществляется в рамках одного слова.
- Основной акцент ресурса сделан на морфологии.
- Узкая специализация.
Грамота.ру
Грамота.ру – русскоязычный сайт, разбирающий запрашиваемое слово. Представленный сервис осуществляет
проверку выбранного слова не только по синтаксическим и морфологическим признакам, но прогоняет выбранное слово по всем популярным словарям, включая словарь специализированных терминов.
Достоинства :
- Подробный анализ слова, включающий поиск значения по словарям.
- Приятный пользовательский интерфейс.
- Возможность выбирать критерии.
Недостатки :
- За раз программа разбирает одно слово.
- Сайт больше ориентирован на морфологический разбор.
Goldlit
Сайт Goldlit — это один из лучших порталов для синтаксического разбора. Ключевое преимущество перед русскоязычными конкурентами – возможность анализировать предложения целиком.
Алгоритм действий предельно прост: пользователь вводит фразу или слово. Портал обрабатывает информацию и разбирает каждое слово в отдельности. Возле каждого члена пишется начальные формы слова, часть речи к которому оно принадлежит, а после производится грамматический анализ и склонение по падежам.
Плюсы :
- Детальный синтаксический и грамматический разбор.
- Нет ограничений по тематике и числу знаков.
- Дружелюбный интерфейс.
- Сайт прост в освоении.
- Дополнительная информация по литературе.
Минусы :
- Отсутствие справочников по грамматике.
- Сервис больше направлен на литературу.
Синтаксический разбор предложений
В интернете существует множество сервисов, которые помогут вам с русским языком. Это и фонетический разбор слов, разбор слов по составу и конечно же Синтаксический разбор предложений.
На этом сайте http://edu.glavsprav.ru/info/sintaksicheskij-razbor/ представлена все информация по синтаксическому разбору предложений.
На этим сайте множество примеров синтаксических разборов предложений.
Сайта, в котором можно провести синтаксический анализ нужного вам предложения, я не нашла. Но в сети есть множество сайтов со шпаргалками правилами разбора предложения, где все написано на доступном языке. Вот на этом сайте и этом сайте можете посмотреть.
Там приводятся примеры разбора простого и сложного предложения.
Есть хороший сайт, где можно разобрать синтаксические и морфологические ошибки, которые мы совершаем, сайт поможет вам написать стаюью, выбрать также название вашей фирмы и многое другое. Заходите сюда и анализируйте любой текст http://seosin.ru/page/5/
Почуявшие дом голодные собаки быстро выбежали из леса.
составить схему иерархической зависимости слов в выделенном предложении
Чтобы синтаксически разобрать предложение, необходимо понимать для чего его вообще придумали. Он поможет нам поставить вопрос к членам предложения, чтобы определить их как часть речи, где главные и второстепенные члены. Посмотрите интересный видеоурок:
Сайт, который поможет вам онлайн разобрать предложение.
Синтаксический раззбор предложений посмотрите на популярных сайтах: здесь, здесь, здесь.
Просто о синтаксическом разборе предложения
Выполняется в таком порядке:
Источник:
Посмотреть разбор предложений в режиме онлайн можно на нескольких сайтах. Синтаксический разбор включает в себя очень много правил одновременно, надо указывать по какому правилу ставятся запятые и другие знаки препинания, определить части речи, назвать члены предложения, провести синтаксический анализ и многое другое.
Сайтов для помощи в разборе в интернете хватает, они даже бывают очень перегружены из-за наплыва школьников во время подготовки к экзаменам или другим контрольным работам по русскому языку. Посмотрите один из сайтов здесь.
Между тем Пятница предоставленный самому себе преследовал бегущих
дикарей с одним только топором в руке.
Сделать или посмотреть схемы синтаксического разбора предложений онлайн в сети интернет можно на данном сайте - там все красиво и в схемах Вы увидите и наверняка запомните, так как все удобно сгруппировано и находится под рукой. Таких образовательных сайтов в сети очень много - выбор за пользователями.
Синтаксический разбор предложения по схеме, можно посмотреть на вот этом сайте.
Но еще интереснее потренироваться правильно ли Вы усвоили синтаксический разбор предложения.
Это можно сделать в онлайн режиме на сайте Школьный помощник.
Тренажер яркий, удобный и доступный.
Сразу дает оценку выбранному ответу: правильно - не правильно.
Также можно подчеркивать слова в примерах при синтаксическом разборе предложения.
Разобрать предложение довольно таки не простое дело, надо знать схему разбора, а там надо знать характеристику предложения, части речи, знаки препинания и правила, которые это вс правильно помогают выстраивать. Вс это можно посмотреть на сайте здесь И для примера посмотрите видио, как на простом примере это делается
Синтаксический разбор предложения присутствует в программе начальной и средней школы. Я считаю, что это самый трудный и трудоемкий вид грамматического разбора в русском языке, так как предложение нужно охарактеризовать, составить схему, разобрать по членам предложения и определить часть речи. В режиме онлайн посмотреть как правильно сделать разбор предложения можно сделать вот здесь и таким образом вы сэкономите уйму времени.
Говорить следует громко, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила.
Помогите пожалуйста
На вопрос что такое разбор по частям речи? заданный автором Евровидение
лучший ответ это
лето - существительное
выдалось - глагол
жарким - прилагательное
поэтому - союз
дети - существительное
дома - существительное
не - отрицательная частица
сидели - глагол
они - местоимение
много - наречие
купались - глагол
в - предлог
речке - существительное
часто - наречие
загорали - глагол
на - предлог
солнышке - существительное
лежа - деепричастие
в - предлог
траве - существительное
а - союз
по - предлог
вечерам - существительное
развлекались - глагол
разными - прилагательное
играми - существительное
ссылка
Ответ от Приспособиться
[новичек]
Части речи нужны для тех, кто хочет научиться писать предложения безукоризненно, то есть совсем без ошибок. То есть научиться правильно ставить знаки препинания. Основной массе людей это в общем-то и не надо, так как можно примерно запомнить, как обычно пишутся те или иные виды предложений просто из опыта многократного перечитывания различных текстов. Но если человек работает по профессии, где нужно заготавливать какие-то грамотно составленные тексты, то ему необходимо знать правила русского языка в совершенстве. Это необходимо например создателям учебников по русскому языку, учителям русского языка, составителям различных законов, правил, форм документов, бланков и публичных надписей.
Части речи В русском языке выделяют десять частей речи (в скобках приведены общепринятые сокращения), которые объединены в 3 группы: самостоятельные, служебные и междометия. Самостоятельные части речи несут основную смысловую нагрузку в предложении и отвечают на соответствующие вопросы. К ним относятся:
1. имя существительное (сущ., кто?, что?) - называет предметы;
2. имя прилагательное (прил., какой?) - описывает предмет, давая понятие о его характеристиках;
3. имя числительное (числ., какой по счету?, сколько?) - называет порядковый номер или количество;
4. глагол (гл., что делать?) - выражает действие предмета. Дополнительно выделяют две глагольные формы - это причастие (прич., какой?) и деепричастие (дееприч., что делая?, что сделав?), которые выражают признак предмета по действию и дополнительное действие соответственно;
5. местоимение (мест., кто?, что?) - указывает на предмет, но не называет его;
6. наречие (нар., как? когда?, где? куда?, почему? и т. д.) - называет признаки действия, признаки предмета, указывают на время, место, цель и т. п.
Служебные части речи предназначены для связки самостоятельных частей речи в словосочетания и предложения, для создания сложных предложений и придания им различных оттенков. Это:
предлог (пр.) - выражает зависимость между словами, указывают на положение в пространстве, времени;
союз (с.) - служит для связки однородных членов предложения между собой и простых предложений в сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные;
частица (част.) - придаёт словам и предложениям различные оттенки значения.
Междометие (межд.) - часть речи, которую нельзя отнести ни к самостоятельным, ни к служебным, придает тексту эмоциональную окраску и выражает различные чувства и побуждения.
Разбор предложения на примере:
Это лето выдалось жарким, поэтому дети дома не сидели; они много купались в речке, часто загорали на солнышке, лежа в траве, а по вечерам развлекались разными играми.
Теперь рассмотрим по порядку, какие части речи встречаются в этом предложении.
это - указательное местоимение
лето - существительное
выдалось - глагол
жарким - прилагательное
поэтому - союз
дети - существительное
дома - существительное
не - отрицательная частица
сидели - глагол
они - местоимение
много - наречие
купались - глагол
в - предлог
речке - существительное
часто - наречие
загорали - глагол
на - предлог
солнышке - существительное
лежа - деепричастие
в - предлог
траве - существительное
а - союз
по - предлог
вечерам - существительное
развлекались - глагол
разными - прилагательное
играми - существительное
Источник: нажми тут синитаксический разбор (и то, не по частям речи, а по тому, чем слово является в предложении (подлежащее, сказуемоеи т. д.) , а морфологический - это когда разбирается определенная часть речи.
А вот морфемный- это по частям слова (корень, суффикс и т. д.)
XD копируем всё это
Ответ от Дашенька Мандрица
[новичек]
разбор по честям это -морфологический разбор слова))
Ответ от Набросок
[новичек]
Т
Ответ от ПУТИН
[активный]
ра п п п п ggggggggg g g пол
Ответ от Оля
[мастер]
Разбор по частям речи-это синтактический разбор предложения надо выделить главные члены (подлежащие и сказуимое) и второстипенные члены (определение, дополнение и обстоятельство) и с верху написать части речи сокращенно.
Ответ от *Bortnik Victoria*
[активный]
синтаксический развор предложения (т. е сказуемое, подлежащее, дополнение и т. д.)
Ответ от Муля
[активный]
вам же морфологический нужен?
Образцы морфологического разбора.
Имя существительное:
- начальная форма (именительный падеж, ед. ч.) ;
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род;
- тип склонения;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Хлеб - имя существительное, н. ф. - хлеб, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе, является прямым дополнением. (Если сообразили, можно уточнить, что в данном значении не имеет формы множественного числа.)
Имя прилагательное:
- разряд (качественное, относительное или притяжательное) ;
- полное или краткое (только о качественном) ;
- степень сравнения (только о качественном) ;
- род (только у единственного числа) ;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Пустое - имя прилагательное, н. ф. - пустой; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.
Имя числительное:
- начальная форма (И. п. для количественного, И. п. , ед. ч. , м. р. -для порядкового) ;
- разряд по значению (количественное, порядковое) ;
- разряд по составу (простое, сложное, составное) ;
- падеж;
- род и число (у порядковых и некоторых количественных) ;
- роль в предложении.
Образен разбора в предложении "прошло три года":
Три - имя числительное, н. ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет, подлежащее.
Местоимение:
- начальная форма (И. п. , ед. ч. , если изменяется по родам и числам) ;
- разряд по значению;
- род (если есть) ;
- падеж;
- число (если есть) ;
- роль в предложении.
Образец разбора:
С него - местоимение, н. ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе, обстоятельство места.
Глагол:
- начальная форма (инфинитив) ;
- возвратный или нет;
- переходный или нет;
- вид;
- спряжение;
- наклонение;
- время (только у изъявительного наклонения) ;
- лицо (у настоящего, будущего времени и повелительного наклонения) ;
- род (у прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе) ;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Убрали - глагол, н. ф. - убрать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, сказуемое.
Причастие (форма глагола настолько "особая", что требует самостоятельной схемы разбора) :
- начальная форма (И. п. , ед. ч. , м. р.) ;
- от какого глагола образовано (инфинитив) ;
- вид;
- время;
- возвратное или нет (о действительном) ;
- переходное или нет (о действительном) ;
- краткое или полное (о страдательном) ;
- род (только в ед. ч.) ;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":
Падающий - причастие, н. ф. - падающий, от глагола "падать", несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.
Деепричастие (также очень своеобразная форма глагола) .
- от какого глагола образовано;
- вид;
- возвратность;
- переходность;
- роль в предложении.
Образец разбора в предложении "Падая на землю, снег тает":
Падая - деепричастие, от глагола "падать", несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.
Наречие:
- разряд по значению;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Кругом - наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места.