Разин герой или разбойник. Легендарный атаман знал восемь языков

Степан Тимофеевич Разин (около 1630—1671) был знаменитым земляком Емельяна Пугачева (оба родились и выросли в Зимовейской казачьей станице). В народе он получил прозвище Стенька.

Разин ни за кого себя не выдавал и даже не имел четкой программы действий. Его с большим правом можно было бы назвать авантюристом и разбойником. Но в то же время Степан Разин стал предводителем крестьянской войны и возглавлял походы казаков. Он воевал с крымскими и турецкими феодалами, совершал набеги на волжские и яицкие земли и доходил даже до Персии. Во время боевых действий Степан, простой донской казак, проявил качества опытного военачальника и организатора.

Степан Разин был человеком смелым и волевым до жестокости. Служившие ему казаки, почитали и боялись своего предводителя. Обычно у него в отрядах насчитывалось большое количество людей: он легко привлекал их на свою сторону, особенно бедных казаков, которых манили перспективы легкой наживы. Сначала Разин был обычным казаком, но благодаря своим волевым качествам быстро стал атаманом. Среди его успешных «доразбойничьих» деяний нужно назвать, например, договор с калмыками. Степан Разин был послан казаками к калмыкам, чтобы уговорить их начать совместные набеги на татар, и блестяще выполнил задание. Побывал он и в Москве.

Приблизительно в 1667 году началась разбойничья карьера Степана Разина. Он собрал небольшой отряд, состоявший в основном из бедняков и разбойников, и отправился вдоль Дона, грабя и разоряя богатых казаков. Войско Разина промышляло не только разбоем, но и торговлей, покупая в основном порох и свинец на пули. Власти быстро взяли этот разбойничий отряд на заметку, но никаких конкретных действий против него почему-то не предпринимали. Удача пока благоволила к Степану Разину.

Отряд Разина насчитывал тысячу человек, то есть был не очень сильным. И тем не менее он одерживал удивительные победы. Например, однажды разинские разбойники напали на нижегородский караван с грузом хлеба, плывущий в Астрахань, который охранялся отрядом стрельцов, и все же с легкостью был взят разбойниками, причем стрельцы не оказывали особого сопротивления, как будто находились под гипнозом. С тех пор коренастый и широкоплечий Степан приобрел в народе славу былинного богатыря. Говорили, что его не берут пули, а окриком он останавливает корабли и одним только взглядом приводит в оцепенение солдат противника.

Без особого труда Степан Разин одержал еще несколько побед. У него было уже полторы тысячи человек и 35 кораблей-стругов. Он захватил городок Яик в устье реки Урал (тогда она тоже называлась Яик) и, обосновавшись там, стал оттуда производить разбойничьи набеги.

Что интересно, примерно через сто лет в том же Яике расположился еще один знаменитый казак, Емельян Пугачев. Таким образом городок дважды снискал себе дурную славу в глазах правительства. После казни Пугачева реку переименовали из Яика в Урал.

В Москве царское правительство с беспокойством следило за «подвигами» авантюриста, совершавшего плодотворные набеги на крымских татар и мусульманские корабли. Степан Разин стал известным атаманом, и все больше казаков стремились присоединиться к нему. Ни переговоры, ни послания царя никак не влияли на разбойников. На борьбу с ними направлялись карательные отряды, но Разин поступал просто: часть солдат он переманивал на свою сторону, а не покорившихся ему убивал. Войско Разина не несло при этом практически никаких потерь. Кроме всего прочего, в 1668 году к Стеньке пришло подкрепление: еще 700 донских казаков.

В конце года казаки потерпели крупное поражение в Персии. Разграбив и опустошив огромные территории, Степан Разин осмелел до того, что предложил персидскому шаху служить ему, донскому атаману. Правитель умышленно затягивал переговоры, а в это время жители Решта близ Ферабата тайно напали на разинское войско и перебили 400 человек. Казаки срочно отступили к Ферабату, а в следующем году отомстили за нападение. Сделав вид, что приехали для начала переговоров о торговых отношениях, они неожиданно напали на жителей, после чего разграбили туркменские поселения и разгромили персидский флот. Степан Разин захватил и сделал своей любовницей красавицу дочь персидского адмирала.

Затем последовало еще одно поражение. Войско Прозоровского, из которого Степан Разин в свое время переманивал солдат, одержало значительную победу над ним (в состав войска входило тысячи стрельцов и 36 судов). Впрочем, Разин отделался довольно легко: он только должен был возвратить все, что награбил у русских, поскольку нападения на татар и персов он объяснял как месть за их набеги. Атаман одарил воевод Прозоровского богатыми дарами, чем заслужил их полное снисхождение, а также пировал и пил с ними. Казаки, отдавшие большую часть своей добычи, все же могли позволить себе расплачиваться в кабаках жемчугом. Воеводы боялись, как бы стрельцы не перешли на сторону атамана Стеньки — строгого, но позволявшего делать своим воинам почти все, что им заблагорассудится.

Как раз в это время произошел эпизод, который впоследствии лег в основу народных песен, легенд и сказаний, а именно — Степан Разин выбросил за борт лодки прекрасную персиянку, дочь адмирала, или, как ее все называли, персидскую царевну (к сожалению, никто не знал ее имени). Скорее всего, дело было в том, что обладание такой красивой и знатной любовницей возбуждало зависть не только у стрельцов или гостей Стеньки, но и у его же соратников. Согласно легенде, атаман никому ничего объяснять не стал, а лишь сказал, что царевну он отдает Волге, дабы рассчитаться с ней за все то, чем река наградила его в походах. Поэтому он и жертвует ей свой лучший трофей. Возможно, все происходило не так, и это только народная молва. Во всяком случае, Степан Разин часто брал на себя обязанности судьи и позволял себе решать участь того или иного человека.

Стенька стал кочевым царем. Он не выполнял обещаний, данных при своем недавнем поражении, и держался так, будто города, через которые он проходил, принадлежали исключительно ему. В его распоряжении было около 2700 человек и всего 20 пушек (остальные Разину пришлось отдать Прозоровскому), однако он начал готовить планы новых набегов. При этом Степан Разин вел себя довольно сдержанно, местное население не грабил и не мешал торговым отношениям. Это действовало в его пользу: народные массы поддерживали Разина.

В 1670 году Стенька захватил Черкасск, взял бразды правления в свои руки и стал вводить новые порядки: в частности, учредил гражданский брак. Потом разорил несколько городов на Дону и вновь объединился со своим давним союзником Васькой Усом. В общей сложности их армии составили тысяч хорошо подготовленных и вооруженных бойцов. С такими силами Разин легко захватил Царицын, на который давно положил глаз, и зверски расправился с Тимофеем Тургеневым, воеводой этого города: Стенькины люди проволокли Тургенева по улицам города и утопили в Волге.

После этого у атамана начал формироваться план дальнейших действий, масштабный и довольно жестокий: поднимаясь вверх по Волге, захватывать города и расправляться с военачальниками, как с Тургеневым, бунтовать население и с таким подкреплением идти на Москву. В это время с двух сторон на Стенькину армию наступали Прозоровский и московские стрельцы. Разин выступил навстречу стрельцам, перебил огромное количество народа, а оставшиеся в живых очень удивились, узнав, что Степан Разин сражается не против царя, а против бояр (которые, по неподтвержденным сведениям, казнили одного из братьев Степана).Сдались Степану Разину и астраханские стрельцы. Его так соблазняла мысль захватить этот город, что он на время раздумал идти на Москву. После кровавой бойни Астрахань была взята, убиты Прозоровский и остальные пленники (насчитывалось не меньше 440 мертвых тел), а город разграблен. Разин установил свое правление и новые порядки. А порядки были жестокие — хуже, чем у спартанцев. Все население вывели на поле за городом для присяги, а тех, кто не захотел присягнуть новому «царю», убили или изувечили. Дочерей и вдов убитых астраханцев Степан выдавал замуж за своих казаков, после пыток убил старшего (шестнадцати лет) сына Прозоровского за то, что тот не хотел ответить, где хранились деньги его убитого отца.

Через какое-то время Степан Разин спохватился, что Москва, ослабленная поляками, может восстановить силы, и решил идти на столицу. Поход совершался на двухстах стругах; кроме того, по берегу только за ним следовали 2 тысячи казаков на конях. По пути Стенька покорил Самару и Саратов, а потом добрался и до Симбирска.

В Симбирске произошло одно из главных поражений Разина. У него были все шансы победить, если бы он оказался более опытным в тактике ведения осады. Войску Стеньки Разина противостояли два отряда, намного уступавшие ему по численности. Командовали ими Иван Ми- лославский и Георгий Барятинский, которым была выделена значительная сумма денег. Однако они присвоили себе большую часть денежных средств, добавив в списки несуществующих или умерших солдат. И если Барятинский продержался всего день, то Милославский — целый месяц. Пока Степан Разин вел осаду, подоспел Георгий Барятинский со вновь набранными отрядами, и Разин, дважды раненный, был вынужден бежать. Тем временем Милославский с Барятинским добили остатки разинской армии. Пленных утопили или разрубили на куски.

Но Степан Разин не собирался сдаваться. Помимо таланта предводителя, у него проявился еще и дар мистификатора. Среди его кораблей были два судна, к которым никто не допускался. Ходили слухи, будто там скрываются две высокопоставленные особы, а именно — патриарх Никон (патриарха в свое время низложили, и разинская политика якобы предусматривала мщение за позор Никона; на самом деле священник находился в Ферапонтовском монастыре) и царевич Алексей (к тому времени уже мертвый). Стенька и сам способствовал распространению таких ложных известий, и они доходили до самых широких масс. Помимо этого, уже поднималось народное восстание, поскольку повсюду разнеслась весть о том, что правительственные отряды отступают. Это было еще во время осады Симбирска, когда произошло первое поражение Барятинского.

Народ бунтовал, разбойничьи шайки и приверженцы нового «режима» Разина обнаруживались повсеместно. А Стенька достиг невиданной популярности, что неудивительно. То, о чем он говорил, весьма напоминало коммунистические идеи. Разин обещал уничтожить бюрократию, власть чиновников и царскую власть. Причем себя он не выдвигал на роль нового правителя, хотя во многих случаях фактически являлся таковым. Он хотел остаться казаком и установить всеобщее равенство.К повстанцам присоединялись городские бедняки, казаки, поволжские малые народы — мордва, чуваши, черемисы и другие. Симбирская, Пензенская и Тамбовская губернии были буквально охвачены пожарами восстания. Объявились самозванцы, выдававшие себя за царевича Алексея (например, казак Максим Осипов), которые сколачивали собственные отряды и жестоко карали тех, кто проявлял неповиновение. Разумеется, было много людей, желающих получить личную выгоду от этих народных волнений. Но в большинстве своем народ искренне верил в справедливость и силу массового восстания. Таким образом, Степан Разин невольно оказался зачинщиком и предводителем крестьянского бунта.

Наиболее крупным противником Степана Разина стал князь Георгий (Юрий) Долгорукий, прославленный полководец. Вскоре он одержал несколько больших побед над войсками повстанцев (в основном разбойников), и Стенька бежал в Самару. Но жители просто не пустили его в город, разочаровавшись в нем и утратив веру в сверхъестественные способности этого народного героя. То же самое случилось еще в нескольких городах, например, в Саратове. Долгорукий же беспощадно расправлялся с пленными. И вскоре Стенька, находившийся в полном смятении и потерявший всю свою армию и былую мощь, был схвачен солдатами.

Как это произошло, точно никто не знает. Но как бы то ни было, Степана Разина поймали и вместе с несколькими его сообщниками отвезли в Москву. В их числе был и брат Степана — Фрол, который всю дорогу жаловался и причитал, предчувствуя свою ужасную кончину. Степан, сохранявший достоинство и невозмутимость, утешал его тем, что им готовится великолепный прием. И действительно, в столице их встречали самые знатные вельможи. Вот только обстановка была не столь торжественной. Разина везли к месту его казни на телеге с виселицей.

Во время страшнейших пыток, которым подвергли Стеньку, он не проронил ни слова. Братьев Разиных приговорили к четвертованию (им должны были отрубить руки и ноги поочередно). Фрол же, когда пришла его очередь, крикнул: «Слово и дело!», тем самым давая знак, что он может сообщить некую ценную информацию. По-видимому, он на самом деле сказал что-то, поскольку его наказание ограничилось пожизненным заключением. Степан во время казни молчал, и только после того, как брат проявил малодушие, крикнул ему, уже изуродованный: «Молчи, собака!» Так, согласно легенде, закончил свои дни Разин. Впрочем, скорее всего, иначе и быть не могло. Подробности жизни и смерти отчаянного атамана оказались скрытыми в глубине веков...

Стеньку Разина далеко не всегда и далеко не все считали народным героем. Многие, напротив, считали и считают его разбойником, душегубом. Да и можно ли считать «народным героем» человека, который пытался разрушить Русское государство?

…Предводитель крестьянского и казачьего восстания донской казак Степан Разин в 1670 году объявил себя врагом всей государственной власти. Воевод, дьяков, представителей Церкви в захваченных ими городах убивали, канцелярские бумаги сжигали, устанавливали свое правление. Разин взял Астрахань, Царицын, Саратов и Самару. При осаде Симбирска войска законного русского Царя Алексея Михайловича нанесли бунтовщикам жестокое поражение, сам предводитель был ранен, вывезен на Дон. Там он был захвачен самими же казаками и выдан царским воеводам. Оттуда был препровожден в Москву и 6 июня 1671 года четвертован на эшафоте на Болотной площади (той самой площади, которая в наши дни обрела всероссийскую печальную известность из-за митингов либеральной оппозиции, видимо, наследников разрушительного для государства дела Стеньки Разина).

Весной 1669 года в сражении у Свиного острова на Каспии Степан Разин захватил дочь командующего персидским флотом Мамед-хана и ее брата, перед этим обманным путем заманил хана на переговоры и сам отрубил ему голову. После этого, по некоторым свидетельствам, разинцы захватили Астрабад, перерезали всех мужчин, разграбили город, увели с собой более восьмисот женщин и после трехнедельной оргии всех их уничтожили.

Давайте откинем романтический флер: бандит взял двенадцатилетнюю княжну, убил ее родных, изнасиловал ее и выбросил в Волгу на глазах ее маленького брата. Для любого нормального человека ясно, что убийство девушки, почти ребёнка, которую пред этим «герой» обесчестил и насильно взял в любовницы, - гнусное, низкое преступление.

Самая знаменитая песня про Разина и княжну, которую ошибочно считают «народной», известная по первой строчке как «Из-за острова на стрежень», написана поэтом Д.Н. Садовниковым в 1883 году. Авторское название песни раскрывает ее жуткий языческий смысл: «Жертва Волге».

Вот они - человеческие жертвоприношения язычников!!!
Нет, не случайно язычники-сатанисты прославляют убийцу и разбойника, язычника Стеньку Разина!

Большинство "народных" песен были сложены во время революции и гражданской войны. Именно тогда были нужны подобные жестокие и беспощадные, кровавые "герои", чтобы воспроизводить все эти злодейства в более страшных масштабах. Ещё через сто лет это повторится на Украине и в Одессе.

И в наше время, т.н. родноверы, захлёбываясь от восторга, воспевают свирепость разбойников и их предводителя, жестокие казни невинных людей, сожжённые колокольни, с которых сбрасывали православных священников.
Т.н. родновры провозглашают Стеньку Разина своим героем и, чуть ли ни открыто, призывают следовать его примеру.

Нужно не воспевать, а обличать и с корнем вырывать эти ядовитые ростки ненависти, жестокости и пренебрежение человеческой жизнью, ибо это не совместимо с элементарной человечностью.

Мужики, доверчиво внимая,
Верили тому, что говорил Степан…
Дом, семью и землю покидая,
Шли в разбойники, где был их атаман...

Упиваясь кровушкой и властью,
Презирая веру и людей,
Обещал он волюшку и счастье,
Но держал их за рабов и за «зверей».

Сколько душ, лукаво соблазнённых
и замученных – не вспомнить и не счесть?!
Сколько им безжалостно казнённых!
Не щадил он тех, в ком – вера, честь...

Был разбойником, разбойником остался,
жаждал власти и могущества царей,
и кому б героем ни казался,
был и есть он – душегуб, злодей.

Использованы материалы статьи Людмилы Белкиной
http://благовестсамара.рф/-public_page_19199

Лихой вольный казак известный в народе как Стенька Разин появился на Дону не случайно. Все тяжелее становился крепостной гнет, все больше закреплялась зависимость крестьян. Воеводы и чиновничий аппарат прогнил, на Руси процветало мздоимство, волокита, отсутствовал справедливый суд. Бегство крестьян приобретало колоссальные масштабы, даже в челобитных того времени часто встречались угрозы «разбежаться врозь». В такой обстановке появление сильного предводителя и защитника было закономерностью. Бунт не был вызван Разиным, это скорее Степан Тимофеевич стал порождением народного гнева.

Удивительная, полная приключений жизнь свободолюбивого, неординарного человека, удачливого атамана прошла на поле брани. Личность Степана Тимофеевича овеянная славой, которой может позавидовать любой венценосный самодержец, притягательна для русского народа, прежде всего своим открытым и отчаянным характером. Степан Разин в народных сказаниях олицетворяет предводителя крестьян и доблестных казаков, защитника и освободителя.


Родился будущий грозный атаман в станице Зимовейская на Дону. С этим таинственным местом много связано для русского народа. Немногим позже появится на свет и Емельян Пугачев, прошедший по территории нашей страны не менее кровавой дорогой, чем окаянный Стенька Разин. Что за аномалия в этих местах не известно. Однако факт остается фактом, именно здесь родились два самых отчаянных бунтаря, так горячо любимых и уважаемых на Руси.

Василий Суриков. Степан Разин. 1903–1907

Донское казачество к середине шестнадцатого века состояло из двух специфических прослоек: коренных жителей и беглых или пришлых людей. Не имевшая постоянного места жительства «голытьба» часто срывалась в походы с целью ограбления проходящих мимо кораблей с товарами и близлежащих территорий. Такие воровские акции носили название у казаков походов «за зипунами», и хотя коренные зажиточные жители не одобряли такие набеги публично, они все же тайно их финансировали за определенную долю в добыче. Одним из таких походов и началась народная «буря», имя которой Степан Тимофеевич Разин.

Небольшой отряд казаков, по некоторым данным численность его составляла около 2-х тысяч человек, направился на разбой вниз по Волге. Во главе отряда стоял молодой и удачливый атаман Степан Тимофеевич. Поход достаточно быстро вышел за рамки обычного набега, характерного для донских казаков. Правительство предпринимало сначала довольно вялые попытки усмирить казаков, и время было упущено. Уже в мае 1667 г. казачьи отряды разбили стрельцов и разграбили караван судов Шорина, сопровождавшего судно с ссыльными. Пленники были отпущены на свободу и с охотой примкнули к казакам. Разин вторгся в Яик, затем направился к персидским берегам, где захватил в плен известную из народных песен персидскую княжну. Бросал ли Степан Тимофеевич персиянку в воду или нет до сих пор не установлено однозначно, однако известно одно, что дочь Мамед-хана астаринского из плена казаков так и не вернулась.

Возвращение в Астрахань было для Стеньки Разина триумфальным. Воеводам была принесена повинная, в обмен на проход к Волге. Во время пребывания в городе атаман катался на стругах и всячески подчеркивал свою независимость и непокорность. Несмотря на обещание отдать властям всю добычу и пленных, казаки не передали им ровно ничего, и ушли в Царицино.

В городе попытка выставления казакам запретов на посещение кабаков была сурово наказана Разиным. По сути, Степан Тимофеевич отказался подчиняться царской администрации и захватил город. На все угрозы атаман отвечал бранью и ответными обещаниями расправы. Всячески подчеркивал Разин свое непринятие существующего режима угнетения, проповедовал равенство, жестоко карал неугодных, однако напрямую царя не бесчестил. Отчаянный атаман хорошо понимал, что царь в сознании населения легко может быть противопоставлен ненавистным воеводам и жадным боярам, что активно использовал в своих речах и делах. Побежденных воевод и военных начальников Степан Тимофеевич прилюдно сек розгами, что также поднимало его авторитет в глазах подчиненных.

Бузулуков С. А. Степан Разин в Саратове. 1952

Каждый занятый Разиным город переходил на казацкое управление и перенимал образ их жизни. Многие присоединялись к доблестному и разгульному воинству. Начальников, господ, бояр неугодных местному населению безжалостно истребляли, а дочерей из знатных и благородных семей в лучшем случае выдавали замуж за простых крестьян или казаков. Интересно, что Степан Тимофеевич напрочь отказывался признавать обряд венчания и сам организовывал обряды бракосочетания. Таинство заключалось в безумных плясках непродолжительное время, после чего пара объявлялась законными супругами.

После Царицына Разин занял Самару, Саратов и ряд других городов. Двигаясь на гребне крестьянской войны, которая зародилась еще в 1670г., силы казаков все прибывали и все более походили на повстанческую армию. С целью привлечения народа Разин приказал обшить один из своих кораблей красной тканью и усадить неизвестного пленника в качестве царевича Алексея, а вторую ладью покрыли черными покрывалами и распространяли слухи о присутствии на нем патриарха Никона. Таким образом, Степан Тимофеевич активно старался дискредитировать образ государя, не высказывая прямых намерений о свержении самодержавия. Разин указывал, что воюет он за царя, но против заворовавшихся воевод, бояр и прочей знати.

Однако в походе атаман постоянно пил, дебоширил и предавался различным кровавым развлечениям. Постепенно он утратил свой первоначальный образ защитника и преобразился в бесноватого, безжалостного убийцу, ведомого мнением толпы, величающегося своими достижениями и победами. Меры, применяемые окружением Разина к ставленникам государя, были очень жестокими. Несчастных вешали, колесовали, топили и терзали различными изощренными способами. Наказания носили характер устрашения. Отряды казаков разделялись и занимали все новые города, волнение охватило не только Поволжье и Центральную часть Руси, но дошло даже до территорий Белого моря.

В 1670 г войско Разина потерпело первую неудачу в осаде Симбирска, а уже в начале октября было разбито царской армией численностью 60 тысяч воинов под командованием Барятинского. Степан Трофимович был тяжело ранен и, бросив основную часть своего отряда, бежал на родной Дон. Впоследствии Разина выдали казаки вместе с его братом Фролом.

Сергей Кириллов Степан Разин. 1985-88 гг

Пытали народного атамана в царских застенках, но его мужество вызывало уважение даже у палачей. Выносливый казак не проронил ни слова, он не просил о пощаде и не молил о снисхождении. Гордый и удивительно сильный человек даже перед лицом неминуемой смерти сохранил достоинство. Казнь была страшной и мучительной. Степану Трофимовичу отсекли руку, а затем ногу, и только потом сжалившийся палач отсек атаману голову. По приговору Разин должен был быть четвертован, но смерть пришла быстрее. Негодование атамана было вызвано поведением брата Фрола, который, испугавшись кровавого зрелища, произнес слова раскаяния. По свидетельствам очевидцев, лишь тогда Разин крепко выругался в его адрес.

Удивительная отчаянная жизнь бунтаря закончилась на плахе, что характерно для предводителей народных восстаний в России. Кровожадный шальной разбойник остался в народной памяти героем-освободителем. Так ли это каждый решает для себя сам. Стенька Разин относится к тем великим и таинственным личностям, судит которых лишь .

Про знаменитого атамана сказки и легенды начали сочинять еще при жизни. Впрочем, в жизни у него хватало удивительных правдивых сюжетов. «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…

Стенька Разин утопил персидскую княжну

Маловероятно. Сюжет песни «Из-за острова на стрежень» взят из воспоминаний голландца Яна Стрёйса, оказавшегося в Астрахани в 1670 году, когда ее захватили разинцы. По Стрёйсу, Разин в пьяном неистовстве утопил некую «персидскую княжну, которую он похитил вместе с ее братом», в качестве жертвы Волге. В 1669 году в битве с персами на Каспии казаки захватили Шабалду - сына флотоводца Мамед-хана, но ни в одном документе не сказано, что вместе с сестрой. Даже в челобитной самого Шабалды с просьбой отпустить его на родину - о сестре ни слова. Людвиг Фабрициус, который тоже был в Астрахани в 1670 году, приводит иную версию событий. Атаман топит не персиянку, а татарку и не в Волге, а в Яике, то есть еще до каспийского похода. Фольклорист Сергей Неклюдов считает, что Стрёйс, много заимствовавший из чужих текстов без указания источника, мог и в данном случае выдать услышанную от кого-то историю за увиденное лично. Принесение девушки в жертву водной стихии - известный фольклорный мотив. «История с этим жертвоприношением, - пишет историк Владимир Королев, - лишь отзвук древнего обряда, возникший на основе представлений о варварстве и жестокости атамана и его товарищей».

Афиша первого русского игрового фильма «Понизовая вольница», 1908 год

О нем писал Александр Дюма

Да. Автор «Трех мушкетеров» в 1858–1859 годах предпринял дальнее путешествие - из Петербурга через Москву и Поволжье на Кавказ (где, кстати, скрупулезно записал для французских гурманов рецепт шашлыка). В путевых очерках писателя есть историческая справка о донском казаке, предводителе народного восстания второй половины XVII века Стеньке Разине, «настоящем легендарном герое, как Робин Гуд», и связанное с атаманом волжское предание о Девичьем холме. Легенда напоминает историю с персидской княжной. Разбойник Стенька Разин, стоя на холме, вопрошал - чего, мол, ты хочешь за свое покровительство, о Волга? Услышав в ответ эхо «Ольга!», он принес реке в жертву самое дорогое - бежавшую с ним возлюбленную (которую так звали). После чего удача изменила Стеньке, и он был побежден и схвачен князем Долгоруким.


Легендарный атаман знал восемь языков

Возможно. Так писал служивший в Персии и России шведский дипломат Энгельберт Кемпфер, утверждая, в частности, что Разин владел фарси. Правда, сам Кемпфер никогда не встречал Степана Тимофеевича, чтобы лично в этом убедиться. Впрочем, казак Разин родился и жил в многоязычной среде: на Дон стекались представители разных народов (среди них были поляки, татары, турки, калмыки, даже карелы). Выучить несколько языков в таком окружении было нетрудно.


Персидский манускрипт. 1650 год

Он взял в плен уроженца Бразилии

Да. Людвиг Фабрициус был сыном лейденского хирурга, служившего в бразильской колонии Голландской Вест-Индской компании. Возмужав, Фабрициус-младший завербовался на военную службу в Россию и оказался в армии, отправленной царем против разинских отрядов. В июне 1670 года попал к казакам в плен, несколько раз виделся с атаманом лично. Осенью того же года Фабрициусу удалось бежать в Персию. Годы спустя, будучи уже на шведской службе, он рассказал о восстании Разина в «Записках» на немецком языке.


Анатолий Грошев. «Войска Степана Разина штурмуют город Симбирск»

Разин брал города хитростью, прибегая к «маскараду»

Да. Тот случай, когда сюжет многочисленных песен и сказаний имеет реальную подоплеку. Статус паломника пригодился казачьему предводителю и в качестве военной хитрости в походе «за зипунами» 1667–1669 годов. Разин с несколькими сподвижниками под видом богомольцев в канун Петрова дня попросили впустить их в Яицкий Городок (нынешний Уральск. - Прим. «Вокруг света» ) - поставить святому Петру в местной церкви свечку. И как только ворота открылись, отряды казаков ворвались внутрь.


Василий Суриков. «Степан Разин». Холст, масло. 1910 год


Разин проехал все Русское царство с юга на север и обратно

Да. Его отец в свое время дал обет съездить в Соловецкий монастырь на Белом море - помолиться местным святым-чудотворцам Зосиме и Савватию. Но не успел, умер, и в 1652 году в паломничество отправился сын, которому тогда было около 20 лет. Степан Разин добрался с низовий Дона до Соловецких островов, по пути посетил Воронеж, Тулу, Ярославль, Москву, Вологду, Архангельск, а потом вернулся обратно. По мнению историка Владимира Соловьева, поскольку статус богомольца давал большую свободу передвижения, спасая вольного казака с Дона от повышенного внимания властей, Разин мог использовать паломничество как удобный предлог, чтобы поездить по стране и изучить обстановку в разных регионах.

Степан Разин был соратником Емельяна Пугачева

Да. Тезка легендарного атамана, казак Степан Андреевич Разин, сражался в рядах мятежников-пугачевцев через сто лет после разинского восстания.


Николай Вакуров. «Емельян Пугачев». Палехская лаковая миниатюра. 1936 год

Разин зарыл в Жигулях несметные сокровища

Возможно. По крайней мере, надежда властей найти разинские клады и записи подарила еще пять лет жизни младшему брату Стеньки - Фролу, который под пытками пообещал показать атамановы тайники. Государевы люди возили его на Дон и на Волгу, но искомых сокровищ не обнаружили, и в 1676 году Фрол тоже был казнен. По сей день не найден клад, который были бы основания назвать разинским. Наверное, поэтому стали рассказывать, будто золото атамана заговоренное и просто так в руки не дается. Есть предания, что сокровища стережет дух самого Разина: он сидит по ночам в пещере и считает деньги.


Клад времен Медного бунта (XVII век), найденный в Кадашевской слободе в Москве

Войско Разина сопровождали мятежный русский царевич и низложенный патриарх Никон

Нет. Но сам Стенька активно распускал такие слухи, надеясь привлечь новых сторонников. Опальному Никону Разин отправлял письма с предложением сотрудничества, но бывший патриарх предпочел не связываться с бунтовщиком. Что же касается царевича, то, по свидетельствам современников Разина, атаман держал при себе пленного кавказского княжича, которого и выдавал за царского сына Алексея Алексеевича. Утверждалось, что царевич не умер в январе 1670 года, а бежал от отца, государя Алексея Михайловича, на вольный Дон. Казнив Разина, царь простил самозванца поневоле.


Кадр из фильма «Гулящие люди», 1988 год. В роли патриарха Никона Александр Парра

Разин был безбожником и занимался черной магией

Нет. В марте 1671 года патриарх Иоасаф предал главного мятежника анафеме, которую повторили в храмах по всей стране. В приговоре царского суда Разин назван «вором, и богоотступником, и изменником». Атамана обвиняли в том, что он изгнал с Дона священников и заменил церковные венчания языческими обрядами. Владимир Королев, однако, пишет, что на Дону во времена Стеньки Разина бракосочетание по церковному уставу, а не в казачьем кругу попросту еще не прижилось. Атаман не был ни воинствующим язычником, ни еретиком, но московские власти стремились представить любое обстоятельство как антихристианские действия главного бунтаря.


Магом Разин стал в легендах, причем, как следствие официальной пропаганды, иногда колдовские способности атамана объясняются его связью с нечистой силой

Разин не был казнен в 1671 году, а чудом спасся

Нет. Степан Разин был публично четвертован по царскому приговору в Москве 6 июня 1671 года. Вот что писала об этом лейпцигская пресса того времени: «Хотя нет никаких сомнений в том, что казнь протекала указанным образом, большинство до сих пор не хочет верить, что это был подлинный главный мятежник Разин, поскольку сам [казненный] перед смертью сказал: «Вы думаете, что убили Разина, но настоящего вы не поймали; и есть еще много Разиных, которые отомстят за мою смерть». В сказаниях атаман обретает бессмертие и, подобно легендарным героям других народов (королю Артуру, Фридриху Барбароссе...), либо спит, либо пребывает в некоем волшебном плену, но когда-нибудь проснется, чтобы вершить правосудие.


Степан Разин перед казнью. Французская гравюра. 1837 год

Фото: РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Diomedia, РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Евгения Новоженина / РИА Новости, iStock, Советский экран, Графика.Ру / Fotodom.ru

Крестьянство на протяжении всей дореволюционной истории России испытывало притеснения со стороны помещиков, и потому с симпатией относилось к тем, кто боролся с угнетателями. Потому разбойников, даже весьма далеких от идеалов справедливости, народная молва делала чуть ли не героями, противостоящими несправедливым царским порядкам. Ведь они, как правило, грабили помещиков и купцов, а не тех, у кого и взять то нечего. Но некоторым разбойникам удалось войти в историю, и их имена помнят даже спустя столетия.

Мифический Кудеяр

Одним из легендарных персонажей является Кудеяр - атаман, чьим именем названы многочисленные села, пещеры и курганы на территории России. О нем сложено много рассказов и легенд, но до сих пор достоверно не известно, правдивы ли они.

Сведения о его происхождении значатся во многих источниках 16 века и расходятся. Самой распространенная версия - что атаман был сыном Василия III и жены его — Соломии. Родила она его в монастыре, в который была сослана за то, что была бесплодной, после чего Кудеяра вывезли в леса, где он тайно воспитывался. Кроме того, по этим сведениям следует, что атаман приходился братом Ивану Грозному и вполне мог претендовать на царский трон.

В других источниках указано, что Кудеяр был сыном князя Трансильвании — Жигмонда Батори. После ссоры с отцом он сбежал и примкнул к казакам, а также служил опричником у царя. После царской немилости стал промышлять разбоем.

По преданию, Кудеяр сколотил собственное войско разбойников и грабил обозы богачей.

Из-за многочисленных набегов и грабежей жители множества русских губерний ассоциировали его с символом ужасающей силы. Легенды гласят, что после себя он оставил несметные богатства, которые до сих пор никто не смог отыскать.

Стенька Разин: буйный разбойник или герой?

Главным бунтовщиком 17 века был Степан Тимофеевич Разин, по прозвищу Стенька. Он был не просто удалым донским казаком и атаманом, но и хорошим организатором, вождем и военным.

В связи с ужесточенным крепостным прав в казачьи области стали стекаться крестьяне, бежавшие из внутренних губерний России. Они не имели корней и имущества, поэтому их прозвали «голутвенными». Степан был одним из таких. Снабжая «голытьбу» нужной провизией, местные казаки помогали им в воровских походах. Те, в свою очередь, делились добычей. Для народа, Разин был «благородным разбойником» и героем, ненавидящим крепостничество и царя.

Под его предводительством, в 1670 году был организован поход на Волгу, сопровождающийся многочленными восстаниями крестьян. Казачий порядок вводился в каждом захваченном городе, купцов грабили, а представителей власти убивали. Осенью этого же года, атаман был сильно ранен и вывезен на Дон. Окрепнув, Степан снова хотел собрать сторонников, однако местные казаки были с этим не согласны. Весной 1671 г. они штурмом взяли Кагалицкий городок, где укрывался Разин. После чего его пленили (вместе с братом Фролом) и выдали царским воеводам. После вынесения приговора Степана четвертовали.

Ванька-Каин

Ванька-Каин — знаменитый разбойник и вор 18 столетия. Родился Иван Осипов в селе Иваново Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 13 лет он был перевезен в господский двор, в Москву, а в 16 — познакомившись с вором по прозвищу «Камчатка», решил примкнуть к его банде, попутно обокрав своего хозяина и исписав барские ворота. Словами «работай черт, а не я» Осипов четко охарактеризовал свою жизненную позицию.

Вскоре его вернули бывшему хозяину. Пока Ванька находился в кандальной колоде, он узнал, что за хозяином водится «грешок». Когда к барину нагрянули гости, он всем рассказал, что по упущению хозяина, погиб гарнизонный солдат, тело которого скинули в колодец. За этот донос Ванька-Каин получил свободу, а вернувшись к своей шайке стал их предводителем.

В 1741 году Осипов написал «покаянную челобитную», где рассказал, что сам является вором и готов посодействовать в поимке соучастников. С его помощью было отловлено много дезертиров, воров и бандитов. За предательство «своих» он получил прозвище «Каин».

Но на этом он не остановился. Его арестовали в 1749 году, за похищение 15-летней дочери отставного служивого. И только в 1755 году суд решил Ваньку-Каина казнить колесованием и обезглавливанием, но приговор был смягчен Сенатом. В 1756 году его высекли и вырвали ноздри. Поставив Каину клеймо «В.О.Р», его отправили в ссылку, где он и умер.

Василий Чуркин: гуслицкий Робин Гуд

Ярким персонажем преступного мира в 19 веке стал Василий Васильевич Чуркин. Точная дата рождения неизвестна. Предполагается, что он родился между 1844-1846 годами, в деревне Барская, Гуслицкой волости.

Молодой Чуркин начал свою «карьеру» в банде гуслицких разбойников, орудовавших в 1870 на больших дорогах: от Москвы до Владимира. Позже, из-за тяжелой болезни главаря свора распалась. Здесь Василий не растерялся и в 1873 году создал свою собственную шайку. Вскоре он был пойман, но под арестом оставался недолго, потому что сбежал.

Кроме разбоев, Василий со своей бандой помогали малоимущим, тем самым завоевав народную славу и признание. Грабил он только богатые амбары, а с владельцев фабрик несколько раз в год собирал небольшую дань в 25 рублей. Фабриканты не упоминали его имени, дабы не навлечь беду на свои головы. Таким образом, Чуркин создал себе надежный тыл, который прикрывал его от полиции. Таксу свою он никогда не поднимал и сурово наказывал тех, кто нарушал этот обычай.

Когда в Гуслицах оставаться стало небезопасно, Василий прятался в других местах. Существует много версий смерти гуслицкого Робин Гуда, но точная причина остается неизвестной.

Тришка-сибиряк

Еще одним народным героем 19 века был Тришка-сибиряк. Информации о криминальном авторитете сохранилось довольно мало, однако по приданиям, он приводил в ужас помещиков и дворян. Народ слагал о нем легенды и сказки, представляя разбойника защитником обездоленных. Он был необычайно осторожен и хитер. Совершая набеги на хозяйства помещиков, Тришка-сибиряк отдавал часть награбленного крепостным. Люди говорили, что сильно он никого не обижал, но мог «лихого до крестьян» барина наказать, например, подрезать жилки под коленками, чтоб «прытко» не бегал. Так он учил их «уму-разуму».

Даже после его ареста, слухи о нем еще долго не давали спокойно жить дворянам. Да и поймали его только потому, что поиски Тришки были в строжайшем секрете, поскольку власти остерегались его смекалки и хитрости. Дальнейшая судьба Тришки-Сибиряка неизвестна.



См. также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!