Различаем звуки м н. Конспект урока на тему "Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков М-Н"

Постановка звука [х], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.

Организационный момент

Логопед предлагает ребенку зашнуровать игрушечный сапожок.

Формирование ритмической организации речи (воспроизведение ритмических структур)

Проводится игра «Строители».

Развитие фонематического слуха

Проводится игра «Что звучит?».

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.

2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием, вибрация.

Артикуляционная гимнастика

1. Для нижней челюсти: имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.

2. Для губ и щек: поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы; имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; попеременно произносить [и] - [у], [и] - [о] (с голосом).

3. Дляязыка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка», постукивать кончиком языка о верхние резцы.

4. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.

Упражнения на дыхание

1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф__ ф! ф!).

2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф___).

3. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м___ м! м!).

4. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м___).

Постановка звука [н]

Постановка звука

1 способ: по подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.

2 способ : на базе звука М. Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.

Практический материал по автоматизации звука Н

1. Повтори слоги .

На - но - ну - ны

Ан - он - ун

Ны - на - ну - но

Ын - он - ун

Но - ны - ну - на

Ун - ан - он

Ну - на - ны - но

Он - ун - ын

2. Повтори слова.

Звук в начале слова.:

Нам, нас, наш, Ната, Надя, Наф-Наф, навага, надеть, надевать, накапать, нагибать, написать, набор, народ; ныть, нытик, нырять; ноги, ногти, ночь, нос, носки, носить, ноль, норка, носорог; Нуф-Нуф.

Звук в середине слова:

Она, Дина, тина, Лена, ванна, канат, бананы, дубина, комната, весна, десна, калина, малина, картина; даны, воины, батоны, бизоны, телефоны, слоны; кино, Вано, дано, окно; тонуть, кинуть, дунуть, сунуть.

Звук в конце слова:

Он, кон, вон, фон, тон, Дон, пан, сон, сан, воин, наган, закон, слон, патефон, телефон, магнитофон, граммофон, ворон, кран.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Нка, нки; нты; мно; сны, зна. Манка, гонка, дубинка, песчинка, соринка, воронка, картинка, крынка; танки, гонки, тонкий, санки; унты, винты, зонты, кранты; темно; сны, знать, знамя, знание, значок,знахарь.


НОД по развитию произносительной стороны речи

Дифференциация звуков «М» - «Н». Буквы М – Н.
Цель: Дифференциация звуков М и Н по акустико-артикуляционным особенностям. Коррекционно-образовательные задачи:  Учить различать согласные твёрдые звуки М и Н в слогах, словах и предложениях.  Совершенствовать навык звукового анализа – синтеза.  Закрепить навык образования и употребления относительных прилагательных.  Учить согласовывать имена существительные с числительными  Формировать навык чтения слогов и односложных слов. Коррекционно-развивающие задачи:  Развивать фонематические процессы.  Совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику.  Расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»  Развитие логического мышления, памяти, восприятия, внимания. Коррекционно-воспитательные:  Воспитание партнёрских взаимоотношений в группе детей. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Познавательное развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Оборудование: индивидуальные зеркала, буквы с наборным полотном из кассы букв и слогов, мяч, две куклы, предметные картинки, магнитная и маркерная доска, наборы звуковых символов, набор слогов с буквами «М» и «Н», набор карточек для игры «Четвёртый лишний».
Методы и приёмы: мотивация, показывание, напоминание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная. Ожидаемые результаты: дети осваивают навык дифференциации звуков [М] и [Н], умеют давать характеристику данных звуков, понимают разницу между звуком и буквой, обладают умением образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные, осваивают слоговое чтение, составляют простые распространённые предложения, владеют навыками звуко-буквенного анализа-синтеза. Ход НОД: Этап НОД Действия учителя -логопеда Действия детей 1.Организаци- онный момент Логопед: - Колокольчик вновь поёт, Поиграть нас всех зовёт. Вот мы и снова вместе, немного удивлены, немного встревожены, но очень рады видеть друг друга. Приятно вас видеть. Предлагаю вам поиграть вместе. Психогимнастика «Зайчик, колечко, цепочка» Дыхательное упражнение «Разбудим Дюймовочку» Логопед предлагает сыграть в игру с мячом «Какая бывает одежда?» (образование относительных прилагательных) Плащ из кожи какой? Носки из шерсти какие? Шляпа из фетра какая? Логопед: Ребята, помогите мне сосчитать носки и чулки. Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Дети заходят в кабинет, встают в круг. Дети выражают удивление. Дети нахмурили брови. Улыбаются друг другу. Дети выполняют упражнения для пальчиков, следуя словесной инструкции и наоборот. Ладони сложены бутончиком перед лицом, Дети делают короткий вдох через нос и длительный выдох на руки, которые при этом изображают раскрывающийся цветок. Дети ловят мяч и отвечают на вопросы: - кожаный - шерстяные - фетровая Дети передают по кругу мяч и считают: один носок, два носка,…, пять носков. Один чулок, два чулка…пять чулок.
2.Основная часть НОД Ребята присядьте на стульчики и посмотрите на доску. Предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Найдите лишний предмет и объясните ваш выбор. Так мы с вами узнаем, какие звуки получим в подарок. Логопед: Какие слова оказались лишними? Какой первый звук в каждом из этих слов? Какие же звуки мы получаем в подарок? Итак, сегодня мы будем говорить о звуках «М» и «Н». Поэтому к нам в гости пришли две куклы: Наташа и Максим. Они хотели бы знать, какие же первые звуки в их именах? Логопед: Расскажите куклам об их любимых звуках, ведь вы уже с ними знакомы. Покажите, какими символами мы обозначаем эти звуки. Проверьте, правильно ли обозначили Наташа и Максим эти звуки? Логопед: Наташа и Максим хотят получить от вас подарки, но Наташа принимает только картинки, в названии которых есть звук «Н», а Максим хотел бы получить от вас картинки на звук «М». Логопед: Ребята назовите буквы, которые вы видите? Напомните, чем буквы отличаются от звуков? Сосчитайте, сколько здесь букв «Н», а сколько «М». Посмотрите: Наташа и Максим хотели написать свои любимые буквы, и вот что у них получилось. Допишите буквы. Логопед: Наташа и Максим вырастили прекрасный урожай необыкновенных фруктов. Что это? Дети выбирают лишние предметы и обосновывают своё решение. Дети называют. Ответы детей. Дети дают ответы. «М» - согласный, твёрдый, звонкий, носовой. «Н» - согласный, твёрдый, звонкий, носовой. Дети выкладывают символы звуков «Н» и «М» Дети исправляют ошибки кукол. Каждый ребёнок берёт по картинке, составляет предложение с этим словом и «дарит» кукле. (Я подарю красивую матрёшку Максиму) Дети поясняют, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Дети дают ответы. Дети исправляют ошибки кукол.
Прочитаем их. Логопед: Я вижу, что вы устали. Давайте отдохнём. Психогимнастика «Выложим буквы» Физкультминутка «Муха – Цокотуха» (сопряжение слова с действием) Пальчиковая гимнастика «Весёлый кролик Банни…» «Весёлый кролик Банни Резвится на поляне. Чуть шорох где-то слышит, Замрёт он и не дышит… А на его макушке Встают как стрелки ушки. А домик его – норка Под ёлкой у пригорка. Он к дому подбегает, Прыг и в него ныряет. Логопед: А теперь поможем Наташе и Максиму составить звуковые схемы слов «нос» и «мак». Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с этой задачей. Превратите звуки в буквы. Логопед: Мы отлично потрудились и помогли нашим новым друзьям. Расскажите, что же интересного сегодня узнали вы и наши гости? Один ребёнок выступает в роли «учителя»: он показывает яблоки и груши, на которых написаны слоги, дети их читают. Воспитанники делятся на пары и изображают буквы «М» и «Н». Логопед вместе с детьми проговаривает вступительную часть сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Слова сопровождаются движениями. Дети последовательно выполняют движения пальчиками: указательный и средний подняты вверх, остальные согнуты («зайчик»); покачивают пальчиками влево – вправо; пальчики сложены вместе и подняты вверх; левая рука изображает «норку», а правая скачущего зайчика, который прыгает в норку. Дети выкладывают звуковые схемы, затем все вместе обсуждают то, что получилось. Дети заменяют звуковые символы на буквы и прочитывают получившиеся слова. Дети перечисляют игры и упражнения, которые им запомнились, и ещё раз дают характеристику звукам «М» и «Н».

Логопедическое занятие в 4 классе «Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков «М-Н»».

Учитель – логопед Исупова Марина Васильевна

Тема: Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков «М-Н».

Цель занятия:

Закреплять умения дифференцировать оптически сходных согласных «М-Н» на письме и на слух в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Учить различать отически схожие буквы «М-Н» на письме.

Профилактика буквенных замен.

Пополнять словарный запас у учащихся.

Совершенствовать навык слогового анализа слов, грамматический строй речи.

Закрепить умение правильно составлять деформированные предложения.

Коррекционно – развивающие:

Развивать мелкую моторику, мышление, фонематический слух и зрительное восприятие, диалогическую речь.

Коррекционно – воспитательные:

Развивать коммуникативные навыки учащихся, воспитывать умение внимательно слушать товарищей, следить за правильной речью обучающихся, воспитывать стремление к получению новых знаний, навыков, положительных результатов, аккуратность.

Оборудование : слоговые таблицы, индивидуальные карточки с заданиями,

предметные картинки, зашифрованные слова, карандаши (палочки), буквы

«м – н», выполненные по трафарету из картона.

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята!
- Прежде чем начать наше занятие, проведем артикуляционную гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Сказка о веселом язычке.

Ротик - домиком, губы – дверкой. А кто в домике живет?

В домике, живет Весёлый Язычок.

Приоткрыл ротик окно, а на улице темно.

Язычок наш потянулся, широко улыбнулся, (упражнений «Улыбочка»).

А потом пошёл гулять, на крылечке загорать (упражнений «Лопаточка»).

На крылечке полежал, на качели побежал (упражнений «Качели»).

Вверх взлетел он смело…. Но пора за дело.

Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор (упражнений «Заборчик»).

Быстро взялся он за дело, и работ закипела.

Гвозди, молоток и клещи - нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «ТУК-ТУК!» Языку он лучший друг (упражнений «Автомат».)

Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (упражнений «Маляр»).

Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.

- Я с лошадкой погуляю (упражнений « Лошадка»).

-На гармошке ей сыграю (упражнений «Гармошка).

Погоняю я в футбол и забью в ворота гол.

Очень сложная задача – загонять в ворота мячик (упражнений «Футбол»).

Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой (упражнений «Горка»).

Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк (упражнений «Лопаточка»).

Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята к нам в гости пришёл сказочный герой. На доску вывешивается картинка. Ребята должны угадать кто это?

Логопед читает стишок:

А в нашей кладовке
Кто - то живет.
Весь год она сыр
Из кладовки крадет.

(Мышка).

Логопед: Ребята, а как вы думаете, где живёт мышка?

Учащиеся: (в норке).

Логопед: Скажите, пожалуйста, как мы назовём нашего сказочного героя?

Учащиеся: Мышка-Норушка.

Логопед: Правильно. Она к нам на занятие пришла с корзинкой заданий. Давайте ребята попробуем вместе с ней решить все задания.

Учащиеся: хорошо.

Логопед : Какие первые звуки в слове мышка-Норушка.

Учащиеся : В слове мышка – «м», а в слове Норушка «н».

Логопед: Ребята давайте произнесем звук «М»

Артикуляция звука:

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу.

А теперь дадим характеристика звука «М»

Согласный (есть преграда – губы), твердый, мягкий, звонкий.

При произнесении звука [н]:

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика звука «Н»

звук [Н] - согласный, твердый и мягкий, звонкий.

Логопед: Ребята, как вы думаете на что наши буквы похожи?

Учащиеся: называют…

Знакомство с буквой.

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».

Если палочки мы поменяем получаем буква «Н».

Конструирование букв м – н из карандашей (палочек).

Логопед: Сколько элементов в букве «м» и «н»?

Запись на доске: м – 4 элемента.

Запись на доске: н – 3 элемента

Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы уже, наверное, поняли, какие две буквы мы будем сегодня сравнивать?

Учащиеся: «М-Н».

Логопед: Мышка-Норушка, зашифровала наши буквы. Давайте их расшифруем.

Сколько элементов в букве м? (4).

А сколько элементов в букве н? (3).

Логопед: Давайте откроем тетради и приготовимся к письму.

Принятие правильной позы для письма:

Я тетрадочку открою

И в наклон скорее положу

Ручку в руки правильно возьму я.

Сяду прямо и красиво

За работу я примусь.

Логопед: Я называю цифры 4 или 3, а вы записываете буквы м или н в тетрадь:

4 3 3 4 4 3 4 3 3 4 4 4 3 4 3 4

Логопед: проверяем задание.

Логопед: Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх - вдох.

Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

Логопед: хорошо, молодцы.

Логопед: Ощупывание букв м – н, выполненных по трафарету из картона.

Закройте глаза. Я дам вам трафареты букв, а вы на ощупь определите, что это – м или н?

Учащиеся: выполняют.

Дифференциация букв «м-н» в слогах.

Логопед: На доске мышка – Норушка приготовила нам задание. Давайте прочитаем (чтение слоговых-таблиц).

Логопед: Хорошо, что мы сейчас делали? Учились различать буквы «м-н» в слогах. Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы «м-н»).

Учащиеся: Слоги.

Логопед: Ещё наша дорогая, мышка очень любит разговаривать. Давайте вместе с ней проговорим чистоговорки с нашими звуками «м-н»:


Му-му-му - я музыку люблю.
Ом-ом-ом – снежный ком.
Мы-мы-мы - мы прошли кусты.
Ми-ми-ми - мишку мы нашли.

Ма-ма-ма - кончилась зима.

На-на-на – посмотрите на меня.

Ан-ан-ан – вот и наш диван.

Не-не-не – шишка на сосне.

Ни-ни-ни – мы пошли одни.

Ин-ин-ин – к нам идёт пингвин.

Но-но-но - мы окрыли окно.

Он-он-он – молока бидон.

Ня-ня-ня –няня моя.

Учащиеся: повторяют за логопедом.

Логопед: Ребята, назовите слоги которые дают мягкость звукам м и н, а какие твердость.

Дифференциация букв «М-Н» на уровне слова.

Логопед: Мышка-Норушка очень спешила к нам на занятие через лес и потеряла буквы в словах что, несла в корзинке. Ребята поможем ей? Учащиеся: Да.

Логопед: Раздает карточки с заданием. Необходимо вставить пропущенную букву «м» или «н».

Ды…, …ож…ицы, вес..а, ка…ыш, за..ок, …адя, кра…, ви…т, ко…ар, …ука.

Логопед: Дополни слоги до слов, следующее задание нашей хитрой мышки - Норушки.

му - (муха, мука, мусор, музыка)

мы - (мышка, мыло, мысль)

мо – (мост, морковь, море)

ма – (Маша, мармелад, маска, мама)

ми – (миска, мир, мишка, миф, Митя)

но - (ножницы, нож, нос)

ни – (нитки, Нина, низко)

на – (наши, начало, настал)

Учащиеся: проговаривают свои слова.

Работа с предложением

Логопед: Прочитайте предложения и выпишите из них сначала слова с буквой «м», потом с буквой «н»:

Михаил собирает хворост. У Мити новый ножик. Мама убирает на кухне мусор. У слона есть хобот. Никита с Машей встал на лыжи. Жирафы живут на юге, а моржи – на севере. Петух громко кукарекает. Наступила весна. На подносе лежит мармелад. Мой друг бежит домой.

Учащиеся: слова с буквой «м» - Михаил, Митя, мама, мусор, Маша, громко, моржи, мармелад, мой, домой.

Слова с буквой «н» - новый, ножик, на кухне, слон, Никита, наступила, весна, на подносе.

Итог занятия.

Цель:

подвести итог проделанной работы на занятии

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Какая тема занятие была?

Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение?

Я умею ………….

Я научился ………

Я хочу научиться …….

Всем спасибо за работу (словесная оценка).

Тема: «Звуки М, Мь, Н, Нь» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи).

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М;

Коррекционно-развивающие:

  • учить детей дифференцировать звуки Н, Нь-М, Мь в слогах, словах и предложениях;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать навыки звуко-слогового анализа, анализа предложения;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивать его..

Оборудование: доска; куклы; алгоритм «Звуки»; кассы букв, карточки с буквами М, Н; простые карандаши; перфокарты; пеналы; картинки со звуками Н, Нь, М, Мь.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети стоят перед входом в кабинет.

Придумать по 1 слову со звуком Н и со звуком М.

II. Повторение и сообщение темы.

Дети стоят перед доской полукругом.

Узнай букву и назови, какие звуки она обозначает. (Отвечают на задание логопеда.)

К нам в гости пришли две куклы. Им нужно дать имена: имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой — со звука Н. (Дети называют кукол.)

Чем мы сегодня будем заниматься? (Мы сегодня будем учиться различать звуки Н, Нь и М, Мь.)

Эти звуки и буквы этих звуков мы будем сегодня учиться различать.

III. Основная часть.

Эти две куклы нам в этом помогут.

Они принесли с собой волшебную картинку, которую надо «раскрыть». Каждая часть этой картинки с цифрой – одно задание. По порядку открываем и картинку получаем.

1. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков М-Н.

Спросить некоторых детей. (Дают характеристику звуков Н, Нь, М, Мь.)

2. Развитие фонематического слуха: «Дразнилки».

ма-на-ма
на-на-ма
ма-ма-на
на-ма-на
на-ма-ма
ма-на-на
ма-ма-ма
на-на-на

Дети повторяют интонацию при произношении слоговых цепочек.

3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

«Подними нужную букву».

Слоги: ма, на, ам, ан.

Слова: мак, нос, сом, сон, конфета, помощь, умножать, комната.

Дети поднимают нужную букву.

«Подарим картинки Нате и Маше».

Дети дарят картинки со звуком Н — Нате, а со звуком М — Маше.

Физминутка:

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Действия по тексту физминутки.

4. Связь звуков и букв.

Чем мы обозначаем звуки, когда пишем? (Звуки мы обозначаем буквами.)

Сколько элементов у буквы М? А у буквы Н? (У буквы М – 4 элемента. У буквы Н – 3 элемента.)

Посмотрите на эти две буквы и скажите, чем они отличаются? (Они отличаются тем, что у буквы М в середине две наклонные палочки, а у буквы Н в середине одна прямая палочка.)

А чем похожи? (И у буквы М и у буквы Н есть две вертикальные палочки.)

Пальчиковая гимнастика:

Птички полетели, (Большой палец горизонтально, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.)
Крыльями махали, (Пальцы расставить. Взмахи ладонями.)
На деревья сели, (Руки вверх, все пальцы широко расставить.)
Вместе отдыхали. (То же, что и на первую строку.)

5. Выполним звуковой анализ слов «кино», «муха» — на перфокарте. (Работа с перфокартой.)

Выложите цветную схему этих слов, используя фишки из пенала. (Работа с пеналом.)

6. Составьте предложения с этими словами «кино», «муха». (Составляют предложения с этими словами.)

Выложите схему предложения на столе, используя фишки из пенала. (Выкладывают схемы предложений.)

Анализ предложений.

IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Какая картинка получилась?

Где находятся звуки М, Н? (Звуки М, Н находятся в середине слова «витамины».)

Дайте характеристику этим звукам. (Звуки Н, М – согласные, твердые/мягкие, звонкие.)

Молодцы! Нашим гостям понравилось как вы работали. Они принесли вам угощение — витамины.

Долгополова Виктория Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДСКВ № 60,
город Нижневартовск

Цель: дифференцировать звуки [м] – [н].

Задачи:

  • уточнить знания детей о звуках [м], [н], упражнять в дифференциации звуков [м] – [н] изолированно, в слогах, в словах, предложении, продолжать учить составлять распространённые предложения с заданными словами,
  • развивать логическое мышление на основе замены звуков и уточнения лексического запаса слов, продолжать развивать творческое воображение детей на основе элементов ТРИЗ;
  • воспитывать интерес к занятиям соревновательного типа, продолжать учить работать в команде.

Словарь: согласный, звонкий, твёрдый, мягкий, моль, Дон.

Материал: игрушки: Маша, Нюша, картинки со звуками [м], [н]; картинки с изображением частей тела, цифры 1, 2.

Ход занятия

I. Организационный момент

Игровое упражнение «Подбери картинку к цифре»

(Каждому ребёнку выдаётся картинка с изображением части тела человека (нос, рот, голова, нога, рука, глаз, туловище)

– На столах цифры – 1 и 2, посмотрите на свою картинку, подумайте и положите её к той цифре, к которой вы считаете нужным.

– Сядьте за этот стол.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

– Сегодня у нас соревнование и вы разделились на 2 команды. За каждый правильный ответ команда будет получать смайлика, в конце занятия мы подведём итог.

2. Упражнение «Угадай»

– Капитанами команд будут герои мультфильмов. Эти герои решили с вами пошутить. Они прислали свою фотографию и покажутся только тогда, когда вы отгадаете, кто они.

(Каждой команде выдаётся по изографу).

– Обсудите командой и дайте правильный ответ.

(Герой одной команды Маша из мультфильма «Маша и медведь», другой – Нюша из Смешариков).

3. Характеристика звуков.

– Маше и Нюше нравятся разные картинки. Найдите, какие картинки нравятся Маше (Нюше)

(На наборное полотно ставятся картинки)

Посмотрите на картинки. Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня поговорим?

– Дайте характеристику звука [м] ([н]).

– Докажите, что звук согласный (звонкий).

4. Игровое упражнение «Дразнилки»

– Маша и Нюша очень любят дразниться. Давайте с ними поиграем.

(Педагог проговаривает слоги, дети повторяют за ним.)

ма-ма-на
ну-му-ну
мни-мне-мня и т.п.

5. Игровое упражнение «Поймай звук»

а) изолированно – «Колокольчики»

(Педагог произносит звуки, дети должны прозвенеть колокольчиком, команда Маши на звук [м], команда Нюши на звук [н].

б) в слогах – «Хлопни»

(Вместо колокольчиков хлопают в ладоши.)

в) в словах – «Подними руки»

(Поднимают руки на звуки [м] или [н].)

6. Динамическая пауза

Вот зарядка Маши, Нюши: Встают прямо.
Разотрём мы наши уши, Растирают уши, пальцами обхватывая мочки.
Мы погладим нашу шею, Поочерёдно поглаживая ладонями.
Надо делать всё скорее.
Плечи вверх мы поднимаем, Поднимают плечи на каждый слог.
Руки в стороны, качаем. Руки вытягивают и качают вверх-вниз.
Руки вниз и шагом марш! Маршируют.
Вот зарядка Нюш и Маш.

7. Упражнение «Картинки для Маши и Нюши»

– Маша и Нюша играли и перепутали картинки, помогите Маше выбрать картинки со звуками [м] и [м’], Нюше со звуками [н] и [н’].

(Вносятся картинки: марка, мост, мышка, лимон, бегемот, дом, ком, медведь, миска, мел, пирамидка, скамейка, носорог, носки, нос, банка, карандаш, батон, кулон, Незнайка, нитки, синица, коньки, конь.)

8. Игра «Да-нетка»

Перед детьми картинки: маска, магнит, муха, магнитофон, панама, конфета, ножик.

– Я задумала слово, постарайтесь задать такой вопрос, чтобы убрать как можно больше картинок.

(Например:

– В этом слове есть звук [м]?

– В этом слове нет звука [м]. Убрать все картинки, в названии которых есть звук[м]. Аналогично, до тех пор, пока не останется одна картинка, которую задумал педагог).

9. Упражнение «Составь предложение» со словами

(Выставить на доску картинки «самолёт», «слон»)

– Команда Маши составляет предложение со словом самолёт, а команда Нюши со словом слон.

10. Игровое упражнение «Живое предложение»

– Распределите между собой слова из вашего предложения, составьте «живое» предложение, «прочитайте» его. Сделайте шаг вперёд те, в чьём слове есть звуки [м] ([н]).

11. Упражнение «Измени слово»

(Вносится схема)

– Что обозначает зелёная полоска?

– Я буду называть разные слова. Вам надо звук [м] заменить на звук [н] и произнести новое слово.

(Расположение буквы М меняется в зависимости от того, где находится звук [м] – в начале, в середине или в конце слова.)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!