«Развитие фонематического слуха у детей с ТНР». Рекомендации для родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 000 «Аистенок»

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Дидактические игры и упражнения для развития фонема тического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста.

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ № 000 Егорова Оксана Валерьевна

Ульяновск

Игра «ЭХО»

Цель: Упражнять фонематический слух и точность слухового восприятия.

Ход игры:

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”)

Игра «ЖИВАЯ АЗБУКА»

Цель: Развивать звуковое различение.

Ход игры:

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.


Игра «ПУТАНИЦА»

Ход игры:

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

Игра «ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО»

Цель: Развивать фонематический слух и звуковой анализ слов.

Ход игры:

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырех буквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

Игра «ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход игры:

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот, повторяет услышанное на ухо, следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Цель: Развивать слуховое внимание, учить отчетливо, произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию.

Ход игры:

Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» - спрашивает он. Дети: «Лягушонок».- Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка громко».


Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

Игра: «КРАСНЫЙ - БЕЛЫЙ»

Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Ход игры:

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

Игра: «НАЗОВИ СЛОВО»

Цель: Закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с заданным звуком.

Ход игры:

Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Игра: «ПОЙМАЙ РЫБКУ»

Цель: Закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить выделять их из группы слов, развивать фонематический слух.

Ход игры:

Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Игра: «НАЙДИ ПАРУ»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Игровой материал:

1. Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 шт.). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

Коза-коса мишка-мышка кит-кот

Трава - дрова крыша-крыса усы-осы

Катушка-кадушка каска-маска ком-сом

Уточка-удочка мак-рак дом-дым

Ход игры на занятии:

Воспитатель перед детьми диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе воспитателя. Предлагает поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: « Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Воспитатель вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Коса-коза»). Затем воспитатель передвигает стрелку на следующую картинку.

Ход игры вне занятия:

Каждый играющий получает по одной - две картинки. Воспитатель устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.

Игра: «включи телевизор»

Цель: Упражнять детей в определении первого или последнегозвука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов их трех-четырех букв.

Игровой материал:

Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа - изображение телевизора; за экраном - карман (для демонстрации картинок). Предметные картинки и карточки с буквами. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.

Ход игрового упражнения на занятии:

Воспитатель объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах - названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».

Воспитатель вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.

Дети выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

Слова, которые можно составить по первым звукам: ком (кошка, ослик, мак), кот (ключ, обруч, топор), рак (рыба, арбуз, курица), шар (шишка, арбуз, рыба), сом (сани, осы, молоток), роза (рысь, обруч, заяц, автобус), ваза (волк, апельсин, замок, ананас).

Слова, которые можно составить по последним звукам: ком (замок, ведро, сом), кот (молоток, кресло, самолет), рак (топор, пила, волк), шар (ландыш, юла, трактор), сом (автобус, пальто, ком), утка (кенгуру, вертолет , носок, лодка).

Игра: «ПОКАТАЕМ НА МАШИНЕ»

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука С в словах; учить выделять на слух наличие данного звука в слове.

Наглядный материал: Игрушки, в названии которых есть звук с(сь): слон, собака, лиса, поросенок, гусь, а также другие игрушки: мишка, крокодил, кукла, машина и т. д.

Ход игры:

Педагог показывает игрушку и просит несколько детей назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»).

Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с(сь) в словах, определяли на слух наличие данного звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон)

Конева Ольга Александровна

Муниципальное образовательное автономное учреждение психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Диалог» г. Шимановска»

Ещё десять лет назад на логопунктах при детских садах самым распространённым речевым заключением было фонетическое нарушение речи (ФНР), которое характеризуется дефектным произношением одного или нескольких звуков при сохранном физическом и фонематическом слухе. Данное речевое нарушение проявляется в отсутствии или искажении звуков. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и основную группу детей, состоящих на логопедическом учёте, составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В чём же заключается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)? ФФНР - это нарушение звукопроизношения, причиной которого являются дефекты восприятия, недоразвитие фонематического слуха. Физиологический слух у таких детей в норме. Нарушения проявляется в том, что дети неправильно произносят звуки близкие по акустическому признаку - звонкие и глухие (в-ф, д-т, б-п..), мягкие и твёрдые (к-кь, г-гь..), шипящие и свистящие (ш-с, ж-з). Дети с трудом могут выделить заданный звук из ряда звуков, затрудняются повторить цепочки слогов (па-ба, па-ба-па, та-да, та-да-да..), определить наличие звука в слоге, слове.

Фонетико-фонематическое недоразвитие вызывает трудности в овладении языковым анализом и синтезом. Ребёнок не может назвать слово, произнесённое по отдельным звукам (С-О-Б-А-К-А - это собака), и наоборот, затрудняется произнести заданное слово по звукам. При наличии большого количества нарушенных звуков у ребёнка страдает слоговая структура слова. Дети затрудняются произнести слова со стечением согласных: клубника, термометр, двери и др. ФФНР всегда влечёт за собой сложности в овладении навыками чтения и письма.

Чтобы исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи необходимо обратиться за помощью к специалисту - логопеду.

Как же могут родители помочь своему ребёнку преодолеть данный вид речевого нарушения?

Во-первых, можно предложить игру «Где звучит?» . Мама может взять любой звучащий предмет (колокольчик, бубен, баночку с витаминами) и предложить ребёнку показать рукой направление звука. Когда ребёнок научиться правильно показывать нахождение звучащего предмета, можно предложить игру «Что звучит?» . Для этого возьмите несколько предметов (начинать лучше с 2-3, постепенно увеличивая количество), игрушки, издающие звуки, шуршащую бумагу, ключи, ножницы. Ребёнок должен назвать звучащий предмет с закрытыми глазами. Усложняя игру, возьмите одинаковые коробочки (можно пустые баночки от витаминов) и насыпьте туда различные сыпучие продукты (крупы, сахар, зёрна кофе). Сначала предложите ребёнку послушать и запомнить что как звучит. Пусть он сам попробует погреметь этими баночками, заглянет внутрь, увидит содержимое. А потом, с закрытыми глазами назовёт вам, что же звучало. Поверьте, для каждого ребёнка это очень увлекательное занятие!

После игр на узнавание неречевых звуков можно предложить ребёнку следующие игры.

Игра на узнавание звуков животных «Кто как кричит?». Для этого можно воспользоваться аудиозаписью голосов животных. Ребёнок должен узнать животное, показать соответствующую игрушку, имитируя голос животного. Например, это корова, она мычит - му, это кошка, она мяукает - мяу…

Игра, которая обязательно понравится вашему ребёнку «Доскажи словечко» . Мама рассказывает небольшое двустишие и просит ребёнка закончить его.

Мы возьмём цветочек

И сплетём … (веночек).

Не беда, если с первого раза ваш ребёнок не подберёт нужного слова. Повторяйте такую игру как можно чаще, и вы заметите, что вашему малышу всё легче удаётся подбирать слова к новым стишкам.

Игра «Смотри в оба» . Предложите ребёнку найти в доме предметы, начинающиеся на определённый звук. В игре «Художник» попросите ребёнка нарисовать предметы, в которых заданный звук стоит в конце (начале, середине) слова.

В игре «Бусинки» можно поучаствовать всей семьёй, называя по очереди слова на заданный звук. Например: рак - рука - ракета - робот… (придумайте свои варианты этой игры).

«Сложи словечко» - игра, которая поможет развить у вашего ребёнка навыки звукового анализа и синтеза. Мама произносит слово по звукам, а ребёнок называет, какое слово получилось. Начинать лучше с маленьких слов (ЛУК, ЛАК, МАК, РАК), постепенно усложняя слова. Можете поменяться ролями.

С помощью таких игр вы не только поможете своему ребёнку преодолеть фонетико-фонематическое недоразвитие речи, но и подготовите его к школе.

Ещё по данной теме:

Семинар – практикум для родителей

«Формирование фонематического восприятия через игру»

Цель: Познакомить родителей детей с понятием «Фонематическое восприятие», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях. Продемонстрировать некоторые виды игровых заданий, помочь родителям ими овладеть.

План:

1. Что такое фонематическое восприятие, фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?

2. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

3. С помощью каких упражнений можно развивать фонематические процессы (практическая часть).

4. Подведение итогов, вопросы родителей.

5. Советы логопеда по подготовке детей к обучению в школе

Ожидаемый результат: Обучить родителей конкретным приёмам коррекционной работы. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству.

«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно…»

Л.С.Выготский

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

слух и фонематическое восприятие;

моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи.

Сегодня мы подробнее рассмотрим роль слуха в частности фонематического восприятия, в формировании речи детей.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес). Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне. Здесь нарушены, как перцептивная, так и сигнификативная функции, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).

У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

 Правильно произносить звуки;

 Четко произносить слова;

 Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

 Успешно освоить письмо и чтение.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов, обратите внимание на данную схему – это так называемая «Логопедическая лесенка» которая широко используется логопедами.

Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

И в заключение хочу отметить, что правильное произношение у детей зависит от фонематического слуха, развитие которого происходит только при общении с взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы Вы следили за своей речью, говорили четко и ясно. Однако многие родители не обращают внимания на невнятную речь ребенка, некоторые даже умиляются и начинают сюсюкаться со своими детьми, подделываются под детскую речь, употребляют слишком много слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, что тормозит речевое развитие ребенка. Есть родители, которые просто не замечают недостатков в произношении некоторых звуков.

Помните, что у ребенка с недостатками произношения затрудняется общение с незнакомыми взрослыми и с детьми, которые могут не понять его и посмеяться над ним. Такие дети нередко становятся замкнутыми и раздражительными, с трудом находящими место в кругу сверстников и испытывают большие трудности при обучении в школе. Благодарю за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Этапы работы по развитию фонематического слуха

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери

и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.

- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!

Но что делать, если в школе нет логопункта или по каким-либо другим причинам ребёнок не может посещать занятия логопеда? Даже родители, получив консультацию логопеда и соответствующие рекомендации, могут заниматься с детьми дома самостоятельно и достичь значительных успехов в преодолении ошибок, связанных с фонематическим недоразвитием.

В связи с этим можно рекомендовать и учителям включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического восприятия, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. Думается, что это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление. А чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке и не набивала "оскомину" у детей, советуем проводить такие упражнения в виде дидактических игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет:

во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет.

во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.

В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в неё дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера.

В-четвёртых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Педагогу необходимо проводить нацеленную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей учеников, используя специальные задания, построенные на вербальном и невербальном материале. Порядок включения таких заданий регулируется последовательностью формирования фонематических процессов в онтогенезе и может быть представлен как совокупность следующих друг за другом этапов:

первый этап - совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти;

второй этап - развитие фонематического восприятия и формирование чётких фонематических представлений;

третий этап - формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

На первом этапе учитель может использовать следующие виды заданий:

  • ·после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т. д.);
  • ·чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);
  • ·запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;
  • ·прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз);
  • ·различать на слух голоса учеников класса по высоте, силе, тембру.

Приведём примеры таких игр (приложение 2).

Вначале проводятся игры, активизирующие слуховые ощущения и слуховое внимание ребёнка: "Слушай звуки", "Двигайся на звук", "Сторож".

Затем ребёнка следует учить обнаруживать различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами на материале резко различающихся и близких звучаний (игры "Одинаковые и разные звуки", "Определи одинаковые звуки").

Затем слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, длительность, высота). Проводятся игры "Найди мишку", "Близко - далеко", "Тишина", "Покажи звук", "Долгий звук - короткий звук", "Высоко - низко", "Угадай, что звучит", "Похожие звуки", "Сколько предметов?".

Также следует предлагать ребёнку прослушивать различные музыкальные произведения или их фрагменты; важно научить его различать звучание одного инструмента (соло) и многих (оркестр). Развитию слухового восприятия способствует различение простых и усложнённых музыкальных ритмов (редкий, частый) и темпов (умеренный, быстрый, медленный). Эти умения формируются в процессе проведения игровых приёмов под музыку. Дети отстукивают, отхлопывают различный по сложности музыкальный ритм, стараются воспроизвести его с помощью звучащих игрушек (бубен, барабан, погремушка и др.). Затем синхронно выполняют плавные или ритмичные движения, в зависимости от темпа и ритма музыки: например, укачивают мишку или подбрасывают мяч; "красят кисточкой потолок", "ключом открывают дверь", "солят салат" и т.д.

Когда дети научатся различать отдельные характеристики неречевых звуков (громкость, высота, длительность), проводятся упражнения, направленные на дифференциацию эмоционально выразительных характеристик звуков, воспринимаемых целостно, - тембра. В процессе прослушивания аудиозаписей различных неречевых звучаний: звуков природы, фрагментов музыкальных произведений (аудиокассеты "Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка", "Голоса животных и птиц" и др.) - ребёнок учится эмоционально правильно реагировать на звучания и передавать многообразные оттенки слуховых образов. Например, слушая грохот грома, мяуканье кошки, громкий стук, пение птиц, рычание медведя, дети выражают своё отношение (страх, радость и т.д.) к воспринятому с помощью движений и мимики лица.

Большое значение имеют тренировочные упражнения, направленные на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребёнка. Так развивается пространственный слух (игры "Покажи, где звук", "Где котёнок, где щенок?").

Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпоритмические движения под музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.

Одновременно с формированием звукопроизношения необходимо проводить развитие фонетического слуха, которое включает различение слогов и звукокомплексов по акустическим характеристикам (громкость, высота, длительность).

Определение громкости речевых элементов способствует улучшению слуховой чувствительности за счёт эффекта "прислушивания" и повышению разборчивости восприятия речи в изменяющихся акустических условиях. Это умение тренируется в упражнениях, направленных на выработку условных реакций на речевые звукокомплексы заданной громкости. Например, хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки; "спрятаться" в ответ на громкие; повторить звукокомплексы (ау, эй и др.) различным по силе голосом в играх "Эхо", "Заблудились"; показать на сюжетной картинке "громко говорящего" и "тихо говорящего", соотнеся понятия "далеко - тихо", "близко - громко" и т.д.

Определение высоты звука и его воспроизведение являются базовыми умениями в практическом усвоении мелодической стороны речи. Понятия "высокий - низкий" закрепляются с помощью движений (например, руки), соответствующих понижению и повышению голоса диктора (игра "Лесенка"); раскладывания картинок в соответствии с повышением высоты голоса изображённых персонажей; отгадывания принадлежности звучания без зрительной опоры; собственных голосовых упражнений (пропевание гласных звуков низким и высоким голосом) по показу и по инструкции; "озвучивания" предметов, их изображений и т.д.

Определение длительности речевых сигналов является основным умением для различения словесного и фразового ударения, темпа речи, её выразительности. Длительные и краткие звучания речевых элементов (звуков, слогов, звукоподражаний, слов, фраз) усваиваются в процессе показа движениями руки длительности и краткости услышанных звуков, звукоподражаний, изменения скорости произнесения ребёнком слогов, слов, фраз. Определение направления звучания речевых стимулов осуществляется в игровых приёмах, идентичных описанным ранее при развитии неречевого слуха. В данном случае в играх "Найди меня", "Кто где?" следует использовать речевой материал, например имена детей, звукоподражания животным и т.д. Дифференцированное восприятие различных признаков речевых звуков создаёт предпосылки для понимания смыслоразличительной роли их отдельных признаков, что способствует развитию фонематического восприятия.

На втором этапе содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

  • ·запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух - трёх элементов и постепенно доводя их число до шести - семи;
  • ·выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
  • ·подобрать сходные по звучанию слова;
  • ·найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог;
  • ·угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.

В процессе развития фонематического восприятия первоначально внимание следует привлекать к различению "не слова" и слова (наименьшая смысловая единица языка). С этой целью слова выделяются из предложения путём показа отдельных предметов и действий, ответов на вопросы с помощью подходящей картинки. Затем внимание ребёнка направляется на фонематический состав, который может изменяться в зависимости от лексического и грамматического значений слова.

  • -начинающиеся с фонем, которые отличаются несколькими признаками (Маша - каша, ложка - кошка, забор - набор, ворона - корона; варит - жарит, пьёт - льёт - шьёт и т.д.);
  • -начинающиеся с оппозиционных фонем, т.е. отличающихся одним признаком (зуб - суп, дом - том, мышка - мишка, мак - бак, бить - пить);

различающиеся гласными звуками (мак - мок, лак - лук, дом - дым, мошка - мушка);

различающиеся последней согласной фонемой (нож - нос, сом - сок -сон);

различающиеся согласной фонемой в середине (коса - коза, касса - каша, забыть - завыть);

являющиеся омонимами (шляпка гриба, дамы, гвоздя и др.).

Тренировочные упражнения проводятся в игровой форме с использованием различных знакомых предметов (или иллюстраций), названия которых фонематически различаются. Затем наглядная опора исключается, и задания выполняются только по словесной инструкции.

"указание предмета", место которого менялось;

"подача предмета", т.е. выбор из множества предметов называемого;

"поручение с предметом";

"отыскивание предмета";

заканчивание предложений путём показа соответствующей картинки.

Понимание изменений грамматических значений, зависимых от фонематического состава слова, осуществляется путём противопоставления:

по значению основных и производных существительных с уменьшительными суффиксами (где сани, а где саночки и т.п.);

существительных в единственном и множественном числе (покажи, где нос, а где носы);

  • -существительных в именительном и косвенных падежах (белка - нет белки и даю белке, кормлю белку и т.д.);
  • - окончаний глагола при изменении его лица, числа, времени, рода (я иду- он идёт - они идут, я упал - она упала, кот спал - кот спит и т.д.);

разноприставочных глаголов (шьёт, пришивает, вышивает, зашивает, обшивает и т.п.);

окончаний прилагательных при изменении их рода и числа (голубой, голубая, голубое, голубые и т.п.).

Отработанный речевой материал должен активно использоваться при составлении предложений или их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку.

Том вошёл в дом. Захар ест сахар.

Мама варит. Мама жарит.

Света увидела папочку. Света увидела бабочку.

Света увидела бабочку. Света видела бабочку.

В процессе запоминания и воспроизведения слоговых рядов, слов и предложений, состоящих из различных сочетаний правильно произносимых гласных и согласных звуков, при изменении ударения и интонации развивается слуховое внимание и слуховая память.

Работа над дифференциацией слов, составлением фраз и объединением их в короткие рассказы подводит ребёнка к овладению операциями звукового анализа и синтеза. Итак, перечисленные игры можно использовать не только на логопедических занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения (игры "Незнайка с кармашком", "Волшебный круг", лото "Читаем сами" и т.д.), слоговой состав слова (игры "Занимательная грамматика", "Математическая грамматика" и др.), развивать орфографическую зоркость (игры "Допиши словечко", "Занимательная грамматика" и т.д.) и многое другое. Ценность занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями, не становятся полезными - это "мёртвый груз". А главное, радуясь возможности поиграть, ребёнок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Познакомить родителей детей с понятием «Фонематическое восприятие», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях. Продемонстрировать некоторые виды игровых заданий, помочь родителям ими овладеть.

Семинар – практикум для родителей

«Формирование фонематического восприятия через игру»

подготовила и провела учитель – логопед: Глухих С. А.

Цель: Познакомить родителей детей с понятием «Фонематическое восприятие», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях. Продемонстрировать некоторые виды игровых заданий, помочь родителям ими овладеть.

План:

    Что такое фонематическое восприятие, фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие ре

    Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

    С помощью каких упражнений можно развивать фонематические процессы (практическая часть).

    Подведение итогов, вопросы родителей.

    Памятки для родителей по формированию фонематического слуха.

Ожидаемый результат: Обучить родителей конкретным приёмам коррекционной работы. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству.

Содержание:

(Слайд 2)

«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно…»

Л.С.Выготский

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

    Правильно произносить звуки;

    Четко произносить слова;

    Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

    Успешно освоить письмо и чтение.

Предлагаю вашему вниманию пошаговую программу развития речевого слуха у ребенка.

Эта "логопедическая лесенка" широко используется логопедами.

Первая ступенька - узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучало?»

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик,

погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание

каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух, без зрительной опоры

определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается.

Количество игрушек увеличивается.

Игра «Дятел»

воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании или подаче звука на любом инструменте.

«Дятел дерево долбит,

Эхо точно повторит:

I – I, II – I, I – II – I»

Игра « Найди колокольчик »

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Игра «Что ты слышишь?»

Познакомить детей со звуками, которые издают различные предметы:

Мяч, ударяясь о пол

Шарик, перекатываясь в стеклянной банке

Газета, если ее разрывать

Перелистывание книги

Резание ножницами и т.д.

Затем эти же действия, но в другой последовательности, педагог производит за напольной ширмой.

Дети должны как можно полнее и точнее рассказать, что они слышат каждый раз.

Вторая ступенька – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Игра: Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо); мяучит кошка, мычит корова, квакают лягушки и т.п.

Игра «В лесу»

Дети по очереди называют имя водящего (водящий стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (Ау!), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры в том, что водящий произносит (Ау!), то тихо, то громко, а дети определяют, далеко или близко он находится.

Затем каждый ребенок по очереди произносит (Ау!), то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет педагог:

«Далеко ушел в лес»

«близко зовет, от самой опушки».

Игра «Кто сказал, мяу?»

(Игрушечный котенок показывается детям, педагог просит запомнить, послушать внимательно, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети определяют, близко или далеко мяукает котенок

Затем сами дети мяукают по сигналу педагога: «близко», «далеко».

    Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса

    • говорящего. Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха.

      Каждый ребенок по очереди мяукают, изображая страх, а водящий отгадывает. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо), или близко (громко);

      Какая дудочка играет, большая (у-у-у) – произносится низким голосом) или маленькая (у-у-у) – высоким голосом.

      Кто плачет? – мальчик (а-а-а) – низким голосом, или девочка (а-а-а) – высоким голосом и т.д.

    Перед детьми выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детенышей:

    Коровы и теленка (му-му);

    Козы и козленка (бе-бе);

    Свиньи и поросенка (хрю-хрю);

    Гуся и гусенка (га-га);

    Кошки и котенка (мяу-мяу) и т д

    Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Дети, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находят и поднимают соответствующую картинку
    (например, коровы или теленка).

    Третья ступенька – дифференциация слов близких

    по звуковому составу.

    Игра «Правильно – неправильно»

    Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

    Ком – ком – кот – ком

    Дудка – будка – будка – будка

    Игра «Доскажи словечко (рифму)»

    Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

      Шел по лесу шустрый мишка,

    На него свалилась … (шишка)

      Тише, Танечка, не плачь

      Не утонет в речке … (мяч)

      • Мы собирали васильки,

      На головах у нас … (венки)

        Ветер, ветер, ты могуч,

      Ты гоняешь стаи … (туч)

        На ветке не птичка -
        Зверек-невеличка,
        Мех теплый, как грелка.
        Зовут его... (белка).

        Ты не бойся - это гусь,
        Я сама его... (боюсь).

        Грязнулю всегда
        Выручает... (вода).

        В дом войти боится вол:
        - Подо мной прогнется... (пол).

        Свистнул чижик:
        - Фью, фью, фью!
        Я с утра росинки... (пью!)

      Четвертая ступенька – дифференциация слогов.

      К четвертой ступени дети уже подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

      Игра «Четвертый лишний»

      Педагог произносит несколько слогов, например:

      На-на-на-па

      Дети определяют, что здесь лишнее (па).

      Затем слоговые ряды усложняются:

      На-но-на ма-ма-мо-ма

      КА-ка-га-ка ти-ки-ти-ти

      Па-ба-па-па ва-ва-ву-ва

      Чистоговорки.

      Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

      Ба-ба-ба - у дороги два стол... (ба).

      За-за-за - уходи домой, ко... (за).

      Ти-ти-ти - на Луну ле... (ти).

      те-те-те - сядем в темно... (те).

      Лю-лю-лю - лук зеленый я по... (лю).

      Фе-фе-фе - посижу я на со... (фе).

      Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

      Пятая ступенька – дифференциация звуков.

      На этом этапе дети учатся различать фонемы (звуки родного языка).

      Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

      Игра «Не ошибись» («Зажги фонарик»)

      Я буду называть ряд звуков, когда услышишь звук А , хлопни в ладоши (зажги фонарик):

      УОАИОААИОАУИОАИАОАУА

      Игра «Угадай-ка»

      Педагог раздает детям картинки с изображением волка, девочки, птички, и объясняет:

      Волк воет – у-у-у

      Девочка плачет –а-а-а

      Птичка поет –и-и-и

      Педагог произносит звук кратко;

      Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов и объясняет:

      Красный кружок соответствует звуку (а), желтый (у), зеленый (и)

      Аналогично учимся различать согласные звуки.

      Игра "Звук заблудился".

      Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла Доски на гору везем,

По дороге вдоль села. Будем строить новый ком (дом).

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Шестая ступенька – формирование навыков элементарного

звукового анализа.

Игра «Загадки»

Я прочитаю вам загадки, вы отгадайте загадку, правильно выделите в слове –

отгадке первый звук :

«Испугается – бежит,

Остановится – дрожит»

(заяц)

Назовите первый звук в слове зззаяц?

«Растет она в земле,

Известна в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире».

(картошка)

Назовите первый звук в слове – отгадке?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!