Республиканский музыкальный колледж. Государственное учреждение образования «республиканская гимназия-колледж при белорусской государственной академии музыки

Родилась 19.05.1964 г. в г. Хабаровске (Россия) в семье военного юриста. Музыкой стала заниматься с 6-ти лет.

В 1970 г. поступила в Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории по классу виолончели (преподаватель В. П. Перлин). С 1973 по 1978 г.г. продолжила обучение в Средней специальной музыкальной школе при Ленинградской государственной консерватории (класс профессора Э. Г. Фишмана). В 1978 г. семья возвращается в Минск, где М. Е. Пороховниченко продолжает обучаться по специальности теория музыки в ССМШ при БГК, которую и заканчивает в 1982 г.

В 1987 г. окончила с отличием Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского по специальности «Музыковедение».

В Республиканском музыкальном колледже работает по распределению с 1987 г. в должности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин.

Имеет высшую педагогическую категорию.

В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «О диалогичности симфоний Гии Канчели» (научный руководитель - профессор Санкт-Петербургской консерватории, доктор искусствоведения А. П. Милка). Ученым Советом Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова ей присвоена ученая степень «кандидат искусствоведения».

С 1998 г. является штатным совместителем кафедры теории музыки Белорусской государственной академии музыки.

С 2000 г. по настоящее время заведует цикловой комиссией музыкально-теоретических дисциплин Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки.

С 2002 г. работает на кафедре теории музыки Белорусской государственной академии музыки в должности доцента, а в 2006 г. Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь ей присвоено ученое звание доцента по специальности «Музыкальное искусство».

С 2004 г. работает в должности заместителя директора по учебной работе специального цикла, успешно возглавляя самый ответственный и сложный участок работы по профессиональному воспитанию учащихся.

М. Е. Пороховниченко зарекомендовала себя как высокопрофессиональный педагог-теоретик, творчески и конструктивно выстраивающий учебный процесс, методист высокой квалификации, инициативный и грамотный организатор учебной деятельности. Ее выпускники успешно поступают в высшие учебные заведения Беларуси и России.

М. Е. Пороховниченко - автор методики хорового сольфеджио в Республике Беларусь, ведущий специалист в области современной концепции развития музыкального мышления и музыкальных способностей. Неоднократно принимала участие в работе жюри Республиканских теоретических олимпиад (Молодечно 2005, Гродно 2007 - председатель, Гомель 2010 - председатель, Гродно 2012 - председатель). Разработала авторские курсы «Хорового сольфеджио» и «Инструментального сольфеджио» для студентов БГАМ, не имеющие аналогов в Республике Беларусь. Систематически участвует в международных и республиканских научно-практических конференциях, выступает с лекциями и открытыми уроками на факультетах повышения квалификации БГАМ и Института культуры Беларуси, проводит мастер-классы на базе учебных заведений нашей республики и за ее пределами (Россия), что свидетельствует о ее значительном авторитете среди музыковедов Республики Беларусь и России.

М. Е. Пороховниченко является автором ряда научных, научно-методических и учебно-методических работ. Среди них: статьи, находящиеся в контексте музыкально-теоретической проблематики, республиканские учебные программы, учебно-методические пособия и научно-методические публикации. В 2011 г. в издательстве «Адукацыя i выхаванне» вышел ее учебник «Систематический курс сольфеджио», ориентированный на средние специальные и высшие учебные заведения нашей страны. На факультете повышения квалификации Белорусской государственной академии музыки ведет авторский курс «Методы комплексного развития музыкального мышления на уроках сольфеджио».

На протяжении многих лет М. Е. Пороховниченко является певчей Праздничного хора Свято-Елисаветинского монастыря (регент - монахиня Иулиания (Денисова). В качестве солистки хора неоднократно принимала участие в записи компакт-дисков, в выступлениях на международных фестивалях православной музыки и в различных православных концертных программах (Минск, Жировичи, Москва, Санкт-Петербург, Вильнюс, Хайновка, Харьков и др.)

М. Е. Пороховниченко постоянно принимает участие в организации различных творческих мероприятий Республиканского музыкального колледжа: праздников «Первый звонок», «Последний звонок», «Вечер встречи выпускников», капустников, литературно-музыкальных спектаклей и других мероприятий.

Список публикаций М. Е. Пороховниченко:

  • О музыкальной поэтике (семантический подход в музыкознании). Тезисы лекций для студентов отделения музыковедения. Методология современного музыкознания. Экспериментальный курс. Минск: БГАМ, 1992.
  • К вопросу о звукосмысловой организации симфоний Г. Канчели. Проблемы и методы анализа музыкального текста. Ереван: ГИНД, 1992.
  • О некоторых особенностях синтаксической структуры симфоний Г. Канчели. Периферия в культуре. Новосибирск: НГК, 1994.
  • Звукосмысловые комплексы в синтаксической структуре симфоний Г. Канчели. Депонированная рукопись. НИО Информкультура Российской государственной библиотеки. 22.11.1993. № 2791.
  • Диалог в семантико-драматургической системе симфоний Г. Канчели. Депонированная рукопись. НИИ Белинформпрогноз. 10.06.1996. № 1996.20.
  • О диалогичности в симфониях Г. Канчели. Автореферат дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 - музыкальное искусство. Санкт-Петербург: СПбГК, 1997.
  • Симфоническая концепция Г. Канчели с позиций категории диалога. Сборник научных трудов кафедры теории музыки. Минск: БГАМ, 1997.
  • О развитии интонационно-слуховой активности одаренных детей в методике преподавания хорового сольфеджио. Музыкальное воспитание и образование. Минск: БелГИПК, 2001.
  • Анализ музыкальных произведений. Программа для средних специальных учебных заведений. Минск: БелГИПК, 2001.
  • Сольфеджио. Программа для средних специальных учебных заведений. Минск: БелГИПК, 2002.
  • Гармония. Программа для средних специальных учебных заведений. Минск: БелГИПК, 2002.
  • Сольфеджио. Программа для музыкальных вузов. Минск: БГАМ, 2004.
  • Хоровое сольфеджио: интонационно-слуховые упражнения, методические комментарии. Учебно-методическое пособие. Часть 1. Унисоны. Минск: БГАМ, 2006. Часть 2. Интервалы и интервальные блоки. Часть 3. Аккорды. Часть 4. Методы интонационно-слуховой работы с хором. В издательстве БГАМ, 2012-2013.
  • Сольфеджио. Программа для музыкальных вузов. Минск: БГАМ, 2007.
  • О методике преподавания хорового сольфеджио. Минск: Весці Беларускай Дзяржаўнай акадэміі музыкі. 2007 № 11.
  • Инструментальное сольфеджио: «за» или «против»? Минск: Весці Беларускай Дзяржаўнай акадэміі музыкі. 2010 № 17.
  • Хоровое сольфеджио. Типовая программа для высших учебных заведений по направлению специальности 1-16 01 02-02 «Дирижирование (академический хор)». Минск: БГАМ, 2011.
  • Систематический курс сольфеджио. Учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений по специальности «Дирижирование (академический хор)». Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011.
  • О современной концепции курса сольфеджио. Минск: «Вестник» ИКБ, 2012.
  • О современной концепции сольфеджио: проблемы, поиски, перспективы. Сдано в сборник научных трудов кафедры теории музыки БГАМ, 2012.
  • Инструментальное сольфеджио в контексте современной концепции профессионального музыкального образования. Актуальные проблемы современного музыкального образования. Санкт-Петербург, 2013.

Официальный сайт Республиканской гимназии-колледж при Белорусской государственной академии музыки: www.rmcollege.by

Адрес: пл. Свободы, 7, г. Минск, 220030

Профиль гимназии-колледж: музыкальный.

Государственное учреждение образования «Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки» (сокращенное название - Республиканский музыкальный колледж) является учебным заведением, обеспечивающим учащихся общим базовым и средним специальным образованием.

Общее базовое образование дает начальная школа (2-4 классы) и гимназия (5-9 классы). Среднее специальное обеспечивает колледж (I-III курсы). В колледже имеется также подготовительное отделение (для детей 5-6 лет), цель которого - выявление одаренных детей и повышение уровня их подготовки для поступления в начальную школу.

Учебный процесс в начальной школе (2-4 классы) обеспечивает обучение и воспитание на первой ступени общего среднего образования. В начальную школу принимаются дети 7-8 летнего возраста, окончившие 1-ый класс общеобразовательной школы. Прием в начальную школу осуществляется на конкурсной основе по итогам вступительных прослушиваний. Определяющим фактором приема детей является наличие музыкальной одаренности. В начальной школе имеется группа продленного дня.

Учебный процесс в гимназии (5-9 классы) обеспечивает обучение и воспитание на второй ступени общего среднего образования. Приём детей в гимназию осуществляется на конкурсной основе по итогам вступительных испытаний.

В колледже (I-III курсы) осуществляется подготовка специалистов со средним специальным образованием на очной (дневной) форме обучения. Приём учащихся на I курс колледжа осуществляется на конкурсной основе по результатам сдачи вступительных испытаний в соответствии с Правилами приёма в средние специальные учебные заведения Республики Беларусь.

Занятия в гимназии-колледже организованы в две смены. Начальная школа занимается по 5-дневной рабочей неделе, гимназия и колледж - по 6-дневной. Учебное расписание составлено с учетом смены видов деятельности и включает в себя общеобразовательные и специальные музыкальные дисциплины, сводные репетиции творческих коллективов, индивидуальные занятия.

Творческие коллективы:

Телефоны Республиканского музыкального колледжа:

  • директор: (8-017) 203-60-33;
  • заместитель директора по учебной работе специального цикла: (8-017) 203-61-44;
  • заместитель директора по учебной работе общеобразовательного цикла: (8-017) 203-10-09;
  • заместитель директора по учебно-производственной (творческой) работе: (8-017) 203-64-74;
  • заведующий интернатом: (8-017) 334-13-89.
  • Регион: Минская область
  • Населенный пункт: :Минск
  • Тип УЗ: ССУЗ
  • Вид УЗ: Образование
  • Адрес:

    220030, г. Минск, пл. Свободы, 7.

  • Телефоны:

    375 17 203 60 33 (приемная)

  • URL: http://www.rmcollege.by
  • E-Mail: [email protected]

Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки является своеобразным флагманом подготовки высокопрофессиональных молодых музыкантов. Гимназия-колледж, благодаря деятельности своих педагогов, учащихся и выпускников, прославившихся во многих странах мира, на протяжении многих десятилетий сохраняет высочайший творческий статус.
Дата создания гимназии-колледжа - 15 октября 1935 года. этот день Постановлением Совнаркома БССР было открыто отделение юных дарований при Белорусской государственной консерватории. Это решение оказалось крайне важным для развития музыкального образования в республике, а учебное заведение заняло достойное место в ряду специальных музыкальных школ, открытых при консерваториях во всех республиках СССР.
В довоенные годы в детских классах учились 25-30 человек только на двух отделениях – фортепианном и струнном (скрипка, виолончель). В программу обучения талантливых детей были включены только специальные музыкальные дисциплины, которые вели прославленные профессора и педагоги Белорусской государственной консерватории. Учащиеся детских классов много концертировали, демонстрируя творческие успехи и яркое исполнительское мастерство. В 1940 г. многие из них, наряду со взрослыми артистами, участвовали в концертах Первой декады белорусского искусства и литературы в Москве.
Прерванная войной творческая жизнь детского отделения возобновилась в 1946 г., однако в скором времени оно обрело более весомый статус: распоряжением Совета Министров в 1947 г. создана Республиканская музыкальная школа-десятилетка при Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского. Целью учреждения школы должна была стать подготовка музыкантов-исполнителей для поступления в высшие учебные заведения. Школе было выделено отдельное здание в живописном уголке Верхнего города. Это здание имеет давнюю историю: в прошлом оно являлось частью коллегиума монастыря иезуитов, а в 1820 г. было перестроено для дома губернатора. Удачно размещенная в географическом центре белорусской столицы, школа стала не только образовательным, но и творческим, духовным центром музыкально одаренной молодежи Минска и всей республики.
С этого момента в Республиканской музыкальной школе-десятилетке открылись новые отделения: духовое и народное, а позднее – теоретическое и дирижерско-хоровое. Учащиеся стали получать комплексное образование как по специальным, так и по общеобразовательным предметам.
Начиная с самых первых дней деятельности школы, особое место в педагогическом процессе заняли предметы музыкально-теоретического цикла, направленные на расширение профессионального кругозора учащихся, максимальное развитие их природных музыкальных способностей и гуманитарного интеллекта.
В 1952 г. в школе было открыто специальное отделение теории музыки. Первым его педагогом стала М. Миненкова, впоследствии сформировавшая свою творческую школу и воспитавшая блестящую плеяду музыковедов, работающих как в Республике Беларусь, так и далеко за её пределами. Ее авторская методика преподавания и фундаментальные традиции теоретического обучения продолжают сохранять свою актуальность и в наши дни, став методической базой работы преподавателей теоретического отделения, большинство которых являются её выпускниками. Более 20 лет плодотворно, на высоком творческом и профессиональном уровне работала с учащимися теоретического отделения преподаватель зарубежной, русской и белорусской музыкальной литературы Г. Карасик, заложив тем самым прочные основы преподавания этих предметов специальной музыковедческой подготовки в учебном заведении.
В 1963 г. приказом Министра культуры Республиканская музыкальная школа-десятилетка была переименована в Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории им. А.В. Луначарского. (ССМШ при БГК).
В 1960-е годы в ССМШ при БГК открывается кружок композиции под руководством Г. Суруса (1967 г.). Значительный вклад в дело воспитания юных композиторов внес известный белорусский композитор К. Тесаков, работавший здесь с 1972 года. Учащиеся, склонные к творческой деятельности, получили теперь возможность поступления на композиторское отделение консерватории. Будущее показало перспективность такого начинания.
В 1968 г. под руководством И. Журавленко в ССМШ при БГК было образовано хоровое отделение. Благодаря инициативе этого талантливого, преданного своему делу хормейстера в школе вскоре создается хор мальчиков. Продолжая богатые традиции национальной хоровой культуры, коллектив проводит активную концертную деятельность, а главное – в нем закладывается основа высокопрофессионального воспитания будущих дирижеров.
Учебная работа школы в 1970-1990-е годы осуществлялась на различных отделениях: фортепианном, струнном, народном, духовом, хоровом, теоретическом и камерного ансамбля, совместными усилиями которых каждый выпускник получал разностороннее гуманитарное и музыкальное образование. Основа коллектива школы – опытные педагоги музыкального и общеобразовательного циклов, посвятившие большую часть своей жизни работе с одаренными детьми.
В 1990 г. ССМШ была переименована в Музыкальный лицей при Белорусской государственной кронсерватории им. А.В. Луначарского, в 1992 г. – в Республиканский лицей при Белорусской академии музыки.
В 1997 г. в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь лицей преобразовывается в Республиканский учебный комплекс гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки, а в 2007 г. получает сегодняшнее название – государственное учреждение образования “Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки” (Республиканский музыкальный колледж).

Гимназия

Государственное учреждение образования «Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки» обеспечивает учащихся общим базовым образованием, которое дает начальная школа (2-4 класс) и гимназия (5-9 класс).
Учебный процесс в начальной школе (2-4 классы) обеспечивает обучение и воспитание на первой ступени общего среднего образования. В начальную школу принимаются дети 7-8 летнего возраста, окончившие 1-ый класс общеобразовательной школы. Прием в начальную школу осуществляется на конкурсной основе по итогам вступительных прослушиваний. Определяющим фактором приема детей является наличие музыкальной одаренности. В начальной школе имеется группа продленного дня.
Учебный процесс в гимназии (5-9 классы) обеспечивает обучение и воспитание на второй ступени общего среднего образования. Приём детей в гимназию осуществляется на конкурсной основе по итогам вступительных испытаний.
Занятия в гимназии-колледже организованы в две смены. Начальная школа занимается по 5-дневной рабочей неделе, гимназия – по 6-дневной. Учебное расписание составлено с учетом смены видов деятельности и включает в себя общеобразовательные и специальные музыкальные дисциплины, сводные репетиции творческих коллективов, индивидуальные занятия.
Обучение в классах начальной школы (II-IV) гимназии-колледжа осуществляется по следующим специальностям:
«Академическое хоровое пение» (для мальчиков);
«Фортепиано»;
«Струнные смычковые инструменты» (скрипка, виолончель);
«Духовые и ударные инструменты»;
«Народные инструменты» (баян, аккордеон, домра, цимбалы).
Обучение в гимназических классах (V-IX) гимназии-колледжа осуществляется по следующим специальностям:
«Академическое хоровое дирижирование» (для мальчиков);
Фортепиано»;
«Струнные смычковые инструменты» (скрипка, альт, виолончель, контрабас);
«Арфа»;
«Духовые и ударные инструменты» (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, тромбон, труба, саксофон, ударные инструменты);
«Народные инструменты» (баян, аккордеон, гитара, домра, цимбалы);
«Теория музыки» (только в IX классе).
Зачисление учащихся во II класс и на вакантные места в III-IV классы начальной школы, а также в V класс и на вакантные места в VI-IX классы гимназии осуществляется по конкурсу по итогам вступительных испытаний, которые проводятся ежегодно в июне. Для желающих поступать в гимназические классы ежегодно организуются бесплатные консультации педагогов гимназии-колледжа, которые проводятся еженедельно по субботам с 16.00 до 18.00, начиная со второй субботы февраля.

Колледж

Республиканский музыкальный колледж является учебным заведением, обеспечивающим учащихся средним специальным образованием (I-III курсы).
Обучение осуществляется по следующим специальностям (специализациям, направлениям специальностей):
«Дирижирование (академический хор)» (юноши);
«Фортепиано»;
«Оркестровые струнные смычковые инструменты» (скрипка, альт, виолончель, контрабас);
«Арфа»;
«Оркестровые духовые и ударные инструменты» (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, тромбон, саксофон, ударные инструменты);
«Инструменты народного оркестра» (баян, аккордеон, гитара, домра, цимбалы,);
«Музыковедение».
Зачисление учащихся на I курс (колледж) осуществляется по конкурсу по итогам вступительных испытаний, которые проводятся ежегодно в сроки, установленные Правилами приёма в учреждения среднего специального образования Республики Беларусь. Для желающих поступать на I курс (колледж) ежегодно организуются бесплатные консультации педагогов гимназии-колледжа, которые проводятся еженедельно по субботам с 16.00 до 18.00, начиная со второй субботы февраля.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!