Резня в руанде 1994. Руанда: краткая история страны

Католическая церковь Руанды извинилась за сыгранную ей роль в геноциде 1994 года, заявив, что сожалеет о действиях тех, кто участвовал в убийствах.

"Мы просим прощения за все ошибки, совершенные церковью… Мы сожалеем, что члены церкви нарушили клятву в верности заповедям Божьим", - заявили на Конференции католических епископов.

Таким образом, они подтвердили, что церковные служители участвовали в планировании и оказании помощи при совершении геноцида.

В 1994 году 6 апреля неизвестными был сбит самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабиаримана и президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямира. Сразу после этого начинаются массовые убийства тутси.

Но этот геноцид тутси на совести не только католической церкви Руанды, но и самой "миротворческой" и "справедливой" организации. Как вы догадались, речь сейчас об ООН.

Геноцид тутси – один из самых массовых в истории человечества. Буквально за 3 месяца были зверски убиты более 1 миллиона человек! Улицы руандийских городов и деревень в буквальном смысле слова были завалены трупами. Чтобы понять масштабы трагедии, достаточно представить, что тогда, в 1994 году, скорость убийств в Руанде в пять раз превышала скорость убийств в фашистских концлагерях времен Второй мировой: каждый час от зверских убийств погибали 72 человека.

И так в течение нескольких месяцев! Но самое любопытное в этой истории – то, что в тот момент в Руанде находились миротворческие войска ООН, которые ничего не сделали, чтобы остановить эту резню! Почему? Потому что они никак не могли получить разрешение, ведь в штаб-квартире ООН без конца шли заседания, посвященные «поискам выхода из конфликта».

«Выход из конфликта», в конце концов, в ООН был все-таки найден. В ответ на просьбы миротворцев разрешить хоть что-нибудь, из ООН пришел приказ эвакуировать из Руанды миротворческие силы и наблюдателей.

После этого на Совбезе ООН приняли резолюцию, осуждающую насилие, правда, это никак не помогло жителям Руанды, которые прятались в апреле 1994 в... католической церкви в Нтараме в поисках убежища. Но они были убиты. Тогда одновременно погибли более 5 тысяч человек! Все они были обычными крестьянами, которые не имели отношения к политике. Их обманом заманили в церковь. Люди зашли сюда как в убежище, кто-то пустил слух, что миротворцы Организации объединенных наций на подходе. Но пришли к несчастным лишь убийцы. Они отрезали своим жертвам пальцы, кисти, стопы, руки, ноги и только после этого отрубали голову или разбивали череп. Тела несчастных складывались штабелями в церквях и приходских школах!!!

С нарастанием кульминации геноцида жертв уничтожали все более массово и жестоко: по нескольку десятков тысяч человек в одном месте, сжигая заживо, кидая в расплавленную резину, с завязанными руками и ногами бросая в реку, закидывая гранатами, отрубая разные части тела.

В монастыре Сову было сожжено 5-7 тысяч тутси, спасавшихся там от «чистки». Их местонахождение выдали монахини этого монастыря, причем, по некоторым сведениям, они же поставляли бензин палачам. Пропаганда истребления врагов подействовала на всех.

Находящиеся под внушением, вооруженные мачете, дубинками, хуту (в том числе и мирные), шли убивать своих, бывших еще вчера друзьями, соседей, беженцев. Хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить».

Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда», ныне отбывающая пожизненное заключение в тюрьме «1930» города Кигали за участие в геноциде, убила собственного супруга и для примера патриотической самоотверженности приказала ополченцам убить собственных детей. И таких историй множество…

Но даже после того, как массовые убийства закончились, люди продолжали умирать тысячами.

Сброшенные в реку трупы, переполнившие и без того не изобилующую водяными ресурсами Африку, а также отсутствие нормальных условий для захоронения огромного числа погибших привели к санитарной катастрофе - эпидемии холеры, инфекциям, отравлениям. Жизни большого количества людей унесли болезни, голод, неоказание медицинской помощи.

Массовые изнасилования боевиками женщин и хуту и тутси - около 250 тысяч «жертв» - привели к увеличению зараженности СПИДом (в Руанде и без того 2,3 % населения больны СПИДом) и к массовому рождению «детей насилия».

Из книги "Сезон мачете" Жана Хацфельда. Свидетельства участников геноцида в Руанде:

Участник геноцида в Руанде, Фюльжанс:

«Мы становились всё злее. Всё спокойнее и всё кровожаднее… Чем больше мы резали, тем проще это было делать. Кое для кого это становилось, я бы сказал, настоящим развлечением».

Участник геноцида в Руанде, Адальбер:

«Некоторые уставали от этого кровавого однообразия. Другим доставляло удовольствие причинять страдания тутси, которые в эти дни заставили их попотеть… некоторые свирепствовали, и им всё было мало. Убийства их пьянили, и они испытывали разочарование, когда тутси умирал молча. Ну, разве это развлечение? Поэтому они избегали наносить смертельные удары, чтобы подольше слушать крики и получить удовольствие».

Участник геноцида в Руанде, Альфонс:

«Если тутси догонял запыхавшийся преследователь после долгой гонки, его для начала покалывали острием мачете, а конец его был ужасен».

Участник геноцида в Руанде, Эли:

«Все отвернулись, чтобы не видеть, как мы убиваем: «голубые каски», бельгийцы, белые директора, черные президенты, гуманитарные организации, международные тележурналисты, епископы, аббаты и даже Бог. Он-то хоть наблюдал за тем, что делалось на болотах? Почему Он не обрушил свой гнев на нас, когда мы убивали?..."

Участник геноцида в Руанде, Иньяс:

«Эти убийства были жутко утомительной работой, и пить всё время страшно хотелось, но убивать-то было выгоднее, чем в земле копаться – особенно если у тебя надел маленький и орошения нет. Во время убийства любой крепкий мужик приносил домой не меньше, чем успешный торговец. Мы уже не знали, куда складывать листы железа… Просыпались мы с ощущением богатства, спать ложились сытыми и жили, ни в чём не нуждаясь».

К сожалению история многих африканских стран (впрочем, как и история многих европейских или азиатских стран) имеет немало темных пятен: войн, бедствий, эпидемий, катастроф, голода и даже такого ужасного явления человеческой истории как геноцид — полное уничтожение представителей определенного народа или этноса. Самый страшный геноцид в истории был начат Адольфом Гитлером против евреев, результаты его более чем ужасные – 6000000 евреев, проживавших в разных странах Европы, были уничтожены нацистами, погибли в концлагерях, были расстреляны и замучены. Это великая трагедия, но кроме этого были геноциды и поменьше, например геноцид армян, устроенный турками в начале 20-го века, или ужасный геноцид народа Камбоджии, устроенный кровавым коммунистическим диктатором Пол Потом против своего собственного народа в 60-е годы прошлого века. Но был один геноцид, о котором мало кто знает, и что удивительно, он был совсем недавно, каких-то 20 лет назад, в 1994 году в одной восточноафриканской стране — Руанде.

Жертвами этого геноцида стали 800 000 руандийцев (почти целое население большого города), представителей племени Тутси, которые были убиты своими же согражданами, тоже руандийцами, но представителями другого племени — Хуту. Но прежде чем понять, почему так произошло, нужно заглянуть в историю этой африканской страны.

ПРЕДИСТОРИЯ

Руанда — небольшая страна в центрально-восточной . С давних времен ее населяли несколько племен, наиболее крупными из которых собственно были племена Хуту и Тутси. Племена Хуту вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, Тутси же наоборот были кочевниками-скотоводами, с большими стадами скота (крупного и рогатого) кочевали то тут, то там. И конечно как всякие порядочные кочевники Тутси были более воинственными, и в какой-то период древней истории Руанды они покорили оседлые земледельческие племена Хуту.

Далее руандийское общество поделилось на две касты — господствующие Тутси, которые занимали все руководящие должности (в том числе должность короля Руанды) и наиболее состоятельную часть населения и так называемый «пролетариат» Хуту. И что интересно, для нас представители, что племен Хуту, что Тутси на первый взгляд были бы на одно лицо, но на самом деле они отличаются по некоторым малозаметным признакам: у Тутси как правило, немного другая форма носа. Также на протяжении многих веков господства Тутси были запрещены смешанные браки между представителями разных племен, это и привело к тому, что эти племена не растворились друг в друге. (А жаль, потому что тогда может и не было бы этого трагического геноцида, как видим расизм, даже африканский, между различными племенами, до добра не доводит).

Но вот наступило 20-й век, в Руанду приехали белые европейцы. Сначала короли Тутси присягнули на верность германскому кайзеру, но в течение первой мировой войны бельгийские войска напали на ее территорию и полностью ее захватили в 1916 году. Дальше и вплоть до 1962 года Руанда была бельгийской колонией. Впервые годы бельгийского господства представители племени Тутси сохранили свои привилегии и аристократическое положение, но начиная с 50-х годов бельгийские колонизаторы начали урезать права Тутси, а на руководящие должности все чаще назначались представители «пролетариата», выходцы из племени Хуту. Среди последних тоже все более нарастало недовольство многовековым гнетом Тутси, которое в 1959 году перешло в отрытое восстание против короля Тутси. Восстание вылилось в настоящую маленькую гражданскую войну, результатом которой стала ликвидация монархии (в 1960 году), многие представители племени Тутси стали беженцами в соседних странах: Танзании и Уганде. Руанда стала президентской республикой и одновременно получила независимость, первым президентом, и фактически руководителем государства впервые стал представитель племени Хуту, человек по имени Каибанда.

Однако президентом Каибанда пробыл недолго, в результате военного путча к власти пришел тогдашний министр обороны страны, генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (кстати, тоже Хуту). Впрочем, это типичная ситуация для Африканских стран второй половины ХХ века, где военные перевороты стали привычным и даже обыденным явлением.

Так шли годы, и уже подходил к концу 20-й век, наступили 90-е годы, уже развалился Советский Союз, мир все больше набирал признаков глобализации (автор этой статьи в то время пошел в школу), в Руанде же потомки Тутси, которые стали беженцами еще в 60-е годы задумали вернуть себе власть и создали так называемый Национальный фронт Руанды (далее НРФ), который недолго думая начал боевые действия против руандийского правительства Хуту. Как известно, одна агрессия вызывает еще большую агрессию, а насилие всегда порождает еще большее насилие, поэтому среди племен Хуту стали активно расти ненавистнические настроения против Тутси, которые в их воображении представлялись в образе многовековых поработителей. Кроме того Тутси часто были начальниками Хуту (а кто вообще любит своих начальников), часто Тутси были более богаче (а зависть еще со времен библейского Каина, является причиной чуть ли не всех преступлений). В то же время образовалась экстремистская организация Хуту — Интерахамве (на руандийском языке — «те, кто нападает вместе»). Она то и стала главным лезвием геноцида.

НАЧАЛО ГЕНОЦИДА

Но давайте по порядку: сначала президент Руанды старый вояка Жювеналь Хабьяримана пытался мирно все уладить с Тутси. Это вызвало недовольство среди радикально настроенных Хуту. Последние по «хорошей» африканской сделали очередной переворот — 6 апреля 1994 президент возвращался самолетом из какой-то международной африканской конференции, уже на подлете к земле президентский самолет был сбит из ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс) военизированной группировкой радикальных Хуту. В убийстве же президента радикальные Хуту, которые сами совершили это преступление, обвинили, именно так — ненавистных Тутси. С этого момента по всей территории страны прокатилась волна насилия, Тутси часто жившие по соседству с Хуту, становились жертвами своих собственных соседей. Особенно свирепствовала Интерахамве, убивая не только Тутси, но и умеренных Хуту, которые не поддерживали это кровавое безумие, или даже скрывали у себе Тутси. Интерахамбве убивало всех Тутси без разбора, женщин, стариков, маленьких детей. Скорость убийств Тутси в Руанде в 5 раз превышала скорость убийств в немецких концентрационных лагерях в годы второй мировой войны.

Под раздачу также попал десяток бельгийских миротворцев ООН, которые охраняли премьер-министра Руанды, Агату Увилингийману, она принадлежала к умеренным Хуту и была сторонницей мирного диалога с Тутси. Поэтому после смерти президента она стала одной из первых жертв насилия, вскоре захлестнувшего страну. Ее дом окружили члены все той же пресловутой Интерахамве, бельгийским миротворцам, охранявшим премьер-министра, предложили сдаться, обещая жизнь, но после коварно убили. Погибла и премьер-министр Агата Увилингиймана вместе со своим мужем, но к счастью им удалось спрятать и спасти своих детей (сейчас они нашли политическое убежище в Швейцарии).

РАДИО 1000 ХОЛМОВ И ЕГО РОЛЬ В ГЕНОЦИДЕ.

Особая роль в руандийском геноциде 1994 года принадлежит радиостанции радикальных Хуту, известной как «Радио 1000 холмов». На самом деле деятельность руандийского «Радио 1000 холмов» весьма поучительна для сегодняшних событий, происходящих в России и Украине, когда средства массовой информации (скорее дезинформации) своими лживыми репортажами (там о «распятых мальчиках», «зверствах киевской хунты», «двух рабов с Донбасса» и т.п.) целенаправленно нагнетают национальную вражду между двумя народами. То же делало Радио 1000 холмов, нагнетая настоящую ненависть и вражду среди Хуту по отношению к племени Тутси, «едящих детей Хуту», и «вообще даже не люди, а тараканы, которых всем порядочным Хуту надо истреблять». И знаете что интересно, в отдаленных руандийских селах, где «Радио 1000 холмов» не транслировалось, уровень насилия был или в разы меньше, или даже вообще отсутствовал.

Фактически геноцид в Руанде — это очень показательный пример, как СМИ (в данном случае захудалая африканская радиостанция) может влиять на общественное мнение, вызывая настоящее массовое безумие, когда сосед, живший рядом с тобой всю жизнь, и казалось бы вполне нормальный человек, теперь идет тебя убивать, только за то, что ты принадлежишь к другому племенному этносу, за то, что у тебя немного другой формы нос. А теперь признайтесь, у кого есть знакомые русские, которые тоже, казалось, были вполне себе нормальными людьми, а теперь тебя ненавидят за то, что ты укроп, правосек, фашист-людоед-бандеровец и далее по списку. Теперь понимаете, почему так происходит, если даже радиостанция может реально убивать. Так было в Руанде, радио действительно убивало, с радиоприемником в одной руке, и окровавленным мачете в другой члены Интерахамве ходили с одного дома в другой, убивая всех Тутси, при этом вдохновляясь радиотрансляциями, призывающими убивать всех Тутси словно тараканов. Сейчас диджей этого радио и его основатель отбывают пожизненное заключение за преступление против человечества — разжигания геноцида в Руанде. Интересно будет такое же справедливое наказание для представителей российских СМИ? Оставим этот вопрос открытым.

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА

Интересно, что сделало международное сообщество, чтобы остановить геноцид. Знаете, ровным счетом — НИЧЕГО. Хотя конечно на заседании совета безопасности ООН представители разных стран очень даже обеспокоились этими событиями, но мы-то знаем, чего стоит их обеспокоенность. Даже Бельгия, у которой погибли собственные миротворцы, не предприняла никаких активных действий, максимум это срочно эвакуировали из страны всех европейцев и американцев, которые на тот момент там были. И все.

Особенно позорным было поведение солдат ООН в руандийской школе «Дон Боско». Там находился штаб контингента миротворцев ООН и туда под защиту ооновских солдат сбежались сотни Тутси, спасаясь от преследующих их Интерахамве. Вскоре солдатам ООН был дан приказ об эвакуации, и что они сделали, просто оставили на произвол судьбы, фактически на верную смерть, сотни человек, женщин, детей Тутси, которые нашли в школе временный приют. Сразу, после того как солдаты ООН покинули школу, Интерхамбве устроили там кровавую резню.

ЗАВЕРШЕНИЕ ГЕНОЦИДА

После начала кровавого безумия, захлестнувшего Руанду, военизированные формирования Тутси, находящиеся в соседних странах, их Национальный фронт Руанды НФР сразу начал активное наступление на страну, с целью спасти своих соплеменников Тутси. И так как воевать они научились неплохо, очень скоро почти вся страна была освобождена от радикальных Хуту, многие из которых уже в свою очередь начали убегать из Руанды боясь теперь уже ответного геноцида Хуту со стороны Тутсти.

Экономические последствия геноцида были ужасные, вскоре после него наступил голод (ведь ни был собран урожай) и всевозможные эпидемии, вызванные ужасной антисанитарией в лагерях для беженцев, куда стекались, как Тутси спасаясь от Хуту, а потом уже и Хуту спасаясь от Тутси. Пусть эти ужасные события станут хоть темным, но поучительным историческим уроком для всех нас.

ГЕНОЦИД В РУАНДЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ

И в завершение, это событие нашло свое воплощение в кинематографе, хороший об этих событиях был снят в 2005 году под названием «Отстреливая собак» о девочке Тутси пережившей вышеупомянутую резню в школе Дон Боско, о позорном уходе ооновских миротворцев, о католическом священнике, оказавшемся в эпицентре этого кошмара.

Но лучший фильм снятый за этими событиями — это «Отель Руанда», всем советую его посмотреть, в нем показано как простой служащий руандийского отеля, кстати из племени Хуту, рискуя своей жизнью спасает своих соотечественников Тутси от собственных же фанатичных соплеменников Хуту. Фильм показывает человечность отвагу и благородство простого человека, который в этом безумии не утратил свое человеческое лицо. Этот фильм, как и «Отстреливая собак» снят по реальным событиям, все показанное там не художественная выдумка, а происходило на самом деле.

Невозможно представить, что это все происходило совсем недавно. Остается только надеяться, что современная цивилизация сделает выводы из ужасных уроков недавнего прошлого.

Сегодня мы расскажем о геноциде в Руанде – маленьком государстве в Восточной . И даже несмотря на то, что про Африку можно часто слышать жуткие рассказы (чего только стоит ), данная история впечатлит любого.

Геноцид в Руанде, официально называемый геноцидом против тутси – это массовое убийство руандийских тутси местными хуту 6 апреля – 18 июля 1994 года, осуществлённое по приказу правительства хуту.

Жуткие фотографии этого трагического события мы приведем в конце статьи.

В это трудно поверить, но жертвами геноцида в Руанде стали по разным подсчетам от 500 000 до 1 000 000 человек! И это произошло не в каком-то мрачном средневековье, а в самом конце 20 века. Всего за 100 дней, население страны уменьшилось на 20%.

Давайте попытаемся узнать причины и следствия этой жуткой трагедии, которая произошла между народами хуту и тутси.

Причины геноцида в Руанде

Геноцид в Руанде являлся следствием долгого и упорного противостояния между двумя этническими группами: хуту и тутси. Население хуту составляло приблизительно 85% граждан Руанды, в то время как тутси лишь 14%.

Однако исторически так сложилось, что именно тутси занимали ведущее положение и были правящей элитой.

В течение 3 лет, начиная с 1990 года, на территории этого государства продолжалась гражданская война.

В 1994 году в стране произошел военный переворот и к власти пришли представители хуту.

С помощью армии и отрядов Народного ополчения, новое правительство, состоящее из членов хуту, начало уничтожение своих давнишних противников – тутси.

Более того, гонениям подвергались и те представители хуту, которые отказывались убивать тутси.

На стороне тутси стоял Руандийский патриотический фронт, который, в свою очередь, преследовал цель уничтожить хуту.

18 июля 1994 года в государстве удалось установить относительный мир и порядок. Однако двум миллионам человек хуту, пришлось бежать из своей страны опасаясь мести.

Факты про геноцид в Руанде

Государство, стремившееся полностью уничтожить народ тутси, прибегало к самым разным способам. По радио постоянно велась пропаганда, целью которой было разжечь ненависть к тутси.

Благодаря этому, погромщики легко и просто узнавали о том, где прячутся их потенциальные жертвы. В стране царила настоящая анархия и беспорядок.

Когда хуту нападали на тутси, они зверски насиловали девушек и женщин. Нередко после изнасилования половые органы жертв резались мачете (50-сантиметровый, тонкий и широкий нож), прокалывались копьями или обливались кислотой.

Порою половым издевательствам подвергались и мужчины. Некоторым из них отрезали гениталии.

В результате всех этих чудовищных насилий, на свет появилось около 20 000 детей. Впоследствии, обесчещенные матери, нередко зараженные СПИДом, считались в обществе изгоями.

Стоит добавить еще и тот факт, что в процессе геноцида в Руанде многих мужчин и женщин просто уродовали, разрезая рот и причиняя разные другие увечья лица. Также многим несчастным отрубали конечности.

Побоище на стадионе

Менее чем через 2 недели после начала кровавых событий, на стадионе «Гатваро» были собраны около 15 000 тутси. В это невозможно поверить, но их собрали для того, чтобы легче было убить.

Организаторы данного злодеяния пустили в толпу слезоточивый газ, а затем начали расстреливать их из оружия и бросать в них гранаты. Нечто подобное происходило только во время Второй Мировой войны, когда фашисты со звериной жестокостью уничтожали людей.

Религиозные деятели, замешанные в геноциде

Как ни печально, но геноцид в Руанде не обошелся и без «помощи» духовенства. Так в ООН, на Международном трибунале, рассматривалось дело в отношении католического священника Атанаса Серомба. Ему предъявлялись обвинения в том, что он был одним из участников заговора, в котором погибло около 2 000 тутси, и осудили на пожизненное заключение.

Свидетели тех событий утверждали, что именно этот священник из Руанды позвал в свою церковь беженцев со стороны тутси, на которых сразу же напали хуту. Когда с беспомощными жертвами было покончено, священнослужитель приказал разрушить здание храма при помощи бульдозера.

Атанаса Серомба – первый католический священник, осужденный Международным трибуналом. В отношении еще троих его коллег проводится расследование.

Наиболее высокопоставленным священником, обвиненным в геноциде в Руанде, был англиканский епископ Самюэль Мусабюмана, умерший в тюрьме в 2003 году до начала процесса.

Фото геноцида в Руанде

Население Руанды составляет свыше 7 миллионов человек и состоит из трех этнических групп: хуту (85 процентов населения), тутси (14 процентов) и тва (1 процент).

До колониальной эпохи тутси обычно занимали более высокое положение в социальной системе, а хуту - более низкое. Однако было возможно изменение социального статуса: представитель хуту, который приобрел много скота или другого имущества, мог ассимилироваться с группой тутси, а к обедневшему тутси относились, как к хуту. Кроме того, существовала клановая система, и клан тутси, который назывался Ньингинья, был наиболее могущественным. На протяжении XIX века Ньингинья расширил свое влияние путем завоеваний и предоставления защиты в обмен на выплату дани.

Начало этнического конфликта

Бывшая колониальная держава Германия в ходе первой мировой войны утратила владение Руандой, и эта территория была передана под управление Бельгии. В конце 50-х годов в ходе широкого процесса деколонизации напряженность в Руанде возросла. Политическое движение хуту, которое выступало за передачу власти большинству, набирало силу, в то время как часть обладавших властью тутси противилась демократизации и утрате своих привилегий. В ноябре 1959 года острый инцидент спровоцировал восстание хуту, во время которого сотни тутси были убиты и тысячи были изгнаны и вынуждены бежать в соседние страны. Это послужило началом так называемой «крестьянской революции хуту» или «социальной революции», которая продолжалась с 1959 по 1961 годы и которая ознаменовала конец господства тутси и обострение этнических трений. К 1962 году, когда Руанда обрела независимость, 120 тысяч человек, в основном тутси, нашли убежище в соседних странах, чтобы избежать насилия в период постепенного перехода власти к общине хуту.

После получения независимости начался новый этап этнического конфликта и насилия. Беженцы тутси в Танзании и Заире, стремясь вернуть свои прежние позиции в Руанде, начали организовывать нападения на отдельных представителей хуту и на правительственные учреждения хуту. В период между 1962 и 1967 годами было совершено десять таких нападений, каждое из которых повлекло ответные действия и расправы над большим количеством тутси из числа гражданского населения в Руанде и вынудило еще большее число людей бежать из страны. К концу 80-х годов около 480 тысяч руандийцев находились на положении беженцев, в основном в Бурунди, Уганде, Заире и Танзании. Они настойчиво требовали выполнения своего законного права вернуться в Руанду; однако тогдашний президент Руанды Жювеналь Хабиаримана придерживался мнения, что перенаселенность в стране слишком велика, а экономические возможности слишком малы, чтобы страна смогла принять многочисленных беженцев тутси.

Гражданская война

В 1988 году в Кампале, Уганда, как политическое и военное движение был создан Руандийский патриотический фронт (РПФ), объявивший своими целями обеспечение репатриации находящихся в изгнании руандийцев, а также реформирование системы государственного управления, в частности, раздела политической власти. В РПФ вступали, в основном, живущие в Уганде тутси, многие из которых служили в армии национального сопротивления при президенте Йовери Мусевени, который в 1986 году отстранил от власти предыдущее правительство Уганды. Хотя среди членов РПФ были и хуту, большинство, особенно в руководстве, составляли беженцы тутси.

1 октября 1990 года РПФ начал масштабное наступление на Руанду из Уганды силами около 7 тысяч человек. В результате этих наступательных действий, когда тысячи людей бежали из родных мест, и проведения правительством целенаправленной пропагандистской кампании, все тутси в стране были заклеймены как пособники РПФ. А хуту, принадлежавшие к оппозиционным партиям, были объявлены предателями. СМИ, особенно радиостанции, распространяли безосновательные слухи, которые лишь усугубляли этнические проблемы.

В августе 1993 года, благодаря усилиям по мирному урегулированию, предпринятым Организацией африканского единства (ОАЕ) и рядом правительств этого региона, подписание Арушских мирных соглашений, казалось, положило конец противостоянию между тогдашним правительством, в котором преобладали хуту, и оппозиционным РПФ. В октябре 1993 года Совет Безопасности учредил (МООНПР), мандат которой предусматривал действия по поддержанию мира, оказание гуманитарной помощи и поддержку мирного процесса в целом.

Однако с самого начала стремление к достижению и упрочению мира натолкнулось на противодействие некоторых руандийских политических партий - участников соглашений. Последовавшие задержки с их осуществлением привели к еще более широкомасштабному нарушению прав человека и ухудшению ситуации в области безопасности.

Впоследствии стали известны неопровержимые факты того, что экстремистские элементы, принадлежавшие к доминирующей группе хуту, выступая на словах за мир, фактически планировали уничтожение тутси и умеренных хуту.

Геноцид

6 апреля 1994 года, после гибели президентов Бурунди и Руанды в авиационной катастрофе, произошедшей в результате ракетного обстрела, начались продолжавшиеся несколько недель широкомасштабные и систематические массовые убийства. Эти убийства, которые повлекли за собой гибель около одного миллиона человек, потрясли международное сообщество и явили собой очевидные акты геноцида. Кроме того, по оценкам, от 150 до 250 тысяч женщин были изнасилованы. Сотрудники президентской охраны начали убийства гражданских лиц из числа тутси в районе аэропорта в Кигали. Меньше чем через полчаса после крушения самолета на дорогах были организованы контрольно-пропускные пункты, на которых ополченцы хуту, нередко с помощью жандармов (военизированная полиция) или военнослужащих, выявляли тутси.

7 апреля радио и телевизионная станция Libres Des Mille Collines (RTLM) выпустила в эфир программу, в которой ответственность за крушение самолета возлагалась на РПФ и на контингент военнослужащих ООН, а также содержались подстрекательские призывы уничтожить «тараканов тутси». В тот же день премьер-министр Агата Увилингийимана была зверски убита вместе с десятью бельгийскими миротворцами, которым было поручено ее охранять, во время нападения солдат правительственных войск на ее дом. Другие лидеры умеренных хуту были также убиты. После гибели военнослужащих Бельгия вывела весь свой контингент. 21 апреля, после того, как другие страны обратились с просьбой о выведении своих контингентов, численность сил МООНПР сократилась с 2165 до 270 человек.

Отсутствие приверженности политике национального примирения со стороны некоторых руандийских политических партий было одной из причин трагедии, однако нерешительность международного сообщества стала причиной эскалации ситуации. Возможности Организации Объединенных Наций облегчить страдания людей в Руанде были серьезно ограничены нежеланием государств-членов отреагировать на изменение обстановки в Руанде путем укрепления мандата МООНПР и предоставления дополнительных военных контингентов.

22 июня 1994 года Совет Безопасности развертывание сил под командованием Франции для проведения гуманитарной миссии. Эта миссия, получившая название « », помогла спасти жизни сотен гражданских лиц на юго-западе Руанды; однако, по некоторым данным, ее действия позволили солдатам, должностным лицам и ополченцам, участвовавшим в геноциде, бежать из Руанды через территорию, находившуюся под ее контролем. В других районах убийства продолжались до 4 июля 1994 года, до момента установления РПФ военного контроля над всей территорией Руанды.

Последствия геноцида

Правительственные чиновники, солдаты и участники формирований ополченчев, причастные к актам геноцида, бежали в Демократическую Республику Конго (ДРК), тогдашний Заир, а вместе с ними - примерно 1,4 миллиона мирных жителей, в основном хуту, которым внушили, что они будут уничтожены РПФ. Тысячи людей умерли от инфекционных болезней, передаваемых через воду. Лагеря беженцев использовались также солдатами армии бывшего правительства Руанды для перевооружения и организации вторжений в Руанду. Это послужило одной из причин, приведших в 1996 году к войне между Руандой и Демократической Республикой Конго. Отряды бывших руандийских вооруженных сил продолжали действовать на территории ДРК наряду с конголезскими ополченцами и другими вооруженными группами, которые сеяли смерть, горе и страдания среди мирного населения.

Лишь в конце 1996 года руандийские власти начали возбуждать дела по обвинению в геноциде. Задержка объясняется тем, что страна потеряла большое количество работников правовой системы, не говоря уже о разрушениях зданий судов, тюрем и другой инфраструктуры. К 2000 году суда ожидали свыше 100 тысяч подозреваемых в совершении актов геноцида. В 2001 году, для решения проблемы огромного количества скопившихся дел, правительство начало вводить систему правосудия с участием общественности, известную как «Гачача». Общины выбирали судей для рассмотрения дел подозреваемых в геноциде и обвиняемых в любых преступлениях за исключением планирования актов геноцида и изнасилования. Подсудимые, чьи дела рассматривались судами «Гачача», в ожидании суда были выпущены на свободу. Освобождение из-под стражи вызвало бурю негодования среди пострадавших, которые рассматривали такой шаг как своего рода амнистию. В Руанде по-прежнему используется национальная судебная система для рассмотрения дел тех, кто принимал участие в планировании актов геноцида или в изнасилованиях в рамках обычного уголовного права. Эти суды не применяют практику временного освобождения обвиняемых в преступлении геноцида.

Суды «Гачача» смягчают приговоры тем, кто раскаялся и ищет пути примирения с обществом. Эти суды призваны способствовать участию общественности в процессе отправления правосудия и достижения примирения в стране.

На международном уровне 8 ноября 1994 года Совет Безопасности учредил , который в настоящее время находится в Аруше, Танзания. Расследования были начаты в мае 1995 года. Первые подозреваемые предстали перед судом в мае 1996 года, а слушания по первому делу начались в январе 1997 года. Юрисдикция Трибунала ООН распространяется на все виды нарушений международно признанных прав человека, которые были совершены в Руанде в период с января по декабрь 1994 года. Трибунал обладает полномочиями преследовать в судебном порядке высокопоставленных членов правительства и военных, многие из которых бежали из страны и тем самым могли бы избежать наказания. За истекший период Трибунал приговорил Жана Камбанду - премьер-министра страны во время геноцида - к пожизненному заключению. Этот Трибунал впервые обвинил подозреваемого в изнасиловании в совершении преступления против человечности и в преступлении геноцида. Трибунал также рассмотрел дело трех владельцев СМИ, обвиняемых в использовании СМИ для разжигания ненависти на почве этнической неприязни и геноцида. К апрелю 2007 года Трибунал вынес двадцать семь решений, касавшихся тридцати трех обвиняемых.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!