Римский император диоклетиан капуста. Начало восхождения Диоклетиана к вершинам Олимпа

Осенью 284 года римским императором стал полководец Диокл, по происхождению иллириец, или далматинец (из Восточной Адриатики), сын вольноотпущенника. У него была внушительная, «начальственная» внешность, мужественный вид, но грубое, словно застывшее, отталкивающее лицо. Диокл никогда не приступал к важному делу, не взвесив заранее всех последствий. Как правило, он одерживал победы в битвах, и не допускал промахов. Диокл даже в самом отчаянном положении, когда казалось, что все потеряно, находил выход и избегал неудачи. Еще до того, как стать императором, он часто повторял, что самое трудное на свете - это управлять государством.
Говорят, еще в юности ему было предсказано, что он станет императором после того, как убьет кабана, поэтому в душе Диокла всегда жила жажда императорской власти. На охоте он всегда старался завалить кабана, но несмотря на это каждый раз власть доставалась его соратникам. Однажды Диокл сказал друзьям «Кабанов всегда убиваю я, а лакомым куском пользуются другие».
Вместе с императором Каром он отправился в персидский поход в качестве начальника дворцовых войск. Но в походе Кар умер и императором стал его сын Нумериан. Однако вскоре он был злодейски умерщвлен префектом претория Апром. Когда весть об этом преступлении распространилась среди войска, солдаты подняли на трибуну Диокла и провозгласили его императором. Но загадочная смерть Нумериана многих приводила в смущение. Тогда Диокл поклялся, что никакого отношения к убийству императора не имеет, извлек меч и, указав на Апра, поразил его со словами «Вот виновник убийства Нумериана!» Своим друзьям Диокл сказал «Наконец-то я убил назначенного роком кабана!»
Всем остальным дано было прощение, и почти все его враги были оставлены на своих должностях, в том числе Аристобул, новый префект претория; ни у кого не было отнято ни имущества, ни славы, ни достоинства.
На западе между тем был провозглашен императором старший сын Кара, Карин. В 285 году Диокл победил его в большом сражении у Марги и получил всю власть.
Став императором, Диокл изменил свое имя на римский манер - Диоклетиан. Его полное официальное имя было Цезарь Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Август.
Диоклетиан был умен, проницателен, хитер, энергичен, жесток, образования приличного не имел, интеллектом не блистал, а власть сумел удержать в своих цепких руках в течение двадцати лет.
Со времени Диоклетиана наступил новый период в истории Римской империи - период домината (от латинского слова - «господин»).
Диоклетиан старался во всем подражать Марку Антонину, но все же он был далек от выбранного идеала, так как не имел всех многочисленных добродетелей этого великого императора. Он в совершенстве владел своими чувствами, знал, как обуздать свои страсти, но эта победа над собой была следствием мудрой политики, а не добродетелей. Диоклетиан умел понравиться публике, заставить всех считать, что он лишен всяческих пороков, но добился такого представления о себе только потому, что прекрасно использовал умение притворяться. Диоклетиан бесповоротно упразднил республиканскую внешность былого принципата и откровенно заимствовал восточные обычаи, требуя беспрекословного повиновения себе как богу и господину. Диоклетиан облачился в пурпур, парчу и шелк, разукрасился драгоценными каменьями и завел особый церемониал поклонения себе на персидский манер перед ним падали ниц и целовали край его одежды. Диоклетиан был человеком алчным и, чтобы накопить как можно больше денег, без стеснения нарушал закон, совершал неправедные поступки. При этом он был настолько хитер, что обвинял во всем своих агентов и сообщников, действовавших, конечно, по его приказу.
В надписях Диоклетиан имел пышный титул. На территории римского города в Германии, который назывался Августа Винделиков (совр. Аугсбург), найдена такая почетная надпись от 290 года «Проницательнейшему принцепсу, правителю мира и господину, установившему вечный мир, Диоклетиану Благочестивому, Счастливому, Непобедимому Августу, великому понтифику, Германскому Величайшему, Персидскому Величайшему, наделенному властью народного трибуна в 7-й раз, консулу в 4-й раз, отцу отечества, проконсулу, Септимий Валенцион, превосходительный муж, наместник провинции Реции, преданный его воле и величию, дал и посвятил».
Однако блеск золота не затмил трезвого рассудка Диоклетиана.
Обстановка в Империи была еще достаточно сложной. В Галлии бушевало восстание багаудов. Восставшие галльские земледельцы, колоны, беглые рабы, представители местных племен, которых поддерживали воинские части, укомплектованные из местных жителей, контролировали значительную часть центральной Галлии, создали собственную организацию управления и даже избрали своих императоров - Аманда и Элиана. Багауды уничтожили римскую администрацию, громили виллы галльских и римских магнатов.
Неспокойно было в Мавритании, где волновались племена берберов, бедные земледельцы, колоны. Племенные союзы франков и алеманов угрожали прорывом рейнской границы. На Евфрате хозяйничали персидские войска. Новому императору пришлось решать сложные задачи по стабилизации общей обстановки.
Для подавления восстания багаудов, восстановления спокойствия в Галлии и на рейнской границе был послан опытный полководец Максимиан.
1 апреля 285 года Диоклетиан официально объявил о том, что берет себе в соправители Максимиана и дает ему титул цезаря; ровно через год Диоклетиан повысил его до ранга августа и разделил с ним империю пополам, отдав ему Запад, а себе взяв Восток. Резиденцией Максимиана был сначала Медиолан (совр. Милан), а потом - Равенна, резиденцией Диолектиана стал город Никомедия на восточном побережье Мраморного моря.
Соправитель Диоклетиана Максимиан как император имел официальное имя Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август и прозвище Геркулий (что означает «происходящий от Геркулеса»).
Максимиан Геркулий, как и Диоклетиан, был человеком неглупым, но гораздо менее гибким и более свирепым. Если Диоклетиана называли отцом золотого века, то Максимиана Геркулия прозвали отцом железного века.
Диоклетиан взял себе в управление Восток, так как это была наиболее богатая часть империи, и обосновался у моря между Европой и Азией, чтобы держать под своим контролем возможно большие территории и защищать римские владения от варваров европейских и азиатских.
Диоклетиан объявил, что через двадцать лет они вместе с Максимианом добровольно сложат с себя власть и передадут ее другим избранникам.
Двадцать лет правления Диоклетиана прошли в бурной деятельности как на войне, так и на мирном поприще.
Постоянное военное напряжение при слабой подвижности пограничных армий, состоявших из воинов, проживавших со своими семьями в пограничных поселках, требовало проведения военной реформы. Диоклетиан приступил к ней вскоре после своего прихода к власти. Были сформированы подвижные маневренные войска, расквартированные в городах.
Диоклетиан успешно подавил восстание в Египте и неоднократно воевал с сарматами. Произведенная им военная реформа сделала римскую армию более подвижной, что дало возможность успешнее использовать войска как для подавления внутренних волнений, так и для борьбы с внешними врагами.
В 286 году он приступил к проведению денежной реформы, приказав отчеканить новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая медная монета. Однако реформа не удалась, так как реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой золотой монеты. Выпускавшиеся новые золотые и серебряные монеты быстро исчезали из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.
С целью укрепления центральной власти Диоклетиан присвоил себе и Максимиану имена Иовия и Геркулия, т. е. сыновей Юпитера и Геракла, подчеркнув тем самым божественное происхождение императорской власти. Кроме того, в 293 году он провел дальнейшее разделение Империи. Одного из своих высших командиров - Гая Галерия - Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание цезаря. Из восточной половины Империи Галерию был выделен в управление Балканский полуостров (кроме Фракии) с резиденцией в городе Сирмиуме. Одновременно западный август Максимиан в Медиолане провозгласил своим помощником и соправителем также с титулом цезаря Флавия Констанция Хлора. Он передал ему в управление Галлию и Британию. Резиденцией Констанция Хлора был город Августа Треверов (современный Трир).
Оба были провозглашены цезарями в один и тот же день. Августы женили их один - на своей дочери, другой - на падчерице, и усыновили. В дальнейшем предполагалось, что по истечении 20 лет со времени прихода к власти Диоклетиана и Максимиана оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою очередь, должны были провозгласить цезарями двух своих полководцев. Эта система центральной власти в Империи получила название тетрархии, т. е. власти четырех. Вместе с обожествлением двух августов эта система предполагала сочетание абсолютизма с военно-административной оперативностью. Кроме того, обожествление императоров, доступ к которым теперь был обставлен сложным церемониалом, заимствованным с Востока, главным образом у персидского царского двора, затрудняло покушения на императоров, что было обычным явлением в III веке. Разделение верховной власти между четырьмя авторитетными полководцами с перспективой у двух младших по званию цезарей сделаться августами сокращало возможность появления узурпаторов. Предполагалось, что система тетрархии с усыновлением цезарей упорядочит преемственность центральной власти.
Высшей властью обладал старший август. Известен случай, когда потерпевшего поражение от персов Галерия недовольный Диоклетиан вызвал на доклад и, прежде чем выслушать, заставил в императорском одеянии, усыпанном алмазами, на виду у всех пробежать более полутора километров за своими носилками.
Диоклетиан приступил и к административной реформе провинциального управления. Провинции, в свое время возникавшие по мере завоевания римлянами новых территорий и сохранявшие примерно свои старые доримские границы, Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми. Новых меньших по размерам провинций было организовано 100, а Рим был выделен в особую, 101-ю административную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Военное командование было отделено от гражданской администрации.
Упорядочение военной, административной и налоговой систем стало приносить свои результаты. В 296 году Диоклетиан подавил восстание в Египте. Одержав победу, он поступил сурово весь Египет опустошил проскрипциями и убийствами. С большим трудом, но все же удалось оттеснить персов в 298 году за пределы Империи. Затянувшиеся восстания в Африке и Мавритании были наконец жестоко подавлены в 297 году Максимианом.
Население страдало от увеличившихся налогов, продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости денежной системы. Это отражалось на поступлении налогов. И Диоклетиан в 301 году издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. Дороговизна была такой, что воин за самую простую вещь нередко платил все полученное им жалованье. За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в исполнение приговор злостному спекулянту. Эдикт о ценах и заработной плате преследовал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Однако цены и ставки заработной платы были вычислены произвольно и не могли быть едиными для огромной Империи, отдельные части которой оставались хозяйственно обособленными, имели различный уровень экономического развития. Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен.
Со времени Диоклетиана налоги стали истинным разорением для подданных, что особо отмечает его современник христианин Лактанций «Число сборщиков податей до такой степени превысило количество тех людей, которые обязаны были эти подати платить, что земледельцы, силы которых истощились от неумеренности податей, покидали поля, а обработанные земли превращались в леса. Поскольку страх заполонил все и провинции были разделены на части (для взимания налогов), многие наместники стали налагать большое число тяжких повинностей на отдельные области и даже почти что на каждый город. Многие чиновники весьма редко занимались гражданскими делами, но зато очень часто выносили обвинительные приговоры и объявляли конфискации имущества. Взимание бесчисленных податей было явлением не то чтобы частым, а просто непрерывным, и невозможно было вынести творившиеся при этом несправедливости».
Диоклетиану была присуща «некая безграничная страсть к строительству, ложившаяся немалой тяжестью на провинции, так как с них он требовал всех рабочих, ремесленников и телеги - все то, что необходимо для возведения зданий. Здесь строились базилики, цирк, монетный двор, там - арсенал, дворцы для жены и дочери. Внезапно значительная часть горожан принуждена сняться со своих мест все переселяются с женами и детьми, как будто город захвачен врагами. А когда эти здания построены за счет разорения провинций, то он заявляет, что они не так построены и пусть они будут построены иначе. Все должно быть разрушено и изменено. Возможно, что и вновь построенное тоже будет разрушено. Так он постоянно безумствовал, стремясь уподобить Никомедию Риму».
Последним значительным мероприятием Диоклетиана была борьба с христианством, которое к этому времени распространилось в городах и частично в армии, имело разветвленную и хорошо организованную церковную администрацию. Христианство исповедовали часть вельмож, даже жена и дочь Диоклетиана. Христиане оказывали пассивное сопротивление недавно утвержденному культу двух августов, выступали против почитания древних богов, т. е. против тех основ, которые, по мысли Диоклетиана, приверженного древнеримским традициям, должны были идеологически объединить подданных с трудом воссоединенной Империи. Жесткий гнет налоговой и диктаторской системы, установленной обожествленными императорами, способствовал проявлению оппозиции к новому режиму в религиозной форме отрицания прежде всего божественности императоров. Это благоприятствовало дальнейшему распространению христианства. Но главной причиной, вызвавшей при Диоклетиане жестокое гонение на христиан, была хорошо налаженная и обладающая большими средствами церковная администрация во главе с епископами. Диоклетиан, по-видимому, усмотрел в ней организацию, параллельную государственной и, следовательно, мешающую окончательному укреплению единства государства, а потому подлежащую уничтожению.
В феврале 303 года был обнародован первый эдикт против христиан. За ним в скором времени последовали еще три. Было запрещено отправление христианского культа. Приказывалось разрушать церкви и сжигать христианские книги . Каждый христианин должен был публично отречься от своей веры и принести жертвы божественным императорам и языческим богам. В числе других это должны были сделать жена и дочь Диоклетиана. Христиане, отказавшиеся выполнять эдикты, подвергались преследованиям, пыткам, тюремному заключению и даже смертной казни; их имущество, как и христианских общин, конфисковывалось.
В мае 305 года Диоклетиан и Максимиан в торжественной обстановке отказались от власти и ушли в отставку. Августами были провозглашены бывшие цезари Галерий - для восточной, Констанций Хлор - для западной части Империи. Августы избрали себе заместителей - цезарей, как это задумывалось в свое время Диоклетианом. Однако не прошло и года, как вся система тетрархии была нарушена провозглашением в разных местах Империи новых августов и цезарей, между которыми началась ожесточенная борьба за власть. В этой борьбе постепенно выдвинулся на первое место Константин.
После отречения Диоклетиан уехал в Салону, город Иллирии, или Далмации (совр. Сплит в Боснии), где поселился в огромном роскошном дворце около моря и занялся разведением цветов и выращиванием овощей.
Когда императоры Максимиан и Галерий стали звать его вернуться к власти, он, точно отстраняясь от какой-то чумы, ответил им «О, если бы вы могли посмотреть на овощи, выращенные моими руками в Салоне, вы бы сказали, что мне этого никогда не надо делать».
Он прожил 68 лет, из них на положении частного лица - последние девять. Он покончил жизнь добровольно из чувства страха. Действительно, когда он получил от императоров Константина и Лициния приглашение на свадебный пир и отказался, извинившись, что из-за старости не имеет сил участвовать в торжестве, он получил угрожающее письмо, в котором его обвиняли в том, что раньше он благоволил к Максекцию, а теперь - к Максимину Дазе. Подозревая, что ему готовится позорная насильственная смерть, он, как говорят, принял яд. Это случилось между 313 и 316 годами.
В Риме имя Диоклетиана сохранили термы, законченные в 306 году. Термы Диоклетиана по размерам и по роскоши отделки немногим уступали термам Каракаллы. Сейчас в части помещений терм Диоклетиана находится Национальный Римский музей (или Музей Терм).

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан – один из величайших римских императоров (284 – 305 нашей эры) (см. История Римской империи). Его царствование особенно знаменательно установлением новой формы монархического правления: неограниченного самодержавия (домината ), сменившего созданный Юлием Цезарем и Октавианом Августом принципат , при котором государь отчасти разделял свою власть с народом и сенатом.

Голова Диоклетиана. Стамбульский археологический музей

Диоклетиан родился в окрестностях иллирийской Скодры (ныне албанский Шкодер), и происходил из низов общества (сын вольноотпущенника). Смолоду он поступил на службу в армии, стал быстро повышаться в военных чинах и сопровождал императора Кара на войну с персами. Во время этого похода Кар, уже перешедший Тигр, внезапно скончался, якобы, от удара молнии, а его сын Нумериан был вскоре убит в Халкидоне, близ Босфора, префектом преторианцев Аррием Апром. Однако воины арестовали Апра. Генералы провозгласили новым императором Диоклетиана (17 сентября 284 г.), который лично умертвил Апра перед глазами всего войска. Победив в балканской провинции Мезии второго сына Кара, Карина, Диоклетиан окончательно укрепился на римском троне.

Единство империи было восстановлено лишь незадолго до этого, по миновании раздробленности, сопровождавшей период «солдатских императоров ». Это единство ещё не устоялось полностью: продолжали появляться честолюбивые военачальники, готовые его нарушить. Не решаясь чересчур решительно вести объединительную линию, Диоклетиан разделил империю на восточную и западную половины . Сам он взял в управление первую, а во второй посадил править своего старого друга Максимиана . Хотя Максимиан в 286 году формально получил, как и Диоклетиан, титул августа , он всё же не был равен своему старшему товарищу и находился у него в некотором подчинении. Оба императора прибавили к своим именам почётные эпитеты: Диоклетиан стал именоваться Jovius («подобный Юпитеру »), а Максимиан – Herculius («подобный Гераклу »). Максимиан завёл на Рейне войны с германцами для защиты Галлии, а Диоклетиан то оборонял сирийскую границу от персов, то являлся с войсками на Дунай отражать сарматов.

Поздняя Римская империя. Диоклетиан и Константин. Видеоурок

Констанций Хлор вступил в борьбу с узурпатором Караузием , захватившим Британию. После нелёгкой войны он победил его. Максимиан продолжал воевать с германцами на Рейне и маврами в Африке. Диоклетиан выступил в Египет, против узурпатора Ахиллея , взял после восьмимесячной осады Александрию и сурово наказал египтян (296). Во время египетского похода он поручил Галерию двинуться в Месопотамию против персов, которые оспаривали у римлян главенство над Арменией. Галерий потерпел поражение в этом походе. Диоклетиан направился к нему на помощь из Сирии и, встретив, подверг жестокому унижению, заставив на виду у солдат пройти в пурпурной императорской мантии целую милю пешком за своей колесницей. Галерий двинулся в новый персидский поход. На сей раз он разбил персов наголову в Армении и заставил их уступить римлянам пять провинций за Тигром (297).

Империя, таким образом, вновь обрела большое могущество. После долгой эпохи междоусобий и внешних войны был восстановлен мир, и время Диоклетиана стало провозглашаться тогдашними риторами возвращением золотого века. Последние годы его правления (с 303) омрачило, однако, жесточайшее гонение на христиан , которое Диоклетиан, как говорят, открыл по совету Галерия.

Принимая власть, Диоклетиан оговорил, что она в его руках не будет пожизненной. Он определил срок своего правления 20-ю годами. 1-го мая 305 г. он торжественно сложил императорские полномочия, заставив сделать то же самое и Максимиана, не слишком расположенного отрекаться. Галерий и Констанций, считавшиеся как цезари чем-то вроде наследников престола, получили теперь сан августов, взяв себе двух новых цезарей – Севера (на Западе) и Максимина Дазу (на Востоке). Диоклетиан отправился доживать последние годы на свою балканскую родину и поселился в великолепном дворце близ Салоны (ныне Сплит), где прожил 8 лет. На попытку Максимиана и Галерия убедить его вернуться к власти он ответил отказом, заметив, что если бы они видели, как хороша капуста, которую он лично вырастил у себя в огороде, то не стали бы приставать к нему с такими глупостями. Между новыми правителями империи вскоре возобновились междоусобия. По некоторым известиям, не сумев вовлечь Диоклетиана в свои смуты, они начали притеснять его. Ряд историков сообщает, что Диоклетиан в конце концов пал жертвой то ли отравы, то ли голода, но другие признают его смерть (313 г.) естественной.

Реконструкция дворца Диоклетиана в Салоне

Начиная с Диоклетиана императорская власть окончательно приняла форму неограниченного самодержавия (домината ), перешедшего потом в Византию, а из неё – на Русь. Источником монархизма была признана не «воля римского народа», как считалось в эпоху принципата , а воля Бога. Источником государственного законодательство стало не «естественное право», а высший моральный закон, Божья правда, довлеющая над всем мирозданием. Население превратилось из граждан в подданных .

Не ограничившись разделением империи на четыре части, Диоклетиан преобразовал и местное управление. Империя была разделена на 12 диоцезов, каждый из которых, в свою очередь, дробился на провинции (от четырёх до шестнадцати). В связи с этим заметно возросли численность и влияние бюрократического класса. Эти административные реформы Диоклетиана удержались очень надолго, однако его борьба с христианством окончилась полным провалом. Гонение было прекращено уже в 311 году самим главным его инициатором – Галерием. После смерти Галерия новые императоры, Константин и Лициний , подтвердили свободу христианской веры изданием знаменитого Медиоланского эдикта (313).

Диоклетиан известен ещё строительством в Риме колоссальных терм (бань) более чем на 3 тысячи человек, чьи развалины сохранились по сей день.

ДИОКЛЕТИАН (пол-ное имя Гай Ав-ре-лий Ва-ле-рий Ди-ок-ле-ти-ан; Gaius Aurelius Va-lerius Diocletianus) - римский император (284-305).

Ро-дил-ся в се-мье воль-но-от-пу-щен-ни-ка и по-лу-чил имя Ди-окл. С юно-сти свя-зал свою судь-бу с во-енной служ-бой: сна-ча-ла ря-до-вой в Мё-зии, за-тем ко-ман-дир, а при им-пе-ра-то-рах Ка-ре и Ну-ме-риа-не - начальник императорских те-ло-хра-ни-те-лей. В 284 году, по-сле убий-ст-ва Ну-ме-риа-на пре-фек-том пре-то-ри-ан-цев Ап-ром, Ди-окл был про-воз-гла-шён сол-да-та-ми в Ни-ко-ме-дии им-пе-ра-то-ром под име-нем Диоклетиан. В 285 году раз-бил Ка-ри-на (млад-ше-го сы-на Ка-ра), по-сле че-го на-зна-чил сво-его то-ва-ри-ща Мак-си-миа-на це-за-рем, а в 286 году - со-пра-ви-те-лем в ран-ге ав-гу-ста, по-ру-чив ему управ-ле-ние западной ча-стью Им-пе-рии. Ав-гу-сты счи-та-лись брать-я-ми (fratres), стар-шин-ст-во при-зна-ва-лось за Диоклетианом, пра-ви-те-лем восточной час-ти Им-пе-рии. Он по-лу-чил по-чёт-ный ти-тул Ио-вия (то есть про-ис-хо-дя-щий от Юпи-те-ра), а Мак-си-ми-ан - Гер-ку-лия (от Гер-ку-ле-са), их сто-ли-ца-ми ста-ли со-от-вет-ст-вен-но Ни-ко-ме-дия и Ме-дио-лан (ны-не Ми-лан).

Диоклетиан впер-вые при-был в Рим в 303 году на празд-но-ва-ние 20-ле-тия сво-его пре-бы-ва-ния во вла-сти, на про-тя-же-нии ко-то-ро-го главными про-бле-ма-ми управ-ле-ния Им-пе-ри-ей ос-та-ва-лись эко-но-ми-ка, смяг-че-ние об-щественных про-ти-во-ре-чий и ук-ре-п-ле-ние внеш-не-го по-ло-же-ния. При Диоклетиане за-вер-шил-ся дли-тель-ный про-цесс эво-лю-ции императорской вла-сти от прин-ци-па-та к до-ми-на-ту. Диоклетиану при-шлось сра-зу же ула-жи-вать при-гра-нич-ный кон-фликт в Мё-зии, в 288 году во вре-мя ин-спек-ти-ро-ва-ния восточных про-вин-ций он ор-га-ни-зо-вал строи-тель-ст-во гра-жданских и во-енных объ-ек-тов (в ча-ст-но-сти, до-рог), до-бил-ся по до-го-во-рён-но-сти с пер-са-ми упо-ря-до-че-ния гра-ни-цы по Ев-фра-ту. В 289 и 292 годы от-ра-зил втор-же-ние сар-ма-тов, а так-же са-ра-ци-нов, про-ник-ших в 290 году в Си-рию, по-мог Мак-си-миа-ну по-да-вить мя-теж в Бри-та-нии, вы-сту-пив про-тив узур-па-то-ра Ка-рау-сия (289). Ди-пло-ма-тическим ус-пе-хом Диоклетиана бы-ло воз-ве-де-ние на армянский пре-стол Ти-ри-да-та III.

С це-лью уп-ро-че-ния и цен-тра-ли-за-ции вла-сти Диоклетиан ввёл в 293 году тет-рар-хию (чет-ве-ро-вла-стие) с де-ле-ни-ем Им-пе-рии на 4 час-ти: двум ав-гу-стам бы-ли при-да-ны два за-мес-ти-те-ля-со-пра-ви-те-ля с ти-ту-лом це-за-ря: Мак-си-миа-ну - Фла-вий Кон-стан-ций I Хлор с под-ве-дом-ст-вен-ны-ми ему тер-ри-то-рия-ми Бри-та-нии и Гал-лии и с ре-зи-ден-ци-ей в Три-ре, са-мо-му Диоклетиану - со-пра-ви-тель Гай Га-ле-рий на Бал-ка-нах (до Фра-кии) с ме-сто-пре-бы-ва-ни-ем в Сир-мии. Че-рез 20 лет ав-гу-сты долж-ны бы-ли пе-ре-дать власть сво-им це-за-рям, а те - на-зна-чить се-бе но-вых за-мес-ти-те-лей. Вы-пол-не-нию тех же за-дач слу-жи-ла административная ре-фор-ма: чис-ло про-вин-ций бы-ло до-ве-де-но до 100, Рим со-ста-вил 101-ю про-вин-цию; но-вые гра-ни-цы не сов-па-да-ли с преж-ни-ми, что за-труд-ня-ло се-па-ра-тизм ре-гио-нов. Во гла-ве про-винциального управ-ле-ния стоя-ли рек-то-ры, несколько про-вин-ций объ-еди-ня-лись в дио-цез (все-го 12 дио-це-зов, воз-глав-ляе-мых ви-ка-рия-ми, ко-то-рые в час-ти фи-нан-со-вых и су-деб-ных дел под-чи-ня-лись че-ты-рём пре-фек-там пре-то-рия, ли-шён-ным во-енной вла-сти).

Диоклетиан про-из-вёл кар-ди-наль-ную пе-ре-строй-ку во-енных сил: был вве-дён но-вый прин-цип их ком-плек-то-ва-ния, на-ём-ную ар-мию сме-ни-ли рек-ру-ты, за по-став-ку ко-то-рых от-ве-ча-ли зем-ле-вла-дель-цы, на чьих зем-лях они тру-ди-лись. Кро-ме со-хра-нив-ших-ся при-гра-нич-ных кон-тин-ген-тов в круп-ных го-ро-дах рас-квар-ти-ро-вы-ва-лись мо-биль-ные, ма-нёв-рен-ные, лег-ко пе-ре-бра-сы-вае-мые в нуж-ное ме-сто от-ря-ды из пе-хо-ты и ка-ва-ле-рии, имев-шие-ся у ка-ж-до-го тет-рар-ха. Пре-то-ри-ан-ская гвар-дия пре-вра-ти-лась в сто-лич-ный гар-ни-зон, ус-ту-пив пер-вен-ст-вую-щую роль лич-ным императорским те-ло-хра-ни-те-лям; был уве-ли-чен флот. В ре-зуль-та-те во-енных ре-форм уси-лил-ся про-цесс вар-ва-ри-за-ции римской ар-мии и воз-рос-ла её чис-лен-ность. Всё это по-мог-ло спра-вить-ся с мя-те-жа-ми 296 года До-ми-ция До-ми-циа-на и Ахил-ла в Егип-те, а так-же с внеш-ни-ми труд-но-стя-ми.

Для обес-пе-че-ния во-енно-административных ме-ро-прия-тий и об-лег-че-ния по-ло-же-ния ши-ро-ких масс на-се-ле-ния Диоклетиан стре-мил-ся упо-ря-до-чить де-неж-ную и на-ло-го-вую сис-те-мы. С 286 года че-ка-ни-лись пол-но-цен-ные зо-ло-тая и се-реб-ря-ная мо-не-ты, од-на-ко они прак-ти-че-ски не по-сту-па-ли в об-ра-ще-ние из-за же-ла-ния лю-дей со-хра-нять мо-не-ты как дра-го-цен-ные ме-тал-лы.

В 289 году Диоклетиан про-из-вёл все-об-щую пе-ре-пись на-се-ле-ния и учёт зе-мель-ных вла-де-ний, что пред-по-ла-га-лось по-вто-рять ка-ж-дые 15 лет; на этой ос-но-ве он уч-ре-дил диф-фе-рен-ци-ров. на-ло-го-об-ло-же-ние: в сель-ской ме-ст-но-сти взи-мал-ся по-зе-мель-ный на-лог с учё-том раз-ме-ров и ка-че-ст-ва зем-ли, чис-ла об-ра-ба-ты-ваю-щих её лю-дей и на-ли-чия ско-та; в го-ро-дах пла-ти-ли по-душ-ный на-лог, вез-де пре-имущественно в на-ту-раль-ной фор-ме. От-вет-ст-вен-ны-ми за по-сту-п-ле-ние на-ло-гов бы-ли зем-ле-вла-дель-цы и ку-риа-лы (смотреть Де-ку-рио-ны). В 301 году, бо-рясь со спе-ку-ля-ци-ей, Диоклетиан из-дал эдикт о твёр-дых це-нах на то-ва-ры и фик-си-ро-ван-ной за-ра-бот-ной пла-те. На рын-ках де-жу-ри-ли па-ла-чи, каз-нив-шие спе-ку-лян-тов.

Диоклетиан про-сла-вил-ся ши-ро-кой стро-ительной дея-тель-но-стью: в его прав-ле-ние в Ри-ме вос-ста-нов-ле-на по-сле по-жа-ра 283 года ку-рия на Фо-ру-ме (со-хра-нив-шая-ся ны-не); от-строе-на Ни-ко-ме-дия (по-строй-ки не со-хра-ни-лись); в Ан-ти-охии воз-ве-де-ны ве-ли-ко-леп-ные хра-мы, тер-мы, ста-ди-он, ору-жей-ное пред-при-ятие, зер-но-хра-ни-ли-ще, пе-ре-строе-на кре-пость; в Са-ло-не (ны-не Сплит) со-з-дан гран-ди-оз-ный двор-цо-вый ан-самбль, вклю-чав-ший лич-ные апар-та-мен-ты, за-лы для приё-мов, хо-зяйственные по-ме-ще-ния, вил-лы и фор-ти-фи-кационные со-ору-же-ния (час-тич-но со-хра-нил-ся).

На фо-не рас-про-стра-не-ния императорского куль-та (вве-де-ния пыш-но-го двор-цо-во-го це-ре-мо-ниа-ла на восточный ма-нер - с про-скю-не-си-сом, це-ло-ва-ни-ем края одежд им-пе-ра-то-ра, на-име-но-ва-ни-ем его «гос-по-ди-ном» (do-mi-nus), пре-об-ра-зо-ва-ни-ем со-ве-та в кон-си-сто-рий, где нель-зя бы-ло си-деть в при-сут-ст-вии императорской осо-бы) в Им-пе-рии шла борь-ба ме-ж-ду язы-че-ст-вом и хри-сти-ан-ством. На по-след-ние го-ды прав-ле-ния Диоклетиана в 303-304 годы при-хо-дят-ся од-ни из са-мых жес-то-ких го-не-ний про-тив хри-сти-ан, ор-гани-зо-ван-ных Га-ле-ри-ем. Диоклетиан был языч-ни-ком, но его же-на При-ска и дочь Ва-ле-рия - хри-сти-ан-ка-ми. В лич-ной жиз-ни был скро-мен, в срок, на-зна-чен-ный им са-мим при вве-де-нии тет-рар-хии, ушёл в ча-ст-ную жизнь, по-се-лил-ся в Са-ло-не, где за-ни-мал-ся хо-зяй-ст-вом, в том числе раз-ве-де-ни-ем цве-тов и вы-ра-щи-ва-ни-ем ово-щей. Лишь од-на-ж-ды в 308 году Диоклетиан вер-нул-ся в по-ли-ти-ку, что-бы по-мочь сво-ему зя-тю Га-ле-рию со-хра-нить власть. Умер Диоклетиан в сво-ём по-ме-стье.

Иллюстрация:

Дио-кле-ти-ан. Мра-мор. IIII в. Ар-хео-ло-ги-чес-кий му-зей (Стам-бул).

Диоклетиан – римский император III – IV века, известный больше всего как яростный гонитель христиан.

Впрочем, насколько яростными были в действительности его преследования христиан – вопрос спорный.

Не стоит также оценивать правление Диоклетиана лишь с точки зрения его отношения к новой религии: в некотором смысле царствование этого императора было спасительным для страны.

Окончание кризиса

В римской истории имел место длительный период, известный как «кризис третьего века». В эти годы застой царил во всех сферах жизни империи: в экономике, ремесле, политике, культуре, религии и т. д.

Хронологию кризиса принято начинать с 235 года, когда умер Александр Север, и заканчивать 284 годом, когда воцарился Диоклетиан. Новый правитель принял жёсткие меры, позволившие преодолеть большинство кризисных явлений.

Ранние годы

Будущий император родился 22.12.244г в окрестностях Скодры – это нынешний Шкодер в Албании; точное место его рождения – селение Диоклетии (известное сегодня как Дукля в Черногории).

Его тогдашним именем было Диокл (или Валерий Диокл), в чём можно было усмотреть греческое происхождение; став императором, он изменил его на «более римское» Диоклетиан.

Диокл не был представителем знати; больше того – считается, что он был сыном вольноотпущенника, то есть раба. Его жизнь – яркий пример того, как человек самого низшего звания благодаря своей воле и усердию приобрёл власть чуть ли не над всем обитаемым миром.

На службу он поступил простым солдатом и достаточно быстро двигался по карьерной лестнице. Поскольку его подразделение должно было перемещаться по разным местам империи, Диоклетиан хорошо изучил, как живут люди в разных концах римского государства и какие это люди.

Существует легенда, что в Галлии он встретился с друидкой, которая предсказала ему, что он станет императором после того, как убьёт вепря (по латыни «aper»). Впоследствии его легион во главе с императором Каром пошёл в поход на Персию; император внезапно умер по дороге, а находившегося с ним сына Нумериана внезапно умертвил его тесть – начальник преторианцев Аррий Апер.

Солдаты при участии Диокла расправились с Апром, после чего весь отряд дружно провозгласил новым императором именно Диокла. Так якобы сбылось пророчество колдуньи.

Доминат

Правление Диоклетиана открывает новую главу в истории Рима. Теперь фактическая империя становится законной: Диоклетиан отменяет почти всю «республиканскую мишуру», имевшую место при его предшественниках:

  • Вся реальная власть сосредоточилась в руках одного человека – монарха;
  • Сенат сохранялся, но теперь он играл чисто декоративную роль и перестал являться источником власти;
  • Император, стало быть, не заседал больше в сенате и не являлся более «первым среди равных», - теперь он был одним-единственным главой государства;
  • Сохранялись и звания консулов и преторов, но теперь они тоже представляли собой почётные титулы, а не государственные должности;
  • Придворный этикет приобрёл исключительную пышность, позаимствованную с востока. Император приравнивался к богу и фактически был с ним отождествлён. Посетители были обязаны падать перед ним на колени;
  • Император приобретал титулы «август» («священный») и «домин» («господин»), последний титул означал, что все римские граждане превращались как бы в рабов императора;
  • Император издавал законы, назначал чиновников, наместников провинций, некоторых военных руководителей.

Впрочем, некоторые демократические традиции при Диоклетиане продолжали сохраняться – например, армейские народные собрания. Это не позволяет называть доминат Диоклетиана стопроцентным абсолютизмом.

Тетрархия

Было и ещё одно отличие от монархии в нынешнем понимании: император не обязан был передавать трон своим прямым потомкам. Принадлежность к правящей династии была важным, но необязательным аргументом в борьбе за власть. Чтобы обеспечить принцип наследования, последующие императоры назначали сыновей своими соправителями ещё в раннем возрасте.

Это стало возможным благодаря введённой Диоклетианом новойсистеме – тетрархии. Императорская власть при этом как бы делилась на четыре: два старших соправителя назывались цезарями, а два младших – августами. Такая система просуществовала до 313 года и была продиктована частично тенденцией к разделению империи, но главным образом – трудностью в управлении огромной державой.

Впоследствии некоторые принципы тетрархии продолжали сохраняться: вместе с самим императором управленческие функции осуществляли его дети.

Административная реформа

Диоклетиан известен и своей реформой в отношении провинций. Территория Римской империи была поделена на большое количество округов, которые подчинялись более крупным административным центрам. Те же, в свою очередь, подчинялись четырём столицам, в которых заседали тетрархи. Пятой, главной столицей по-прежнему оставался Рим.

Последние годы

Диоклет заболел, отказался от власти по совету Галерия, оставшуюся свою жизнь провел на своей родине, в имении Салоне. Умер в 313 году. Есть версия, что его отравили, но есть и мнения, что он умер от старости и болезни.

20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан - человек, о личности которого спорили еще античные историки. Христианин Лактанций считал его воплощением зла, поскольку в 303 году он начал одно из самых жестоких гонений на Церковь.

Неизвестные авторы «жизнеописаний августов», напротив, считали Гая Аврелия Валерия Диоклетиана одним из лучших цезарей в истории Рима, проведшего целый ряд реформ, которые позволили почти на сто лет продлить существование Западной римской империи. Церковный историк Василий Болотов примирял эти две точки зрения: Христианство оказывалось настолько неудобно для римской ментальности, что император-державник, который искренне хотел «навести порядок» и «закрутить гайки», начинал гонение. Такими были и другие гонители, предшественники Диоклетиана - Декий, отчасти Траян.

Сам же Диоклетиан, нет сомнений, был одним из самых незаурядных правителей, о чем свидетельствует знаменитая история про капусту, которая пересказывается даже в фильме «Москва слезам не верит». В 305 году он добровольно ушел от власти, передав ее своим соправителям. Через некоторое время в его поместье в Салоне приехали его соправители, с просьбой вновь управлять империей. Диоклетиан отказал им, сказав: «Посмотрите, какую я вырастил капусту».

Приход этого человека к власти был не менее удивительным. В молодости он встретился с друидской пророчицей, предсказавшей ему, что тот станет императором, если убьет кабана. С тех пор Диокл (таково было его исконное имя) убил множество этих животных, но власть всегда получали другие. Так было до 284 года, когда в Римской империи разыгралась очередная борьба за власть. Диокл прошел путь от простого солдата до командующего войском при императоре Каре. Вспыхнул мятеж, и префект преторианцев Аррий Апр убил сына императора по имени Нумериан. В этот момент солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла. На первой же сходке он собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Наконец-то я убил кабана». С этого момента и началось правление императора, назвавшего себя Диоклетианом.

До 303 года, когда началось жестокое гонение на христиан, императору удалось провести реформу армии и разделить власть с тремя правителями, создав систему, получившую название тетрархии. Диоклетиан понял, что невозможно управлять одному столь большой империей, которую нужно было постоянно защищать от нападения варваров. Вместе с соправителем Максимианом он избирает двух цезарей и поручает каждому управление своей частью территории. Эта мера впоследствии сыграла важную роль в гонениях на христиан - оно было очень жестоким в одних частях государства и довольно мягким в других.

До сих пор до конца неясны причины, из-за которых Диоклетиан решил уничтожить христиан. Очевидно, что кесарь, желавший собрать воедино распадающуюся империю, захотел прибегнуть к помощи римских богов. В древней религии он видел способ оздоровления общества и поднятия дисциплины.

Для римлянина его времени религия была не столько средством связи с Богом или богами, сколько своеобразными договорными отношениями. Почитание богов было признаком верности, бывшей одной из основных гражданских добродетелей. Все началось со второго римского царя Нумы Помпилия, который торговался с Юпитером. По преданию бог потребовал принести в жертву головы, и Нума принес ему в дар головки чеснока. Бог сказал, что головы должны быть живыми, и Нума принес в дар ему несколько рыбок. Юпитер расхохотался, и в римской религии не было человеческих жертвоприношений, кроме нескольких случаев добровольной жертвы за страну. С тех пор римляне строили отношения с богами на основе договора. Им было важно правильно совершить все обряды, прочитать нужные молитвы и принести жертвы. Божество, получив все предписанное, в свою очередь помогало своему почитателю, выполнившего свои условия договора. Религия для римлян также была и способом выражения государственной лояльности, что ярко проявилось при гонениях Диоклетиана.

Дело в том, что общество уже не хотело видеть в христианах опасность, как это было в I-II веках. Христиане и язычники в разных частях империи жили бок о бок, а потому почти никто не хотел, чтобы их соседи страдали за веру.


Лактанций в своем сочинении о смерти гонителей пишет: «Цезарь Максимиан, распаленный преступными желаниями подстрекать пустого старика (Диоклетиана - ред.) к преследованию христиан, начало чему он уже положил» . Вслед за этим античным автором многие историки стали говорить о том, что инициатором гонений был не император, а его соправитель, но дело обстояло все-таки не совсем так. Диоклетиан видел в христианах опасных для единства империи экстремистов, не желавших приносить жертвы, а потому захотел избавиться от этой крамолы в своем государстве.

Именно против христиан как граждан был направлен первый эдикт Диоклетиана. Болотов так описывает суть императорского рескрипта: «Приказано было места общественных собраний христиан, как обширные церкви, так и маленькие, разрушить, священные книги от христиан отобрать. Затем все христиане подвергались, так сказать, гражданской смерти. Без различия своего ранга и состояния все христиане объявлены подлежащими пытке. Те, которые занимали должности, объявлены лишенными этих должностей. Сказано, что все могут обвинять христиан, но христиане не имеют права выступать против кого бы то ни было обвинителями на суде и даже обращаться к гражданскому суду с просьбою о защите».

Фактически христиане объявлялись «негражданами», людьми вне закона, чем сразу же воспользовались воры и злые люди, начавшие грабить последователей молодой религии. Однако общественное мнение было уже на стороне христиан, а потому выдача священных книг и принесение жертвы превратилось в формальность.

Историк Церкви Евсевий Кесарийский описывает, как римские солдаты помогали христианам выполнять императорские указы, не отрекаясь от веры: «Вот одного схватывают за руки и тащат к жертвеннику, на правую руку кладут ему жертвенное мясо и освобождают, как будто он совершил жертвоприношение. Другой даже и не дотрагивался до жертвенного мяса, даже близко не подходил к жертвеннику, но стоящие около него говорят, что и он принес жертву, и он молча уходит. Третьего, наконец, полумертвого поднимают на воздух и бросают почти как мертвого, оттаскивают далеко за ноги, освобождают от уз и записывают в числе совершивших жертвоприношение. Этот, наконец, кричит, что он христианин, что он не приносил и никогда не принесет жертвы богам, но его бьют по устам поставленные около жертвенника солдаты, «прогоняют с насилием, хотя он и не приносил жертвы». Напомним, что в гонения предыдущих веков, особенно в декиево, некоторые христиане пытались давать взятки, чтобы их записали в число людей, принесших жертву. Это считалось меньшим грехом, чем вероотступничество. При этом в прежние времена, когда гонения не были столь жестоки и тотальны, как пишет Болотов, судьи или радеющие о мире и стабильности правители провинций порой помогали христианам найти такую формулу уклончивого ответа, которая исключала бы почитание и римских богов и императора как бога.

Одного клирика просили выдать священные книги. Тот ответил: «Есть, но не отдам». Судья попытался подсказать ему, предложив избавиться от любых рукописей (многие отдавали солдатам сочинения еретиков или трактаты по медицине). Клирик повторил свой ответ. Наконец, римский чиновник делает последнюю попытку спасти кандидата в мученики, говоря: «Отдай книги, или у тебя их нет» . Следует первоначальный ответ, и христианин осуждается на казнь. Многие мученичества эпохи Диоклетиана вообще выглядят как цепь случайных событий. Христиане часто искали смерти и не проявляли ни малейшей хитрости. Например, возвращаясь после посещения мучеников в темнице, они правдиво говорили солдатам, где были, тем самым обрекая себя на смерть.

Жестокость гонений Диоклетиана компенсировалась формальным выполнением приказов, и разной интенсивностью преследований в провинциях. Так отец Константина Великого Констанций Хлор, правивший на Западе империи, практически не преследовал христиан. Лактанций пишет: «Констанций, видимо, чтобы не противоречить приказам старших, допустил разрушение собраний (т. е. стен, которые можно восстановить), истинный же храм божий, что находится внутри людей, оставил в целости».

Гонения Диоклетиана были последней попыткой уничтожить Церковь. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть самое начало действий Константина Великого, который сделал христианство сперва религией терпимой в империи, а затем и предпочитаемой им самим. Впрочем, Диоклетиан не был фанатичным язычником. Он лишь хотел продлить время существования Рима. До падения Вечного города оставалось уже чуть меньше ста лет.
В Риме сохранились развалины терм Диоклетиана, в которых сейчас находится христианская церковь



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!