Родной язык — великая ценность. Языки народов россии

Культура

Развитие навыков устной речи, наверное, можно считать одним из самых значительных достижений в области взаимоотношений людей на нашей планете. Причем, с тех пор, как человечество впервые стало развивать язык общения, появилось множество вариаций и разновидностей различных языков, при этом процесс модификации этого орудия общения продолжается и в наши дни . Информация о количестве языков на нашей планете крайне противоречива, однако по некоторым данным их число превышает шесть тысяч. Однако следующие десять языков используются на нашей планете самым большим количеством людей (в скобках представлено то количество людей, для которых тот или иной язык является родным).


10. Немецкий язык (90 миллионов человек)


Немецкий язык относится к так называемой индоевропейской семье языков, германской ветви (собственно, как и английский). Немецкий язык используется, главным образом, в Германии, имея там статус официального языка. Однако немецкий является также официальным языком в Австрии, Лихтенштейне и Люксембурге; также он является одним из официальных языков Бельгии (наряду с нидерландским и французским); одним из четырех официальных языков Швейцарии (наряду с французским, итальянским и так называемым швейцарским ретороманским); а также официальным языком части населения итальянского города Больцано. Кроме того, известно, что на немецком языке общаются также небольшие группы граждан, проживающих в таких странах, как Польша, Дания, Венгрия и Чехия.

9. Японский язык (132 миллиона человек)


Японский язык относится к категории так называемых японо-рюкюских языков (включающих также непосредственно рюкюкский язык, на котором разговаривают на острове Окинава в составе одноименной группы островов). Большинство людей, для которых японский является родным языком, проживают на территории Японии . Однако людей, для которых японский язык также является родным языком, можно встретить в Корее, Соединенных Штатах Америки, Европе… Японский язык является официальным в Японии, однако он также имеет статус официального в одном из штатов в республики Палау – островного государства в западной части Тихого океана.

8. Русский язык (144 миллиона человек)


Русский язык относится к восточнославянской подгруппе языков в славянской группе, в которую также входят белорусский и украинский языки. Подавляющее большинство русскоязычных людей, для которых русский является родным языком, проживают, конечно, в Российской Федерации, где русский, собственно, имеет статус официального языка. Кроме того, общеизвестным является тот факт , что большое количество русскоязычного населения проживает в Беларуси, Украине, Казахстане и других республиках бывшего Советского Союза (и не только). Примечательно, что в данной десятке наиболее широко используемых языков русский язык является единственным, использующим кириллицу.

7. Португальский язык (178 миллионов человек)


Португальский язык относится к романской группе языков. Как и в случае с другими языками данной группы, одним из предшественников португальского языка считается латинский язык. Португальский считается официальным языком в Португалии и Бразилии, где живет подавляющее большинство разговаривающего на нем населения планеты . Кроме того, португальский считается официальным в Анголе, Кабо-Верде, Восточном Тиморе, Гвинея-Бисау, Уругвае и Аргентине. На сегодняшний день португальский язык входит в четверку наиболее часто изучаемых языков (по некоторым данным, его изучают около 30-ти миллионов человек).

6. Бенгальский язык (181 миллион человек)


Бенгальский язык (или язык бенгали) относится к так называемой индоарийской ветке, наряду с такими языками, как хинди, пенджаби и урду. Большинство людей, разговаривающих на данном языке, проживают в республике Бангладеш, где язык бенгали является официальным. Кроме того, на нем говорят люди, которые проживают в индийских штатах Западная Бенгалия, Трипура и Ассам . На данном языке также разговаривают некоторые люди, проживающие в Европе, Соединенных Штатах Америки и даже Саудовской Аравии. Бенгальский язык характеризуется богатыми литературными традициями. Кроме того, в мире широко известно такое понятие, как бенгальский национализм. Основа письменности бенгальского языка связана с основами письменности на санскрите и хинди.

5. Арабский язык (221 миллион человек)


Арабский язык относится к так называемой семитской семье языков, которая включает в себя языки аравийской подгруппы, такие как сирийский и халдейский язык (ныне мертвый язык). На арабском языке разговаривают больше всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Он является официальным в 26-ти странах мира. На нем разговаривают также в Израиле. Кроме того, в Европе, как и в Северной Америке, живет очень много людей, разговаривающих на арабском. Как известно, на этом языке написана и священная книга всех мусульман мира, Коран. Для написания на арабском языке использует арабский алфавит.

4. Язык хинди (242 миллиона человек)


Хинди является членом индоевропейской семьи языков и принадлежит к индоарийской группе (как и язык урду). Этот язык имеет множество диалектов, однако его официальными формами являются так называемый стандартный хинди и стандартный урду. Впрочем, эти две формы порой бывает достаточно сложно отличить друг от друга. Хинди, как известно, является официальным языком на территории Индии , в то время как урду является официальным языком на территории Пакистана. На языках хинди и урду говорят в некоторых частях Европы и Северной Америки, где сейчас проживает достаточно большое количество выходцев из Индии и Пакистана. Для написания на данных языках используется алфавит хинди и арабский алфавит (данный факт говорит о том влиянии, которое оказал ислам на урду).

3. Английский язык (328 миллионов человек)


Английский, как и немецкий, относится к западногерманской группе языков. Корнями данного языка считается англосаксонский язык (так называемый старый английский). Многое в английском было позаимствовано у латинского и французского языков, чему причиной являются нормандские завоеватели. Несмотря на тот факт, что родиной данного языка являются Британские острова, наибольшая часть людей, говорящих на английском, проживает нынче в Соединенных Штатах Америки (более 309 миллионов англоговорящих граждан). На английском говорят в 53 странах мира, где он является одним из официальных языков. К таким странам относится Канада, Южная Африка, Ямайка, Новая Зеландия, Австралия и, конечно, Великобритания. На английском также говорят во многих странах тихоокеанского региона, а в Индии его считают чуть ли не еще одним официальным языком.

2. Испанский язык (329 миллионов человек)


Испанский язык является членом индоевропейской семьи языков и относится к романской группе. Этот язык имеет достаточно много общего с португальским языком. Испанский является одним из наиболее распространенных языков на нашей планете; ему присвоен статус официального языка более чем в 20-ти странах мира; при этом испанский считается официальным чуть ли ни в каждом штате Латинской Америки, за исключением Бразилии, Белиза и так далее . Известно также, что огромное количество людей, для которых испанский является родным языком, переселилось в Соединенные Штаты Америки. Именно поэтому испанский является одним из наиболее распространенных языков на американском юго-западном направлении. Кроме того, испанский является одним из шести официальных языков Организации Объединенных Наций (наряду с английским, арабским, китайским, русским и французским).

1. Мандаринский язык (845 миллионов человек)


По сути, речь идет мандаринском диалекте китайского языка, хотя многие люди, не знающие нюансов, называют этот диалект китайским языком. На самом деле, это лишь один из многих диалектов китайского языка, которые включают также кантонский и другие диалекты, относящиеся к так называемой сино-тибетской семье. Мандаринский диалект является наиболее распространенным в Китае, будучи при этом официальным языком Китайской Народной республики и Тайваня . Он также является одним из четырех официальных языков Сингапура (кроме английского, малайского и тамильского). Большой поток иммигрантов из Китая и Тайваня привел к тому, что на мандаринском диалекте китайского языка говорят очень многие люди в Соединенных Штатах и Европе. При этом мандаринский диалект пользуется двумя системами письменности – традиционной китайской и так называемой упрощенной китайской.

По Конституции России русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации, однако республикам дано право устанавливать и свои государственные языки. Согласно основному закону, человеку и гражданину предоставлено право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Конституция также гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Сейчас вопрос изучения родных языков в субъектах РФ передан в компетенцию региональных органов власти. В российских школах изучается 89 языков, из них на 39 ведется обучение.

Адыгея

В 2013 году парламент республики вернул отмененное в 2007 году обязательное изучение родного языка для детей-адыгейцев в школах, где обучение ведется на русском языке. По желанию родители дошкольников также могут определять своих детей в группы в государственных детских садах, где обучение и воспитание ведется на адыгейском языке.

14 марта в День адыгейского языка и письменности Министерство образования и науки отчиталось о результатах: в 43 дошкольных общеобразовательных учреждениях 4759 детей изучают адыгейский язык, в 127 ДОУ детей обучают основам этнокультуры, адыгейским обычаям и традициям. Во всех русскоязычных школах изучается история и география Адыгеи, и для русскоязычных учащихся предоставлена возможность выбора изучения адыгейского языка или адыгейской литературы. Всего адыгейский язык изучают порядка 22 тысяч школьников, а адыгейскую литературу – более 27,6 тысяч учащихся.

Алтай

Педагоги и общественность республики Алтай регулярно выступают с инициативой о введении обязательного изучения родного языка детьми-алтайцами. Несколько лет назад уже предпринималась попытка принять закон, который бы обязывал детей-алтайцев изучать родной язык, однако прокуратура сочла, что это нарушит их права.

15 марта в Горно-Алтайске на девятом Курултае алтайского народа была принята резолюция с предложением сделать алтайский язык обязательным для изучения для всех без исключения школьников республики. Против высказалась общественная организация "Русский центр" . По мнению ее представителей, это неизбежно вызовет рост протестных настроений среди русского и других нетитульных этносов региона, что в конечном итоге может привести к ликвидации самого статуса республики.

Башкортостан

В республике действует закон, предусматривающий обязательное изучение башкирского языка как государственного. Количество часов, отдаваемых на его изучение в школах, определяет само учебное заведение. Родители русских детей регулярно проводят акции протеста и добиваются введения добровольного изучения башкирского языка. По их информации, чиновники районных администраций заставляют руководство школ принимать учебные планы с сокращенным количеством часов русского языка и литературы. Эти выступления даже повлияли на положение региона в одном из рейтингов межэтнической напряженности.

Проблемы с изучением родного языка в республике испытывают не только русские - недавно на ущемление языка и культуре пожаловался чувашский активист.

Бурятия

Вопрос о возможном введении обязательного изучения бурятского языка в школах республики обсуждается во властных кабинетах при широкой поддержке общественности. В январе деятели культуры и искусства республики выступили с призывом не забывать родной язык в видеоролике "Буряад хэлээрээ дуугараял!" - "Давайте говорить по-бурятски!". Общественную кампанию поддержал режиссер Солбон Лыгденов рядом своих агитирующих короткометражек, недавно в республике провели первый КВН на бурятском языке.

Однако депутаты Народного Хурала решили оставить изучение языка факультативным. Часть депутатов опротестовала это постановление, однако принятые после этого поправки ничего существенно не изменили.

Оппоненты идеи об обязательном изучении бурятского языка в школах опасаются, что это приведет к возникновению межэтнической напряженности в республике.

Дагестан

Специфика Дагестана в том, что его жители говорят на 32 языках, хотя официально титульными признаны только 14 этносов. Преподавание в школах ведется на 14 языках, начальная школа - на родном, дальше обучение идет на русском. По словам, обозревателя Северокавказской службы радио "Свобода" Муртазали Дугричилова , на родном языке в республике говорят на бытовом уровне. "В сельской местности на местных языках говорят практически все. В крупных городах, в Махачкале или Дербенте, обучение национальным языкам ведется по желанию", - рассказал он.

В ближайшее время в Дагестане по предложению главы республики Рамазана Абдулатипова будет создана комиссия по проблемам русского языка и языков народов Дагестана. Также ожидается, что после принятия закона "О языках народов Республики Дагестан" все 32 языка в республике получат статус государственного.

Директор института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Магомед Магомедов полагает , что после принятия закона родной язык в школе будет изучаться в обязательном порядке. Негативный опыт других национальных республик в Дагестане учли - как рассказал Магомедов, закон запретит демонстрации и пикеты родителей, требующих исключения из списка обязательных учебных дисциплин предмета родного языка.

Ингушетия

Согласно закону "О государственных языках Республики Ингушетия", ингушский и русский языки как государственные изучают во всех образовательных учреждениях республики.

Эксперты считают, что для сохранения и развития ингушского языка нужно обеспечить его применение наряду с русским во всех областях жизнедеятельности республики. Кроме того, в республике идут разговоры о том, что теперь необходимо развитие отраслевой терминологии на ингушском языке, полноценное употребление ингушского языка, как государственного и разработка методики преподавания родного языка в школах республики.

Кабардино-Балкария

В Кабардино-Балкарии дискуссия вокруг языковых вопросов разгорелась в связи с принятием поправок в закон "Об образовании". В соответствии с ними национальные языки, кабардинский и балкарский, будут изучаться с первого класса в обязательном порядке детьми, для которых тот или другой язык является родным.

Между тем представители общественности просят главу КБР не подписывать изменения. По их мнению, закон "в разы сократит количество изучающих кабардинский и балкарский языки" и станет "значительным шагом в сторону сужения их жизненного пространства". Они считают, что воспитание и обучение в детсадах и начальных классах школ должны вестись на родных языках. Однако этот пункт, предложенный в ходе обсуждения законопроекта, в окончательную редакцию не вошел.

Калмыкия

Согласно закону "О языках народов республики Калмыкия" в общеобразовательных школах, где обучение ведется на русском языке, калмыцкий язык вводится с первого класса в качестве обязательного учебного предмета как один из государственных языков республики. Однако национальные активисты считают, что статус калмыцкого языка как государственного все еще остается декларативным в сфере использования. В качестве примера они приводят тот факт, что культурно-массовые мероприятия и даже национальные праздники проходят исключительно на русском языке.

Представители нетитульного этноса недовольны сложившейся ситуацией, но публичных выступлений на эту тему нет.

Карачаево-Черкесия

В республике являются государственными абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский языки. Обязательное обучение в школах родных языков их носителями прописано в Конституции КЧР. Кроме того, согласно закону "Об образовании" родной язык должен изучаться в качестве обязательного предмета в образовательных учреждениях, где обучение ведется на русском языке. Однако, как оказалось, эта обязательность не гарантирует достаточный по мнению национальных активистов уровень и качество образования. Сейчас в республике остро стоит вопрос обновления содержательной части учебников по родным языкам - абазинскому, карачаевскому, ногайскому, черкесскому.

Карелия

Карелия является единственной национальной республикой РФ, в которой только один государственный язык - русский. Проблемой для повышения статуса карельского языка являются малочисленность представителей этого этноса относительно других жителей республики и, как следствие, низкий уровень распространения карельского языка. Недавно председатель Карельского конгресса Анатолий Григорьев предложил ввести в Карелии три государственных языка - русский, карельский и финский. Поводом полсужило обещание властей ввести трехъязычие в Крыму.

Национальные языки факультативно преподаются в начальной школе, изучаются в вузах и дошкольных учреждениях. По данным Министерства образования, в 2013 году карельский, финский и вепсский языки в школах республики изучали более 6,5 тысяч человек.

Коми

Министерство образования Коми ввело обязательное изучения коми языка с первого класса в 2011 году. По данным сотрудника Коми научного центра Уральского отделения РАН Натальи Мироновой , это приводит к латентному недовольству в молодежной среде. "Старшеклассники не понимают, зачем им отнимать свое драгоценное время от подготовки к ЕГЭ по математике для изучения коми-языка", - сказала исследователь.

В сентябре 2011 года Конституционный суд Коми вынес решение об обязательности изучения коми языка в школах республики - как для коми, так и для некоми учеников. Сейчас в республике школы могут выбирать программу преподавания коми языка - "как родной" (до 5 часов в неделю) и "как государственный" (2 часа в неделю в начальных классах).

Крым

В недавно принятой конституции нового российского региона закреплены три государственных языка - русский, украинский и крымско-татарский. Обучение в школах будет вестись на этих трех языках.

Родители школьников Бурятии, Башкирии и Татарстана уже обратились к президенту России и ряду чиновников, в том числе из руководства Крыма, с просьбой закрепить добровольное изучение украинского и крымско-татарского языков в республике. Активисты опасаются, что иначе в дальнейшем все дети Крыма, независимо от национальности, окажутся обязанными изучать все три государственных языка. Подписавшиеся приводят в пример свои национальные республики, где школьникам приходится изучать неродные языки.

Марий Эл

В Республике Марий Эл, где государственными языками являются русский и марийский (луговой и горный), обязательное изучение последних ввели в 2013 году. Аналитики отмечают , что среди русского населения растет недовольство тем, что их заставляют учить ненужный им язык, однако пока публичных выступлений по этому поводу не было.

Мордовия

Республика ввела обязательное изучение эрзянского и мокшанского языков во всех школах республики в 2006 году. Изначально обязательным изучение этих языков было только в национальных школах в районах и населенных пунктах с компактным проживанием эрзян и мокшан. С 2004 года в русскоязычных школах эти предметы стали преподавать факультативно.

На момент введения обязательного изучения мордовских языков были проявления недовольства со стороны русскоязычных родителей. Сейчас, по прошествии 7 лет, количество недовольных значительно сократилось, а их голос стал практически незаметным. Учителя , что введение новых предметов со временем изменило отношений родителей немордовской национальности к изучению национальных языков.

Якутия

Согласно закону республики Саха "О языках", языками обучения в общеобразовательных средних национальных школах являются саха, эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский и чукотский, а в русскоязычных школах - русский язык. В национальных школах русский язык изучается как предмет. Местные официальные языки также изучают как предмет в русскоязычных школах в местах компактного проживания малочисленных народов Севера.

Несмотря на принимаемые меры, позитивные тенденции в последние годы наблюдаются только в развитии якутского языка. Родные языки как способы общения хорошо сохранились лишь в семи населенных пунктах компактного проживания коренных народов. В остальных улусах родные языки практически утрачены. Их используют в основном представители старшего и среднего поколения, да и то лишь в быту или в тех семьях, которые сохраняют традиционный уклад жизни.

Северная Осетия

Согласно региональному закону о языках, родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения с одним из двух государственных языков воспитания и обучения - русским или осетинским, который включает в себя иронский и дигорский диалекты.

Как пишет осетинский журналист Заур Караев , изучение родного языка в школах республики является обязательным для всех – русских, армян, украинцев, азербайджанцев и всех остальных национальностей. Но для тех, кто несилен в знании осетинского, существуют специальные "слабые классы" – с более простой системой изучения и с преподаванием практически полностью на русском. В сильных классах программа намного сложнее. Однако это не помогает сохранить осетинский язык. По словам Караева, по программе, подготовленной для ознакомления проживающих в РСО представителей нетитульного этноса с осетинским языком в общих чертах, почему-то занимается приблизительно треть школьников Владикавказа осетинского происхождения.

Татарстан

Обвинения в насаждении татарского языка в адрес руководства республики поступают уже не первый год. В Татарстане, где лишь половину населения составляет титульный этнос, татарский язык обязателен для изучения всеми. Родители русских детей в Татарстане регулярно проводят акции протеста и даже обращались в прокуратуру по поводу дискриминации русскоязычных школьников, однако проверка нарушений не выявила.

Между тем татарские националисты со своей стороны тоже бьют тревогу. По их словам, статус татарского языка как государственного в республике почти не реализуется - на улицах мало информационных стендов на национальном языке, нет полноценного государственного федерального канала на татарском языке, не существует университета, в котором преподавание полностью велось бы на татарском языке.

Официальные власти опровергают и заявления русских родителей о том, что изучение татарского ведется в ущерб русскому языку, и претензии татарских националистов. В республике регулярно реализуют языковые проекты и программы, например, изучение национального языка в детских садах.

Тува

В Туве в 2008 году было зафиксировано катастрофическое состояние русского языка. По данным научного сотрудника сектора социологии и политологии Тувинского института гуманитарных исследований Валерии Кан , власти были вынуждены обратить внимание на эту проблему. 2014 год был объявлен годом русского языка. Принимаются системные меры для того, чтобы дети в первую очередь в сельской местности могли освоить этот язык. По ее данным, тувинский язык чувствует себя замечательно. Путешественники также отмечают, что жители республики между собой говорят в основном по-тувински, хотя на улицах преобладают вывески на русском языке.

Между тем тувинская журналистка Оюмаа Донгак считает, что национальный язык притесняют. Так, в своем блоге она отмечает, что среди населения трудно найти тувинцев, чисто говорящих на своем языке, и даже в правительстве республики работают в основном люди, не знающие родного языка. При этом, указывает она, на развитие русского языка глава Тувы выделил 210 млн рублей, а на развитие тувинского - ничего.

Удмуртия

Вопрос об обязательном изучении национального языка в школах не обошел и Удмуртию. В начале года с подобной инициативой выступила ассоциация "Удмурт Кенеш". По их словам, обязательное изучение удмуртского всеми позволит бороться с утратой языка удмуртами в тех семьях, где родители не говорят со своими детьми, а также развивать культуру многоязычия среди жителей республики.

Русские активисты республики резко высказались против. В феврале Госсовет Удмуртии отклонил инициативу об обязательном изучении удмуртского языка в школах республики. По словам врио главы Удмуртии Александра Соловьева, из бюджета и так ежегодно выделяются деньги на обучение национальному языку, который можно выбрать добровольно.

Хакасия

Как и во многих республиках, в Хакасии национальная языковая среда сохраняется, в основном, в сельской местности, где компактно проживает коренное население.

В обязательном порядке хакасский язык изучают только в национальных школах республики.

Между тем кандидат политических наук Гарма-Ханда Гунжитова заявила в СМИ, что в Хакасии с 1 сентября 2014 года будет введено обязательное изучение хакасского языка по трем программам: для русских, русско-хакасских и для хакасских школ. По ее данным, язык будет изучаться с 1 по 11 класс со сдачей экзамена.

Чечня

В Чечне национальный язык преподается во всех школах республики как отдельный предмет. Поскольку 95% населения республики составляет титульный этнос, никаких протестов по поводу изучения неродного языка не зафиксировано. Отмечается, что в сельской местности проблем с чеченским языком не возникает, наоборот - дети в селах плохо владеют русским языком. Но несмотря на то, что национальный язык активно используется в быту, в республике все же отмечают, что сфера его использования продолжает неуклонно сужаться, так как в обществе падает интерес к его изучению и употреблению. На последнем круглом столе в Министерстве культуры ЧР отметили тревожный, по мнению участников, процесс смешивания разговорной речи родного и русского языков, а также тенденцию к постепенному вытеснению чеченского языка из официальной сферы.

По мнению директора Института развития образования ЧР Абдуллы Арсанукаева, положительно повлиять на чеченский язык могло бы введение преподавания в школах на родном языке. Правительство со своей стороны собирается уравнять русский и чеченский языки на официальном уровне - пока документооборот в правительстве ведется на русском языке. Ожидается также создание государственной комиссии по сохранению, развитию и распространению чеченского языка.

Чувашия

Чувашский язык изучается как обязательный предмет в школах республики и в ряде вузов Чувашии в течение одного-двух семестров. "В самом начале преподавания было очень много родителей, которые приходили в школу и выступали против того, чтобы их ребенок занимался изучением чувашского. Но на сегодняшний день с уверенностью могу сказать: таких родителей уже и нет. Некоторые даже, напротив, хотят, чтобы их ребенок развивался и знал родной язык Чувашии и, наверное, это правильно", - отмечает Ольга Алексеева, учитель чувашского языка и литературы в СОШ №50 в Чебоксарах.

Об остроте языкового вопроса в республике можно судить по недавним событиям - в 2013 году суд в Чувашии признал журналиста Илле Иванова виновным в разжигании межнациональной розни за публикацию, в которой говорилось об ущемленном положении чувашского языка в республике. Дискуссии вокруг родного языка обострила и недавняя языковая реформа. По новым правилам, часть чувашских слов должны писаться раздельно. Однако при этом получившееся словосочетание можно двояко истолковать. По словам противников реформы, она обеднила язык и может послужить катализатором его обрусения.

Ненецкий АО

В НАО проживает 43 тысяч человек, из которых около 8 тысяч - коренное население. Основная проблема в изучении ненецкого языка - нехватка учебников и преподавателей. В образовательных учреждениях округа введены часы на изучение языка, организованы факультативы, а педагогов просто не хватает.

По словам методиста ГБУ "Ненецкий региональный центр развития образования" Людмилы Талеевой , на базе учебных педагогических заведений округа уже давно не готовят таких специалистов. В основном родной язык детям преподают педагоги русского языка и литературы, которые в свое время, будучи студентами, изучали ненецкий язык. Обучение проводится по старым учебникам грамматики.

Ямало-Ненецкий АО

С аналогичными проблемами сталкиваются коренные народы ЯНАО - нехватка преподавателей родных языков и преподавателей с правом обучения родному языку для кочевых школ, отсутствие методик преподавания родных языков для начинающих, недостаточная обеспеченность школ учебными пособиями на национальных языках.

Основными языками коренных малочисленных народов Севера в регионе считаются ненецкий, хантыйский и селькупский.

Чукотский АО

Основными языками на Чукотке признаны чукотский, эскимосский и эвенский. Сейчас в правительстве разрабатывают Концепцию по развитию родных языков коренных малочисленных народов региона. Пока что Ассоциация коренных и малочисленных народов Чукотки сама организовала курсы изучения чукотского и эвенского языка.

Чукотский язык является языком повседневного общения у большинства чукчей - в семье и в процессе традиционной хозяйственной деятельности. В школах национальных сел чукотский язык изучают в начальных классах как обязательный предмет, в старших - факультативно. Обучения на чукотском языке в республике не ведется.

Ханты-Мансийский АО

По данным общественных организаций, из 4 тысяч ханты и манси, живущих в Югре, на курсы родного языка ходят лишь единицы. Представители молодежных организаций коренных народов Севера даже предложили лишать национальных льгот тех, кто не знает родного языка.

"Молодежь по-разному относится к родному языку. Кто-то свободно владеет двумя языками, кто-то понимает речь, но сам не говорит, а кто-то вообще считает достаточным знание только русского языка, на котором говорит большинство", – говорит президент Молодежной организации обско-угорских народов Надежда Молданова. Она тоже обеспокоена тем, что новое поколение все меньше интересуется национальными языками. Из-за низкого спроса на специальность в Югорском государственном университете даже закрыли кафедру финно-угорского языка.

Одна проблема

Практически все языки российских народов страдают из-за того, что родители и сами ученики предпочитают учить русский язык. Это неудивительно - кроме того, что на нем говорит большая часть населения страны, он также остается единственным языком межнационального общения в многонациональной России. Сыграло свою роль и введение ЕГЭ - ученикам просто необходимо обращать больше внимания на русский язык, чтобы сдать обязательный экзамен. Однако родной язык является основой культуры и сохранения этноса. Каждый регион пытается решить эту проблему по-своему.

Принуждение к изучению национального языка тех, для кого он не является родным, как видно на примере Татарстана, не дает хорошего результата. Более того, приводит к появлению в регионе людей, которые считают, что их угнетают по национальному признаку. Положение усугубляется тем, что, в отличие от всех остальных народов страны, самый многочисленный народ - русские - по существующим в России законам не могут выбрать для изучения в школе свой язык как родной, отказавшись таким образом от изучения национального.

Добровольное обучение родному языку также не приводит к значимым успехам в силу отсутствия у молодежи интереса к нему. Поняв это, власти многих регионов начали водить языковые элементы в быт - переводить на национальные языки законы, известные книги, вывески.

Судя по всему, лучшим инструментом для сохранения родных языков народов остается общение на них в семье. А еще - занятия традиционными видами деятельности. Так, у северных народов все еще используется родной язык для обозначения явлений, которые на русский переводить просто неудобно.

С распространением интернета у заинтересованных в сохранении своей культуры людей, несомненно, появилось больше возможностей для изучения родного языка. А вот для русского языка всемирная сеть, наоборот, оказалась вредна. В него стало проникать больше иностранных заимствований и новообразований. Кроме того, в сети часто умышленно употребляют слова не по правилам, что также оказывает негативное влияние на уровень знаний школьников.

Как отмечает руководитель Центра национальных проблем образования ФИРО Минобрнауки Ольга Артеменко , русский язык в массовом употреблении постепенно превращается из литературного языка в бытовой. В школах ряда республик в начальных классах сокращаются часы на изучение русского языка. При этом он изучается на коммуникативной основе с функцией межнационального общения, а не как язык, обеспечивающий конкурентоспособность подрастающего поколения.

По ее мнению, для снятия межнационального напряжения и улучшения качества языкового образования необходимо скорректировать понятийно-терминологический аппарат в нормативных правовых актах. В частности, изъять такие понятия как "родной нерусский", "русский неродной", "русский как иностранный". Исключить противопоставление родной и русский, так как русский язык также является родным. Вывести русский язык из статуса государственного языка республики, сняв их функциональное равноправие.

Законопроект с уточнениями сложных аспектов правового положения языков народов РФ уже давно подготовлен Комитетом Госдумы по делам национальностей. Однако, несмотря на положительные отзывы из регионов, его рассмотрение все время откладывается на неопределенный срок.

В мире на 2015 год насчитывается около 7 469 языков. Но какой, же среди них самый распространённый? Согласно известному справочнику Ethnologue, который разрабатывается и выпускается в печатном и электронном виде международной некоммерческой организацией SIL International, список самых распространённых языков мира (по числу говорящих) выглядит следующим образом.

Малайский

Малайский (вкл. индонезийский) - язык, включающий несколько родственных языков, распространённых на острове Суматра, полуострове Малакка, в прибрежных районах острова Борнео, Индонезии и Таиланде. На нём говорит 210 миллионов человек. Является официальным языком Малайзии, Брунея, Индонезии и одним из четырёх официальных языков Сингапура, а также рабочим языком на Филиппинах и в Восточном Тиморе.


На девятом месте в рейтинге самых распространённых языков мира находится бенгальский язык. Это официальный язык Народной Республики Бангладеш и индийских штатов Западная Бенгалия, Ассам и Трипура. На нём говорят в некоторых районах индийских штатов Джаркханд, Мизорам и Аруначал-Прадеш, а также на Андаманских и Никобарских островах. Является вторым наиболее распространённым языком в Индии. Общее количество говорящих в мире - 210 млн человек.


Французский язык - официальный язык Франции и ещё 28 стран (Бельгии, Бурунди, Гвинеи, Швейцарии, Люксембурга, Республики Конго, Вануату, Сенегала и т. д.), на котором говорит около 220 миллионов человек. Является официальным и административным языком многих общин и международных организаций, таких как Европейский Союз (один из шести официальных языков), Международный олимпийский комитет, Организация Объединённых Наций и других.


Португальский - язык, на котором говорят более 250 миллионов человек проживающих в Португалии и бывших португальских колониях: Бразилии, Мозамбике, Анголе, Кабо-Верде, Гвинеи-Бисау, Сан-Томе, Принсипе, Восточном Тиморе и Макао. Во всех этих странах он является официальным языком. Также распространён в Соединённых Штатах Америки, Франции, Южной Африке, на Бермудских островах, Нидерландах, Барбадосе и Ирландии. Является одним из официальных языков Европейского Союза и других международных организаций.


Русский - официальный язык России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана. Широко распространён на Украине, в Латвии и Эстонии. В меньшей степени в странах, входивших в состав Советского Союза. Является одним из шести официальных языков Организации Объединённых Наций и самым распространённым языком Европы. Всего в мире на русском говорит 290 млн человек.


Хинди - официальный язык Индии и Фиджи, на котором говорят 380 млн человек , преимущественно в центральных и северных регионах Индии. В индийских штатах Уттар-Прадеш, Уттаракханд, Химачал-Прадеш, Харьяна, Мадхья-Прадеш, Бихар, Раджастхан и на территории столицы Дели хинди является официальным языком государственного управления и основным языком обучения в школах. Он также распространён в Непале, Пакистане, Малайзии, Индонезии, Суринаме, Республике Маврикий и на Карибских островах.


Четвёртое место в рейтинге самых популярных языков мира занимает арабский язык. Это официальный язык всех арабских стран, а также Израиля, Чада, Эритреи, Джибути, Сомали, Коморских Островов и непризнанного государства Сомалиленда. На нём во всём мире говорит 490 млн человек. Классический арабский (язык Корана) является литургическим языком 1,6 миллиарда мусульман и одним из официальных языков Организации Объединённых Наций.


Испанский или кастильский - язык, возникший в средневековом королевстве Кастилия на территории современной Испании и распространившийся в эпоху Великих географических открытий в первую очередь в Северной и Южной Америке, а также в некоторых частях Африки и Азии. Является официальным языком Испании и ещё 20 стран (Мексика, Аргентина, Боливия, Колумбия, Чили, Куба, Панама, Перу и др). Всего в мире на испанском говорят 517 млн человек . Он также используется в качестве официального и рабочего языка многими международными организациями, в числе которых Европейский союз, ООН, Союз южноамериканских наций и т. д.


Английский - официальный язык Великобритании, США, Ирландии, Канады, Мальты, Австралии, Новой Зеландии, а также некоторых государств Азии. Он широко распространён в отдельных районах Карибского бассейна, Африки и Южной Азии. В общей сложности английский является официальным языком почти 60 суверенных государств и многих мировых и региональных международных организаций. Общее количество говорящих в мире составляет 840 млн человек.


Самым распространённым языком мира является севернокитайский язык, известен как путунхуа или мандарин - это речь, объединяющая китайские диалекты, на котором говорят на севере и юго-западе Китая. Является официальным языком Китайской народной республики, Тайваня и Сингапура. Кроме того, он распространён в местах проживания китайской диаспоры: в Малайзии, Мозамбике, Монголии, азиатской части России, Сингапуре, США, Тайване и Таиланде. Согласно справочнику Ethnologue на данном языке говорят 1,030 млн человек .

Поделится в соц. сетях

Родной язык… Многие считают, что знать родной язык - это большое счастье, так как знание родного языка дает человеку очень многое: и чувство уверенности в себе, и чувство гордости за достижения в области духовной культуры своего народа, которые он может познать с помощью родного языка. Все это очень важно для человека.

Родной… так мы обычно обращаемся к человеку, когда испытываем к нему самые теплые чувства. От этого слова веет материнской любовью, теплом домашнего очага, радостью встреч с дорогими родными близкими людьми. Когда мы говорим родной язык, мы также наделяем слово язык особым смыслом. Это язык, на котором говорили наши предки, наши бабушки и дедушки, язык, который мы слышали с детства, и на котором говорили наши матери и отцы, которых мы очень любим и поэтому родной язык нам так дорог.

Знание родного языка - это проявление подлинного чувства национального достоинства и высокого этнического сознания, а родной язык -великая ценность. Он является главным инструментом сохранения и развития духовной культуры народа.

На планете Земля существуют тысячи народов. Это тысячи языков, точное число трудно даже подсчитать - где-то 7 тысяч, но может быть и больше. Казалось бы - огромное языковое и культурное разнообразие создано гением человека, и здесь не о чем и беспокоиться! Но… сегодня есть причина для тревоги, так как это чудесное языковое и культурное разнообразие находится под угрозой исчезновения. Считается, что языки сегодня исчезают с такой большой скоростью, как никогда прежде. Ученые подсчитали, что через несколько десятилетий останется лишь половина существующих языков - всего 3 тысячи. Это значит - вместе с языками исчезнут и самобытные культуры и сами народы. Это огромная потеря для всего человечества, так как культурное разнообразие - это залог развития всех существующих культур.

В первую очередь исчезают языки самых обездоленных народов - коренных -из-за того, что на их земли, на которых они традиционно проживали и вели традиционный образ жизни, пришли другие народы (англичане, испанцы, французы и другие), чьи империи, расширяясь, захватывали все новые и новые территории в Америке, Африке, Азии, Австралии. На занятых территориях они навязывали коренным народам свои языки, культуры, религии. Именно поэтому сейчас в мире самыми распространенными являются английский, испанский, французский языки, а языки коренных народов исчезают. Это серьезная проблема и многие обеспокоенные этим ученые и общественные деятели бьют тревогу, пишут статьи о необходимости срочных мер по спасению языков, предпринимают какие-то меры по фиксации, изучению и возрождению языков коренных народов. Мир осознал, что с исчезновением языков исчезнет и многоцветье культурного разнообразия, оно станет тусклее.

Озабоченное исчезновением языков специализированное учреждение ООН по образованию, науке и культуре - ЮНЕСКО - составило Атлас исчезающих языков мира и провозгласило в 1999 году о Международном дне родного языка, который отмечается 21 февраля по всему миру. Первый Атлас исчезающих языков был выпущен в свет в 2001 году. Тогда из 6900 языков исчезающими были признаны 900 языков. Через 8 лет во втором издании Атласа число исчезающих языков составило уже 2700, то есть выросло в три раза! Решение проблемы исчезновения языков требует больших финансовых расходов, поэтому правительства плохо слышат или вообще не слышат обеспокоенную общественность.

Языковая ситуация в России также плачевная. Многие языки коренных народов исчезают, не только малочисленных народов, но и многочисленных (удмуртов, карелов, бурятов и других). Особенно тяжелая ситуация у коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - из 40 языков большинство относится к исчезающим языкам. Особенно тревожная ситуация у орочей, нивхов, кетов, удэгейцев, селькупов, ительменов, саами, эвенков, шорцев, юкагиров и других. Главным критерием отнесения языка к исчезающим языкам является количество детей знающих родной язык. Если подавляющее большинство детей и молодых людей не знает родного языка, то язык относится к исчезающим, даже если общее число представителей народа сотни тысяч. Это связано с тем, что с уходом из жизни старшего поколения носителей языка не останется, так как не произошла передача языка от старшего поколения младшему.

В нашей стране заложены правовые основы сохранения языков коренных малочисленных народов (Конституция РФ, закон о языках народов РФ) в которых записано, что «языки народов России - национальное достояние Российского государства», что «государство способствует созданию условий для сохранения языков малочисленных народов», но в реальной жизни условия для этого не созданы. Возрождением языков занимаются в основном энтузиасты. Они пытаются хоть что-то сделать для сохранения языков. Благодаря их ходатайствам и усилиям открываются кружки, ведется кое-где обучение родному языку, издаются книги. Но этого явно недостаточно, это не может решить проблему и языки продолжают исчезать. Нужна целевая государственная программа возрождения языков коренных народов России и значительные финансовые расходы на нее.

Шорский язык - язык коренного малочисленного народа юга Кузбасса, относится к исчезающим языкам. Осталось около 400 человек (3 % от общего количества шорцев), владеющих шорским языком, и эта цифра постоянно уменьшается. Через 20-30 лет носителей шорского языка может не остаться и язык станет мертвым. Это значит, что не будет стихов и песен на шорском языке, не будет ансамблей, не будет Пайрамов и культурных мероприятий, не будет книг. Шорская культура умрет окончательно. Оставшимся «шорцам» ничего не останется, как поменять свою этническую идентичность (а на это будут способны единицы), либо они будут еще больше спиваться, впадать в депрессию, вести плачевное существование, так как лишатся главной опоры в современной полиэтнической жизни - шорской культуры и языка. Из сказанного можно сделать вывод: будущее современных молодых шорцев и их детей находится в их руках - надо изучать шорский язык у оставшихся носителей шорского языка и создавать шорскую языковую среду в семье, чтобы дети знали родной язык и говорили на нем свободно. Дети - это будущее народа. Если они выучат родной язык, то смогут передать его своим детям, и язык не исчезнет. Владение двумя языками - шорским и русским - вполне по плечу шорской молодежи.

Отказ от родного языка может привести к трагедии, а вот знание двух и более языков, наоборот, делает человека духовно богаче, успешнее, умнее и счастливее, открывает новые возможности в жизни, так как человек приобщается к нескольким культурам, берет из них для своего развития самое лучшее. В современном глобализированном мире широко распространен билингвизм (владение двумя языками) и мультилингвизм (более двух языков). Например, в Индии и Камеруне многие говорят на 3-4 языках и в Европе - также, в Японии - два государственных языка (японский и английский), которые изучают и знают все японцы.

В заключение хочется привести замечательные слова великого немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта: «Через многообразие языков для нас открывается богатство мира и многообразие того, что мы познаем в нем, и человеческое бытие становится для нас шире, поскольку языки в отчетливых и действенных чертах дают нам различные способы мышления и восприятия» .

Bulgaria Bulgarian Sweden Swedish
Poland Polish Greece Greek
Hungary Hungarian Holland Dutch
Spain Spanish Cuba Spanish
Norway Norwegian India Hindi

Прочтите названия стран. Напишите, где английский язык является государственным. Используйте карту из «Книги для учеников», стр. 38
English is spoken in Australia as the official language. - Английский является официальным языком в Австралии.
English is spoken in Jamaica as the official language. - Английский является официальным языком на Ямайке.
English is spoken in Barbados as the official language. - Английски!! является официальным языком на Барбадосе.
English is spoken in New Zealand as the official language. - Английский является официальным языком в Новой Зеландии.
English is spoken in the United States of America as the official language. — Английский является официальным языком в США.
English is spoken in Canada as the official language. - Английский является официальным языком в Канаде.
English is spoken in Guyana as the official language. - Английский является официальным языком в Гайане.
English is spoken in the United Kingdom of Great Britain as the official .language. - Английский является официальным языком в Великобритании.
Отметьте причины, по которым вы учите английский язык. И Напишите два собственных варианта.
I study English because I’ll need it for my ftiture education. - Я учу английский язык, потому что он мне понадобится для моего будушего образования.
I study English because my parents want me to study this foreign language. — Я учу английский язык, потому что мои родители хотят, чтобы я учил экн иностранный язык.
I study English bccause I want to have good marks. - Я учу английский язык, потому что я хочу иметь хорошие оценки.
I study English because I want to read English books in the original. - Я учу английский язык, потому что хочу читать английские книги в оригинале.
1 study English because it is very useful for travelling. - Я учу английский язык, потому что это очень полезно для путешествий.
I study English because I want lo watch TV programmes on the BBC Channel. - Я учу английский язык, потому что я хочу смотреть телепрограммы по каналу ВВС.
I study English because I want to make friends in different countries. - Я учу английский язык, потому что я хочу завести друзей в разных странах.
I study English bccause I want to be able to order meals in a restaurant when I am abroad. - Я учу английский язык, потому что это позволит мне делать заказы в ресторанах за границей.
Примеры своих вариантов:
I study English because I want to understand the meaning of my favorite eng- lish songs. - Я учу английский язык, потому что хочу понимать смысл моих любимых английский песен.
I study English bccause I want to search for information in Internet faster and i cascr. - Я учу английский язык, потому что хочу осуществлять поиск в
Интернете быстрее и проще.
Сделайте из двух предложений! одно. Первое предложение выполнено в качестве примера.
Will you return me the book? I gave you this book yesterday. Will you return me the book which I gave you yesterday? / Ты мне вернешь книгу, которую я тебе дал вчера?
I want to go to the party. The party will be at our school during the holidays. I want to go lo the party which will be at our school during the holidays. / Я хочу пойти на вечеринку, которая будет у нас в школе во время каникул.
I want to see the film. You saw this film last week. I want to see the film you saw last week. / Я хочу посмотреть фильм, который я видел на прошлой неделе.
Have you read the advertisement? The advertisement invites you lo take part in the language competition. Have you read the advertisement that invites you to take part in the language competition? / Ты видел объявление, что можно принять участие в соревновании по языку?
Do you know the student? He has won the first prize in the competition? Do you know the student who has won the first prize in the competition? / Ты знаешь ученика, который получил первый приз на соревновании?
Do you know people? People can speak more than four languages. Do you know people who can speak more than four languages? / Ты знаешь людей, которые бы говорили больше, чем на четырех языках?

Выразите свое согласие или несогласие со следующими высказываниями. Используйте фразы согласия и несогласия из рамки. Объясинтс ваше мнение.
There will be no countries in the future, people will live in one international world. It’s impossible that there will be no countries in the future, people will live in one international world, I believe that all the countries will save their identity and independence - in economics and culture as well.- В будущем не будет никаких стран, люди будут жить в одном интернациональном мире. Это невозможно. Я полагаю, что все страны сохранят свою индивидуальность и независимость - как в плане экономики, так и культуры.
People will speak one artificial international language. I think that there is no point in one artificial international language. It’s all about losing cultural in- dentily and history. - Я думаю, что одном искусственном языке нет никакого смысла. Это все ко тому же вопросу об утрате культурной индивидуальности и истории.
ЛИ the people oflhe world will speak English and will forget their own languages. I’ll never believe that one day all the people of the world will speak English and will forget their own languages. The USA is not so strong as it seems and every day it loses its power and influence. - Я никогда не поверю, что однажды все люди заговорят на английском и позабудут их родной язык. США не такая сильная страна, какой кажется, и каждый день она теряет свою силу и влияние.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!