Русь моя родная анализ. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…

Гой ты Русь моя родная анализ стихотворения Сергея Есенина

План

1.История создания

2.Тропы и образы

3.Размер и рифмовка

4.Смысл стихотворения

1. История создания стихотворения. был заядлым путешественником, побывал во многих странах мира. Но он всегда возвращался в Россию: родной дом его находится именно там, и он ему дороже всего.

Несмотря на воспевание Отечества, Есенин романтиком-идеалистом не был. Он прекрасно видел отрицательные стороны жизни в своей стране. Но все недостатки страны поэт прощал. Он прекрасно знал и о раболепии народа, и о казнокрадстве среди чиновников, лицемерии и самодурстве в среде помещиков, постоянном пьянстве мужиков, плохом качестве дорог.

Пребывая в браке с американкой, Есенин имел все шансы остаться за морем. Но предпочёл заграницам он именно Россию. Большинство своих стихотворений Сергей Есенин посвятил Родине и родной природе. Многие его произведения пропитаны любовью к родному краю, умение находить прекрасное во всём у Есенина ярко выражено.

2. Тропы и образы. Родным местом для поэта является русская деревня со множеством крестьянских домов. Поэт ощущал частью природы и находил в ней вдохновение. Стихотворение "Гой ты, Русь" можно считать признанием в любви к родному краю. При всех недостатках Родина у Есенина - это храм, где каждый способен вернуться к духовным истокам. Он невероятно ярко демонстрирует контрасты Русской земли - красоту и убогость, доброту людей и пьянство мужиков, веру в Бога и обожествление царя. Но жизнь крестьян ему кажется более правильной и последовательной, нежели его собственно. Именно поэтому он ценит русскую деревню, дополняя к её образу Яблочный Спас, и сравниваемый с серёжками смех девушек.

Он любит крестьян за почитание традиций предков и за довольство тем, что у них есть. Поэт склонен одушевлять всё живое, и здесь он делает то же самое. К России он обращается как к близкому человеку. Здесь есть и диалектизмы (хоровод называется корогодом) и наличие церковной лексики (Спас; хаты - в ризах образа; рать святая). Вся картина воссоздаётся через приму зрения "захожего богомольца". Почувствовать себя в деревне после службы в церкви помогает множество приёмов, реализуемых автором. Целый звуковой ряд создаёт атмосферу колокольного звона. Даже сама деревенская изба уподобляется храму. А сравнение деревни с храмом - самый важный образ в стихотворении.

Поэт играет цветами. Синь будто бы впивается в глаза. Русскую землю он видит чистой, синей. Этот образ связывался с гладью воды и особенно с небесами. А вот на обилие золотого цвета поэт лишь намекает. Он присутствует в виде и мёда, и яблок, и сжатых полей, и соломенных крыш.

3. Размер и рифмовка. Само стихотворение мелодично, состоит оно из пяти четверостиший; трёхсложный размер - анапест. Рифма здесь перекрёстная.

4. Смысл стихотворения. Стихотворение ориентировано на будущее время на всём своём протяжении. Лирический герой автора собирается в путь, чтобы познать бескрайние просторы родных земель. Лирический герой счастлив, живя в гармонии с природой. Другого счастья ему не надо. Лирический герой Есенина - деревенский кучерявый весёлый паренёк с гармошкой, который поёт песни о родном крае.

Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних произведений творчества великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в 1914 году, когда автору этого стихотворения не было ещё и двадцати лет. Сергей Есенин обладал необычайным талантом – превращать свои стихи в умиление для созерцания.

Немногим писателям удавалось воспевать в своих стихах такое чуткое и яркое отношение к своей стране, восхвалять её сущность, бытие. Сергей Есенин непросто любил Россию, он ею жил. Свои стихи, в массе своей, он посвящал сельской теме, ведь сельская Россия для него была куда понятней и деловитей, нежели большие города с их суматохой. Тихие берёзки у ручья, небо голубое, а вдали виднеется простор – всё это было для Сергея Есенина любимым и родным.

Именно любовь к своей родине и её чуткая красота, описываются в стихотворении «Гой ты Русь, моя родная…». Автор произведения словно закладывает свою душу в текст, предаётся воспоминаниям о былом прошлом, как прекрасно жилось на селе, где человек чувствует себя свободнее и раскованней, не то, что в городах. Называя себя «захожим богомольцем», он истово поклоняется своей земле, но затем удаляется в далёкие края. В тексте отчётливо бросается в глаза вся сущность русского народа.

С одной стороны – это прежние недостатки: пьянство на селе, вседозволенность вельмож, вечная нищета народа, с другой стороны – единство народа в вере, помощь в первую очередь кому угодно, а уж потом себе, щедрость русского народа. Именно родина в этом стихотворении играет роль всеобщего светлого храма, направленного на путь истинный. Автор так сильно любит свою родину, что не променяет её даже на сам рай.

Аромат яблок и мёда, а вдобавок кроткий Спас – всё это родина, о которой болит душа, но болит она не от печали, а от чувства невосполнимой радости. Эмоции и чувства словно вырываются наружу. Герой произведения бежит по тропинке лугов и слышит звенящий смех девушки. Он так этому предаётся, что сравнивает смех с берёзовыми серёжками. Его восхищают обычные русские домики, по типу ризы (божественное одеяние) и он рад приметить чахнущие тополя.

В каждой отдельно взятой строке стихотворения можно найти упоительные слова, которые восхищают своей душевной теплотой. Лирический герой, в образе самого Сергея Есенина никак не хочет говорить о стране, а о любви к родине – пожалуйста. Гордость за то всецелое, на какой земле ты живёшь, приводит в чувство восторга нашего героя.

Сергей Есенин писал это стихотворение от большого ума и чистой совести. Он много где побывал и много где пожил, но ничто не влекло его назад так сильно, как любовь к родине. Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» есть тому самое наглядное подтверждение.

Анализ стихотворения Гой ты, Русь моя родная по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мать Некрасова

    Детство поэта проходило в не лучших для ребенка условиях. Тирания со стороны отца доставляла много горя матери, видя все это, маленький Николай испытывал большую досаду и неловкость за то, что не в состоянии повлиять на атмосферу в семье и защитить мать.

  • Анализ стихотворения Одинокий дуб Фета

    Лирика Фета нередко представляла собой смесь философии и образов природы. Вообще, для поэтов весьма характерно именно так нащупывать некоторые истины – через наблюдение за внешним пространством

  • Анализ стихотворения Когда мечтательно я предан тишине Фета

    Произведение относится к раннему творчеству поэта и посвящается женщине Марии Козьминичне Лазич, безвременно трагически ушедшей из жизни и ставшей для автора единственной и неповторимой любовью всей его жизни.

  • Анализ стихотворения Под венком лесной ромашки Есенина

    Произведение, относящееся к любовной лирике поэта, использует фольклорные мотивы и образы русской деревни, с помощью которых автор в стиле народной песни обыгрывает потерю любимой.

  • Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

    Стихотворение Анны Ахматовой "Перед весной бывают дни такие", отличается краткостью и гениальностью, как многие творения великой поэтессы. В произведении описана пора, когда заканчивается зима и вот - вот наступит весна

«Гой ты, Русь, моя родная…» Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»

Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет. Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа. Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом. Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь . Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края. Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края. Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины . В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное. Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная. Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой. И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», — этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог . На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа. И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

Сергей Есенин бывал во многих странах, но всегда возвращался в Россию. Поэт видел все недостатки: разбитые дороги, пьянство и нищету крестьян, самодурство помещиков, абсолютную веру в царя. Но несмотря на все это, он любил свою Родину и считал ее лучшим местом на свете. Ниже представлен анализ "Гой ты, Русь, моя родная".

Особенности творчества поэта

В кратком анализе "Гой ты, Русь, моя родная" одним из пунктов является рассмотрение отличительных черт поэзии Есенина. Любовь к Родине всегда занимала особое место в его творчестве. Но с особой нежностью поэт писал о сельских пейзажах.

Это стихотворение создано в 1914 г., к тому времени Есенин уже жил некоторое время в Москве, но ее шум и суета утомляли его, поэтому он все больше и больше тосковал по тем временам, когда он был простым крестьянским пареньком. Свою тоску и привязанность Есенин выражал в стихах. Для поэта быт простых людей всегда оставался правильным, даже несмотря на то, что одной из основных проблем была нищета. Но они чтили традиции и семейные устои, что восхищало поэта.

В анализе "Гой ты, Русь, моя родная" нужно указать, что в нем Есенин подчеркивает свою любовь к Родине тем, что ни на что не променяет запах меда и яблок, храмы, которые приносят благостное настроение, и бескрайние зеленые луга. В этом стихотворении поэт пишет о своей любви к Родине и деревенской жизни.

Образ Руси

В анализе "Гой ты, Русь, моя родная" важно определить, какое место в этом творении занимает образ Руси. Почему именно так называет Есенин Россию? Возможно, потому что в ту эпоху древнерусского государства народ был ближе к природе, чтил все важные церковные праздники и обычаи предков. Поэт, любивший деревни и землю, скучал по тому времени, когда земледелие было основным занятием славян.

В анализе "Гой ты, Русь, моя родная" следует также отметить, что поэт сравнивает Родину с храмом, который все и всех объединяет. За этим образом стоит целая жизненная философия поэта, которая заключалась в любви к своим корням и принятии своей Родины такой, какая она есть. Но наступившая революция разрушила этот храм, разъединив все общество, и поэтому поэт еще больше тосковал по своим родным краям.

Литературные средства выразительности

Следующий пункт анализа стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная" - это определение, какими тропами и стилистическими средствами пользовался поэт. Олицетворения позволяют поэту "оживить" образ Руси, а эпитеты помогают передать благостное душевное состояние лирического героя. Умиротворенное состояние и у героя, и у крестьян достигается благодаря единению с природой.

А метафора придает еще большую значимость образу Руси в стихотворении. У поэта синий цвет ассоциируется не только с бескрайностью голубого неба и водной гладью, но и с Родиной. Метафоричен и золотой цвет, который выражен не так ярко в строках, но он проявляется в деталях. Это мед, соломенные крыши домов, пожелтевшая листва, поля. Такое цветовое оформление делает образ Руси еще более возвышенным и значимым.

А глаголы, которые употребляются в будущем времени, указывают на желание героя отправиться в путешествие по своей стране, по ее бескрайним просторам, чтобы увидеть все самое прекрасное.

Окончание произведения

В анализе стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная" можно подробнее рассмотреть его концовку. Есенин заканчивает свое творение простой строкой, написанной не возвышенным стилем. Он подчеркивает ту простую жизнь, которая для поэта была самой правильной.

В последних строчках Есенин показывает всю свою любовь к Родине: ему не нужно ничего, только его Русь, которая является для него раем. Может, здесь имеется в виду и призыв к революционерам, которые изменили привычный уклад. И, возможно, поэт хотел им сказать, чтобы они не трогали все то прекрасное, что было у Руси.

Анализ "Гой ты, Русь, моя родная" Есенина показывает, насколько сильна его любовь к стране, крестьянской жизни, по которой он тосковал. Он бы ни на что не променял все прелести сельского пейзажа и неповторимое очарование русской природы. Все слова дышат восторженностью и обожанием, которые возрастают с каждой строкой.

Именно эта любовь к Родине, принятие ее недостатков, умение восхищаться и любоваться всем прекрасным, что в ней есть - это главная отличительная особенность творчества поэта. И в этом стихотворении Есенин показал ее при помощи многообразия русского языка, использовав простой слог, чтобы подчеркнуть любовь к простой жизни.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Есенин по праву считается одним из главных национальных поэтов. Его творчество – бесконечное служение своей Родине, которая олицетворялась для поэта в образах русской природы и простой крестьянской жизни. Особое значение имеет ранний период творчества Есенина, когда он еще не был знаменит и не испытал страданий и лишений. Произведения молодого поэта были чистой и светлой струей в мутном потоке литературной макулатуры, наводнившей Россию в начале XX века. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» — одно из лучших творений ранней лирики Есенина. Оно было написано в 1914 г.

Поэт начинает стихотворение с древнерусского обращения «гой». Это свидетельствует о любви поэта к богатому фольклорному наследию. К тому же в это время «Русь» звучало уже несколько старомодно. Есенин идет наперекор модным литературным течениям. Он подчеркивает свою приверженность старине и вековым традициям русского народа.

Еще одним смелым шагом начинающего поэта можно считать использование христианской символики. Авторитет православной церкви был значительно поколеблен, молодежь считала веру признаком консерватизма и отсталости. Атеизм был не столько убежденной позицией, сколько данью современной эпохе. Есенин же считал православие неразрывной частью русской культуры. Религиозные образы органически вплетаются в стихотворение («в ризах образа», «захожий богомолец», «кроткий Спас»).

Неприхотливый деревенский пейзаж расцветает у поэта яркими красками. Патриархальная жизнь стирает различия между человеком и природой. На необъятных русских просторах «девичий смех» воспринимается как органичная составная часть животного и растительного мира.

Стихотворение написано простым и понятным языком. Самая сложная метафора — «синь сосет глаза». Лирический герой сравнивает себя с «богомольцем», женский смех – с «сережками». Характерная особенность ранней лирики Есенина — употребление устаревших и «местных» слов («зеленые лехи», «корогод»).

Есенин, конечно же, не был строгим последователем христианства. Стихотворение завершается немыслимым для верующего человека отречением от райской жизни. Тем убедительнее и эффектнее выглядит невозможность для поэта отречься от Руси. Строки «не надо рая, дайте родину мою» кому-то могут показаться слишком пафосными. Но во всей русской поэзии это – наиболее сильное и искреннее признание в любви и верности России.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!