Русским флотом в синопском сражении командовал. Как русский флот уничтожил турецкую эскадру в синопском сражении

Блестящая победа русской эскадры в Синопском сра­жении была достигнута благодаря беспримерному героиз­му и отличной боевой выучке русских моряков, высокому флотоводческому мастерству адмирала П. С. Нахимова и решительным, инициативным действиям командиров рус­ских кораблей.

Отважная когорта черноморских героев наглядно продемонстрировала силу и непреоборимость передового русского военно-морского искусства; черноморцы про­должили и укрепили славные боевые традиции русского флота, и Синопская победа заняла одно из первых почет­ных мест в исторической летописи героических подвигов русских моряков.

В Синопском сражении наглядно проявились резуль­таты боевой подготовки, проводившейся на Черномор­ском флоте перед Крымской войной. Многолетняя воспи­тательная деятельность передовых представителей рус­ского флота с честью выдержала тяжелое испытание и получила высшую оценку в огне сражения. Беспример­ный героизм и отличная боевая выучка матросов, достиг­ших предельной скорострельности и меткости артиллерий­ской стрельбы и проявивших, по выражению Нахимова, «истинно русскую храбрость» в условиях ожесточенного противодействия со стороны противника, ярко свидетель­ствовали о высоких моральных и боевых качествах рус­ских воинов.

Синопская победа еще раз показала громадное значе­ние морального фактора в войне. В этом сражении с исключительной силой подтвердился тот неоспоримый факт, что не оружие, а человек, умело владеющий ору­жием, добывает победу. Непревзойденное искусство рус­ских флотоводцев одержало победу над искусством англо­турецких адмиралов, мастерство, воля и сноровка русских, моряков оказались выше выучки турецких матросов и офицеров.

Высокий моральный дух русских моряков в Синоп­ском сражении был обусловлен передовой системой воин­ского воспитания и чувством национальной военной гор­дости.

Подъем морального духа непосредственно перед сра­жением объяснялся тем, что на эскадре сознавали всю» «ответственность предстоящего сражения, знали о про­исках турок на Кавказе, понимали, что разгромить турец­кие корабли в Синопе - значит предотвратить удар по русским войскам на Кавказе.

Синопское сражение с особенной силой показало вы­сокий уровень тактики русского флота. Успешным осуще­ствлением атаки противника, находившегося под защитой береговых батарей, русские моряки внесли большой вклад в военно-морское искусство. Примененные в Си­нопской сражении приемы ярко свидетельствуют о твор­ческом подходе Нахимова к решению сложнейших про­блем морской тактики того времени.

Для характеристики действий русского флота в Синопском сражении необходимо прежде всего вспомнить те тактические способы, которые в то время рекомендова­лись для нападения на флот противника в его собствен­ной базе. Руководства середины XIX века предусматри­вали следующее: «Предполагая, что стоящий на шпринге флот (противника) находится в совершенной безопасно­сти со стороны берега и что никакого нападения оттуда нельзя ожидать, атаковать его корабли можно только следующими тремя способами:

Во-первых, напав на неприятеля под парусами;

Во-вторых, став на якорь на траверсе стоящего на шпринге флота;

И, в-третьих, абордировать его» .

Первый способ атаки признавался самым медленным и менее всех решительным. Второй способ считался «ре­шительнее предыдущего, но зато и опаснее для нападаю­щего, если только местность благоприятствует неприяте­лю и все нужные предосторожности им взяты» . В этом случае флагману рекомендовалось учитывать следующее важное обстоятельство: нападающий флот «никогда не сможет под неприятельским огнем маневрировать с до­статочной быстротой и верностью, чтоб, став на якорь, быть так же хорошо сомкнутым и в таком же порядке, как линия (противника), выстроенная заранее. Должно ожидать, что некоторые корабли или не попадут на свои места, или поздно займут их, подвергаясь при этом силь­нейшему неприятельскому огню» .

В тактических руководствах проводилась мысль о тщательной оценке обстановки перед выбором соот­ветствующего способа атаки, но вместе с тем явное предпочтение отдавалось третьему способу, который за­ключался в том, чтобы вплотную сблизиться с неприятелем и абордировать его корабли. «Соображения атаки необхо­димо зависят от обстоятельств и местности. Но положи­тельно можно сказать, что если оконечности стоящего на шпринге флота хорошо защищены и на него нельзя на­пасть иначе, как с фронта, который будет доступен, то са­мый лучший, даже может быть самый легчайший и реши­тельный образ нападения есть абордаж; ибо, приближа­ясь к неприятелю с ветром, который мы считаем попутным, невозможно, чтоб большая часть кораблей не свалилась на абордаж с стоящими на якоре кораблями* (против­ника)» .

Таким образом, в официальных тактических доку­ментах вплоть до середины XIX века основным способом при нападении на неприятеля в его собственной базе признавался абордаж, а артиллерийский обстрел флота противника в этом случае считался делом рискованным и сложным. Синопское же сражение вслед за выдающи­мися победами Ушакова, Спиридова, Сенявина, Лазаре­ва еще раз блестяще доказало, что успешный исход боя на якоре может быть достигнут не абордажем, но путем умелого использования артиллерийских средств.

В Синопском сражении выбор способа атаки против­ника был обусловлен стремлением к полному уничтоже­нию всей турецкой эскадры, и русские моряки добились решительной победы над неприятелем, осуществив смелый прорыв на рейд противника и подавив его сопротивление мощным артиллерийским огнем с коротких дистанций. Командующий русской эскадрой сознательно и пред­намеренно отказался от абордажа неприятельских ко­раблей, несмотря на то, что именно этот способ был ре­комендован как наилучший при атаке флота противника в его собственной базе.

При подготовке сражения были исключительно пра­вильно оценены преимущества того или иного способа атаки противника, исходя из конкретно сложившейся об­становки к моменту сражения. Абордаж был отвергнут прежде всего потому, что при этом способе атаки не обес­печивалось полное использование артиллерийских средств русских кораблей, в том числе бомбических орудий. Кро­ме того, при абордировании эскадры противника 8 рус­ских кораблей не могли одновременно парализовать со­противление всех турецких судов, что позволило бы про­тивнику использовать численное превосходство своей эскадры. Наконец, для абордажа русским кораблям не­обходимо было подходить на минимальное расстояние к. берегу, на мелководье, что являлось бы неоправданным риском. Поэтому и был избран способ атаки противника путем артиллерийского обстрела с коротких дистанций. Хотя этот способ и считался наиболее сложным, однако он создавал возможность полного использования всех артиллерийских средств русской эскадры, сковывал дей­ствия противника и придавал сражению наиболее актив­ный и решительный характер. Результаты сражения пол­ностью подтвердили правильность этого замысла.

Синопское сражение, таким образом, вновь показало зависимость способов ведения морского боя от развития и совершенствования боевых средств флота. С увеличением огневой мощи кораблей, в связи с введением бомбиче­ских орудий и количественным ростом артиллерийского во­оружения до 120 корабельных пушек, абордирование про­тивника окончательно потеряло свое прежнее значение

Для развития тактики флота в Синопском сражении характерен правильный учет сил своих и противника, продуманный выбор времени сражения, тщательная под- готовка к нему, детальная разработка плана атаки, на­стойчивость в достижении поставленной цели. Русская эскадра атаковала противника тогда, когда обстановка у Синопа сложилась более благоприятно для русских. По­строение кораблей в две колонны при прорыве на неприя­тельский рейд, образцовая диспозиция кораблей, распре­деление целей, занятие наиболее выгодного тактического положения, учет слабых и сильных сторон противника, исчерпывающие указания о ведении артиллерийского огня, - все это сыграло исключительно важную роль в достижении победы над противником.

В сражении были умело расположены линейные силы русской эскадры, что определило наилучшее их использо­вание. Русские моряки правильно оценили обстановку, разгадали замысел противника и обеспечили артиллерийский удар по противнику на такой дистанции, которую никогда не осмеливались применять западноевропейские флотоводцы. Они отлично использовали артиллерийские средства своих кораблей и показали образцы взаимодействия и взаимной выручки в бою. Важнейшим залогом победы явилось то, что выдающийся русский флотоводец П. С. Нахимов предоставил в бою широкую инициативу командирам кораблей.

Синопское сражение явилось новым, высшим этапом в истории военно-морского искусства XIX века, ибо рус­ские моряки практически доказали непригодность догм западноевропейских теоретиков об атаках крепостей со стороны моря и добились победы в таких условиях, при которых ни один из западноевропейских адмиралов даже не решился бы на атаку.

Боевые столкновения, происходившие в первой поло­вине XIX века между кораблями и береговыми укрепле­ниями, особенно ярко свидетельствовали о бессилии «хва­леных» западноевропейских адмиралов в борьбе против береговой артиллерии. Даже при значительном превос­ходстве корабельной артиллерии поединок между кораб­лями и береговыми укреплениями нередко заканчивался бесславно для атакующей стороны. Так, в 1805 г. англий­ский адмирал Сидней Смит, соратник Нельсона, с 80-пу-шечным линейным кораблем и двумя фрегатами атако­вал Мартеллову башню, расположенную на побережье о. Корсика. В течение нескольких часов английская эскад­ра обстреливала башню, вооруженную всего двумя ору­диями, однако не смогла причинить ей никакого вреда. Ответный же огонь двух береговых орудий был, наоборот, значительно эффективнее, и флагманский английский ко­рабль получил 40 пробоин и потерял до 35 человек уби­тыми и ранеными.

В 1849 г., за четыре года до Синопского сражения, во время Шлезвиг-Голштинской войны произошел поединок между датским 80-пушечным линейным кораблем и дву­мя голштинскими береговыми батареями. Линейный ко­рабль в течение целого дня обстреливал две открытые земляные батареи, вооруженные восемью орудиями. На батареях не было сбито ни одной пушки, а убитых и ра­неных насчитывалось всего 5 человек; линейный же ко­рабль имел сильные разрушения от огня береговых ору­дий и к исходу сражения взлетел на воздух.

Действия крупных соединений флота против прибреж­ных крепостей всегда характеризовались тем, что западно­европейские адмиралы, даже выступая против несравнен­но более слабого противника, требовали многократного численного перевеса в корабельной артиллерии, много­тысячного десанта, огромного запаса снарядов, наличия бомбард, канонерских, лодок, плавбатарей и пр. Они не осмеливались выступать против береговых укреплений, если орудий на кораблях было больше, чем у противника, лишь в два - три раза; им нужно было восьми-десяти-кратное превосходство.

Сражение на синопском рейде. С картины И. К. Айвазовского.


Не случайно западноевропейские историки и публици­сты всемерно затушевывают тот факт, что турки в Синоп­ском сражении обладали не только корабельной артилле­рией, но и береговыми батареями. Англо-французские «ученые» пытаются скрыть это именно потому, что сами результаты Синопского сражения наглядно свиде­тельствуют о порочности их теорий по атакам береговых укреплений со стороны моря.

Синопская победа показала полное превосходство пе­редового русского военно-морского искусства над военно-морским искусством западноевропейских стран и Турции. В Синопском сражении проявились в той или иной степе­ни все черты, характеризующие отсталость военно-морского искусства противника: полная неспособность к использованию новых кораблей (пароходы) и новых ар­тиллерийских средств (бомбические пушки), нерешитель­ность и безинициативность командующих, раболепие пе­ред устаревшими и неправильными догмами военно-мор­ских специалистов, применение шаблонных приемов в использовании артиллерийских средств, неумение пра­вильно оценивать обстановку, отсутствие взаимодействия, неспособность к борьбе с активным и решительным про­тивником.

Необходимо подчеркнуть, что в Синопском сражении потерпели банкротство не столько турки, сколько англи­чане.

Именно они строили и вооружали турецкий флот, руководили им, разрабатывали планы его боевого исполь­зования, воспитывали и обучали личный состав и, нако­нец, непосредственно участвовали в борьбе против рус­ского флота.

Именно английские советники являлись проводниками-отсталых «теорий» о неприступности береговых укреп­лений при атаках с моря.

Характерно, что перед войной англичане «предсказы­вали» туркам полный успех в грядущих морских сраже­ниях, высоко оценивая достоинства английской артилле­рии турецких кораблей. За несколько лет до войны, на­пример, офицеры английской эскадры адмирала Паркера самоуверенно и авторитетно заявляли, что «на якоре тур­ки дали бы хорошее сражение» . Действительность не оправдала расчетов англичан. Именно в бою «на якоре» турецкая эскадра была разгромлена наголову.

Синопское сражение показало крайне низкий уровень военно-морского искусства англичан и турок. Ни Слейд, ни Осман-паша не сумели организовать обороны своей базы, не приняли необходимых мер по защите рейда и по усилению береговых батарей. Во время боя, как призна­вал впоследствии Слейд, было парализовано боепитание на многих турецких судах. Турки не обеспечили борьбы за живучесть своих кораблей. Большинство командиров турецких судов показывало пример трусости, позорно-дезертируя в разгаре сражения. Турецкие матросы сражались только из-за страха перед наказанием. Таковы были результаты многолетней деятельности западноевропей­ских советников в турецком флоте, где формальные раз­говоры о значении морального фактора сочетались с плеткой и палкой, с превращением матросов в бессознатель­ный автомат. Поражение противника в Синопском сражении является прекрасной иллюстрацией мысли Энгельса: «Как много болтают о решающем значении во время войны моральных факторов! А чем же иным зани­маются в мирное время, как не тем, что их почти систе­матически уничтожают?» .

Синопская победа русского флота оказала большое влияние на дальнейшее развитие боевых средств флота и их тактического использования. Разгром неприятельского флота в защищенной гавани доказал, с одной стороны, возможность успешных активных действий флота против береговых укреплений, а с другой стороны, вызвал необ­ходимость дальнейшей разработки вопросов обороны военно-морских сил со стороны моря. Синопское сраже­ние наглядно показало, что для обороны базы, наряду с усилением береговой артиллерии, необходимо применять и другие оборонительные средства.

Этот урок Синопа был учтен Черноморским флотом при обороне Севастополя.

В Синопском сражении впервые в истории было успешно применено новое боевое средство - бомбическая артиллерия. В руках противника применение бомбических пушек (имевшихся, как мы уже указывали, и в англий­ском и в турецком флоте) не приводило ни к каким за­метным результатам. Использование же бомбической ар­тиллерии русскими моряками в Синопском сражении яви­лось одним из поворотных пунктов в развитии флотов всех стран. Синопская победа показала, что деревянные ко­рабли бессильны против новой артиллерии, что требуются коренные нововведения, обеспечивающие живучесть ко­раблей. Сразу же после Синопского сражения было нача­то строительство первых опытных броненосных судов.

Опыт Синопского сражения так же, как и вся сово­купность действий Черноморского флота в летнюю кам­панию 1853 года, во весь рост поставил вопрос о необходимости перехода от флота парусного к флоту паровому. Синопское сражение явилось последним боем парусных кораблей. Синопской победой была блестяще завершена многовековая эпоха парусного флота.

Рассматривая тактические особенности того или иного сражения в истории русского военно-морского искусства, необходимо помнить о взаимосвязи тактики и стратегии, ибо «действия тактики, их результаты должны быть расце­ниваемы не сами по себе, не с точки зрения непосред­ственного эффекта, а с точки зрения задач и возможно­стей стратегии» . Синопская победа является одним из примеров крупнейшего боевого столкновения на море, в котором блестящие тактические успехи принесли важные стратегические последствия. Значение Синопского сраже­ния состоит не только в том, что оно показало высокий уровень тактики русского флота и в сильнейшей степени повлияло на дальнейшее развитие боевых средств, но так­же и в том, что оно оказало серьезное влияние на страте­гическую обстановку в начальный период Крымской войны.

С разгромом эскадры Османа-паши были значительно ослаблены военно-морские силы Турции. Крупным уда­ром для противника явилось уничтожение 15 кораблей, которые строились и вооружались в течение многих лет перед войной. Потеряв в сражении 500 орудий, турки ли­шились почти трети всей артиллерии своего военно-мор­ского флота. Англо-турецкое командование надолго по­теряло возможность использовать свою основную обору­дованную базу на анатолийском побережье.

Наиболее чувствительным уроном для военно-морско­го флота Турции в Синопском сражении явились потери личного состава. Турецкий флот всегда испытывал острую нехватку в обученных кадрах, и некомплект команд на многих кораблях был обычным явлением. По­теря трех тысяч моряков являлась катастрофой для Тур­ции. Резервов не было. Дополнительная мобилизация дать ничего не могла. Потери были невосполнимы.

После Синопского сражения военно-морской флот Турции не мог уже осуществлять самостоятельных действий и препятствовать боевой деятельности русского Черноморского флота. Необходимо отметить, что к концу ноября 1853 г. военно-морские силы противника были ослаблены не только уничтожением 15 кораблей. Как из­вестно, накануне Синопского сражения турки потеряли два парохода («Меджари-Теджарет» и «Перваз-Бахри»); еще два парохода («Саик-Ишаде» и «Фейзи-Бахри») бы­ли серьезно повреждены в результате боя с фрегатом «Флора». Значительная часть турецкого флота ремонти­ровалась в Константинополе, а остальная часть флота была рассредоточена: несколько турецких боевых судов оставалось у кавказского побережья Черного моря (Ба-тум, Трапезунд), а около десяти судов - в портах Среди­земноморского бассейна. На уцелевших турецких кораб­лях царил полный упадок. Поражение в Синопской бухте вызвало резкое понижение морального духа противника. Оставшаяся часть военно-морского флота Турции была деморализована и небоеспособна.

В результате успешных боевых действий эскадры На­химова на определенный период было достигнуто господ­ствующее положение для русского флота на Черном море. Господство Черноморского флота на театре имело боль­шое значение для развития военных действий на сухопут­ных фронтах, так как фланги русской и турецкой армий на Дунае и Кавказе упирались в Черное море. Русский флот получал возможность содействовать приморским флангам своих сухопутных войск; турецкие же сухо­путные силы, находившиеся на Дунае и у русско-турецкой границы на Кавказе, не имели помощи своего флота.

Известия о поражении турок под Синопом стали бы­стро распространяться во всех армейских частях. Синоп­ская победа вызвала огромный нравственный подъем в русской действующей армии. Моральное воздействие блестящей победы Черноморского флота было огромно. Однако русское военное командование на главном, дунай­ском театре военных действий не смогло использовать создавшуюся обстановку для активизации действий рус­ской армии.

Совсем иная обстановка сложилась на кавказском направлении, для которого Синопская победа имела осо­бенно важное значение. Уничтожением турецкой эскадры в Синопской бухте русский флот нанес серьезный удар по агрессивным замыслам Турции и западноевропейских держав, накапливавших силы для овладения Кавказом.

В Синопском сражении была уничтожена не простая совокупность неприятельских судов, а значительная часть турецкого флота, предназначавшаяся противником для совместных действий с его сухопутными силами и отря­дами Шамиля на Кавказе. Черноморский флот не допу­стил сосредоточения значительных сил флота против­ника в восточном районе театра, в результате - турецкая восточно-анатолийская армия была лишена поддержки своего флота. Оставшиеся у кавказского побережья не­сколько турецких паровых судов и флотилия десантных средств не могли играть сколько-нибудь значительной роли после разгрома эскадры Османа-паши. Приготовле­ния противника к десантам в районе Поти, Сухума и Редут-кале были полностью сорваны.

Командующий отрядом русских судов у кавказских берегов контр-адмирал П. М. Вукотич 2 декабря 1853 года в связи с Синопской победой писал Нахимову:

«С сердечным удовольствием имею честь поздравить Ваше превосходительство с блистательным истреблением неприятельской синопской эскадры - великой грозы всего Кавказа... Быстрое и решительное истребление турецкой эскадры Вами спасло Кавказ, в особенности Сухум, Поти и Редут-кале; покорением последнего доста­лась бы в добычу туркам Гурия, Имеретия и Мингре-лия» .

Синопская победа повлияла на ослабление позиций противника не только на его приморском фланге на Кавказе, но имела значительно большие последствия. В результате небывалого разгрома турецкого флота был подорван престиж Англии и Турции в глазах феодальной верхушки горцев. Главарям реакционного движения Ша­миля с каждой победой русского оружия все труднее становилось активизировать действия своих отрядов.

Большое влияние, которое оказала Синопская победа на изменение обстановки на кавказском направлении, объясняется не только силой и своевременностью удара, нанесенного черноморскими моряками по флоту против­ника в самом Синопском сражении, но также и тем, что это сражение было не изолировано, а теснейшим образом связано с предшествующими действиями Черноморского флота. Успешной перевозкой 13-й пехотной дивизии Чер­номорский флот еще в сентябре 1853 года содействовал усилению русских войск на Кавказе. Отряды русских судов, крейсировавшие непосредственно у кавказского побережья, охраняли приморский фланг русской армии и препятствовали действиям противника. Русская эскадра Нахимова лишала противника возможности беспрепят­ственно осуществлять перевозки вооружения, боеприпа­сов, снаряжения и пополнений из Константинополя на восток. В комплексе этих действий флота Синопское сра­жение явилось завершающим ударом по агрессивным замыслам противника в отношении Кавказа. Таким обра­зом, действия Черноморского флота в течение всей летней кампании 1853 года в сильнейшей степени способство­вали укреплению русских сил и ослаблению сил против­ника на Кавказе.

Русская кавказская армия, являвшаяся лучшей частью сухопутных сил России по своей боеспособности и опыту ведения боевых действий, не только ликвидировала по­пытки противника к наступлению на кавказском направ­лении, но также нанесла ему ряд серьезных поражений. Несмотря на свое численное превосходство, турки не смогли противостоять русским войскам уже в начальный период военных действий на Кавказе. 2 ноября 1853 года противник потерпел поражение при Баяндуре. 14 ноября сражение при Ахалцихе вновь закончилось паническим отступлением турецких войск. На следующий день после Синопской победы, 19 ноября, в 150 верстах от Батума разыгралось знаменитое Баш-Кадыкларское сражение. В этом сражении 37-тысячный турецкий корпус не смог противостоять 11-тысячному русскому отряду. Оставив на поле боя свыше 8 тысяч убитых и раненых, противник начал беспорядочное отступление по направлению к Кар-су. Русские войска захватили 24 орудия (все английского производства), знамена, много лошадей и оружия.

Спустя несколько дней, в конце ноября 1853 года, в бескрайних степях Ставрополья встретились два гонца: один из них, посланец Нахимова, спешил на юг, чтобы сообщить кавказским войскам радостную весть о Синоп­ской победе; другой мчался в Севастополь с известиями о разгроме турецкой армии под Баш-Кадыкларом.

После Синопского сражения стало очевидно, что стремления западноевропейских держав воевать с Рос­сией только чужими руками, используя султанскую Тур­цию и реакционное движение Шамиля, завершились полным провалом. Успешные боевые действия Черномор­ского флота и русской кавказской армии обусловили крах пресловутой стратегии «чужих рук» и показали ничто­жество западноевропейских стратегов и политиков, недо­оценивавших силы противника и переоценивавших силы своих союзников. В первые же месяцы Крымской войны обнаружился авантюризм стратегии Англии, Франции и Турции.

Боевые успехи русского оружия, способствовавшие обеспечению безопасности южных границ России, защите Крыма и Кавказа от непосредственной угрозы со сто­роны западноевропейских агрессоров и Турции, имели прогрессивное значение, независимо от тех целей, кото­рые преследовало в войне с Турцией царское правитель­ство. Благодаря победам русской армии и флота народы Кавказа избавлялись от угрозы порабощения капитали­стической Англией и султанской Турцией. Нанося удары по турецкой империи, русская армия оказывала большое влияние и на балканские народы, ибо по своим объектив­ным результатам победы русского оружия на суше и на море способствовали национально-освободительной борь­бе народов Балканского полуострова против многовеко­вого турецкого ига.

(1) Краткое изложение морской тактики, СПБ, 1842 г., стр. 97-98

(2) Там же, стр. 100.

(3) Там же, стр. 100.

(4) Краткое изложение морской тактики, СПБ, 1842 г., стр. 100.

(5) Морской сборник, № 3, 1850 г., стр. 126.

(6) К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. II; стр. 357. 144

(7) И. В. Сталин, Сочинения, т. 5, стр. 166.

(8) ЦГАВМФ, ф. 19, оп. 5, д. 69, л. 2.

Вперед
Оглавление
Назад

«История еще не знала столь решительного боя со столь необычными результатами» (Адмирал флота И. С. Исаков)

Промышленная революция середины XIX века привела к беспрецедентным изменениям в военном деле: новые технические средства ведения боевых действий означали закат концепции «вооруженной нации», выдвинутой Французской революцией, и рождение доктрины «нации на войне», не потерявшей актуальности до наших дней. Первым вооруженным конфликтом новой эпохи принято считать Крымскую войну (другое название – Восточная война) 1853–56 годов. Каждое из сражений этой войны открывало новую страницу мировой военной истории – не стало исключением и Синопское сражение. Вот некоторые факты об этой морской битве.

Последнее сражение парусных флотов

Сражение, произошедшее 30 ноября 1853 года около города Синоп на черноморском побережье Турции между турецкой и русской эскадрами, считается последним боем эпохи парусных флотов и первым – с применением бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами.

Турецкие силы

Силы турецкой эскадры, прибывшей в Синоп из Стамбула и готовившейся к высадке крупного морского десанта в районе Сухум-Кале (современное название – Сухум) и Поти, состояли из двух пароходофрегатов, семи парусных фрегатов, трех корветов и четырех транспортов.

Корабли турецкой эскадры

Тип корабля

Название

Количество пушек

Парусный фрегат

«Низамие»

Парусный фрегат

«Несими Зефер»

Парусный фрегат

«Навек Бахри»

Парусный фрегат

«Дамиад»

Парусный фрегат

«Каиди Зефер»

Парусный фрегат

«Аунни Аллах»

Парусный фрегат

«Фазли Аллах»

«Нежм Фишан»

«Фейзе Меабуд»

«Гюли Сефид»

Пароходофрегат

Пароходофрегат

«Эркиле»

Итого

А. П. Боголюбов, «Истребление турецкого флота в Синопском сражении. 1854 год». К сожалению, единственными доступными изображениями турецких кораблей являются картины российских художников

Флагманским кораблем турецкой эскадры являлся фрегат «Аунни Аллах». По данным русскоязычных источников, командование турецкими кораблями осуществлял Осман-паша, в свою очередь, англоязычные источники (в частности, книга Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи «Всемирная история войн») называют в качестве командующего Гусейн-пашу. Возможно, Гусейн-паша принял командование эскадрой уже в ходе боя, после ранения Осман-паши.

Турецкий адмирал Осман-паша. Портрет приведен в книге H. M. Hozier «The Russo-Turkish War» без указания даты

Турецкая береговая оборона состояла из шести артиллерийских батарей (одна восьмиорудийная, три шестиорудийные и две батареи неустановленного состава), имевших на вооружении 38 пушек.

Русские силы

Русская эскадра состояла из шести линейных кораблей, двух парусных фрегатов и трех пароходофрегатов.


И. К. Айвазовский, «Смотр Черноморского флота в 1849 году». Вторым в колонне идет линейный корабль «Ростислав», участвовавший в Синопской битве

Корабли русской эскадры

Тип корабля

Название

Количество пушек

Линейный корабль

Линейный корабль

«Великий князь Константин»

Линейный корабль

«Три святителя»

Линейный корабль

«Императрица Мария»

Линейный корабль

Линейный корабль

«Ростислав»

«Кулевчи»

Пароходофрегат

«Одесса»

Пароходофрегат

Пароходофрегат

«Херсонес»

Итого

Командовал русской эскадрой вице-адмирал Павел Степанович Нахимов, а флагманским кораблем являлся линкор «Императрица Мария».

Дилемма Осман-паши

Синопская битва имела своеобразную прелюдию. Подойдя к Синопу 23 ноября и обнаружив в бухте отряд турецких кораблей, адмирал Нахимов решил блокировать порт силами трех линейных кораблей («Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав») до прибытия подкрепления из Севастополя. Значительная часть историков осуждает турецкого адмирала за то, что, имея значительное преимущество в артиллерии (472 пушки против 252), он не атаковал русские корабли. Однако авторы учебных пособий по военно-морской тактике относятся к Осман-паше более лояльно. По их мнению, адмирал Нахимов, блокировав порт, оставлял турецкому «коллеге» два варианта развития событий: или, взяв на борт десант, прорываться к Сухум-Кале и Поти, или попытаться уничтожить русские корабли и потом принять на борт десант. Первый вариант мог привести к значительным жертвам среди десанта, а во втором случае русские корабли могли отступить, не принимая боя, и, дождавшись возвращения турецких кораблей в порт, возобновить блокаду. Поэтому многие специалисты по военно-морской тактике считают решение турецкого адмирала ждать подкрепления абсолютно оправданным.

Кильватерные колонны – залог успешной атаки

После прибытия подкрепления адмирал Нахимов решил атаковать турецкую эскадру. Поскольку основную угрозу для своих кораблей он видел в турецких береговых орудиях, способных использовать в бою раскаленные ядра, была выбрана тактика, призванная максимально сократить время боя. Для сокращения времени выхода на огневые позиции русские корабли должны были двигаться двумя кильватерными колоннами (правую колонну (в составе линкоров «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав») вел сам Нахимов, левую (в составе линкоров «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя») – контр-адмирал Ф. М. Новосильский). Для сокращения времени огневого контакта открытие огня планировалось с дистанции 1,5–2 кабельтова (около 270–370 метров).


И. К. Айвазовский, «120-пушечный корабль «Париж»». «Париж» и однотипные с ним линкоры «Великий князь Константин» и «Три святителя», обшитые ниже ватерлинии стальными листами и вооруженные бомбическими орудиями, составляли основную боевую силу русской эскадры

Уничтожение целой эскадры всего за 3,5 часа

Сражение началось в 9 часов 30 минут с поднятия на линейном корабле «Императрица Мария» сигнала «Приготовиться к бою и идти на Синопский рейд». Активная часть боя началась в 12 часов 28 минут, когда турецкий флагманский корабль «Ауни Аллах» дал первый залп по русским кораблям. Сражение длилось до 16 часов и завершилось полным разгромом турецкой эскадры. По итогам боя фрегат «Навек Бахри», два корвета («Нежм Фишан» и «Гюли Сефид») и пароходофрегат «Эркиле» были уничтожены, а шесть фрегатов («Аунни Аллах», «Фазли Аллах», «Низамие», «Несими Зефер», «Дамиад» и «Каиди Зефер») и корвет «Фейзе Меабуд» – выбросились на берег. Общие потери турок составили до 3000 человек убитыми и ранеными, а также 200 человек пленными, включая адмирала Осман-пашу.

Увольнение – «награда» за спасение корабля

Единственным спасшимся турецким кораблем является пароходофрегат «Таиф» под командованием капитана Адольфа Слейда (иногда встречается другой вариант написания – Слэд) – англичанина, принявшего ислам (русскоязычные источники не имеют однозначного мнения о мусульманском имени капитана, именуя его «Яхья-бей» или «Мушавер-паша»).

Не менее противоречива история с прорывом корабля из Синопа. Вопреки расхожему мнению, «Таиф» не покинул Синопскую бухту сразу после начала боя, а пошел на прорыв только около 13 часов (по другой версии – 14 часов). Точно известно, что корабль участвовал в бою – среди команды было 11 убитых и 17 раненых. По наиболее распространенной версии, по возвращении в Стамбул капитан Адольф Слейд был уволен со службы с лишением чина за «недостойное поведение». По легенде султан Абдул-Меджид был очень недоволен бегством «Таифа», сказав: «Я бы предпочел, чтобы он не спасся бегством, а погиб в бою, как и остальные» .

Адольф Слейд. Изображение впервые приведено в «Dictionary of National Biography, 1885-1900» без указания даты

100 великих битв Мячин Александр Николаевич

Синопское морское сражение (1853 год)

Синопское сражение вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов. Русский флот под командованием адмирала П. С. Нахимова одержал блестящую победу над турецким флотом.

С началом Крымской войны (1853–1856) эскадра Черноморского флота, состоящая из парусных кораблей, под командованием адмирала Нахимова вышла в крейсерство к анатолийским берегам Турции. В одном из первых своих приказов Нахимов объявил, что «в случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело».

В начале ноября 1853 года адмирал Нахимов из опроса команд торговых судов узнал, что турецкая эскадра под командованием вице-адмирала Осман-паши и английского советника А. Слейда, в составе семи фрегатов, трех корветов, двух пароходофрегатов, двух бригов и двух военных транспортов (всего 472 орудия), следовавшая из Стамбула в район Сухум-Кале (Сухуми) и Поти для высадки десанта, укрылась от шторма в Синопской бухте под защиту сильных береговых батарей. Для проверки полученных сведений адмирал направился к Синопу. Ночью поднялся сильный шторм, в результате которого несколько русских кораблей получили повреждения и вынуждены были отправиться на ремонт в Севастополь.

8 ноября корабли подошли к Синопской бухте и обнаружили турецкий флот. Несмотря на серьезное ослабление эскадры, Нахимов решил заблокировать неприятеля в бухте, а с прибытием подкрепления из Севастополя уничтожить его. 16 ноября Нахимов получил подкрепление. Теперь его эскадра состояла из шести линейных кораблей и двух фрегатов.

Русская эскадра имела некоторое количественное превосходство в артиллерии, особенно в бомбических пушках, которых у противника не было. Но противоположная сторона располагала береговыми батареями, установленными на возвышенных берегах и державшими под обстрелом подходы к Синопской бухте. Это значительно усиливало позицию турок.

Правильно оценив сложившуюся обстановку, в частности возможность появления в любой момент на Черном море крупных сил англо-французского флота, находившегося в это время в Мраморном море, сильные и слабые стороны турецкой эскадры, а также прекрасную подготовку своих артиллеристов и высокие морально-боевые качества русских моряков, Нахимов не стал ждать выхода неприятельского флота из Синопа, а решил атаковать и уничтожить его в бухте. Тактический замысел Нахимова сводился к тому, чтобы как можно быстрее ввести свои корабли на Синопский рейд и с короткой дистанции атаковать противника одновременно всеми линейными кораблями. Исходя из этого замысла, Нахимов принял решение произвести сближение с противником двумя колоннами по три линейных корабля в каждой. Построение кораблей в две колонны и быстрое развертывание сил сокращали время пребывания кораблей под огнем противника в момент сближения и позволяли в кратчайший срок ввести в бой все линейные корабли. Стремясь к быстрому и решительному разгрому турецкой эскадры, адмирал Нахимов установил дистанцию боя 1,5–2 кабельтовых, причем для каждого корабля заранее была назначена огневая позиция. Установленная Нахимовым дистанция кораблей на Синопском рейде и дистанция боя обеспечивали эффективное использование артиллерии всех калибров и ведение сосредоточенного огня нескольких кораблей по одной цели.

В боевом приказе Нахимов обращал особое внимание на использование артиллерии, которая должна была в кратчайший срок уничтожить неприятельский флот. В приказе содержались практические указания, как вести прицельный огонь, корректировку и переносить огонь на другие цели. Чтобы предотвратить возможность бегства отдельных, особенно паровых, кораблей противника, Нахимов выделил два фрегата и поставил им задачу вести наблюдение за выходами из Синопского рейда и в случае появления турецких кораблей атаковать их.

Придавая большое значение разумной инициативе командире кораблей, Нахимов отказался от детализации плана атаки. Он верил, что хорошо подготовленные командиры, уяснив его тактический замысел, сами смогут принимать решения, исходя из конкретной обстановки.

Разработав план сражения, адмирал Нахимов ознакомил с ним своего младшего флагмана контр-адмирала Ф. М. Новосильского и командиров кораблей. День атаки был назначен на 18 ноября. В этот день 9 часов 30 минут русская эскадра снялась с якоря и в двух кильватерных колоннах, по три линейных корабля в каждой, направилась Синопский рейд. Правую колонну возглавлял Нахимов, Державин свой флаг на корабле «Императрица Мария», левую - контр-адмирал Новосильский, находившийся на линейном корабле «Париж».

В 12 часов 28 минут флагманский корабль противника «Авнилах» первым открыл огонь, вслед за ним открыли огонь по подходящим русским кораблям остальные турецкие корабли и береговые батареи. Турки вели огонь главным образом по рангоуту и парусам, стремясь затруднить движение русских кораблей на рейд и заставить Нахимова отказаться от атаки.

Несмотря на ожесточенный огонь, русские корабли без единой выстрела продолжали сближаться с противником, и только с приходом на назначенные места и постановкой на шпринг открыли ответив огонь. Численное превосходство русской эскадры в артиллерии и прекрасная подготовка русских комендоров сразу же сказалась на результатах сражения. Особенно губительной была стрельба из бомбических пушек, разрывные бомбы которых вызывали на турецких деревянных кораблях большие разрушения и пожары.

Через полчаса после начала боя турецкий флагманский корабль «Авни-Аллах», по которому вел огонь линейный корабль «Императрица Мария», был серьезно поврежден и выброшен на мель. После «Императрица Мария» перенесла огонь на турецкий фрегат «Фазль Аллах», который также загорелся вслед за флагманом.

Не менее успешно действовали и другие русские корабли. Взаимодействуя, они последовательно уничтожали суда неприятеля. В это; время линейный корабль «Париж», которым командовал капитан 2 ранга В. И. Истомин, в течение часа уничтожил два других корабля противника, после чего перенес огонь не береговую батарею. Когда русский корабль «Три Святителя» оказался в тяжелом положении вследствие того, что у него был перебит шпринг и он не мог отвечать сильный огонь турецкой батареи, ему на помощь пришел рядом стоящий «Ростислав», который перенес огонь с фрегата противника на его батарею. Это дало возможность линейному кораблю «Три Святителя» исправить повреждения и продолжить бой.

Стрельба русских кораблей отличалась высокой точностью и большим темпом. За три часа русская эскадра уничтожила 15 кораблей противника и заставила замолчать все его береговые батареи. Только одному пароходу «Таиф», которым командовал английский офицер А. Слейд, советник турецкого флота, удалось спастись. Русские парусные фрегаты, оставленные Нахимовым в подвижном дозоре, пытались преследовать турецкий пароход, но безуспешно. В данном случае капитану Слейду помогла паровая машина, против которой парус оказался бессильным.

Таким образом, Синопское сражение закончилось полной победой русского флота. Турки потеряли 15 кораблей из 16 и около 3 тысяч убитыми и ранеными. В плен были взяты командующий турецкой эскадрой адмирал Осман-паша, три командира корабля и около 200 матросов. Русская эскадра не имела потерь в кораблях, но многие из них получили серьезные повреждения, особенно в рангоуте и парусах. Потери в личном составе составляли 37 убитыми и 233 ранеными. За время боя русская эскадра выпустила по противнику 18 тысяч снарядов.

Подводя итоги, Нахимов писал в приказе от 23 ноября 1853 года: «Истребление турецкого флота в Синопе эскадрою, состоящею под начальством моим, не может не оставить славной страницы в истории Черноморского флота. Изъявляю душевную мою признательность второму флагману как главному моему помощнику и который, идя передовым в своей колонне, так неустрашимо вел ее в бой. Господам командирам кораблей и фрегатов за хладнокровное и точное постановление своих судов по данной диспозиции во время сильного неприятельского огня, равно и за непоколебимую их храбростью продолжение самого дела, обращаюсь с признательностью к офицерам за неустрашимое и точное исполнение их своего долга, благодарю команды, которые дрались как львы».

Выдающаяся победа русского флота в Синопском сражении оказала большое влияние на последующий ход войны. Уничтожение неприятельской эскадры - основного ядра турецкого флота сорвало подготовляющийся турками десант на Кавказское побережье и лишило Турцию возможности вести боевые действия на Черном море.

Синопское сражение представляет собой один из наиболее ярких примеров полного уничтожения неприятельского флота на его собственной базе.

Русский флот обеспечил себе победу при Синопе благодаря смелости и решительности тактического замысла сражения, искусному развертыванию сил и быстрому занятию кораблями назначенных огневых позиций, правильному выбору дистанции боя, с которой эффективно действовала артиллерия всех калибров. В этом сражении впервые широко использовалась бомбическая артиллерия, сыгравшая решающую роль в быстром уничтожении деревянных кораблей противника. Важнейшей причиной победы являлась высокая боевая подготовка личного состава русской эскадры, особенно командиров кораблей и: мендоров, от которых непосредственно зависели искусство маневрирования и точность ведения артиллерийского огня. Взаимная поддержка кораблей и непрерывное управление силами в бою со стороны адмирала Нахимова также во многом способствовали успеху русской эскадры.

Синопское сражение было последним крупным сражением парусных флотов, в котором наряду с парусными кораблями участвовали) первые паровые корабли - пароходы и фрегаты.

1. Бескровный Л. Г. Русское военное искусство XIX в. - М., 1974. С. 237–242.

3. История военно-морского искусства / Отв. ред. В. И. Ачкасов. - М<| 1954. - Т.2. - С. 131–139.

4. Кучеров С. Г. Адмирал Нахимов и Синопская победа русского флота // Русское военно-морское искусство. Сб. ст. / Отв. ред. Р. Н. Мордвинов. - М., 1951. С. 174–184.

5. Морской атлас. Описания к картам. - М., 1959. -Т.3, ч.1. -С. 520.

6. Морской атлас /Отв. ред. Г. И. Левченко. - М., 1958. - Т.З, Л. 26.

7. Питерский Н. А. Адмирал Нахимов - организатор славной победы русского флота при Синопе // Адмирал Нахимов. Ст. и очерки. - М.

8. Советская военная энциклопедия: В 8-и т. /Гл. ред. комис. Н. В. Огарков (пред.) и др. М., 1979. - Т.7. - С. 349–351.

9. Шигин В. Синоп. [О победе русской эскадры в морском сражении 1853 г. ] // Морской сборник. - 1993. - № 11. - С. 79–82.

10. Энциклопедия военных и морских наук: В 8-и т. /Под общ. ред. Г. А. Леера. - СПб., 1895. - Т.7. - С. 206–207.

Из книги Морские сражения автора

Морское сражение у мыса Экном Причиной 1-й Пунической войны стало желание Рима захватить Сицилию. Сильной стороной карфагенян был морской флот, считавшийся самым большим в мире. Однако карфагенские военачальники не уделяли внимания организации войска. Римские же

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги 100 великих битв автора Мячин Александр Николаевич

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Морское сражение при Аргинусских островах (406 год до н. э.) Пелопонесская война между Афинским морским союзом во главе с Афинами и Пелопонесским союзом во главе со Спартой продолжалась 27 лет (431–404 годы до н. э.). В целом это была борьба за политическую, экономическую и

Из книги автора

Морское сражение при Эгоспотамах (405 год до н. э.) Морское сражение при Эгоспотамах относится ко второму периоду Пелопонесской войны (415–404 годы до н. э.), когда Афинский союз пытался восстановить свое могущество на море, но потерпел окончательное поражение.В сражении при

Из книги автора

Афонское морское сражение (1807 год) К началу боевых действий русского флота на Средиземном море 1805–1807 годах обстановка в Европе была крайне напряженной. Агрессивная политика Наполеона, угрожавшая независимости многих европейских государств, а также интересам России на

Из книги автора

Цусимское морское сражение (1905 год) Завершающим этапом похода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток явилось Цусимское сражение 14 мая 1905 года в Корейском проливе. К этому времени в состав русской эскадры входило восемь эскадренных броненосцев (из них три старых), три

Из книги автора

Ютландское морское сражение (1916 год) Крупнейшим из морских сражений первой мировой войны явилось Ютландское сражение на Северном море 18 мая 1916 года между главными силами английского и германского флотов. К этому времени обстановка на Северном морском театре сложилась

Из книги автора

Гангутское морское сражение Северная война между Россией и Швецией затянулась на двадцать один год. Долго сотрясал земли противоборствующих стран грохот канонады. Балтийское море превратилось в место наиболее жестоких военных столкновений шведских и российских

Из книги автора

Афонское морское сражение Ионические острова и Балканы оказались под угрозой нападения наполеоновской армии во время боевых действий, имевших место на Средиземном море в период с 1805 по 1807 год. Опасность надвигалась и с турецкой стороны. Для обороны островов эскадра

Из книги автора

Синопское сражение В ноябре 1853 года турецкая эскадра Осман-паши, состоявшая из 7 фрегатов, 3 корветов, 2 пароходофрегатов, 2 бригов и 2 транспортов, направилась из Стамбула в Сухуми. Турецкие корабли перевозили десантные войска. Однако в пути их застал шторм. Суда укрылись в

Из книги автора

Цусимское морское сражение Одно из самых крупных сражений Русско-японской войны состоялось в Цусимском проливе 14 мая 1905 года. Японские броненосные корабли представляли тогда серьезную угрозу для Российского флота. Противник мог по праву гордиться своим боевым опытом,

«Истреблением турецкой эскадры при Синопе Вы украсили летопись Русского флота новою победою, которая навсегда останется памятною в морской ».
Император Николай
«Битва славная, выше Чесмы и Наварина… Ура, Нахимов! М. П. Лазарев радуется своему ученику».
В. А. Корнилов


1 декабря является Днём воинской славы России, днём победы русской эскадры под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп.

В марте 1995 года Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России» установлен День воинской славы России - День победы русской эскадры над турецкой эскадрой у мыса Синоп. Дата Дня воинской славы законом ошибочно установлена 1 декабря. Само сражение произошло 18 (30) ноября 1853 года и вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов.

Предыстория

Восточная (Крымская) война возникла в результате Большой Игры - противоречий между Англией и Францией с одной стороны и Россией - с другой, в ходе борьбы за влияние на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах и в Причерноморье. Хозяева Запада пытались остановить продвижение русских на Балканах, в Причерноморье, где Россия могла получить проливы Босфор и Дарданеллы, и на Кавказе с дальнейшим расширением влияния России на восточные страны.

Россия была заинтересована в расширении своей сферы влияния на Кавказе, на Балканском полуострове. Военная стратегия и развития народного хозяйства требовали занятия проливов и Константинополя. Чтобы навсегда обезопасить юго-западное стратегическое направление - исключить возможность прохода вражеского флота в Русское (Чёрное) море и получить свободный проход в Средиземное море.

Франция имела свои притязания к Османской империи, особенно в Сирии и Египте, и выступала соперником России в турецких владениях. Лондон стремился включить в свою сферу влияния Ближний и Средний Восток, превратить в свои полуколонии Турцию и Персию. Британцы не желали, чтобы Российская империя усилилась за счёт стремительно деградирующей Османской империей. Более того, хозяева Англии лелеяли замыслы расчленения России, отторжения от неё Крыма, кавказских областей, Северного Причерноморья, Малороссии, Царства Польского, Прибалтики, Финляндии. Русских хотели отрезать от морей, оттеснить на восток.

Своим в борьбе с Россией западники в очередной раз сделали Турцию. Турки выступали в качестве «пушечного мяса» в тысячелетнем противостоянии Запада с Русью (русской цивилизацией). Чтобы использовать турецкие вооруженные силы в качества ударного авангарда в борьбе против России, руководящие круги Англии, Франции и Австрии оказывали усиленную военную поддержку Турции. Задолго до войны она была наводнена английскими, французскими и австрийскими военными советниками, которые обучали турецкие войска, строили укрепления, руководили разработкой военных планов. В турецких войска активно использовали иностранных военных специалистов, некоторых из них приняли ислам, стали «османами». Под руководством иностранных специалистов велось и строительство османского военного флота, который пополнялся кораблями построенными в Марселе, Венеции, Ливорно. Почти вся артиллерия турецкого флота была английского производства; английские советники и инструкторы находились при штабах и командующих турецких соединений.

Опираясь на поддержку Англии и Франции (Австрия также боялась укрепления русских позиций на Балканах и поддерживала Порту), Турция надеялась на успех на Черноморском театре. Порта планировала вернуть утраченные владения на Кавказе, в Северном Причерноморье, включая Крымский полуостров. Англия и Франция, натравливая Турцию на России, не могли допустить её военного краха и кардинального усиления позиций Российской империи за счёт Османской империи. Поэтому региональных конфликт выходил на глобальный уровень - мировой войны с участием ведущих мировых держав.

Начало войны

Формальным поводом к войне послужил спор между католиками и православными о праве владения святыми местами в Палестине, входившей тогда в состав Турецкой империи. В спор вмешались великие державы: на стороне православных христиан выступила Россия, а на стороне христиан-католиков - Франция. Чтобы подтолкнуть Турцию на открытие военных действий против России, англо-французский флот в мае 1853 г. направился в Безикскую бухту, расположенную у входа в Дарданеллы. Произошёл разрыв дипломатических отношений между Турцией и Россией.

14 июня 1853 г. царь Николай I отдал приказ русским войскам, которыми командовал князь М. Д. Горчаков, занять Молдавию и Валахию (Дунайские княжества). Николай Павлович, который до этого довольно успешно вёл внешнюю политику России, в этот раз совершил стратегическую ошибку. Он рассчитывал на то, что с Англией можно договориться о разделе наследства турецкого «больного человека». Франция сама по себе не опасна. А Австрия и Пруссия считались близкими союзниками Петербурга. Казалось, что наступило время раздела Турецкой империи. Однако хозяева Запада хотели получить весь «турецкий пирог», не допуская к нему Россию. Более того, использовать войну с Турцией для решительного поражения и ослабления России.

Турция предъявила ультиматум, требуя вывода русской армии из Дунайских княжеств. 4 октября Порта объявила войну России. Турецкие войска обстреляли наши силы на Дунае, атаковали русский гарнизон поста св. Николая на черноморском побережье между Поти и Батумом. 20 октября Петербург объявил о состоянии войны с Турцией. В дальнейшем в войну против России вступили Англия, Франция и Сардиния. Военные действия велись на Балканах и Кавказе, в Черном, Белом и Балтийском морях и на Тихом океане. Но главным театром войны был Черноморский.

План турецкого командования состоял в том, чтобы вытеснить русские войска из Молдавии и Валахии и занимать оборону на Дунайском фронте до подхода англо-французских войск. В Закавказье предполагалось вести наступательные действия.

Черноморский флот

Русский Черноморский флот имел 14 парусных линейных кораблей, 6 парусных фрегатов, 16 корветов и бригов, 7 пароходо-фрегатов и 138 мелких судов. Несмотря на то что в его составе не было ни одного парового линейного корабля, он представлял собой серьезную боевую силу. Парусные корабли отличались быстроходностью и сильным вооружением. Флот располагал квалифицированными офицерами и хорошо обученным рядовым составом. Командовали флотом опытные и решительные командиры, не боявшиеся проявить инициативу.

В предвоенный период русский флот на Чёрном море возглавляли великие люди - Михаил Петрович Лазарев, Владимир Алексеевич Корнилов, Павел Степанович Нахимов, Владимир Иванович Истомин. Они были представителями передовой школы русского военно-морского искусства. Нахимов, Корнилов и Истомин многие годы были выборными директорами Севастопольской морской библиотеки - одной из старейших в стране. Благодаря их просветительской деятельности книжные фонды библиотеки увеличились в несколько раз. Нахимов широко популяризировал среди моряков начавший выходить с 1848 года журнал «Морской сборник». Главное внимание Лазарева, Корнилова, Нахимова и других передовых командиров - наследников школы Суворова, Ушакова и Сенявина - было сосредоточено на боевой подготовке флота, обучение моряков приемам и способам морского боя. В их деятельности воплощались наставления Д. Н. Сенявина о том, чтобы командиры «чаще общались со своими подчиненными, знали бы каждого из них и знали бы, что служба их не состоит только в том, чтобы командовать людьми во время работ, но что они должны входить и в частную жизнь их… Начальник и офицер должны уметь возбудить соревнование к усердной службе в своих подчиненных ободрением отличнейших. Они должны знать дух русского матроса, которому иногда спасибо дороже всего».

«Матрос управляет парусами, он же наводит орудие на неприятеля. Матрос бросается на абордаж. Ежели понадобится, всё сделает матрос», - говорил П. С. Нахимов. В признании первенствующей роли рядового матроса в обеспечении победы над врагом Лазарев, Нахимов и Корнилов видели успех боевой подготовки, основу повышения боеспособности флота. Они понимали матросов, воспитывали в них не «крепостного на корабле», а чувство достоинства и любви к родной земле. Корнилов и Нахимов всячески стремились улучшить условия жизни и быта матросов, которые 25 лет несли тяжелую службу. Все современники единодушно подчеркивали заботу Павла Степановича о матросах. «Заботливость Нахимова о матросах, - писал один из черноморцев, - доходила до педантизма». В ответ матросы любили своего командира.

Нахимов чётко понимал, что система боевой подготовки, направленная на показной блеск, и приведёт к плачевным результатам в ходе реальных боевых действий. Он был противником парадной муштры и учил моряков тому, что потребуется в войне. Воспитывал в матросах инициативу, решительность, выносливость, строго требовал исполнения всего необходимого и полезного. Личный пример командира Нахимов считал лучшим методом воспитания. В итоге авторитет Нахимова среди черноморских моряков был очень высок. В том же духе воспитывал моряков и Корнилов.

Первая половина XIX в. была важным этапом в развитии технического прогресса на флоте. Изыскания в области корабельной артиллерии привели к созданию бомбических (бомбовых) пушек. Эти орудия стреляли разрывными бомбами, бывшими для деревянных парусных кораблей исключительно опасными. Перспективность таких орудий впервые была оценена на Черноморском флоте. По инициативе Лазарева, Корнилова и Нахимова такие орудия были установлены на многих линейных кораблях. Наибольшее значение в деле развития флота стало использование силы пара для движения кораблей. В кораблестроении и военно-морском деле происходила революция. Корабли с паровой машиной приобретали принципиально новые мореходные, технические и боевые качества. В 1820 году в состав Черноморского флота вошёл военный пароход «Везувий», построенный в Николаеве.

Многие военные эксперты плоть до 40-х годов ещё считали, что основой военных флотов останутся парусные линейные корабли с мощной артиллерией - 100 - 120 орудий. Первые пароходы имели небольшую мощность, на них можно было установить всего 10 - 20 орудий. Однако развитие научно-технического прогресса вело к быстрому совершенствованию пароходов. Лазарев, Корнилов и Нахимов быстро оценили эту перспективу. По инициативе Лазарева в конце 1830-х - 1840-х годах в Николаеве заложили и построили первые в России железные военные пароходы и первые пароходо-фрегаты. Они имели и парусное оснащение и паровую машину. Активным сторонником развертывания строительства винтовых кораблей выступал Корнилов. С первых же лет пребывания на посту начальника штаба флота он ставил вопрос перед начальством морского ведомства о перевооружении Черноморского флота и широком внедрении паровой машины на кораблях. Постройка винтовых кораблей и переоборудование судостроительной базы, писал он, «в глазах моих составляют предметы первостепенной важности для Черноморского флота, от основательного решениях коих зависит всё его будущее».

Передовая научно-техническая мысль в России нередко шла впереди зарубежной науки. Однако многие русские открытия и изобретения не нашли практического применения в России (некоторые позднее успешно освоили на Западе). Российская империя стала отставать от передовых западных держав в техническом и экономическом развитии, что не могло негативно не сказаться на вооруженных силах страны, включая Черноморский флот.

Палуба линейного корабля «Императрица Мария» во время боя при Синопе. 1853 год. Худ. А. Д. Кившенко

Начало боевых действий на море

В стратегических планах турецкого командования важная роль отводилась Кавказу. В Батуми был сосредоточен 20-тыс. десант и большая флотилия из 250 прибрежных судов, предназначенных для высадки десантных сил в районе Сухуми, Поти, Гагры, Сочи и Туапсе. Для обеспечения высадки десанта в Константинополе сформировали эскадру из лучших кораблей. Командующим был назначен вице-адмирал Осман-паша, вторым флагманом - контр-адмирал Гуссейн-паша. Разведку осуществлял отряд из трёх пароходо-фрегатов под флагом вице-адмирала Мустафы-паши. Главным советником турецкого командования в этой операции был английский капитан А. Слейд, который в османском флоте имел чин контр-адмирала. Тем временем англо-французский флот перешёл от Дарданелл к Босфору и готовился к броску в Чёрное море.

В сентябре 1853 г. эскадра под командованием вице-адмиралов В. А. Корнилова и П. С. Нахимова доставила на кавказское побережье 13-ю пехотную дивизию (16 тыс. человек) со всем обозом и месячным запасом продовольствия. В это же время отряд кораблей перебросил 14-ю пехотную дивизию (8 тыс. человек) из Одессы в Севастополь. Затем флот приступил к крейсерским действиям у Босфора и вдоль всего анатолийского побережья Турецкой империи с задачей нарушать ее коммуникации.

Боевые действия на Черном море начались двумя боями, результат которых наглядно показал высокую эффективность школы Лазарева, Корнилова и Нахимова боевой подготовки личного состава. Первый бой произошел 5 ноября. Пароходо-фрегат «Владимир» под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Бутакова вел поиск противника у турецкого побережья. На его борту находился вице-адмирал Корнилов. В тот день рано утром наблюдатели заметили на северо-западе силуэт неизвестного корабля. Корнилов посоветовал командиру изменить курс и пойти на сближение. Через час неизвестный корабль был настигнут. Им оказался турецкий военный пароход «Перваз-Бахри». Начался двухчасовой бой, в ходе которого, по словам Корнилова, командир фрегата Бутаков «распоряжался, как на маневрах». «Перваз-Бахри», получив значительные повреждения и понеся потери в людях от меткого огня русских моряков, спустил флаг. Так первый в истории войн бой паровых кораблей закончился блестящей победой русского пароходо-фрегата.

В ночь на 9 (21) ноября, по другим данным, 6 (18) ноября, - русский парусный 44-пушечный фрегат «Флора» капитан-лейтенанта А. Н. Скоробогатова в районе мыса Пицунда встретился с тремя турецкими пароходами - «Таиф», «Фези-Бахри» и «Саик-Ишаде» под общим командованием вице-адмирала Мустафы-паши и английского военного советника А. Слейда. В общей сложности корабли противника имели 6 10-дюймовых орудий, 12 36-фунтовых, 44 18-фунтовых. Бой начался в 2 часа ночи и продолжался с перерывами до 9 часов утра. Фрегат «Флора» умело маневрировал и к концу боя сумел нанести повреждения флагманскому пароходу противника. Турецкие пароходы поспешно ушли на запад. Русский фрегат с победой возвратился в свою базу. В основе этого успеха, с одной стороны, лежала хладнокровие и мужество капитана Скоробогатова, не испугавшегося превосходящих сил врага, храбрость и знание дела матросов, которые умело маневрировали и вели бой. С другой стороны - неудовлетворительные действия вражеских командиров, которые не сумели воспользоваться ни преимуществом паровых кораблей для одновременной атаки с разных сторон, ни крупнокалиберными бомбическими пушками, которыми можно было атаковать, находясь вне пределов досягаемости русского фрегата, а также плохой подготовкой турецких артиллеристов.

Синоп

В начале ноября 1853 г. русская эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова крейсировала у берегов турецкой Анатолии. Во время жестокого шторма 8 - 10 ноября линейные корабли эскадры «Храбрый» и «Святослав» и фрегат «Коварна» получили сильные повреждения и были отправлены на ремонт в Севастополь. В эскадре Нахимова остались 3 линейных корабля и один бриг. Продолжая поиск противника, она 11 ноября подошла к Синопской бухте и обнаружила там вражескую эскадру под началом Осман-паши, состоявшую из 7 фрегатов, 3 корветов, 2 пароходов, 2 бригов и 2 транспортов. Корабли находились под защитой шести береговых батарей. На вооружении турецких кораблей было 476 орудий, на береговых батареях было 44 орудия.

Несмотря на столь значительное численное превосходство противника, русский командующий принял решение заблокировать турецкий флот в бухте. Бриг «Эней» был послан в Севастополь за подкреплением. Турки проявили слабость и не решились пойти на прорыв позиций слабой русской эскадры и стали ожидать подхода англо-французского флота. 16 ноября на помощь Нахимову подоспели 3 линейных корабля и 2 фрегата из эскадры контр-адмирала Ф. М. Новосильского. Теперь можно было начинать атаку, хотя тактическое преимущество и на этот раз оставалось за турецкой эскадрой. Располагая вооруженными пароходами, турки могли наносить удары по русским кораблям с любых направлений. Кроме того, противник был защищен береговыми батареями. 17 ноября Нахимов созвал командиров кораблей и ознакомил их с планом предстоящего боя. В приказе, отданном перед самым сражением, адмирал писал, что Россия ожидает «славных подвигов от Черноморскою флота. От нас зависит оправдать ожидания».

В 9 часов 30 минут 18 (30) ноября на русском флагманском корабле «Императрица Мария» был поднят сигнал: «Приготовиться к бою и идти на Синопский рейд». Эскадра снялась с якоря. К полудню она двумя колоннами вошла на Синопский рейд. Во главе первой шел 84-пушечный корабль «Императрица Мария» под флагом Нахимова, а во главе второй - 120-пушечный корабль «Париж» под флагом Новосильского. В кильватер «Императрице Марии» шли 120-пушечный «Великий князь Константин» и 80-пушечная «Чесма». За кораблем Новосильского следовали 120-пушечный «Три Святителя» и 80-пушечный «Ростислав». Турецкий флот стоял в бухте в строю в форме полумесяца, повторяющем очертание берега. Левый фланг этого строя опирался на батарею № 4, а правый - на батарею № 6. В центре боевого порядка турки установили 8-орудийную крупнокалиберную батарею № 5. Со всех кораблей напряженно следили за флагманом, ожидая сигнала о начале боя. В 12 часов на «Императрице Марии» взвился флаг, означающий полдень. Адмирал и в столь тревожный момент перед боем решил соблюсти морской обычай. Этот эпизод, подчеркивавший исключительное спокойствие Нахимова, произвел сильное впечатление на команды судов.

Около 12 часов 30 минут, когда русские корабли подошли к назначенным местам, турецкая эскадра и береговые батареи открыли сильный огонь. В первые минуты русские корабли были буквально засыпаны градом ядер, книпелей и картечи. Однако османские канониры, как и в сражении при Наварине в 1827 году, повторяли ту же ошибку: вместо того чтобы сосредоточить огонь по корпусам, они снова били по рангоуту и парусам. При попутном и довольно сильном ветре этот огонь чаще всего не достигал цели. Кроме того, Нахимов заранее предвидел, что противник будет бить не по палубам, а по рангоуту. Этот приём использовался турками в расчёте вывести из строя как можно больше русских матросов, когда они будут убирать паруса перед постановкой на якорь. Но русские матросы благодаря приказу русского адмирала были внизу. Нахимов решил становиться на якорь, не крепя парусов, тем самым спас жизни и здоровье многих моряков, сохранил боеспособность русских кораблей в критический момент боя.

Отдав якоря, русские корабли почти одновременно по всей линии вступили в бой. Турки сразу же почувствовали мощь и точность огня русских кораблей. Уже через полчаса флагманский фрегат «Авни-Аллах», не выдержав огня «Императрицы Марии», отклепал якорь-цепь и выбросился на мель. Несколько турецких кораблей и береговых батарей обрушили мощь своих орудий на корабль Нахимова: перебили большую часть рангоута и стоячего такелажа, у грот-мачты осталась только одна целая ванта. Но русские продолжали бой. Расправившись с турецким флагманом, Нахимов перенёс огонь на другой фрегат - «Фазли-Аллах». Не выдержав огня, и на этом фрегате турки расклепали якорь-цепь. Течение и ветер быстро понесли фрегат к берегу, а вскоре «Фазли-Аллах» уже горел.

Героически сражались моряки линейного корабля «Париж» под командованием капитана 1 ранга В. И. Истомина. Они нанесли поражение трем неприятельским судам. Восхищенный таким успехом, Нахимов распорядился передать сигналом благодарность доблестному экипажу. Но на «Императрице Марии» оказались перебитыми все сигнальные фалы. Тогда на «Париж» была направлена шлюпка. Уничтожив четыре фрегата и один корвет, «Императрица Мария» и «Париж» перенесли огонь на самую мощную батарею № 5. Через каких-то несколько минут от батареи остались груды развалин. Прислуга в панике бежала.


И. К. Айвазовский. «Синопский бой»

Не менее храбро сражались и экипажи других русских кораблей. «Великий князь Константин» стал против двух 60-пушечных фрегатов «Навек-Бахри» и «Несими-Зефер» и 24-пушечного корвета «Неджми-Фешан». Эти суда прикрывались огнем батареи № 4. Вначале всю мощь 68-фунтовых бомбических орудий «Константин» обрушил на фрегаты. Подошедшая вскоре «Чесма», несмотря на выстрелы с батареи № 3, огонь своих пушек направила на фрегат «Навек-Бахри». Спустя двадцать минут турецкий фрегат взлетел на воздух. Обломками фрегата засыпало батарею № 4. Покончив с одним фрегатом, «Константин», повернув на шпринг, начал расстреливать «Несими-Зефер» и «Неджми-Фешан», а «Чесма» обратила свои пушки против батарей № 3 и 4 и вскоре сравняла их с землей. Тем временем «Константин» расправился с фрегатом и корветом. Объятые пламенем, оба вражеских корабля выбросились на берег.

Не менее яростный был бой и на левом фланге. На корабле «Три Святителя» в самом начале сражения турки перебили шпринг. Оставшийся на одном якоре корабль развернулся кормой к батарее № 6. Турки, однако, успели произвести лишь несколько залпов. На выручку «Трем Святителям» подошел «Ростислав», перенесший огонь на батарею. Тем временем с помощью баркаса положение корабля удалось восстановить. Совместными усилиями «Ростислава» и «Трех Святителей» вначале были уничтожены фрегат «Каиди-Зефер» и корвет «Фейзе-Меабур», а затем батарея № 6. В перестрелке вражеское ядро угодило прямо в батарею «Ростислава»: загорелся пороховой ящик, огонь стал распространяться в сторону крюйт-камеры. «Ростиславу» грозила опасность: он мог взлететь на воздух. Но храбрый мичман Николай Колокольцев спас свой корабль от гибели. Он получил чин лейтенанта и орден Святого Георгия 4-й степени. В том же году его наградили орденом Святого Владимира 4-й степени, а за участие в обороне Севастополя - золотым оружием.

Близкая дистанция стрельбы, отличная артиллерийская подготовка, мужество и героизм моряков эскадры быстро решили исход боя. Под их огнем турецкие корабли выбрасывались на мель, горели и взлетали на воздух. К 16 часам сражение закончилось. 15 турецких судов и береговые батареи были уничтожены. Спасся лишь один пароход «Таиф», на котором находился главный советник при турецком адмирале англичанин А. Слэйд. Бросившись наутек в самый критический момент, он принес в Константинополь весть о полном разгроме турецкой эскадры.


Синопское сражение. Художник А. П.Боголюбов


И. К. Айвазовский. Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 года

Итоги

В Синопском сражении турки потеряли убитыми и утонувшими 3 тыс. человек. В плен было взято несколько сот матросов и офицеров, в том числе командующий эскадрой Осман-паша. Русский флот не потерял ни одного корабля. В личном составе потери составили: убитыми - 38 человек и ранеными - 233.

Синопская битва стала последним крупным сражением парусных кораблей. Действия русской эскадры явились выдающимся образцом активной наступательной тактики. Нахимов в самом начале боя захватил инициативу и удерживал её до последнего момента. Эффективно использовалась корабельная артиллерия. Был осуществлен тщательно разработанный Нахимовым план артиллерийской атаки с максимальным использованием бомбических орудий, сыгравших важную роль в разгроме противника. Решающей силой, определившей разгром турецкого флота в Синопском сражении, были русские матросы и офицеры, их отличная подготовка, высокий моральный дух и самообладание.

Синопская победа русского флота имела большое политическое и военное значение. Разгром турецкой эскадры в Синопе значительно ослабил морские силы Турции и сорвал её планы по высадке войск на побережье Кавказа. После сражения русский флот получил возможность содействовать приморским флангам сухопутных войск на Дунайском и Кавказский театрах. Турецкие же войска на Дунае и на Кавказе были лишены поддержки своего флота.

Синопский разгром означал провал традиционной английской политики ведения войны чужими руками. Была сорвана маска с подлинных организаторов Восточной войны. Турция потерпела решительное поражение в самом начале войны. Чтобы спасти её от краха, Англия и Франция вступили в открытую войну. 23 декабря 1853 г. английская и французская эскадры вошли в Черное море. 15 марта 1854 г. Англия и Франция объявили России войну. Началась предтеча мировой войны, где главным врагом коллективного Запада была Россия.


Возвращение русской эскадры в Севастополь после Синопского боя. Художник Н. П. Красовский

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Синопское сражение 1853 года увековечило славу российских моряков. Именно благодаря ему Запад заговорил о мощи российского флота.

«Лебединой песней парусного флота» называют Синопское сражение, ставшее последней битвой парусных флотов. В честь этой победы русских моряков в Крымской войне 1 декабря объявлен Днем воинской славы России. В сражении между русской и турецкой эскадрами были уничтожены все, кроме оного, корабли турок. Русский флот потерь не понес.

Карта сражения при Синопском рейде. 30.11.1853

Английская пресса весьма негативно оценила действия русских моряков, назвав сражение «Синопской резней». Пущена была даже ложная информация о том, что русские расстреливали в воде турок, пытавшихся спастись с тонущих судов. В конечном итоге события 30 ноября подтолкнули Великобританию и Францию к вступлению в войну (в марте 1854) на стороне Османской империи.

В сражении на рейде турецкого порта Синоп всего за 4 часа удалось победить противника - столько длился бой. Началось все с того, что русские патрульные корабли обнаружили морские суда турков в Синопской бухте. Те намеревались перебросить силы на Кавказ - к Сухуми и Поти. Командующий российским флотом, адмирал Павел Нахимов приказал блокировать выход из бухты и вызвать подкрепление из Севастополя. Эскадра двумя колоннами, одну из которых вел Нахимов, вторую - контр-адмирал Федор Новосильский, вошла в бухту. Под шквальным огнём неприятеля российские корабли приблизились к турецким судам и только с расстояния 300 метров точными бортовыми залпами уничтожили все корабли Осман-паши. Лишь один смог выйти из бухты, оторваться от преследования, дойти до Стамбула и сообщить о крахе эскадры. Турецкий адмирал попал в плен, его палаш до сих пор хранится в музее Севастополя. Потери противника составили более 3000 человек убитыми и ранеными. Со стороны России погибли 38 матросов, чуть больше 200 были ранены.

И.К. Айвазовский. Русские корабли в Синопской битве. 1853

У турок было численное преимущество - 16 кораблей против 8 русских судов. Правда, у них не было ни одного линейного, что в общей сложности давало 500 орудий, против 720 у россиян, имеющих 6 линкоров. И даже помощь 38 пушек береговой охраны не спасла турецкий флот от гибели. Стоит добавить, что русские впервые применили 68-фунтовые бомбические орудия, которые стреляли разрывными снарядами. Именно это оружие во много определило столь блестящую победу России. Залп из бомбических пушек мог отправить на дно любой из существующих на то время кораблей. Применения такого оружия стало фактически концом для классических парусных деревянных военных судов.

И.К. Айвазовский. 120-пушечный корабль «Париж»

Адмирал Нахимов командовал сражением с корабля «Императрица Мария». Флагману досталось больше всех - его буквально засыпали вражеские ядра, была перебита большая часть мачт и рангоута. Тем не менее, «Императрица Мария» шла вперед, сокрушая на своем пути турецкие корабли. Подойдя к турецкому флагману «Ауни Аллах», российский флагманский корабль встал на якорь и в течении получаса вел бой. В результате «Ауни Аллах» загорелся и выбросился на берег. После этого «Императрица Мария» победила еще один турецкий фрегат «Фази Аллах» и отправилась на сражение с пятой батареей.

Отличились в бою и другие корабли. Нахимов во время боя обычно выражал благодарность морякам за хорошее сражение. На этот раз ему понравились действия линкора «Париж». Стоя на якоре, корабль открыл батальный огонь по корвету «Гюли-Сефид» и фрегату «Дамиад». Взорвав корвет и отбросив на берег фрегат, поразил огнем фрегат «Низамие», судно сдрейфовало к берегу и вскоре загорелось. Командующий приказал просигналить свою благодарность команде, но сигнальные башни на флагмане были разбиты. Тогда он отправил шлюпку с моряками, которые лично передали благодарность адмирала морякам «Парижа».

Окончив сражение, корабли русского флота начали исправлять повреждения, и через два дня снялись с якоря, чтобы следовать в Севастополь. Около полудня 4 декабря при общем ликовании они победоносно вошли на Севастопольский рейд. Адмирал Нахимов, который добился этой блестящей победы, погиб через полтора года во время осады Севастополя.

А.Д.Кившенко. Палуба линейного корабля «Императрица Мария» во время боя при Синопе. . 1853 год

Синопское сражение увековечило российских моряков в истории. Именно благодаря ему Запад заговорил о мощи российского флота. Кроме того, эта морская битва стала одним из наиболее ярких примеров полного уничтожения неприятельского флота на его собственной базе.

А.П. Боголюбов. Синопское сражение

Узнав о победе под Синопом, знаменитый маринист Иван Айвазовский немедленно выехал в Севастополь, куда вернулись суда Черноморского флота. Художник расспрашивал обо всех деталях боя, о расположении кораблей, о том, что Нахимов завязал бой «на самой близкой дистанции». Собрав необходимые сведения, художник написал две картины - «Синопский бой днем», о начале сражения, и «Синопский бой ночью» - про его победоносное окончание и разгроме турецкого флота. «Картины чрезвычайно верно сделаны», - отозвался о них адмирал Нахимов, герой Синопа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!