Русское словесное ударение - Словарь - Зарва М.В. Русское словесное ударение

Русское словесное ударение характеризуется тремя свойствами: фиксированностью, разноместностью (локальностью) и подвижностью .

Фиксированность означает, что ударение в каждой словоформе должно находиться в строго определённом месте и его нельзя произвольно переносить из одного места в другое. Например, в слове город ударение стоит на первом слоге и его нельзя перенести на второй слог. В слове порода ударение стоит на втором слоге и его нельзя переносить на первый или на третий слоги. В слове сковорода ударение стоит на последнем, 4-м слоге и его нельзя переносить на 1-й, 2-й или 3-й слоги. Всякое нарушение фиксированности ударения осуждается как нормативными словарями, так и негативным отношением людей к такой практике. Известны частушки, высмеивающие возможность нарушений фиксированного ударения:

− Я сижу на берегу́,

Не могу поднять ногу́.

− Не ногу́, а но́гу.

− Всё равно не мо́гу.

В некоторых случаях смена фиксированности ударения свидетельствует о наличии особого жаргона, например, шахтёры говорят дóбыча , а не добыча , юристы говорят осýжден, возбýждено , вместо осуждён, возбуждено , моряки говорят компáс, ветрá, вместо кóмпас и ветры . В других случаях нарушение фиксированности ударения является свидетельством норм дальних эпох или влияния других, родственных языков. Такие примеры как музыка , вместо мýзыка, буржуáзия , вместо буржуазия, суффикс, вместо сýффикс − это следы произносительных норм, восходящих к XIX веку. В современном русском языке есть некоторое количество слов, в которых общепринятой нормой допускается возможность двоякого ударения, например: дабы и дабы, творог и творог, колледж и колледж. Однако для каждого говорящего употребление двух возможных норм в своей речи недопустимо. Если человек в своей речи начал употреблять слово творог , то к концу речи он не имеет права переходить на вариант творог , т.е. вариативность ударения в некоторых словах допускается для общества в целом, но не для отдельного человека. Следует заметить, что есть словари менее строгие в этом отношении, допускающие возможность различной постановки ударения в некоторых словах. Обычно это академические или учебные словари. Но есть акцентологические словари (т.е. словари, нормализующие постановку ударения), рассчитанные на работников радио и телевидения. В них допускается только одна акцентологическая норма.

Разноместность (локальность) русского словесного ударения означает, что ударные слоги в разных словах могут находиться на разных местах. Известны языки, где ударение ставится на определённом слоге, например, в тюркских языках и во французском языке ударение стоит в конце слова, в польском языке словесное ударение ставится на втором слоге с конца. Для носителей таких языков русское ударение оказывается весьма сложным, так как разноместность не предполагает наличия каких-либо определённых правил постановки ударения на определённых слогах в зависимости от каких-либо других факторов.

Подвижность русского ударения охватывает не все слова русского языка, но довольно значительный разряд высокочастотной лексики. Подвижность ударения оценивается не по отношению к слогам, а по отношению к морфемам, или, точнее, по отношению к основе и окончанию слов. Эта особенность подвижности ударения впервые была отмечена И.А. Бодуэном де Куртенэ. Большой вклад в изучение подвижности русского ударения внесли А.В.Миртов, А.А.Зализняк, В.А. Редькин. Подвижность ударения может быть словоизменительной, формообразующей и словообразующей. Наиболее исследована словоизменительная акцентология. Языковеды пришли к выводу, что в области словоизменения может происходить переход ударения с основы на окончание и наоборот. Подвижность ударения различна для разных частей речи в русском языке.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог.
В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.
Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.
2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.
Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.
3. Именно ударение может:
- отличать одно слово от другого;
Ср.: а́тлас – атла́с.
- быть показателем грамматической формы слова.
Ср.: ру́ки – руки́.
4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.
Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.
5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.
Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.
6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.
Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

Ударение в русском языке
7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.
Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.
Обычно варианты различаются сферой употребления.
Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).
Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).
Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.
При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.


Русское словесное ударение может быть охарактеризовано как силовое, или динамическое: ударный слог в слове отличается большей силой, напряженностью, а следовательно, громкостью. Этим признаком русское ударение отличается от музыкального ударения, когда ударный слог* характеризуется изменением высоты тона (как, например, в сербском или китайском языках).
Вторая особенность русского ударения - его разноместно с т ь, т. е. способность характеризовать любой слог слова: начальный (город, дерево, учит), конечный (завод, мука, ходить), срединный (второй - пороша, головка, посмотрит, третий - головастик, поросёнок, уморйться и т. д.). Оно не закреплено, таким образом, на определенном слоге (как, например, во французском - на конечном, в польском - на предпоследнем).
" Наконец, третьей особенностью русского ударения выступает его подвижность, т. е. возможность передвигаться с одного слога на другой при словоизменении. При этом в русском языке все-таки преобладают слова с неподвижным ударением, которое может всегда находиться или на основе (например, горох), или на окончании (например, существо). Что же касается слов с подвижным ударением, то подвижность эта может иметь определенные разновидности. Например, есть существительные, у которых в единственном числе ударение на основе, а во множественном - на окончании (ср. слово - слова), и есть такие, у которых в единственном числе ударение на окончании, а во множественном - на основе (ср. селд - сёла).
Надо иметь в виду еще и такие явления, связанные с русским ударением, как наличие в русском языке слов, которые в речи оказываются не имеющими ударения, и слов, имеющих не одно, а два, иногда - три ударения. К первым принадлежат служебные слова - предлоги, частицы и союзы, которые при произнесении сливаются с самостоятельными словами, образуя фонетическое слово. Слова, которые присоединяются к последующему слову, называются проклитиками; например- под-дом, от-нас. Слова же, которые присоединяются к предшествующему слову, называются энклитиками; например: стать-ли, дай-же. Проклитики и энклитики не имеют ударения. Вместе с тем энклитикой может стать и,самостоятельное слово, если при сочетании его с.предлогом происходит перетягивание ударения на предлог: [загіород, [пбдніосом, [наб]ок, [подгЬру. В этом случае самостоятельное слово теряет ударение.
С другой стороны, в слове может быть два или три ударения - одно основное, а второе и третье - побочные. Они обозначаются знаком ". Эго наблюдается в сложносокращенных словах, в которых вторая частgt; равна отдельному слову/партсобрание, профбилет, агитпоезд), в собственно сложных словах (птицеферма, телерепортаж, сенокосилка, торфопереработка); если в сложносокращенном слове выделяются двд
сокращенные части, то оно имеет одно основное и два побочных ударения (агропрдмкдмплекс, сельхозартель, фабзавком).

Еще по теме § 69. Особенности русского словесного ударения:

  1. § 9. Ударные и безударные гласные. Словесное ударение. Особенности русского ударения.
  2. § 85. Словесное ударение. В вопросе о словесном ударении следует рассматривать два аспекта, которые четко различаются: первый-это его фонетическая природа и второй - его место в слове,

Название : Русское словесное ударение.

Новый нормативный Словарь ударений содержит около 50 тысяч слов современного русского литературного языка, вызывающих трудности при определении места ударения. Дается признанный правильным вариант ударения в слове и его формах. Многие словарные единицы снабжены примерами их употребления, пояснениями. Включено большое количество новых терминов из экономики, политики, техники, медицины, а также слова из области религии и церкви, любительского и профессионального спорта, бизнеса и банковского дела, программирования и обработки информации.
Словарь рассчитан на широкий круг пользователей, заботящихся о грамотности своей речи. Существенно поможет иностранным гражданам в усовершенствовании знания русского языка.

Словарь необыкновенно интересен не только содержанием, но и своей историей, начавшейся в середине прошлого века. В настоящее время книга известна миллионам людей. Однако прежде далеко не все имели возможность стать обладателями и пользователями словаря, несмотря на его многократное переиздание (в конце второго тысячелетия он вышел, если счет вести от самого его рождения, в десятый раз).
И вот наконец появилась новая книга. Издательство и автор проделали большую работу, готовя эту версию Словаря. Он вобрал в себя все самое лучшее и самое нужное (то есть самое трудное для произнесения) из наиболее известных книг - от словаря В.И. Даля, сокровищницы русского языка, до современных терминологических словарей. Значительно увеличился его словник (состав лексики). Появились иллюстрации к большому количеству лексических единиц. Отражены трудные случаи постановки ударения, что составляет его особую ценность. Назначение Словаря - помочь, если возникла проблема при определении места ударения в слове.
Отрадно, что на стыке столетий и тысячелетий значительно возрос интерес к русскому языку не только у жителей других стран, но и у нас, россиян. Мы стали относиться к нему более чутко, внимательно. Не случайно при Правительстве Российской Федерации создан Совет по русскому языку. Специальной комиссией этого Совета новая версия Словаря была рекомендована к размещению в портале «Русский язык» международной компьютерной сети Интернет. Уникальность Словаря подтверждена в Обществе любителей российской словесности.
Мы надеемся, что Словарь станет настольной книгой тысяч и тысяч людей - тех, кто любит русский язык, старается сохранить его правильность и выразительность.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русское словесное ударение - Словарь - Зарва М.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Основные тенденции русского словесного ударения.

В русском языке ударение характеризуется разноместностью и подвижностью.

В иноязычных словах в большинстве случаев ударение падает на тот же слог, что в языке источнике. Причем оно остается на том же слоге в новых словах, которые от него образуются.

Ударение в русском языке часто обусловлено тем, к какой час ти речи принадлежит слово:

Ударение в существительных. Особенность – в косвенных падежах ударение перемещается на последний слог, либо остается на том же слоге, что и в И.п. Определяется по Род.п., ед.ч. – если ударение остается на первом слоге, то во всех остальных формах ед.ч. и мн.ч. ударение будет падать на тот же слог.

Есть ряд слов, в котором ударение обусловлено значение (броня)

Ударение в прилагательных. Особенность – ударение в кратких формах прилагательных ж.р. обычно перемещается на последний слог.

Ударение в глаголах. В глаголах, имеющих гласную «И», ударение падает на нее.

В большей части глаголов, имеющих гласную «А» или «Я», ударение также падает на нее.

Ударение в глаголах на -ировать. Большая часть имеют ударение на последнем слоге. Эта же тенденция в личных формах глагола.

Ударение в причастиях и деепричастиях. В причастиях, образованных от глаголов на -ировать, ударение падает на «О»; в деепричастиях – на «У».

Искл.: иллюстрИровать. Во всех формах ударение как в инфинитиве.

Сочетание предлогов, союзов и частиц с другими словами. Предлоги, союзы и частицы обычно не имеют на себе самостоятельного ударения и примыкают к самостоятельным частям речи. В некоторых случаях ударение переходит на предлог.То, куда будет падать ударение, зависит от значение предлога в данном контексте. Таким образом, самостоятельные и служебные слова имеют одно словесное ударение, составляя единое по звучанию фонетическое слово.

Ударение в местном падеже. Ударение падает на последний слог.

Слова, оканчивающиеся на -провод. Ударение падает на последний слог, кроме «электропрОвод».

В слове «кашлянуть» ударение почти всегда падает на первый слог. Искл. с приставкой вы-: вЫкашлянуть.

У глаголов с приставкой вы- ударение падает на эту приставку.

Сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение, условно обозначаемое знаком гравис. Но среди сложных слов много и одноударных. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное – вторым (ближе к концу слова).

Вопрос 9. Орфоэпия, её лингвистические и культурно-исторические основы. Основные правила русской орфоэпии. Произносительные варианты. Произношение заимствованных слов. Стили произношения. Орфоэпические словари. Орфоэпические трудности.

Орфоэпия – совокупность норм литературного языка, связанных со

звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений.

Орфоэпией называется также раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации - орфоэпические правила.

Традиционно в орфоэпию включаются все произносительные нормы литературного языка:

К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий.

Орфоэпия отмечает место ударения в слове

Орфоэпия рассматривает социально значимые произносительные варианты, то есть те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемы в различных социальных ситуациях.

Орфоэпические варианты могут характеризовать «младшую» и «старшую» нормы (новое произношение постепенно вытесняет старое, но на определенном этапе развития литературного языка обе нормы сосуществуют).

Орфоэпические варианты могут принадлежать разным стилям.

В выработке орфоэпических норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в XVII в. сложились основные закономерности современного русского литературного языка. В основу этого языка лег говор Москвы.

Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в XX в.

Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения. Чем же обусловлено нарушение произносительных норм? Источники отступлений от орфоэпических норм - развитие языка, влияние диалектов, письмо.

Вариант «младшей» нормы при своем возникновении, вариант «старшей» нормы при своем уходе из литературного языка могут восприниматься как нарушения нормы.

Как узнать, насколько широко распространено то или иное произношение, какие слои населения употребляют тот или иной вариант? Таким изучением занимается социофонетика. Обследование проводится при помощи анкет, вопросников. Данные, полученные с помощью вопросников, дают представление о том, как говорят различные группы населения, отличающиеся по возрасту, профессии, месту жительства и др.

Основные орфоэпические правила современного русского языка.

1. Правила произношения отдельных звуков (гласных и согласных):

а) закон редукции у гласных;

б) мена парных глухих и звонких в позиции перед глухими – звонкими и на конце слова (только глухим) у согласных.

2. Правила произношения сочетаний звуков.

а) в местоименных образованиях что, чтобы – чт произносится как [шт]; в местоименных образованиях типа нечто, почта, почти сохраняется произношение [чт];

б) в ряде слов преимущественно разговорного происхождения произносится [шн] на месте чн.

В словах книжного происхождения сохранилось произношение [чн].

в) в произношении сочетаний вст, здн, стн (здравствуй, праздник, частник) обычно происходит сокращение или выпадение одного из согласных.

3. Правила произношения отдельных грамматических форм.

а) произношение -ся, -сь. Под влиянием орфографии нормой стало мягкое произношение.

б) произношение глаголов на -ивать после г, к, х нормой стало произношение [г٬],[к٬], [х٬] (под влиянием орфографии)

4. Правила произношения отдельных заимствованных слов.

В целом произношение заимствованных слов подчиняется фонетической системе русского языка.

Однако в некоторых случаях наблюдаются отступления:

а) произношение [о] на месте [а]:

б) сохраняется [э] в безударных слогах;

в) перед [э] всегда смягчается г, к, х, л.

Орфоэпические словари – словари, отражающие правила литературного произношения.

Огиенко И. И. Русское литературное ударение. 2-е изд. 1914.

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1950; 5-е изд. М., 1972

Русское литературное произношение и ударение / Под ред. Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова. М., 1955; 2-е изд. М., 1960.

Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. К. И. Былинского. М., 1960; 6-е изд. испр. и доп. Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1985.

Воронцова В. Л. Русское литературное ударение XVIII – XX вв. Формы словоизменения. М., 1979. (К монографии прилагается обширный словник с комментариями).

Агеенко Ф. Д. Ударения в названиях Москвы и в географических названиях Московской области: Словарь-справочник. М., 1983.

Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Ок. 63 500 слов / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983.

Хрыслова Р. В. Словарь ударений русского языка. Минск, 1986.

Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка: около 76 000 словарных единиц. М., 1993.

Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения: Ок. 15000 слов. М., 1997.

Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000. В словарь включены слова, которые в результате исторических изменений существуют в нашей речи в двух вариантах: в старом и новом, а также новые слова, произношение которых ещё не устоялось.

Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2000.

Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц / Под ред. М. А. Штудинера. М., 2000. В словарь включены трудные случаи постановки ударения как в нарицательных словах, так и в именах собственных. Из сосуществующих в современном русском литературном языке равноправных акцентных и произносительных вариантов всегда даёт только один вариант.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983; 5-е изд., испр. и доп. М., 1989; 8-е изд., испр. и доп. М., 2000. Словарь создан в результате коренной переработки книги «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова (М., 1955) – первого русского словаря орфоэпического типа. «Орфоэпическому словарю русского языка» предшествовала еще раньше изданная книга «Русское литературное произношение» Р. И. Аванесова (5-е изд. М., 1972).

Вербицкая Л. А. и др. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2003.

Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2003.

Орфоэпические трудности.

Основную трудность вызывает постановка правильного ударения. Для этой части словаря отобраны:

1) слова с двояким, колеблющимся или "трудным" ударением;

2) слова, допускающие различное ударение в разных стилях речи;

3) слова - омографы;

4) слова, у которых различие в ударении связано с различием в значении;

5) слова, в которых постановка ударения в формах вызывает трудности;

6) слова, допускающие перенос ударения на предшествующий предлог;

Из произносительных трудностей учтены:

1) твердое или мягкое произношение согласных перед е в словах иноязычного происхождения;

2) произношение групп согласных в словах типа кóсный - кóстный, свúснуть - свúстнуть;

3) произношение при слогоразделе;

4) отсутствие редукции безударных гласных в словах иноязычного происхождения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!