С любовью, к вам, ветераны великой отечественной. Синопское сражение

«Жизнь каждого принадлежит отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу».

Адмирал П.С.Нахимов.

Пожалуй, тяжело говорить о войне, которая не для всех еще история. Для тех немногих оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной, женщин работавших в тылу и детей военных лет это не история – это жизнь. Жизнь со всеми радостями и печалями. Страшная, но манящая к себе молодость. Наверно многие из них согласились бы опять окунуться в грозные сороковые, только бы снова ощутить себя молодыми и здоровыми. Память человека так устроена, она помнит все хорошее и старается забыть плохое - лютое и кровавое. Пережившим лихую годину, забывчивость позволительна, что нельзя сказать о нас - детях и внуках людей войны.

События тех дней постепенно стираются из нашей памяти или заменяются духовно искаженными. Мне часто приходилось слышать выражения: «Если бы немцы нас победили, жили бы как в Германии» или «Победители, а живем хуже побежденных». Американские фильмы типа «Спасти рядового Райана» расходятся огромными тиражами на видеокассетах, показываются на телевидении. А то и того хуже - откапываются ленты периода холодной войны: «Рэмбо», «Красная жара» и т.д. Находятся ценители «правды» из кинофильма «Враг у ворот» про оборону Сталинграда. Так и хочется закричать: Может, хватит! Пожалейте наших ветеранов.

Конечно, в Великой Отечественной войне было много просчетов, ошибок и человеческой глупости, но героизма, самопожертвования и любви к своей Родине, в ней было намного больше. Неужели павшие на фронтах былых сражений заслужили того, чтобы их поминали подобным образом. Я сейчас не говорю о государстве, на данном уровне для поддержания наших стариков достаточно делается или нет. Я говорю о нас с вами. Это мы черствеем душой, покупая кассеты и книги, где обливают грязью наших отцов и дедов. В Америке и в голову никому не придет выпустить в прокат фильм «Освобождение» или «Горячий снег», хотя с точки зрения истории, да и художественной ценности, они куда лучше голливудских блокбастеров о Второй Мировой войне.

Как-то у меня была полемика с совершенно незнакомым мне человеком. Так уж получилось, что разговор зашел о Великой Отечественной войне. Он где-то вычитал, что главная причина поражения в первые дни войны и отступление до Москвы, было нежелание советских людей воевать за Сталина и правительства Советского Союза.

Полный бред! Заставы пограничников, имея на вооружении только стрелковое оружие, держали немцев по трое суток и более. Жертвенная оборона Брестской крепости, лишь наиболее известная часть первых дней войны. На некоторых участках границы войска Красной армии отбили наступление противника и прошли вглубь территории Польши до 50 км. События июня 1941 года запутанные и сложные, многое еще не ясно и их только предстоит выяснить. Можно обвинять командующего Белостокским выступом генерала Павлова, можно Ставку, Генеральный штаб, но солдат здесь не причем. Он честно бился с врагом подчас голыми руками. Эпохальный роман трилогия Константина Симонова «Живые и мертвые» довольно достоверно описывает те дни, и я советую его прочесть всем, кто думает также как мой случайный собеседник.

Как-то незаметно, почти ненавязчиво фильмы Голливуда нам пытаются подменить духовные ценности. С Запада к нам пришли красивые слова: «Свобода личности превыше всего». Наперво я - личность, а потом уже государство, Отечество, Родина. Больно уж это похоже на нашу поговорку: «Моя хата с краю, я ничего не знаю». Личность человека не может существовать без государства - не чиновников и начальства, а людей объединенных общей идеей и образом жизни. Солдат не воюет за царя, генсека или президента, он воюет за детей, жену, любимую девушку и своих друзей. Вспомните песню «С чего начинается Родина», просто и четко указаны ценности, за которые можно пожертвовать самым дорогим - жизнью. Там нет личности, она растворилась в слове Родина.

На западе судят о человеке по его счету в банке (чем счет солиднее, тем больше он состоялся как человек) и эту ценность они хотят привить нам? Если это конечная цель развитого капитализма, я лично не хотел бы жить в таком обществе. Конечно я не против денег, мне, как и любому человеку хочется жить достойно и не считать копейки, заглядывая на шикарные полки магазинов, но жить только ради денег - увольте! В этом отношении ветераны (я имею в виду не только ветеранов ВОВ, но и остальных войн, а также чернобыльцев) счастливее нас, они знают цену жизни и знают ради чего ее можно отдать. Можно говорить, что они заблуждались одураченные политикой сталинского режима. Политика политикой, а Родина Родиной. Режимы могут быть разные, а родная сторонка одна и я думаю, что, встав на ее защиту летом 1941 года, солдаты и командиры РККА не заблуждались и тем более не ошибались.

Тяжело было советскому народу в страшные сороковые, пришлось трижды создавать и вооружать армию. Первая - кадровая армия, фактически перестала существовать с самом начале войны. Вторая - была разбита под Харьковым, летом 1942 года. В результате ошибок советского командования шестая армия Паулюса вклинилась в образовавшуюся брешь и почти беспрепятственно дошла до Сталинграда. И, наконец, третья - победоносная, армия с Курска взяла направление на запад и уже не останавливалась до самого Берлина.

Можно спорить о недостатках в руководстве и вине товарища Сталина или наоборот, говорить о стойкости Коммунистической партии под руководством Главкома Сталина. Та и другая сторона найдет в истории войны много аргументов в свою пользу.

Сегодня 9 мая, не присоединяясь, ни к одной из сторон, противоположно смотрящих на историю Великой Отечественной войны, я хочу сказать: Советский народ сломал хребет германскому Вермахту, перед которым склонила голову почти вся Европа. Немцы были и в Азии и даже Африке. Государства лопались как мыльные пузыри под кованным фашистским сапогом. Об этом как-то быстро забыли. В какой стране вам не пришлось бы оказаться, нигде не хают свое правительство времен Второй Мировой войны! А хвалят сопротивление, далеко не всегда организованное первыми лицами государства.

Люди гордятся своими героями, мы же ищем какие-то изъяны. Готовы опорочить все: «Панфиловцы - герои?! Под Москвой были и другие, но их почему-то не отметили». «Егоров и Кантария не первые водрузили знамя на купол Рейхстага!», и т.д. и т.п.

Если мы сами не будем поддерживать славу своих отцов и дедов - за нас это делать никто не будет. Я приведу вам яркий пример: в мире давно забыли, кто был главным "виновником" поражения Наполеона. Не то, что Кутузов, даже Россия не упоминается в событиях связанных с крахом Наполеона. Я просмотрел много фильмов разных стран о Франции и Европе начала XIX столетия. В них Российская Империя упоминается вскользь или вообще отсутствует. Только благодаря роману Л.Н.Толстого «Война и мир» и его экранизации эти события еще как-то вот сохранились в мировой культуре, а не только в России.

Не всякий народ может гордиться такой победой, как победа советского народа над фашисткой Германией. Дорогие соотечественники, во всех республиках бывшего СССР, поздравляю Вас с днем Победы! Называя, Вас, Советским народом, я не хочу никого обидеть, просто, если перечислять каждую нацию, а их более ста - боюсь, кого пропустить. А не назвать народ победитель, пусть и малочисленный, я не имею права. Каждый народ, его плоть и кровь, сыны и дочери, бывшего Советского Союза внес свою лепту в эту великую Победу.

В заключении я хочу поздравить ветеранов Великой Отечественной с 66-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Пожелать им счастья, долгих лет жизни и чтобы они никогда не слышали в свой адрес плохих слов.

Защитник Отчества священен в любом государстве, если оно духовно здорово. 9 мая я поднимаю бокал за ваше здоровье ветераны со словами из незаслуженно забытой песни: «Сибирская застольная».

"Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто погибал на снегу.
Кто в Ленинград пробирался болотами,
Горло, ломая врагу...".

«Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу ».
Адмирал П. Нахимов

Синопское морское сражение произошло 18 (30) ноября 1853 года между русской эскадрой под командованием адмирала П.С. Нахимова и турецкой эскадрой под началом Осман-паши, во время Крымской войны 1853 – 1856 гг. Битва проходила в гавани города Синоп. Бой был выигран русской эскадрой. Это было последним крупным сражением эпохи парусного флота

Крымская война 1853–1856 гг. вошла в российскую историю как символ одного из самых тяжелых поражений, однако вместе с этим она дала ярчайшие примеры небывалого мужества, которое было проявлено русскими солдатами и матросами. А началась эта война с одной из самых выдающихся побед русского флота. Это был разгром турецкого флота в Синопском сражении. Большой турецкий флот был разбит за несколько часов. Однако эта же битва послужила для Великобритании и Франции поводом для объявления войны России и превратило Крымскую войну в одно из тяжелейших испытаний для народа и власти.

Предыстория

Еще накануне войны с Турцией вице-адмирал Ф.С. Нахимов с эскадрой, в которую входили 84-х пушечные линейные корабли «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав», был отправлен князем Меншиковым в крейсерство к берегам Анатолии. Поводом к этому послужили сведения, что турками в Синопе готовятся силы для высадки десанта у Сухума и Поти. И в действительности, подойдя к Синопу, Нахимов увидал в бухте большой отряд кораблей турок под защитой шести береговых батарей. Тогда он принял решение тесно блокировать порт, чтобы потом, по прибытии из Севастополя подкрепления атаковать неприятельский флот. 1853 год, 16 ноября — к кораблям Нахимова присоединилась эскадра контр-адмирала Ф.М. Новосильского – 120-ти пушечные линейные корабли «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя», а также фрегаты «Кагул» и «Кулевчи».

Командующие эскадрами: 1) П.С. Нахимов; 2) Осман-паша

План боя

Адмирал Нахимов решил атаковать неприятельский флот двумя колоннами: в первой, ближайшей к туркам – корабли Нахимова, во второй – Новосильского. Фрегатам было необходимо под парусами наблюдать за турецкими пароходами, с тем чтобы предотвратить возможность их прорыва. Консульские дома и вообще город решили по возможности щадить, сосредоточив огонь артиллерии только на кораблях и батареях. Впервые предполагалось применить 68-фунтовые бомбические орудия.

Ход сражения

Синопское сражение началось 18 ноября 1853 г. в 12 ч. 30 мин и продолжалось до 17 часов. Сначала корабельная артиллерия турок и береговые батареи подвергли атакующую русскую эскадру, входившую на Синопский рейд, ожесточенному огню. Неприятель вел огонь с довольно близкой дистанции, но суда Нахимова ответили на шквальный неприятельский обстрел, только заняв выгодные позиции. Тогда-то и выяснилось совершенное превосходство артиллерии русских.

Турки вели огонь в основном по рангоуту и парусам, чем стремились затруднить продвижение русских судов на рейд и заставить Нахимова отказаться от атаки.

Линейный корабль «Императрица Мария» был засыпан снарядами, большая часть его рангоута и стоячего такелажа перебита, у грот-мачты оставалась целой лишь одна ванта. Но русский флагманский корабль продвигался вперед и, действуя батальным огнем по турецким судам, отдал якорь против неприятельского флагманского 44-х пушечного фрегата «Ауни-Аллах». После получасового боя «Ауни-Аллах», не выдержав сокрушительного огня русских пушек, выбросился на берег. Тогда русский линейный корабль обратил свой огонь на 44-х пушечный фрегат «Фазли-Аллах», который в скором времени загорелся и также выбросился на берег. После чего, действия флагмана «Императрица Мария» сосредоточились на береговой вражеской батарее № 5.

Линкор «Великий князь Константин», встав на якорь, открыл сильный огонь по батарее № 4 и 60-ти пушечным фрегатам «Навек-Бахри» и «Несими-Зефер». Первый был взорван спустя 20 мин., осыпав обломками и телами убитых турок батарею № 4, которая после почти перестала действовать; второй был выброшен ветром на берег, когда у него ядром перебило якорную цепь.

Линкор «Чесма» огнем своих орудий снес батареи № 3 и № 4. Линейный корабль «Париж», стоя на якоре, открыл батальный огонь по батарее № 5, корвету «Гюли-Сефид» с двадцатью двумя пушками и 56-ти пушечному фрегату «Дамиад». Потом, взорвав корвет и отбросив на берег фрегат, он стал поражать 64-х пушечный фрегат «Низамие», фок– и бизань-мачты которого были сбиты бомбическим огнем, а сам корабль сдрейфовал к берегу, где в скором времени загорелся. Тогда «Париж» вновь стал обстреливать батарею № 5.

Линкор «Три Святителя» вступил в бой с фрегатами «Каиди-Зефер» и «Низамие». Первыми вражескими выстрелами у него был перебит шпринг, и судно, повернувшись по ветру, подвергся меткому продольному огню батареи № 6, при этом сильно пострадал его рангоут. Но, опять повернув корму, он очень удачно начал действовать по «Каиди-Зеферу» и другим турецким кораблям заставив их отойти к берегу. Линейный корабль «Ростислав», прикрывая «Три Святителя», сосредоточил огонь на батарее № 6 и на 24-х пушечном корвете «Фейзе-Меабуд» и смог отбросить корвет на берег.

В 13.30 из-за мыса показался русский пароходофрегат «Одесса» под флагом генерал-адъютанта вице-адмирала В.А. Корнилова, сопровождаемый пароходофрегатами «Херсонес» и «Крым». Эти корабли немедля вступили в бой, который, однако, уже приближался к концу, потому как силы турок очень ослабели. Батареи № 5 и № 6 еще вели огонь по русским кораблям до 16 часов, но «Париж» и «Ростислав» смогли их разрушить. А тем временем остальные турецкие корабли, зажженные, как видно, своими экипажами, взлетали на воздух один за другим. От чего в городе распространился пожар, который некому было тушить.

Около 14 часов турецкий 22-х пушечный пароход «Таиф», на котором был Мушавер-паша, смог вырваться из линии турецких кораблей, терпевших жестокое поражение, и пустился в бегство. Причем из всей турецкой эскадры лишь на этом судне были два десятидюймовых бомбических орудия. Воспользовавшись преимуществом в скорости хода, «Таиф» смог уйти от русских судов и сообщить в Стамбул о полном уничтожении турецкой эскадры.

Потери сторон

В Синопском сражении турки потеряли 15 из 16-ти кораблей и более 3000 человек убитыми и ранеными из 4500, принимавших участие в битве. В плен было взято около 200 человек, в том числе раненный в ногу командующий турецким флотом Осман-паша и командиры двух судов. Потери русских составили 37 человек убитыми и 233 ранеными, на судах было подбито и выведено из строя 13 орудий, имелись серьезные повреждения в корпусе, такелаже и парусах.

Итоги

Разгром турецкой эскадры в Синопском сражении в значительной степени ослабил турецкие морские силы на Черном море, господство на котором полностью перешло к русским. Были также сорваны планы по высадке турецкого десанта на побережье Кавказа. Эта битва, кроме того, стала последним в истории крупным сражением эпохи парусного флота. Приходило время паровых кораблей. Однако эта же выдающаяся победа вызвала крайнее недовольство в Англии, напуганной столь значительными успехами русского флота. Результатом этого стал оформленный в скором времени союз против России двух великих европейских держав – Англии и Франции. Война, начавшаяся как русско-турецкая, в начале 1854 г. перешла в ожесточенную Крымскую войну.

После этой битвы, начальника 5-й Флотской дивизии П. С. Нахимова наградили орденом Святого Георгия 2-й степени, но на этот раз Меншиков отказался представить его к адмиральскому чину, потому как прямым следствием синопской победы должно было стать вмешательство союзных войск в войну. И сам Нахимов сказал: «англичане увидят, что мы им в действительности опасны на море, и поверьте, они употребят все усилия, для уничтожения Черноморского флота». Позднее Нахимову присвоят звание адмирала. Капитана линейного корабля «Париж» В. И. Истомина произвели в контр-адмиралы.

Опасения руководства Черноморским флотом сбылись: уничтожение части города Синоп в действительности послужило поводом к войне. В сентябре 1854 года огромная союзная англо-французская армия высадится в Крыму, для уничтожения флота и его базы — города Севастополь.

Лихачи, верьте, что ангелы будут обнимать вас крыльями

так же крепко, как ваша машина…столб!

Черный юмор

Лихачество как качество личности – склонность ради удальства пренебрегать правилами безопасности, совершать бессмысленные, вредные или преступные действия.

Фаина Раневская вернулась домой бледная, как смерть, и рассказала, что ехала от театра на такси. - Я сразу поняла, что он лихач. Как он лавировал между машинами, увиливал от грузовиков, проскакивал прямо перед носом у прохожих! Но по-настоящему я испугалась уже потом. Когда мы приехали, он достал лупу, чтобы посмотреть на счетчик!

Лихачество – дочь неуважительности к людям и эгоизма. Лихач – бедовая, бесшабашная голова. Если глубоко копать, главная причина лихачества — неуважительность к людям и махровый эгоизм. Водитель – лихач, водитель – палач. Если кому-то захотелось, чтобы в крови закипел адреналин, это не означает, что можно забыть о безопасности других людей. Откровенно «летать» по городским улицам через сплошную линию, подрезать других участников движения и абсолютно не думать об окружающих – вот почерк лихачества. Люди для них не существуют. В лучшем случае они презирают тех, кто передвигается пешком. К тихоходам они тоже относятся пренебрежительно: «Плетешься как черепаха! Не можешь ехать – ходи пешком!»

Лихачество – следствие низкой культуры и неуважительности к людям. Как правило, лихачами становятся дети обеспеченных родителей. Один руководитель ОГИБДД рассказывает: «Чаще всего это молодой человек в возрасте 18-23 лет, который еще не успел «опериться», но уже считает себя хозяином жизни. На дороге они ведут себя очень дерзко, с сотрудником ДПС разговаривают по-хамски, нередко и оскорбляют. В моей практике бывали даже случаи, когда такие нарушители угрожали расправой».

Каковы причины возникновения лихачества и закрепления его как качества личности:

  1. неуважительность к людям;
  2. низкий уровень культуры;
  3. идеализация своих способностей и возможностей;
  4. ярко проявленный эгоизм (безудержность в своих желаниях);
  5. неэффективная организация дорожного движения;
  6. недостаточно жесткие санкции за нарушение правил;
  7. привилегированное положение участников дорожного движения;
  8. обладание «особыми» номерами;
  9. тонированные стекла;
  10. высокая цена автомобиля;

Неисправимым лихачом был Леонид Ильич Брежнев. Его биограф Иван Барыкин рассказывает, в коллекции машин вождя по одним утверждениям было 324 единицы, а по другой – 68. Разночтение объясняется просто: генсек раздаривал автомобили друзьям, кроме того, с десяток угробил в сумасшедших гонках. О страсти вождя знали немногие. Личная охрана хваталась за голову, когда Леонид Ильич садился за руль. По самым скромным подсчетам, стоимость коллекции превышала годовой бюджет не самой бедной африканской страны. В «конюшне» генсека стояли эксклюзивные «Шевроле-Бэль-Эйр» – подарок Хрущева, немецкий «Опель-Капитен» – такие были только у бонз Третьего рейха, американский «Крайслер-300», итальянская «Мазерати», три «Мерседеса-600» (каких в мире тогда имелось всего семь штук)… Далее в списке шли два «Кадиллака» (подарок президента США Никсона), «Линкольн-Континенталь» (любимый автомобиль Брежнева), японский «Ниссан-Президент» (подарок премьера Японии), два «Роллс-Ройса» (на одном из них генсек ездил на охоту). Для приведения всего списка понадобилось бы немало строк: 68 импортных, остальные – последние модели «Волг», «Чаек» и «ЗИЛ-115».

Все машины были подарены президентами, премьерами зарубежных стран, генсеками братских партий, а отечественные сделаны с учетом предпочтений Брежнева. Не имелось в них лишь одного – «защиты от дурака», тогда ее еще не придумали. Я имею в виду сегодняшние «автостопы» для нетрезвых водителей. А Леонид Ильич частенько садился за руль «слегка нетрезвым», хотя знал меру.

У генсека была мгновенная реакция, но в аварии он попадал. Первая произошла в 1970-е годы по дороге из Завидова в Москву. Брежнев мчался на «Ниссане-Президенте». Неожиданно спустило правое колесо, но генсек справился с управлением. Второе ЧП случилось несколькими годами позже. Брежнев решил покатать двух молоденьких врачих из пансионата в Крыму, где отдыхал. Под визг симпатичных пассажирок он сильно разогнался на узком горном серпантине, не заметил, как проехал нужный поворот, и резко нажал на тормоза. Машину занесло, она ударилась передним крылом о скалу и нависла над 50-метровым обрывом. Подоспевшая охрана извлекла из салона женщин с многочисленными ссадинами и растерянного генсека – без единой царапины.

Последняя авария, а их было с полдюжины, случилась в 1980 году, когда Брежнев на «Роллс-Ройсе» ехал на дачу в Завидово. Обогнав машины охраны, генсек вдруг метнулся влево и врезался в «МАЗ» – передок «Роллс-Ройса» всмятку. Охранники уже видели себя на нарах, но Брежнев лишь изумился: какого лешего он сделал этот маневр?..

Леонида Ильича хранил талисман. В 1969 году в первых числах января во время официального визита Брежнева в Индию далай-лама, бежавший из Тибета, подарил генсеку черного кота, наделенного якобы даром предвидения, – рассказывал Владимир. – Духовный лидер Тибета уверял, что животное сможет уберечь своего хозяина от опасности. Причем предупредил, что кормить кота должен сам Леонид Ильич, и только сырым мясом. Как только животное издохнет, его хозяину останется жить недолго. Брежнев тогда посмеялся, но подарок принял. Нарекли кота Ламой – в честь дарителя. Кот никого, кроме хозяина, к себе не подпускал. Пищу – огромный кусок свежей телятины – принимал только из рук Брежнева. Вспомнить о словах далай-ламы ему пришлось дважды. В первый раз – 22 января 1969 года, когда по машине генсека у Боровицких ворот сделал несколько выстрелов из «макарова» младший лейтенант Ильин. Водитель Шарков был убит. Генсек не пострадал, но вспомнил, что с утра кот Лама не отходил от него ни на шаг, терся о ноги и жалобно мяукал. Второй случай произошел 20 февраля 1970 года. В тот день Лама тоже не отходил от хозяина, не давал выйти из квартиры, хватал зубами за брюки. Леонид Ильич, вспомнив предостережение далай-ламы, решил не ехать, отпустил машину с водителем. Автомобиль врезался в трейлер. Охраннику, что сидел на месте Брежнева, снесло полчерепа. В последующем Брежнев всегда обращал внимание на то, как ведет себя кот.

Весной 1982 года Лама погиб под колесами машины. После смерти пушистого талисмана здоровье генсека резко ухудшилось, и 10 ноября 1982-го его не стало. Такая вот история. Что же касается машин, то до самых последних дней Леонид Ильич не забывал свою страсть. Уже болея, шаткой походкой выходил под руку с охранником к гаражу, где стоял его любимый «Роллс-Ройс». Открывал дверцу, садился на водительское место, заводил машину, включал дворники. Посидев несколько минут, вздыхал, вылезал и долго гладил капот. Словно прощался с дорогим существом…

О давней страсти советского лидера знали и зарубежные политики. И в Москву они приезжали не с пустыми руками. Транспортным самолетом доставляли генсеку очередную «игрушку», сделанную по спецзаказу, стоимостью в десятки тысяч долларов. Особенно щедрым был американский президент Ричард Никсон. Он знал, что Леонид Ильич «не похоронит загнивающий империализм», как это собирался сделать Хрущев. И однажды, во время очередного приезда Брежнева в США, президент на себе испытал все прелести вождения автомобиля советским лидером. Когда перед высоким гостем предстал роскошный «Линкольн-Континенталь», Брежнев остолбенел. Он обошел автомобиль, сел в кабину и долго изучал «навороченную» панель приборов. «Поехали», – сказал он по-русски Никсону и подтолкнул его к сиденью. Никсон побледнел. Он был наслышан о лихачестве советского гостя, но вида не подал и занял пассажирское место. Что произошло потом, описала «Нью-Йорк таймс», корреспондент которой брал у Никсона интервью.

«Брежнев настоял на том, что надо немедленно опробовать подарок, сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на сиденье. Начальник моей охраны побледнел, когда это увидел. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Я мог только представить, что случится, если джип секретной службы из моей охраны внезапно появится из-за поворота. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью “Опасный поворот”. Брежнев ехал со скоростью выше 60 миль в час, когда мы приближались к спуску. Я подался вперед и закричал: “Медленный спуск, медленный спуск!” Но Брежнев не обратил на это внимания – скорее всего, потому, что не владел английским. Пронзительно завизжали покрышки, когда он все же нажал на тормоза и повернул. В конце поездки, когда подошел переводчик, Брежнев сказал мне: “Хороший автомобиль. Отлично идет по дороге”. “Вы великолепный водитель, – дипломатично сказал я в ответ. – Я никогда не смог бы повернуть на такой скорости”».

Брежнев поразил быстрой ездой и Генри Киссинджера, тогдашнего госсекретаря США. «Однажды, дело было под Москвой, – вспоминал тот, – Брежнев подвел меня к “Кадиллаку”. Мы помчались на большой скорости по извилистым сельским дорогам, так что оставалось только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился полицейский и положил конец этой рискованной езде. Но он так и не появился, да и вряд ли посмел бы остановить машину, которую вел Леонид Ильич».

Петр Ковалев

Нахимов Павел Степанович, 1802–1855. Адмирал (1855), совершил в 1822–1825 гг. кругосветное плавание на фрегате «Крейсер». Участвовал в русско турецкой войны 1828–29, Наваринское морское сражение 1827 года В Крымская война 1853–1856 годов, Синопском сражении 1853 года. герой Севастопольской обороны 1854–1855.

Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь.

В заключение я выскажу свою мысль, что все предварительные наставления при переменившихся обстоятельствах могут затруднять командира, знающего свое дело, и потому я представляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг… Россия ожидает славных подвигов от Черноморского флота, от нас зависит оправдать ожидание.

В случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершено уверен, что каждый из нас сделает свое дело…(Надпись на горельефе памятника Нахимову в Севастополе, текст из его приказа.)

Всем разом можно только «ура» кричать, а не просьбы высказывать.

В морском деле близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика.

Воспитание составляет основную задачу нашей жизни; вот чему я посвятил себя, для чего тружусь неусыпно и, видимо, достиг своей цели: матросы любят и понимают меня. Я этой привязанностью дорожу больше, чем отзывами чванных дворянчиков.

Вот моя мысль: побеждают желающие победы, стойкие и умелые. Люди – основа всех тактических теорий. А потому задача наша на кораблях – воспитывать в идее наступления, на берегу, в военных портах – в идее обороны. Тогда чужие укрепления возьмем, как Ушаков на Корфу, а свои не отдадим.

Все можно отнять у человека – славу, значение в обществе; можно приписать ему дурные качества, которые служат ему побудительными двигателями, например, честолюбие, эгоизм, глупость – все что хотите. Одного невозможно отнять: благодетельных последствий деятельности, ежели она направлена на что нибудь полезное для общества и государства.

…Все относятся об капитане [М.П.Лазареве – командире «Азова»], как все его любят! Право, такого капитана русский флот не имел, и ты на будущий год без всяких отговорок изволь переходить к нам в экипаж, и тогда с удовольствием моим ничто не в состоянии будет сравниться!

…Все сделает матрос. Вот кого нам нужно возвышать, учить, возбуждать в нем смелость и геройство. Вот это то воспитание и составляет основную задачу нашей жизни; вот чему я посвятил себя, для чего тружусь неусыпно.

Геройская защита Севастополя, в которой семья моряков принимает такое славное участие, была поводом к беспримерной милости монарха ко мне как старшему в ней. (В ответной речи в честь присвоения звания адмирала.)

Да зачем же прельщаться до такой степени всем чужим, чтобы своим пренебрегать. Некоторые так увлекаются ложным образованием, что никогда русских журналов не читают и хвастают этим… Удивляют меня многие молодые офицеры: от русских отстали, к французам не пристали, на англичан также не похожи; своим пренебрегают, чужому завидуют. Это никуда не годится!»

Деятельность – великое дело. У нее одной благодетельные последствия. Остальное с все – тлен.

Есть на его век только одна любовь – к кораблям, морю и морякам. И только в этой любви он может рассчитывать на благородное ответное чувство.

Женатый офицер – не служака.

Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу.

Заботливый офицер, пользуясь обстоятельствами, всегда отыщет средство сделать экономию в людях и тем уменьшит число подвергающихся опасности.

Какая важная вещь катания на шлюпках под парусами в свежий ветер! Тут на деле вы можете убедиться, что трусость есть недостаток, который можно искоренить, и что находчивость есть такая способность, которую можно возбудить и развить.

Команда должна видеть присутствие духа в своих начальниках.

Корабль, что человек: потрудится свой век – и на покой, а жизнь пройдет мимо, предавая его забвению.

Мало того что служба представится нам в другом виде, да сами то мы совсем другое значение получим на службе, когда будем знать, как на кого нужно действовать. Нельзя принять поголовно одинаковую манеру со всеми. Подобное однообразие в действиях начальника показывает, что нет у него ничего общего со своими подчиненными, и что он совершенно не понимает своих соотечественников. А это очень важно. Офицеры, глубоко презирающие сближение со своими соотечественниками простолюдинами, не найдут должного тона. А вы думаете, что матрос не заметит этого? Заметит лучше, чем наш брат! Мы говорить умеем лучше, чем замечать, а последнее – уже их дело. А каково пойдет служба, когда все подчиненные будут наверно знать, что начальники их не любят и презирают их? Вот настоящая причина, что на многих судах ничего не выходит и что некоторые молодые начальники одним только страхом хотят действовать. Страх подчас хорошее дело, да согласитесь, что не натуральная вещь – несколько лет работать напропалую ради страха. Необходимо поощрение сочувствием; нужна любовь к своему делу с, тогда с нашим лихим народом можно такие дела делать, что просто чудо.

Матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. Матрос управляет парусами; он же наводит орудия на неприятеля, матрос бросается на абордаж, если понадобится, все сделает матрос, ежели мы, начальники, не будем эгоистами, ежели не будем смотреть на службу, как на средство удовлетворения честолюбия, а на подчиненных, как на ступень для собственного возвышения. Вот кого нам нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость и геройство, ежели мы не себялюбцы, а действительные слуги Отечества.

Матросы! Мне ли говорить вам о ваших подвигах на защиту родного Севастополя и флота? Я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию; мы сдружились давно; я горжусь вами с детства. Отстоим Севастополь!.. Мы в бастионах Севастополя не забыли морского дела, а только укрепили одушевление и дисциплину, всегда украшавшие черноморских моряков.

Мы должны думать прежде всего о том, чтобы флот наш не достался в руки врагов.

На корабле (быть может, отчетливее и резче, чем где бы ни было) ясна зависимость всех от каждого и каждого от всех.

Не удальство, а только истинная храбрость приносит пользу Отечеству, и честь тому, кто умеет отличить в своих поступках сию храбрость от удальства.

Нельзя принять поголовно одинаковую манеру со всеми. Подобное однообразие в действиях начальника показывает, что у него нет ничего общего с подчиненными, и что он совершенно не понимает своих соотечественников. А это очень важно.

Нельзя принять поголовно одинаковую меру со всеми… Подобное однообразие в действиях начальника показывает, что у него нет ничего общего с подчиненными, и что он совершенно не понимает своих соотечественников… А вы думаете, что матрос не заметит этого? Заметит лучше, чем наш брат. Мы говорить умеем лучше, чем замечать, а последнее уже их дело; а каково пойдет служба когда все подчиненные будут наверное знать, что начальники их не любят и презирают их? Вот настоящая причина того, что на многих судах ничего не выходит и что некоторые молодые начальники одним страхом хотят действовать. Могу вас уверить, что так. Страх подчас хорошее дело, да согласитесь, что не натуральная вещь – несколько лет работать напропалую ради страха. Необходимо поощрение сочувствием: нужна любовь к своему делу с. Тогда с нашим лихим народом можно такие дела делать, что просто чудо.

Необходимо поощрение сочувствием, нужна любовь к своему делу с. Тогда с нашим лихим народом можно такие дела делать, что просто чудо.

О, любезный друг, я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана.

О собственной славе не тщусь, мыслю прежде всего о славе России и родного флота. Поскольку, однако, душой не отделяю себя от флота, горжусь, что в славе его частица принадлежит и мне.

Офицер должен отвечать честью за свои поступки.

Последнее дело – служить и не любопытствовать.

Праздность на судне не допускается, ежели на корабле все работы идут хорошо, то нужно придумать новые, хоть перетаскивать орудия с одного борта на другой, лишь бы люди не сидели сложа руки. Офицеры тоже должны быть постоянно занятыми, если у них есть свободное время, то пусть занимаются с матросами учением грамоты или пишут за них письма на родину… Иначе офицер от праздности или будет пьянствовать, или станет картежником, или развратником. А ежели вы от натуры ленивы, сибарит, то лучше выходите в отставку!

Пробывши долгое время в море в беспрестанной деятельности можно ли, ступивши на берег, отказать себе в чем нибудь, что доставляет удовольствие? Россия ожидает славных подвигов от Черноморского флота, от нас зависит оправдать ожидания.

С нашим лихим народом можно делать такие дела, что просто чудо.

Необходимо поощрение сочувствием; нужна любовь к своему делу с, тогда с нашим лихим народом можно такие делать дела, что просто чудо.

У каждого поколения моряков один век, а флот остается.

Удивляют меня многие офицеры: от русских отстали, к французам не пристали, на’ англичан так же не похожи; своих презирают, чужому завидуют, своих выгод совершенно не понимают.

Ум – хорошо, два – лучше, ну и зови одного, а то накличут целую сотню, кричат, шумят, говорят вздор, потом закусят и разойдутся, позабыв, зачем приходили. Для военных советов я раз навсегда болен!

Уведомляю господ командиров, что в случае встречи с неприятелем, превосходящим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело.

Флот есть флот, и его назначение – бой на море.

Я должен сказать, что имея такой отряд под командой, мне ничего более не остается желать, как скорейшего разрыва России с Турцией, и тогда, я убежден, каждый из нас исполнит свое дело.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!