Сатирическая тема в творчестве маяковского. Сатирические произведения в

Октябрь 1917. "Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция."- писал в автобиографии Маяковский. Утверждение новой жизни, ее социального и морального строя становятся основным пафосом его творчества, с его поэзией связано утверждение социалистического реализма в литературе. Но не стоит заблуждаться, думая, что Маяковский принял новый строй безоговорочно, не замечая его недостатков. Нет, принимая революцию, поэт принял также и новую роль, роль обличителя пороков современного ему общества. Его остро заточенное перо сатиры описало немало явлений, с которыми следовало бороться и которые следовало искоренять. Сатира его часто ядовита и безжалостна, мы не встретим Эзопова языка в его стихах, он не пытается сгладить острые углы и мягче сказать о том или ином «грешке». Он всегда «бьет» в самое сердце, в самую суть проблемы, в самое больное место, и слова его также четки и болезненны для лиц, попавших под его перо. Эта сатира у него повсюду. Но особенно хочется выделить такие стихотворения как «Прозаседавшиеся», «О дряни» и «Бюрократиада», где особенно ясно проступают картины, написанные кистью сатиры Маяковского.

Сами названия этих стихов уже оскорбительны. Кажется, что поэт намеренно употребляет такие слова, чтобы побольнее «ударить» бюрократов (напомним, что во всех трех произведениях речь идет именно о бюрократии). И, думается, это ему действительно удается, ибо таких обличительных возгласов и такого едкого смеха не встретишь не у одного автора:

Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

И вылезло

из-за спины РСФСР

мещанина,

Сатира Маяковского всегда называет вещи своими именами, что бы ни случилось, и что бы не подумали о ней читатели. В стихах Маяковского нет «меда», они все – одна большая бочка дегтя. Поэтому так много гротеска в стихах. Маяковский увеличивает пороки до гигантских размеров, но и голос его обличительной сатиры увеличивает свою мощность, ибо если мы видим порок в рамках всего общества, тогда нужна и огромная лопата, чтобы разгрести всю эту «дрянь». И не случайно поэтому Маркс «орет, разинув рот» на таких вот горе-обывателей:

"Опутали революцию обывательщины нита

Страшнее Врангеля обывательский быт.

головы канарейкам сверните –

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!"

Часто Маяковский еще и бытописатель, и это - еще один признак новаторства его сатиры. Его слова всегда обращены еще и к потомкам, мы слышим эти обращения в каждой строчке. Поэт как бы говорит нам, усмехаясь: «Вот, смотрите, мы жили в такое время, и мы высмеивали его! А вы живете лучше?» Наверное, ответ на этот вопрос будет отрицательным. Мы не можем с уверенностью сказать, что в нашем обществе нет таких вот «товрищей Надей» и такой вот «мещанины». Поэтому произведения Маяковского до сих пор остаются актуальными и вневременными.

Интересно наблюдать также, как сатира Маяковского изобретает новые определения только что народившимся порокам молодой Советской республики. Это такие неологизмы как: «мещанина», «нэписты» и многие другие, которые, впрочем, характеризуют одно и то же явление, а лучше сказать сословие, так называемый средний класс. И хотя революция провозгласила отмену всех сословий, избавится полностью от сословной системы она не смогла. И именно Маяковский вместе со своей неизменной спутницей-сатирой взялся искоренить ее. Интереснно прослеживать, что поэт не только обличает, но он еще и дает конкретные советы, показывает пути выхода, старается не быть голословным. Вот, например, какие рекомендации мы видим в стихотворении «Прозаседавшиеся»:

С волнения не уснешь.

Утро раннее.

Мечтой встречаю рассвет ранний:

"О, хотя бы

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!"

Или например в «Бюрократиаде»:

как известно,

не делопроизводитель.

Канцелярских способностей у меня нет.

Но, по-моему,

без всякой хитрости

взять за трубу канцелярию

и вытрясти.

над вытряхнутыми

посидеть в тиши,

выбрать одного и велеть:

Только попросить его:

"Ради бога,

пиши, товарищ, не очень много!"

Такова сатира Маяковского, она не только смеется, но и дает дельные советы, не только выставляет на всеобщее обозрение всю мерзость и грязь, но и берет метлу и выметает эту грязь из углов. Есть в сатире Маяковского и просто юмор. Поэтому, наверное, его стихи читаются легко и интересно. Но этот юмор не в коей мере не освобождает «провинившихся» от ответственности. Функции юмора здесь несколько другие. Не будь его картины «обывытельщины», развертывающиеся перед нашим мысленным взором, пронизаны этим юмором, они были бы слишком черными и мрачными. Тогда мы бы читали не стихи, а обличительные манифесты, и их не стоило бы печатать в сатирических журналах, а только отсылать как жалобы в соответствующие органы. Тогда перед нами были бы отделные случаи взяточничества, бюрократии и безответственности. Но сатира Маяковского позволяет взглянуть на эти случаи на фоне всеобщей картины подобных пороков:

Мечусь, оря.

От страшной картины свихнулся разум.

"Оне на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

До пояса здесь,

а остальное

Чтобы не получилось вот такого раздвоения на отдельные случаи и общую картины, и использует Маяковский свою сатиру. Для этого служат еще и названия, когда сатирик пытается обрисовать явление полностью, например такие как «Бюрократиада», «Тресты», «О поэтах». Он не только обличает эти явления, но и дает свои резолюции:

По-моему,

с другого бочка –

знаменитая сказка про белого бычка.

И таких сказок про «белого бычка» великоле множество. Ведь как скажут позже: «Поэт в России больше чем поэт». И именно к Маяковскому эти слова наиболее применимы. Он был действительно больше чем поэтом, больше чем писателем, больше чем гражданином, больше чем патриотом. И в этом во многом заслуга его сатиры, острой и едкой, особенной, не похожей на другие. Ведь стихи Маяковского можно узнать сразу, и это только благодаря тому особенному стилю и той особенной сатире, которая присуща только ему:

Намозолив от пятилетнего сидения зады,

крепкие, как умывальники,

живут и поныне

тише воды.

Свили уютные кабинеты и спаленки

Иногда и сейчас нам очень не хватает этой сатиры поэта для борьбы все с теми же самыми явлениями, которые он обличал при жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

Октябрь 1917. "Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция."- писал в автобиографии Маяковский. Утверждение новой жизни, ее социального и морального строя становятся основным пафосом его творчества, с его п

Сатира Маяковского

Владимир Маяковский является прекрасным сатириком. Он блестяще обобщил и развил традиции Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина в новых исторических условиях. Возникнув в новое время, сатира Маяковского коренным образом отличается от сатиры предшественников его агитационной направленностью и революционным оптимизмом. Как сатирик Маяковский родился задолго до Октябрьской революции. Первые сатирические произведения были написаны в 1912 году. Это стихотворения «Нате» и «Вам», вошедшие в сборник «Пощечина общественному вкусу». Уже в первых своих произведениях всю силу своего гневного смеха поэт обрушил на конкретных носителей зла, на врагов народа, на спекулянтов, на тех, кто наживается на войне.

Наибольшей остроты сатира Маяковского достигает в годы революции. Когда кадеты пытались обмануть народные массы либеральной болтовней, Маяковский создал «Сказку о красной шапочке», в которой говорит:

Жил да был на свете кадет.

В красную шапочку кадет был одет.

Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,

Ни черта в нем красного не было и нету.

С особой силой зазвучала сатира Маяковского в годы гражданской войны. Работая в «Окнах РОСТА», Маяковский пером поэта и кистью художника разоблачал империалистов-захватчиков, раскрывал их агрессивную политику, показывал предательство эсеров, высмеивал трусов и дезертиров, лодырей и симулянтов на фронте борьбы и труда. Это и «Песня рязанского мужика», и «История про бублики и про бабу, не признающую республики», и «Красный ёж», в котором есть такие строки:

Голой рукой нас не возьмешь,

Товарищи, – все под ружья!

Красная Армия – Красный ёж –

Железная сила содружья…

Сатирический талант поэта раскрылся в стихах о загранице. Побывав в Америке и увидев «американский рай» с его «демократией» и «цивилизацией», нечеловеческой эксплуатацией и расовой дискриминацией, Маяковский пишет целый ряд стихотворений об Америке: «Блек энд уайт» «Небоскреб в разрезе», «Порядочный гражданин», «Бруклинский мост» и др. Посмотрев на американский образ жизни, Маяковский приходит к выводу, что технический прогресс в условиях капитализма служит богатым, что Америка страдает политической отсталостью. В стихотворении «Порядочный гражданин» он пишет:

Если глаз твой

Врага не видит,

Пыл твой выпили

Нэп и торг,

Отвык ненавидеть, –

Приезжай

В Нью-Йорк.

Маяковский бросает вызов Америке и американцам, строившим свое благополучие на долларе.

Вот как он пишет об этом в стихотворении «Вызов»:

Обдирая,

Выступает,

Порфирой надев Бродвей,

Капитал –

Его препохабие.

В 20-е годы Маяковский создает целый ряд произведений, направленных против подхалимов, отрицательных явлений жизни во время нэпа, бюрократов.

В 1922 году поэт пишет стихотворение «Прозаседавшиеся». Вся сила гнева стихотворения направлена против бюрократизма, против тех, кто в заседательской суете увидел стиль работы с людьми. Маяковский открыто заявляет о своем отрицательном отношении к бюрократизму:

Мечтою встречаю рассвет ранний:

«О, хотя бы

Одно заседание

Относительно искоренения всех заседаний!

Маяковский неустанно призывал к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства. Поэт писал: «Дрянь пока что мало поредела. Дела много – только поспевать.» В апреле 1921 года вместе со стихотворением «Последняя страничка гражданской войны» было написано стихотворение «О дряни». Эти два стихотворения тесно связаны между собой и в то же время противоположны по общему тону. Первая строка стихотворения «О дряни»: «Слава, Слава, Слава героям!!!» перекликается с последней строчкой стихотворения «Последняя страничка гражданской войны»:

Во веки веков, товарищи,

Слава, слава, слава!

Этим Маяковский подчеркивает, что восславив героев, завоевавших для народа «трудиться великое право», необходимо тотчас же призвать советских людей к отпору мещанству, чтобы «коммунизм канарейками не был побит!» Все стихотворение направлено против обывательского образа жизни и обывательской психологии:

Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

И вылезло

Из-за спины РСФСР

Мещанина.

Именно они «свили уютные кабинеты и спаленки», рассуждают, как лучше показаться на балу в Реввоенсовете, с какими эмблемами сшить платье:

И мне с эмблемами платья.

Без серпа и молота не покажешься в свете!

В последние годы жизни поэт создает не только сатирические стихи, но и сатирические пьесы. В пьесах «Клоп» и «Баня» Маяковский продолжает борьбу с бюрократизмом, угодничеством, политическим невежеством, грубостью и пьянством. О пьесе «Клоп» сам Маяковский писал: «Клоп» – это театральная вариация основной темы, на которую я писал стихи, поэмы, рисовал плакаты и агитки. Это тема борьбы с мещанином.» Таким мещанином выступает в пьесе «бывший рабочий» Присыпкин, взявший себе «красивое» имя – Пьер Скрипкин. Он перерожденец, ничем не напоминающий советского рабочего. В нем берет верх стремление к обывательскому благополучию: «3а что я боролся? Я за хорошую жизнь боролся. Вот она у меня под руками: и жена, и дом, и настоящее обхождение… Кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть. Во! Может, я весь свой класс своим благоустройством возвышаю. Во!» Во второй части пьесы Маяковский переносит зрителя на «десять пятилеток вперед». Люди коммунистического будущего «оживили» Присыпкина и с чувством гадливости помещают его в клетку зоологического сада, прикрепив к ней надпись «обывателиус вульгарис». В образе Присыпкина, по признанию драматурга, сатирически обобщены факты «обывательской мрази и века, и сегодняшнего дня.»

Другая пьеса Маяковского «Баня» своим идейным содержанием, своим пафосом и образностью связана с характерной для времени первой пятилетки атмосферой трудового энтузиазма, развития самокритики, борьбы за чистоту партийных рядов. «Главный начальник по управлению согласованием (Главначпупс)» Победоносиков и его секретарь Оптимистенко ставят всевозможные преграды рабочим-изобретателям. «Это можно. Увязать и согласовать – это можно. Каждый вопрос можно увязать и согласовать», – повторяют они на разные лады эту бюрократическую фразу, нанося огромный вред живому делу. Но вот из коммунистического будущего является посланница, которая берет с собой всех, кто не жалеет труда для построения коммунизма в советской стране. Победоносиков и Оптимистенко отброшены как ненужный мусор.

Подлинные герои первой пятилетки предстают перед нами в образах Чудакова, Велосипедкина, Ундертон, Ночкина и других. Наиболее яркими положительными героями пьесы являются Чудаков и Велосипедкин – застрельщики борьбы за социализм. Они связаны узами дружбы, общей целью, ставшей их страстью. Им свойствен размах творческой мысли, трезвый взгляд на жизнь, никогда не переходящий в узкий практицизм. Чудаков – человек дерзкой фантазии, имеющий в основе своей мысль о реальном благе человечества. Велосипедкин не из тех, кто хотел бы попасть в коммунизм на всё готовенькое, – он самоотверженный строитель нового общества, и главная черта его характера, пожалуй, ярче всего раскрывается в просьбе к Фосфорической женщине не брать его и его товарищей в светлое будущее прежде, чем будет выполнена пятилетка.

Всем своим творчеством Маяковский был устремлен в будущее. Его боевое оружие – это перо, и своим творчеством поэт пробуждал светлые чувства в человеке, помогал бороться с тем, что мешало жить. Свое поэтическое кредо Маяковский выразил в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!

Эти строки вошли в сознание миллионов людей, как эпиграф ко всему творчеству Маяковского. Наследие большого писателя живет в поколениях, живет и изменяется, и растет, и осмысливается по-новому, поворачиваясь то одной, то другой стороной. Маяковский отдал народу «звонкую силу поэта», и мы высоко чтим его память. На площади его имени в Москве высится величественный памятник поэту. Маяковский задумчиво стоит на пьедестале и, кажется, он не из бронзы, а живой. И у этого памятника всегда, в любое время года, живые цветы, что является лучшим признанием всенародной любви народа к великому поэту.

«Сатира Маяковского»

Наша жизнь меняется каждый день и вместе с ней меняется отношение к культуре, искусству, поэзии.

Поэтому интересно было бы задать вопрос: «Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении

творчества В.Маяковского? Трудно разобраться в своём времени, а что говорить о прошлом. У каждо-

го своя правда. Но одно несомненно, В.Маяковский-

один из талантлейвеших поэтов 20 века. Он посвятил своё творчество революционному обновлению жизни, служению идеалам, но идеалам своего времени. Маяковский- один из самых интересных сатириков 20 столетия. Он создал классические образцы сатиры нового типа. Он в своих стихах обличал всё, что тогда мешало успехам социализма.

Кажется, что сейчас его стихи не актуальны. Но не

самом деле они вполне актуальны, просто в наше время они приобрели иной смысл. Так, в первых строках поэмы «150 000 000» В. Маяковский пишет

«В диком разгроме

старое смыв,

новый разгремим

по миру миф.»

И действительно, поэт был прав, сам того не зная, что мы создали лишь новый миф.

этому поводу. Сейчас эта поэма читается как сказка, но уже о прошлом.

высмеивает отрицательные явления того времени.

Насколько интересны и разнообразны описания типов

Людей,являющихся в то время чем-то отрицательным.

Вот как он называет их: новый буржуй кулак,вре-

дитель, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, очковтиратель, трус, «советский» вельможа, головотяп и т.п. Всё это довольно смешно в наши дни, потому что приобрело иной смысл и ушло в прошлое.

Но есть ли в стихах Маяковского что-то созвучное с нашим временем? Всё ли так безнадежно устарело?

По моему, некоторые стихи до сих пор актуальны.

Вот, например: строки его плаката из РОСТА:

«Только уголь даст хлеб.

Только уголь даст одежду.

Только уголь даст тепло.

А угля добываем все меньше

и меньше.

Как выйти из этого положения?

Делайте предложения?»

Не сегодняшний ли это день?

Разница лишь в том, что никто сейчас не читает плакатов. А проблем у человечества всегда остаются. Безработица, низкий уровень заработной платы, плохие жилищные условия- вот вопросы,кото

Рые решаются и по сей день.

Не избавились мы и от бюрократии, которую так высмеивал Маяковский

«Рой чиновников с недели на день

аннулирует

октябрьский гром и лом,

и у многих даже

проступают сзади

пуговицы

дофевральские с орлом.»

Наш сегодняшний «Хулиган» совсем не изменился

И остается всё тем же:

«Смотрит- кому бы заехать в ухо?

Что башка не придумает дурья?!

Бомба из безобразий и ухарств,

Дурости, пива и бескультурья.»

А «Про заседавшие»? Разве мало у нас сейчас заседаний, постановлений и других пустых обсуждений, а «воз и ныне там.»

Но в наше время, благодаря телевидению, мы заседаем всей страной.

«Бумага взад

Бумага вперед

По проторенному другими следу

Через замзава проплыла к преду.

Пред в коллегию внёс вопрос…»

«О, Хотя бы

одно заседание

относительно искоренения всех

заседаний.»

Есть в сатире Маяковского и образ

наших нынешних предпринимателей.

«Спросим раз меня

«Вы любите, - НЭП!»-

«Люблю, - ответил я, -

Когда он нелеп.»

До сих пор живут среди нас и мещане, так лихо высмеянные В. Маяковским. Эти люди по прежнему умеют маскироваться по моде нового времени. Правда, поэт надеялся, что удастся искоренить таких людей, но наверное эти черты присущи людям во все времена.

В заключение можно сказать, что сатира в поэзии Маяковского была злободневна раньше и актуальна сегодня. Его сатира была участием Маяковского в жизни страны. Среди нынешних поэтов очень не хватает таких, которые вы взялись за такую сложную работу. И раз в наше время нет достойной замены В. Маяковскому, может не стоит придавать его поэзию забвению. По- моему, стоит вернуться к изучению творчества этого поэта.

Наша жизнь меняется каждый день и вместе с ней меняется отношение к культуре, искусству, поэзии.

Поэтому интересно было бы задать вопрос: «Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении

творчества В.Маяковского? Трудно разобраться в своём времени, а что говорить о прошлом. У каждо-

го своя правда. Но одно несомненно, В.Маяковский-

один из талантлейвеших поэтов 20 века. Он посвятил своё творчество революционному обновлению жизни, служению идеалам, но идеалам своего времени. Маяковский- один из самых интересных сатириков 20 столетия. Он создал классические образцы сатиры нового типа. Он в своих стихах обличал всё, что тогда мешало успехам социализма.

Кажется, что сейчас его стихи не актуальны. Но не

самом деле они вполне актуальны, просто в наше время они приобрели иной смысл. Так, в первых строках поэмы «150 000 000» В. Маяковский пишет

«В диком разгроме

Старое смыв,

Новый разгремим

По миру миф.»

И действительно, поэт был прав, сам того не зная, что мы создали лишь новый миф.

этому поводу. Сейчас эта поэма читается как сказка, но уже о прошлом.

высмеивает отрицательные явления того времени.

Насколько интересны и разнообразны описания типов

Людей,являющихся в то время чем-то отрицательным.

Вот как он называет их: новый буржуй кулак,вре-

дитель, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, очковтиратель, трус, «советский» вельможа, головотяп и т.п. Всё это довольно смешно в наши дни, потому что приобрело иной смысл и ушло в прошлое.

Но есть ли в стихах Маяковского что-то созвучное с нашим временем? Всё ли так безнадежно устарело?

По моему, некоторые стихи до сих пор актуальны.

Вот, например: строки его плаката из РОСТА:

«Только уголь даст хлеб.

Только уголь даст одежду.

Только уголь даст тепло.

А угля добываем все меньше

И меньше.

Как выйти из этого положения?

Делайте предложения?»

Не сегодняшний ли это день?

Разница лишь в том, что никто сейчас не читает плакатов. А проблем у человечества всегда остаются. Безработица, низкий уровень заработной платы, плохие жилищные условия- вот вопросы,кото

Рые решаются и по сей день.

Не избавились мы и от бюрократии, которую так высмеивал Маяковский

«Рой чиновников с недели на день

Аннулирует

Октябрьский гром и лом,

И у многих даже

Проступают сзади

Пуговицы

Дофевральские с орлом.»

Наш сегодняшний «Хулиган» совсем не изменился

И остается всё тем же:

«Смотрит- кому бы заехать в ухо?

Что башка не придумает дурья?!

Бомба из безобразий и ухарств,

Дурости, пива и бескультурья.»

А «Про заседавшие»? Разве мало у нас сейчас заседаний, постановлений и других пустых обсуждений, а «воз и ныне там.»

Но в наше время, благодаря телевидению, мы заседаем всей страной.

«Бумага взад

Бумага вперед

По проторенному другими следу

Через замзава проплыла к преду.

Пред в коллегию внёс вопрос…»

«О, Хотя бы

Одно заседание

Относительно искоренения всех

Заседаний.»

Есть в сатире Маяковского и образ

наших нынешних предпринимателей.

«Спросим раз меня

«Вы любите, - НЭП!»-

«Люблю, - ответил я, -

Когда он нелеп.»

До сих пор живут среди нас и мещане, так лихо высмеянные В. Маяковским. Эти люди по прежнему умеют маскироваться по моде нового времени. Правда, поэт надеялся, что удастся искоренить таких людей, но наверное эти черты присущи людям во все времена.

В заключение можно сказать, что сатира в поэзии Маяковского была злободневна раньше и актуальна сегодня. Его сатира была участием Маяковского в жизни страны. Среди нынешних поэтов очень не хватает таких, которые вы взялись за такую сложную работу. И раз в наше время нет достойной замены В. Маяковскому, может не стоит придавать его поэзию забвению. По- моему, стоит вернуться к изучению творчества этого поэта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!