Семейная жизнь михаил лунин декабрист. Русская православная церковь в общении с апостольским римским престолом

Декабрист Михаил Лунин

Кто вы, Лунин? - спросили его как-то в дни мятежной юности. - Если бы я только знал... Если бы мы знали...

Гусарская молодость была наполнена подвигами, о которых позднее с большой охотой вспоминают мемуаристы, но умалчивает сам Лунин.

Вот он стреляется на очередной дуэли. Дважды палит он в воздух, а его противник, будущий шеф жандармов Алексей Орлов, в бешенстве целит ему в голову и... простреливает шляпу. А Лунин хладнокровно командует: “Выше, ниже”.

Вот он пугает медведем и собаками мирных жителей, имевших несчастье поселиться с ним по соседству на Черной речке в Петербурге.

Вот он с группой таких же удальцов подплывает на шлюпке к императорскому дворцу и под окнами самой императрицы распевает серенаду.

Вот он, единственный из офицеров, кавалергардского полка, которых оскорбил великий князь Константин, осмеливается принять его вызов. Дело замяли, и дуэль не состоялась. Друзья считали, что в опасностях разного рода Лунин находил наслаждение и полагал безопасность более для себя гибельной.

Вот он предлагает себя в убийцы Наполеона, планируя всадить кинжал в бок французского императора при передаче ему дипломатических бумаг. И хотя предложение было отвергнуто, Лунин долго хранил у себя кинжал.

Вот он, штабс-ротмистр Лунин, 26 августа 1812 года участвует в сражении под Бородином сначала у Багратионовских флешей, а затем в контратаке у батареи Раевского. Под ним убита лошадь, но сам он цел и невредим и награжден золотой шпагой с надписью “За храбрость”.

Прервем этот перечень и начнем другой. Он был одним из основателей декабристского движения. Он участвовал в собраниях Союза благоденствия, обсуждал порядок приема туда новых членов, устав и проект конституции общества. Ему принадлежал первый в этом тайном союзе проект цареубийства.

В Париже он, возможно, впервые задумался над вопросами религии и ее влияния на жизнь общества. Беседуя с французским мыслителем Сен-Симоном, обдумывал, насколько применимы его идеи христианства и социальной справедливости для России.

В Варшаве к нему пришла возвышенная и романтическая любовь. Арест отдалил от него любимую, 17-летнюю красавицу из королевского рода Наталью Потоцкую.

“Он был поэт и музыкант и в то же время реформатор, политико-эконом, государственный человек, изучивший социальные вопросы”, - писал о Лунине в своих воспоминаниях француз Ипполит Оже.

Противоречивы сведения о жизни Лунина. Мы найдем в них даже разные даты его рождения. Неясны причины его смерти. Неоднозначны оценки его поступков современниками.

Биографию Лунина писать трудно. Из всей многочисленной плеяды историков и литературоведов выберем в помощники исследователя его жизни и работ Натана Эйдельмана и самого Лунина. Попытаемся ответить на вопрос, кто же он - Лунин.

Михаил Лунин родился 29 декабря 1787 года в Петербурге (дата рождения установлена не так давно). В сентябре следующего года родители увезли младенца в родовое имение - село Георгиевское Тамбовской губернии. Его отец, крупный помещик Сергей Михайлович Лунин, мягко говоря, человек не очень щедрый, не жалел средств на воспитание и обучение своих троих детей. Михаил был старше на два года брата Никиты и на четыре - сестры Екатерины. Мать Федосья Никитична умерла рано, когда старшему шел седьмой год. В Петербурге дети воспитывались в римско-католической вере, их образованием занимались швейцарец Малерб, директор католического пансиона, и аббат Вовилье. В обучении ребят принимал

участие и их дядя Михаил Муравьев - писатель, историк, общественный деятель. В 1803 году мальчики по ступают в егерский полк. Много лет спустя в письме к сестре из Сибири Михаил описал смерть брата: “У него была мысль уйти в монастырь, и это желание чудесным образом исполнилось, так как он был унесен с поля битвы, истекающий кровью, прямо в монастырь, где он умер, как младенец, засыпающий на груди матери”. А старший брат продолжает службу в кавалергардском полку, пройдя путь от юнкера до штабс-ротмистра; с 1812 по 1814 год участвует почти во всех крупных сражениях с Наполеоном - от Смоленска до Парижа - и оканчивает войну гвардейским ротмистром с тремя орденами.

Отставка Михаила Лунина всех удивила. Сам ли он решил уйти, или Александр

I решил избавиться от строптивого офицера... Однако в записях Ипполита Оже запечатлены лунинские высказывания на этот счет: “Избыток сил задушит меня. ...мне нужна свобода мысли, свобода воли, свобода действий. Прочь обязательная служба!”

В 1816 году юные друзья и родственники Лунина создают Союз спасения, куда вскоре принимают его и еще нескольких человек. При обсуждении государственных реформ Пестель предложил не присягать новому царю до тех пор, пока тот не согласится на принятие конституции и отмену крепостного права. Лунин разработал план, как ускорить этот момент: группа людей в масках встречает Александра

I на царскосельской дороге и убивает его. Лунина тогда не поддержали, но в будущем этот эпизод решительно повлияет на его судьбу, подтвердив предсказание парижской гадалки - “быть повешенным”.

Итак, став свободным человеком, Лунин вместе с другом Оже отправляется в Париж. На палубе корабля делится с ним сокровенными мыслями: “...только одно честолюбие может возвысить человека над животною жизнью. Давая волю своему воображению, своим желаниям, стремясь стать выше других, он выходит из своего ничтожества. ...весь мир принадлежит человеку дела, для него дом - только временная станция, где можно отдохнуть телом и душой, чтобы пуститься в путь...”. В этом рассуждении как бы весь лунинский характер. Жизненный путь определен. Мысли о смирении придут к нему позже.

В Париже Лунин вскоре остается без средств к существованию. Случайные заработки в качестве преподавателя математики, музыки, английского и французского языков, составителя прошений и сочинителя любовных писем ничуть не кажутся ему унизительными. Заинтересовавшись эпохой междуцарствия и фигурой Лжедмитрия, Лунин намеревался писать роман на французском языке. К сожалению, кроме заглавия, от задуманной книги ничего не сохранилось. Возможно, от работы над романом его отвлекла тогда политика. Беседы со знакомым по Петербургу иезуитом Гривелем не привели Лунина к вступлению в монашеский орден, нуждающийся, как и карбонарии, в таких людях. Друг Оже стал необщителен, не вводил его в новый круг своих знакомых, а 10 лет спустя от одного из карбонариев Оже узнал, что в их совещаниях участвовал русский. Если бы не внезапная смерть отца, Лунин, возможно,

уехал бы в революционную Испанию к Риего. Но здесь трудно отделить правду от вымысла. Более достоверно свидетельство, что Сен-Симон с сожалением расставался с умным собеседником.

В Россию Лунин возвращается в 1818 году уже помещиком, владельцем крестьян. В его тамбовских и саратовских деревнях вводятся пенсии для престарелых, появляются школы. Реформы, проводимые Луниным, соответствуют трем направлениям программы, разработанной Союзом благоденствия, - человеколюбие, образование, общественное хозяйство. Реформаторская деятельность Союза повлияла и на некоторых высокопоставленных лиц, которым становится стыдно оставаться в стороне от благотворительных дел. Лучшие литераторы начинают писать в духе этого общества, формально не являясь его членами. А новый Союз надеется мирно овладеть всеми основными отраслями государственной и общественной жизни и постепенно улучшить ее. Лунин принят в Коренной союз общества, куда входят 25 его руководителей. Как и большинство из них, он высказывается за конституционную республику во главе с монархом или президентом, имеющим ограниченную власть. В 1820 году, после внезапного бунта петербургского Семеновского полка, Союз благоденствия пришлось фиктивно распустить. При обсуждении дальнейших действий общество раскололось. Лунин был настроен решительно, ему чужда была осторожность, он не любил пустословия. Революционные события в Испании и Португалии, волнения семеновцев пробудили интерес к армии. Михаил Лунин и Никита Муравьев подают прошения о поступлении на службу. Сначала Лунин направлен под Полоцк, в 1822 году - в Слуцк, а через два года в чине полковника он прибывает в Варшаву. Он назначен командиром эскадрона лейб-гвардии Гродненского гусарского полка и адъютантом великого князя Константина.

По прибытии в Польшу Лунин быстро разобрался в сложившейся там обстановке, далеко опередив в оценке происходящего и поляков, и своих соотечественников, чем вызвал непонимание тех и других.

В варшавский период Лунин отдаляется от деятельности тайного общества. О событиях 14 декабря на Сенатской площади в Петербурге, о восстаниях Северного и Южного обществ он узнает с опозданием в несколько дней. На всякий случай не берет взаймы денег. И действительно, в начале апреля 1826 года тучи над ним сгущаются. До сих пор великому князю Константину удавалось уберечь от ареста своего адъютанта. Но показания Пестеля на судебном процессе в Петербурге дали повод вывести декабриста Лунина из-под опеки цесаревича. В его же ответах на письменные вопросы следователей, полученные из Петербурга, - ни одного имени: “Я никем не был принят в число членов Тайного общества, но сам присоединился к оному, пользуясь общим ко мне доверием членов, тогда в малом числе состоящих”. Когда нет возможности не заметить требования выдачи имен, он пишет: “...не могу назвать, ибо это против моей совести и правил”-. Накануне ареста великий князь отпускает своего адъютанта поохотиться на силезской границе в тайной надежде на его побег, но Лунин не желает уронить честь офицера и, разумеется, возвращается.

В Страстную Пятницу 16 апреля 1826 года Лунина привозят в столицу. В этот же день он был допрошен Чернышевым, бывшим однополчанином, сообщником в кутежах, а теперь генералом, рьяным следователем по делу декабристов. Лунину предъявляется одно из самых серьезных обвинений - намеренное цареубийство, но даже в таком положении он отстаивает право на независимое суждение по совести. При вынесении приговора Лунин попал в преступники второго разряда. Ему вспомнили еще и принятие новых членов в тайное общество, и приобретение литографского станка Возможно, если бы подсудимый раскаялся, с ним бы обошлись помягче

. Но крестный путь предопределен: одиночное заключение в Свеаборгской, а затем Выборгской крепостях, каторжные работы в Чите и в Петровском заводе, ссылка в Урик вблизи Иркутска, второй арест и тюремное заключение в Акатуе, куда попадали самые опасные преступники, и, наконец, загадочная смерть.

О первых двадцати месяцах тюремного заключения свидетельствуют лишь документы, запрещающие передачи и письма и сообщающие о визите к Лунину по служебной обязанности генерал-губернатора Закревского. В мемуарах декабриста Свистунова есть фраза: “Пребывание в Выборге считает он самою счастливою эпохою в жизни”.

В 1828 году в числе нескольких декабристов Лунин доставлен в читинский острог. Он живет отдельно от всех товарищей, в избушке на территории тюрьмы. Воспоминания о нем собратий по каторге разноречивы: “человек очень замечательный и приятный” (Басаргин), “несмотря на его благодушие, редко кому случалось заметить в нем проявление сердечного движения или душевного настроения. Он не выказывал ни печали, ни гнева, ни любви...” (Свистунов), “не хотел никогда иметь ничего общего с товарищами своего заключения и жил всегда особняком” (Трубецкой). И в то же время Лунин жалеет человека, которого все сторонятся как патологического доносчика, беседует с ним. Он не участвует в благотворительной артели под председательством Ивана Пущина, но, по свидетельству Свистунова, щедро помогает ближнему, только на свой лад. Нуждающемуся в пособии он передает деньги через близко знакомого человека “с непременным условием никому о том не говорить”. А многие уверены, что он никогда никому не помогает. Лунина не беспокоит, что он кажется хуже и суше, чем есть на самом деле. Только

близкие угадывают в нем внутреннюю энергию.

В первые читинские месяцы декабристы разрабатывают план побега: спуститься по сибирским рекам к Сахалину и затем перебраться в Японию. Здесь снова могла бы проявиться былая удаль Лунина, но от побега приходится отказаться. Заговорщики понимают, что в любом случае - удачи или неудачи - они несут ответственность

перед остальными товарищами по каторге за новые испытания и усиленный надзор. Летом 1830 года декабристов удаляют от искусительной границы и переводят в Петровский завод.

По свидетельству П. Свистунова, “в тюрьме кроме католических книг духовного содержания он [Лунин] ничего не читал, ни газет, ни журналов, ни вновь появившихся сочинений; но постоянно осведомлялся о новостях политических и литературных”. Близко к сердцу принимает Лунин польские события: 29 ноября 1830 года в Варшаве вспыхнуло восстание. Константин Павлович еле спасся. В конце августа 1831 года армия Паскевича входит в Варшаву. Конституция ликвидирована, повстанцы отправлены в Сибирь, Мицкевич и Шопен эмигрируют. Сбылось печальное предвидение Лунина.

За все время тюрем и ссылок Лунин ни разу не обращается к властям с просьбами, а сестре приходится хлопотать за него часто. В 1836 году, когда окончился срок каторжных работ для ссыльных второго разряда, Катерина Сергеевна пробует добиться разрешения у Бенкендорфа на поселение брата близ Иркутска, о чем и уведомляет его. Лунин отвечает: “...место поселения для меня безразлично, потому что с Божией помощью человеку одинаково хорошо везде. Будьте спокойны относительно меня и особенно не хлопочите больше”. Возможно, хлопоты помогли. В селе Урик, в 18 километрах от Иркутска, поселяются Никита и Александр Муравьевы, Волконские, доктор Вольф и Лунин. Все они имеют право на 15-десятинный земельный надел.

За восемь месяцев поселения Лунин многого добивается в своих аграрных занятиях, главным препятствием для которых являются занятия учебные (“Платон и Геродот не ладят с сохой и бороной”, - пишет он сестре). И тем не менее болотная, тернистая, необработанная земля осушена, огорожена и обращена в луга и пашни. Разбит английский садик с песчаными дорожками, беседкой и множеством цветов, сооружен уютный домик с пристройками, “где запоздалый путник находит убежище, бедный - кусок хлеба, разбойник - отпор”. Брат делится с сестрой своим сожалением о том, что ему неведомы чувства супруга и отца, но истинное счастье он находит в познании и любви к истине.

Лунин очень

любил детей. Ребятишки целыми днями играют у него во дворе, и, отрываясь от занятий и чтения богословских книг, он с удовольствием возится с ними, учит их грамоте. Лунин опекает и обучает английскому языку 11-летнего сына Сергея Волконского. “И наставник, и ученик были друг другом довольны, а это редко случается”, - замечает отец мальчика.

Лунин остается Луниным. Все это время он мостит себе путь в Акатуй, последнюю свою тюрьму. В письмах сестре, которые обязательно проходили цензуру, он дразнит чиновников, достается в них и министру почт А. Голицыну за разбитые и испорченные посылки, а армейским чинам - за злоупотребление палочными наказаниями. Он одобряет или порицает законы и царедворцев, военные кампании и мирные преобразования. На год строптивого ссыльного лишают переписки. В день ее возобновления он отправляет своей сестре, Е. Уваровой, сразу три письма, в одном из которых появляется следующее откровение: “Оставшись

один на свете, я претерпел всякого рода неудачи, и я счастлив. То, что Бог посылает мне в ссылке, превосходит все, о чем я просил и мечтал в течение моего десятилетнего заключения в тюрьме. Судите о дереве по его плодам”. Лунин пишет труды, которые хочет тайно распространить. Два из них окажутся для него роковыми - это “Взгляд на русское тайное общество” и “Разбор донесения тайной следственной комиссии”, в котором есть пророческие слова: “От людей можно отделаться, но от их идей нельзя”. По мере распространения лунинских рукописей увеличивается опасность ареста. Лунин готовится к этому вполне осознанно: все, что имел, раздает товарищам, а все атрибуты молельни жертвует иркутскому католическому храму.

Арестован Лунин вновь на Страстной неделе, ночью 27 марта 1841 года. Непрошеных гостей он встречает хладнокровно, просит дать ему выспаться после охоты, а уж потом увозить. Утром Лунина доставляют на допрос к генералу Копылову. Арестованный отвечает на вопросы по-французски, поняв, что генерал в нем слаб. Воспоминания родственника Лунина, посетившего его в Сибири, запечатлели

1 трогательное прощание с ним жителей Урика, план М. Волконской передать арестанту деньги, зашитые в шубу, последнюю встречу с друзьями в 30 верстах от села.

В самых бесчеловечных

условиях акатуйской тюрьмы Лунин не теряет присутствия духа и чувства юмора. Приехавшему с ревизией в Восточную Сибирь сенатору И. Толстому заключенный говорит по-французски: “Позвольте мне вас принять в моем гробу”. Без пессимизма пишет он Марии Волконской о мучительных испытаниях: “Я погружен во мрак, лишен воздуха, пространства и пищи, окружен разбойниками, убийцами и фальшивомонетчиками. Мое единственное развлечение заключается в присутствии при наказании кнутом во дворе тюрьмы. Перед лицом этого драматического действия, рассчитанного на то, чтобы сократить мои дни, здоровье мое находится в поразительном состоянии и силы мои далеко не убывают, а наоборот, кажется, увеличиваются. Я поднимаю без усилий девять пудов одной рукой. Все это меня совершенно убедило в том, что можно быть счастливым во всех жизненных положениях и что в этом мире несчастливы только глупцы и скоты . В самых стесненных обстоятельствах Лунин не пассивен. Он беспокоится о своем любимце Мише Волконском, в письмах к его отцу дает советы, как лучше обучать мальчика; ничего не просит для себя, лишь лекарства для товарищей по заключению. Ревизовавшему сибирские тюрьмы Н.И. Пущину, младшему брату декабриста, советует позаботиться “о прикованных к стене: их положение только ожесточает, а не дает возможности нравственного улучшения”. Он совершенствуется в греческом, изучает религиозные верования по произведениям Гомера .

Смерть Лунина 3 декабря 1845 года была внезапной и странной. По официальной версии он умер от “кровяно-нервного удара”. Через 24 года о смерти декабриста поползли противоречивые слухи: по одним - он был убит, по другим - умер от угара. Участник польского восстания 1863 года Владислав Чап-лицкий, сосланный в Акатуй, со слов польских ссыльных сообщает, что тайный приказ об убийстве Лунина пришел из Петербурга от царя и исполнил его офицер Григорьев. Может быть, не были шуткой оброненные Михаилом Сергеевичем слова: “...если только не вздумают меня повесить или расстрелять”. Чем он мог так разозлить сильных мира сего? Разгадка ушла вместе с ним.

Очень сложно ответить на вопрос, когда и почему Лунин стал католиком. По-видимому, не так важно, когда: в детстве, позднее, в Париже, или в Варшаве. Не будучи религиозным в молодости, он не вдруг осознал смысл своей жизни, но, вероятно, в какой-то момент созрел для веры.

О религиозных взглядах Лунина мы узнаем

из воспоминаний декабристов. Дмитрий Завалишин считает, что Михаил Сергеевич перешел в католичество в Париже и укрепился в.вере в Варшаве. По мнению Петра Свистунова, на обращение Лунина в католичество повлияли иезуиты Розавен и Гривель, с которыми оба декабриста были знакомы еще в Петербурге. “В душе его, пресытившейся суетностью, возникли неизбежные вопросы о призвании человека и о загробной жизни, - пишет Свистунов. - Доверившись этим иезуитам, ...он, должно быть, заранее решился положиться на них безусловно”. Вряд ли к Лунину подходит объяснение Д. Завалишина, что от православия его оттолкнули пьянством и корыстью монахи. Записи Лунина касаются более серьезных обстоятельств: “В Российской империи, как издревле в Византии, религия, отвлекаясь от ее Божественного происхождения, есть одно из тех установлений, посредством которых управляют народом...”. Вряд ли Лунин не был знаком с отнюдь не бескровной историей Католической Церкви, но и здесь он находит объяснение: “Католическая Церковь непогрешима; люди, к ней принадлежащие, грешны. Эти истины противоположны, но друг друга не исключают”. Именно деятельная сторона Римско-Католической Церкви, с начала XIX века принимающей участие в обновлении мира, принцип “свободы воли”, разработанный римскими теоретиками-богословами, по-видимому, привлекают декабриста.

Лишь в католической религии находит Лунин совершенство и внутреннее, и внешнее: “Католическая вера как бы зримо воплощается в женщинах. ...католичку можно сразу узнать среди тысяч женщин по ее осанке, речи, взгляду. Последуйте за нею в готический храм, куда она идет молиться: преклонив колени пред алтарем, погруженная в полумрак, овеянная гармоническими звуками, она подобна тем посланникам небес, которые явились на землю, дабы открыть человеку его высокое предназначение”.

Итак, с момента ареста начался крестный путь Лунина.

В каторге он видит вовсе не кару Божию, а, напротив, особое избранничество - своим мученичеством и проповедью пробудить званых к истинной вере, разбить всеобщую апатию. Он готов принимать любые лишения, полагаясь во всем на своего ангела-хранителя: “Кто следовал за мной в глубину казематов? Кто облегчал тягость цепей моих и врачевал их язвы? Невидимый хранитель судьбы моей. Он не может явиться мне прежде смерти моей, но окружает меня свидетельством своего присутствия... Теперь верно знаю, что Господь послал ангела своего и избавил меня от руки Ирода...”.

Не страшась физической смерти, Михаил Лунин пишет, что примет ее с радостью, Как “сильнейшее доказательство о любви” - “Нет больше сей любви” (Ин И. 24,25).

Письмо сестре заканчивается словами: “Мое земное послание исполнилось”.

Татьяна Гамазкова

Журнал “Истина и Жизнь” № 7-8 за 1992 год

Родился 29 декабря 1787 г. в Петербурге в дворянской семье. Получил домашнее образование. В 1803 г. поступил на военную службу в лейб-гвардии егерский полк, в 1805 г. перешёл в кавалергарды. Участвовал в Аустерлицком сражении (1805 г.), Прусском походе (1807 г.), Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах русской армии (1813-1814 гг.).

За Бородинское сражение был награждён золотой шпагой с надписью: «За храбрость». В 1815 г. в чине ротмистра вышел в отставку. В следующем году вступил в первую тайную политическую организацию Союз спасения. В 1816- 1817 гг. жил в Париже, где познакомился с А. Сен-Симоном и перешёл в католичество. После смерти отца (1817г.) вернулся в Россию. В 1818 г. стал членом-учредителем тайной организации Союз благоденствия, вошёл в состав его Коренной управы и, как сторонник республики, первым выступил с проектом цареубийства. После ликвидации Союза благоденствия (1821 г.)

Лунин - один из создателей и руководителей Северного общества. В начале 1822 г. он вернулся на военную службу, в 1824-1825 гг. служил в Варшаве командиром эскадрона Гродненского гусарского полка и одновременно был адъютантом наместника Польши - великого князя Константина Павловича. После восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Лунин находился под надзором в Варшаве.

Несмотря на заступничество великого князя, 9 апреля 1826 г. он был арестован, привезён в Петербург и Верховным уголовным судом осуждён по 2-му разряду (политическая смерть и вечная каторга, впоследствии сокращённая до 10-летнего срока).

Отбывал заключение в Свеаборгской крепости (ныне город Суонменлинна в Швеции; 1826-1827 гг.) и Выборгском замке (1827-1828 гг.); находился на каторжных работах в Чите (1828-1830 гг.) и Петровском Заводе (ныне город Петровск-Забайкальский; 1830-1836 гг.).

В июне 1836 г. вышел на поселение в село Урик близ Иркутска. За резкие письма о русских порядках, а также за обнаруженное при обыске сочинение «Взгляд на тайное общество в России (1816-1826)» был арестован (27 марта 1841 г.) и заключён в Акатуйскую тюрьму.

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, -

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной:

Я это чувствую, я знаю...

К.Рылеев

На следующей неделе, 14 декабря 2000 года исполнится 175 лет со дня восстания декабристов, а 18 декабря этого же года - 213 лет со дня рождения М.С.Лунина - самого твердого и несгибаемого борца за идеи декабристов.Он умер 3 декабря 1845 года. От каторжных работ его освободили 14 декабря. Брат его, Никита, погиб в сражении под Аустерлицем 2 декабря 1805 года. Декабрь для братьев был знаменательным и роковым.

Михаил Сергеевич Лунин родился в Петербурге в 1787 году в семье тамбовского помещика. Получил блестящее домашнее образование учителями-иностранцами при участии просвещенного дяди М.Н.Муравьева, писателя, историка, общественного деятеля. Лунин знал 6 языков, глубоко изучил историю, математику, хорошо рисовал, писал стихи. Он - отличный танцор, музыкант, наездник, фехтовальщик. С 1803 года на службе в лейб-гвардии Егерском, а затем Кавалергардском полку. С 1805 года участвует в сражениях: Аустерлиц, Гельзборг, Фридланд. Он замечен начальством и царем как храбрый офицер. Доказывает свою храбрость не только в сражениях, но и многочисленных дуэлях: стреляется с Алексеем Орловым, будущим шефом жандармов, но всегда стреляет в воздух. Орлов на дуэли прострелил его шапку, и Лунин советует ему стрелять точнее. Такой же случай произошел у него случай и с великим князем Константином.

И вот, оказывается, что этот бунтарь, блестящий офицер, был еще и страстным охотником!

Скорее всего он познал охоту еще в детстве, а оно прошло в селе Сергиевском Тамбовской губернии. Его отец, помещик Сергей Михайлович Лунин, был тоже охотником. Иначе как понимать, что его сын (вместе с Волконским) держит девять собак и двух медведей на Черной речке и чуть ли не каждый день “балуются и проказничают”, то есть охотятся и натаскивают собак. Один из псов Лунина кидался на человека, если крикнуть: “Бонапарт!”. А вот что пишет Лунин в письме А.Муравьеву в 1814 г. из с.Сергиевское: “В Париже ходили вместе к девкам, а здесь пойдем вместе за волками, за медведями”.

С 1812 года Лунин участвует и отличается во всех сражениях. В Бородинской битве сражается у Семеновских флешей, а затем у батареи Раевского. Под ним убита лошадь. Его награждают золотой шпагой с надписью “За храбрость”. Войну заканчивает гвардейским ротмистром, награждается тремя орденами.

Лунин ненавидит завоевателя Наполеона и просит послать его парламентером, чтобы при встрече всадить ему в бок кинжал.

Заканчивается война. Гвардейская молодежь в Париже гуляет и не только. Офицеры впитывают новые республиканские идеи. Это проявляется на службе. Александр I многих гвардейцев отправляет в Россию, в том числе и Лунина. Причина - многочисленные дуэли. “Одна из них оканчивается раною в пах, и Лунин долго лечится”.

Лунин уходит в отставку и снова едет в Париж, где знакомится с Сен-Симоном. Бедствует, но умирает его отец, и он получает в наследство 100000 франков.

В 1817 году Лунин возвращается в Россию и вступает в тайное общество. Он - республиканец по своим убеждениями авторитетнейший декабрист, один из основателей Союза спасения, Союза благоденствия. Но в последние годы перед восстанием он пассивен, но на суде не откажется от идей декабристов и ведет себя как человек, не желающий послаблений, если за них надо платить унижением.

С 1822 года Лунин снова в армии - в Литовском корпусе в Варшаве. Он - адъютант великого князя Константина, принимает участие в его охотах.

Лунин был не только духовно сильным, но и физически закаленным человеком. Он отлично управлял лодкой и однажды в одиночку преодолел расстояние от Кронштадта до Петербурга на веслах. Одна польская дама как-то при нем посетовала на то, что мужчины стали слабыми и ни один из них не бросится с балкона ради своей красавицы. Лунин был равнодушен к даме, но смело и ловко бросился с балкона третьего этажа и “благополучно достиг земли”.

Одним из его любимых изречений на охоте было: “Когда действительно хотят чего-то - получают”.

Восстание 14 декабря застает декабритса в Варшаве. Он на подозрении. Великий князь Константин Павлович пытается отстоять своего адъютанта и предлагает Лунину способ побега - “последний раз поохотиться на медведей”. Лунин на охоту едет, но не сбегает, а возвращается.

В апреле 1826 года его арестовали. Обвинение - “умысел на цареубийство”. На следствии и на суде декабрист ведет себя смело, даже дерзко, и получает вечную каторгу, смягченную затем до 10 лет с последующим вечным поселением в Сибири. “Хороша вечность - мне уж 50 лет отроду”, - сказал Лунин - единственный из декабристов, который не дал на своих товарищей никаких показаний. Он считал, что выдавать товарищей безнравственно. Два года пребывал в Свеаборгской и Выборгской крепостях в одиночном заключении, семь лет на каторге в Чите и Петровском заводе, шесть лет в ссылке в Урике и последние пять лет жизни в Акатуйской тюрьме.

Во всех тяжких испытаниях Лунин остается верен себе - он снимает стрессовое состояние, тоску и безысходность тем “нечто, что дает возможность... преодолевать эти невзгоды и не только порой не замечать их, но и даже смотреть с оптимизмом на происходящее. Это те, у кого есть свой особый мир - Мир охоты, рыбалки и Дикой Природы со всеми его чудесами... и волшебством удивительной красоты” (П.Гусев).

Отношение к охоте характеризует его как человека: “Я так часто встречал смерть на охоте, в поединках, в сражениях, в борьбах политических, что опасность стала привычкою, необходимостью для развития моих способностей”, - пишет он в 1839 году.

Лунин всегда готов к охоте: ружья, собаки и снаряжение он имеет - посылает сестра и закупает у проезжих купцов. Он имеет сильный характер и прекрасное здоровье - круглый год купается, зимой в проруби; он фехтовальщик, стрелок, тренируется с гирями. И он - оптимист. “Лунин лих, забавен и весел”, - писал один из его друзей. Не жаден. Свои охотничьи трофеи почти всегда отдает другим. Сын Волконского пишет Лунину: “Любезный Лунин, благодарю за утки. Я буду у тебя в субботу”. Во время обыска в 1841 году чиновник видит охотничье ружье и говорит - надо убрать. Декабрист соглашается и добавляет: “Не бойся: таких, как ты, бьют только палками”.

Лунин любил охотничьих собак и знал в них толк - содержал несколько собак как на свободе, так и в ссылке. Самым любимым псом был кобель по кличке Варка. Вот что пишет он своей сестре из Сибири: “Друга моего Варку укусила змея. Он растянут у ног моих, чуть дыша; рот его пенится, но он шевелит хвостом и взглядывает на меня, когда говорю с ним, как будто понимает слова мои. Этому животному название друга принадлежит более, чем людям, носившим оное в свете. Последние испугались, когда гроза грянула надо мною, и убежали, поджав хвост”. Варка выживет, и Лунин до конца свои дней будет заботиться о нем. Из Акатуйской тюрьмы он пишет Волконским письмо и не забывает своего любимого пса: “Позаботьтесь хорошенько о моем бедном Варке. Ему можно давать холодное мясо, дабы скрасить его старость. Варка сделался мне еще дороже с тех пор, что стал калекой. Я отдал бы половину того, чем владею, чтобы вновь увидеть этого неразлучного товарища моих рискованных походов по сибирским лесам. Позаботьтесь хорошенько кормить бедного инвалида. Что сталось с другими собаками: Моргой, Формозой, Аудансом, двумя Дианами, Точрачом и Плаксой?”

Какой человек может так заботиться о своих собаках, находясь в Акатуйской тюрьме? Откуда он пишет М.Волконской: “Проект отправить мне Варку... является доказательством вашей дружбы, коими я глубоко тронут и которые никогда не изгладятся из моей памяти. Но хорошо, что этот проект не удался. Ибо я не знаю, ни где мне поместить, ни чем кормить это бедное животное. Темница моя так сыра, пища так умеренна, что не остается даже чем кормить кошку”.

На поселении в Урике Лунин неделями бывает на охоте и особенно хвалит пса Летуса, “достойного фигурировать среди знаменитостей моей бывшей своры. Мне запрещают покидать деревню, и я провожу дни и ночи в чаще лесов с этим благородным и прекрасным животным. Нужно быть охотником, чтобы понять прелесть такого существования, сплетенного из случайностей, усталости, опасностей и битв. В своих прошлых письмах я просил пару гончих и пистонное ружье. Податель, который располагает громадными возможностями, возьмется, быть может, их доставить. О всех подробностях, касающихся собак и оружия, надо посоветоваться со знающими свое дело охотниками”.

Лунин обожает свое охотничье оружие. Покупал его в Париже и ухитрялся это делать даже в Сибири. Правда, и сестра ему тайно шлет ружья. Надо полагать, что охотничье оружие у Лунина было очень разнообразным. Да и нужно - он ходит на медведей, волков, уток. Об оружии он пишет: “Мое благородное оружие, за которое в Париже было заплачено 3000 франков”. Это двуствольное ружье “Лепаж”. В одном из писем просит сестру купить английское двуствольное пистонное ружье по цене от 100 до 150 рублей и “маленький бочонок охотничьего мелкого пороха”, а также крупную и мелкую дробь.

При аресте в Урике у Лунина изъяли все ружья, порох, дробь, ножи и ему высочайшим повелением запрещено иметь огнестрельное оружие. Вот что у него изымают: двуствольное ружье с разными приборами, ружье простое одноствольное, шкатулку с пистолетами с кремнями, пороху до двух пудов (32 кг), свинцу и дроби до четырех пудов (64 кг).

Лунин - закаленный охотник. Он знает - охота, это не только страсть. В письме к С.Волконскому советует по вопросу воспитания его сына Миши: “Важный вопрос - развитие физических сил. Для этого существует лишь один возраст - отрочество, и только один способ - охота. Дайте Мише хорошее ружье, и пусть он бегает по болотам и лесам в лучшее время года. Занятия его от этого не пострадают, а здоровье выиграет”.

Закончил свою жизнь этот прекрасный человек, несгибаемый революционер и большой охотник в одиночной камере Акатуйской тюрьмы, где его, как предполагают, задушили. Как и С.Муравьев-Апостол, он чувствовал свой конец и записал его стихи в свою записную книжку:

“Задумчив, одинокий,

Я по земле пройду, незнаемый никем;

Лишь пред концом моим,

Внезапно озаренный,

Познает мир, кого лишился он”.

Лунин, Михаил Сергеевич

Подполковник л.-гв. Гродненского полка, декабрист; род. в 1783 г. Происходил из богатой дворянской семьи, получил воспитание по своему времени блестящее, но солидного общего образования не имел. Молодость Лунина прошла бурно: в нем сказывалась общая молодым людям того времени страсть к молодечеству, желание обратить на себя внимание; в то время в Петербурге почти не было поединка, в котором бы он не принимал участия, несколько раз он сам стрелялся и был ранен.

Лунин начал службу в Кавалергардском полку, участвовал в сражении под Аустерлицем, был ординарцем имп. Александра I в достопамятную ночь после переправы через Неман; одно время носился с мыслью убить Наполеона и этим избавить Россию от опасности. Во время заграничного похода у Лунина произошел известный инцидент с цесаревичем Константином Павловичем. Все офицеры командуемого им корпуса сочли себя оскорбленными цесаревичем и подали в отставку. Когда цесаревич после этого на одной из дневок на смотре заявил, что отставки приняты быть не могут, но что он, сознавая неправоту свою, извиняется, а кому этого мало, тому готов дать личное удовлетворение, то все признали себя удовлетворенными, но Лунин сказал: "Ваше Высочество изволили сейчас предложить личное удовлетворение, позвольте же мне воспользоваться такой честью". - "Ну, брат, для этого ты еще слишком молод!" - ответил цесаревич. Впоследствии Константин Павлович очень благоволил к Лунину. По возвращении гвардии в Петербург Лунин ожидал производства в полковники, но, узнав что император недоволен его поведением и производить его не желает, как не желает производить и младших офицеров, Лунин, чтобы не вредить товарищам, вышел в отставку. Оставив службу, Лунин отправился за границу с перешедшим в русскую гвардию французом Ипполитом Оже, с которым очень сдружился. Во время пребывания в Париже в эту поездку Лунин познакомился с Сен-Симоном, который заинтересовался Луниным; Лунин задумывал писать роман из эпохи самозванцев, затем оставил эту мысль, увлекся тайными обществами Франции и перешел в католицизм. Неожиданная смерть отца, оставившего ему большое состояние, заставила Лунина вернуться в Россию.

По возвращении Лунина в Петербург его вскоре захватало начинавшееся в то время общественное брожение; он был в числе лиц, положивших начало "Союзу Благоденствия", а может быть и "Союзу Спасения", во всяком случае, в "Союз Спасения" он входил, как член. Роль, которую играл в деятельности "Союза Спасения" Лунин, довольно трудно установить. Несомненно только, что он был одним из деятельных членов его; если верить Гречу, он громогласно проповедовал революцию и мятежи. Во всяком случае, своей решительностью и энергичностью он приобрел большое влияние, а резкостью суждений и крайностью выводов, перед которыми он не останавливался, толкал остальных товарищей (в это время он вернулся на военную службу) на путь политической борьбы.

На одном из собраний "Общества Спасения" еще в 1817 г., по показанию Пестеля, Лунин, при обсуждении вопроса об открытии действий, высказал, что если общество решится убить императора, то можно будет для сего вызвать на Царскосельскую дорогу несколько лиц в масках. Лунин признал, что он "между прочим говорил это". Решительный характер Лунина был хорошо, конечно, известен его товарищам, и когда, позднее, Пестель хотел набрать из молодых отчаянных людей так называемую cohorte perdue, то начальство над этим отрядом думал возложить на Лунина. Когда "Союз Спасения" был переименован в "Союз Благоденствия", Лунин входил в число членов учредителей; когда же "Союз Благоденствия" был распущен и часть членов его образовали "Северное общество", Лунин был в числе членов нового общества. Но участия в событии 14-го декабря Лунину не пришлось принять; он был адъютантом при вел. кн. Константине Павловиче в Варшаве. Здесь Лунин перешел в "Южное Общество". Когда после 14 декабря стали раскрываться сети заговора декабристов, Лунина хотели арестовать; в. кн. Константин Павлович взял его под свою защиту и писал о нем в Петербург следующее: "Статься могло, что он (Лунин), находясь в неудовольствии противу правительства, мог что-либо насчет оного говорить, как сие случается не с одним им; даже его Императорское Величество изволит припомнить, что мы иногда сами между собой, сгоряча, не одумавшись, бывали в подобных случаях не всегда в речах умеренными, но это еще не означает какого-либо вредного намерения. Винить его в том, что он знал о тайном обществе и не донес тогда правительству, хотя можно, но должно принять в соображение и то, что в оное, как теперь открылось, столько входило двоюродных и троюродных братьев и других родственников его". Вместе с тем Константин Павлович уведомил Лунина, что из Петербурга пришло приказание его арестовать. Лунин воспользовался этим и сжег все компрометирующие его бумаги, между прочим расписку одного из членов общества, сделавшегося уже важным лицом, уведомив его об этом через свою сестру. Лунину представлялась полная возможность бежать за границу и, таким образом, избегнуть ожидавшего его возмездия, но он сам отправился в Петербург и явился в следственную комиссию, где вел себя очень вызывающе и обратил на себя внимание своими резкими ответами.

Верховным уголовным судом Лунин был отнесен ко второму разряду государственных преступников и приговорен к политической смерти. Указом Николая І от 10 июля 1826 г. этот приговор, как и для остальных декабристов, был смягчен.

В Сибирь Лунин попал позднее других; в Читу его привезли в конце 1829 года. Как и другие декабристы, он был первоначально помещен на Нерчинских заводах, а потом переведен на Петровский завод. Срок каторжных работ Лунину истек в конце 1835 г., и в июле 1836 г. Лунин вместе с 9 товарищами был водворен в слободе Урике, в 18 верстах от Иркутска по Ангарскому тракту. Здесь он жил в собственном доме, устроенном довольно оригинально. Дом стоял посреди двора, обнесенного высоким забором. Одна половина дома была жилая, а в другой помещалась католическая молельня. Живя на поселении, Лунин продолжал интересоваться русской и западноевропейской литературой; с последнею он мог знакомиться в подлиннике почти на всех европейских языках; наконец, занятия Лунина за это время относятся и к религиозным предметам. Он продолжал оставаться ревностным католиком, в своей молельне самым аккуратным образом прочитывал ежедневно свой требник, а раз в неделю из Иркутска приезжал к нему капеллан исполнять церковную службу. Благодаря заботам сестры за все время пребывания в Сибири, Лунин никогда не нуждался в деньгах. С сестрой Лунин поддерживал постоянные сношения; его письма были постоянно резки, исполнены нападок на правительство; письма эти тайно расходились по Петербургу. Также резки были и его письма к его товарищам-декабристам; зная, что письма должны пройти через "III Отделение", Лунин не останавливался перед этим; ему нравилось, как он выражался, "дразнить медведя"; за несколько неприличные остроты по адресу Государя, Лунину запрещено было писать в течение года письма. Не прошло и года со времени запрещения переписки, как над Луниным разразилась новая гроза. Он написал критику на донесение следственной комиссии по делу декабристов. В ней он утверждал, что правительство ограничилось только одним следствием, что суда вовсе не было, выставил в неблаговидном свете действия отдельных членов да и само следствие обрисовывал пристрастным и недобросовестным. Рукопись эта была написана на английском языке, которым Лунин владел в совершенстве; он переслал ее в Петербург сестре, затем она попала в Лондон и была отпечатана. В начале 1841 г. Лунин был вывезен в Акатуевский рудник; возникло дело, к которому привлекаемы были и некоторые другие декабристы, жившие на поселении. Акатуй, куда был сослан Лунин, был один из самых отдаленных рудников Нерчинских заводов. Этот рудник стоял в чрезвычайно нездоровой местности. Но Лунин и среди самой печальной обстановки умел жить не унывая. Только за год до смерти он сразу как-то изменился, сделался молчалив и стал скучать; он ожидал, что его расстреляют, и эта мысль не давала ему покоя. Лунин умер скоропостижно 8 декабря 1845 г. и был погребен на Акатуевском кладбище.

"Исторический Вестник", 1880 г., т. І, стр. 139-149; 1891 г., т. 45, стр. 65, 66; 1902 г., т. 87, стр. 246. - "Русский Архив", 1870 г., стр. 1582, 1606, 1631, 1650-1661; 1874 г., т. II, стр. 702; 1877 г., т. І, стр. 51, 240, 519; т. II, стр. 55 (записки Ипполита Оже); 1879 г., І., стр. 516; 1881 г., II, стр. 282, 334 (Донесение следственной комиссии); 1882 г., І, стр. 231, 459; 1885 г., І, стр. 359-365 (Из воспоминаний Л. Ф. Львова); III, стр. 225-227, 230, 234, 555, 560-661 (Записки Н. Н. Муравьева). - "Русская Старина", 1870 г., II, стр. 183, 184; 1877 г., III, стр. 83; 1878 г., I, стр. 3; 1881 г., І, стр. 820, IV, стр. 654; 1882 г., I, стр. 65, 160; II, стр. 711; 1886 г., IV, стр. 235; 1888 г., II, стр. 371; 1891 г., V, стр. 89; 1892 г., III, стр. 171; 1898 г., ноябрь, стр. 344; 1899 г., ноябрь, стр. 329, 331; 1900 г., февр., стр. 279, 280, май, стр. 364; 1901 г., янв., стр. 192, февр., стр. 438. - "Отечественные Записки", 1869 г., № 10, стр. 231, 556, 559. - "Девятнадцатый век", М. 1872 г., ч. І, стр. 111, 145, 173 (Записки Н. В. Басаргина). - Головачев , "Декабристы", 86 портретов... Изд. М. М. Зензинова, М., 1906 г., стр. 129-138. - Бар . Розен , "Записки декабриста", СПб., 1907 г., стр. 3, 30, 48, 54, 97, 106, 109, 126, 129, 132, 154, 161, 162, 171, 176, 274, 303. - "Декабристы и тайные общества в России". Изд. В. М. Саблина, М., 1906 г., стр. 86. - Словарь Брокгауза и Ефрона. - Греч , "Заговор декабристов", СПб., 1886 г., стр. 428, 429. - "К биографии декабриста М. С. Лунина" ("Русская Старина", 1914 г., кн. III).

В. Строев.

{Половцов}

Лунин, Михаил Сергеевич

Декабрист. Служа в гвардии, в кавалергардском полку, Л., оскорбленный тем, что его обошли при производстве, самовольно бросил службу и уехал за границу. Возвратясь в Россию, Л. служил при великом князе Константине Павловиче в Польше. Он участвовал в заговоре декабристов, принадлежа к Северному обществу, но расположенный к нему великий князь Константин Павлович долго не хотел выдавать его властям и даже предлагал Л. устроить его бегство за границу. Л. сам явился в СПб., в верховный уголовный суд, где ухудшил свою судьбу смелыми ответами. Он был осужден на каторгу по 2-му разряду и отправлен в Читу, откуда потом переведен в Петровский завод. По отбытии каторжных работ Л., находясь на поселении в Сибири, за свои весьма резкие, направленные против правительства и администрации письма, напечатанные затем в Англии, был вновь заключен в тюрьму, где скоро умер. См. статью Д. И. Завалишина в "Историческом Вестнике", 1880, № 1.

{Брокгауз}

Лунин, Михаил Сергеевич

(29.12.1787-3.12.1845). - Подполковник л.-гв. Гродненского гусарского полка.

Род. в Петербурге, раннее детство провел в Тамбовской губ. Православного вероисповедания, впоследствии перешел в католичество. Отец - действ. стат. сов. Сергей Мих. Лунин (ум. в февр. 1817), мать - Феодосия Никитична Муравьева (ум. 1792). Воспитывался дома, учителя - англичанин Форстер, французы Бюте, Картье, аббат Вовилье (воспитывавший его в духе католичества), швейцарец Малерб, швед Кирулф. За Луниным в с. Сергиевском (Инжавино тож) и Никитском Кирсановского уезда Тамбовской губ., с. Аннино Вольского уезда Саратовской губ. всего 929 душ.

В службу вступил юнкером в л.-гв. Егер. полк - сент. 1803, портупей-юнкер - янв. 1805, переведен в л.-гв. Кавалергардский полк эстандарт-юнкером - 1805, корнет - 8.10.1805, участник войны 1805-1807 (Аустерлиц, Гельзборг - награжден орденом Анны 4 ст., Фридланд), поручик - 26.12.1807, штабс-ротмистр - 28.9.1810, участник Отечественной войны 1812 (Смоленск, Бородино, Тарутино, Малоярославец, Красное), ротмистр - 14.1.1813, участник заграничных походов (Люцен, Бауцен, Дрезден, Кульм, Лейпциг, Фер-Шампенуаз, Париж), вернулся с полком в Петербург - 18.10.1814, уволен в отставку 6.10.1815 в результате представления рапорта об отпуске. Уехал в Париж 10.9.1816, вернулся в первой половине 1817, вступил снова в службу ротмистром Польского улан. полка (м. Ружены, г. Слуцк) - 20.1.1822, переведен в Варшаву в л.-гв. Гродненский гусар. полк с назначением состоять при вел. кн. Константине Павловиче - 26.3.1824, назначен командиром 4 эскадрона - 5.5.1824. Масон, член ложи "Трех добродетелей".

Член Союза спасения (1816), Союза благоденствия (член Коренного совета, участник "Московского заговора" 1817 и петербургских совещаний 1820) и Северного общества.

Первоначальные показания в ответ на вопросные пункты Следственного комитета дал в Варшаве 24.3.1826, арестован 9.4.1826 в Варшаве, доставлен в Петербург на гл. гауптвахту - 15.4, переведен в Петропавловскую крепость в особый арест. покой - 16.4, в мае показан в № 8 Кронверкской куртины.

Осужден по I разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, срок сокращен до 15 лет - 22.8.1826. Отправлен в Свеаборг - 21.10.1826 (приметы: рост 2 арш. 8⅝ верш., "лицо белое, продолговатое, глаза карие, нос средний, волосы на голове и бровях темно-русые"), прибыл туда - 25.10.1826, переведен в Выборгскую крепость - 4.10.1827, отправлен в Сибирь - 24.4.1828, прибыл в Иркутск - 18.6.1828, доставлен в Читинский острог - конец июня 1828, прибыл в Петровский завод в сент. 1830, срок каторги сокращен до 10 лет - 8.11.1832. По указу 14.12. 1835 обращен на поселение в с. Урик Иркутского округа (прибыл в Иркутск 16.6.1836), поселился в выстроенном себе доме - ноябрь 1836. За "Письма из Сибири", пересылавшиеся Луниным сестре, запрещена переписка на год - 5.8. 1838, разрешено возобновить переписку - 28.10.1839. В результате доноса иркутского чиновника Успенского, доставившего ген.-губ. Вост. Сибири В. Я. Руперту сочинение Лунина "Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год", Высоч. повелено 24.2.1841 сделать обыск в доме Лунина, бумаги представить в III отделение, Лунина отправить в Нерчинск, подвергнув строгому заключению. Арестован в ночь на 27.3.1841, дал письменные показания в Иркутске - 27.3. 1841, отправлен в Акатуевский тюремный замок при Нерчинских горных заводах - 9.4.1841, прибыл в Акатуй - 12.4. На докладе Бенкендорфа царю 23.2.1842 об итогах расследования дела о распространении сочинений Лунина резолюция: "оставить в строгом заключении". Умер в Акатуе в ночь на 3.12.1845.

Брат - Никита (1789-1805); сестра - Екатерина, в замужестве Уварова (8.3.1791-22.12.1868); племянники - Серг. Фед. Уваров (5.10.1820-1896), историк; Александр Фед. Уваров (11.1.1816-30. 3.1869), полковник гусар. вел. кн. Константина Николаевича полка.

ВД, III, 111-130; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г.. д. 61. ч. 61.

Лунин, Михаил Сергеевич

полковник Гроднен. гусарского полка, писатель при Никол. I.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Лунин Михаил Сергеевич - декабрист, полковник лейб-гвардии, член «Северного сообщества». Родился 18 декабря (по новому стилю) 1787 года в Петербурге. Лунин происходил из дворянской семьи статского советника и богатого тамбовского помещика Сергея Михайловича Лунина. Раннее детство Михаил провёл в Тамбовской губернии , в имении на территории нынешнего посёлка Инжавино . Начальное образование он получил дома, по окончании которого юный Лунин владел французским, английским, польским, латинским и греческим языками.

В 1803 году был принят на службу в кавалергардский полк. За время своей службы Лунин принял участия в таких военных кампаниях как Аустерлицкое сражение (1805 год), Прусский поход (1807 год), Отечественная война 1812 года, где в сражении под Бородино был награжден золотой шпагой «За храбрость». Далее были заграничные походы с русской армией (с 1813 по 1814 годы).

В 1815 году Лунин был освобожден от службы в чине ротмистера. С 1816 по1817 годы жил в Париже, где, познакомившись с Сен-Симоном, принял католичество.

1816 год - вступление Лунина в «Союз спасения». Здесь Лунин основал «Союз благоденствия», который вскоре прекратил свое существование. Затем Лунин стал участником «Северного тайного общества».

В 1822 году М.С.Лунин вновь заступил на военную службу в Гродненский гусарский полк, в Лейб-гвардию, где был назначен адъютантом главнокомандующего войсками Варшавского военного округа Великого князя Константина Павловича. Лунин несколько отошел от деятельности тайного общества (методы, которыми руководствовались его участники, он считал неприемлемыми), однако, он не переставал быть приверженцем политических перемен в России, в частности, отмены крепостного права.

Лунин не смог принять участия в восстании декабристов, так как находился на службе в Варшаве. Но это не помешало вызвать Лунина на допрос по данному делу в следственный комитет в Варшаве. Лунина арестовали последним из декабристов. Он упорно не называл имен участников и,в тоже время, не отрицал своего участия в тайном обществе декабристов. М.С. Лунин был незамедлительно отправлен под конвоем в Петербург.

16 апреля 1826 года Лунина заключили в Петропавловскую крепость. В 1826 году Лунина осудили за план убийства царя и приговорили к пожизненной каторге. Затем срок был сокращен до 15 лет с дальнейшим поселением в Сибири. В 1832 году срок каторжных работ был сокращен до 10 лет.

27 марта 1841 года после недолгого освобождения Лунин был снова арестован по доносу и отправлен в Акутуйскую тюрьму в Читинской области, где были сочтены дни его жизни. По официальной версии Михаил Лунин умер вследствие апоплексического удара, однако есть и другая версия, имеющая под собой основания - он был убит смотрителем рудника.

Перед заключением каждый декабрист мог составить завещание в пользу своих родственников. М.С. Лунин написал завещание в пользу своего кузена, с тем условием, что он даст крестьянам вольную. Его сестре по научению мужа удалось оспорить завещание и родовое имение досталось ей.

О Михаиле Лунине тепло отзывались его великие современники. Так Пушкин считал его "умнейшим человеком нашего времени", а Герцен отмечал его непреклонность, отвагу и храбрость.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!