Символы 3 рейха. Флаг третьего рейха

Почему форма одежды? Ну, надо сказать, что в Третьем рейхе солдат должен был быть не только самым элегантным представителем нации, но и идеальным мужчиной. Соответственно, форма, которая разрабатывалась для этого идеального мужчины, должна была соответствовать герою нации. Над этим работало очень много людей и, наверное, сейчас уже достаточно много людей знают, что свою руку к разработке и пошиву немецкой формы приложил знаменитый кутюрье, Дом моды которого существует по сей день, Хуго Босс. Более того, в 1931 году Хуго Босс-старший вступил в Национал-социалистическую партию и начал разрабатывать костюмы для СС, СА, «Гитлерюгенда», высшего партийного руководства Германии и, естественно, для войсковых частей различных видов войск.

Особое внимание немцы стали уделять камуфляжным тканям, потому что новая война предполагала новые стандарты ведения боевых действий, большую скрытность. На первых порах это не проявилось, и первая основная ассоциация с германской армией, которая существует, наверное, у большинства людей и по сей день, — это серые мундиры с четырьмя карманами, очень элегантные (надо отдать им должное), очень удобные в носке, сделаны из прочных и качественных тканей.

Если вспомнить хронику войны, посмотреть на фотографии англичан, французов или нас, то ни английская, ни французская, ни советская форма не вызывала ощущения скрытой угрозы. А элемент скрытой угрозы был одним из основных компонентов ведения боевых действий германской армии. В своей книге офицер генштаба Германии Эйке Миддельдорф неоднократно обращается к вопросу скрытой угрозы. Скрытая угроза должна была создаваться всегда. Не обязательно окружать противника полностью — нужно создать видимость окружения и двигаться дальше; не обязательно предпринимать какие-то резкие немотивированные действия — достаточно намекнуть на то, что они произойдут. И эта идея пронизывала буквально все, в том числе и разработку униформы для германской армии.

Групповое фото юношей из «Гитлерюгенда», 1933. (pinterest.com)

За основу основного, скажем так, немецкого кителя, который носили и офицеры, и солдаты, была взята модель Первой мировой войны, которая была доработана: своим внешним видом она придавала большую статусность, большую подтянутость, в то же время была предельно функциональна.

Если посчитать, сколько разновидностей униформы имели немецкие солдаты и офицеры, то получится где-то десять разновидностей: это была форма парадная, выходная, форма для докладов, дополнительная выходная форма, повседневная, патрульная, полевая и рабочая. Соответственно, к форме предполагалось наличие всевозможных разгрузок, как это сейчас называют. Был специально разработан ранец, в который можно было поместить вся и все — это для пехоты, для солдат. И многочисленные просмотры немецких парадов и марширующих колонн действительно вызывают ощущение этой тревоги и фатальности, над которой, видимо, хорошо поработали не только Хуго Босс, но и идеологи, и модельеры.

Надо сказать, что к форме, естественно, прилагались всевозможные атрибуты: это петлицы, по которым определялась принадлежность к тем или иным родам войск; это канты на фуражках, которые тоже позволяли это сделать; ну и, соответственно, всевозможные элементы, которые отличали тех, кто чего-то добился.

Если говорить о немецких наградах, то все они имели свои жаргонные названия. И надо сказать, что здесь шла некая внутренняя конкуренция между вермахтом, то бишь германской армией, и НСДАП и СС соответственно, поскольку СС — это было как бы военное приложение НСДАП, личные войска Гитлера, партийные, потому что ни вермахт, ни люфтваффе, ни кригсмарине, ни одни другие войска в германской армии не являлись политическими. Ни один солдат и офицер германской армии в соответствии с немецким законодательством не мог быть членом никакой партии. Собственно говоря, вермахт особо НСДАП никогда не любил и активно организовывал покушения против Гитлера, последнее из которых было почти результативным.

На немецкой форме можно было носить не более шести наград. Награды были у немцев лаконичные, не цветные, за исключением немецкой звезды, которую в армии звали «яичницей» за присутствие желтого цвета. Обычно это был белый или черный металл. И, естественно, самыми престижными наградами были Железный крест и Рыцарский крест Железного креста, которые доставались очень и очень немногим.

Вручение Железного креста Ханне Райч, 1941. (pinterest.com)

Что касается СС, то там разработкой стилистики формы и многого другого лично занимался рейхсфюрер Генрих Гиммлер, который был очень заинтересован в германском эпосе. И все, что имело к этому какое бы то ни было отношение, он стремился привнести в разработку и создание формы и символики войск СС.

Если говорить о войсках СС, то обычно ассоциативный ряд рисует людей в черной форме. Но на самом деле черная форма у них далеко не у всех была ежедневной, и полевые части СС носили точно такую же серую форму или камуфляжную как и все остальные войсковые части Германии.

Наверное, стандартный стереотип восприятия — это присутствие черепа с костями на форме эсэсовцев. На самом деле история черепа с костями ничего общего с запугиванием и устрашением противника не имеет. Это очень древний германский знак, который означал готовность к самопожертвованию, готовность принести себя в жертву во имя Родины. Этот символ существовал еще во времена Фридриха Прусского, и когда его хоронили, гроб накрыли черным полотном, по углам которого был вышит череп с двумя костями, причем у черепа не было нижней челюсти. Считалось, что это был тот самый череп, который был на Голгофе, череп Адама, который лежал в основании креста, на котором был распят Иисус Христос.

Этот символ был очень распространен в Германии и в Первую мировую войну. Солдаты и офицеры заказывали себе кольца с изображением этого черепа. Естественно, когда пошла борьба за политическую власть, все, что может работать на эту власть, адаптировалось ею, и Гитлер со своим окружением решил использовать этот символ также в свою пользу. Некоторые изменения во внешний вид черепа с костями внес Гиммлер. Поскольку он окончил все-таки сельскохозяйственное учебное заведение, то обратил внимание, что форма черепа не совсем правильная — нет нижней челюсти, и велел доработать символ в соответствии с анатомическими параметрами. Именно такой, анатомически правильный череп и появился как символ войск СС и, в первую очередь, дивизии «Мертвая голова», которая весьма и весьма активно действовала на всех фронтах в годы Второй мировой войны.

Надо сказать, что начало боевых действий на Восточном фронте внесло в жизнь германской армии свои суровые коррективы. Естественно, у немецких солдат и офицеров были шинели. Однако немцы изначально не собирались воевать зимой, и шинель у них была, скорее, демисезонная и на прохладную погоду, но никак не на 30-ти и 40-градусные морозы, с которыми им пришлось столкнуться во время боевых действий зимой 1941/42 года. Соответственно, это поставило перед немецкими разработчиками формы задачу сделать одежду теплой. И такая форма появилась в 1942 году. Это была двусторонняя куртка, с одной стороны белая, с другой — серая либо в защитном камуфляже (он был или в виде битого стекла, или в виде разводов на воде), у которой выворачивались карманы, которая была прилично утеплена и которую можно было надеть на все. Это была, наверное, первая бесформенная форма, которая абсолютно не сковывала движений и позволяла достаточно удобно работать при любых погодных условиях, в том числе даже на снегу.


Дивизия «Мертвая голова» продвигается вперед, 1941. (pinterest.com)

Отдельная разработка формы была проведена для Африки. Один из командиров в составе Африканского корпуса Роммеля в своих мемуарах пишет, что первые впечатления от формы, которую они получили для войны в пустыне, были достаточно ошеломляющими, потому что и шорты, и френч были толстые. В дневное время, когда температура доходила до сорока и более градусов, это казалось нелепым, было очень жарко. Но перепады температур в пустыне были столь велики, что к ночи эта форма оказывалась как нельзя более подходящей.

Получается, что форма не только определяет внешний вид, не только воздействует на психологию противника и психологию тех, кто носит эту форму, но еще и исполняет огромное количество функций.

Несколько слов о свастике как символе Третьего рейха. Итак, свастика — это очень древний символ. Когда шла разработка нацистской символики, у НСДАП все так или иначе крутилось вокруг креста той или иной формы: все-таки крест был стандартным германским символом на протяжении многих столетий, начиная с тех же тевтонских рыцарей.

Вообще-то, свастика — это тибетский, буддистский и индуистский символ, которому много-много тысяч лет, который символизировал собой движение солнца. И если вы побываете в Индии, то увидите свастики всех сортов и мастей, нарисованные на чем угодно: на жилищах, на машинах, на прилавках…

Соответственно, жесткая форма свастики, видимо, очень импонировала Гитлеру и Гиммлеру. Она была очень лаконична. А если вспомнить, что знамена нацистов были красные с белым кругом, где посередине размещалась свастика, и знамена немецких коммунистов — красные с белым кругом, где размещался черный серп и молот, то на большом расстоянии все это воспринималось единообразно, и в начале борьбы за влияние на общество все это выглядело как вариации на одну и ту же тему. Так или иначе, свастика в Германии прижилась, но она являлась не национальным символом, а политическим. Она не являлась символом вермахта. И, более того, если вспомнить конфликт командира ягдгешвадера-77 Гордона Голлоба с Герингом, который обвинил его в трусости и недостаточной эффективности действий, то Голлоб просто-напросто распорядился закрасить на «мессершмиттах» своей дивизии свастику. Так они всю войну без свастики на хвостах и пролетали. Ну, в общем, таких прецедентов было достаточно много.

Эрвин Роммель во время боевых действий в Африке. (pinterest.com)

Пару слов о том, как выглядела немецкая пехота. Как упоминалось выше, у рядовых и офицеров было порядка десяти разновидностей формы, которую они носили. В основном эта форма была серого, как у нас принято говорить, мышиного цвета. Возникает вопрос: почему немцы избрали именно серый цвет? Но на самом деле в условиях боя, когда поднимается пыль, грязь и прочее, все становится серым. Можно почитать Ремарка или кого-то еще из тех, кто писал о войне: пыль, пыль и грязь. Соответственно, серый цвет наиболее адаптивен, наиболее незаметен.

Надо сказать, что на первом этапе войны немцы красили самолеты по схеме: светло-зеленый и темно-зеленый сверху, бледно-голубой снизу. Но, начиная с 1942 года, они стали красить самолеты и истребители в серый и темно-серый цвета, сизые такие, оттенок крыльев голубя. Почему? Потому что на небольшом удалении этот самолет уже скрадывался, размывался. Серый — он достаточно безлик, как писали Стругацкие, «серые начинают и выигрывают». И, действительно, как элемент камуфляжа он был эффективен. Наша авиация тоже, начиная с 1943 года, адаптировала серые цвета для большей скрытности.

В 1933 году, 12 марта был выдан указ: одновременно поднимать два флага – черно – бело – красный и флаг с изображённой свастикой. Это было символом связи «славного прошлого Германии с возрождением немецкой нации». Вместе они должны были представлять власть и тесную связь между каждым представителем немецкой земли. Причем на зданиях военного назначения требовалось вывешивать исключительно государственный военный стяг.

Флаг Третьего Рейха: Немного истории

Сам Адольф Гитлер разрабатывал и воплощал в жизнь дизайн знамени. Согласно его задумке, национальное полотно – грозное олицетворение идей социализма (подчеркнутых алым цветом), идеалов национализма (в белом цвете) и миссию противостояния за чистоту нации арийцев, возложенных на крест внутри. Это – воплощение Родины, ведь дивизия, потерявшая свой стяг, не имеет права существовать.

С. В. Зубков говорил, что знамена еще с древних времен выполняли функцию оберега. Испокон веков, на флагах всех народов была перенесена их история, сведения о традициях, почитаемых богах (Древняя Русь). Их предназначение действительно было в оберегании – некое магическое воздействие, защита. К примеру, даже в современности на флагах некоторых стран – Англия, Швейцария, Шотландия – находятся кресты, как символы покровителей, отнесенных к лику святых.

Исторический факт: флаг Третьего Рейха попросту взят со стягов партии национал – социалистической немецкой партии (НСДАП), созданные Адольфом. Он идентичен партийным символам, и в его появлении можно выделить сообщество «Туле», предоставляющее консультации геральдистам.

Символика полотна

Итак, штандарт Третьего Рейха. Алый цвет, светлый круг и традиционно, черная свастика.
Фон полотна – ярко – алый. По традициям гитлеровской Германии, это – огонь и кровь, которой придавалось огромное значение, а также могущество социальной идеи.

Согласно великим мыслям и рассуждениям Адольфа Гитлера, только через очищение крови можно было бы воссоздать арийское общество из пепла. Это продолжение теории «кровь и почва», которую усиливала национальная символика, создавая единую концепцию.

Белый цвет – святость, чистота, символ избранности и света, национальная идея. Геометрическая фигура – круг, неспроста выбрана Гитлером. Подобное расположение всех элементов на полотне означает империю, монархию. Прямое доказательство тому – Япония до войны. Это символ посвященности, магический блок, защиту.

И, наконец, центральная деталь – свастика – творческий черный символ, центральный знак возрождения арийцев. Не зря фюрер занимался разработкой сам – подобное знамя мог соединить воедино лишь свято убежденный, верящий в несокрушимость мистической защиты, человек.

Политическая подоплека

Можно проводить параллель с еще одной могущественной державой – Советским Союзом. Флаг также был красного цвета, а три цвета – белый, черный и красный – широко использовались для плакатов большевиков. Политологи говорили, что не зря – революционные движения утопили Россию в крови. В чем схожесть? Гитлеровская революционная партия НСДАП задумывалась как оппозиционная. Цветовое решение немецкого флага также появилось неспроста – это «кровавые» оттенки с «кровавым» подтекстом. Давайте вспомним произведение Блока, «12». Это революционная поэма, в которой также была нить трех вышеупомянутых цветов.

Гитлер придавал огромное значение всем мистическим основам формирования своего штандарта: последний был тщательно проверен специальной организацией «Анэнэрбэ». Что имеется в виду? Представителями организации были проведены исследования, в ходе их было доказано отсутствие опасной энергетики, которая смогла бы помешать лидеру очистить кровь и возродить расу. По окончанию проверки, флаг под покровом ночи увезли на место захоронения Кайзерлинга (фюрер считал себя его воплощением) и освятили согласно тевтонскому обычаю.

В своей автобиографической и идеологической книге Mein Kampf Гитлер заявил, что именно ему принадлежит блестящая идея сделать свастику символом национал-социалистического движения. Вероятно, впервые свастику маленький Адольф увидел на стене католического монастыря близ городка Ламбах.

Знак свастики - крест с загнутыми концами - пользовался популярностью с древнейших времен. Он присутствовал на монетах, бытовых предметах и гербах еще с VIII тысячелетия до Рождества Христова. Свастика олицетворяла жизнь, солнце, благополучие. Гитлер мог увидеть этот архаичный солярный символ в Вене на эмблемах австрийских антисемитских организаций.

Окрестив его хакенкройцем (Hakenkreuz переводится с немецкого как крюковый крест), Гитлер присвоил себе славу первооткрывателя, хотя свастика в качестве политического символа в Германии появилась еще до него. В 1920 году Гитлер, который был пусть непрофессиональным и бездарным, но все же художником, якобы самостоятельно разработал дизайн логотипа партии, представляющего собой красный флаг с белым кругом посередине, в центре которого находилась черная свастика с хищными крючьями.

Красный цвет, по словам лидера национал-социалистов, был выбран в подражание марксистам. Увидев стодвадцатитысячную демонстрацию левых сил под алыми знаменами, Гитлер отметил активное воздействие кровавого цвета на простого человека. В книге Mein Kampf фюрер упомянул «великое психологическое значение» символов и их способность мощно влиять на человека. А ведь именно с помощью управления эмоциями толпы Гитлеру удалось беспрецедентным образом внедрить идеологию своей партии в массы.

Добавив к красному цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих знакомым цветом плакатов, Гитлер как бы «перевербовывал» их.

Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый - небо и национализм, мотыгообразная свастика - труд и антисемитскую борьбу арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как признак антисемитизма.

В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики нельзя, вопреки его утверждениям. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) - у венских националистов. Мысль же использовать символику тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии - дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную записку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.

Впрочем, Крон вкладывал иной смысл в данные символы. Красный цвет стяга - любовь к родине, белый круг - невиновность за развязывание Первой мировой войны, черный цвет креста - скорбь по поводу проигрыша в войне.

В расшифровке же Гитлера свастика стала знаком арийской борьбы с «недочеловеками». Когти креста словно нацелены на евреев, славян, представителей других народов, не принадлежащих к расе «белокурых бестий».

К сожалению, древний позитивный знак был дискредитирован национал-социалистами. Нюрнбергский трибунал в 1946 году запретил нацистскую идеологию и символику. Под запрет попала и свастика. В последнее время она несколько реабилитирована. Роскомнадзор, например, в апреле 2015 года признал, что демонстрация этого знака вне пропагандистского контекста не является актом экстремизма. Хотя «предосудительное прошлое» не вычеркнешь, и сегодня свастика используется некоторыми организациями расистского направления.

В годы Второй мировой войны дивизии войск СС считались отборными соединениями вооруженных сил Третьего рейха.

Почти все эти дивизии имели собственные эмблемы (тактические, или опознавательные, знаки), отнюдь не носившиеся чинами данных дивизий в качестве нарукавных нашивок (редкие исключения общую картину отнюдь не меняли), а наносившиеся белой или черной масляной краской на дивизионную военную технику и автотранспорт, здания, в которых были расквартированы чины соответствующих дивизий, соответствующие указатели в расположениях частей и т.д. Эти опознавательные (тактические) знаки (эмблемы) дивизий СС – почти всегда вписанные в геральдические щиты (имевшие "варяжскую", или "норманнскую", форму или форму тарча)- во многих случаях отличались от петличных знаков чинов соответствующих дивизий.

1. 1-я танковая дивизия СС "Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера".

Название дивизии означает "Эсэсовский полк личной охраны Адольфа Гитлера". Эмблемой (тактическим, или опознавательным, знаком) дивизии служил щит-тарч с изображением отмычки (а не ключа, как часто неправильно пишут и думают). Выбор столь необычной эмблемы объясняется весьма просто. Фамилия командира дивизии Йозефа ("Зеппа") Дитриха была "говорящей" (или, выражаясь геральдическим языком, "гласной"). По-немецки "дитрих" означает "отмычка". После награждения "Зеппа" Дитриха Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту Железного креста эмблема дивизии стала обрамляться 2 дубовыми листьями или полукруглым дубовым венком.

2. 2-я танковая дивизия СС "Дас Рейх".


Название дивизии – "Рейх" ("Дас Рейх") в переводе на русский язык означает "Империя", "Держава". Эмблемой дивизии служил вписанный в щит-тарч "вольфсангель" ("волчий крюк") - старинный германский знак-оберег, отпугивавший волков и оборотней (по-немецки: "вервольфов", по-гречески: "ликантропов", по-исландски: "ульфхединов", по-норвежски: "варульвов" или "варгов", по-славянски: "вурдалаков", "волколаков", "волкудлаков" или "волкодлаков"), расположенный горизонтально.

3. 3-я танковая дивизия СС "Мертвая голова" ("Тотенкопф").

Дивизия получила свое название от эмблемы СС – "мертвой (Адамовой) головы" (черепа с костями) – символа верности вождю до самой смерти. Эта же эмблема, вписанная в щит-тарч, служила и опознавательным знаком дивизии.

4. 4-я мотопехотная дивизия СС "Полиция" ("Полицей"), она же "(4-я) Полицейская дивизия СС".

Данная дивизия получила такое название потому, что была сформирована из чинов германской полиции. Эмблемой дивизии служил "волчий крюк"-"вольфсангель" в вертикальном положении, вписанный в геральдический щит-тарч.

5. 5-я танковая дивизии СС "Викинг".


Название данной дивизии объясняется тем, что она, наряду с немцами, рекрутировалась из жителей стран Северной Европы (Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции), а также Бельгии, Нидерландов, Латвии и Эстонии. Кроме того, в рядах дивизии "Викинг" служили швейцарские, русские, украинские и испанские добровольцы. Эмблемой дивизии служил "косовидный крест" ("солнечное колесо"), то есть свастика с дугообразно загнутыми перекладинами, на геральдическом щите-тарче.

6. 6-я горная (горнострелковая) дивизия СС "Норд" ("Север").


Название данной дивизии объясняется тем, что она рекрутировалась в основном из уроженцев стран Северной Европы (Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Эстонии и Латвии). Эмблемой дивизии служила вписанная в геральдический щит-тарч древнегерманская руна "хагалль" (напоминающая русскую букву "Ж"). Руна "хагалль" ("хагалаз") считалась символом непоколебимой веры.

7. 7-я добровольческая горная (горнострелковая) дивизия СС "Принц Евгений (Ойген)".


Данная дивизия, рекрутировавшаяся в основном из этнических немцев, проживавших на территории Сербии, Хорватии, Боснии, Герцеговины, Воеводины, Баната и Румынии, была названа в честь знаменитого полководца "Священной Римской империи германской нации" второй половины XVII- начала XVIII в. принца Евгения (по-немецки: Ойгена) Савойского, прославившегося своими победами над турками-османами и, в частности, завоевавшего для римско-германского императора Белград (1717 г.). Евгений Савойский прославился также в войне за Испанское наследство своими победами над французами и снискал себе не меньшую славу в качестве мецената, покровителя искусств. Эмблемой дивизии служила вписанная в геральдический щит-тарч древнегерманская руна "одаль" ("отилиа"), означающая "наследие" и "кровное родство".

8. 8-я кавалерийская дивизия СС "Флориан Гейер".


Данная дивизия была названа в честь имперского рыцаря Флориана Гейера, возглавившего в период Крестьянской войны в Германии (1524-1526) один из отрядов немецких крестьян ("Черный отряд", по-немецки: "Шварцер Гауфен"), восставших против князей (крупных феодалов, противившихся объединению Германии под скипетром императора). Поскольку Флориан Гейер носил черные доспехи и его "Черный отряд" сражался под черным знаменем, эсэсовцы рассматривали его в качестве своего предшественника (тем более что он выступал не только против князей, но и за объединение Германской державы). Флориан Гейер (увековеченный в одноименной драме классика немецкой литературы Гергарта Гауптмана) героически погиб в бою с превосходящими силами германских князей в 1525 г. в долине Тауберталь. Его образ вошел в немецкий народный фольклор (особенно песенный), пользуясь не меньшей популярностью, чем, скажем, Степан Разин – в русском песенном фольклоре. Эмблемой дивизии служили вписанные в геральдический щит-тарч обнаженный меч острием вверх, пересекающий щит справа налево по диагонали, и конская голова.

9. 9-я танковая дивизия СС "Гогенштауфен".


Данная дивизия была названа в честь династии швабских герцогов (с 1079 года) и средневековых римско-германских императоров-кайзеров (1138-1254) – Гогенштауфенов (Штауфенов). При них средневековая германская держава ("Священная Римская империя германской нации"), основанная еще Карлом Великим (в 800 г. п. Р.Х.) и обновленная Отто(ном) I Великим, достигла пика своего могущества, подчинив своему влиянию Италию, Сицилию, Святую землю и Польшу. Гогенштауфены пытались, опираясь на высокоразвитую в экономическом отношении Северную Италию в качестве базы, централизовать свою власть над Германией и восстановить Римскую империю – "как минимум" - Западную (в границах империи Карла Великого), в идеале же – всю Римскую империю, включая Восточную Римскую (Византийскую), в чем, однако же, не преуспели. Наиболее известными представителями династии Гогенштауфенов считаются кайзеры-крестоносцы Фридрих I Барбаросса (погибший в ходе Третьего крестового похода) и его внучатый племянник Фридрих II (император римский, король германский, сицилийский и Иерусалимский), а также Конрадин, потерпевший поражение в борьбе с римским папой и герцогом Карлом Анжуйским за Италию и обезглавленный французами в 1268 году. Эмблемой дивизии служил вписанный в геральдический щит-тарч расположенный вертикально обнаженный меч острием вверх, наложенный на заглавную латинскую литеру "Н" ("Нohenstaufen").

10. 10-я танковая дивизия СС "Фрундсберг".


Данная дивизия СС была названа в честь германского полководца эпохи Возрождения Георга (Йорга) фон Фрундсберга, прозванного "Отцом ландскнехтов" (1473-1528), под командованием которого войска императора Священной Римской империи германской нации и короля Испании Карла I Габсбурга покорили Италию и в 1514 году взяли Рим, вынудив римского папу признать главенство Империи. Рассказывают, что свирепый Георг Фрундсберг всегда возил с собой золотую петлю, которой намеревался удавить папу римского, если тот живым попадет к нему в руки. В рядах дивизии СС "Фрундсберг" служил в юности известный немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс. Эмблемой данной дивизии СС служила вписанная в геральдический щит-тарч заглавная готическая литера "Ф" ("Фрундсберг"), наложенная на дубовый листок, расположенный справа налево по диагонали.

11. 11-я мотопехотная дивизия СС "Нордланд" ("Северная страна").


Название дивизии объясняется тем, что она рекрутировалась в основном из добровольцев-уроженцев североевропейских стран (Дании, Норвегии. Швеции, Исландии, Финляндии, Латвии и Эстонии). Эмблемой данной дивизии СС служил геральдический щит-тарч с изображением "солнечного колеса", вписанного в круг.

12. 12-я танковая дивизия СС "Гитлерюгенд"


Данная дивизия рекрутировалась в основном из рядов молодежной организации Третьего рейха "Гитлерюгенд" ("Гитлеровская молодежь"). Тактическим знаком данной "молодежной" дивизии СС служила вписанная в геральдический щит-тарч древнегерманская "солнечная" руна "сиг" ("совуло", "совелу") – символ победы и эмблема гитлеровских молодежных организаций "Юнгфольк" и "Гитлерюгенд", из числа членов которых рекрутировались добровольцы дивизии, наложенная на отмычку ("равнение на Дитриха").

13. 13-я горная (горнострелковая) дивизия Ваффен СС "Ханджар"


(нередко именуемая в военной литературе также "Хандшар" или "Ятаган"), состоявшая из хорватских, боснийских и герцеговинских мусульман (босняков). "Ханджар" - традиционное мусульманское холодное оружие с изогнутым клинком (родственное русским словам "кончар" и "кинжал", также означающим клинковое холодное оружие). Эмблемой дивизии служил вписанный в геральдический щит-тарч кривой меч-ханджар, направленный слева направо вверх по диагонали. По сохранившимся данным, у дивизии имелся и другой опознавательный знак, представлявший собой изображение руки с ханджаром, наложенной на сдвоенную "эсэсовскую" руну "сиг" ("совуло").

14. 14-я гренадерская (пехотная) дивизия Ваффен СС (галицийская №1, с 1945 г. - украинская №1); она же – дивизия СС "Галичина".


Эмблемой дивизии служил старинный герб города Львова, столицы Галичины – лев, шествующий на задних лапах, в окружении 3 трехзубых корон, вписанный в "варяжский" ("норманнский") щит.

15. 15-я гренадерская (пехотная) дивизия Ваффен СС (латышская №1).


Эмблемой дивизии первоначально служил "варяжский" ("норманнский") геральдический щит с изображением римской цифры "I" над стилизованной печатной заглавной латинской литерой "Л" ("Латвия"). Впоследствии у дивизии появился другой тактический знак - 3 звезды на фоне восходящего солнца. 3 звезды означали 3 латвийские провинции - Видземе, Курземе и Латгалию (аналогичное изображение украшало кокарду военнослужащих довоенной армии Латвийской республики).

16. 16-я мотопехотная дивизия СС "Рейхсфюрер СС".


Данная дивизия СС была названа в честь рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Эмблемой дивизии служил вписанный в геральдический щит-тарч пучок из 3 дубовых листьев с 2 желудями у черенка в обрамлении лаврового венка, вписанный в щит-тарч.

17. 17-я моторизованная дивизия СС "Гётц фон Берлихинген".


Данная дивизия СС была названа в честь героя Крестьянской войны в Германии (1524-1526), имперского рыцаря Георга (Гёца, Гётца) фон Берлихингена (1480-1562), борца с сепаратизмом германских князей за единство Германии, предводителя отряда восставших крестьян и героя драмы Иоганна Вольфганга фон Гёте "Гётц фон Берлихинген с железной рукой" (рыцарь Гётц, потерявший руку в одном из сражений, приказал изготовить себе железный протез, которым владел не хуже, чем иные – рукой из плоти и крови). Эмблемой дивизии служила сжатая в кулак железная рука Гётца фон Берлихингена (пересекающая щит-тарч справа налево и снизу вверх по диагонали).

18. 18-я добровольческая мотопехотная дивизия СС "Хорст Вессель".


Данная дивизия была названа в честь одного из "мучеников гитлеровского движения" - командира берлинских штурмовиков Хорста Весселя, сочинившего песню "Знамена ввысь"! (ставшую гимном НСДАП и "вторым гимном" Третьего рейха) и убитого коммунистическими боевиками. Эмблемой дивизии служил обнаженный меч острием вверх, пересекающий щит-тарч справа налево по диагонали. По сохранившимся данным у дивизии "Хорст Вессель" имелась и другая эмблема, представлявшая собой стилизованные под руны латинские буквы СА (SA=Sturmabteilungen,т.е. "штурмовые отряды"; "мученик Движения" Хорст Вессель, в честь которого получила свое название дивизия, был одним из лидеров берлинских штурмовиков), вписанные в круг.

19. 19-я гренадерская (пехотная) дивизия Ваффен СС (латышская №2).


Эмблемой дивизии на момент формирования служил "варяжский" ("норманнский") геральдический щит с изображением римской цифры "II" над стилизованной печатной заглавной латинской литерой "Л" ("Латвия"). Впоследствии у дивизии появился другой тактический знак - прямостоящая правосторонняя свастика на "варяжском" щите. Свастика - "огненный крест" ("угунскрустс") или "крест (бога-громовержца) Перкона" ("перконкрустс") испокон веков являлась традиционным элементом латышского народного орнамента.

20. 20-я гренадерская (пехотная) дивизия Ваффен СС (эстонская №1).


Эмблемой дивизии служил "варяжский" ("норманнский") геральдический щит с изображением прямого обнаженного меча острием вверх, пересекающего щит справа налево по диагонали и наложенного на заглавную латинскую литеру "Е" ("Э", то есть "Эстония"). По некоторым данным, эта эмблема иногда изображалась и на касках добровольцев эстонских СС.

21. 21-я горная (горнострелковая) дивизия Ваффен СС "Скандербег" (албанская №1).


Эта рекрутировавшаяся в основном из албанцев дивизия была названа в честь национального героя албанского народа князя Георгия Александра Кастриота (прозванного турками "Искандер-бегом" или, сокращенно, "Скандербегом"). Пока Скандербег (1403-1468) был жив, турки-османы, неоднократно терпевшие от него поражения, не могли подчинить своей власти Албанию. Эмблемой дивизии служил вписанный в геральдический щит-тарч старинный герб Албании – двуглавый орел (древние албанские властители претендовали на родство с василевсами-императорами Византии). По сохранившимся сведениям, у дивизии имелся и другой тактический знак - стилизованное изображение "шлема Скандербега" с козьими рогами, наложенное на 2 горизонтальные полоски.

22. 22-я добровольческая кавалерийская дивизия СС "Мария Терезия".


Данная дивизия, рекрутировавшаяся в основном из этнических немцев, проживавших в Венгрии, и из венгров, была названа в честь императрицы "Священной Римской Империи германской нации" и Австрии, королевы Богемии (Чехии) и Венгрии Марии Терезии фон Габсбург (1717-1780), одной из наиболее выдающихся правительниц второй половины XVIII века. Эмблемой дивизии служило изображение вписанного в геральдический щит-тарч цветка василька с 8 лепестками, стеблем, 2 листьями и 1 бутоном – (подданные австро-венгерской Дунайской монархии, желавшие присоединения к Германской империи, до 1918 года носили в петлице василек - любимый цветок германского императора Вильгельма II Гогенцоллерна).

23. 23-я добровольческая мотопехотная дивизия Ваффен СС "Кама" (хорватская №2)


состоявшая из хорватских, боснийских и герцеговинских мусульман. "Кама" - название традиционного для балканских мусульман холодного оружия с изогнутым клинком (нечто вроде ятагана). Тактическим знаком дивизии являлось стилизованное изображение астрономического знака солнца в венце из лучей на геральдическом щите-тарче. Сохранились сведения и о другом тактическом знаке дивизии, представлявшем собой руну "Тюр" с 2 стреловидными отростками, перпендикулярными стволу руны, в ее нижней части.

24. 23-я добровольческая мотопехотная дивизия Ваффен СС "Нидерланды"

(нидерландская №1).


Название данной дивизии объясняется тем, что ее личный состав рекрутировался в основном из нидерландских (голландских) волонтеров Ваффен СС. Эмблемой дивизии служила руна "одаль" ("отилиа") с нижними концами в форме стрел, вписанная в геральдический щит-тарч.

25. 24-я горная (горнострелковая) дивизия Ваффен СС "Карстовые егеря" ("Егеря Карста", "Карстъегер").


Название данной дивизии объясняется тем, что она рекрутировалась в основном из уроженцев горной области Карст, расположенной на границе между Италией и Югославией. Эмблемой дивизии служило стилизованное изображение "карстового цветка" ("карстблуме"), вписанное в геральдический щит "варяжской" ("норманнской") формы.

26. 25-я гренадерская (пехотная) дивизия Ваффен СС "Хуньяди"

(венгерская №1).

Данная дивизия, рекрутировавшаяся в основном из венгров, была названа в честь средневековой трансильванско-венгерской династии Хуньяди, наиболее выдающимися представителями которой были Янош Хуньяди (Иоганнес Гуниадес, Джованни Вайвода, 1385-1456) и его сын король Матвей Корвин (Матьяш Хуньяди, 1443-1490), героически сражавшиеся за свободу Венгрии против турок-османов. Эмблемой дивизии служил "варяжский" ("норманнский") геральдический щит с изображением "стреловидного креста" - символа венской национал-социалистической партии "Скрещенные стрелы" ("нигерлашистов") Ференца Салаши – под 2 трехзубыми коронами.

27. 26-я гренадерская (пехотная) дивизия Ваффен СС "Гёмбёш" (венгерская №2).


Данная дивизия, состоявшая в основном из венгров, была названа в честь венгерского министра иностранных дел графа Дьюлы Гёмбеша (1886-1936), убежденного сторонника тесного военно-политического союза с Германией и ярого антисемита. Эмблемой дивизии служил "варяжский" ("норманнский") геральдический щит с изображением того же стреловидного креста, но под 3 трехзубыми коронами.

28. 27-я добровольческая гренадерская (пехотная) дивизия СС "Лангемарк" (фламандская №1).


Данная дивизия, сформированная из германоязычных бельгийцев (фламандцев) была названа в честь места кровопролитного сражения, происходившего на территории Бельгии в Великую (Первую мировую) войну, в 1914 году. Эмблемой дивизии служил "варяжский" ("норманнский") геральдический щит с изображением "трискелиона" ("трифоса" или "трикветра").

29. 28-я танковая дивизия СС. Сведений о тактическом знаке дивизии не сохранилось.

30. 28-я добровольческая гренадерская (пехотная) дивизия СС "Валлония".


Данная дивизия была обязана своим названием тому обстоятельству, что была сформирована в основном из франкоязычных бельгийцев (валлонов). Эмблемой дивизии служил геральдический щит-тарч с изображением перекрещенных в форме буквы "Х" прямого меча и кривой сабли рукоятками вверх.

31. 29-я гренадерская пехотная дивизия Ваффен СС "РОНА" (русская №1).

Данная дивизия – "Русская Освободительная Народная Армия" состояла из русских добровольцев Б.В. Каминского. Тактический знак дивизии, наносившийся на ее технику, судя сохранившимся фотографиям, представлял собой уширенный крест с аббревиатурой "РОНА" под ним.

32. 29-я гренадерская (пехотная) дивизия Ваффен СС "Италия" (итальянская №1).


Данная дивизия была обязана своим названием тем, что состояла из итальянских добровольцев, сохранивших верность Бенито Муссолини после его освобождения из заключения отрядом германских парашютистов во главе со штурмбаннфюрером СС Отто Скорцени. Тактическим знаком дивизии служила вписанная в геральдический щит "варяжской" ("норманнской") формы вертикально расположенная ликторская фасция (по-итальянски: "литторио") - связка прутьев (розог) с вложенным в них топором (официальная эмблема Национальной Фашистской Партии Бенито Муссолини).

33. 30-я гренадерская (пехотная) дивизия Ваффен СС (русская №2, она же – белорусская №1).


Данная дивизия состояла в основном из бывших бойцов отрядов "Белорусской Краевой Обороны". Тактическим знаком дивизии служил "варяжский" ("норманнский") геральдический щит с изображением двойного ("патриаршего") креста Святой княгини Евфросинии Полоцкой, расположенного горизонтально.

Следует заметить, что двойной ("патриарший") крест, расположенный вертикально, служил тактическим знаком 79-й пехотной, а расположенный по диагонали - эмблемой 2-й мотопехотной дивизии германского вермахта.

34. 31-я добровольческая гренадерская дивизия СС (она же – 23-я добровольческая горнострелковая дивизия Ваффен СС).

Эмблемой дивизии служила голова оленя анфас на "варяжском" ("норманнском") геральдическом щите.

35. 31-я добровольческая гренадерская (пехотная) дивизия СС "Богемия и Моравия" (нем.: "Бёмен унд Мэрен").

Данная дивизия была сформирована из уроженцев Протектората Богемия и Моравия, перешедших под германское управление территорий ЧСР (после провозглашения Словакией независимости). Эмблемой дивизии служили богемский (чешский) коронованный лев, шествующий на задних лапах, и держава, увенчанная двойным крестом, на "варяжском" ("норманнском") геральдическом щите.

36. 32-я добровольческая гренадерская (пехотная) дивизия СС "30 января".


Данная дивизия была названа в память дня прихода Адольфа Гитлера к власти (30 января 1933 года). Эмблемой дивизии служил "варяжский" ("норманнский") щит с изображением вертикально расположенной "боевой руны" - символа древнегерманского бога войны Тюра (Тира, Тиу, Циу, Туисто, Туэско).

37. 33-я кавалерийская дивизия Ваффен СС "Хунгария", или "Венгрия" (венгерская №3).

Данная дивизия, состоявшая из венгерских добровольцев, получила соответствующее название. Сведений о тактическом знаке (эмблеме) дивизии не сохранилось.

38. 33-я гренадерская (пехотная) дивизия Ваффен СС "Шарлемань" (французская №1).


Данная дивизия была названа в честь франкского короля Карла Великого ("Шарлеманя", от латинского "Каролус Магнус", 742-814), короновавшегося в 800 г. в Риме императором Западной Римской империи (включавшей в свой состав территории современных Северной Италии, Франции, Германии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и части Испании), и считающегося основателем современной германской и французской государственности. Эмблемой дивизии служил рассеченный "варяжский" ("норманнский") щит с половиной римско-германского имперского орла и 3 геральдическими лилиями (фр.: fleurs de lys) Французского королевства.

39. 34-я добровольческая гренадерская (пехотная) дивизия СС "Ландсторм Недерланд" (нидерландская №2).


"Ландсторм Недерланд" означает "Нидерландское ополчение". Эмблемой дивизии служил вписанный в "варяжский" ("норманнский") геральдический щит "голландский национальный" вариант "волчьего крюка"-"вольфсангеля" (принятый в нидерландском Национал-социалистическом движении Антона-Адриана Мюссерта).

40. 36-я полицейская гренадерская (пехотная) дивизия СС ("Полицейская дивизия II")


состояла из мобилизованных на военную службу чинов германской полиции. Эмблемой дивизии служил "варяжский" ("норманнский") щит с изображением руны "хагалль" и римской цифры "II".

41. 36-я гренадерская дивизия Ваффен СС "Дирлевангер".


Эмблемой дивизии служили вписанные в "варяжский" ("норманнский") щит 2 перекрещенные в форме буквы "Х" ручные гранаты-"колотушки" рукоятками вниз.

Кроме того, в последние месяцы войны было начато (но не закончено) формирование перечисленных ниже новых дивизий СС, упоминаемых в приказах имперского руководителя (рейхсфюрера) СС Генриха Гиммлера:

42. 35-я гренадерская (пехотная) дивизия СС "Полиция" ("Полицей"), она же – 35-я полицейская гренадерская (пехотная) дивизия СС. Сведений о тактическом знаке (эмблеме) дивизии не сохранилось.

43. 36-я гренадерская (пехотная) дивизия Ваффен СС. Сведений об эмблеме дивизии не сохранилось.

44. 37-я добровольческая кавалерийская дивизия СС "Лютцов".


Дивизия была названа в честь героя борьбы с Наполеоном – майора прусской армии Адольфа фон Лютцова (1782-1834), сформировавшего первый в истории Освободительных войн (1813-1815) германских патриотов против наполеоновской тирании добровольческий корпус ("черные егеря Лютцова"). Тактическим знаком дивизии служило вписанное в геральдический щит-тарч изображение прямого обнаженного меча острием вверх, наложенного на заглавную готическую литеру "Л", то есть "Лютцов").

45. 38-я гренадерская (пехотная) дивизия СС "Нибелунги" ("Нибелунген").

Дивизия была названа в честь героев средневекового германского героического эпоса – Нибелунгов. Так первоначально именовались духи мрака и тумана, неуловимые для врага и владевшие несметными сокровищами; затем – овладевшие этими сокровищами витязи королевства бургундов. Как известно, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер мечтал после войны создать "орденское государство СС" на территории Бургундии. Эмблемой дивизии служило вписанное в геральдический щит-тарч изображение крылатого шлема-невидимки Нибелунгов.

46. 39-я горная (горнострелковая) дивизия СС "Андреас Гофер".

Дивизия была названа в честь национального героя Австрии Андреаса Гофера (1767-1810), предводителя тирольских повстанцев против наполеоновской тирании, выданного изменниками французам и расстрелянного в 1810 году в итальянской крепости Мантуе. На мотив народной песни о казни Андреаса Гофера – "Под Мантуей в оковах" (нем.: "Цу Мантуа ин банден") немецкие социал-демократы в ХХ веке сложили свою собственную песню "Мы молодая гвардия пролетариата" (нем.: "Вир зинд ди юнге гарде дес пролетариатс"), а советские большевики – "Мы молодая гвардия рабочих и крестьян". Сведений об эмблеме дивизии не сохранилось.

47. 40-я добровольческая мотопехотная дивизия СС "Фельдгеррнгалле" (не путать с одноименной дивизией германского вермахта).

Данная дивизия была названа в честь здания "Галереи полководцев" (Фельдгеррнгалле), перед которым 9 ноября 1923 года рейхсвером и полицией лидера баварских сепаратистов Густава Риттера фон Кара была расстреляна колонна участников путча Гитлера-Людендорфа против правительства Веймарской республики. Сведений о тактическом знаке дивизии не сохранилось.

48. 41-я пехотная дивизия Ваффен СС "Калевала" (финская №1).

Данную дивизию СС, названную в честь финского героического народного эпоса, начали формировать из числа финских добровольцев Ваффен СС, не подчинившихся отданному в 1943 году приказу финского Главнокомандующего маршала барона Карла Густава Эмиля фон Маннергейма возвратиться с Восточного фронта на родину и вновь влиться в состав финской армии. Сведений об эмблеме дивизии не сохранилось.

49. 42-я пехотная дивизия СС "Нижняя Саксония" ("Нидерзаксен").

Сведений об эмблеме дивизии, формирование которой не было завершено, не сохранилось.

50. 43-я пехотная дивизия Ваффен СС "Рейхсмаршал".

Данная дивизия, формирование которой было начато на базе частей германских военно-воздушных сил ("Люфтваффе"), оставшихся без авиационной техники, курсантов летных училищ и наземного персонала, была названа в честь имперского маршала (рейхсмаршала) Третьего рейха Германа Геринга. Достоверных сведений об эмблеме дивизии не сохранилось.

51. 44-я мотопехотная дивизия Ваффен СС "Валленштейн".

Данная дивизия СС, рекрутировавшаяся из этнических немцев, проживавших на территории Протектората Богемия-Моравия и Словакии, а также из чешских и моравских добровольцев, была названа в честь германского имперского полководца времен Тридцатилетней войны (1618-1648), герцога Фридландского Альбрехта Евсевия Венцеля фон Валленштейна (1583-1634), чеха по происхождению, героя драматической трилогии классика немецкой литературы Фридриха фон Шиллера "Валленштейн" ("Лагерь Валленштейна", "Пикколомини" и "Смерть Валленштейна"). Сведений об эмблеме дивизии не сохранилось.

52. 45-я пехотная дивизия СС "Варяги" ("Варэгер").

Первоначально рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер предполагал дать название "Варяги" ("Варэгер") нордической (североевропейской) дивизии СС, сформированной из норвежцев, шведов, датчан и других скандинавов, направивших свои добровольческие контингенты в помощь Третьему рейху. Однако, согласно ряду источников, Адольф Гитлер "забраковал" название "Варяги" для своих нордических волонтеров СС, стремясь избежать нежелательных ассоциаций со средневековой "варяжской гвардией" (состоявшей из норвежцев, датчан, шведов, русских и англосаксов) на службе византийских императоров. Фюрер Третьего рейха отрицательно относился к царьградским "василевсам", считая их, как и всех византийцев, "морально и духовно разложившимися, лживыми, коварными, продажными и вероломными декадентами", и не желая, чтобы его ассоциировали с правителями Византии.

Следует заметить, что в своих антипатиях к византийцам Гитлер не был одинок. Большинство западных европейцев всецело разделяли эту антипатию к "ромеям" (еще начиная с эпохи Крестовых походов), и не случайно в западноевропейском лексиконе даже существует специальное понятие "византинизм" (в значении: "коварство", "цинизм", "подлость", "пресмыкательство перед сильными и безжалостность к слабым", "вероломство"...в-общем, "лживы бе бо греци и до сего дня", как писал известный русский летописец). В итоге сформированной в составе Ваффен СС германо-скандинавской дивизии (в состав которой впоследствии вошли также голландцы, валлоны, фламандцы, финны, латыши, эстонцы, украинцы и русские) было дано название "Викинг". Наряду с этим, на базе русских белоэмигрантов и бывших граждан СССР на Балканах было начато формирование другой дивизии СС под названием "Варэгер" ("Варяги"); однако, в силу сложившихся обстоятельств, дело ограничилось формированием на Балканах "Русского (охранного) корпуса (Русской охранной группы)" и отдельного русского полка СС "Варяг".

В годы Второй мировой войны на территории Сербии в 1941-1944 гг. в союзе с немцами также действовал Сербский добровольческий корпус СС, состоявший из бывших военнослужащих югославской королевской армии (преимущественно сербского происхождения), большинство из которых являлись членами сербского монархо-фашистского движения "З.Б.О.Р.", возглавлявшегося Дмитрие Лётичем. Тактическим знаком корпуса служил щит-тарч и изображением хлебного колоса, наложенный на обнаженный меч острием вниз, расположенный по диагонали.

Орел - одна из наиболее распространенных фигур, изображающихся на гербах. Эта гордая и сильная царь-птица символизирует не только власть и господство, но также мужество, храбрость и проницательность. В XX веке орла в качестве эмблемы избрала нацистская Германия. Подробнее об имперском орле 3 рейха читайте ниже в статье.

Орел в геральдике

Для символов в геральдике существует определенная, исторически сложившаяся классификация. Все символы подразделяются на геральдические и негеральдические фигуры. Если первые, скорее, показывают, как различные цветовые области делят само поле гербового щита и имеют абстрактное значение (крест, кайма или пояс), то вторые изображают образы предметов или существ, выдуманных или вполне реальных. Орел относится к естественным негеральдическим фигурам, считается, что он второй по распространенности в этой категории после льва.

Как символ верховной власти орел известен еще со времен Античности. Древние греки и римляне отождествляли его с верховными богами - Зевсом и Юпитером. Это олицетворение активной солярной энергии, мощи и нерушимости. Часто он становился персонификацией небесного бога: если уж небожитель перевоплощался в птицу, то только в такую величественную, как орел. Орел также символизирует победу духа над земной природой: воспарение к небесам - это ни что иное, как постоянное развитие и вознесение над собственными слабостями.

Орел в символике Германии

Для исторической Германии король птиц служил геральдическим символом довольно давно. Орел 3 рейха - лишь одно из его воплощений. Началом этой истории можно считать основание Священной Римской империи в 962 году. Двуглавый орел стал гербом этого государства в XV веке, а прежде принадлежал одному из его правителей - императору Генриху IV. С этого момента орел неизменно присутствует на гербе Германии.

В период монархии над орлом располагалась корона как символ имперской власти, в период республики - исчезала. Прототипом современного является геральдический орел Веймарской республики, принятый в качестве государственного символа в 1926 году, а затем восстановленный в послевоенное время - в 1950 году. Во времена же прихода к власти нацистов было создано новое изображение орла.

Орел 3 рейха

После прихода к власти нацисты использовали герб Веймарской республики до 1935 года. В 1935 году Адольф Гитлер сам учредил новый герб в виде черного орла с распростертыми крыльями. Этот орел держит в лапах венок из дубовых веток. В центр венка вписана свастика - символ, позаимствованный нацистами из восточной культуры. Орел, смотрящий вправо, использовался в качестве государственной символики и назывался государственным или имперским - Райхсадлер. Орел, смотрящий влево, остался в качестве символа партии под названием Партайадлер - партийный орел.

Отличительные черты нацистской символики - четкость, прямые линии, острые углы, что придает символам грозный, даже зловещий вид. Эта бескомпромиссная острота углов отразилась на любом творении культуры времен Третьего рейха. Подобная мрачная величественность присутствовала и в монументальных архитектурных строениях, и даже в музыкальных произведениях.

Символика свастики

Прошло уже больше 75 лет с момента разгрома нацистской Германии, а ее главный символ - свастика - до сих пор вызывает множество нареканий в обществе. Но свастика - это гораздо более древний символ, нацистами только позаимствованный. Он встречается в символике многих древних культур и символизирует солнцеворот - ход светила по небу. У самого слова «свастика» индийское происхождение: на санскрите оно означает «благополучие». В западной же культуре этот символ был известен под другими названиями - гаммадион, тетраскелион, филфот. Сами же нацисты называли этот символ «хакенкройц» - крест с крюками.

По словам Гитлера, свастика выбрана в качестве символа непрерывной борьбы арийской расы за господство. Знак был развернут на 45 градусов и помещен в белый круг на фоне красного полотнища - так выглядел флаг нацистской Германии. Выбор свастики был весьма удачным стратегическим решением. Этот символ очень эффектный и запоминающийся, а тот, кто первый раз знакомится с его необычной формой, неосознанно испытывает желание попытаться нарисовать этот знак.

С той поры для древнего знака свастики настала пора забвения. Если ранее весь мир не гнушался использовать прямоугольную спираль в качестве символа благополучия - от рекламы "Кока-Колы" до поздравительных открыток, то во второй половине ХХ века свастика была надолго изгнана из западной культуры. И только сейчас, с развитием межкультурной коммуникации, истинное значение свастики начинает возрождаться.

Символика дубового венка

Кроме свастики на гербе Вермахта присутствовал и другой символ. В лапах орел 3 рейха держит Этот образ значит для германского народа гораздо больше, чем свастика. Дуб издавна считался важным для немцев деревом: подобно лавровому венку в Риме, дубовые ветви стали знаком власти и победы.

Изображение дубовых веток было призвано наделять владельца герба мощью и стойкостью этого царственного дерева. Для Третьего рейха оно стало одним из символов верности и национального единства. Символика листьев использовалась в деталях униформы и орденов.

Татуировка с нацистским орлом

Представители радикальных меньшинств склонны доводить степень своей преданности группе до предела. Нацистская символика часто становится деталью татуировок, в том числе и орел 3 рейха. Обозначение наколки лежит на поверхности. Для того чтобы решиться увековечить фашистского орла на своем теле, нужно абсолютно разделять и соглашаться с взглядами национал-социалистов. Чаще всего орла наносят на спину, тогда контуры крыльев ложатся четко на плечи. Встречаются также подобные татуировки и на других частях тела, например на бицепсе или даже на сердце.

После войны: поверженный орел

В нескольких музеях мира поверженный бронзовый орел 3 рейха демонстрируется в качестве военного трофея. Во время взятия Берлина войска союзников активно уничтожали всяческую нацистскую символику. Скульптурные изображения орла, свастики и других значимых образов сбивали со зданий, особо не церемонясь. В Москве подобный орел демонстрируется в (бывшее название - Центральный музей Красной Армии) и в Музее Пограничной службы ФСБ. На фото ниже - подобный бронзовый орел в экспозиции Имперского военного музея в Лондоне.

Орел Вермахта без свастики

Сегодня орел Вермахта все еще ассоциируется с нацистской символикой. Характерный силуэт и контур позволяет опознать в любом, казалось бы, нейтральном изображении птицы орла Третьего рейха и без свастики. Например, в городе Орле в декабре 2016 года разразился скандал из-за того, что в декоре новых скамеек разглядели нацистский символ. Впрочем, местная пресса отмечает, что подобные дискуссии относительно похожести/непохожести и ассоциаций с фашистами возникают практически вокруг каждого нового изображения орла не только в одноименном городе, но и вообще во всей стране. Вспомните, например, символ Спецсвязи - орла с распростертыми крыльями утвердили еще в 1999 году. При сравнении его с предметом нашей статьи можно заметить, что логотип действительно напоминает орла 3 рейха на фото.

Кроме той части населения, что воспринимает любой намек на фашистскую символику в логотипе как личное оскорбление, существует также и категория людей, которая относится к этому с юмором. Частое развлечение дизайнеров - вырезать свастику из изображения герба с орлом для того, чтобы туда можно было вставить все, что угодно. Более того, встречаются даже карикатуры, где вместо орла может быть любой другой персонаж с крыльями. По той же причине популярен орел 3 рейха без фона, нарисованный в векторном формате. В таком случае его гораздо легче "вытянуть" из первоначального документа и добавить на любое другое изображение.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!