Скайрим открытый мир. Открытые города Скайрима - Атмосфера и окружение - Моды и плагины для TES V:Skyrim

Во всех крупных городах Скайрима, ворота и двери открываются без загрузочного экрана! Автор очень много сделал исправлений для того, чтоб данный плагин был как можно больше совместим с Легендарным изданием игры Скайрим.

Обновление:2.0.4

Рифтен: дверь в Доме Болли была сильно смещена. (Ошибка № 22940)
Виндхельм: южная стена в Сером Квартале плавала над землей в верхней части лестницы. (Ошибка № 22883)
Маркарт: Тирранус и Ингвар не всегда находились перед Заброшенным домом, потому что скрипт помещал их в закрытое пространство.

Обновление:2.0.3

  • Виндхельм: исправлены модели городских ворот, чтобы имели надлежащие коллизии столкновения для всей двери, а также немного замедлена скорость анимации.
  • Виндхельм: главный триггер для городских ворот ранее не был правильно настроен и в итоге ворота не закрывались, когда игрок покидал эту область.
  • Виндхельм: исправлена область вдоль юго-западной внешней стены, так что она больше не будет визуально находится за городской стеной. Удалено несколько изменений для наземных объектов, которые больше не нужны.
  • Солитьюд: перемещено 3 частично закопанных бочки за пределами таверны «Смеющаяся крыса ».
  • Маркарт: отредактирован ландшафт, который ведет в туннель, ведущий к шахте Сидна.
  • Маркарт: для главных городских ворот добавлены авторские модели с надлежащей длиной звуковой анимацией, чтобы проходить через них.
  • Рифтен: удалены два ненужных изменения для игровых деревьев за пределами юго-восточных ворот. Добавил одно дерево за пределами ворот, которое пропало в оригинале игры.
  • Рифтен: "заземлил" плавающие стены и маркер простоя, который заставлял охранников зависать над землей.
  • Рифтен: в скрипте исправлен отсутствующий триггер маркера карты для Гильдии воров.
Обновление:2.0.1
  • Все города: добавлены звуки окружающей среды, поскольку они, по-видимому пропали без вести (ошибка # 19950)
  • Вайтран: удалены NavMesh пути для Дома теплых ветров, поскольку они больше не нужны.
  • Вайтран: добавлено 3 недостающих тотема, которые находились в оригинальном игровом мире игры.
  • Солитьюд: удалены NavMesh пути для Поместья «Высокий шпиль », поскольку они больше не нужны.
  • Солитьюд: отрегулированы маркеры патрульных, которые практикуются в стрельбе из лука во дворе замка, в соответствии с исправлениями внесенными в неоф.патче USLEEP 3.0.5
Обновление:2.0.0 (пакет патчей)
  • Обновлен дополнительный пакет патчей по доп.ссылке до версии 2.0.0b, исправлены ошибки с установкой через менеджеры.
  • Сам мод не обновлялся.
Обновление:2.0.0
  • Полный переход мода на Легендарное издание. Требуются DLC Hearthfire, DLC Dawnguard, DLC Dragonborn + Легендартный неоф.патч USLEEP !
  • Обновлен пакет патчей, удалены модули патчи совместимости 01 Compatibility Patch - Official Hearthfire DLC и 02 Compatibility Patch - Official Dawnguard DLC , эти патчи теперь не нужны!!! Удалите файлы OCS + Hearthfire Patch.esp и OCS + Dawnguard Patch.esp из папки Data в игре!
Обновление:1.1.4
  • Маркарт: Добавлены и размещены флаги Маркарта за пределами Подкаменной крепости. Настоятельно рекомендуется использовать Легендарный неоф.патч USLEEP для правильного отображения.
  • Виндхельм: Исправлена проблема с доками, имелись черные пятна в текстурах.
  • Солитьюд: Если начинаете игру с модом Альтернативный старт в Солитьюде, то вы оказывались внутрь Смеющаяся крыса, и сценка с Роггвиром не срабатывала при выходе, теперь исправлено.
  • Обновлен пакет патчей, добавлена поддержка установки через NMM/MO менеджеры (по доп.ссылке)
Журнал изменений:
  • Весь список обновлений всех версий можете прочитать в ридми в архиве
Подробнее:
  • Этот плагин исправляет данную ситуацию и делает города частью общего мира
  • Теперь не нужно ждать загрузочных экранов,открываете ворота и Вы в городе
  • Вы будете получать помощь от городской стражи,побежал в сторону ворот и охранники будут исполнять свой долг в то время как вы можете искать безопасности в стенах города
  • Особенно интересно с данным модом будет игрокам которые выбрали путь Скрытности- всё делать по тихому
Местонахождение потайных лазеек:
  • Потайные двери являются своего рода лазейками в города, например если вас не пускают в город, то вы можете пролезть скрытно.
  • Рифтен - лазейка находится чуть восточнее от главных городских ворот
  • Маркарт - лазейка находится чуть южнее от главных городских ворот, идите вдоль восточной стены, к востоку от небольшого моста
  • Вайтран - первая лазейка находится сразу за мостом слева под жаровней
  • Вайтран - вторая лазейка находится чуть севернее со сторона Йорвасскра, возле начала тропы которая ведет к Небесной Кузнице
  • Солитьюд - первая лазейка находится в куче камней между городскими воротами и местом казни
  • Солитьюд - вторая лазейка находится в куче камней возле Колледжа Бардов
  • Виндхельм - лазейка находится как раз при входе в город, идите и поверните направо, далее снова поверните направо и вы увидите вход в кустах правее от стены.
Несовместимость и баги:
  • Несовместим с любым модом, который изменяет города или строения внутри города
  • Частично несовместим с любым модом, который добавляет какие либо строения за пределами городов
Требования:
  • 1.07.03
  • 4.1 и выше
  • Легендарный неоф.патч (очень рекомендуется для версии мода 2.0.0 и выше)
  • DLC Hearthfire, DLC Dawnguard, DLC Dragonborn
Рекомендации:
- Безопасная подгрузка игры Скайрим -
- При использовании 1.07.03 , создайте файл skse.ini или скачайте уже готовый здесь и поместите его по адресу Data/SKSE и пропишите следующие строки: DefaultHeapInitialAllocMB=768 ScrapHeapSizeMB=256

Перед обновлением до версии 2.0.4:

  • Удалите файлы OCS + Hearthfire Patch.esp и OCS + Dawnguard Patch.esp из папки Data в игре если таковые имеются!
  • Просто обновите файлы путем замены
Установка:(можно вручную или через NMM/MO менеджеры)
  1. Скачайте "Основной мод " и поместите папку Data из архива в папку с игрой (Data не внутрь Data , а поверх), подтвердите замену и слияние папок и файлов (если потребуется)
  2. В игре зайдите в МСМ (SkyUI ) меню и настройте мод
  3. Если у вас установлены такие моды как CL Cities - Whiterun, Skyrim Sewers, Drinking Fountains of Skyrim , то скачайте по доп.ссылке "Пакет патчей "
Порядок загрузки:
  • Лучше всего грузить плагин одним из последних в лаунчере
Удаление:
  • Переместитесь в любую место подальше от городов, сохранитесь и выйдите из игры
  • Удалите патчи если установлены, загрузите игру и снова сохранитесь в новый пустой слот сохранений и выйдите из игры
  • Удалите сам мод и загрузите игру и снова сделайте сохранение в новый пустой слот

Открытые города Скайрима v1.0.9 - Open Cities Skyrim Описание: Большие города в Скайриме являются закрытыми, попасть в которые можно после загрузочного экрана. Теперь во всех 5 самых крупных городах ворота и двери открываются без загрузочного экрана! Автор очень много сделал исправлений для того, чтоб данный плагин был как можно больше совместим с игрой и DLC Dawnguard и Hearthfire. К примеру: Все знают игру Two worlds-2 и какой там геймплей...двери открываются даже в домах без загрузки Посмотрите ниже Видео и всё будет достаточно понятно! Подробнее: - Этот плагин исправляет данную ситуацию и делает города частью общего мира - Теперь не нужно ждать загрузочных экранов,открываете ворота и Вы в городе - Вы будете получать помощь от городской стражи,побежал в сторону ворот и охранники будут исполнять свой долг в то время как вы можете искать безопасности в стенах города - Особенно интересно с данным модом будет игрокам которые выбрали путь Скрытности- всё делать по тихому Обновление:1.0.9 - Вайтран: Исправлена ошибка когда Йорлунд Серая-Грива не мог изготовить Вутранд, из за неверных маркеров, связанных с объектами мебели - Вайтран: Исправлена ошибка с входом в Небесную кузницу - Маркарт: Исправлена ошибка когда у Друстона назначался не верный маркер позиционирования, во время квеста "Заговор изгоев" (MS01) - Подкорректированы "очепятки" в МСМ меню Журнал изменений: - Весь список обновлений всех версий можете прочитать в ридми в архиве Местонахождение потайных лазеек: Потайные двери являются своего рода лазейками в города, например если вас не пускают в город, то вы можете пролезть скрытно. Рифтен - лазейка находится чуть восточнее от главных городских ворот Маркарт - лазейка находится чуть южнее от главных городских ворот, идите вдоль восточной стены, к востоку от небольшого моста Вайтран - первая лазейка находится сразу за мостом слева под жаровней Вайтран - вторая лазейка находится чуть севернее со сторона Йорвасскра, возле начала тропы которая ведет к Небесной Кузнице Солитьюд - первая лазейка находится в куче камней между городскими воротами и местом казни Солитьюд - вторая лазейка находится в куче камней возле Колледжа Бардов Виндхельм - лазейка находится как раз при входе в город, идите и поверните направо, далее снова поверните направо и вы увидите вход в кустах правее от стены Несовместимость и баги: - Несовместим с любым модом, который изменяет города или строения внутри города - Частично несовместим с любым модом, который добавляет какие либо строения за пределами городов Требования: - Патч 1.9.32.0 .8 и выше - SKSE 1.06.16 и выше (со слов автора настоятельно рекомендуется использовать SKSE 1.07.01 и выше, если у вас возникли крахи игры) - SkyUI 4.1 и выше Рекомендации: - Безопасная подгрузка игры Скайрим - Safety Load - При использовании SKSE 1.07.01, создайте файл skse.ini или скачайте уже готовый здесь и поместите его по адресу Data/SKSE и пропишите следующие строки: DefaultHeapInitialAllocMB=768 ScrapHeapSizeMB=256 Перед обновлением до версии 1-0-9: - Если вы использовали патч для DLC Dragonborn DLC (OCS + Dragonborn.esp), то удалите этот файл OCS + Dragonborn.esp из папки Data в игре, если таковой имеется, он больше не нужен Установка: 1. Поместите папку Data из архива "Основной мод" в папку Skyrim и подтвердите замену файлов (если потребуется) 2. В лаунчере игры зайдите в пункт "Файлы" (Data Files) и активируйте нужные плагины 3. Если у вас установлено дополнение Hearthfire,то так же установите патч 4. Если у вас установлен мод "Drinking Fountains of Skyrim" (Питьевые фонтанчики), то установите патч "Drinking Fountains of Skyrim" 4. Если у вас установлен мод CL Cities - Whiterun ,установите патч совместимости 5. Если у вас установлен мод Skyrim Sewers 4 - Коллекторы Скайрима,установите патч совместимости 6. В игре зайдите в МСМ меню и настройте мод Порядок загрузки: - Лучше всего грузить плагин одним из последних в лаунчере Удаление: - Переместитесь в любую место подальше от городов, сохранитесь и выйдите из игры - Удалите патчи если установлены, загрузите игру и снова сохранитесь в новый пустой слот сохранений и выйдите из игры - Удалите сам мод и загрузите игру и снова сделайте сохранение в новый пустой слот

Описание:
Открытые города Скайрима - это обширный проект по возвращению частички Морровинда, где каждый город был неотделимой частью окружающего мира и вы могли зайти в него, и выйти без всяких загрузок, что добавляло огромную долю реализма и чувства погружения в происходящее. Хотели ли вы когда-нибудь заехать на лошади прямо на площадь Рифтена? Или вы нуждались в помощи городских стражников во время битвы? Забегите в город и дайте стражникам выполнить свой долг, пока вы находитесь внутри безопасных стен. А еще это сделает сражения с драконами куда интереснее, ведь теперь их не будут прерывать загрузочные экраны, а в схватке смогут принять участие одновременно все городские стражники.

Рекомендуется использовать совместно с плагином , так как из-за открытых локаций ранее недоступных городов могут погибнуть новые персонажи.

Обновление:
1.1.3:
Различные фиксы синхронизации для неофициального патча и его маркеров и изменений для всех городов.

Все города: отрегулированы navmeshes, чтобы исправить некоторые незначительные аномалии при выборе путей следования NPC.
- Вайтран: Исправлен ров с водой возле Драконьего предела в соответствии с исправлениями, внесенными из USKP (ошибка #18793), исправлены швы (ошибка #18804).
- Рифтен: Ворота усадьбы «Рифтвельд» не запирались должным образом при выполнении квеста "Преследование" (ориг. The Pursuit) - квест фракции Гильдия Воров.
- Виндхельм: Исправлено исчезновение дома Брунвульфа при загрузке.

Производительность:
Открытые города Скайрима никак не повлияют на вашу частоту кадров и производительность. Благодаря устройству мода игра не будет показывать ничего, что находится с другой стороны городских стен в назначенных локациях. Так что видимая вам часть будет ограничена примерно тем же, что вы видели находясь в пространстве закрытого города. Система закрытых городов введена Бетесдой не для повышения частоты кадров. Она создана ради сбережения системной памяти на XBox 360 и PS3. Но мы то играем на PC.

Если у вас наблюдается падение производительности, вам стоит искать причину в другом месте. Этот мод абсолютно не причастен к вашим проблемам. Дезинформация о том, что аналогичный мод к Обливиону негативно влияет на производительность, уже однажды распространилась, хотя это и было неправдой, подобная ситуация ни в коем случае не должна повториться.

Местонахождение ИИ-дверей:
ИИ двери - это проходы в закрытые версии городов, если вдруг появится необходимость туда попасть. Не все помещаемое модами в город, стоит траты времени на создание патчей. Например, моды выбрасывающие какой-либо предмет на землю в городе. Намного легче пройти через специальную дверь в закрытую версию города, взять нужное, и выйти обычным способом.

Рифтен: восточнее главных городских ворот, около калитки.
Маркарт: южнее главных ворот, вдоль восточной стены, прямо к востоку от маленького моста.
Вайтран-1: сразу за мостом слева, под жаровней.
Вайтран-2: северная сторона Йорваскра, там где начинается тропа к Небесной Кузнице.
Солитьюд-1: В груде камней между городскими воротами и эшафотом.
Солитьюд-2: В груде камней около Колледжа Бардов.
Виндхельм: При входе в город поверните направо, затем еще раз направо, вы найдете их в кустах справа от стены.

Совместимость:
Моды, заменяющие оригинальные текстуры и модели на 100% совместимы.
Говоря в общем, любой мод, добавляющий нечто в закрытые города, будет несовместим.
Городские моды, добавляющие деталей в открытое пространство будут совместимы.

Проблемы:
- У меня чрезвычайно долгая загрузка при выходе в Вайтран из интерьера.
Некоторые источники сообщают, что проблема заключается в фиксах из STEP Guide. Вам придется откатить изменения, чтобы решить проблему.

У меня исчезли двери внутри Дома Воительницы (Вайтран)!
Плагин The More Dynamic Shadows & Striping Fi оставляет множество грязных изменений в Доме Воительницы, что приводит к исчезновению дверей. Этот мод также имеет и другие проблемные зоны, не рекомендуется использовать, пока автор не решит проблему.

Я ловлю вылет при использовании Открытых Городов с другими модами. В чем дело?
Открытые Города Скайрима требуют последнюю версию Скайрима, патч 1.9.32.0.8+

Многие моды не обновлялись с момента их создания. Большинство проблем исходит от модов, содержащих навмеши, но без их правильной переделки с помощью CK 1.6.89. Эти моды должны быть обновлены своими авторами или они не будут совместимы с обновленным форматом навмеша, что придет к вылету на любой конфигурации, включающей эти моды.

Рекомендации:
- При использовании SKSE 1.07.01 и выше, создайте файл skse.ini и поместите его по адресу Data/SKSE и пропишите следующие строки:
DefaultHeapInitialAllocMB=768
ScrapHeapSizeMB=256

Патчи совместимости:
1. Если у вас установлено дополнение Hearthfire,то так же установите патч
2. Если у вас установлен мод "Drinking Fountains of Skyrim" (Питьевые фонтанчики), то установите патч "Drinking Fountains of Skyrim"
3. Если у вас установлен мод CL Cities - Whiterun ,установите патч совместимости
4. Если у вас установлен мод Skyrim Sewers 4 - Коллекторы Скайрима,установите патч совместимости
5. В игре зайдите в МСМ-меню и настройте плагин.

Требования:
Skyrim 1.9.32.0.8 (Чтобы воспользоваться меню конфигурации мода вам потребуется SkSE и SkyUI. Для работы самого мода они НЕ требуются.)
- Очень рекомендуется использовать плагин SSME - Skyrim Startup Memory Editor совместно с данной модификацией, так как это уменьшит возможные вылеты из игры.

Установка:
1. Поместите папку Data из архива в папку Skyrim (находится по адресу: Ваш диск:\Steam\steamapps\common\skyrim) и подтвердите замену файлов (если потребуется).
2. В лаунчере игры зайдите в пункт "Файлы" (Data Files) и активируйте нужные плагины.

Открытые города Скайрима - это обширный проект по возвращению частички Морровинда, где каждый город был неотделимой частью окружающего мира и вы могли зайти в него, и выйти без всяких загрузок, что добавляло огромную долю реализма и чувства погружения в происходящее. Хотели ли вы когда-нибудь заехать на лошади прямо на площадь Рифтена? Или вы нуждались в помощи городских стражников во время битвы? Забегите в город и дайте стражникам выполнить свой долг, пока вы находитесь внутри безопасных стен. А еще это сделает сражения с драконами куда интереснее, ведь теперь их не будут прерывать загрузочные экраны, а в схватке смогут принять участие одновременно все городские стражники.

Требования:

Skyrim 1.9.32.0.8 (Чтобы воспользоваться меню конфигурации мода вам потребуется SkSE и SkyUI. Для работы самого мода они НЕ требуются.)

Местонахождение дверей:

ИИ двери - это проходы в закрытые версии городов, если вдруг появится необходимость туда попасть. Не все помещаемое модами в город, стоит траты времени на создание патчей. Например, моды выбрасывающие какой-либо предмет на землю в городе. Намного легче пройти через специальную дверь в закрытую версию города, взять нужное, и выйти обычным способом.

Рифтен: восточнее главных городских ворот, около калитки.

Маркарт: южнее главных ворот, вдоль восточной стены, прямо к востоку от маленького моста.

Вайтран-1: сразу за мостом слева, под жаровней.

Вайтран-2: северная сторона Йорваскра, там где начинается тропа к Небесной Кузнице.

Солитьюд-1: В груде камней между городскими воротами и эшафотом.

Солитьюд-2: В груде камней около Колледжа Бардов.

Виндхельм: При входе в город поверните направо, затем еще раз направо, вы найдете их в кустах справа от стены.

Производительность:

Открытые города Скайрима никак не повлияют на вашу частоту кадров и производительность. Благодаря устройству мода игра не будет показывать ничего, что находится с другой стороны городских стен в назначенных локациях. Так что видимая вам часть будет ограничена примерно тем же, что вы видели находясь в пространстве закрытого города. Система закрытых городов введена Бетесдой не для повышения частоты кадров. Она создана ради сбережения системной памяти на XBox 360 и PS3. Но мы то играем на PC.

Если у вас наблюдается падение производительности, вам стоит искать причину в другом месте. Этот мод абсолютно не причастен к вашим проблемам. Дезинформация о том, что аналогичный мод к Обливиону негативно влияет на производительность, уже однажды распространилась, хотя это и было неправдой, подобная ситуация ни в коем случае не должна повториться.

Совместимость:

Моды, заменяющие оригинальные текстуры и модели на 100% совместимы.

Говоря в общем, любой мод, добавляющий нечто в закрытые города, будет несовместим.

Городские моды, добавляющие деталей в открытое пространство будут совместимы.

The Last Defeat of the Dragon Cult - мод не обновлялся с марта месяца. Навмеш в моде сломан и требует исправления.

More Dynamic Shadows & Striping Fix - огромное количество испорченных записей.

Моды, изменяющие данные квест, будут несовместимы без патча:

MS05KingOlafsFestival - Поджигай!

Моды, изменяющие следующие скрипты, будут несовместимы без патча:

QF_MS05KingOlafsFestivalDUPLI_0006C0EA.psc

WRDrawBridge01SCRIPT.psc

Проблемы:

У меня чрезвычайно долгая загрузка при выходе в Вайтран из интерьера.

Некоторые источники сообщают, что проблема заключается в фиксах из STEP Guide. Вам придется откатить изменения, чтобы решить проблему.

У меня исчезли двери внутри Дома Воительницы (Вайтран)!

Плагин The More Dynamic Shadows & Striping Fi оставляет множество грязных изменений в Доме Воительницы, что приводит к исчезновению дверей. Этот мод также имеет и другие проблемные зоны, не рекомендуется использовать, пока автор не решит проблему.

Я ловлю вылет при использование Открытых Городов с другими модами. В чем дело?

Открытые Города Скайрима требуют последнюю версию Скайрима, патч 1.6.89.

Многие моды не обновлялись с момента их создания. Большинство проблем исходит от модов, содержащих навмеши, но без их правильной переделки с помощью CK 1.6.89. Эти моды должны быть обновлены своими авторами или они не будут совместимы с обновленным форматом навмеша, что придет к вылету на любой конфигурации, включающей эти моды.

Установка:

1. Поместите папку Data из архива в папку Skyrim (находится по адресу: Ваш диск:\Steam\steamapps\common\skyrim) и подтвердите замену файлов (если потребуется).

2. В лаунчере игры зайдите в пункт "Файлы" (Data Files) и активируйте нужные плагины.

Permissions and credits

Credits and distribution permission

  • Other user"s assets Some assets in this file belong to other authors. You will need to seek permission from these authors before you can use their assets
  • Upload permission You are not allowed to upload this file to other sites under any circumstances
  • Modification permission You are not allowed to modify my files, including creating bug fixes or improving on features under any circumstances
  • Conversion permission You are not allowed to convert this file to work on other games under any circumstances
  • Asset use permission You must get permission from me before you are allowed to use any of the assets in this file
  • Asset use permission in mods/files that are being sold You are not allowed to use assets from this file in any mods/files that are being sold, for money, on Steam Workshop or other platforms
  • Asset use permission in mods/files that earn donation points You are not allowed to earn Donation Points for your mods if they use my assets

Author notes

This author has not provided any additional notes regarding file permissions

File credits

Throttlekitty - Help with the Riften city gate collision sizing.
BassEX - Corrections made to the Markarth dam mesh.
Hanaisse - Oblivion Gates in Skyrim (http://www.сайт/skyrim/mods/18957)
jonwd7 - Fixing the collision on 6 Whiterun wall pieces without normal collision height.
- For having the patience and dedication to dig deep into the civil war and ferret out problems causing it to fail in Solitude.
Dwip - For numerous improved meshes at the various city gates. No more crappy fake collisions!
nonoodles - Riften southeast gate mesh plus the animated dock gates.

Donation Points system

This mod is not opted-in to receive Donation Points

Translations

  • Turkish
  • Russian
  • Portuguese
  • Polish
  • Italian
  • German
  • French

Translations available on the Nexus

Language Name
RoyaleJack Open Cities Skyrim - German Translation (2.0.4)
hangol Open Cities Skyrim - Turkish Translation
Arthmoor (FR) Open Cities Skyrim
Ziemowit95 Open Cities Skyrim PL
Retroth Open Cities Skyrim - Polish Translation
alfx3 Open Cities Skyrim - Traduzione italiana (Nuova)
Muleke Open Cities - Traducao PT-BR
Alex_ReD Open Cities Skyrim - Russian Translation

Mirrors Changelogs

  • Version 2.0.4

    • Riften: Bolli"s house door was severely misaligned. (Bug #22940)
      Windhelm: The south wall in the Grey Quarter was floating above ground at the top of the stairway. (Bug #22883)
      Markarth: Tyrranus and Yngvar would not always be in front of the abandoned house to run their scene because the scene script was placing them in the closed worldspace.
  • Version 2.0.3

    • Thanks go to Nico coiN for this update. All of the work was his!

      Windhelm: City gate mesh fixed to have proper collision on the entire door, along with an adjustment to slow the animation speed a bit.
      Windhelm: The main city gate trigger was set to the wrong enable state and was not autoclosing the gate when the player left the area.
      Windhelm: Fixed the area along the southwest exterior wall so that it no longer extends past the original city wall. Removed several edits to ground objects that were no longer needed.
      Solitude: Repositioned 3 partially buried barrels outside of the Winking Skeever.
      Markarth: Patched up the terrain visible in the tunnel leading to Cidhna Mine.
      Markarth: Gave the main city gate a custom mesh with a proper length sound animation to go with it.
      Riften: Removed two unneeded edits to vanilla trees outside the southeast gate. Added one tree inside the gate that was missing from vanilla.
      Riften: Grounded a floating wall idle marker that caused guards to hover above the ground.
      Other: French translation added to the MCM. Thanks Nico!

  • Version 2.0.2

    • Riften: Missing script on the Thieved Guild map marker trigger.
  • Version 2.0.1

    • All cities: Ambient regional sounds needed to be added as they were apparently missing. (Bug #19950)
      Whiterun: Removed navmesh edits to Breezehome as they are no longer needed.
      Whiterun: Added the 3 missing totems that were in the vanilla worldspace.
      Solitude: Removed navmesh edits to Proudspire Manor as they are no longer needed.
      Solitude: Adjusted patrol markers at the archery practice in the castle courtyard to match up with USLEEP 3.0.5.
  • Version 2.0.0

    • Switched to Legendary Edition. All future support will remain on this branch ONLY.
      Markarth: Placed city banners for Markarth outside of Understone Keep. Strongly recommend the use of USLEEP in order for these to display correctly.
      Windhelm: Fixed issue with dock mesh having odd black patches on it. (Tangent spaces needed updating).
      Solitude: If an alternate start mod placed you inside the Winking Skeever, Roggvir"s execution scene would not be triggered upon exiting.
  • Version 1.1.3

    • All cities: Various synchronization fixes for USKP edits to repositioned markers and other objects, up to USKP 2.1.3.
  • Version 1.1.2

    • All cities: Adjustments to preferred pathing for the navmeshes have been made to correct some minor anomalies in NPC path choices.
      Whiterun: Dragonsreach moat water fix from USKP Bug #18793 applied to correct falling downward when swimming past the seam between pieces. (Bug #18804)
      Riften: The 3 gates behind Riftweald Manor were never properly locked as they should be prior to The Pursuit (TG07).
      Windhelm: Bounds radius data on WHBrunwulf has been adjusted to hopefully prevent Brunwulf"s house from disappearing when it loads.
  • Version 1.1.1

    • Whiterun: The shadowmark at Carlotta"s stall needed to be adjusted to match the USKP fix. (Bug #16290)
      Markarth: Collision for the grate over the city gate was missing. A collision box has been added to cover it. (Bug #16313)
      Markarth: A waterfall next to the blacksmith was visually clipping through the stone platform. (Bug #18255)
      Solitude: The Civil War battle failed to swap the doors due to a missing object that was supposed to be holding the script used for this.
  • Version 1.1.0

    • Windhelm: Triggering the setup for Blood on the Ice (MS11) was competing with scene fragments on the vanilla side that move the NPCs to their start locations. This would cause the NPCs to sometimes end up having to walk back to the open world side. The scenes themselves have now been edited to eliminate this problem.
      Whiterun: The drawbridge mesh extended partway into the city past the normal wall and has been cut back to fit. (Bug #17877)
  • Version 1.0.9

    • Whiterun: Eorlund Grey-Mane went to the closed city to reforge Wuuthrad due to his package being linked to the furniture object.
      Whiterun: Entering the Underforge prior to your rampage through the city should now put you at the correct marker when the rampage starts. The script was checking the wrong quest stage and not updating properly.
      Markarth: Dryston was not being positioned at the proper marker during Forsworn Conspiracy (MS01).
  • Version 1.0.8

    • Whiterun: Vilkas" forcegreet package when the player returns for Purity of Revenge (C05) was still checking the WhiterunWorld worldspace.
      Whiterun: Eorlund"s package to reforge Wuuthrad was still assigned to the Skyforge in the WhiterunWorld worldspace.
      Whiterun: Enable markers for Kodlak"s funeral were not set to use the vanilla markers as toggle parents, so the Pyre would never actually light on fire.
      Whiterun: All NPCs who attend your induction ceremony should now be in place and waiting from the moment you enter the city instead of the possibility of a short delay while they navigate out of the closed worldspace.
  • Version 1.0.7

    • Markarth: Two more AI packs needed to be edited to make sure the Forsworn would fight and then flee properly after MS02 is ready for them to.
  • Version 1.0.6

    • Whiterun: Added a smelter and workbench to the Skyforge.
      Whiterun: Fixed several trigger boxes for Companions quests that were not operating 100% correctly.
      Windhelm: Cleaned out several unnecessary navmesh edits. This eliminates the need for the OCS+Dragonborn patch file. If you are using this, please delete it.
      All: Several improved meshes have been provided by Dwip, or modified from vanilla by Dwip in order to fit the city gates better. Several redundant meshes have been removed from the mod as a result.
      All: Navmesh edits to all interior cells (except Breezehome, Proudspire Manor, and the Thalmor Headquarters) have been removed to better facilitate compatibility with mods that alter interior navmeshes.
  • Version 1.0.5

    • Fixes synced from USKP 2.0.4.
      Markarth: When siding with the Forsworn, Madanach and company will now flee the city properly, fighting until the appropriate time, then running for their base at Druadach Redoubt afterward.
      Riften: Added new meshes to make the canal gates animated so they can be opened and closed. Courtesy of nonoodles.
      Riften: Trim gap and wall seam repaired on the new southeast gate using old USKP mesh to copy parts from.
      Whiterun: The player should no longer be dropped into the wrong worldspace for the werewolf rampage due to an unreliable transfer script.
  • Version 1.0.4

    • Riften: Added a new mesh for the southeast gate. No more mysteriously boarded up passage to a major road. Courtesty of nonoodles.
      Riften: Reversed a USKP edit that caused the major landscape tile in the city to separate from the boardwalk and sink slightly.
      Riften: The replacement meshes for the outer walls (to put moss on both sides) were in the wrong folder.
      Solitude: Covered up several large gaps in the archway rocks outside the city wall.
  • Version 1.0.3

    • Adjustments to synchronize fixes with USKP 2.0.1 and USKP 2.0.2.
      Markarth: Fixed a bug during No One Escapes Cidhna Mine (MS02EscapeMadanachEnding) where the guards accompanying Thornar would be in the wrong worldspace because their AI does not move them.
      All: Many buildings were missing their exterior window lighting effects.
      Whiterun: Some stray landscape edits the mod doesn"t need have been removed to reduce problems with compatibility outside the city walls.
  • Version 1.0.2

    • Adjustments to synchronize fixes with USKP 2.0.0.
  • Version 1.0.1

    • Whiterun: The city gate now has a properly combined gatehouse mesh with real collision instead of crappy collision planes and a bad landscape hack.
    • Riften: The Argonian north gate attendant now has a voiced dialogue line.
    • Markarth: The large dam that makes up the southern portion of the east wall now has real collision and the duplicated mesh parts have been trimmed, along with the fake collision planes removed.
  • Version 1.0

    • All: The gate attendants did not have persist locations set, so their AI schedules were not running properly.
    • Windhelm: Due to complications brought on by the civil war, the Battle of Windhelm will now take place in the closed city instead of in the open. (Bug #12164)
    • Whiterun: Due to continuing minor complications, the Battle of Whiterun will now take place in the closed city for both Stormcloaks and Imperials.
    • Solitude: Due to continuing complications in the civil war, the Battle of Solitude will now take place in the closed city instead of in the open.
    • Windhelm: Brunwulf Free-Winter"s house occasionally disappeared upon entering the city. This has now been corrected by flagging the mesh as IsFullLOD which will force it to load regardless. (Bug #3)
    • Whiterun: Two of Irileth"s guards she dispatches to Riverwood were using the wrong marker targets. (Bug #1)
    • Riften: The city gate mesh will not merge and become one with the northern gate tunnel. It can never be fully corrected though due to the way that spot is set up. (Bug #12794)
  • Version 0.35

    • Whiterun: Fixed an error in the script that turns off the LOD lights that was allowing more than just actors to trigger it, generating immense lag.
  • Version 0.34

    • Reversed the alterations to the vanilla city map marker data due to the fact that an engine bug causes the change to become permanent. UGH.
    • Riften: Removed some previously unnoticed duplicate walls and buildings. Should help with performance now that those are gone.
  • Version 0.33

  • Version 0.32

    • Whiterun: Fixed remaining issues with Companions quests that take place outdoors in the city, especially at the Skyforge.
    • Whiterun, Riften, Markarth: Jury-rigged the map markers so that they will drop you into the open city space regardless of when the mod was installed.
    • Whiterun: Heimskr"s AI routine and rant scene needed the markers changed so he wouldn"t run off to the closed worldspace like an idiot.
  • Version 0.31

    • Whiterun: Fixed the navmesh connection from the closed city so the NPCs could actually get out and go about their normal routines.
    • Whiterun: Fixed a portion of the Companions quest that was broken due to the markers refusing to move to the open worldspace.
    • Reattached Update.esm as a master to prevent wiping out any vanilla fixes I might run into now that some AI packs and quests are in need of tweaking.
  • Version 0.21

    • Riften: Fixed a bug that caused the quest "A Chance Arrangement" to fail intermitently due to Madesi"s strongbox not getting the ring added properly.
    • Markarth: A corrected mesh for the dam on the south side of the city has been provided by BassEX.
    • Markarth: A collision plane has been added to prevent people from walking through the altered dam mesh, until such time as the collision can be repaired properly.
  • Version 0.9.9a

    • Fixed improper initialization of the MCM menu.
  • Version 0.9.9

  • Version 0.9.8

    • General: Syncronized fixes from updates to the USKP.
    • General: Implemented a SkyUI MCM menu to provide a means to enable or disable the following: Oblivion Gates, City Gate Attendants, Outdoor Lighting System.
    • General: Removed several navmeshes that the mod does not need to edit, which should help improve compatiblity with mods that edit things near the cities.
    • Solitude: The decorations for the wedding scene during the Dark Brotherhood are never cleared once the quest is done. This fix will rely on the USKP to trigger it at the appropriate time.
    • Riften: Added another AI door for the children at the orphanage to prevent them from sometimes getting stuck outdoors in the closed worldspace.
    • Markarth: Fixed the trigger that modifies Dryston"s ambush and brawl scene during Forsworn Conspiracy (MS01).
  • Version 0.9.7

    • Solitude: One of the civil war fires was not hooked up to the enable parent properly.
    • General: The script which fixes broken positioning on the original vanilla gates has been modified so that it will only attempt to execute once instead on every reload of the area.
  • Version 0.9.6

  • Version 0.9.5

    • All: The gatesmen for the cities have all been transferred to interior start locations so the civil war quests that send everyone indoors will take them too.
    • Solitude: The cell SolitudeMountainside was not properly listed as being in SolitudeLocation and was disrupting civil war data for the city.
    • Solitude, Whiterun, Windhelm: Location reference type markers have been stripped from the closed city markers to prevent them from stealing aliases from their open city counterparts during the civil war.
    • Solitude: The birds that fly overhead will now be disabled during the civil war battle.
    • Whiterun: The Stormcloak assault on the city should now be working properly.
  • Version 0.9.4

    • Mod has been cleaned with TES5Edit. Yay! No more dirty edits or deleted records in the way!
    • Whiterun: Fixed navmesh edits in Breezehome to avoid a CTD conflict caused by the Hearthfire DLC.
  • Version 0.9.3

  • Version 0.9.2

    • Whiterun: The trigger box that is intended to unlock the gate wasn"t 100% effective. Added a check for the guard dialogue stage to force the gate to unlock.
    • Whiterun: Some of the patrol guards needed to have their linked references updated or they"d stay stuck in the closed city.
    • Whiterun: A few more marker problems sending people to the closed worldspace have been corrected.
    • Riften: A duplicate door at Elgrim"s Elixirs has been removed.
    • Riften: Brynjolf"s Falmer Blood Elixir bottles were not attached to the enable marker that cleans them up once the initial Thieves Guild quest is done.
  • Version 0.9.1

    • Solitude: During the tower escape for the Dark Brotherhood, Commander Maro will no longer be missing from the scene due to having been moved to the closed worldspace.
    • Solitude: The quest marker for the Festival of Fire will now point to the correct worldspace.
    • Whiterun: The script to deal with unlocking the city gate at appropriate times was accidentally left out.
    • Whiterun: The Dark Elf gatesman had somehow been given sound data for giants, resulting in heavy breathing sounds near him.
    • Whiterun: A gap in the stairway leading up to Dragonsreach has been corrected.
    • Windhelm: The map markers for the city should no longer be shifted slightly out of position on the map.
    • Windhelm: The door to Hjerim lost its key assignment and has been corrected.
  • Version 0.9

    • Recompiled all scripts from the mod to be sure they"re in compliance with format changes introduced in Skyrim 1.6.89.
    • Whiterun: When asked to train outside with Vilkas, the participants all ended up going to the closed worldspace instead.
    • Whiterun: The argument at the gate for "In My Time of Need" will no longer be a one sided show with just the two Redguards and no city guard.
    • Whiterun: The city gate has been tweaked so as to allow the civil war door flags to operate properly. It will also now lock and unlock itself at appropriate quest stages.
    • Whiterun: The gatesman was not set in the right crime faction which allowed him to be freely slaughtered without the guards assisting him.
    • Markarth: Tyranus and Yngvar will now be found waiting in the proper locations for their scene outside the abandoned house.
    • Markarth: The scene with Endon, Karah, and Adara will now play out in the proper location in the open worldspace.
    • Markarth: The city gate should no longer displace itself when the mod is uninstalled.
    • Windhelm: The map marker should no longer be slightly offset from its counterpart in the closed worldspace.
    • Windhelm: The two city gates should no longer be rotated 90 degrees off center when the mod is uninstalled.
    • Riften: The fireball floating in the trees northeast of the city has been removed.
  • Version 0.8.1

    • Windhelm: Some markers for Blood on the Ice needed to be fixed.
    • Whiterun: A necessary script for part of the Companions quest was left out and has now been included.
  • Version 0.8

    • All: Doors to the player houses will now properly complete the house purchasing objectives if a house hasn"t been visited before installing the mod.
    • Solitude: Stepping on to the execution platform after Rogviir is dead will no longer make the guards hostile.
    • Whiterun: The city gate should no longer bar access during the Battle for Whiterun.
    • Riften: A missing piece of wall was added in the area below the Mausoleum.
    • New Material: Windhelm is now an open city.
  • Version 0.6

    • Whiterun: The Oblivion gate behind the Talos statue has been switched to the less obtrusive grey rock variety.
    • Whiterun: Cleaned up several large floating rocks, and other rocks sticking through walls.
    • Whiterun: Cleaned up some civil war debris objects that had been missed.
    • Whiterun: The outer walls have been replaced with versions that don"t have ridiculously tall collision, which will enable several new entry and exit points in the city.
    • Whiterun: The city gate will now animate more smoothly and play its correct sound.
    • Solitude: Added some crates to a section of battlement near the temple so the player can get out if they jump down to it.
    • Riften: The Oblivion gate at the castle barracks was removed. A broken one in the harbor replaces it.
    • Riften: The two city gates will now animate more smoothly and play their proper sound.
  • Version 0.5

    • Scrapped everything and rebuilt the entire mod due to corruption introduced in previous versions by TESVSnip.
    • All: Gatesmen have been added to each city who will open the gate for you if you approach on horseback.
    • All: Remnant Oblivion gates are now present in each city as leftovers from the Oblivion Crisis.
    • Riften: Replacer meshes for the walls which will display the moss on the inside portions that wasn"t present before.
    • Whiterun: Updated the main gatehouse mesh so that the exterior side has all of the parts it needs.
    • Whiterun: Shuffling of AI packs and NPC positioning has been done to smooth out some problems with the Companions quests.
    • Markarth: Improvements have been made to the meshes on the inside of the city walls.
  • Version 0.3

Open Cities Skyrim is a comprehensive project that aims to bring back at least part of the feel of Morrowind - specifically how most of the cities were a natural part of the world and you could just walk in without loading screens. The added immersion and realism goes a long way, probably a lot more than you might think. Ever wanted to ride your horse into the center of Riften? Well now you can. Need to get some help from the city guards to vanquish a foe? Run toward the gates and the guards will do their duty while you can seek safety within the walls. The town guards make for some very interesting interactions this way. This will also make running dragon battles that much more interesting since the flow of the battle won"t be interrupted by the loading screen and all of the city guards can be involved at the same time.

Installation Requirements

Official Skyrim patch 1.9.32.0.8 or greater.
Requires Official Dawnguard DLC.
Requires Official Hearthfire DLC.
Requires Official Dragonborn DLC.

SKSE 1.6.9+ and SkyUI 3.2+ are required in order to use the in-game configuration menu. They are NOT required in general for the mod itself.

SKSE 1.7+ is strongly recommended if you are having trouble with ILS/CTD issues. See the troubleshooting section of the readme.

DO NOT extract the contents of the BSA file into your Data folder as loose files, or let your mod manager peform an equivalent function on the contents of the file. Doing so will cause things to load in the wrong order and break the game. Skyrim is intended to load a BSA alongside it"s ESM/ESP file. Circumventing this causes issues which I will not provide support for. If you insist on going against this advice, you will receive no support for the problems you generate as a result of this.

Compatibility

Mods which strictly replace vanilla textures or the vanilla meshes are 100% compatible.

Generally speaking, any mod which adds things to the closed cities will be incompatible.

City mods that add some details to the open worldspace will be partially compatible.

The Last Defeat of the Dragon Cult - The mod hasn"t been updated since March. It"s navmeshes are partially corrupted and must be repaired.

More Dynamic Shadows & Striping Fix - Numerous dirty edits that cause some interiors to cease functioning.

Mods which edit the following scripts will not be compatible unless patched:

QF_DialogueWhiterunArgueScene_00037CC2.psc

Help! I"m experiencing Infinite Load Screens (ILS) and/or Crashes to Desktop (CTD)!!!

In March of 2013, Bethesda released their final patch for Skyrim. Version 1.9.32.0.8. Prior to this, Open Cities Skyrim had little trouble operating in the available memory the game provided.

It has since been found though that Patch 1.9 changed something about the way Skyrim allocates its initial pools of memory, likely due to trying to get the DLC to work on the PS3 and then not bothering to make sure the PC had, you know, PC specific code for that.

The end result is that when traveling, either on foot or by fast travel, it becomes possible for you to run into problems with ILS/CTD issues. This is especially true in Windhelm and almost guaranteed to happen when trying to get back from Solstheim. It"s also likely to happen when fast traveling from one city to another, and CTD may result when trying to enter some interiors after you arrive.

Fortunately the community has devised a solution to this problem in the form of a pre-load memory patch. There are several options for these now, but the one I most strongly recommend is shipping as part of SKSE now beginning with SKSE 1.7. In order to configure SKSE 1.7 to resolve this problem, you simply need to make sure your skse.ini file in Data/SKSE contains at least the following lines:


DefaultHeapInitialAllocMB=768
ScrapHeapSizeMB=256

This should resolve the problem on all but the heaviest of load orders. If you still have issues, then you can try either raising the 768 value to 1024, or install ENBoost which will help further reconfigure how RAM is used by the game. There are limits to this, so be careful. Skyrim can only have a maximum of 4GB even on a 64 bit system with boatloads of RAM. Allocate too much to either of the two SKSE settings and you"ll be right back where you started with the ILS/CTD problem.

My own load order has 96 active mods, and the SKSE settings alone turned it from totally unstable to fairly rock solid reliable.

Compatibility Patches In The Patch Archive

CL Cities - Whiterun: Adjusts navmesh data and makes copies of objects from CL Whiterun into the open worldspace.
Skyrim Sewers 4: Provides access to the sewer areas from the open city spaces.
Drinking Fountains of Skyrim: Copies the drinking fountain objects into the open city spaces. Patch written by Hanaisse.

Compatibility Patches Available Elsewhere



In addition to those, the same mod entry has patches for a boat load of other stuff too.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!