Сколько детей было у гончаровой и ланского. Наталья николаевна пушкина-ланская

Годы жизни: 1812 - 1863
Жена А.С.Пушкина. В первом браке родила четверых детей. После смерти поэта посвятила свою жизнь воспитанию отпрысков. В 1845 году вышла замуж за однополчанина своего брата Сергея Николаевича - Петра Петровича Ланского. Во втором браке родила троих детей.

В.И. Гау, 1842-1843

Наташа Гончарова родилась 27 августа 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона.
Она была шестым ребенком в семье Николая Афанасьевича Гончарова . Ее мать, Наталья Ивановна , урожденная Загряжская, славилась в молодости исключительной красотой.
Мать считала, что младшенькую дочь неимоверно разбаловал свекор, Афанасий Николаевич, не дававший до шести лет увезти внучку из Полотняного завода (обширное родовое имение Гончаровых под Калугой) в Москву, на Большую Никитскую, где поселялась семья на зиму.
Наташа Гончарова воспитывалась у деда, на вольном воздухе огромного парка с 13 прудами и лебедиными парами, плавающими в них. Дедушка, души в ней не чаявший, выписывал для нее игрушки и одежду из Парижа: доставлялись в имение тщательно упакованные коробки с атласными лентами, в которых лежали, закрыв глаза, фарфоровые куклы, похожие на сказочных принцесс, книжки, мячики, другие затейливые игрушки, дорогие платьица, даже маленькие детские шляпки для крохи-модницы по имени Таша.


В.И. Гау, 1844

Уже в восьмилетнем возрасте все обращали внимание на редкое, классически-античное совершенство черт ее лица и шутливо пугали маменьку - саму замечательно красивую женщину, - что дочь со временем затмит ее красоту и от женихов отбоя не будет! Суровая и решительная маменька в ответ поджимала губы и, качая головой, говорила: "Слишком уж тиха, ни одной провинности! В тихом омуте черти водятся!" И глаза ее сумрачно поблескивали...
Детство Наташи было нелегким: отца терзала неизлечимая душевная болезнь – пристрастие к верховым прогулкам привело к трагическому падению с лошади; в результате ушиба головы Николай Афанасьевич Гончаров страдал помутнением рассудка, только в редкие моменты становился добрым, очаровательным, остроумным - таким, каким он был в молодости, до своей болезни. Мать, и до того не отличавшаяся ровным характером и мягким нравом, после несчастья, случившегося с мужем, стала истеричной и даже жестокой к детям. Сестры Гончаровы боялись матери и не решались вымолвить слова в ее присутствии, она же могла запросто отхлестать дочерей по щекам.


А. Брюллов

Гончаровы владели обширнейшими имениями Ярополец, Кариан, Полотняный завод, фабрикой, конным заводом, славившимся на всю Калужскую и Московскую губернии! Управлять Гончаровским майоратом (имение, не подлежащее разделу и по наследству переходящее к старшему в роду, обычно сыну) Наталье Ивановне, когда-то блиставшей при дворе императрицы Елизаветы Алексеевны, привыкшей к восхищению, поклонению, шуму балов, было тяжело. Она не справлялась порою с огромным количеством дел, а признаться в этом ни себе, ни окружающим, считала непозволительным. До совершеннолетия сына Дмитрия всем распоряжалась она сама безраздельно и бесконтрольно!
Такая власть окончательно испортила и без того нелегкий ее характер. Но вполне возможно и то, что за резкостью и несдержанностью прятала Наталия Ивановна обыкновенную женскую растерянность и горечь от жизни, сложившейся не слишком-то легко.
Несмотря на все недостатки свои, детей Наталия Ивановна любила, как и всякая мать. Сыновей Ивана и Сергея, когда повзрослели, определила в военную службу, а трем свои барышням дала прекрасное по тем временам для девиц образование: они знали французский, немецкий и английский, основы истории и географии, русскую грамоту, разбирались в литературе, благо библиотека, (собранная отцом и дедом) под надзором Натальи Ивановны сохранилась в большом порядке. Стихи знаменитого на всю Россию Пушкина знали наизусть, переписывали в альбомы. Могли они вести и домашнее хозяйство, вязать и шить, хорошо сидели в седле, управляли лошадьми, танцевали и играли не только на фортепьяно - могли разыграть и шахматную партию. Особенно в шахматной игре блистала младшая, Наташа.
Жизнь рядом со строгой, всегда напряженной матерью, больным отцом, Николаем Афанасьевичем, не шла на пользу Наталии Николаевне. Она была до болезненности молчалива и застенчива.
Позже, когда она появилась в светских салонах Москвы и Петербурга, эту застенчивость и склонность к молчанию, неумению мгновенно включаться в светскую беседу, многие считали признаком небольшого ума.


Томас Райт, 1844

Вот что вспоминает о юношеских годах Наталии Николаевны Гончаровой ее близкая знакомая и соседка по имению Надежда Еропкина: "Я хорошо знала Наташу Гончарову, но более дружна она была с сестрою моей, Дарьей Михайловной. Натали еще девочкой отличалась редкою красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей. Место первой красавицы Москвы осталось за нею".
"Я всегда восхищалась ею, - продолжает далее Еропкина, - Воспитание в деревне, на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц... Но главную прелесть Натали составляло отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!.. Наталия Николаевна явилась в семье удивительным самородком!" - отмечает в заключение Надежда Михайловна в своих воспоминаниях.


В.И. Гау, 1842

Этот самородок мгновенно поразил сердце и воображение знаменитого поэта, который увидел девушку на балах танцмейстера Иогеля, в доме на Тверском бульваре, зимой 1828-1829 г.г. Наташе Гончаровой тогда едва минуло 16 лет. В белом платье, с золотым обручем на голове, во всем блеске своей царственной, гармоничной, одухотворенной красоты, она была представлена Александру Сергеевичу Пушкину, который "впервые в жизни был робок".
Влюбленный Пушкин не сразу отважился появиться в доме Гончаровых. Ввел поэта в их гостиную старый знакомый Федор Иванович Толстой, скоро ставший его сватом. Около двух лет тянулась мучительная для поэта история сватовства. Наталья Ивановна была наслышана о политической «неблагонадежности» Пушкина и вдобавок опасалась, что жених потребует приданого, которого просто не существовало. Поэт изо всех сил старался устроить свои денежные дела, что в конечном итоге позволило обеспечить приданое невесты – дело в свадебной традиции в общем-то нечастое. «...став уже реальной тещей, – с иронией, но не без удовлетворения замечает пушкиновед, директор Института русской литературы (Пушкинского дома) Николай Скатов, – Наталья Ивановна своим зятем будет быстро и решительно укрощена». В начале апреля 1830 года согласие матери Гончаровой было завоевано.


И.К. Макаров, 1849

Знавшая Гончаровых Н. П. Озерова рассказывала: «...мать сильно противилась браку своей дочери, но... молодая девушка ее склонила. Она, кажется, очень увлеченной своим женихом». Это наблюдение подтверждается и письмом самой Наташи деду с просьбой о разрешении на брак с Пушкиным: «Любезный дедушка!.. Я с прискорбием узнала те худые мнения, которые Вам о нем внушают, и умоляю Вас по любви вашей ко мне не верить оным, потому что они суть не что иное, как лишь низкая клевета...»
На «мальчишнике», который устраивал Пушкин накануне свадьбы, он казался весьма мрачным. Все заметили это, и многие предрекали несчастливый брак. Но доподлинно известно пушкинское признание после помолвки: «Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой – она... почти моя...» 18 февраля 1831 года Пушкин и Натали Гончарова наконец соединили свои руки и сердца. Во время обряда венчания Александр Сергеевич нечаянно задел за аналой, с которого упали крест и Евангелие. При обмене кольцами одно из них тоже упало, и вдобавок погасла свеча. Можно только догадываться о том, что пережил в эти неприятные мгновенья поэт, придававший столь большое значение всяческого рода приметам и «знакам судьбы».
И все-таки на какое-то время вся его жизнь озарилась счастьем. Продолжались, конечно, тревоги, неприятности, мучительные мысли о деньгах, которых постоянно не хватало, но надо всем теперь царило радостное и непривычное чувство.
«Я женат – и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменялось, лучшего не дождусь», – писал поэт своему другу П. А. Плетневу через пять дней после свадьбы. «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом», – признавался он в письме к своей теще Н. И. Гончаровой уже в 1834 году. Исполнилось то, о чем он мечтал: «мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец» вошла в его дом...
Пушкин хорошо понимал, что Наталье Николаевне всего двадцать лет, что она прекрасна, а кокетство и женское тщеславие так естественны для ее возраста. Приехав с мужем в Петербург, а затем в Царское Село через три месяца после свадьбы, Натали Пушкина почти сразу же стала «наиболее модной» женщиной высшего света, одной из первых красавиц Петербурга. Красоту ее Д. Ф. Фикельмон называла «поэтической», проникающей до самого сердца. Тонкий, «воздушный» портрет Н. Пушкиной работы А. П. Брюллова передает юную прелесть облика Натали.
За шесть лет, которые супруги прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей. Но любовь к детям никак не заслоняла в ее душе стремления к светским успехам. По мнению родителей Пушкина, Натали испытывала большое удовольствие от возможности быть представленной ко двору в связи с назначением Александра Сергеевича камер-юнкером и танцевать на всех придворных балах. Она как бы вознаграждала себя за безрадостные детство и юность в угрюмом доме, между полубезумным отцом и страдавшей запоями матерью. Ей льстило, что красота ее произвела впечатление на самого царя.
Александр Сергеевич был весьма озадачен всем этим, так как ему «хотелось поберечь средства и уехать в деревню». Но... любовь Пушкина к жене «была безгранична, – вспоминала супруга одного из самых близких друзей поэта, Вера Александровна Нащокина, – Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда, даже мыслью, даже намеком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить ее... В последние годы клевета, стесненность в средствах и гнусные анонимные письма омрачали семейную жизнь поэта, однако мы в Москве видели его всегда неизменно веселым, как и в прежние годы, никогда не допускавшим никакой дурной мысли о своей жене. Он боготворил ее по-прежнему».
Обнаруженные в архивах Гончаровых письма Натальи Николаевны к старшему брату многое проясняют. Блестящая светская красавица, очаровательная Натали в этих письмах предстает перед нами вполне земной женщиной, беспокоящейся о семье, заботливой женой, прекрасно разбирающейся в делах своего мужа и старающейся ему помочь.
Во всем оправдывая Наталью Николаевну, некоторые авторы возносят ее на недосягаемый пьедестал – она, мол, не более чем орудие в руках убийц великого русского поэта. Тем ценнее кажутся объективные рассуждения, например, такое: «Сколько бы ни стремились вывести гибель Пушкина за рамки семейных отношений, никуда от них не уйдешь. Да, была «московская барышня» с провинциальной застенчивостью, была женщина с отзывчивой душой и верная жена. Но была и вспыхнувшая влюбленность в «белокурого остроумного котильонного принца» (определение А. Ахматовой), и ревность Пушкина. И подлость Геккернов. И дуэль. И гибель поэта» (Н. Грашин).
Наталья Николаевна считала кокетство занятием вполне невинным. На вопрос княгини В. Ф. Вяземской, чем может кончиться вся история с Дантесом , она ответила: «Мне с ним весело. Он мне просто нравится, будет то же, что было два года сряду».
Не стоит отметать свидетельства современников, которые своими глазами видели, как вела себя жена поэта:
«В толпе я заметила Дантеса, но он меня не видел... Мне показалось, что глаза его выражали тревогу, – он искал кого-то взглядом и внезапно исчез в соседней зале. Через минуту он появился вновь, но уже под руку с г-жою Пушкиной. До моего слуха долетело: – Уехать – думаете ли вы об этом – я этому не верю – вы этого не намеревались сделать...
Выражение, с которым произнесены эти слова, не оставляло сомнения насчет правильности наблюдений, сделанных мною ранее, – они безумно влюблены друг в друга! Пробыв на балу не более получаса, мы направились к выходу: барон танцевал мазурку с г-жою Пушкиной. Как счастливы они казались в эту минуту!» (из дневника фрейлины Мари Мердер, 5 февраля 1836 г.).
Широко известен тот факт, что даже император Николай Павлович однажды сделал Пушкиной отеческое внушение по поводу ее поведения. Это, как и все прочие увещевания, не дало никаких результатов. Барон Геккерен после смерти поэта предлагал допросить Наталью Николаевну: «Она сама может засвидетельствовать, сколько раз предостерегал я ее от пропасти, в которую она летела...» Правда, барону не приходило в голову, что красавица и при этом допросе могла солгать. А ведь во время бесед посланника с Пушкиной ее сестра Екатерина уже ждала ребенка от любимого ею Дантеса, и оба иностранца, опасаясь скандала, спешили завершить роман женитьбой Жоржа на мадемуазель Гончаровой. Именно поэтому Геккерен уговаривал Наталью Николаевну не завлекать его приемного сына... И, вероятно, еще потому, что Дантес являлся... троюродным племянником императрицы Александры Федоровны, и громких скандалов его родственникам не очень-то и хотелось.
Сети светских интриг... В них – из-за одного неверного шага – рискует запутаться даже и многоопытный царедворец. Что уж тогда говорить о мало искушенной в жизни Натали?
«Слишком приметна была она, – отмечал пушкинист А. Ф. Онегин, – и как жена гениального поэта, и как одна из красивейших русских женщин. Малейшую оплошность, неверный шаг ее немедленно замечали, и восхищение сменялось завистливым осуждением, суровым и несправедливым».
Справедливости ради надо сказать, что исследователи зачастую оставляют без внимания свидетельство А. П. Араповой, которой ее мать, Н. Н. Ланская, бывшая Пушкина, рассказывала многое из своей жизни.
«Время ли отозвалось пресыщением порывов сильной страсти, или частые беременности вызвали некоторое охлаждение в чувствах Ал. Сер-ча, – но чутким сердцем жена следила, как с каждым днем ее значение стушевывалось в его кипучей жизни. Его тянуло в водоворот сильных ощущений... Пушкин только с зарей возвращался домой, проводя ночи то за картами, то в веселых кутежах в обществе женщин известной категории. Сам ревнивый до безумия, он даже мысленно не останавливался на сердечной тоске, испытываемой тщетно ожидавшей его женою, и часто, смеясь, посвящал ее в свои любовные похождения».
Княгиня Вера Федоровна Вяземская, хорошо осведомленная о семейной жизни Пушкиных, также рассказывала о том, что Наталья Николаевна привыкла к неверностям мужа и таким образом обрела холодное спокойствие сердца. Это спокойствие, как оказалось, обладало смертоносной силой...
Гибель мужа не просто повергла Наталью Николаевну в отчаяние – она ошеломила ее наивную душу своей полной неожиданностью. В близкой ей семье Карамзиных ее жалели, защищали от нападок и называли бедной жертвой собственного легкомыслия и людской злобы. Она же жаждала прочесть все, что касалось ее мужа, жаждала «говорить о нем, обвинять себя и плакать». Старшая дочь Карамзина, Софья Николаевна, увидев вдову поэта на второй день после смерти Пушкина, была поражена: взгляд ее блуждал, на нее нельзя было смотреть «без сердечной боли».
Отчаяние Натальи Николаевны наиболее ярко можно представить, обратившись к свидетельству В. Ф. Вяземской. «Конвульсии гибкой станом женщины были таковы, что ноги ее доходили до головы». Не происходило ли это отчаяние от всепоглощающего чувства вины Натальи Николаевны – перед людьми, перед своей совестью, перед Богом? Или все-таки ошибался Петр Андреевич Вяземский в одном из своих писем: «Пушкин был прежде всего жертвою бестактности своей жены и ее неумения вести себя...»?
Впрочем, и уже упомянутая Софья Николаевна Карамзина в письме к брату сокрушалась спустя несколько дней после гибели Пушкина: «Нет, эта женщина не будет неутешной… Бедный, бедный Пушкин! Она его никогда не понимала. Потеряв его по своей вине, она ужасно страдала несколько дней, но сейчас горячка прошла, остается только слабость и угнетенное состояние, и то пройдет очень скоро».
Через две недели после трагедии Наталья Николаевна с детьми и сестрой Александриной уехала в Полотняный Завод, к брату Дмитрию. Почти два года она прожила в деревне, как и просил ее поэт перед смертью: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека». К ней приезжали отец Пушкина, Нащокин, Жуковский. Потом она возвратилась в Петербург. Растила детей, занималась хозяйством. Ездила в Михайловское, поставила памятник на могиле Пушкина. Долго еще не выходила замуж. Практичность Натальи Николаевны отступала перед любовью к детям, с годами ставшей главным свойством ее характера. В годы вдовства у нее было три серьезных претендента на ее руку. Никто из них не соглашался жить под одной крышей с детьми Пушкина, поэтому все были отвергнуты Натальей Николаевной.
Благодаря публикациям ее писем о последних годах жизни Натальи Николаевны известно больше, чем о тех, что были прожиты с Пушкиным. По-видимому, она во многом изменилась, прибавив полученную горьким опытом мудрость к редкостной доброте.
В 1844 году, через семь лет после смерти Александра Серегеевича, Наталья Николаевна приняла предложение генерала Петра Петровича Ланского, командира конногвардейского полка, и вышла за него замуж. Ей исполнилось тридцать два года, Ланскому – сорок пять. Прежде он женат не был. Детей Пушкина Петр Петрович принял как родных. В новой семье родилось еще три дочери: Александра, Елизавета и Софья. Наталья Николаевна никогда не забывала поэта, и к этому ее чувству Ланской относился с большим тактом и уважением.

«Тихая, затаенная грусть всегда витала над ней, – свидетельствовала ее дочь А. Арапова. – В зловещие январские дни она сказывалась нагляднее: она удалялась от всякого развлечения, и только в усугубленной молитве искала облегчения страдающей душе».
Осенью 1863 года в семье Александра Александровича Пушкина родился мальчик – тоже Александр. По просьбе сына Наталья Николаевна отправилась из Петербурга в Москву – на крестины внука. Она и раньше страдала легочным заболеванием, а тут еще простудилась. Возвратившись в Петербург, слегла с тяжелым воспалением легких и скончалась 26 ноября 1863-го.

Дети похоронили Наталью Николаевну на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Через пятнадцать лет рядом прибавилась могила Петра Петровича Ланского и строгое, черного мрамора надгробие; около него – небольшая дощечка с надписью о том, что в первом браке Наталья Николаевна Ланская была за поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.
Она прожила на этом свете 51 год и из них была всего шесть лет вместе с Пушкиным...

Текст взят

Гончарова Наталья Николаевна (1812-1863) – супруга великого русского поэта Пушкина А. С.

Семья

Наташа появилась на свет 8 сентября 1812 года в Тамбовской губернии. В посёлке Знаменка есть историческая усадьба Кариан, там и родилась девочка, которой суждено было своей красотой покорять окружающих её людей и стать роковой женщиной для её супруга – величайшего поэта России Пушкина А. С.

Предки её отца, Гончарова Николая Афанасьевича, были промышленниками и купцами. Во времена правления Елизаветы Петровны семья Гончаровых получила дворянский титул. В 1789 году Екатерина II подтвердила право семьи Гончаровых на потомственное дворянство, о чём подписала соответствующий указ и выдала его на руки Наташиному дедушке Афанасию Николаевичу Гончарову.

Отец Натальи был в семье единственным сыном, получил достойное образование, отлично владел английским, немецким и французским языками. Николай Афанасьевич был членом петербургской Коллегии иностранных дел, имел чин коллежского асессора, трудился на должности секретаря у московского губернатора.

Мама Наташи – Наталья Ивановна (девичья фамилия Загряжская). Как удалось установить биографам, Наталья Ивановна была незаконнорождённой дочерью Загряжского Ивана Александровича. Когда умерла её родная мать, Эуфрозина Ульрика баронесса Поссе, маленькой Наташе было всего 6 лет, и заботу о ней взяла на себя Александра Степановна, супруга Загряжского. Она приложила все усилия, чтобы рождение девочки узаконить и дать ей все наследственные права. Наталья Ивановна отличалась необыкновенной красотой и служила фрейлиной у императрицы Елизаветы Алексеевны.

Свадьба родителей была очень пышной, вся императорская фамилия присутствовала на церемонии венчания Николая Гончарова и Натальи Загряжской.

Детские годы

В семье Гончаровых всего родилось семь детей, Наташа была пятым ребёнком. Семейство проживало в Москве, но в 1812 году во время Отечественной войны Гончаровы уехали в родовое поместье Загряжских в селе Кариан, где и родилась Наташа.

Детские годы Натальи Гончаровой прошли в Москве. Также она частенько бывала в посёлке городского типа Полотняный Завод, который находился в Калужской губернии и где всем заведовал её дед Афанасий Николаевич (здесь у Гончаровых было обширное родовое имение). Много времени в детстве Наташа проводила и в дворянской усадьбе Загряжских, которая располагалась под Волоколамском в селе Ярополец.

Девочку часто отправляли к бабушкам с дедушками, потому что в семье обстановка была не слишком благополучная. Наташе исполнилось лишь два года, как у её отца врачи диагностировали психическое заболевание. И хотя всем родственникам говорили, что оно вызвано травмой головы после падения с лошади, на самом деле отец очень много пил.

После установки такого диагноза отцу Наталью отправили к деду в Полотняный Завод, где она воспитывалась почти до шести лет. Афанасий Николаевич не чаял души в своей внучке, он выписывал ей из-за границы игрушки и одежду. Именно дед воспитал в маленькой Таше (так её ласково называли родные) невероятную модницу. А разве могло быть иначе, когда из Парижа приходили коробки, перевязанные яркими атласными лентами, внутри которых лежали детские шляпки и платья, расписные книжки, красивые мячики и фарфоровые куклы.

Когда Наташа вернулась в родительский дом в Москву, одну из её кукол, похожих на принцесс из сказок, маменька разбила в ярости. У девочки лишь наполнились слезами огромные карие глаза, но заплакать она не посмела, так как потом могло последовать ещё более жестокое наказание. С тех пор Наташа избегала матери, когда у неё было подобное настроение, ребёнок просто прятался где-нибудь в укромном уголке и пережидал бурю.

На маму, Наталью Ивановну, неудачная семейная жизнь наложила определённый отпечаток, она отличалась тяжёлым характером, была женщиной очень властной и детей своих воспитывала слишком строго, требовала от них беспрекословного подчинения. Быть может, поэтому Наташа Гончарова никогда не любила вспоминать и рассказывать о своём детстве.

Образование

Несмотря на всю строгость, мать детей своих любила и желала им достойного будущего. Старшие братья Натальи, Сергей и Иван, когда выросли, были определены на военную службу, Дмитрий успешно окончил Московский университет. А барышни в семье Гончаровых получили отличное домашнее образование. Девушкам преподавали историю мира и России, русский язык и литературу, географию. Наталья изучала также английский и немецкий языки, а французским владела настолько в совершенстве, что иногда признавалась, ей намного легче писать по-французски, чем по-русски.

Все, кто был знаком с Натальей Гончаровой и оставил потомкам о ней воспоминания, отмечали, что девочка с ранних лет отличалась небывалой красотой. В свет её стали вывозить довольно рано, у Наташи всегда были толпы поклонников. Однако строгая мать и болезнь отца наложили отпечаток на девушку. Наталья была очень застенчивой, скромной и молчаливой. Когда она стала появляться на светских мероприятиях, поначалу из-за молчаливости и застенчивости её считали девушкой небольшого ума. Но так можно было думать ровно до тех пор, пока Гончарова не начинала говорить.

Очень образованная и начитанная девушка могла не только блеснуть своими знаниями в беседе, но и разыграть шахматную партию, прекрасно танцевать, играть на фортепиано, отлично сидеть в седле и управлять лошадьми. При этом из девочек воспитывали хороших будущих матерей и жён, все они умели вести хозяйство, шить, вязать и вышивать.

Но среди своих сестёр Наталья выделялась особенной изящностью, умением держать себя, притягивающей простотой в общении, тактом, манерами, глубокой порядочностью. Многие, кто знал семью Гончаровых, считали Наталью удивительным самородком. Непонятно в кого она получилась такая? Отец – слабохарактерный мужчина, в конце жизни находившийся не в своём уме. Мать многие считали пренеприятной особой, она никогда не отличалась хорошим тоном. А Наташа была без всякой фальши и вдобавок ко всему необычайно красива, эти качества и пленили наповал величайшего поэта России Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин в её жизни

В декабре 1828 года в доме на Тверском бульваре проходили балы танцмейстера Иогеля. Наташе едва исполнилось 16 лет. Такую юную и до безумия красивую на одном из балов её впервые увидел Пушкин. На ней было белое платье и золотой обруч на голове. Она была необыкновенно пропорционально сложена, гармонична, каждое её движение наполнялось грацией. Такая царственная она предстала перед великим поэтом, и он впервые в своей жизни был робок.

А уже спустя четыре месяца Пушкин просил руки Натальи Гончаровой. Однако её мать считала, что Наташа ещё слишком молода для замужества.

Не получив однозначного ответа, поэт уехал на Кавказ в действующую армию.

Он был старше Натальи на 13 лет, не богат, в светском обществе признавался блистательным поэтом и в то же время неблагонадёжным человеком. Вдобавок ко всему Пушкин был на дурном счету у государя. Может быть, и это повлияло на решение матери. Но сама Наташа сумела сломить сопротивление родительницы. Как сказала о ней мать: «Мне показалось, что она увлечена своим женихом» .

В 1830 году Пушкин вернулся в Москву и 6 апреля второй раз просил руки Натальи Гончаровой. В этот раз согласие на брак было получено. Через месяц, 6 мая 1830 года, состоялась помолвка.

Но свадьбу никак не могли вовремя сыграть, как будто что-то постоянно её отодвигало. Даже сам Пушкин писал в письме своей невесте: «Наша свадьба точно бежит от меня». То жених часто ссорился с будущей тёщей, чаще всего причиной споров становилось приданое. Мать не хотела выдавать Наташу замуж без приданого, а денег у Гончаровых не было. То потом умер дядя жениха, и Пушкин уехал в Болдино, чтобы вступить в наследство. Но там ему пришлось задержаться на три месяца из-за эпидемии холеры.

В конце концов, Пушкин принял решение заложить имение Кистенёво, и из этих денег дал Наташиной матери 11 тысяч рублей на приданое. Никогда потом Александр Сергеевич ни единым словом, ни намёком нигде не упоминал, что женился на бесприданнице.

2 марта 1831 года Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова обвенчались в московском храме «Большое Вознесение». Во время венчания Пушкин уронил на пол обручальное кольцо, а потом у него затухла свеча. Жених стал бледным и тихо прошептал: «Это плохие приметы».

Молодожёны сначала поселились в съёмной квартире в Москве. Но потом, не желая, чтобы тёща вмешивалась в их личную жизнь, уехали в Царское село. Молоденькая Наташа стала хозяйкой большого и светлого дома, в котором часто бывали гости. Их надо было встречать, накрывать стол и подавать горячий чай. А по утрам Наталья занималась вышивкой в гостиной, так как с утра Пушкин запирался у себя в кабинете и часов до двух непрерывно писал.

19 мая 1832 года у Пушкина и Гончаровой родилась девочка Мария. За шесть лет супружества Наталья после Марии родила мужу ещё троих детей – двух мальчиков Гришу и Сашу, и одну девочку Наташу.

В 1835 году Наталья Николаевна познакомилась с кавалергардом Дантесом, он начал ухаживать за ней. Хотя до этого никто и никогда не мог назвать её кокеткой, несмотря на то, что Наташа постоянно посещала балы и светские мероприятия. Она просто ни разу не дала повода своему мужу усомниться в её любви и верности. После ухаживаний Дантеса поползли слухи, что у него связь с супругой Пушкина.

Дантес обыграл эти слухи и свои ухаживания тем, что таким образом хотел поближе познакомиться с сестрой Натальи Екатериной, которая впоследствии и вышла за него замуж. Но всё это наложило какой-то чёрный след на счастливой семейной жизни Пушкиных. В начале 1837 года во время одного из балов Дантес оскорбил Наталью. Всему миру известно, чем это закончилось, – Чёрная речка, дуэль, тяжёлое ранение Пушкина и спустя два дня гибель поэта. Перед самой смертью он сказал своей Наталье, что всегда доверял ей и она ни в чём не виновата.

Пушкин умер в пятницу, для Натальи смерть мужа стала тяжелейшим потрясением. Потом до конца своей жизни она по пятницам носила траурную одежду и не принимала пищу. Император назначил вдове пенсию, а также пособие дочерям до замужества, мальчиков записали в пажи и до поступления на службу им выделили 1500 рублей в год.

Наталья Николаевна после всех этих событий тяжело заболела и уехала с детьми в Полотняный Завод, чтобы отдохнуть и подлечиться. Здесь она пробыла до 1839 года.

Второй брак с Ланским

В 1839 году Наталья вернулась с детьми в Петербург. После нескольких лет затворнической жизни в 1843 году она побывала в театре. Там произошла её случайная встреча с Императором, после которой Наташа просто обязана была появляться в обществе Государыни. Она снова вышла в свет и по-прежнему была ослепительно красивой.

В 1844 году Наталья познакомилась с другом её брата – генералом Ланским Петром Петровичем. Ему было 45 лет, и мужчина считал сам себя убеждённым холостяком. Он стал бывать в гостях у Натальи Николаевны, со временем очень привязался к их уютному и тёплому дому, а особенно Петру нравилось общаться с детьми.

16 июля 1844 года Наталья Николаевна и Пётр Петрович венчались. Свадьба была скромной, на ней присутствовали только самые родные и близкие друзья. В этом браке Наташа родила трёх дочерей – Софью, Александру и Елизавету.

Ланской одинаково любил и своих дочерей, и детей Пушкина. Кроме того, Наталья с Петром воспитывали ещё племянника Ланского Павла и сына сестры Пушкина – Лёвушку. После смерти жены Пётр Петрович воспитывал её внуков от первого брака с Пушкиным.

Смерть

Осенью 1863 года Наталья Николаевна ездила в Москву на крестины своего внука. Там она сильно простудилась, а потом в обратной дороге болезнь стала усугубляться. Приехав домой в Петербург, эта простуда вылилась в воспаление лёгких. Умирала она в лихорадочном забытьи. Было хмурое утро, шёл холодный дождь, иногда переходящий в снег, 8 декабря 1863 года в Петербурге ушла из жизни красивейшая из женщин Наталья Николаевна Гончарова.


Портреты Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА

Сохранилось довольно много словесных описаний внешности Натальи Николаевны и ее художественных портретов. Естественно, каждый видел и воспринимал ее по-своему и, прежде всего как жену Пушкина. Но было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из всех прославленных красавиц и составляло особенность ее натуры и характера.

Владимир Гау создал пять акварельных портета Натальи Николаевны в 1842, 1843, 1844 и 1849 годах. Этому художнику, как никому другому, удалось запечатлеть на бумаге особенности натуры Натальи Николаевны. Ни тени кокетства или позёрства. Невольно вспоминаются горькие слова П. А. Вяземского, обращённые к вдове Пушкина в 1841 году по поводу её красоты: "Вы власть, Вы могущество в обществе... Я не знаю, почему Вы роковым образом не умели никогда в подобном случае взять выигрышную роль, которая предназначена Вам природою и принадлежит по самому законному праву. Вы не умеете царствовать... Не стоило быть столь прекрасной, как Вы, чтобы достигнуть такой печальной цели". Характерно, что на двух акварелях Гау 1849 года Наталия Николаевна изображена уже женой генерал-майора П. П. Ланского, за которого она вышла замуж в 1844 году; но облик её, самоощущение не изменились.

­
А.С.Пушкин.Профиль Натали

­
В. Н. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1841

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842. Акварель

­
К. П. Мазер Наталья Николаевна Пушкина.

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843. Акварель

­
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849

­
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849.

Два сохранившихся портрета масляными красками показывают нам облик Наталии Николаевны в последний период её жизни. Первый из них написан летом 1849 года Иваном Макаровым - молодым художником, который сам попросил Наталию Николаевну "заняться" её портретом, так как "сквозил характер лица". "Чрезвычайно изящная картина", написанная Макаровым за три сеанса, заслужила следующий отзыв модели: "...это один из лучших моих портретов... я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож".

­
И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1949

Интересно, что Макаров, представитель молодого поколения как в общественной жизни, так и в живописи, сумел не только реалистически передать черты модели, но возвести их в идеал, воплотив в нём своё представление не столько о генеральше Ланской, сколько о жене великого поэта, которой было посвящено стихотворение "Мадонна".

­
H. Н. Пушкина-Ланская. Конец 1850-начало 1860-х г.г. Фотография

­

­
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография.

­
И. К. Макаров Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1963

На последнем портрете Наталии Николаевны, написанном салонным живописцем Т. А. Неффом, вероятно, в 1856 году, мы видим уже немолодую женщину с бледным, осунувшимся лицом, с синими тенями под запавшими глазами, как это бывает с возрастом. Всё ещё правильные черты несут на себе отпечаток перенесённых страданий и усталости. Семь лет, разделяющие портреты работы Макарова и Неффа, были для Наталии Николаевны полны тревог, переживаний, болезней.

­
T. Нефф(Макаров) Н. Н. Пушкина-Ланская. Масло. 1856 (?)

Каждый из этих двух художников ставил перед собой разные задачи и пользовался разными творческими методами. Для Макарова главным было создать возвышенный образ женщины, вдохновившей некогда Пушкина на дивные стихи. Он делает лицо центром картины - это самое яркое пятно, освещённое несколько сверху и с той стороны, куда повёрнута голова. Нежный румянец мягко сияет на золотисто-коричневом фоне портрета. Дополнительным цветовым акцентом, оттеняющим лицо, служит белое прозрачное газовое покрывало, ниспадающее с головы на плечи и грудь. Это воздушное, как бы сотканное из лунного света обрамление лица сообщает образу известную лёгкость и одновременно торжественность. И придаёт портрету отдалённое сходитсво с Сикстинской мадонной Рафаэля. Высокому строю произведения способствуют и другие приёмы: овальная форма холста и вторящие ей линии лба, волос, подбородка, плеч, покрывала; живопись жидкими красками с лессировками, так что местами просвечивает тёплый тонированный грунт; употребление красок, смешанных с белилами, сложных полутонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.

Нефф видел свою задачу в том, чтобы представить даму высшего света, жену крупного военного чина. Это прежде всего репрезентативный (представительский) портрет. Наталия Николаевна изображена в парадном дорогом наряде и драгоценностях на фоне резной спинки кресла и вьющихся лоз плюща. На ней белое открытое платье, отороченное кружевами, с правого плеча спущена красная мантилья с широкой собольей опушкой, на шее голубая с жёлтым узором лента, скреплённая бриллиантовой брошью, в ушах голубые эмалевые серьги. Желая возвысить модель за счёт антуража и аксессуаров, художник избирает прямоугольный формат портрета, резкое пересечение линий, контрастные сочетания красок. Он употребляет яркие локальные тона, пишет объёмным пастозным выпуклым мазком.

И всё же, быть может, именно на фоне этой кричащей роскоши виднее благородство черт усталого, немного скорбного лица. Вот как выглядела Наталия Николаевна примерно в то время, по словам Л. Спасской, дочери врача в Вятке: "От её некогда знаменитой красоты сохранилось мало следов... В обращении Наталия Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин".

Е. Павлова

История создания портрета К. Лаша широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне»13. В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.

­
К. Лаш. Портрет Пушкиной-Ланской. 1856

На портрете К. Лаша Наталье Николаевне неполных 45 лет. На ней черное закрытое платье и черная кружевная косынка на голове. Освежают лицо жемчужные серьги с бусами и белый кружевной воротничок. Несколько странно выглядит темно-зеленый бант, приколотый поверх воротничка, который, возможно, делал бледное лицо более розовым. Некоторую «траурность» портрета скрашивают пурпурные складки спущенной с плеч то ли бархатной накидки, то ли драпировки. Художник изобразил свою модель с легкой полуулыбкой и блеском в глазах. В целом, портрет носит чисто светский характер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет.

Оригинал:Великая Княжна Мария Николаевна

Оригинал записи и комментарии на

Траур Натальи Гончаровой по убитому на дуэли мужу продлился семь лет. Когда Александр Пушкин был смертельно ранен, ей было всего 25 лет, из них замужем она успела пробыть шесть. Многочисленные сохранившиеся портреты и воспоминания современников говорят о том, что женщина эта была на редкость красива, блистала в свете и неизбежно привлекала внимание мужчин.

Вечный траур по мужу (как, например, вдова Александра Грибоедова) она носить не стала и приняла предложение генерал-лейтенанта Петра Ланского, с которым провела остаток жизни.


С первым супругом Александром Пушкиным Наталья Гончарова познакомилась в 16 лет, тогда как ему было уже 29. Поэт был очарован и выразил готовность жениться на ней сразу же, но помолвка затянулась на три года. Причины были банальными: разлад с будущей тещей (мать невесты была недовольна их разницей в возрасте и дурной репутацией Пушкина как вольнодумца и игрока) и безденежье. Свадьбу сыграли лишь в 1831 году.


Наталья Гончарова в 1843 году.

За шесть лет у супругов родились четверо детей. В 1837 году все еще молодая и прекрасная Наталья Николаевна овдовела. Несмотря на то что Пушкин погиб в расцвете творческих сил и на пике славы, материальное состояние семьи было удручающим. Поэт успел немало задолжать и заложить имение отца. Положение спасло распоряжение Николая I заплатить долги покойного, назначить вдове и дочери пенсион, отправить сыновей в пажи со стипендией и издать сочинения Пушкина за казенный счет в пользу вдовы и детей.
«Отправляйся в деревню, носи траур по мне в течение двух лет, потом выйди замуж, но только не за шалопая», — обращался поэт к жене перед смертью. Это пожелание она выполнила, По словам биографов, жизнь вдовы давалась ей с трудом - в делах управления имением она была совершенно невежественна и нуждалась в помощи, деньги нередко брала в долг. После смерти мужа сплетни и слухи преследовали ее: ее называли любовницей Дантеса, фавориткой императора, легкомысленной красоткой. Вернувшись два года спустя из деревни, Наталья Николаевна не спешила возвращаться в общество - в свет она вновь начала выходить лишь в 1843 году.

13 лет разницы

Год спустя состоялось ее знакомство с генерал-майором Петром Ланским. Их познакомил брат Натальи Николаевны, который был сослуживцем Ланского.


Петр Ланской был ровесником Пушкина.

Генерал-майору на тот момент было уже 45 лет, Наталье - 32, отделяли от Ланского ее те же 13 лет, что в свое время - от Пушкина. Жизнь Ланского была посвящена военной карьере: начав со службы в Кавалергардском полку, он за год до знакомства с Гончаровой был произведен в генерал-майоры и назначен командиром лейб-гвардии Конного полка. Спустя 10 лет он получил чин генерал-лейтенанта. Позже, в 1864 году, Ланской перешел на гражданскую службу, возглавлял различные комиссии и комитеты, в 1865 году исполнял обязанности Петербургского генерал-губернатора. В 1866 году был произведен в генералы от кавалерии.

В отличие от Пушкина, он не был окружен слухами и скандалами, имел репутацию человека сдержанного и убежденного холостяка. Встреча с Натальей Пушкиной стала поворотной точкой в его жизни - эта женщина заставила его изменить свое отношение к браку.

«Союз голода с нуждою»

Скромную свадьбу сыграли год спустя после знакомства в Стрельне. Питавший нежные чувства к семье Пушкина императора Николай I, узнав о помолвке, предложил себя на роль посаженного отца, но Наталья Николаева вежливо отказалась, не желая привлекать к свадьбе излишнее внимание.
Известно, что на момент женитьбы Ланской, как и Пушкин в свое время, был небогат. Несмотря на это нашлись сплетники, которые продолжали поддерживать слухи о браке «по расчету»: якобы благодаря связи с императором Наталья Николаевна начала продвигать нового мужа по службе. «После семи лет вдовства вдова Пушкина выходит за генерала Ланского <…> ни у Пушкиной, ни у Ланского нет ничего, и свет дивится этому союзу голода с нуждою. Пушкина принадлежит к числу тех привилегированных молодых женщин, которых государь удостаивает иногда своим посещением. Недель шесть тому назад он тоже был у нее, и, вследствие этого визита или просто случайно, только Ланской вслед за этим назначен командиром Конногвардейского полка, что, по крайней мере временно, обеспечивает их существование», - писал в 1844 году член Государственного совета и будущий директор Публичной библиотеки Модест Корф.


Наталья Николаевна Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг.

Действительно, головокружительной страсти в этих отношениях никто не замечал, но и о расчете вряд ли стоило говорить. Два взрослых опытных человека строили свой союз не на легкомысленном очаровании, но на глубокой привязанности и взаимном уважении.

«Пустые слова не могут заменить такую любовь, как твоя. Внушив тебе с помощью Божией такое чувство, я им дорожу. Я больше не в таком возрасте, чтобы голова у меня кружилась от успеха. Можно подумать, что я понапрасну прожила 37 лет. Этот возраст дает женщине жизненный опыт, и я могу дать настоящую цену словам. Суета сует, все только суета, кроме любви к Богу и, добавляю, любви к своему мужу, когда он так любит, как это делает мой муж», — писала Наталья Гончарова Петру Ланскому.

Семеро детей

Ланской как своих принял четырех детей супруги от брака с Пушкиным. Во втором браке у Натальи Николаевны родились три дочери: Александра, Елизавета и Софья. Все дети получили блестящее образование, мальчики сделали после этого хорошую карьеру, девочки - удачно вышли замуж.

Наталья и Петр Ланские прожили вместе 19 лет. Наталья Николаевна умерла, когда ей было 52 года, от воспаления легких. В последние часы с ней были верный муж, дети и родственники.


Петра Ланского похоронили рядом с женой

Петр Ланской пережил супругу на 14 лет, неустанно заботясь о детях. Из жизни он ушел в 1877 году, после чего был похоронен в Александро-Невской Лавре, в одной могиле с женой. «Ко мне у тебя чувство, которое соответствует нашим летам: сохраняя оттенок любви, оно, однако, не является страстью, и именно поэтому это чувство более прочно, и мы закончим наши дни так, что эта связь не ослабнет», - писала Наталья Николаевна мужу в одном из посланий. Так и получилось...

Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейший прелести чистейший образец...

А.С. Пушкин


В этот день 203 года назад родилась Наталья Николаевна Гончарова - русская аристократка, супруга Александра Сергеевича Пушкина.

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская (урожденная Гончарова) родилась 27 августа (8 сентября) 1812 года в поместье Кариан Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона. Ее мать была фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, отец - сыном владельца Полотняных заводов в Калужской губернии.

Наталья Гончарова. Неизвестный художник. 1810-е гг. Всероссийский музей А.С.Пушкина

Ей минуло только 16, когда она впервые встретилась с Александром Пушкиным на одном из балов в Москве (зимой 1829 года). По воспоминаниям, «она была скромна до болезненности: при первом знакомстве с поэтом его знаменитость, властность не только сконфузили, а как-то даже придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта восторженная скромность только возвысила ее в глазах Пушкина».

В.Гау/ Портрет Натальи Николаевны Пушкиной 1841 г.

Наталья была действительно прекрасна. Вскоре Пушкин сделал ей предложение, но получил неопределенный ответ; ему не отказали, но просили повременить, так как девушка была еще слишком молода. В ту же ночь, в мае 1829 года, Пушкин с отчаяния уехал в действующую армию на Кавказ, где шла война с Турцией. Вернувшись в сентябре, Пушкин поспешил к Гончаровым, но Наталья приняла его холодно и безразлично, так что Александр Сергеевич, потерял всякую надежду.

В.Гау.Н.Н.Пушкина. 1842 г. Всероссийский музей Пушкина

Однако, в апреле 1830 года вновь сделал предложение и на этот раз получил согласие. 6 мая 1830 года было объявлено о помолвке. Но свадьба откладывалась - только 18 февраля 1831 года в Храме Вознесения, на Большой Никитской, в Москве, состоялось венчание А. С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой.

Владимир Иванович Гау.Наталья Гончарова.1843

Это была удивительная пара. Изящная меланхоличная московская барышня и «потомок негров безобразный». Он был ниже ее на девять сантиметров и старше на тринадцать лет. Но они любили друг друга. За шесть лет, которые они прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей.

И.К. Макаров. Наталья Николаевна Ланская 1849 г.

Злосчастная встреча в 1834 году с 22-летним корнетом Кавалергардского полка Дантесом, французом по происхождению, оказалась роковой для четы Пушкиных. Дантес стал оказывать исключительное внимание Наталье Пушкиной, а ей льстило ухаживание блестящего кавалергарда. Это даже не вызывало ревности Пушкина. Он любил жену и доверял ей. Наталья Николаевна простодушно и бездумно рассказывала мужу о своих светских успехах, о том, что Дантес обожает ее.

Жорж Шарль Дантес

Дантес между тем открыто ухаживал за Гончаровой. Злорадные усмешки и перешептывания за спиной Пушкина усиливались, что приводило поэта в бешенство. 4 ноября 1836 года были разосланы печально известные анонимные письма, где Пушкин объявлялся мужем-рогоносцем. Поэт получил по почте три экземпляра анонимного клеветнического письма, оскорбительного для чести его самого и жены.

Наталья Николаевна Пушкина. Рисунки А.С.Пушкина на рукописях разных лет

На другой день после получения письма, Пушкин послал вызов Дантесу, считая его виновником нанесенной ему обиды. В тот же день к нему явился приемный отец Дантеса, барон Геккерен, с просьбой отсрочить дуэль. Пушкин оставался непоколебимым, но, тронутый слезами и волнением Геккерена, согласился. Но через несколько дней выяснилось, что еще до вызова на дуэль Дантес намеревался жениться на сестре Натальи Гончаровой - Екатерине Гончаровой. Это новое обстоятельство Дантес и Геккерен довели до сведения Пушкина, но он считал его невероятным. Всем было известно, что Екатерина Гончарова влюблена в Дантеса, но тот был увлечен ее сестрой, женой Пушкина. Геккерен содействовал усилиям друзей Пушкина отстранить дуэль, но Пушкин увидел в этом трусливое стремление Дантеса вообще уклониться от поединка и ни на какие компромиссы не шел.

Переяславец Мария Владимировна. Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова в родовом имении Гончаровых «Полотняный завод»

После дуэли 27 января 1837 года раненый Пушкин в дороге беспокоился лишь о том, чтобы по приезде домой не испугать жену. Первыми его словами, обращенными к жене, были следующие: «Как же я счастлив. Я еще жив, и ты возле меня. Будь покойна. Ты не виновата, я знаю, что ты не виновата».

В.Гау. Н.Н.Пушкина-Ланская. 1849г. Институт Русской литературы (Пушкинский дом) РАН

Овдовев, Наталья Николаевна выполнила завет мужа. Почти два года она жила в деревне - выписала все сочинения Пушкина, но читать не могла. «Слишком сильно и мучительно. Читать его - все равно что слышать его голос, а это так тяжело», - писала она. Потом она возвратилась в Петербург. Растила детей. Поехала в Михайловское, поставила памятник на могиле Пушкина. Долго не выходила замуж. Добровольно отказалась от великосветской жизни. Вдова в 24 года, всякий раз с началом января - месяца гибели Пушкина - она уединялась, соблюдая строгий пост и предаваясь печальным воспоминаниям. Уже будучи женой другого, на протяжении всей своей жизни оставила за собой право по пятницам, в день кончины Пушкина, облачаться в траур и соблюдать строгий пост.

К.П. Мазер. Н.Н. Пушкина во вдовьем платье. 1839. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

В 1843 году Наталья Николаевна познакомилась с однополчанином брата Сергея Николаевича Гончарова, тамбовским помещиком, генералом Петром Петровичем Ланским (1799-1877). Тот, в 45 лет считал себя убежденным холостяком и вначале бывал у Наталии Николаевны просто как у приятной знакомой, с удовольствием общался с детьми. Получив в командование элитный, лейб-гвардии Конный полк, стоявший под Петербургом, и большую квартиру, П.П. Ланской сделал предложение. Свадьба состоялась 16 июля 1844 года в Стрельне, где был расквартирован полк. Детей Пушкина Петр Петрович принял как родных.

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова. Конец 1850-х — начало 1860-х гг. Фотография. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Несмотря на то, что Наталья Николаевна, теперь уже Ланская, была окружена заботами и привязанностью всей семьи, дети и муж часто замечали, что взгляд ее наполнен какой-то внутренней, сосредоточенной грустью. У нее часто болело сердце, по ночам мучили судороги в ногах, нервы были истощены. Нервное истощение перешло в болезнь легких. Лечение за границей не помогло. Осенью 1863 года Наталья Николаевна отправилась из Петербурга в Москву на крестины внука. Простудилась. Возвратившись домой, слегла с тяжелым воспалением легких, после которого уже не оправилась. Говорят, умирая, в лихорадке, шептала: «Пушкин, ты будешь жить!».

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова. Начало 1860-х гг. Фотография. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Наталья Николаевна умерла 26 ноября (8 декабря) 1863 года. Ей был 51 год. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На памятнике выбита только одна фамилия: «Ланская».

«Сопоставляя, таким образом, разрозненные факты из различных источников: свидетельств современников, писем Пушкина к жене, писем самой Натальи Николаевны к брату Дмитрию,— можно с уверенностью сказать, что образ Натали Пушкиной — блистательной и легкомысленной красавицы, сущность которой проявлялась единственно в её страсти к светским развлечениям, оказывается эфемерным. Однако в заключение о Наталье Николаевне Пушкиной-Ланской мне бы хотелось сказать, что в настоящее время в пушкиноведении, как кажется, наметилась другая крайность — чересчур идеализировать жену Пушкина, делать из неё чуть ли не ангела. А она таковой не была, она была живым человеком, были у неё и свои недостатки, и свои достоинства» - Н. А. Раевский

Памятник А. С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой на Арбате. Скульпторы А. Н. Бурганов и И. А. Бурганов



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!