Сколько лет было арине родионовне. Няня всея Руси: почему пушкинская Арина Родионовна стала родной для всех

Практически всем россиянам ещё с начальных классов знакомо имя Арины Родионовны – няни Александра Сергеевича Пушкина. Однако немногие знают, что она прожила целых 70 лет, родила четырёх детей и отказалась уходить на волю, решив остаться крепостной в семье Пушкиных.

И звали женщину на самом деле не Арина, а Иринья или Ирина – именно такое имя было записано при её рождении в метрической книге храма деревни Суйда на территории современной Ленинградской области. Однако тогда люди чаще использовали не «официальные» имена, а их разговорные формы – вот и нянюшку все знали как Арину. Фамилий у крепостных крестьян не было, но Арину Родионовну часто называют Яковлевой (по отцу Родиону Яковлеву), реже – Матвеевой (по мужу Фёдору Матвееву). Интересно, что сам поэт практически никогда не упоминал имени няни и чаще говорил о ней «моя старушка» или «добрая подружка», как в произведении «Зимний вечер».

Муж Арины Родионовны Фёдор был, как и она, крепостным крестьянином. В год свадьбы ей было уже 23 года – по тем временам она вышла замуж достаточно поздно. Став женой Фёдора, она поселилась в его родной деревне Кобрино вблизи Гатчины. Возможно, что именно это событие повлияло на судьбу женщины, ведь эти земли вместе с крепостными находились в собственности А. П. Ганнибала – деда А. С. Пушкина. В 1792 году Мария Алексеевна, бабушка поэта, взяла Арину Родионовну в дом Ганнибалов в качестве няни для племянника Алексея. Она вынянчила не только Александра, но и его брата Льва; также женщина была кормилицей его старшей сестры Ольги. Конечно, поэт познакомился с Ариной Родионовной ещё в раннем возрасте, однако по-настоящему сблизился с ней только во время ссылки в Михайловском.

О внешности няни практически ничего не известно; одна из современниц поэта, Мария Осипова, описывала её как «полную лицом» седую старушку, а поэт Николай Языков говорил, что она была достаточно полная, подвижная, весёлая и разговорчивая. Широко распространён портрет кисти неизвестного художника – на нём запечатлена худая пожилая женщина с уставшим лицом и довольно грустным взглядом. Однако это противоречит имеющимся описаниям, поэтому утверждать, что это портрет именно Арины Родионовны, нельзя. Сохранился ещё один портрет няни, вырезанный на кости Я. П. Серяковым – он долгое время находился в Италии и был привезён в Россию лишь в конце прошлого века. Это изображение похоже на набросок авторства А. С. Пушкина, на котором поэт предположительно нарисовал няню в молодом и пожилом возрасте.

Все члены семьи Пушкиных хорошо относились к Арине Родионовне; ещё в конце XVIII века бабушка поэта выделила ей в Кобрино отдельный дом, где впоследствии жили четверо детей няни – две девочки и два мальчика. Бабушка поэта собиралась дать ей вольную, но Арина Родионовна отказалась и осталась у неё в услужении, выполняя не только обязанности няни, но и разные другие поручения. Когда Мария Алексеевна умерла, она перешла к сестре А. С. Пушкина Ольге, однако понянчить племянников поэта уже пожилой женщине удалось совсем недолго: она прожила у Ольги около полугода и умерла из-за болезни в возрасте 70 лет. На похороны няни воспитанник не приехал, но о «своей старушке» он не забывал: через несколько лет поэт напечатал в альманахе «Северные цветы» посвящённое ей стихотворение «Зимний вечер», и в более позднем произведении «Вновь я посетил» Арина Родионовна тоже упоминается. Помнят о ней и другие: в 70-е годы прошлого века в Кобрино открылся музей «Домик няни А. С. Пушкина» – его экспозиция расположилась в том самом доме, который принадлежал её семье, а посвящённые няне памятники установлены во многих уголках страны.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Была установлена на территории ЭТНОМИРа 21 декабря 2008 года, в честь 250-летия со дня рождения няни А.С. Пушкина – Арины Родионовны. Трогательный памятник окружают традиционные избы разных регионов России. В них расположены мастерские и проводятся экскурсии. По замыслу скульптора Екатерины Щебетовой, няня и воспитанник отдыхают в яблоневом саду. Поэтому сотрудники ЭТНОМИРа совместно с учениками Боровской ноосферной школы высадили вокруг памятника яблони.

Образ Арины Родионовны - крестьянки, воспитавшей «солнце русской поэзии», вобрал в себя немало легенд. Так кем же она была на самом деле, и почему знаменитый воспитанник так и не побывал на ее могиле?

1. Достоверно - только отчество

Когда у крестьянина Родиона Яковлева родилась дочь, ее окрестили Ириной.

Арина - «домашнее» имя, которое она получила в семье Пушкиных.
До сих пор спорят о фамилии няни. Одни называют ее Яковлевой, другие - Родионовой, третьи - Матвеевой (по фамилии ее мужа).
Поскольку Арина Родионовна всю жизнь была крепостной, она легко обходилась без фамилии. И в истории так и осталась - с именем и отчеством.

2. Выглядела совсем не так, как на портретах



Самое известное изображение няни Пушкина - «Портрет Арины Родионовны работы неизвестного художника»
Дошедшие до нас изображения няни Пушкина были сделаны уже после ее смерти и мало похожи на скупые словесные описания женщины. Так, самый известный ее портрет едва ли похож на человека из воспоминаний Марии Осиповой, современницы Пушкина: «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая».
Иной образ запечатлен на горельефе Арины Родионовны, при загадочных обстоятельствах оказавшимся у Максима Горького в 1911 году. Предполагают также, что один из набросков Пушкина на полях рукописи стихотворения «Предчувствие» может быть изображением няни в молодости и в старости. Но достоверно утверждать это также нельзя.



Рисунок А.С. Пушкина (1828 год)

3. Была не главной воспитательницей в жизни Пушкина

До двухлетнего возраста за маленьким Александром присматривала Ульяна Яковлева. Она была его кормилицей и первой няней.
Арина Родионовна сначала приглядывала за его старшей сестрой Ольгой, а затем и за младшими детьми, став «общей няней». Однако Ульяна оставалась при Пушкине до 1811 года.
Кроме того, по традиции того времени, после 5 лет к дворянским мальчикам приставляли «дядьку», которому полагалось привносить в их воспитание мужской элемент. Для Александра Пушкина таким воспитателем, камердинером, а затем и дворецким стал Никита Козлов. Он служил поэту до и после окончания тем лицея - и до самой смерти. Именно он привез раненого Пушкина с роковой дуэли и позже нес гроб поэта.

4. Поэт оценил нянины сказки только в ссылке

Легенда о том, что Арина Родионовна сыграла главную роль в творческомстановлении юного Пушкина, «напитав» его с детства народным фольклором, появилась уже после смерти поэта. Особую популярность эта история приобрела в советское время.
Нянины сказки литератор по достоинству оценил лишь в ссылке, когда прожил вместе с Ариной Родионовной два года в Михайловском (1824-1826). И, судя по письму поэта к брату, ранее они не оказывали на него никакого влияния: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

5. Не всякая старушка в стихах поэта — Арина Родионовна

Черты Арины Родионовны можно найти в образах мамки Ксении («Борис Годунов»), мамки княгини («Русалка»), няни Егоровны («Дубровский») и, конечно, няни Татьяны Лариной («Евгений Онегин»).
Поэт посвятил своей няне несколько стихотворений. Однако далеко не все пожилые женщины в поэзии Пушкина «срисованы» с Арины Родионовны. У няни имелся серьезный «конкурент» в лице бабушки поэта по материнской линии, Марьи Ганнибал.
Так, в стихотворении «Наперсница волшебной старины…» часто ошибочно видят посвящение няне из-за строк о старушке «в шушуне, в больших очках и с резвою гремушкой», которая качала детскую колыбель. Многие забывают следующие строки о «дорогих французских духах и жемчугах на груди». Эти строки посвящены любимой бабушке поэта.

6. Была музой не только для Пушкина

Александр Пушкин написал о няне несколько стихотворений. Но вдохновляла она не только «солнце русской поэзии».
Благодаря ее рассказам у нас есть «Сказка о царе Берендее» Василия Жуковского. А поэт Николай Языков посвятил Арине Родионовне два стихотворения: «К няне А. С. Пушкина» (1827) и «На смерть няни А. С. Пушкина» (1830).

7. Знаменитый воспитанник ни разу не был на ее могиле

Скончалась Арина Родионовна в 70 лет, после недолгой болезни, в доме Ольги Пушкиной. На ее похоронах не было ни поэта, ни его сестры. Точной причины этого установить не удалось. Скорее всего, Пушкин слишком поздно узнал о случившемся.
Похоронили Арину Родионовну как крепостную крестьянку - в безымянной могиле на Смоленском кладбище. Через два года поэт попытался разыскать ее, но не смог.
Споры о подлинной роли Арины Родионовны в жизни Александра Пушкина оставим специалистам. Так или иначе она стала важной частью русской культуры. Как говорил Александр Сергеевич: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны - няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы - потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А. С. Пушкина к своему другу П. А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву „Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости“, вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви , может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым , а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу - Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина - дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым . В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А. С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «…она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком - любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А. С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей - неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А. С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А. С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А. С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

Арина было её домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья.

Родилась 10 (21) апреля 1758 года в полуверсте от деревни Суйда — в деревне Лампово Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Мать её, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев (1728—1768), были крепостными крестьянами и имели семерых детей.

Ребёнком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка графа Фёдора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича Пушкина. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева (1756—1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино Софийского уезда (недалеко от Гатчины). После замужества стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. В 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрино. После рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, где служила няней наряду со своей родственницей или однофамилицей Ульяной Яковлевой.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824—1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

После смерти Марии Алексеевны в 1818 году проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в усадьбу Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии. В 1824—1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого».

Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. Возможно, поэтому Александр Пушкин говорил: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

Именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях.

Почти до 1811 г, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой». Особенно теплыми становятся отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву: «До обеда пишу записки, поздно обедаю… Вечером сказки слушаю». Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Последние годы своей жизни она жила в Петербурге в семье сестры поэта, Ольги Пушкиной (по мужу - Павлищевой). Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году. Такова простая история жизни няни А. Пушкина, которую он называл «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой» и т.д. Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. Этот замысел был продолжен его современниками. Мы практически не знаем о том, какой была Арина Родионовна в реальной жизни. Даже о ее внешности сказано всего несколько строк: «Старушка почтенная - лицом полная, седая, любившая своего питомца…»


Источники: , . Арина Родионовна. Портрет неизвестного художника. / Public Domain

21 апреля 1758 года в семье крепостного Родиона Яковлева родилась дочь Ирина, которой суждено было стать няней «солнца русской поэзии».

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном моей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках…

Если самой известной няней на Западе является Мэри Поппинс, персонаж вымышленный, то на постсоветском пространстве главной няней всех времён стал вполне реальный человек — няняАлександра Сергеевича Пушкина Арина Родионовна.
О её действительном влиянии на творчество главного поэта России пушкинисты спорят по сей день, но несомненно одно — образ Арины Родионовны стал неотъемлемой частью русской культуры.

О месте рождения Арины Родионовны также существуют разные мнения. Запись, найденная в Метрической книге церкви Воскресения Христова в Суйде, свидетельствует, что няня Пушкина родилась 10 апреля (21 апреля по новому стилю) 1758 года в селе Воскресенском, в семье крепостных крестьянРодиона Яковлева и Лукерьи Кирилловой. При рождении девочку назвали Ириной, или Ириньей, однако в истории сохранилась принятая тогда разговорная форма имени — Арина.

Что касается двойного названия села, где родилась Арина Родионовна, то до 1718 года оно называлось Суйда, а новое название за ним закрепилось после возведения в нём церкви Воскресения Христова.

Родители Арины числились крепостными подпоручика лейб-гвардии Семёновского полкаграфа Фёдора Алексеевича Апраксина. Когда девочке был год, село вместе с крестьянами было продано генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу — прадеду Пушкина, тому саму «арапу Петра Великого».

У родителей Арины было семеро детей, жили они бедно. И без того нелёгкая жизнь стала совсем тяжёлой после того, как в 1768 году умер глава семьи Родион Яковлев.

Работать в помещичьей усадьбе Арина стала ещё совсем молодой девушкой, за много лет до рождения своего знаменитого воспитанника. Рекомендовал её господам роднойбрат Симеон, ранее взятый на работу кучером.

Помимо работы в усадьбе, Арина занималась рукоделием, что было очень распространено среди крепостных девушек той эпохи. Сама она была прекрасной мастерицей-рукодельницей, что позже отмечал и Александр Пушкин.

По меркам того времени Арина Родионовна вышла замуж довольно поздно, в 23 года, за крепостного Фёдора Матвеева. Свадьбу готовили спешно — Абрам Петрович Ганнибал к тому времени был совсем плох, а после его смерти имущество предполагалось разделить между сыновьями, в результате чего жених и невеста могли быть разлучены навсегда.

После брака Арина Родионовна переехала к мужу и после смерти Абрама Ганнибала стала крепостной Осипа Абрамовича Ганнибала, деда Пушкина.

В браке с Фёдором Матвеевым у Арины Родионовны родились четверо детей, однако семейная жизнь не сложилась. Муж пил и в конечном счёте умер от пьянства в 1801 году. В семье не было даже скотины, поэтому главной кормилицей мужа и детей стала Арина Родионовна, в 1792 году взятая бабушкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни дляплемянника Алексея, сына брата Михаила.

Няней Мария Алексеевна осталась очень довольна — настолько, что через три года Арине Родионовне была подарена отдельная изба.

Арина Родионовна была няней всех троих детей Пушкиных —Ольги, Александра и Льва. Пушкинисты, называющие няню по фамилии отца «Ариной Яковлевой», отмечают, что одновременно в доме Пушкиных служила и другая няня, Ульяна Яковлева, не являвшаяся родственницей Арины Родионовны.

Интересный момент: по мнению исследователей, непосредственные, классические обязанности няни Арина Родионовна выполняла в отношении Ольги и Льва, в то время как попечение над маленьким Сашей было поручено Ульяне Яковлевой.

Однако Ульяну Пушкин всегда именовал «нянькой» и особенно тёплых чувств к ней не питал, в отличие от Арины Родионовны. Будущего поэта завораживали сказки и колыбельные Арины Родионовны, которые она рассказывала и пела значительно лучше коллеги.

Семейство Ганнибалов несколько раз продавало принадлежавшие им земли, однако Арина Родионовна к тому времени была приписана не к деревням, а к господам, поэтому данные сделки на её судьбу никак не повлияли.

Арина Родионовна прожила с Сашей Пушкиным под одной крышей практически до момента его поступления в Лицей в 1811 году. На творческую натуру мальчика она повлияла очень сильно — в письмах Пушкин часто именовал её «мамушкой».

После того, как её воспитанники выросли, Арина Родионовна проживала вместе с господами в Псковской губернии. В 1818 году умерла бабушка Пушкина Мария Ганнибал, и после её кончины Арина Родионовна жила у Пушкиных в Петербурге, летом вместе с ними возвращаясь на Псковщину, в село Михайловское.

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Известные всем строки про няню и кружку Пушкин написал в 1825 году в Михайловском, где находился в ссылке с 1824 по 1826 годы. Арина Родионовна фактически разделила ссылку с повзрослевшим воспитанником, став для него в это время самым близким человеком и вдохновителем.
Пушкин заново открывал для себя услышанные в детстве сказки, старательно записывал их, и впоследствии они становились основой для его произведений.

Появился в произведениях поэта и образ самой няни — Арина Родионовна была прообразом няни Татьяны из «Евгения Онегина», прототипом мамки Ксении из «Бориса Годунова» и сразу нескольких женских образов из «Арапа Петра Великого».

В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

Русский поэт Николай Языков, гостивший у Пушкина в Михайловском и лично знавший Арину Родионовну, называл её «веселой собутыльницей». Так что строчки о кружке в стихотворении Пушкина появились неспроста. Впрочем, вряд ли Арина Родионовна злоупотребляла алкоголем, в противном случае о многолетней безупречной службе няней не могло бы быть и речи.

«Любезный мой друг

Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... Я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

Последняя встреча Пушкина с Ариной Родионовной состоялась в селе Михайловском 14 сентября 1827 года. Няне было уже 69 лет, что для того времени было возрастом глубокой старости.

В январе 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга вышла замуж против воли родителей. С мужемНиколаем Павлищевым они поселились в Петербурге. В марте родители Ольги скрепя сердце выделили ей несколько крепостных для ведения хозяйства. Среди тех, кого Ольга забрала к себе, была и её старая няня.

Для Арины Родионовны это мартовское путешествие в Петербург, ещё по зимнему пути, оказалось слишком большой нагрузкой. Она умерла 31 июля (12 августа по новому стилю) 1828 года в Петербурге, в доме Павлищевых.

Пушкин не присутствовал на похоронах няни, не участвовала в них и его сестра Ольга. Похоронил няню муж Ольги, Николай Павлищев.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной, а к захоронениям людей такого низкого статуса внимания не проявляли. Когда в 1830 году спохватившийся Пушкин с друзьями пытался найти могилу своей «мамушки», то потерпел неудачу. Лишь столетие спустя исследователи смогли установить, что Арина Родионовна была похоронена на Смоленском кладбище Петербурга, однако могила её утрачена навсегда.

В 1977 году на Смоленском кладбище появилась мемориальная доска в память об Арине Родионовне. Текст на ней гласит:

«На этом кладбище похоронена Арина Родионовна
няня А. С. Пушкина
1758-1828
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!