Слепой музыкант (сборник). Обсуждения - умелые руки музыканта - группы мой мир

Русский язык, 8 класс.

Тема: Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.

Цель урока: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.

Карточка № 1.

Задание. Запишите предложения, указывая графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся.

А он, мятежный, просит бури (М. Лермонтов).

  1. Каковы правила пунктуации при обособлении определений?

Карточка № 2.

Задание. Запишите, раскрывая скобки и выделяя недостающие запятыми обособленные обстоятельства. Отметьте графические границы деепричастных оборотов.

Клякса, покачиваясь 3 и стуча о камни проехала песочный берег и покатила далее (А. Чехов).

III. Актуализация опорных знаний.

И начинаем мы сегодняшний урок с теоретической минутки.

Что такое обособление?

Какие члены предложения могут быть обособлены?

Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?

Анализ предложений, записанных на доске:

  1. Снег шел с самого утра весь день,/ не переставая/ (нераспространенное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).

Когда обособляются приложения?

  1. Онегин (сущ.), добрый мой приятель , родился на брегах Нивы (приложение относится к имени собственному и стоит после него).

Чем могут быть выражены обособленные определения?

Ответы учащихся по карточкам.

Итак, ребята, мы с вами продолжаем изучать тему «Обособленные члены предложения». Мы вспомнили, когда обособляются определения, обстоятельства, приложения. Тема сегодняшнего урока тесно связана с предыдущими.

  1. Объявление темы урока. Совместное целеполагание.

Постарайтесь сформулировать 2 вопроса, на которые мы дадим ответ, исходя из темы, записанной на доске:

  1. В чём особенность уточняющих обособленных членов предложения?
  2. Как расставляются знаки препинания при них?

Итак, ответы на эти вопросы должен знать каждый из вас к концу урока. Это в ваших руках! Я уверена, вы справитесь.

IV. Объяснение нового материала.

Как вы понимаете значение слова «уточняющие»?

Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя словарь (может быть индивидуальным заданием ученика).

Уточнить – сделать точнее.

С. Ожегов.

Уточнить – конкретизировать, детализировать, поставить точку над «i».

Словарь синонимов русского языка.

Уточнение – служение объема понятия, его ограничение.

Д. Розенталь.

Вспоминаем, что обособление – значит выделение, в том числе и пунктуационное. «Уточняющие» - те, которые делают точнее, понятнее, конкретнее, подробнее.

У уточняющих членов предложения должен быть объект для уточнения. Он называется близким по звучанию, но абсолютно противоположным по значению словом «уточняемые».

Чем отличаются лексически и грамматически слова «уточняющий» и «уточняемый»?

Работа с текстом.

Задание. Прочитайте текст.

Какие запятые использованы как разделительные знаки, а какие являются выделительными при обособленных обстоятельствах?

Семен глядел на середину реки. Там, перекате, звенели, ошибаясь, сильные водяные струи, под солнцем они сверкали, ослепляя, и неслись куда-то, а здесь, у берега, вода была спокойной, небольшие синевато-прозрачные волны, негромко шуршала, лизали мокрый песок.

(А. Иванова).

Какими членами предложения являются наречия там-здесь?

Достаточно ли конкретно их значение?

Сравните:

там

там, на перекате,

здесь

здесь, у берега,

В каком случае место действия обозначено конкретнее, точнее?

Поставьте вопрос а именно? от обстоятельства, выраженного наречием, и дайте на него ответ:

там (а именно?)…

здесь (а именно?)…

Определите, какую роль, на ваш взгляд, играют обстоятельства, стоящие после наречий.

Какие знаки препинания стоят при них?

Можно ли эти члены предложения назвать обособленными?

Ребята, уточняющими могут быть любые члены предложения – и главные, и второстепенные. И еще одно: уточняющие и уточняемые являются одним и тем же членом предложения.

  1. Домашнее задание.
  2. Закрепление материала.
  1. Работа с учебником (выборочное чтение параграфа «Обособление уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них»)
  2. Устные ответы учащихся.

Какие члены предложения называются уточняющими?

В чём их особенность? С какой интонацией произносят обособленные члены предложения?

Приступаем к выполнению задания.

Прочитайте предложения. Как вы думаете, какое задание я вам могу дать к ним?

Правильно, я попрошу вас вставить пропущенные буквы, выделить запятыми и подчеркнуть обособленные члены предложения.

1. Сегодня был день рождения Никиты одиннадцатое мая и назнач…но поднятие флага на пруду (А.Н. Толстой).

2. Далеко (далеко) в северной части Уральских гор в (не) непроглядной лесной глуши спряталась деревушка Тычки (Д. Мамин-Сибиряк).

3. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюш…й в деревушк… Моховое у самого леса (К. Паустовский).

Ребята, чтобы проверить ваши умения расставлять недостающие запятые и графически обозначать обособленные члены предложения, предлагаю вам выполнить небольшую работу.

А теперь внимание на экран: прочитайте, назовите уточняющие обстоятельства. Расставьте запятые.

Проверяем цепочкой расстановку запятых, комментируем свой ответ.

1. На зеленой горе жнецы жнут хлеб. А внизу над рекой раздается частый ровный топот конских копыт… Их много, от них стоит неясный гул там в темноте под горой.

2. Между тем там за чертой этого заколдованного круга жизнь кипела, волновалась, бурлила.

3. Однажды в ясный день ласковой и поздней осени хозяева и гости отправились в этот монастырь.

(В. Короленко).

Составьте каждый своё предложение с уточняющими обособленными членами предложения, выделите их графически, прокомментируйте постановку знаков препинания.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

А теперь подведем итог:

Какие члены предложения называются обособленными?

Какие члены предложения называются уточняющими? В чём их особенность?

Как расставляем знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения?

Какое задание на уроке было самым интересным? Что показалось трудным?

Итак, ребята, сегодня вы еще раз убедились, как важно изучать синтаксис, орфографию, пунктуацию. Это нелегко, но это в ваших руках! Под таким девизом прошел наш урок.

А теперь послушайте притчу:

Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.

Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

Все в твоих руках!

Ребята, скажите, как поступил ученик?

Он выпустил бабочку.

Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно.

Это в ваших руках!


Мальчик слушал с омраченным и грустным лицом. Когда певец пел о горе, на которой жнут жнецы, воображение тотчас же переносило Петруся на высоту знакомого ему утеса. Он узнал его потому, что внизу плещется речка чуть слышными ударами волны о камень. Он уже знает также, что́ такое жнецы, он слышит позвякивание серпов и шорох падающих колосьев. Когда же песня переходила к тому, что делается под горой, воображение слепого слушателя тотчас же удаляло его от вершин в долину... Звон серпов смолк, но мальчик знает, что жнецы там, на горе, что они остались, но они не слышны, потому что они высоко, так же высоко, как сосны, шум которых он слышал, стоя под утесом. А внизу, над рекой, раздается частый ровный топот конских копыт... Их много, от них стоит неясный гул там, в темноте, под горой. Это «идут казаки». Он знает также, что значит казак. Старика «Хведька», который заходит по временам в усадьбу, все зовут «старым казаком». Он не раз брал Петруся к себе на колени, гладил его волосы своею дрожащею рукой. Когда же мальчик по своему обыкновению ощупывал его лицо, то осязал своими чуткими пальцами глубокие морщины, большие обвисшие вниз усы, впалые щеки и на щеках старческие слезы. Таких же казаков представлял себе мальчик под протяжные звуки песни там, внизу, под горой. Они сидят на лошадях такие же, как «Хведько», усатые, такие же сгорбленные, такие же старые. Они тихо подвигаются бесформенными тенями в темноте и так же, как «Хведько», о чем-то плачут, быть может, оттого, что и над горой и над долиной стоят эти печальные, протяжные стоны Иохимовой песни, — песни о «необачном козачине», что променял молодую жёнку на походную трубку и на боевые невзгоды. Максиму достаточно было одного взгляда, чтобы понять, что чуткая натура мальчика способна откликнуться, несмотря на слепоту, на поэтические образы песни.

Неосмотрительном (укр.).

в воспоминании украинца как смутная греза, как отрывок из сна об историческом прошлом. Среди будничного и серого настоящего дня в его воображении встала вдруг эта картина, смутная, туманная, подернутая тою особенною грустью, которая веет от исчезнувшей уже родной старины. Исчезнувшей, но еще не бесследно! О ней говорят еще высокие могилы-курганы, где лежат казацкие кости, где в полночь загораются огни, откуда слышатся по ночам тяжелые стоны. О ней говорят и народное предание, и смолкающая все более и более народная песня:

Ой, там на горi тай женцi жнуть,

А по-пiд горою, по-пiд зеленою

Козаки iдуть!..

Козаки iдуть!..

На зеленой горе жнецы жнут хлеб. А под горой, внизу, идет казачье войско.

Максим Яценко заслушался грустного напева. В его воображении, вызванная чудесным мотивом, удивительно сливающимся с содержанием песни, всплыла эта картина, будто освещенная меланхолическим отблеском заката. В мирных полях, на горе, беззвучно наклоняясь над нивами, виднеются фигуры жнецов. А внизу бесшумно проходят отряды один за другим, сливаясь с вечерними тенями долины.

По переду Дорошенко

Веде свое вiйско, вiйско запорожське,

Хорошенько.

И протяжная нота песни о прошлом колышется, звенит и смолкает в воздухе, чтобы зазвенеть опять и вызвать из сумрака все новые и новые фигуры.

Мальчик слушал с омраченным и грустным лицом. Когда певец пел о горе, на которой жнут жнецы, воображение тотчас же переносило Петруся на высоту знакомого ему утеса. Он узнал его потому, что внизу плещется речка чуть слышными ударами волны о камень. Он уже знает также, что такое жнецы, он слышит позвякивание серпов и шорох падающих колосьев.

Когда же песня переходила к тому, что делается под горой, воображение слепого слушателя тотчас же удаляло его от вершин в долину...

Звон серпов смолк, но мальчик знает, что жнецы там, на горе, что они остались, но они не слышны, потому что они высоко, так же высоко, как сосны, шум которых он слышал, стоя под утесом. А внизу, над рекой, раздается частый, ровный топот конских копыт... Их много, от них стоит неясный гул там, в темноте, под горой. Это "идут казаки".

Он знает также, что значит казак. Старика "Хведька", который заходит по временам в усадьбу, все зовут "старым казаком". Он не раз брал Петруся к себе на колени, гладил его волосы своею дрожащею рукой. Когда же мальчик по своему обыкновению ощупывал его лицо, то осязал своими чуткими пальцами глубокие морщины, большие обвисшие вниз усы, впалые щеки и на щеках старческие слезы. Таких же казаков представлял себе мальчик под протяжные звуки песни там, внизу, под горой. Они сидят на лошадях такие же, как "Хведько", усатые, такие же сгорбленные, такие же старые. Они тихо подвигаются бесформенными тенями в темноте и так же, как "Хведько", о чем-то плачут, быть может, оттого, что и над горой и над долиной стоят эти печальные, протяжные стоны Иохимовой песни, - песни о "необачном [Необачный (укр.) - беспечный, неосмотрительный] козачине", что променял молодую жёнку на походную трубку и на боевые невзгоды.

Максиму достаточно

Одним из смысловых условий обособления второстепенных членов предложения является уточнение с помощью одних второстепенных членов значения других - чаще обстоятельств, реже дополнений.

Уточняющие члены выделяются интонацией в устной речи и запятыми на письме .

Сравните:

Около дома мы встретились.
Около дома, на скамейке, сидели дети.
Около дома не было никого, кроме детей.

Прочитайте текст.

Какие запятые использованы как разделительные знаки, а какие являются выделительными при обособленных обстоятельствах?

Семён глядел на середину реки. Там, на перекате, звенели, сшибаясь, сильные водяные струи, под солнцем они сверкали, ослепляя, и неслись куда-то, а здесь, у берега, вода была спокойной, небольшие синевато-прозрачные волны, негромко шурша, лизали мокрый песок.

(А. Иванов)

Какими членами предложения являются наречия там - здесь? Достаточно ли конкретно их значение?

Сравните:

там             там, на перекате,

здесь           здесь, у берега,

В каком случае место действия обозначено конкретнее, точнее?

Задайте вопрос а именно? от обстоятельства, выраженного наречием, и ответьте на него:

      там (а именно?) ...
      здесь (а именно?) ...

Определите, какую роль, на ваш взгляд, играют обстоятельства, стоящие после наречий.

Какие знаки препинания стоят при них?

Можно ли их назвать обособленными?

323. Запишите текст под диктовку и обозначьте графически обособленные члены предложения.

Уточняющее обстоятельство употребляется рядом с другим обстоятельством, имеющим более общее значение. Оно уточняет, раскрывает конкретнее содержание предшествующего обстоятельства.

Каждое из обстоятельств может быть выражено существительным с предлогом или наречием.

Обоз расположился в стороне от деревни, на берегу реки. (А. Чехов)

На прибрежном песке, неподалёку, лежал поваленный плетень. (М. Шолохов)

324. Прочитайте стихотворение И. Бунина. Запишите текст, графически обозначая все обособленные члены предложения. Объясните условия их обособления.

ЛЕТНЯЯ НОЧЬ

      «Дай мне звезду, - твердит ребёнок сонный, -
      Дай, мамочка...» Она, обняв его,
      Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
      Ведущих в сад. А сад, степной, глухой,
      Идёт, темнея, в сумрак летней ночи,
      По скату к балке. В небе, на востоке,
      Краснеет одинокая звезда...

325. Запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите запятыми и подчеркните обособленные члены предложения. С какой целью автор их использовал? Выполните синтаксический разбор 2, 3, 4, 6 и 8-го предложений.

1. Сегодня был день рождения Никиты одиннадцатое мая и назначено поднятие флага на пруду. (А. Н. Толстой) 2. Далеко (далеко) в северной части Уральских гор в (не)проходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. (Д. Мамин-Сибиряк) 3. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюш..й в деревушк.. Моховое у самого леса. (К. Паустовский) 4. В пяти ки(л, лл)ометрах от (не)большого пров..нц..ального городка на берегу ж..лтой и широкой реки возникло строительство. (В. Герасимова) 5. Весна (со)всех сторон окружала деревню. Она пришла (от)куда(то) (из)далека из тайги усталая, чуть плелась по степи, из последних сил обруш..лась на тракт, высуш..ла его. (К. Ларионова) 6. В каретнике на верстаке среди кольцом закрученных, пахучих струж..к Пахом выстрогал две доски и четыре ножки. (А. Н. Толстой) 7. (На)право речка в..лась син..ватой тенью между белых и пустынных полей. (На)лево над самой круч..й чернели избы, торчали журавли деревн.. Сосновки. (А. Н. Толстой) 8. Маленький домик стоял на горе над рекой на самом краю города. (К. Паустовский) 9. Вчера на восходе была такая тишина, что даже и щекой (не)уловишь, (не)почувствуешь, тишина была тише своего дыхания. Но с какой(то) стороны (по)своему что(то) чуть дышало на лес, и (от)того берёзки там густо уб..рались инеем. А здесь на другой стороне инея (не)было. (М. Пришвин)

326. Запишите. Укажите уточняющие обстоятельства. Расставьте запятые. Укажите обособленное определение. Чем оно выражено и почему обособлено?

1. На зелёной горе жнецы жнут хлеб. А внизу над рекой раздаётся частый ровный топот конских копыт... Их много, от них стоит неясный гул там в темноте под горой. 2. Между тем там за чертой этого заколдованного2 круга жизнь кипела, волновалась, бурлила. 3. Однажды в ясный день ласковой и поздней осени хозяева и гости отправились в этот монастырь. 4. Каждый год ранней весной в извес(?)ный день небольшой городок оживлялся и становился неузнаваемым. 5. Тёплою июльскою ночью бричка, запряжённая парою лошадей, остановилась на ночлег в поле у опушки леса.

(В. Короленко)

327. Запишите предложения, подчёркивая обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на и выделяя их запятыми. Объясните постановку других знаков препинания.

1. Максиму достаточно было одного взгляда, чтобы понять, что чуткая натура мальчика способна откликнуться несмотря на слепоту, на поэтические образы песни. (В. Короленко) 2. Однако несмотря на тяжёлые условия жизни на Алтае здесь были сделаны великие изобретения, которые могли бы значительно облегчить труд рабочего человека. К одному из замечательных изобретений относится первая в мире «огненная машина» - тепловой двигатель, сделанный мастером Барнаульского завода Иваном Ивановичем Ползуновым. (Е. Фёдоров) 3. Несмотря на здешний неправдоподобный воздух (очень душистый, мягкий и прозрачный) мы мечтаем о Солотче и считаем дни до отъезда. (К. Паустовский)

328. Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите из него предложения с обособленными определениями и приложениями. Какие выделительные знаки при них? Как доказать, что обособленные члены предложения использованы автором целесообразно? Чем вызвано использование в данном тексте восклицательных предложений? Какие ещё языковые средства служат для выражения эмоционального отношения автора к событию?

В один прекрасный день в нашем городе появились роликовые коньки - заграничная новинка, - о которых мы до сих пор не имели понятия. Превосходная штука!

Я увидел их впервые, когда по асфальтовому тротуару мимо наших ворот с шумом проехал незнакомый подросток, показавшийся мне гораздо выше своего настоящего роста. На его ногах я увидел металлические роликовые коньки, прочно прикреплённые к ботинкам ремешками с блестящими пряжками.

На каждом коньке было по четыре дутых колёсика - два впереди, два сзади, и эти колёсики на шариковом ходу с непривычным звуком - шумным, железным шорохом - катились по асфальту, делаясь сами цвета асфальта.

Какое божественное изобретение: кататься летом на коньках!

Как по мановению волшебного жезла роликовые коньки стали продаваться во всех игрушечных и спортивных магазинах, пополнив собою ассортимент летних игрушек: зелёных марлевых сеток для ловли бабочек, крокета, бамбуковых удочек с сигаровидными сине-красными поплавками, гамаков из крепкого кокосового шпагата и, конечно, фейерверка.

Всюду, где только были асфальтовые тротуары, с шумом и лязгом проносились мальчишки и девчонки, упоённые возможностью кататься на коньках летом по городу, где повсюду виднелись дымящиеся котлы асфальта, придающие и без того душному южному лету в городе нечто адское.

Так наступила эпоха роликовых коньков.

(По В. Катаеву)

329. Подумайте, о каком изобретении наших дней вы могли бы рассказать так же увлечённо, заинтересованно и эмоционально, как В. Катаев. Напишите об этом. Используйте, если потребуется, обособленные члены предложения.


Он, там на горi, тай женцi жнуть.

Всякому, кто слышал эту прекрасную народную песню в надлежащем исполнении, наверное, врезался в памяти ее старинный мотив, высокий, протяжный, будто подернутый грустью исторического воспоминания. В ней нет событий, кровавых сеч и подвигов. Это и не прощание козака с милой, не удалой набег, не экспедиция в чайках по синему морю и Дунаю. Это только одна мимолетная картина, всплывшая мгновенно в воспоминании украинца, как смутная греза, как отрывок из сна об историческом прошлом. Среди будничного и серого настоящего дня в его воображении встала вдруг эта картина, смутная, туманная, подернутая тою особенною грустью, которая веет от исчезнувшей уже родной старины. Исчезнувшей, но еще не бесследно! О ней говорят еще высокие могилы-курганы, где лежат козацкие кости, где в полночь загораются огни, откуда слышатся по ночам тяжелые стоны. О ней говорит и народное предание, и смолкающая все более и более народная песня:


Ой, там на горi, тай женцi жнуть,
А по-пiд горою, по-пiд зеленою
Козаки идуть!..
Козаки идуть!..

На зеленой горе жнецы жнут хлеб. А под горой, внизу, идет казачье войско.

Максим Яценко заслушался грустного напева. В его воображении, вызванная чудесным мотивом, удивительно сливающимся с содержанием песни, всплыла эта картина, будто освещенная меланхолическим отблеском заката. В мирных полях, на горе, беззвучно наклоняясь над нивами, виднеются фигуры жнецов. А внизу бесшумно проходят отряды один за другим, сливаясь с вечерними тенями долины.


По переду Дорошенко
Веде свое вiйсько, вiйсько запорожське
Хорошенько.

И протяжная нота песни о прошлом колышется, звенит и смолкает в воздухе, чтобы зазвенеть опять и вызвать из сумрака все новые и новые фигуры.

XIII

Мальчик слушал с омраченным и грустным лицом. Когда певец пел о горе, на которой жнут жнецы, воображение тотчас же переносило Петруся на высоту знакомого ему утеса. Он узнал его потому, что внизу плещется речка чуть слышными ударами волны о камень. Он уже знает также, что такое жнецы, он слышит позвякивание серпов и шорох падающих колосьев.

Когда же песня переходила к тому, что делается под горой, воображение слепого слушателя тотчас же удаляло его от вершин в долину…

Звон серпов смолк, но мальчик знает, что жнецы там, на горе, что они остались, но они не слышны, потому что они высоко, так же высоко, как сосны, шум которых он слышал, стоя под утесом. А внизу, над рекой, раздается частый ровный топот конских копыт… Их много, от них стоит неясный гул там, в темноте, под горой. Это «идут козаки».

Он знает также, что значит козак. Старика «Хведька», который заходит по временам в усадьбу, все зовут «старым козаком». Он не раз брал Петруся к себе на колени, гладил его волосы своею дрожащею рукой. Когда же мальчик по своему обыкновению ощупывал его лицо, то осязал своими чуткими пальцами глубокие морщины, большие обвисшие вниз усы, впалые щеки и на щеках старческие слезы. Таких же козаков представлял себе мальчик под протяжные звуки песни там, внизу, под горой. Они сидят на лошадях такие же, как «Хведько», усатые, такие же сгорбленные, такие же старые. Они тихо подвигаются бесформенными тенями в темноте и так же, как «Хведько», о чем-то плачут, быть может, оттого, что и над горой и над долиной стоят эти печальные, протяжные стоны Иохимовой песни, – песни о «необачном козачине», что променял молодую женку на походную трубку и на боевые невзгоды.

Максиму достаточно было одного взгляда, чтобы понять, что чуткая натура мальчика способна откликнуться, несмотря на слепоту, на поэтические образы песни.

Глава третья

I

Благодаря режиму, который был заведен по плану Максима, слепой во всем, где это было возможно, был предоставлен собственным усилиям, и это принесло самые лучшие результаты. В доме он не казался вовсе беспомощным, ходил всюду очень уверенно, сам убирал свою комнату, держал в известном порядке свои игрушки и вещи. Кроме того, насколько это было ему доступно, Максим обращал внимание на физические упражнения: у мальчика была своя гимнастика, а на шестом году Максим подарил племяннику небольшую и смирную лошадку. Мать сначала не могла себе представить, чтоб ее слепой ребенок мог ездить верхом, и она называла затею брата чистым безумием. Но инвалид пустил в дело все свое влияние, и через два-три месяца мальчик весело скакал в седле рядом с Иохимом, который командовал только на поворотах.

Таким образом слепота не помешала правильному физическому развитию, и влияние ее на нравственный склад ребенка было по возможности ослаблено. Для своего возраста он был высок и строен; лицо его было несколько бледно, черты тонки и выразительны. Черные волосы оттеняли еще более белизну лица, а большие темные, малоподвижные глаза придавали ему своеобразное выражение, как-то сразу приковывавшее внимание. Легкая складка над бровями, привычка несколько подаваться головой вперед и выражение грусти, по временам пробегавшее какими-то облаками по красивому лицу, – это все, чем сказалась слепота в его наружности. Его движения в знакомом месте были уверенны, но все же было заметно, что природная живость подавлена и проявляется по временам довольно резкими нервными порывами.

II

Теперь впечатления слуха окончательно получили в жизни слепого преобладающее значение, звуковые формы стали главными формами его мысли, центром умственной работы. Он запоминал песни, вслушиваясь в их чарующие мотивы, знакомился с их содержанием, окрашивая его грустью, весельем или раздумчивостью мелодии. Он еще внимательнее ловил голоса окружающей природы и, сливая смутные ощущения с привычными родными мотивами, по временам умел обобщить их свободной импровизацией, в которой трудно было отличить, где кончается народный, привычный уху мотив и где начинается личное творчество. Он и сам не мог отделить в своих песнях этих двух элементов: так цельно слились в нем они оба. Он быстро заучивал все, что передавала ему мать, учившая его игре на фортепиано, но любил также и Иохимову дудку. Фортепиано было богаче, звучнее и полнее, но оно стояло в комнате, тогда как дудку можно было брать с собой в поле, и ее переливы так нераздельно сливались с тихими вздохами степи, что порой Петрусь сам не мог отдать себе отчета, ветер ли навевает издалека смутные думы, или это он сам извлекает их из своей свирели.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!