Смутное время в россии. Смутное время (Смута)

ДЕНЬ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО В ИСТОРИИ РОССИИ.

" 4ноября – день Казанской иконы Божьей Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства".

Константин Маковский: «Воззвание Минина к нижегородцам. 1611 год».

Мистер икс российской истории.

Минин и Пожарский. 1939 .


1 6 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Но ведь Москва ещё была в руках поляков!

А теперь, обратимся к фактам. В книге «Россия под скипетром Романовых. Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год », вышедшей в Санкт – Петербурге в 1912 году, к 300-летию династии Романовых, на странице № 26, мы читаем: «… 22 октября Русские взяли приступом Китай-город, а через четыре дня (т.е. 26-го октября 1612 года – автор ) поляки должны были сдать и самый Кремль. Великая Русская столица – Белокаменная Москва – снова принадлежала Русскому народу». Судя по тексту, Москва была освобождена вовсе не 22 октября (4 ноября по новому стилю), а именно 26 октября, т.е. 7 ноября по новому стилю.

Как, скажите, это вяжется со словами: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе» ?

Вот другой пример. В брошюре доктора исторических наук, профессора МГУДТ Н.В.Спирина и кандидата исторических наук, доцента МГУДТ Л.А.Андреева под названием: «История России. Хронологический справочник», выпущенный в помощь студентам, на странице № 18 читаем: «1612. 26 октября. Польский гарнизон в Москве капитулировал ».

Так почему же днём освобождения столицы от польских захватчиков в 1612 году значится 4-е, а не 7-е ноября?

Прошу обратить внимание и на сайт Министерства обороны Российской Федерации, в частности на раздел: "Освобождение Москвы от поляков. 1612 год".

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский Кузьма Минич Минин (Анкудинов)

Освобождение Москвы (1612 год).

Обратите внимание, в фильмах говорится, что польский гарнизон капитулировал 26 октября 1612 года, что соответствует - 7 ноября по новому стилю. Так откуда же взялось - 4 ноября?

Не ФАКТ. 90 выпуск 2018. Смутное время.


Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр-I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции".

ФИЛЬМЫ В ТЕМУ.

ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ.

Романовы.

Николай Мордиков.

Итоговая работа по теме «Смутное время» I вариант.

1. Венчание на царство Бориса Федоровича Годунова произошло?

2. Восстание Хлопка вспыхнуло:

а) в Юго-западных уездах страны;

б) на севере страны;

в) на Урале и Сибири.

3. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:

а) Гаврила Принцип;

б) Григорий Отрепьев;

в) Василий Шуйский.

4. Народ принимает Лжедмитрия II , потому что:

а) мечтали о новых землях;

б) хотели поменять религию;

в) надеялись на «доброго царя».

5. Первое ополчение возглавил?

а) Д.Т. Трубецкой;

б) П. Ляпунов;

в) И.М. Заруцкий.

6. Смоленск находился в осаде в период интервенции в течении?

а) 20-ти месяцев;

б) 15-ти месяцев;

в) 7-и месяцев.

7. Временное правительство в период смуты называлось?

а) «Союз крестьян и дворян»;

б) «Казачий совет»;

в) «Совет всея земли».

8. В конце октября 1612 года интервенты:

а) капитулировали;

б) одержали победу;

в) бежали в свою страну за помощью.

9. Смутное время сильно ослабило Россию, и …

10. Первым царем династии Романовых был?

а) Алексей Михайлович;

б) Михаил Федорович;

в) Дмитрий Иванович.

Итоговая работа по теме «Смутное время» II вариант.

    «Тушинским вором» называли:

    1. Прокопия Ляпунова;

      2) Лжедмитрия II ;

      3) Степана Разина;

      4) Лжедмитрия I

    Создание первого ополчения в период Смутного времени связано с именем:

    1. Александра Меньшикова;

      2) Бориса Годунова;

      3) Василия Шуйского;

      4)Прокопия Ляпунова

    В каком году началось царствование династии Романовых?

  1. Временное правительство в период смуты называлось?

    а) «Союз крестьян и дворян»;

    б) «Казачий совет»;

    в) «Совет всея земли».

    Смутное время сильно ослабило Россию, и …

    а) дало возможность захватить русскую землю Речью Посполитой;

    б) показало силу русского народа;

    в) еще надолго сохранилось безвластие.

    Причина восстания под предводительством И. Болотникова:

    1. массовое привлечение крестьян на строительство флота

      протест против церковной реформы

      усиление феодального гнета

      введение рекрутской повинности

    Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось в:

    1. создании нового органа власти – Земского собора

      обещании царя подданным соблюдать законность

      введение нового принципа наследования престола

      учреждении в России патриаршества

8.Что является итогом Смуты?

1.воцарение династии Романовых

2.союз с Речью Посполитой против Крымского ханства

3.установление сословно-представительной монархии в России

4.утрата независимости Российского государства

9.Событие, получившее в истории название «угличская драма», связано с:

    1. гибелью царевича Дмитрия;

      походом Лжедмитрия I ;

      смертью Бориса Годунова;

      восстанием под предводительством И. Болотникова.

10. Производство, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, называется :

    мануфактурой;

    фабрикой;

Ответы к итоговой работе по теме « Смутное время»

1вар.

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Действительность

24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики . Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.

Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601-1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения (Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября . По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября .

Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы. Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.

Источники и литература

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 2007.

История - это не художественный фильм, где яркий положительный герой, как правило, бьется со злобным отрицательным антигероем. История, как и натура человеческая, весьма сложна и противоречива. Однако в нашей стране, как и в ряде других, историю порой пишут, как сценарий художественного фильма, откровенно передергивая факты, выделяя там одиозных героев и антигероев. Вот и новомодный 1612 год пытаются представить как простую схватку добра со злом.

И ПРИШЕЛ МИНИН?

Страна погибает, народ стонет под гнетом захватчиков, но тут появляется Минин и всех спасает. Примерно так выглядит официальная сказка о нижегородском ополчении, материализовавшаяся в новый праздник – День народного единства. В действительности нижегородцы проявили способности брать инициативу в свои руки гораздо раньше.

Первый раз это случилось после убийства самозванца Лжедмитрия I, когда московские бояре наспех провозгласили царем князя Василия Шуйского. Собственно это и привело к расколу страны, когда многие регионы отказались признавать власть «боярского царя», а часть людей при этом взялась за оружие.

По стране разливался огонь гражданской войны. Фигурой, которая стала притягивать всех недовольных, оказался Лжедмитрий II, обосновавшийся в Тушино под Москвой. Нижегородцы же, в отличие от жителей Балахны и Арзамаса, а также татар, чувашей и марийцев, встали за Шуйского. Фактически город оказался в окружении.

В отличие от соседей нижегородцы выступали за стабильность и порядок. Только эти условия могли обеспечить процветание волжской торговле, которой жил Нижний. В течение 1608 – 1609 годов наши вели успешные боевые действия против тушинцев. Таким образом, еще до прихода Минина нижегородцы героически противостояли интервентам и их сторонникам.

БЫЛО ЛИ ВОЗЗВАНИЕ К НАРОДУ?

Благодаря картине К.Е. Маковского, а также сделанному по ее мотивам памятнику на пл. Минина, многие представляют себе воззвание земского старосты Минина к народу как некое пламенное революционное выступление у церкви Иоанна Предтечи на Нижнепосадском торгу, которая была перестроена в 1683 г. в камне и в таком виде дошла до наших дней.

Однако никаких реальных исторических сведений о том, что Минин устраивал митинги и публичные обращения, нет. По мнению известного нижегородского историка Павла Чеченкова, если такой призыв и имел место, то он должен был состояться у церкви Николы на Торгу, возле которой располагалась земская изба. На месте храма сейчас возвышается бизнес-центр «Муравей».

Предложение Кузьмы Минина, как считает Чеченков, являлось деловым, практическим и требовало серьезного обсуждения сначала с единомышленниками, потом с более широким кругом представителей посада, затем с городскими властями, а не криков и театральных поз на Базарной площади. Некоторые современные ученые, анализируя источники, приходят к выводу о том, что первоначальная идея состояла в создании отрядов самообороны, и лишь потом она превратилась в нечто большее.

Нередко вводит в заблуждение слово «ополчение». По аналогии с 1941 годом люди полагают, что оно означает толпу добровольцев, вставшую на защиту родины. Именно поэтому многие думают, что Минин попросту призвал весь народ браться за оружие и идти освобождать Москву.

Но и это не так: он лишь предложил посадскому населению выполнить свой долг, т.е. собрать деньги для найма ратных людей – профессионалов в своем деле. Таковыми являлись, прежде всего, дворяне. Следует напомнить, что в средневековом обществе существовало представление об «установленных всевышним» обязанностях сословий: духовенство пасет божье стадо, дворянство с оружием в руках защищает, а горожане и крестьяне трудятся и всех содержат.

Таким образом, пресловутое «ополчение» состояло вовсе не из простолюдинов с топорами и вилами, а из профессиональных ратников, получавших зарплату по контракту.

БЫЛИ ЛИ ИНТЕРВЕНТЫ?

Основой предстоящего праздника считается некая победа над некими «интервентами», одержанная благодаря «народному единству». То есть как бы еще одна «отечественная война». В действительности же никаких армий «ляхов», грабивших русские города, не было.

Фактически речь шла о гражданской войне между сторонниками и противниками польского короля Сигизмунда III. Многие бояре и служилые люди поддерживали последнего, признав своим царем. Собственно, сам по себе факт воцарения иностранной династии был не нов для России, ведь те же Рюриковичи пришли к нам из Скандинавии. А с середины XVIII века страной правили немцы. И никого это не возмущало.

Посему вопрос, от кого же освободили Москву в 1612 году, является весьма спорным. Московский гарнизон Речи Посполитой, как официально именовались войска «оккупантов», засевшие в столице, был пестрым по этническому составу, и поляки в нем отнюдь не преобладали: там были литовцы, украинцы, наемники из Германии и Франции, а по большей части русские, в том числе казаки.

Согласно распространенной версии. события начала ноября 1612 года предстают некой решающей победой над «интервентами». В действительности положение поляков в России стало критическим уже в конце 1611 года, когда их московский гарнизон был практически изолирован и почти не получал подкрепления и продовольствия.

Сдача города была лишь вопросом времени. Последней надеждой оккупантов был корпус гетмана Ходкевича, который пытался прорваться к Москве с провиантом. Однако в ходе тяжелейшего трехдневного сражения 5 – 7 сентября (по новому стилю) ополченцы разгромили противника и захватили всю предназначавшуюся полякам еду. Именно этот бой, по сути, стал решающей победой.

Далее начались переговоры о капитуляции, перемежавшиеся мелкими стычками и схватками. Что касается 4 ноября, то в этот день один из отрядов ополченцев захватил часть укреплений Китай-города, заставив поляков отступить в Кремль. Сей эпизод отнюдь не был «решающим» и предопределившим окончание Смутного времени. Бои местного значения шли и 5 ноября, и только вечером того же дня командование гарнизона подписало капитуляцию. А открывание ворот и сдача вообще произошла уже 6 ноября. Таким образом, Кремль - олицетворение государственности России - был освобожден именно в этот день.

Откуда тогда взялась отмечаемая ныне дата 4 ноября? Все дело в том, что согласно церковной мифологии находившийся в плену Архангельский архиепископ (по названию одноименного собора в Кремле, где хоронили царей) Арсений Елассонский именно в ночь на 5 ноября увидел «чудо».

Ему, якобы, явился дух Сергия Радонежского и сообщил пророчество, что не далее как завтра состоится «извержение врагов из града». Весть эта удивительным образом совпала с праздником почитаемой иконы Казанской Божьей Матери. Церковь, естественно, узрела в этом не случайное совпадение, а символическую связь «чудотворной иконы» с «пророчеством» и освобождением Москвы.

И в последующие столетия получился православный праздник «два в одном».

В 1612 ГОДУ РОССИЯ ОТСТОЯЛА СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ?

Согласно официальной версии не далее как 11 июня 1613 года у России появился новый царь – Михаил Романов. Однако «царь» - это одно название! Было тогда Михаилу 16 лет, и править самостоятельно он не мог. Фактически правлением занималась его мать – инокиня Марфа, в миру Ксения Романова, а также ее ближние родственники.

Через шесть лет в Москву вернулся Филарет – отец «царя» Михаила и муж инокини Марфы. Он быстро вошел в государственные дела и узурпировал власть в стране. Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич».

Однако и это не главное. А главное то, что формально Московским царем и Великим князем Московским до 1634 года был сын Сигизмунда III - Владислав IV Ваза. Еще в 1610 году он был приглашен на царство московскими боярами и духовенством и 17 августа того же года был торжественно коронован в Успенском кафедральном соборе.

Впоследствии Владиславу присягнули на верность почти все жители Москвы и многих западных городов. То есть в момент, когда Минин и Пожарский собирали ополчение, у России уже был законный и признанный народом царь!

Неудивительно, что западные короли и монархи не восприняли всерьез последующее «воцарение» Михаила Романова. Ведь Московитская корона хранилась в Польше у Владислава Вазы и надевалась им только на официальные мероприятия. Кроме того, именно польский король в то время был реальным правителем большей части русских и украинских земель.

Граница проходила всего в 100 км от Москвы, а за ней лежали земли, заселенные в основном не русскими, а мордвой, чувашами, татарами и другими неславянскими народами. При этом до 60-х годов XVII века Московия официально являлась младшим вассалом Речи Посполитой и вассалом Швеции.

Таким образом, главный миф заключается в том, что ополчение Минина и Пожарского боролось за независимость России. Фактически же речь шла о банальной борьбе за власть между двумя группировками, на стороне одной из которых и выступили «спасители».

В заключение следует сказать, что сама Смута в 1612 году тоже не закончилась. В 1613 – 1614 гг. юго-восток страны охватило движение атамана Заруцкого, в 1615 г. в центральных уездах вспыхнуло восстание казаков, едва не захвативших Москву.

В последующие годы, а фактически весь XVII век разоренную страну сотрясали бунты, восстания и иные антиправительственные выходки; по сути это была столетняя гражданская война. Так что ни о каком «народном единстве» не может быть и речи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!