Сочинение анализ поэзии Н. «Сочинение анализ поэзии Н

Сочинение

Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. «Из души живые звуки в стройный просятся мотив», - писал поэт в стихотворении «Весна на море ».

И действительно, стройность мотива в стихах Рубцова удивительная. Читая его произведения, не устаешь удивляться тому, как послушны автору слова, как естественно складываются они в строки, а строки плавно переходят одна в другую. О чем бы ни писал Николай Рубцов - во всем неповторимая гармония, сила, красота. В его стихотворениях - прелесть русской природы, искренняя любовь к родному краю, насыщенная и многообразная внутренняя жизнь человека. В них - и биография самого поэта. «Стихи пытался писать еще в детстве», - говорит автор. Плененный занимательными книгами о морских путешествиях, юный Николай Рубцов буквально бредил морем. И его глубокие, искренние чувства уже тогда выливались в стихотворные строки:

* Вечно в движении, вечно волна,
* (Шумны просторы морские),
* Лишь человеку покорна она,
* Сила суровой стихии.
* К морю нельзя равнодушным быть…
* Если, настойчиво споря,
* Ты говоришь: «Не могу любить»
* Значит, боишься моря.

С годами зов моря не только не ослабнет в душе поэта, а станет еще сильнее, и он осуществит свою мечту. Море станет одной из самых ярких страниц его жизни и в то же время первым серьезным испытанием, суровой жизненной школой. Море останется его первой и, возможно, самой сильной любовью. Такой же сильной, как любовь к родине, к родному селу Никольское, где прошло детство поэта:

* Деревья, избы, лошадь на мосту,
* Цветущий луг - везде о них тоскую.
* И разлюбив всю эту красоту,
* Я не создам, наверное, другую…

Так трогательно и проникновенно писал Рубцов в стихотворении «Утро». И он никогда не смог разлюбить красоту милых сердцу мест. Где бы ни находился поэт, его душа всегда остается на родине, в ее лугах, полях, лесах, в стогах сена и пении птиц:

* Но моя родимая землица
* Надо мной удерживает власть, -
* Память возвращается, как птица,
* В то гнездо, в котором родилась.
* И вокруг любви непобедимой
* К селам, к соснам, к ягодам Руси
* Жизнь моя вращается незримо,
* Как земля вокруг своей оси, -
* признается автор в стихотворении «Ось».

Часто, особенно по вечерам, поэт любил погружаться в воспоминания детства - воспоминания о родном селе, о милой сердцу природе, о постоянно манящем море. И в эти моменты в его душе рождались самые поэтические строки. Наверное, поэтому Николай Рубцов больше всего любил одиночество:

* В горьких невзгодах прошедшего дня
* Было порой невмочь.
* Только одна и утешит меня
* Ночь, черная ночь.

Ночью, в одиноких раздумьях, он находил успокоение и даже утешение. И стихотворения, созданные в часы этих раздумий, передают сложный душевный мир лирического героя, все оттенки его психологического состояния. Внутренней жизни человека, его душе поэтом посвящено немало прекрасных строк. «Все темы души - это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны», - удивительно точно сказал Н. Рубцов. О чем бы он ни писал, он всегда стремился подчиняться не одному рассудку, но и чувству. Возможно, даже чувству - в большей степени, потому что, как писал поэт в своем стихотворении «О чем писать?»:

* Но если нет
* Ни радости, ни горя,
* Тогда не мни,
* Что звонко запоешь,
* Любая тема -
* Поля или моря,
* И тема гор -
* Все это будет ложь!

Николай Рубцов писал чувством, писал сердцем, самой душой.

В 2016 году Николай Рубцов мог бы отметить 80-летний юбилей, но поэт дожил лишь до 35. Его жизнь, похожая на вспышку кометы, оборвалась неожиданно и странно. Но Рубцов успел сделать главное – признаться в любви к России. Поэзию и биографию поэта сравнивают с творческой судьбой . Такая же короткая, трагически оборванная жизнь. Такие же пронзительные и полные потаенной боли стихи.

Детство и юность

Родился поэт в 1936 году на Севере. В селе Емецк, рядом с Холмогорами , прошел первый год жизни Николая Рубцова. В 1937-м семейство Рубцовых переехало в городок Няндому в 340 километрах южнее Архангельска, где глава семейства три года руководил потребительским кооперативом. Но и в Няндоме Рубцовы прожили недолго – в 1941 году перебрались в Вологду, где их застала война.

Отец отправился на фронт, связь с ним утратилась. Летом 1942 года не стало матери, а вскоре и годовалой сестренки Николая. Боль утраты вылилась у 6-летнего мальчика в первое стихотворение. В 1964 году Николай Рубцов вспомнил о пережитом в стихе «Тихая моя родина»:

«Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои».

Николая Рубцова со старшим братом как сирот определили в детский дом в «Николах», так в народе называли село Никольское. Годы детдомовской жизни поэт вспоминал с теплотой, несмотря на полуголодное существование. Николай старательно учился и окончил в Никольском 7 классов (в бывшей школе обустроили Дом-музей Н. М. Рубцова). В 1952 году молодой литератор поступил на работу в Тралфлот.


В сохранившейся автобиографии Рубцова указано, что он сирота. На самом деле отец вернулся с фронта в 1944-м, но из-за утраченного архива не нашел детей. Михаил Рубцов женился во второй раз. Забегая вперед, с отцом 19-летний Николай встретился в 1955-м. Спустя 7 лет Рубцов-старший умер от рака. Два года, начиная с 1950-го, Николай был студентом «лесного» техникума в Тотьме.


После окончания год трудился кочегаром, а в 1953-м отправился в Мурманскую область, где поступил в горно-химический техникум. На втором курсе, зимой 1955 года, студента Николая Рубцова отчислили из-за проваленной сессии. А в октябре 19-летнего поэта призвали служить на Северном флоте.

Литература

Литературный дебют Николая Рубцова состоялся в 1957 году: его стихотворение напечатала областная газета в Заполярье. Демобилизовавшись в 1959 году, северянин отправился в город на Неве. Зарабатывал на жизнь, трудясь слесарем, кочегаром и заводским шихтовальщиком. Познакомился с поэтами Глебом Горбовским и Борисом Тайгиным. Тайгин помог Рубцову пробиться к публике, выпустив летом 1962 года самиздатовским способом первый поэтический сборник «Волны и скалы».


В том же году Николай Рубцов стал студентом московского Литературного института. Пребывание в вузе не раз прерывалось: из-за ершистого характера и пристрастия к спиртному Николая отчисляли и вновь восстанавливали. Зато в эти годы вышли сборники «Лирика» и «Звезда полей». В те годы культурная жизнь Москвы бурлила: на эстраде гремели стихи , и .


В эту громогласность провинциал Рубцов не вписывался – он был «тихим лириком», не «жег глаголом». Характерны почти есенинские строки стихотворения «Видения на холме»:

«Люблю твою, Россия, старину.
Твои леса, погосты и молитвы».

Творчество Николая Рубцова отличалось от сочинений модных шестидесятников, но поэт и не стремился следовать моде. В отличие от и Ахмадулиной, он не собирал стадионы, но поклонники у Рубцова были. Писать крамольные строчки он тоже не боялся. В «Осенней песне», которую полюбили барды, есть куплет:

«Я в ту ночь позабыл
Все хорошие вести,
Все призывы и звоны
Из Кремлевских ворот.
Я в ту ночь полюбил
Все тюремные песни,
Все запретные мысли,
Весь гонимый народ».

Стихотворение написано в 1962 году, и за такое власти по голове не гладили.


В 1969-м Николай Рубцов получил диплом и стал штатным сотрудником газеты «Вологодский комсомолец». За год до этого литератору дали однокомнатную квартиру в «хрущевке». В 1969-м вышел сборник «Душа хранит», а через год последнее собрание стихов «Сосен шум». Сборник «Зеленые цветы» был готов к печати, но вышел после смерти Николая Рубцова. В 1970-х изданы поэтические сборники «Последний пароход», «Избранная лирика», «Подорожники» и «Стихотворения».

Песни на стихи Рубцова

Поэтические произведения Николая Рубцова стали песнями, впервые прозвучавшими в 1980-90-е. Ту же «Осеннюю песню», только без крамольного куплета, спел . Музыку к ней написал композитор Алексей Карелин. На конкурсе «Песня-81» Гинтаре Яутакайте спела «В горнице моей светло» (композитор ). В следующем году на музыку положили стих «Звезда полей». Композицию исполнил (альбом «Звезда полей»).

Популярная ленинградская группа «Форум» тоже ввела в репертуар песню на стихи поэта «Улетели листья». Одноименная композиция попала в альбом «Белая ночь», вышедший в середине 1980-х. Стих «Букет» спел : мелодия и слова «Я буду долго гнать велосипед» известны не одному поколению советских людей. В конце 1980-х песня звучала на всех концертах.

Строчки стихотворения «Букет» написаны Николаем Рубцовым в годы службы на Северном флоте. В 1950-х в поселке Приютино под Ленинградом, где жил брат Рубцова Альберт, Николай познакомился с девушкой Таей Смирновой. В 1958-м поэт приехал на побывку, но встреча с Таей оказалась прощанием: девушка встретила другого. В память о юношеской любви осталось стихотворение, написанное Рубцовым за 15 минут.

В 2000-х к поэзии Николая Рубцова вернулись: песню «Отцветет да поспеет на болоте морошка» спела , а группа «Калевала» ввела в репертуар композицию на стихотворение «Нагрянули».

Личная жизнь

1962 год для поэта был насыщен событиями. Николай Рубцов поступил в литинститут и познакомился с Генриеттой Меньшиковой, женщиной, родившей ему дочь. Меньшикова жила в Никольском, где заведовала клубом. Николай Рубцов приезжал в «Николу» повидаться с одноклассниками, отдыхал и писал стихи. В начале 1963 пара сыграла свадьбу, но без официального оформления отношений. Весной того же года на свет появилась Леночка. В Никольском поэт бывал наездами – он учился в Москве.


В 1963 году в институтском общежитии Рубцов познакомился с начинающей поэтессой Людмилой Дербиной. Мимолетное знакомство тогда ни к чему не привело: Николай не произвел на Люсю впечатления. Девушка вспомнила о нем в 1967 году, когда в руки попался свежий сборник стихов поэта. Людмила влюбилась в поэзию Николая Рубцова и поняла, что ее место рядом с ним.


У женщины уже был за спиной неудавшийся брак и дочь Инга. Летом Людмила приехала в Вологду и осталась с Николаем, для которого поэтесса Люся Дербина стала роковой любовью. Их отношения ровными не назвать: у Рубцова было пристрастие к спиртному. В состоянии опьянения Николай перерождался, но запои сменялись днями покаяния. Пара то ссорилась и расставалась, то вновь мирилась. В начале января 1971 года влюбленные пришли в ЗАГС. День свадьбы назначили на 19 февраля.

Смерть

До бракосочетания поэт не дожил ровно месяц. Его строки «Я умру в крещенские морозы» оказались пророчеством. О событиях той страшной ночи и сегодня спорят. Николая Рубцова нашли мертвым на полу квартиры. В непредумышленном убийстве призналась Людмила Дербина.


Патологоанатомы сошлись во мнении, что причиной смерти стало удушение. Женщину осудили на 8 лет, выпустили по амнистии через 6. В интервью журналистам она рассказала, что во время ссоры той крещенской ночью у выпившего Рубцова случился инфаркт. Вины Людмила так и не признала. Похоронили Николая Рубцова, как он завещал, на Пошехонском кладбище в Вологде.

Библиография

  • 1962 – «Волны и скалы»
  • 1965 – «Лирика». Архангельск
  • 1967 – «Звезда полей»
  • 1969 – «Душа хранит». Архангельск
  • 1970 – «Сосен шум»
  • 1977 – «Стихотворения. 1953-1971»
  • 1971 – «Зеленые цветы»
  • 1973 – «Последний пароход»
  • 1974 – «Избранная лирика»
  • 1975 – «Подорожники»
  • 1977 – «Стихотворения»

В 1962 году Рубцов экстерном окончил школу рабочей молодёжи и поступил в Литературный институт имени А.М. Горького в Москве.

Через год он был исключён из института за «хулиганский поступок». В ходе собственного расследования студенты Литинститута выяснили причину исключения. В Центральном доме литераторов проходило заседание работников образования. Рубцов из любопытства задержался в дверях зала заседания в тот момент, когда один из докладчиков зачитывал список поэтов, творчество которых можно рекомендовать для изучения в школе. Не услышав в этом списке имени Есенина, Рубцов крикнул: «А Есенин где? Ты почему о Есенине умолчал?»

Вёрсты все потрясённой земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.
Сергей Есенин

Вскоре поэт был восстановлен в институте, но переведён на вечернее отделение. Общежитие ему теперь не полагалось - Рубцову негде было жить. На фоне серьёзных бытовых проблем с особой силой в эти годы расцвёл его поэтический дар.

С 1964 года Рубцов становится постоянным автором журналов «Молодая гвардия», «Октябрь», еженедельника «Литературная Россия» и других изданий.

В это время поэта во второй раз отчисляют из института, и он отправляется в Никольское. За полтора месяца Рубцов, по его признанию в письме к А. Яшину, «написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и неплохие, и есть вроде бы ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас». Здесь необходимо заметить, что стихи Рубцов не писал, а сочинял в уме: «Вообще я почти никогда не использую ручку и чернила и не имею их. Далее не все чистовики отпечатываю на машинке - так что умру, наверно, с целым сборником, да и большим, стихов, “напечатанных” или “записанных” только в моей беспорядочной голове».

В августе на страницах журнала «Октябрь» появилась первая объёмная публикация Рубцова, включающая такие шедевры, как «Звезда полей», «Видения на холме», «Русский огонёк». В том же году Рубцов сдаёт в набор в Архангельское книжное издательство свою первую книгу под названием «Лирика».

Россия, Русь - куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!

Видения на холме

Конец ноября - начало декабря Рубцов провёл в Вологде, жил у поэта Б. Чулкова. Занимаясь самообразованием, читал русских и европейских поэтов. Особенный интерес в течение всей жизни Рубцов проявлял к поэзии Ф.И. Тютчева. По словам В. Кожинова, «он буквально не расставался с тютчевским томиком и, ложась спать, клал его под подушку».

Через полгода после отчисления из Литинститута, в январе 1965 года, Рубцова опять восстановили, но на заочном отделении. И теперь поэт жил то в Москве во время экзаменационной сессии, то в Николе, то в Вологде. В том же году он заключил договор с издательством «Советский писатель» на издание своей второй книги «Звезда полей». Опубликованный в Архангельске первый сборник «Лирика» (1965) остался незамеченным литературной критикой, хотя в него вошли замечательные стихотворения «Тихая моя родина!..», «Утро утраты» и многие другие, в которых в полную силу были заявлены ключевые для поэта темы малой родины, жизни и смерти, поэта и поэзии.

В своих истоках лирика Н.М. Рубцова восходит к традициям и народной поэзии, и русской классики. Поэту удалось «...книгу Тютчева и Фета / Продолжить книгою Рубцова!..» («Я переписывать не стану...», 1965). Размышления на эту тему - в стихотворении «О чём писать?», лирический герой которого словно вступает в диалог с писателем из лермонтовского стихотворения «Журналист, читатель и писатель»:

О чём писать? Восток и юг
Давно описаны, воспеты;
Толпу ругали все поэты,
Хвалили все семейный круг;
Все в небеса неслись душою.
Взывали, с тайною мольбою,
К N. К, неведомой красе, -
И страшно надоели все.
М. Лермонтов

О чём писать?
На то не наша воля!
Тобой одним
Не будет мир воспет!
Ты тему моря взял
И тему поля,
А тему гор
Другой возьмёт поэт!
Но если нет
Ни радости, ни горя,
Тогда не мни,
Что звонко запоёшь,
Любая тема -
Поля или моря,
И тема гор -
Всё это будет ложь!

Н. Рубцов

Как видим, в стихотворениях Рубцова ответ найден: искренность душевного переживания, выраженного поэтом, - вот основа художественного творчества.

И в самом деле, о чём бы ни писал Н. Рубцов, будь то даже известные нам но русской классике образы - деревня, берёзы, цветы, зимняя ночь, конь, - всё это наполнено по-рубцовски особенным чувством нежности, благодарного приятия того, что даровано нам свыше: «Доволен я буквально всем! / На животе лежу и ем / Бруснику, спелую бруснику!» («В осеннем лесу»).

Основу целостности поэтического мира, сотворённого Рубцовым, составляет мотив движения во времени (из настоящего в прошлое и будущее, из конкретного дня в вечность) и пространстве (от избы к безграничному мирозданию). Сам же мотив движения обусловлен центральными образами поэтического мира - родины и дороги.

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племён!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времён...

«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», 1963

Герой этой элегической баллады - «таинственный всадник, неведомый отрок...» - вечный всадник, странствующий одновременно в пространстве-времени с заклинанием: «Отчизна и воля - останься, моё божество! / Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды! / Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!»

Гимном гостеприимству русской души можно назвать стихотворение Рубцова «Русский огонёк» (1964). Кроме буквального смысла - «сторожевой» - огонёк в стихотворении имеет и несколько не столь явных, но глубоких философских значений. В ночном небе не светят путнику звёзды, нет огня «в тусклом взгляде» хозяйки дома, в который зашёл он. Но душевное тепло хранится на земле. «Жёлтые снимки на Руси» - это огоньки памяти, которые противостоят «огню» вражды - «Огнём, враждой / Земля полным-полна, / И близких всех душа не позабудет...». Огонь в печи согревает тело, а душевное тепло врачует душу не только одинокого путника, но и всех нас - странствующих «среди тревог великих и разбоя», наделяя ответным теплом:

- Господь с тобой! Мы денег не берём!
- Что ж, - говорю, - желаю вам здоровья!
За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...

Образы пространства/времени, покоя/движения, света/ тьмы, бури/покоя, души/рассудка составляют основу «Философских стихов» (1964). Лирический герой размышляет о смысле жизни, о природе человеческого счастья, об отношении холодного рассудка к полной страстей человеческой душе:

Но я пойду! Я знаю наперёд,
Что счастлив тот, хоть с ног его сбивает,
Кто всё пройдёт, когда душа ведёт,
И выше счастья в жизни не бывает!

«Философские стихи» в полной мере проясняют жизненное кредо их автора, откликающегося на зов души во всех своих делах.

1966-1967 годы - время странствий поэта. Он побывал с творческой командировкой от журнала «Октябрь» на Алтае, где создал стихотворения «В сибирской деревне», «Весна на берегу Бии», «Шумит Катунь», посвящённое писателю В.П. Астафьеву:

Катунь, Катунь - свирепая река!
Поёт она таинственные мифы
О том, как шли воинственные скифы, -
Они топтали эти берега!

В 1967 году Рубцов с вологодскими писателями принимал участие в поездке по Волго-Балтийскому каналу. Писатели выступали в сельских клубах, домах культуры, библиотеках. В это время вышел в свет сборник стихотворений Рубцова «Звезда полей» (1967), который ознаменовал начало периода зрелого творчества поэта. Эта книга принесла Рубцову литературное признание и широкую известность. В 1968 году в различных журналах появились рецензии на книгу и поэта приняли в Союз писателей СССР. Осенью Рубцов получил долгожданную прописку и место в рабочем общежитии в Вологде и работу в газете «Вологодский комсомолец». Зимой книга «Звезда полей» была представлена Рубцовым как дипломная работа в Литературном институте.

Третий сборник стихотворений Н. Рубцова «Душа хранит» вышел в архангельском издательстве в 1969 году. И в это же время пришёл конец скитаниям поэта - в Вологде он получил отдельную однокомнатную квартиру. Поразительной силы образ создан Рубцовым в это время в стихотворении «Поезд» (1969). Поезд является символом одновременного движения отдельного человека и человечества в целом в пространстве и времени. При чтении стихотворения возникает ощущение неотвратимости «крушения»:

Поезд мчался с прежним напряженьем
Где-то в самых дебрях мирозданья,
Перед самым, может быть, крушеньем,
Посреди явлений без названья...

Мчащийся состав подхватывает лирического героя «на разъезде где-то, у сарая», втягивает его в бешеный ритм движения, наделяя ощущением близкого крушения. Но вдруг герой понимает свою включённость во всеобщую закономерность:

Но довольно! Быстрое движенье
Всё смелее в мире год от году,
И какое может быть крушенье,
Если столько в поезде народу?

Размышляя об особенностях художественного мира Н. Рубцова, невозможно обойти вниманием тему связи поэтического таланта с миром природы, которой пронизаны многие стихотворения поэта. Природа у Рубцова, говоря словами В. Кожинова, «почти никогда не выступает как объект изображения», лирический герой поэта пребывает в органическом единстве с ней, душою отзывается на шум листвы, ощущая себя той или иной природной стихией:

Я так люблю осенний лес,
Над ним - сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой весёлый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: - Я был в лесу листом!
Сказать: - Я был в лесу дождём!
Поверьте мне, я чист душою...

В осеннем лесу, 1967

Поэт будто идёт обратной дорогой - от антропоморфизма, зародившегося ещё в первобытном фольклоре, «к утверждению природной основы человека». И этот путь - примета современной поэзии. Не случайно в литературоведении поэзию Рубцова соотносят с «деревенской прозой», в полный голос усомнившейся в неограниченной власти человека над природой. По мысли Рубцова, природа как творческое начало сродни поэтическому мастерству:

О ветер, ветер! Как стонет в уши!
Как выражает живую душу!
Что сам не можешь, то может ветер
Сказать о жизни на целом свете.

По дороге из дома, 1966

Поэзия, в представлении Рубцова, подобна природным явлениям, стихиям - вьюге или солнышку - которым невозможно что-либо разрешить или запретить:

Стихи из дома гонят нас,
Как будто вьюга воет, воет
На отопленье паровое,
На электричество и газ!

Скажите, знаете ли вы
О вьюгах что-нибудь такое:
Кто может их заставить выть?
Кто может их остановить,
Когда захочется покоя?

А утром солнышко взойдёт, -
Кто может средство отыскать,
Чтоб задержать его восход?
Остановить его закат?

Вот так поэзия, она
Звенит - её не остановишь!
А замолчит - напрасно стонешь!
Она незрима и вольна.

Прославит нас или унизит,
Но всё равно возьмёт своё!
И не она от нас зависит,
А мы зависим от неё...
Стихи, 1965

В 1970 году вышел в свет четвёртый сборник стихов поэта «Сосен шум». В августе композитор и певец А. Шилов подарил Рубцову грампластинку с записью песни на его стихи «Журавли». Несколько стихотворных подборок поэта появились на страницах журналов «Молодая гвардия», «Наш современник», «Октябрь», «Север», «Юность». В этом же году были созданы стихотворения «Судьба», «Ферапонтово», «Я люблю судьбу свою...» и провидческое - «Я умру в крещенские морозы...». Николай Михайлович Рубцов трагически погиб 19 января 1971 года - в ночь на Крещение.

Готовившийся к печати ещё при жизни поэта сборник «Зелёные цветы» появился в 1971 году.

В 1998 году была учреждена Всероссийская литературная премия имени Николая Рубцова «Звезда полей». Каждый год в Вологде проходит городской музыкально-поэтический праздник «Рубцовская осень», собирающий любителей поэзии из разных регионов России.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!