Согласованное управление. Примыкание, примеры словосочетаний

Класс _______________

Предмет_________________

Дата:

Тема : Нормы согласования, управления и примыкания.

Цель: определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях.

Задачи:

    обучающие:

- изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) ;

Сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия;

2. развивающие:

Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Продолжить развитие творческих способностей;

Формирование орфографической зоркости;

3. воспитательные:

Воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.

Оборудование : учебник, раздаточный материал.

Методы работы : устная, письменная.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

    1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к началу урока.

    Актуализация знаний.

Что такое словосочетание?

Как связаны слова в словосочетании?

На какие две группы делятся слова в словосочетании?

По своей структуре словосочетания делятся?

По главному слову словосочетания делятся? Дайте характеристику, приведите примеры.

Назовите способы подчинительной связи в словосочетаниях. Дайте им характеристику. Приведите примеры.

    Проверка домашнего задания.

Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием:

Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.

1. а) на письменном столе

2. а) постучать в дверь

б) корабль отплыл

б) жить по-новому

в) прыгнули с моста

в) вследствие опоздания

г) громко засмеялся

г) в первых рядах

3. а) платье в клетку

4. а) будем работать

б) проснуться утром

б) сидел молча

в) пропущенный урок

в) сомневаться в сказанном

г) бить баклуши

г) за интересной книгой

Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями:

1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора;

2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.;

3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.;

4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.

Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.

Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.

Самостоятельная работа 1.

Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.

1. а) к голубому вагончику

2. а) заглянуть в окно

б) состав прибыл

б) сделать по-старому

в) наблюдали с балкона

в) будут цвести

г) низко нагнулся

г) на ярких лепестках

3. а) дом с колоннами

4. а) вопреки предсказаниям

б) молча переглянуться

б) сидел сгорбившись

в) выполненное задание

в) во всём сомневаться

г) все обрадовались

г) с обаятельной соседкой.

5. а) падающий снег

6. а) снежинка на рукаве

б) лететь в окна

б) самый глубокий

в) несмотря на запрет

в) узорчатый край

г) поднять высоко

г) совсем холодная

Самостоятельная работа 2.

1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?

а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;

б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;

в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;

г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.

2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?

а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;

б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;

в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;

г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.

3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?

а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;

б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;

в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;

г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.

4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?

а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;

б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;

в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;

г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.

    Изучение нового материала.

Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласование - такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.

Главное слово : существительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам) : прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам) : существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.

Примечание.

1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. То есть, в словосочетании три дуба способ связи - управление , в словосочетаниях трёх дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах - согласование.

2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах - согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи - управление , в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках - согласование.

Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).

Примечание.

1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием : его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.

2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.),которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.

Подсказки для тех, кому трудно:

1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2) поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении

И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением - созданный (для чего?) для песен.

    Закрепление.

Укажите неправильный вариант ответа.

1. Согласование

4. Согласование

а) думать о будущем

а) в сиреневом облаке

б) решающий ученик

б) с огромным букетом

в) к следующему понедельнику

в) цветущую сирень

г) от дурных мыслей

г) растущие в саду

2. Управление

5. Управление

а) праздник весны

а) пусть светит

б) солнечным утром

б) работа над ошибками

в) виться над головой

в) смеясь над собой

г) заглянувший в парк

г) рассказанная на уроке

3. Примыкание

6. Примыкание

а) очень приятно

а) обижаться по-прежнему

б) разговаривать сидя

б) крикнуть громко

в) прищурив глаза

в) пришёл заранее

г) решил прогуляться

г) уехал на отдых

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)

2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)

3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)

4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)

5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)

6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)

7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)

8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)

9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)

10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)

Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека

Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов ); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд );

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );

3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф );

4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами:

    вера во что-либо - уверенность в чём-либо;

    заслуживать чего-либо - заслужить что-либо;

    идентичный чему-либо - сходный с чем-либо;

    обидеться на что (кого-) -либо - обижен чем (кем-) -либо;

    обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо;

    обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо;

    опираться на что-либо - базироваться на чём-либо;

    отзыв о чём-нибудь - рецензия на что-либо - аннотация на что-либо;

    превосходство над чем-либо (кем-либо) - преимущество перед чем-либо (кем-либо);

    предостеречь от чего-либо - предупредить о чем-либо;

    препятствовать чему-либо - тормозить что-либо;

    различать что и что - отличать что от чего;

    рассердиться на что (кого-) -либо - рассержен чем (кем-)-либо;

    свойственный чему-либо - характерный для чего-либо;

    удивлён чем-либо - удивляться чему-либо;

    упрекать в чём-либо - осуждать за что-либо;

    уплатить за что-либо - оплатить что-либо.

    Подведение итогов.

Что вы сегодня узнали?

Какие нормы подчинительной связи вам стали известны?

    Домашнее задание.

_______________

_______________

Р.р.

***

***

***

***

Синтаксический уровень языка

  1. СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Словосочетания и предложения выступают как основные типы синтаксических конструкций, которые необ­ходимы для порождения конкретных сочетаний слов и синтагм, высказываний и фраз.

Словосочетание является частью предло­жения, но оно существует и до предложения, представляя собой строительный материал для предложения и основу для создания составного наименования. Поэтому словосочетания необходимо отличать от сочетаний слов и от составных членов предложения.

Например, железная дверь, деревянный дом, песчаная насыпь – разные сочетания слов, но один тип - атрибутивного субстантивно­го словосочетания, построенного на синтаксической связи согла­сования. Эти сочетания слов и этот тип словосочетания могут быть использованы для образования наименования (ср. железная дорога) и построения предложений, ср.: Железная дверь - не деревянный дом, не горит; Железная - дверь, деревянный - дом.

Словосочетание как синтаксическая единица является синтак­сической формой, наделенной определенным синтаксическим зна­чением. Словосочетание - это типовое соединение слово­форм, характерное для того или иного языка.

Основные виды подчинительных связей

согласование управление примыкание

Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово получает те же категории, что и стерж­невое слово. Так, прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Согласование может быть полным и частич­ным; например, новую газету - полное согласование, черный кофе - частичное согласование (в роде), так как существитель­ное кофе не склоняется и не имеет форм множественного числа; черного кофе, черному кофе и т. п.- падежные формы при­лагательного показывают синтаксическую позицию словосочетания в предложении. Согласование бывает предикативным и непредика­тивным ; предикативное (его называют также координацией) – это согласование сказуемого с подлежащим; предикативное согла­сование чаще бывает неполным; оно может быть и смысловым. Так, в предложении Дети - наше будущее согласование только в падеже; в предложении Пять студентов сдали экзамен досрочно согласование смысловое.

Управление - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово имеет зависимую форму: она не по­вторяет категорий стержневого слова, а вызывается его грамма­тическими и лексико-грамматическими свойствами, например: чи­тать книгу, управлять машиной, бояться оскорбле­ния, войти в класс, строительство моста, вход в метро, полный нетерпения и т. п. Управление свойственно прежде всего глагольным словосочетаниям, хотя встречается и в словосо­четаниях с другими стержневыми словами (существительными, причастиями и т. д.).

Примыкание - такой вид подчинительной связи, при котором не используется специальных средств подчинения. Под­чинение выражается включением слов в словосочетания, несамо­стоятельностью синтаксической функции и смысловым подчинением зависимого слова словосочетания. Примером словосочетаний, построенных на примыкании, могут служить словосочетания: хорошо учиться, работать вдвоем, ехать медленнее, просить прочитать, повод поговорить, очень добрый, яйца всмятку.

Примыкание широко распространено по языкам мира; оно – основной вид подчинительной связи в тех языках, где нет аффиксов (например, во вьетнамском). Оно встречается также в тех языках, где имеются аффиксы и формы словоизменения. В этих случаях выделяется два основных вида примыкания - примыкание неиз­меняемых слов и примыкание словоформ изменяемых слов.

В русском языке примыканием первого вида обладают наречия и инфинитивы, а также деепричастия, компаратив (форма сравни­тельной степени) и неизменяемые прилагательные и существитель­ные. В других языках примыкать могут и прилагательные. Так, в английском языке прилагательные, не изменяясь по родам, числам и падежам, в составе субстантивного словосочетания при­мыкают к существительному: the green tree - зеленое дерево, the large room - большая комната. Примыкают прилагательные в тюркских языках; ср., например, татарские словосочетания кызыл алма - красное яблоко, кызыл йорт - красный дом, кызыл кул-мэк - красная рубаха, платье.

Примыкание словоформ (предложных и беспредложных) воз­никает тогда, когда словоформа присоединяется к стержневому слову без установления связи согласования или управления, на­пример: роман «Мать», товарищ Иванова, кепка блином, куплеты на память, конь в яблоках, идти группой, уйти с утра, планировать в рублях. Особо необходимо обратить внимание на субстантивные словосочетания, построенные на примыкании второго имени. Сюда относится не только примыкание имени собственного (как в соче­тании товарищ Иванов, капитан Иванов ), но и сочетание нарица­тельных существительных. Так, в немецком языке примыкают су­ществительные к существительным, которые обозначают меру: ein Glas Tee - стакан чаю, ein Stück Brot - кусок хлеба.

Синтаксические связи слов используются не только при по­строении словосочетаний, но и при образовании сложных слов и составных наименований, а также при построении предложений.

Предложение. Оно является основной коммуникативной еди­ницей языка и речи. Предложение как образец принадлежит языку, его реализация принадлежит речи. «Предложение,- писал В. В. Ви­ноградов, - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. В предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отно­шение к ней говорящего». Предложение является в то же время наиболее сложной единицей, в которой функционируют слова, словоформы и словосочетания. Иначе говоря, предложение яв­ляется их минимальным контекстом, хотя само по себе имеет собственную структуру.

Двоякая обращенность предложения - к языку, его системе и норме, а с другой стороны - к речи, контексту и ситуации - делает его принципиально двухаспектной единицей. Поэтому предложение и рассматривается с этих двух точек зрения – конструктивной и коммуникативной, а сам термин становится двузначным.

Чтобы избежать этой двузначности, в современной грамматике используются два ряда терминов. С одной стороны, термин пред­ложение обозначает единицу языка, потенциально нацеленную на акт общения; ее называют также образцом (моделью, формулой) предложения. С другой стороны, термин предложение обозначает единицу речи как языковую форму, свя­занную с конкретным сообщением, с конкретным текстом; вместо термина предложение в этом случае используются термины выска­зывание и фраза.

Сравним две фразы: Ученица читает газету и Ученик читал письмо. В этих фразах реализована одна и та же модель предло­жения; ее состав тождествен, лексическая и морфологическая вариантность не приводит к созданию двух предложений как син­таксических моделей. Эти фразы в то же время наполнены разным лексическим материалом и наделены определенной интонацией, так что передают конкретную мысль, являются двумя высказыва­ниями. Единство модели построения и содержания высказывания и делает предложение основной коммуникативной единицей языка. Предметом синтаксиса предложения является не конкретное со­держание высказываний, а обобщенная семантика предложения, его конструктивная основа, правила ее распространения и актуали­зации.

Предложение как синтаксический образец есть позиционная структура, которая обращена к формам мысли и формам языка, т. е. формам слов и словосочетаний. Наличие у предложения двух сторон - конструктивной и коммуникативной (предикативной) бы­ло отмечено уже в работах александрийских грамматиков.

  1. Предикативность и ее виды.

Предикативность как семантико-синтаксическое и коммуникативное свойство предложения имеет, в свою очередь, две стороны - формально-логическую и модально-смысловую. Иногда эти два свойства рассматривают как два аспекта предложения, называя первое свойство предика­тивностью, а второе - модальностью.

Семантически предикативность проявляется в наличии соот­ношения модели предложения с такой формой мысли, как суж­дение (пропозиция). Как суждение имеет два основных компонента - субъект и предикат (или атрибут), так и предложение имеет два главных члена предложения - под­лежащее и сказуемое: Человек идет; Человек добр.

Естественно, что соотнесенность предложения и суждения не означает их полного совпадения, тождества, на что указывал еще Ф. И. Буслаев. Как семантическая структура предложения, так и особенно его формальное строение могут отличаться от структуры суждения, соотносясь с ним опосредованно, неполно и избыточно.

Нетождественность структуры предложения и суждения про­является в том, что предложение может объединять словосо­четания в одну единицу, хотя каждая из частей имеет соотнесен­ность с формой суждения. Так возникают распространенные, осложненные и сложные модели предложений.

Распространенное предложение содержит, кроме главных чле­нов предложения, еще второстепенные - дополнения, обстоятельства, определения. Так, в пред­ложении Лось пил воду из ручья (Леонов) последовательно происходит формальное и семантическое развертывание компонен­тов предложения, так что предложение соотносится не только с суждением, организующим главные члены предложения, но и с суждением о воде (она - из ручья); кроме того, указывается, что лось пил воду и пил из ручья. Такая глубинность содержания пред­ложения позволяет передавать мысли различной глубины и струк­туры.

Модально-смысловая сторона предикативности проявляется в выражении цели высказывания (коммуникативной установки) и в оценке содержания высказывания. По цели высказывания предло­жения делятся на повествовательные, вопроси­тельные и побудительные. Эти основные типы пред­ложений по цели высказывания отличаются друг от друга не только по направленности семантики, но и по своему построению, инто­нации и употреблению различных синтаксических частиц,

По оценке содержания высказывания предложения бывают утвердительными и отрицательными, а также содержат значение подтверждения, уверенности или, напротив, значение неуверенности, сомнения и предположения. Эти значения выражаются употребле­нием модальных слов и частиц, а также особым построением про­стого и сложного предложений. Так, введение слов конечно или возможно в предложение Ответ был правильным вносит значение подтверждения (Ответ был, конечно, правильным) или сомнения (Ответ был, возможно, правильным).

  1. Предикативность и ее виды.

Она связана преж­де всего с ее морфологической выраженностью, с наличием в пред­ложении глагола. «Существенный признак предложения в наших языках - писал А. А. Потебня,- состоит в том, что в предложение входят части речи; если их нет, то нет и нашего предложения».

Глагольная основа предложения делает необходимыми ее ком­понентами не только глагол-сказуемое и подлежащее, но и допол­нение и обстоятельство: Лесничий заботливо охраняет природу. Они образуют конструктивную основу предложения, его первичные члены, которые связаны подчинительными свя­зями - предикативным согласованием, управлением и примыка­нием.

Члены предложения могут быть морфологизованными и не морфологизованными. Так, именительный падеж существительного и личного местоимения является специа­лизированной (морфологизованной) формой подлежащего; однако позицию подлежащего могут занимать и другие формы слов, которые при этом подвер­гаются субстантивации , например: Сытый голод­ного не разумеет (пословица). Наречие является специализиро­ванной формой обстоятельства; однако позицию обстоятельства могут занимать и предложно-падежные формы, например: Он с радостью рассказал об отпуске.

  1. Распространение основы предложения.

Распространение предложения осуществляется в результате:

1) введения вторичных членов предложения и синтаксиче­ских рядов;

2) возникновения синтаксических связей и отношений на почве предложения - сепаратизации и обособления.

Вторичными членами предложения явля­ются зависимые компоненты словосочетаний, стержневое слово которых использовано как первичный член предложения. Так, предложение Свежий резкий ветер рябил поверхность широкой реки и плескал обрывистый берег крутым прибоем (Короленко) имеет первичными членами ветер рябил поверхность и плескал в берег прибоем, причем глаголы-сказуемые образуют синтаксический ряд - однородные члены предложения. Первичные члены состав­ляют первый этаж синтаксической модели предложения, а именно:

Вторичные члены являются зависимыми второстепенными чле­нами предложения и возникают в результате использования для построения модели предложения моделей подчинительных слово­сочетаний; использование сочинительных словосочетаний дает син­таксические ряды однородных и неоднородных членов предложения.

Сепаратизация (термин предложен И. И. Мещанино­вым) - синтаксический прием построения предложения, и этим он отличался от управления и примыкания, которые используются и для построения словосочетания. Сепаратизация состоит в том, что неизменяемое слово или зависимая форма слова (а также слово­сочетание), оставаясь в пределах предложения, относится к нему в целом, а не к отдельному слову или члену предложения. Сепара­тизация создает самостоятельную позицию слова в предложении и самостоятельность оформления самого слова, которое «зависит не от других слов предложения, а от собственного значения данного слова в построении всего предложения. Сепаратизация не обособ­ляет слово в составе предложения, наоборот, она, ставя формальную сторону слова в зависимости от смыслового его значения в пред­ложении, тем самым включает это слово в основной состав послед­него, представляющего одно целое построение синтаксически связанного и законченного высказывания».

Обособление - это интонационно-смысловое выделение зависимых второстепенных членов предложения, придание им большей синтаксической и смысловой самостоятельности. Обособление может быть связано с использованием особых форм слова и особых слов. Так, причастия и деепричастия, и особенно причастные и деепричастные словосочетания, очень часто обособляются, образуя причастные и деепричастные обороты. Обособляться могут также различные виды определений и уточнений, например: Другая ком­ната, почти вдвое больше, называлась залой (Чехов); Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек (Короленко). Обособленными являются определения при личных местоимениях.

Распространение и усложнение основы предложения приводит к появлению усложненных и сложных моделей предложения. Усложненными называются предложения, включающие однородные и обособленные члены предложения, в том числе обращения. Сложным называется такое предло­жение, которое имеет две или более субъектно-предикатные ос­новы; каждая из частей предложения может быть простой и распро­страненной, включать как первичные, так и вторичные члены.

Сложные предложения делятся на сложноподчи­ненные и сложносочиненные. Бессоюзные сложные предложения рассматривают часто как разновидности сложноподчиненных и сложносочиненных пред­ложений, иногда - как особый тип сложных предложений, редко – как синтаксический контекст.

  1. Актуальное членение предложения.

Предложение как синтаксический образец обладает исключительной гибкостью и коммуникативной направленностью. Наполняясь различной лек­сикой и подвергаясь актуальному членению, предложение пре­вращается в конкретную фразу, которая выражает и передает то или иное высказывание. В составе конкретной фразы, в контексте и ситуации речи происходит не только реализация модели предло­жения, но и актуализация всех других единиц языка, прежде все­го - лексем, словоформ, сочетаний слов.

Актуальным членением предложения называется смысловое выделение одного из компонентов предложения и уста­новление между выделенными частями новых субъектно-преди­катных отношений. Выделенная часть предложения называется ремой высказывания, остальная часть - темой высказы­вания.

Средствами актуального членения являются порядок слов, синтагматическое членение (по Л. В. Щербе) и постановка фразо­вого ударения. Так, предложение Сейчас я пойду домой путем ин­тонационно-смыслового членения может быть превращено в четыре фразы, имеющие одну и ту же позиционную модель предложения, одно и то же лексическое наполнение, но различное актуальное (смысловое) членение:

1. Сейчас | я пойду домой||.

Постановка фразового ударения на первом слове и отделение его от остальной части паузой (т. е. разбивка фразы на две син­тагмы) актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой, ядром высказывания, тогда как остальная часть пре­вращается в тему высказывания, смысловой фон выделенного ком­понента. Актуализированным оказалось обстоятельство времени. Интонационно-смысловое выделение компонента предложения мо­жет сопровождаться перестановкой слов, обособлением и парцел­ляцией членов предложения, введением выделительных, усилитель­ных, ограничительных частиц, например: Именно сейчас я пойду домой. Я пойду домой |(именно) сейчас.

2. Сейчас | я | пойду домой||.

Постановка фразового ударения на втором слове и отделение <его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой. Актуализированным оказалось подлежащее; будучи субъектом в формально-логической структуре предложения, оно стало психологическим предикатом в смысловой структуре высказывания. Это может привести к иному порядку слов: Сейчас пойду домой (именно) я.

3. Сейчас я | пойду | домой ||.

Постановка фразового ударения на третьем слове и отделение его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой высказывания, его психо­логическим предикатом. Актуализированным оказалось сказуемое, произошло наложение формально-логической и смысловой структур предложения. Чтобы еще более актуализировать это совпадение, можно использовать необычный порядок слов: Сейчас я домой - пойду.

4. Сейчас я пойду | домой ||.

Постановка фразового ударения на четвертом слове и отделение его паузой от остальной части актуализирует его в смысловой струк­туре высказывания, делает ремой. Актуализированным оказалось обстоятельство места (направление действия). Поскольку в пози­ционной модели предложения такое обстоятельство находится после сказуемого, постольку актуализация этого члена предложения может сопровождаться инверсией порядка слов: Домой | сейчас я пойду ||.

Конечно, актуализированными могут оказаться все члены предложения: Сейчас | я | пойду | домой ||. Однако такое равно­мерное распределение актуализации смысла является утрированным. Обычно в речи происходит неравномерное распределение актуализации, смысловое выделение одного из компонентов выска­зывания. Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем больше слов в предложении (простом и сложном), чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуального членения предложения.

  • В «Хлебном Доме» автоматизируют управление ремонтами при помощи iMaint
  • Воды как объект использования и охраны. Водное законодательство. Государственное управление водами в Республике Беларусь

  • Способы подчинительной связи следующие: согласование, управление, примыкание

    Согласование как способ подчинительной связи

    • Согласование - это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.

    Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.

    Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.

    Управление как способ подчинительной связи

    • Управление - вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? дательный.падеж);

    Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола(радоваться встрече), существительного(любовь к людям), прилагательного(достойный сожаления), наречия(недалеко от города), порядковым числительного(первый в классе).

    При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом,беседа с рабочими).

    Примыкание как способ подчинительной связи

    • Примыкание - это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило?).

    Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).

    Инфинитив примыкает к глаголу (стараться ответить,приехал погостить), имени существительному (желание помириться), прилагательному(намерен отдохнуть)

    Формы сравнительной степени примыкают к глаголу(ответить лучше,бежать быстрее), к существительному(новость поинтереснее, напиток покрепче)

    Деепричастия примыкают к глаголу в случаях, когда в них развивается значение наречия(читать лёжа, спать сидя).

    Неизменяемые прилагательные типа беж, мини, макси, хинди, миди, клеш и т.д. примыкают к существительным(язык хинди, часы пик).

    Следует различать примыкание и управление

    • Её обувь – это примыкание (чье?),
    • Увидеть его – управление (кого?).

    В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

    • Бежать в магазин – управление,
    • Пойти сюда – примыкание.

    Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.

    Различаются два основных типа синтаксической связи слов в предложении: сочинительная и подчинительная . Сочинительной свя­зью соединяются равноправные, независимые друг от друга слова, являющиеся в предложении однородными членами: Густые и сочные травы сулили богатый покос (М.Исак,). При подчинитель­ной связи одно слово является главным, а другое зависимым. От главного слова к зависимому ставится вопрос: яркое солнце (солнце какое?), очень полезный (полезный в какой степени?). Подчини­тельная связь более тесная, чем сочинительная. Словосочетаниям свойственна только подчинительная связь. Существует 3 вида под­чинительной связи: согласование, управление и примыкание .

    Согласование - такой вид подчинительной связи, при кото­ром зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Основной вид согласования свойствен словосочетаниям: белая берёза, стройный тополь. При согласовании с изменением форм главного слова изменяются формы зависимого слова: белой берё­зы, белой берёзе, белую берёзу. Зависимость подчинённого слова от главного выражается с помощью окончаний. При согласовании в словосочетаниях главным словом является существительное, а зависимым - прилагательное или другая часть речи, склоняюща­яся подобно прилагательному: первый урок, решенная задача, моя книга. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. В составе предикативного сочетания (сочетания главных членов) наблюдаются другие виды согласования. Глагол-сказуе­мое согласуется с именительным падежом существительного в числе: грачи прилетели; Солнце светит. В форме прошедшего вре­мени единственного числа и в форме условного наклонения единственного числа глагол согласуется с существительным в числе и роде: Туман рассеялся; Скорее пришёл бы отец!

    Управление - такой вид связи, при котором зависимое слово (существительное, местоимение-существительное, субстантиват) ставится при главном в определённом падеже без предлога или с предлогом. Например: встретить друга (в,п.), верить другу (д.п.), думать о матери (пр.п.), лечить больного (в,п.).

    При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: встретить друга, встречу друга, встретив друга. Зависимым словом при управлении всегда является существительное или слово, заменяющее суще­ствительное (местоимение, субстантиват). Главным словом мо­жет быть глагол, существительное, прилагательное, наречие: чи­тать книгу, книга сестры, добрый сердцем, вдали от дороги.

    По наличию или отсутствию предлога при зависимом слове раз­личают предложное и беспредложное управление: работать за това­рища, поступить в институт - предложное управление; топать книгу, верить другу, чтение книги - беспредложное управление.

    Зависимость существительного при управлении выражается только его окончанием, если нет при нём предлога, и предлогом и окончанием, если предлог есть (работать за товарища).

    Примыкание - это вид связи, в который вступает неизменяе­мые слова и формы. Примыкание - связь в основном смысловая. Примыкают наречия, инфинитивы, деепричастия, сравнитель­ная степень прилагательных: повернуть направо, привычка курить, идти прихрамывая, пришли дети постарше. Объединению примы­кающих слов в составе словосочетания помогает контактное рас­положение слов, отсутствие паузы между главным и зависимым словом при чтении предложения, т.е. интонация предложения. Например: Друзья повернули направо; В лесу дышится легко.

    Подчеркнём, что вид синтаксической связи зависит от при­надлежности слов к части речи, а не от их синтаксической роли в предложении. Так, зависимые существительные всегда управляются, хотя они могут быть в предложении и дополнениями, и обстоятельствами, и несогласованными определениями, напри­мер: читать книгу (доп.), читать на кушетке (обет.), книга брата (несогл. определение).

    Подчинительная связь — связь, передающая такие отношения между элементами языка (словами или частями сложного предложе-ния), когда они являются неравноправными, и один из них оказывается главным, а второй — зависимым. Подчинение встречается в разных типах словосочетаний и между частями сложноподчиненного пред-ложения:

    медный колокольчик; обжечь губы; сладко пахнуть и др.;

    Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку (Б. Л. Пастернак)
    Если утро зимнее темно, То холодное твое окно Выглядит, как старое панно (О.Э. Мандельштам)

    Для выражения подчинения в русском языке используется целый ряд грамматических средств: окончания в форме зависимого слова, различные служебные слова (предлоги, послелоги, подчинительные союзы и союзные слова), порядок слов, интонация.

    Внутри подчинения принято различать три его разновидности: со-гласование, управление и примыкание.

    Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором грамматические характеристики главного слова повторяются в зависи-мом. При этом если меняется грамматическая форма главного слова, то обязательно меняется и форма зависимого слова, например: смелый человек, смелого человека, смелым людям.

    Согласование может происходить по роду, числу, падежу — как по отдельности, так и по всем этим грамматическим категориям одно-временно: тогда его называют соответственно неполным и полным. Так, в случаях на семи ветрах и город Москва наблюдается неполное согласование, а в словосочетаниях пишущая машинка и этот дом со-гласование будет полным.

    Управление — такой вид подчинительной связи, при котором глав-ное слово требует от зависимого определенной формы того или иного падежа, и при изменении формы главного слова форма зависимого слова не меняется, например: строит дом, строили дом, построив дом. Как правило, требование определенного падежа связано с лексико-грамматическими характеристиками главного слова.

    В ряде работ различают понятия сильного и слабого управления. В случае сильного управления главное слово жестко предопределяет появление при нем конкретной падежной формы зависимого слова, это зависимое слово необходимо при главном, т.к. их связывают опреде-ленные смысловые отношения: читать учебник, просмотр фильма, наедине с тобой. Слабое управление не предполагает обязательного распространения главного слова какой-либо падежной формой, появ-ление зависимого слова может быть факультативным: сильный духом, улыбнуться шутке.

    Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором главное слово не диктует зависимому никаких грамматических харак-теристик, и подчинение одного слова другому проявляется не фор-мально (в структуре зависимого слова), а только семантически. В ряде случаев средствами выражения примыкания могут служить порядок слов и интонация.

    Бесспорно, этот вид связи используется в словосочетаниях, где за-висимые слова в принципе не имеют форм словоизменения. Такими являются наречия, деепричастия, инфинитивы, некоторые прилага-тельные, формы сравнительной степени, например: смотреть иско-са, быть умнее, плакать не переставая. Как правило, в большинстве школьных учебников только такие случаи и относят к примыканию.

    В лингвистической литературе примыкание может пониматься более широко, и тогда выделяют так называемое падежное примыка-ние (предложное и беспредложное). К нему будут относиться случаи типа видеться каждый день, платье из ситца, их семья. При па-дежном примыкании чаще всего выражаются либо определительные отношения между словами (как в последних двух примерах), либо обстоятельственные — обычно пространственные (лежать на диване, стрелять из окопа). Материал с сайта

    Эти случаи не считаются управлением, поскольку при управле-нии именно главное слово должно определять падеж (с предлогом или без) зависимого слова. Здесь же скорее зависимое слово выбирает для себя ту или иную падежную (или предложно-падежную) форму, и этот выбор зависит от конкретной ситуации и от лексического значения именно зависимого (а не главного) слова. Например, можно поставить в качестве определения при слове платье зависимое существительное и в родительном падеже (платье сестры), и в винительном с предло-гом в (платье в горошек), и в родительном с предлогом из (платье из шелка), и в творительном с предлогом с (платье с запахом) и т.д.; при глаголе видеться зависимое слово не обязано стоять только в винитель-ном падеже без предлога (как в видеться каждый день), оно может выбрать для себя и какую-то другую форму (видеться по выходным, видеться через день, видеться в конце недели и т.п.). Следовательно, не существительное платье и не глагол видеться заставляют зависимые слова стоять в определенной форме, а эти слова сами решают, какой падеж и предлог им выбрать. Поэтому случаи такого рода могут трак-товаться как примыкание.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • правило на тему согласование примыкание управление
    • управление подчинение согласование
    • для чего служит примыкание
    • подчинительная связь управление ее виды
    • главные слова в примыкании, согласование, управление


    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!