Сообщение об усадьбе карабиха. Государственный литературно-мемориальный музей Некрасова "Карабиха": обзор, история и особенности

Летнее путешествие 2017 года охватывало несколько областей России. Планируя прогулки по городам и поездки на автомобиле по областям, выбирала те места, которые, во-первых, вписывались в нашу дорожную карту, и, во-вторых, входили в круг моих «заинтересованностей». Если говорить обо всем путешествии, приоритет был отдан посещению русских усадеб. Осмотрели четыре усадьбы, однозначным фаворитом, лично для меня, стала усадьба семьи Некрасовых в деревне Карабихе.

Небольшое историческое предисловие. До начала XVIII века в окрестностях современной деревни Карабихи располагалось село Богородское. В 1711 году владельцем села Богородское и прилегающих земель становится княжеский род Голицыных. В 40-х годах XVIII века по заказу Голицыных неизвестным архитектором возводится усадьба на Карабитовой горе, само имение получает название – Карабиха, в скором времени, и деревня приобретает одноименное название. В начале XIX века семейство Голицыных осуществляет реконструкцию имения, усадебный ансамбль приобретает более парадный вид. Практически в таком виде усадебный комплекс сохранился до наших дней.

Н.А.Некрасов покупает имение в 1861 году для летнего отдыха. Все хозяйственные хлопоты по управлению имения ложатся на плечи брата поэта – Федора. Карабиха становится для семьи Федора Некрасова постоянным местом жительства, а поэт приезжает только в летнее время на отдых.

Музей-заповедник «Карабиха» располагается на расстоянии 15км от Ярославля. «Птички» мы ранние, поэтому в половине девятого утра были уже на месте. Музейные экспозиции открываются в 10.00, парковая территория с мая по октябрь открыта с 7.00 утра. Поэтому сначала пошли исследовать усадебную территорию. Приглашаю и Вас сориентироваться на местности и прогуляться по парковым аллеям.

Мы попали на территорию усадьбы со стороны Верхнего парка (вход на территорию платный – 50 рублей за взрослого человека). Двигаемся к главному усадебному дому - по правую руку располагается здание Людской, по левую – Верхний парк.

Пройдя несколько метров по дорожке, мы попадаем на «главную площадь имения». Перед нами цветочный партер, на заднем плане – ледник, Восточный флигель, где проживал Н.Некрасов во время своих летних приездов, и Большой усадебный дом.

Напротив Большого дома располагается Верхний парк, который относится к типу регулярных парков. Перспектива центральной аллеи, ведущей от крыльца Большого дома, продолжается центральной аллеей парка и завершается зданием оранжереи. В прежние времена здание оранжереи завершалось бельведером со шпилем, схожим с бельведером Большого дома. Сейчас оранжерея сохранилась в руинированном виде.

В парк обращен один из фасадов «Зеленого домика». Это деревянный дом был построен в 1870-х годах для проживания младшего из братьев Некрасовых – Константина.

Верхний парк небольшой по площади, квадратный по форме, с восьмилучием парковых аллей, исходящих из единого центра.В тени деревьев (а сохранилось несколько 200-летних лип) приятно присесть на уединенную скамейку.

К Верхнему парку примыкает фруктовый сад и винный склад. Здание склада построено в начале XX века в характерном для этого времени «краснокирпичном» стиле. В перспективе предполагается реконструкция объекта и приспособление его под музейный визит-центр.

На склоне за Большим усадебным домом разбит Нижний пейзажный парк. К достопримечательностям парка относятся мостики, каскад прудов и извилистые дорожки, которые опутывают парковую территорию словно паутина. Узор парковой паутины замысловат, причем в некоторых местах тропинки словно пропадают и еле читаются среди высокой травы. На протяжении всей прогулки по Нижнему парку меня не покидало ощущение, что гуляешь по лесу. Парковые аллеи и тропинки только слегка оформлены, и то не везде, а только на спусках и подъемах.

А начинается Нижний парк с Большой поляны перед усадебным домом.

Чередование открытого и замкнутого пространства – основные черты Нижнего парка. Почувствовать единение с природой, насладиться пением птиц, просто посидеть в тишине и полюбоваться окружающей природой можно на разбросанных по парковой территории скамеечках.

А наш путь лежит к Верхнему пруду.

На территории Нижнего парка находятся два пруда искусственного происхождения – Верхний и Нижний, соединяет их ручей Гремиха. Посредине Верхнего пруда располагается островок. Берега обсаживались деревьями, со временем, разрастаясь, деревья затеняли водную гладь, а кроны создавали естественную крышу. Получалась живописная беседка посредине водного пространства, что давало дополнительные возможности для отдыха.

Вода в Верхний пруд поступает из многочисленных ключей, избыток воды по камням небольшим водопадом спускается на дно оврага, небольшим ручейком бежит в Нижний пруд. Верхний пруд мы нашли по шуму воды. Водопадик небольшой, но в лесной утренней тишине, когда посетителей еще нет, звук подающей воды слышен хорошо.

Время в парке пролетает не заметно, стрелки часов приближаются к 10 часам, нас ждет усадебный дом. Возвращаемся на парадный двор усадьбы.

Прежде, чем отправиться на осмотр музейной экспозиции, подойдем к бюсту Н.А.Некрасова. Бронзовый бюст поэта работы ленинградского скульптора Л.Ю.Эйдлина появился в 1960 году в преддверии 140-летия со дня рождения Н.А.Некрасова. В 2011 году памятник был обновлен и установлен на площадке у Восточного флигеля, в котором Некрасов жил во время своего пребывания в Карабихе.


В кассе музея предлагают на выбор посещение нескольких экспозиций, можно осматривать самостоятельно, можно оплатить экскурсионное обслуживание (все подробности на сайте музея www.karabiha-museum.ru). Мы остановились на осмотре Большого дома с подъемом на Бельведер и Восточного флигеля.

Большой усадебный дом (сотрудники музея называют его сокращенно – Большой дом) был построен на рубеже XVIII-XIX веков. В первой четверти XIX века окончательно сформировался архитектурный ансамбль Большого дома и двух флигелей, соединенных галереями с главным домом. Большой дом- двухэтажный, с 4-х колонными портиками с южного и северного фасадов, со смотровой башенкой-бельведером на крыше. Во второй половине XIX века соединяющие галереи между домом и флигелями были разобраны. В таком виде усадебный дом предстает и в наше время.

На первом этаже Большого дома посетителей встречает владелец имения - Н.А.Некрасов.

А мы поднимаемся на второй этаж, идем в гости к семье Федора Алексеевича Некрасова.

Кабинет Ф.А.Некрасова, брата поэта. Сначала Федор Алексеевич был управляющим имения. В 1867 году поэт переписывает купчую на брата, и Федор Алексеевич становится владельцем всей Карабихи и окрестных пустошей.

Заслуживает внимание корзина для бумаг, на каждой грани которой вырезаны инициалы «Н.Н.». Корзина принадлежала Н.А.Некрасову, была привезена Федором Алексеевичем из Петербурга после смерти поэта.

В этой комнате есть выход на балкон.

С балкона открывается прекрасный вид на парадный цветочный партер перед Большим домом. Как утверждают смотрительницы музея, партер восстановлен в том виде, в каком он был во времена Некрасовых.

Проходим через кабинет Натальи Павловны Некрасовой, второй жены Федора Алексеевича.

Дамский письменный стол (конец XIX века) всегда стоял в этой комнате и принадлежал Н.П.Некрасовой.

Спальня Н.П.Некрасовой.

Некрасов купил Карабиху у князей Голицыных с частью обстановки, семья Некрасовых всегда бережно эти вещи хранила. Гостиная усадебного дома отвечала своему назначению во все времена существования усадьбы, часть вещей в интерьере гостиной (портреты и рояль) сохранилось со времен прежних владельцев.

Из гостиной есть выход на балкон, с которого открывается прекрасный вид на Нижний парк, на Большую поляну.


После осмотра жилых помещений Большого дома мы поднимаемся на чердак, впереди нас ждет Бельведер.

На чердаке стоит задержать и посмотреть изнутри на систему крепления потолочной системы второго этажа.

В жаркую погоду долго на чердаке находиться невозможно – чердачное помещение основательно прогревается. Преодолеваем последний маленький пролет лестницы.

Перед нами площадка Бельведера.

Она небольшая, круглой формы. Вся усадьба, как на ладони, кроме этого можно обозревать и близлежащие окрестности. Нижний парк, парадный партер и Восточный флигель с высоты смотровой площадки.

После осмотра усадебной территории с высоты покидаем Большой дом и отправляемся в Восточный флигель. Здесь останавливался поэт во время своих приездов в Карабиху. Сейчас во флигеле расположилась экспозиция «Личные комнаты Н.А.Некрасова».

Поднимаемся по парадной лестнице. Она появилась вследствие приспособления Восточного флигеля для жизни в нем поэта. Ее конструкция сохранилась с конца XIX века.

Первая комната в личных покоях Некрасова – столовая. Такое расположение обусловлено близостью к лестнице, по которой готовые блюда поднимались с кухни на нижнем этаже.

Самая большая и светлая комната анфилады жилых покоев- гостиная. Она служила местом литературного творчества, так как была удалена от шумного двора усадьбы. Обстановка гостиной частично сохранилась, на своих местах располагаются камин и зеркало на нем, предкаминное кресло, бюст Вальтера Скотта на тумбе-подставке, пара трюмо, диван-оттоманка. Обстановка гостиной отражала вкус и привычки Николая Алексеевича, сочетая элементы парадного и приватного типа помещений.

Из гостиной можно выйти на балкон. Перед нами - усадебный двор и Большой дом с Бельведером. Можно предположить, что и перед Николаем Алексеевичем во времена его летнего отдыха «видовые» картинки открывались те же, что и сейчас перед нами.

Продолжает анфиладу жилых помещений кабинет. Он и следующая за ним спальня были недоступны для посторонних. Здесь поэт занимался редакторской работой, деловой перепиской.

Спальня завершает череду жилых покоев. Это помещение носило приватный характер. Доступ сюда мало кто имел, поэтому описания спальни в воспоминаниях родственников минимальны. Обстановка спальни не сохранилась.

Наше путешествие по усадьбе Некрасовых завершилось, мы провели здесь два с половиной часа. Нас поджимало время, впереди еще была долгая дорога. Усадьба меня очаровала, уезжать не хотелось. Сюда надо приезжать на весь день, спокойно гулять по паркам, исследовать остальные постройки усадьбы, заглянуть и на другие музейные экспозиции. В Большом доме есть буфет, можно и перекусить.

Добро пожаловать в гости к семейству Некрасовых. Гостям здесь рады, я очень душевно пообщалась с музейными смотрительницами – они рассказывают о поэте и семье его брата с большой любовью и воодушевлением.

Литературно-мемориальный музей-заповедник Некрасова Н.А. «Карабиха» расположен в 15 км от Ярославля неподалеку от поселка Красные Ткачи.

До начала 18 в. рядом с усадьбой находилось село Богородское. В начале 18 в. селом и прилегающими к нему землями стал владеть род князей Голицыных. В 1740-х гг. по заказу князя Голицына Николая Сергеевича началось строительство усадьбы, расположенной на Карабитовой Горе. Эта усадьба стала наиболее крупной в Ярославской губернии. Имя архитектора до наших дней не дошло. Свое имя усадьба получила от названия горы – Карабиха. Впоследствии так стали называть и село, в котором находится усадьба.

В Карабихе, как ни в одной из усадеб 18 в. в Ярославской области, сохранился ее первоначальный вид. Усадьба относится к дворцовому типу, типичному для эпохи классицизма. В усадебный комплекс входят: 2 парка (регулярный и пейзажный), жилой дом, система прудов и хозяйственные постройки.

Основой ансамбля является главный дом с двумя флигелями. Ранее домом и флигелями располагались двухэтажные крытые галереи, которые объединявшие все здания в единое целое. Главный дом – это каменное двухэтажное здание, на колоннах которого расположены фронтоны, с верандами и бельведером. За домом находится спуск к Которосли.

Интерьер здания сохранил элементы декора конца 18 - начала 19 вв. Во флигелях же сохранились характерные для более раннего архитектурного периода фрагменты наличников в стиле барокко, полуциркульное завершение окон.

Конный двор на территории усадьбы относится к началу 19 в. и изначально имел симметричную композицию, которая состояла из трех частей: главного здания и двух каретников. В начале 20 в. вместо северного каретника построили жилой двухэтажный дом.

Входящие в состав усадьбы парки условно называются Верхним и Нижним. Верхний разместился рядом с главным домом, он французского типа – ухоженный, аккуратный, с постриженными кустарниками и деревьями, у каждого объекта свое собственное место. Нижний парк – за домом. Это типичный английский парк – естественный, сначала он кажется запущенным, но, тем не менее, каждое насаждение здесь на выделенном специально для него месте. На большой поляне именно этого парка Некрасов устраивал свои чтения. На краю Нижнего парка – водный каскад Гремиха, который создается ручьем, протекающим через Нижний и Верхний и пруды и образующим водопады и мелкие пруды.

В начале 19 в. М.Н. Голицыным была начата реконструкция имения, в итоге усадебный комплекс принял вид, в котором она и дошла до нашего времени. В 1827 г. после смерти М.Н. Голицына, усадьба осталась бесхозной, начала приходить в упадок. В 1861 г. у потомков Голицына усадьбу приобрел для летнего отдыха Николай Алексеевич Некрасов. Он поселился здесь со своим братом, Федором, который и взял на себя все хозяйственные заботы.

В Карабихе Николай Некрасов написал свои знаменитые поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос». Здесь он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Последний раз поэт был в усадьбе в 1875 г.

В 1918 г. усадьбу национализировали. Несмотря на то, что усадьба имела статус исторического памятника, в ней размещался совхоз «Бурлаки». В 1946 г. было принято решение о проведении реконструкции этого памятника и организация мемориального музея Некрасова. Сначала музей являлся филиалом краеведческого музея, а с 1988 г., его преобразовали в литературно-мемориальный музей-заповедник с филиалами в Грешнево и Аббакумцево. В 2002 г. большой дом усадьбы был открыт после почти десятилетней реставрации.

В фондах музея – более 20 тыс. предметов, среди них предметы интерьера, личные вещи людей. Живших в усадьбе, портреты, усадебная обстановка. Большой интерес представляет коллекция любительских фотографий рубежа 19-20 вв. с портретами владельцев усадьбы и ее видами. Библиотечные фонды музея насчитывают более 15 тыс. редких журналов и книг 18-начала 20 вв. Здесь можно увидеть первые издания Н.А. Некрасова, прижизненные и посмертные издания его произведений, 7 книг из библиотеки Некрасова, журналы, которые он издавал, выпуски журналов, с которыми он сотрудничал. В конце 20 в. экспозиция музея пополнилась коллекцией хрустальной и стеклянной посуды 19 в. и письмом М.Н. Голицыну от А.И. Мусина-Пушкина 1808 г.

Экскурсовод:

Приобретение усадьбы

«Мы находимся в охотничьем домике Некрасова. Я расскажу, когда поэт впервые приехал на новгородскую землю.

В 40-х годах 19 века начинающий литератор Николай Алексеевич Некрасов познакомился с таким же начинающим литератором Панаевым. У Панаева в Боровичском уезде была небольшая усадьба, и он стал часто приглашать к себе Некрасова.

Они совершали совместные походы в лес, занимались возрождением журнала «Современник». Именно тогда у Некрасова возникла мысль приобрести дом недалеко от Петербурга, где можно будет отдыхать, работать, охотиться. Он объездил все окрестности Петербурга, но ничего подходящего найти не мог.

В 1870 году Николай Алексеевич узнал, что в окрестностях Чудова. где он неоднократно бывал, местные помещики выставили на продажу усадьбу и попросили её посмотреть. Некрасов приехал со своей будущей супругой Фёклой Анисимовной Викторовой. Усадьба понравилась, и он решил её приобрести. От Петербурга до Чудова по Николаевской железной дороге можно было добраться на 3,5 часа, это было по тем временам удобно и быстро.

До этого писателю приходилось отлучаться надолго в Ярославскую губернию, где у него было родовое имение Карабиха. которое он приобрел 1861 году.

Чудовская усадьба занимала огромную территорию, примерно 177 га. В центре 2-этажный дом, который не перестраивался и сохранился в прежнем виде до настоящего времени. На территории было много разных построек: хозяйственный двор, конюшня, псарня, яблоневый сад, дубовые и липовые аллеи.

Увлечение охотой

С 1871-го по 1876-й год Некрасов приезжал сюда, когда открывался сезон охоты. А происходило это почти круглый год. В осенне-зимний период обязательно была охота на медведя. Более 40 лет своей жизни Некрасов увлекался охотой. Отец с детства приучал сына к лесу, и тот о лесе много знал, хорошо держался в седле, метко стрелял. Охота для него была делом привычным.

Когда современники обвиняли поэта, человека верующего, в жестокости по отношению к животным, он объяснял свою страсть тем, что охота спасала его от хандры и депрессии. Он был человеком замкнутым, постоянно погружённым в себя, охота помогала ему жить и творить.

Сестра поэта, Анна Буткевич, говорила, что охота для него была не забавой, а возможностью знакомиться с жизнью русского народа. На охоте его всегда сопровождали крестьяне. Поднималась целая деревня, до 120 человек.

Из каждого похода в лес писатель приносил богатый материал: разные истории, анекдоты. Он общался с крестьянами, изучал простую разговорную речь. Всё увиденное и услышанное записывал, потом использовал в своем творчестве.

У Некрасова была особенная страсть к медведям, на которых предпочитал охотиться в одиночку. И ему удавалось привозить из леса серьёзные трофеи. Об этом он сообщал в письмах своим родным и друзьям. Однажды он написал брату Фёдору, что принёс из леса 3-х медведей общим весом более 600 кг. Доктору Боткину, который его лечил, он подарил чучело медведя огромных размеров. В письме описывались параметры этого медведя — рост более 3-х метров. Это чучело установлено в медицинской академии. Некрасов был человеком решительным и смелым. Таким он был не только на охоте, но и в жизни.

У него была огромная коллекция итальянского, немецкого, французского оружия, на приобретение которого он тратил немалые деньги. Рядом в экспозиции мы видим охотничью сумку — ягдташ и специальные непромокаемые сапоги.

Убранство дома

Приезжая сюда, Некрасов день-два отдыхал от городского шума. В рабочем кабинете подлинный дубовый стол и лампа под белым абажуром. Некоторые вещи в этом доме сохранились благодаря личному егерю Некрасова — Миронову.

Хочу обратить ваше внимание на обои. Когда писатель приобрёл этот дом, то пригласил мастеров из Санкт-Петербурга. Они утепляли стены и обклеивали их бумажными обоями. Крестьяне из новгородской глуши, заходя в дом, поражались его внутреннему убранству. Геометрический рисунок обоев был полностью восстановлен реставраторами. Вместо шкафа при Некрасове здесь стояла печь с итальянскими изразцами.

В этой комнате подлинный гарнитур из карельской берёзы. В доме имеются 3 предмета, сделанных руками китайских мастеров. Например, эта ширма. На каждой секции сюжет, который вышит вручную.

Во время Великой Отечественной войны многое было уничтожено. Но в этом доме был немецкий штаб, рядом, в здании школы, были конюшни. Вся усадьба, все насаждения были сметены с лица земли, сохранились только 2 эти постройки.

Это одна из самых просторных комнат, которая соединяет спальню, кабинет и столовую. Дальше — рабочая комната. Это единственная комната, где писатель мог уединиться, особенно в последние годы, когда тяжело болел.

В этом доме Некрасов написал много стихотворений. Из наиболее известного можно назвать стихотворение «Элегия», написанное в 1874 году. Там есть такие строки: «Я лиру посвятил народу своему…». Здесь же он работал над частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая называется «Пир на весь мир».

Болезнь

У Некрасова было онкологическое заболевание, от которого он впоследствии скончался. Болезнь заставляла его жестоко страдать.

В июне 1876 года Некрасовы приехали сюда, в Чудовскую Луку. Здоровье не позволяло уезжать далеко от Петербурга. Писатель почувствовал себя плохо и обратился к доктору за помощью. Доктор посоветовал поехать на лечение в Гатчину, а потом в Крым. Всё ещё оставалась надежда, что болезнь отступит, но она только усугублялась.

В Петербург из Крыма Некрасов вернулся в октябре 1876 года абсолютно разбитым человеком. Из Петербурга он уже не уезжал вплоть до своей кончины 27 декабря 1877 года.

Зинаида Николаевна Некрасова

Комната, где мы сейчас находимся, — это женская рабочая комната. Весной 1870 года поэт познакомился в Фёклой Анисимовной Викторовой. Друзья и родные не одобряли его выбора. Она была слишком молода, на 25 лет младше Некрасова. Долгое время он её никуда не выводил, а позже дал ей другое имя, более благозвучное, — Зинаида Николаевна.

Понимая, что его дни сочтены, а незавершённой работы много, Николай Алексеевич продолжал писать. К своей работе стал привлекать жену. Была она поначалу женщиной малообразованной. Он нанимал для неё учителей. Её обучали истории, литературе, орфографии, игре на музыкальных инструментах, иностранным языкам. И впоследствии жена стала помощницей Николая Алексеевича.

За полгода до смерти Некрасова, в апреле 1877 года, они обвенчались. Это единственная женщина в жизни поэта, которая официально носила его фамилию.

Под этим именем – Зинаида Николаевна Некрасова — она вошла в историю и прожила еще долгие 38 лет после кончины мужа. Сюда, в Чудовскую Луку, они всегда приезжали вместе. Они везде были вместе, между ними не было переписки. В этой комнате она вышивала, занималась рукоделием, сюда приглашала девушек из деревни. Здесь стоит столик китайского мастера из бамбука с инкрустацией слоновой кости.

Зинаида Николаевна была охотницей. Некрасов и её приучил к своему любимому делу. На диване вы видите шляпку из чёрного бархата со страусиными перьями. Это часть её охотничьего костюма.

В 1877 году, в год смерти поэта, но ещё при его жизни, вышел сборник стихов «Последние песни» который он посвятил своей жене в благодарность за те годы, которые она провела рядом с ним.

С именем Зинаиды Николаевны связана печальная история. В мае 1875 года на охоте она случайно застрелила любимого пса Некрасова — Кадо. Николай Алексеевич его очень любил и называл подарком судьбы. В переводе с французского Кадо — подарок. Когда пёс погиб, поэт привёз плиту из красного гранита и похоронил его напротив окон кабинета. После этого случая Некрасов на охоту больше не выходил. Собак было очень много. Можно было найти замену, но, видимо, изменилось его отношение к самой охоте.

Что касается Зинаиды Николаевны, то её судьба сложилась трагично. После смерти мужа, по завещанию, усадьба должна была отойти ей, но права на наследство предъявила сестра Некрасова. В память о брате она решила сделать здесь школу.

Зинаида Николаевна поселилась в Петербурге. Хотела уйти в монастырь. Сначала уехала в Киев, потом в Одессу, в Саратов. Попала в секту к баптистам. Распродала всё своё имущество, отдала в секту деньги, а, когда попросила обратно, её с позором выгнали. Она нищенствовала, голодала. Снова о ней стало известно в 1914 году. Она не вышла замуж, не родила детей и всю жизнь хранила память о своем великом супруге. Умерла в январе 1915 года, её могила в Саратове наВоскресенском кладбище.

Семейные вечера

Сейчас мы находимся в гостиной, где хозяин принимал гостей. Здесь однажды был Салтыков-Щедрин, который приобрёл имение в Сябреницах. Они здесь гуляли, купались в Керести. Собирались в этой гостиной, играли в карты, пили чай, слушали игру Зинаиды Николаевны на клавикорде. Вечера проводили по-семейному, здесь был устроен литературный салон.

Не секрет, что Некрасов увлекался карточными играми, и если здесь за ломберным столиком собиралась компания и играли в азартные игры, чтобы скоротать время, то в Петербурге партии продолжались по несколько дней, вплоть до недели, и там уже выигрывались и проигрывались миллионы.

Но Некрасов не был игроманом. Он никогда не терял ни воли, ни разума. Умел вовремя остановиться, и вообще был человеком достаточно расчётливым, прагматичным. Он просчитывал каждый свой последующий шаг, был удачливым игроком и выигрывал крупные суммы. С ним боялись играть.

Здесь представлены разные виды карт. В карты он отыгрывал то, что было проиграно его предками. Грешнево — родовое имение Некрасовых — было отыграно Николаем Алексеевичем. Игра в карты была тоже источником дохода. По просьбе гостей Зинаида Николаевна играла на клавикорде. Это редкий инструмент, у него костяные клавиши, красивое звучание.

Другие экспонаты дома-музея

Здесь чучело медведицы. Она была убита во время зимней охоты 1895 году. Никто не ожидал её появления. Когда появилась, её попытались застрелить, но ружье дало осечку, и её уложили подручными средствами — кинжалами, с помощью собак. Такие крупные экземпляры встречаются до сих пор. Платили в те времена за шкуру медведя 5 руб, за волка — 3 рубля. Когда Некрасов охотился, то тоже платил помощникам: 35 копеек взрослым и 25 копеек детям. Дичь, которую приносили из леса, он раздавал крестьянам.

Когда Некрасов в 50-х годах приехал однажды на Новгородчину, то был удивлён, что здесь очень глухое место и люди не знают, что такое порох. Местные охотились «методом брюха» на мелких животных. Видели добычу, наскакивали на неё сзади и придавливали. Так кормились.

На втором этаже были только гостевые комнаты. Их было три, 2 из них восстановлены. Это спальня, Здесь ночевали только родственники и близкие друзья. Кто приезжал на охоту, снимали домики или останавливались в гостевых домах.

Вот коврики ручной работы чудовских умельцев 2-й половины 19-го века. В доме отсутствовали привычные нам удобства. Туалетные принадлежности стояли в каждой комнате. На берегу Керести была построена баня, но её использовали нечасто.

Это женский комод с подсвечниками. В каждой комнате стояла печь. Обратите внимание на стулья с широкой спинкой, низкими ножками и изогнутыми подлокотниками. Это дамское кресло. Дама в пышной юбке могла положить подол платья на этот подлокотник.

Люди сюда приезжали творческие. Для них была устроена библиотека, где можно было поработать и посидеть с книгой. Здесь подлинное зеркало, подсвечник в виде медведя, томик стихов Некрасова, прижизненное издание, 1873 год. Книжный шкаф с полным собранием энциклопедического словаря.

Некрасов много путешествовал. Здесь представлен дорожный чемодан-кофр, мини-шкаф, куда можно вместить массу вещей. Он очень удобный, но тяжёлый. Без вещей весит 50 кг. Сделан из дерева, обтянут кожей и обит железом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!