Учителя бывают разные - хорошие и плохие, добрые и злые, любимые и нелюбимые. Почему так бывает? Ведь если исходить из функций и задач, учителя должны быть одинаковыми, и, тем не менее, есть учителя, к которым дети на урок идут с удовольствием, предвкушая совместное общение и интересную работу, а есть такие, которых ученики просто боятся и тогда урок этого учителя становится для них чуть ли не каторгой.
Есть на белом свете один хороший учитель - Анатолий Бернштейн
, который живет в г. Москве и в данный момент пишет книги по педагогике. Он уже не работает в школе, но все его бывшие ученики ходят к нему домой, приглашают его в гости, или просто звонят по телефону, не забывая о нем ни на минуту. И вот сегодня два наших ростовских учителя - Сорокина Татьяна Борисовна
и Маханькова Надежда Павловна
решили "пообщаться" с Анатолием Бернштейном, порассуждать о вопросах, поднятых им в его книге "Оставайтесь после уроков", и таким образом помочь понять читателю, каким же должен быть настоящий учитель.
- Могут ли учителя влиять на дальнейшую судьбу ребенка?
Бернштейн:
"А кто сказал, что учителя - безобидные ретрансляторы знаний и в худшем случае бациллоносители просвещения? Иногда даже не самым инициативным из них приходится играть роль куда более ответственную - судьбы.
Ничего исключительного в этом нет. Учитель объективно имеет больше шансов влиять на "недоразвитого" человека, как говорили о детях в эпоху Возрождения. Он стоит на его пути, как обязательная отметка, промежуточный финиш, верстовой столб посередине дороги, который непросто объехать".
Маханькова: " Да, я согласна, учителя иногда влияют на становление характера и определение дальнейшей судьбы своего ученика, но это происходит лишь в том случае, если у учителя и ученика возникают с самого начала доверительные отношения, когда учитель является авторитетом и примером во всем".
Сорокина: "А я думаю, что они влияют на ребенка в любом случае, даже если нет доверительных отношений. Все равно какие-то фразы, мысли, замечания откладываются у ребенка в памяти".
- Существуют ли неразрешимые противоречия между учителем и учеником?
Бернштейн: "По сути, никаких неразрешимых противоречий между учителем и учеником не существует. Воспитание - не идиллия, но, безусловно, не война за независимость. Это и взаимообучение, и опыт человеческих отношений"
Маханькова: " Нет, на мой взгляд, между учеником и учителем могут возникнуть неразрешимые противоречия, но в этом случае чаще всего будет виновен сам учитель, его невыдержанность, бестактность, недалекость. Учитель всегда должен помнить об осторожном бережном отношении к маленькому, еще не сформировавшемуся человеку, и тщательно обдумывать каждый свой поступок, тогда неразрешимых противоречий будет гораздо меньше. Но иногда бывает и так, что учитель мало может повлиять на ход развивающегося конфликта, так как причиной бывает запущенное воспитание ребенка, выросшего в неблагополучной семье; в таком случае учитель должен хотя бы сгладить возникший не по его вине конфликт".
Сорокина: " Противоречия есть, но они всегда разрешаются. У меня был недавно очень неприятный и, казалось бы, неразрешимый инцидент. Мама одной девочки решила, что я ущемляю ребенка, отбиваю интерес к знаниям, что ребенок, мол, очень умный, а я все время занижаю оценку. Это противоречие разрешилось - в класс поставили другого учителя. В результате пострадали дети, любившие предыдущего преподавателя".
- Когда учитель ругает ученик, кто больше переживает?
Бернштейн: " Учителя переживают все же чаще и глубже, а ученикам бывает в основном сильно неприятно. Но это, конечно, совершенно частные наблюдения, сугубо из личного опыта".
Маханькова: "Все зависит от ситуации. Если сорвался добросовестный учитель в силу внешних неблагоприятных обстоятельств, то он очень переживает. Если несправедливое отношение учителя к ученику является нормой в практике такого учителя, то учитель никогда не переживает. Переживания ученика зависят от его личных качеств: если ребенок чувствительный, то он переживает очень сильно, а если ученик душевно черствый, то он тоже не переживает".
Сорокина: "Ну, смотря за что ругаешь, если за то, что нужно, то не волнуешься, а если не уверен, когда ругаешь, тогда естественно переживаешь".
- Кто кому больше нужен? Учитель ученику или ученик учителю?
Маханькова: "Да, здесь наблюдается взаимопотребность. Настоящий учитель, для которого работа в школе - это не служба, а образ жизни, нуждается в своих воспитанниках, в общении с ними точно также, как они нуждаются в общении со свои учителем."
Сорокина: "Я тоже согласна. Учитель нуждается в ученике так же, как и он в нем".
- Какую дистанцию надо выбирать с учеником: ближнюю или дальнюю?
Бернштейн: Здесь важно понять, что управление процессом определения оптимального расстояния между двумя объектами происходит из 2-х командных центров, только не всегда согласованно. Дети прекрасно, но порой непредсказуемо для нас регулируют процесс.".
Маханькова: "Дистанция между учеником и учителем должна быть строго выверена до миллиметра, нельзя слишком влюбляться в своих учеников, приближать их настолько к себе, что некоторые родители испытывают чувство ревности, такая ситуация только мешает педагогическому процессу. С другой стороны, нельзя отталкивать от себя ребенка, если видишь, что он нуждается в твоей заботе, внимании, а иногда и любви".
Сорокина: "Я выбираю ближнюю дистанцию со всеми учениками, но иногда ребенок решает, что ему все позволено и переходит границы, тогда его необходимо отдалить".
- Кому все это вообще больше нужно: вам или им?
Бернштейн: "Нам! Для них! Ибо весь смысл нашей жизни - в ее полной отдаче им".
Маханькова: "На мой взгляд, в итоге, конечно, им, потому что наша основная функция - давать знания".
Сорокина: "А я думаю, одинаково и им, и нам. Да, наша основная функция - давать знания, а их получать эти же знания, т.е. поровну. Взаимообмен".
- Как вы устанавливаете дисциплину на уроке?
Бернштейн: "Во-первых, отнеситесь к делу, как к делу своей жизни; во-вторых, отдайте ему все 24 часа в сутки и посвятите их детям; в-третьих, уважайте себя и их по-настоящему; в-четвертых, приготовьтесь терпеть и бороться сколько потребуется. И тогда у вас все получится, что вы пожелаете".
Маханькова: "Дисциплину на уроке я предпочитаю устанавливать путем своего личного обаяния или авторитета. Нужен набор личностных качеств, которые даются от природы и путем самовоспитания. Волевым способом, не подкрепленным вышеперечисленными факторами, дисциплину на уроке удержать сложно".
Сорокина: "Это очень сложный вопрос, потому что у меня все это происходит на интуитивном уровне. Сначала я заинтересовываю темой, а затем загружаю работой".
- Существует ли какой-то предел, кульминация учительского дела?
Бернштейн: "Педагогическому делу не грозит быть закрытым. Оно всегда длиною в педагогическую жизнь, а то и в физическую жизнь учителя".
Маханькова: " Согласна, не существует, хотя я, может быть, еще нахожусь в той поре, что еще не достигла этого наивысшего пика в своей профессиональной деятельности".
Сорокина: "Наверное, у каждого по-разному - одни нашли свой предел и уже ходят равнодушными, а для кого-то, и для меня в том числе, это всю жизнь - творческий поиск".
- Педагог - это в первую очередь кто: учитель или человек?
Бернштейн: "Учитель - в первую очередь человек, и отношения, которые устанавливаются с учеником, человеческие".
Маханькова: " Конечно, человек. Педагогика - это некая сфера деятельности, которая не имеет права допускать даже 1% брака, так как мы работаем с людьми, а не с машинами".
Сорокина: "Ну естественно - человек, и у любого учителя должны преобладать человеческие качества".
- Какие отношения должны быть между учителем и учеником?
Бернштейн : "Мы предлагаем себя в качестве объекта для обожания, подражания и послушания, а нас просто любят. Могут попросить совета, а могут и денег, чаще приюта, тепла. Легкие отношения и есть наше лучшее достижение. Не завоевание, не самоцель, а искомый результат".
Маханькова : "Вторя современным веяниям психологической науки, я придерживаюсь принципа субъект - субъективных взаимоотношений с учениками, когда учитель не забывает, что перед ним не просто объект его педагогического воздействия, а трепетная личность, которую нужно уважать, как самого себя и ценить".
Сорокина:
"Между учителем и учеником должно быть сотрудничество. Они друзья, но учитель все же должен внушать уважение, выглядев авторитетно в глазах ученика".
- Нужен ли телесный контакт с учениками, взаимоприкосновения?
Бернштейн: "Нужен, так как по тому, как учитель физически раскован с учениками, не боясь ненароком кого-нибудь задеть, как легко он похлопывает, подталкивает, берет за руку, поправляет одежду и как те на это реагируют - можно много сказать о степени человеческой доверительности, открытости и душевной близости между ними. Это дано не каждому, потому что право на такое прикосновение надо заслужить".
Маханькова: "Я за науку прикосновений, особенно это необходимо в среднем школьном возрасте (5-7 классы), когда ребенок еще нуждается в заботе, опеке, у него не изжита потребность в ласковом поглаживании, похлопывании, дружеском рукопожатии, и если отношения учителя и ученика складываются доверительные, то прикосновения будут актуальными вплоть до самого старшего школьного возраста".
Сорокина: "Телесный контакт необходим - кого-то успокоить, кого-то заставить работать, кому-то внушить уверенность".
- Несут ли учителя моральную ответственность за учеников в дальнейшей их жизни?
Бернштейн: "Не берите на себя чужой кармы - не делайте за них их труд, не решайте за них их задачи, не пытайтесь стать их судьбой. Самое лучшее - пусть знают ваше мнение, позицию, оценку".
Маханькова: "В небольшой мере - да, так как с детства им что-то внушали".
Сорокина: "В общем-то да, так как, что воспитали, то и получили. А учителя воспитывают вместе с родителями".
- Каких учеников любят учителя?
Бернштейн: "Парадокс, но учителя не любят счастливых учеников. Вероятнее всего, потому, что в подсознании: если счастливы, значит, свободны, независимы от нас. А мы так хотим, чтобы в нас нуждались"…
Маханькова: "Любят чаще того, у кого есть потребность в любви".
Сорокина: "А я люблю способных, тех, которые хотят чему-то научиться, думающих, ищущих, желающих получить знания".
- Ну и, наконец, кто такой вообще "учитель"?
Бернштейн: "Учитель - скромный служащий на ответственном посту: открывающий дверь в мир знаний или в мир людей, или помогающий заглянуть в свой собственный. И не требующий за это благодарности. И достойный много большего, когда по-настоящему заслужил".
Маханькова: "Учитель - это, прежде всего, хороший профессионал".
"…Учительский труд - одно из величайших призваний в жизни… Но учитель должен быть предан своему делу в наивысшей степени, полностью отдаваться ему, учить от всего ума и от всего сердца, всем своим существом; и при наличии такой преданности возможно многое".
Дж. Кришнамурти.
"Подумайте об этом."
_________________________
© Скрынникова Алена
Васильева В.Н
Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия
Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода.
Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.
Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Дополнительное образование базируется на принципе свободы выбора, и если параметры взаимодействия «учитель – ученик» не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален. Существует и противоположная проблема: можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель – ученик», назначение которой – оптимизировать учебный процесс.
Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.
У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Важным моментом в обучении вообще является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.
Важнейшие аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы.
Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.
Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:
1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.
Хочу отметить, что во взаимоотношениях «учитель – ученик», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного класса к другому.
Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.
Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.
Они могут быть внутриличностными, столкновение двух несовместимых
желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные
потребности личности, наносится ущерб ценностям «я».
Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в
подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.
Специфические причины конфликтов «учитель – ученик»
1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
в педагогически непрофессиональных действиях учителей: приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;
в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
в самовольном установлении учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей;
в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;
в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика;
в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;
в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних
заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.
3. Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога.
Каким же хотят видеть ученики своего учителя?
1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
2. Любовь к своему предмету.
3. Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.
Отрицательные качества учителей:
1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
2. Выделяет отдельных учеников.
3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
4. Требует от ученика безоговорочного подчинения.
5. Относится как к маленьким.
6. Относится неуважительно.
7. Не умеет хранить тайну.
Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях:
1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика в бездеятельности.
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.
3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.
4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения.
5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока.
7. Добиться полного усвоения материала.
8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.
9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания.
10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.
Можно указать по крайней мере три наиболее существенные особенности типа учебного взаимодействия.
Во-первых, каждый ученик включается в решение продуктивных задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специально организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими учениками.
Во-вторых, ситуации взаимодействия и сотрудничества, являясь специфическим средством решения продуктивных задач и условием овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевают изменения в процессе общения, обеспечивая тем самым становление механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося.
В-третьих, в процессе совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают прежде всего механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.
И какие бы новации ни вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными - явление обычное. По мнению М.Рыбаковой, конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
действия, связанные с успеваемостью, выполнением им вне учебных заданий;
поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей .
Конфликты деятельности. Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и учителей начальных классов, когда общение на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми - в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие - вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие.
Причины и слагаемые педагогических конфликтов:
недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
различное понимание событий и их причин (конфликт "глазами учителя" и "глазами ученика" видится по разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику - справиться с эмоциями;
присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходиться помнить учителю;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.
Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками проводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований за 1996 год, 35-40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием .
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут стать хроническим явлением).
Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.
Часто общение учителя с повзрослевшими учениками строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальной школы. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его представление о себе - стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу отношений с взрослеющими детьми. Инициатором построения таких отношений должен быть взрослый.
Опрос школьников проведенный под руководством профессора В.И. Журавлева, показал, что около 80% учащихся испытывали ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин такого отношения ученики называют следующие:
учителя не любят детей - 70%;
отрицательные личностные качества учителя - 56%;
непосредственная оценка их знаний учителем - 28%;
учитель плохо владеет своей специальностью - 12%.
Нередки случаи, когда негативное отношение учеников к учителю переносится на предмет, который он преподает. Так, 11% школьников говорят, что ненавидели отдельные дисциплины, изучаемые в школе .
В основе конфликтных отношений между учеником и учителем лежит негативная оценка учащимися профессиональных или личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты. Чаще хороший контакт с учениками удается установить учителям младших классов. Старшие школьники, вспоминая обучение в начальных классах, так оценивали своих учителей, работавших бесконфликтно:
- * первая учительница была идеальной;
- * она образец учитель, о котором помнишь всю жизнь;
- * исключительно опытный педагог, мастер своего дела;
- * за четыре года сменилось семь учительниц, все они были прекрасными людьми;
- * не могу сказать ничего отрицательного об учительнице начальных классов;
- * конфликтов не было, авторитет учительницы был настолько высок, что каждое ее слово было для нас законом;
- * конфликтов не было, наша учительница была непререкаемым авторитетом не только для учащихся, но и их родителей;
Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: " Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них кто умнее". Умный должен уметь защищать свои интересы и интересы дела без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен научиться оставаться выше конфликтов и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций (лучше с юмором).
Вместе с тем было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.
Во-первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе 1982 году. Причем, нередко не в лучшую сторону. Двадцать лет назад в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обостриться ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А ныне это реальность.
Во вторых, заметно ухудшилось социально-экономическая обстановка в самой школе, что в свою очередь, способствует возникновению конфликтов между учеником и учителем.
В-третьи, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителя.
В-четвертых, низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов, вызываемый тяготами жизни, стресс у школьников, являющийся следствием материальных проблем в их семьях, вызывает повышенную агрессивность у тех и у других.
Тема любви между студентом и преподавателем стара как мир. Нежные чувства могут возникнуть как у первоклассника Максима к первой учительнице Анне Ивановне, так и у третьекурсницы Кати к преподавателю социологии Александру Михайловичу. Обычно эмоции проходят, и влюбленность забывается, но случается, что чувства перерастают «во что-то большее». Комментарии к историям о любви дает психолог, директор Центра успешных отношений Елена Дубовик.
ШКОЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ: ИРА + ВИКТОР ЕВГЕНЬЕВИЧ
— Для того чтобы понять эту историю, нужно пожить в деревне. Там ведь как? Тишь да гладь: девчата есть, а парней — раз, два и обчелся. Поэтому каждый новый мужчина на вес золота. Ире было 16 лет, Виктору Евгеньевичу — 23. Он приехал в деревню отрабатывать два года по распределению, — вспоминает Люда, Ирина одноклассница. — Конечно, закрутилось у них не сразу. Он вел себя серьезно — все-таки учитель! А она не слишком обольщалась: парень, конечно, молодой и перспективный, но в ее классе было еще семь девочек с теми же преимуществами, что и у нее — молодостью и грудью четвертого размера.
Начались отношения в школе на новогоднем вечере. Дискотека, танцы, полумрак… Об их романе знали все: и учителя, и родители, но закрывали глаза — понимали, что личную жизнь Ира, считай, устроила. Правда, жениться после окончания ею школы пара не спешила. Она поступила в колледж, ближе к концу учебы забеременела и через пару месяцев вся деревня играла их свадьбу. Сейчас они живут в деревне, в доме у мужа. У них годовалый малыш, скоро на свет появится второй. Уж не знаю, любовь ли это, но Ира уверена, ее жизнь удалась: колечко из магазина «Сапфиры и дыяманты» в райцентре есть и обязательный минимум — двое детей — выполнен.
ВОЖАТСКАЯ ЛЮБОВЬ: ДАША + ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
— Мы с Димой познакомились в лагере «Дружба» под Раковом. Я попала в профильную смену для активистов организаций, отличников производства и прочих крутых детей, — рассказывает иллюстратор Даша. — Программа там была насыщенная: тематические тренинги, вокал, танцы! Помню, как ужасно я расстроилась, когда меня не взяли на вокал — я-то считала себя знатной певицей. Вожатая наобум записала меня… на сценический бой. На первое занятие я пришла без всяких планов устраивать личную жизнь — в спортивных штанах и не подходящей к ним зеленой кофте.
Постигать сложное искусство некасательного боя у меня не получалось. Курс вели очень крутые люди, сразу было видно — актеры. Дима приехал работать вместе лучшим другом Вовой. Но поскольку от фиаско на певческом поприще мое сознание было помутнено, а строгое воспитание запрещало смотреть в сторону мужчин-преподавателей, никаких мыслей о Диме как о мужчине, у меня не было. Я думала: «Им по 30 лет и давным-давно есть жены-дети». Тогда все было едино: что молодой прекрасный Дима, что усатый физик Николай Степанович. Преподаватель — и все тут. Тогда мне было 16, ему — 24.
Вожатые хотели живого общения с детьми и тут же собрали вокруг себя всех, кто показался им интересным. Мы ходили в леса жарить сосиски, играть в волейбол… Они оба меня очаровали, но ни о какой любви речи все еще не было. Я к ним сильно привязалась. И вот однажды утром я проснулась, а они уехали в Минск. Ревела полдня: чувствовала себя преданной — друзья ведь так не поступают! Рыдала я рыдала и получила вдруг таинственное письмо. В нем говорилось, куда мне идти, чтобы найти тайник. В тайнике оказался букет полевых цветов и стихи Пастернака. В общем, через некоторое время они вернулись — и Дима стал за мной ухаживать. Присылал стихи крутых поэтов о любви, дарил всякие романтичные штуки вроде вороньего пера, стеклянного коника или шишки… Тут я влюбилась окончательно.
Когда смена закончилась, я уехала в другой лагерь — в Украину. Скучала, убивалась… А однажды пришла в столовую — а там Дима! Ждет меня! Приехал! Не знал точно, где я, поэтому две ночи мок в палатке. В Беларусь мы вернулись вместе. Дальше была адская романтика: пока я доучивалась в 11-м классе, он пару раз в месяц приезжал, был на выпускном. Потом я поступила в университет, и после 3-го курса мы поженились.
Я перестала называть его на вы только тогда, когда он меня поцеловал, и я наконец поняла, что у нас любовь, а не «преподаватель-ученик». Был он мне Дмитрий Валерьевич, и перейти на «просто Диму» было сложно. Пришлось, конечно, переучиваться: все-таки звать мужа на вы — это не очень. Если бы такая история произошла с преподавателем в университете, она вряд ли бы получилась: крутить шашни с преподавателями мне не позволяет воспитание и внутренний барьер. А с Димой так вышло, потому что у нас не так велика разница в возрасте, да и отношения в лагере не такие формальные.
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЛЮБОВЬ: МАРИНА + СТАНИСЛАВ ИГОРЕВИЧ
— Марина была в нашей группе настоящей секс-бомбой с периферии, — рассказывает бывшая студентка филфака Женя. — А Святослав Игоревич — немного полинявшим столичным плейбоем. Он преподавал в университете философию, а она приходила к нему на лекции-семинары.
Конечно, вначале об их романе никто ничего не знал — ни подружки, ни одногруппницы. Позже выяснилось, что чувства цвели почти целый год. Однажды их просто застукали целующимися в аудитории. Время шло, курс летел за курсом, пока Марина забеременела.
— Через полгода мы узнали, что они поженились. Марина бросила учебу ради семьи: сейчас растит дочку, солит огурцы, бесконечно закатывает какие-то салаты — одним словом, вьет гнездышко. А 52-летний Святослав Игоревич все так же преподает в университете, и мы боимся, как бы не присмотрел себе новую жену.
Обучение – сложный и многогранный процесс, течение которого невозможно без некоторых столкновений и противоречий между учителем и учеником.
Конфликт между учителем и учеником – явление распространенное и, безусловно, имеющее свои особенности и причины. Подобная проблема требует включенности и педагогов, и учащихся, и родителей.
Причины и особенности
К основным причинам возникновения конфликта между учителем и учеником относят следующие:
- низкий уровень ответственности учителя при разрешении проблемной ситуации;
- разный статус и жизненный опыт участников конфликта;
- каждая сторона конфликта видит ситуацию по своему: учитель не стремится понять переживания ученика, а ученик не всегда может справиться со своими эмоциями ввиду возрастных особенностей.
Педагог М. Рыбакова в своей работе «Конфликт и взаимодействия в педагогической деятельности» описала ряд причин, по которым происходят конфликты между учителями и учениками:
- в результате действий, связанных с проблемой успеваемости;
- специфика реагирования педагога на поведение учеников, не соответствующее школьным требованиям;
- особенности эмоционально-личностных отношений, сложившихся между учителем и учеником.
В педагогической науке принята следующая классификация конфликтов между учителем и учеником:
1. Конфликт деятельности . В этом случае речь идет о столкновении на основании отказа со стороны ученика выполнять задание учителя. Также о подобном конфликте говорит небрежное, ненадлежащее выполнение задания учеником.
Причинами такого конфликта часто становятся:
- повышенная утомляемость;
- неспособность усвоить большой объем учебного материала;
- отсутствие объективной помощи со стороны учителя.
Подобного рода конфликты имеют место быть в ситуации, когда учитель только начинает работать с классом и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень.
Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания. При этом отмечается, что требования к ученикам довольно завышены. В результате таких конфликтов, по настоящему способные и талантливые школьники вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается интерес к учебе.
2. Конфликт поступков . Бывают ситуации, когда учитель обвиняет ученика в каком-то неправильном (по его мнению) действии или поступке, при этом, не разобравшись в мотивах и объективных причинах случившегося. На основании необоснованных выводов учитель стремится скорректировать поведение ученика. Не вникнув в особенности ситуации, учитель ошибочно оценивает всю ситуацию в целом. Не все ученики способны промолчать, чаще всего конфликт поступков разворачивается в серьезное столкновение, окрашенное резко негативными эмоциями.
3. Конфликт отношений . Отличительная особенность подобных ситуаций – затяжной характер конфликта, возникающего в результате неграмотного разрешения со стороны педагога какой-либо проблемы. Конфликты отношений часто имеют личностную подоплеку. Результатом такого столкновения становится длительное рассогласованное взаимодействие между учителем и учеником, выраженное неприязненным отношением.
Статистика показывает, что большинство конфликтов между учителем и учеником имеет негативные последствия (около 85%), поэтому так важно вовремя заметить изменения во взаимоотношениях и принять необходимые меры для устранения конфликта.
Существует ряд признаков, по которым внимательные родители могут заметить, что у ребенка появились проблемы в школе:
- у ребенка пропадает интерес к учебе в целом или к отдельному предмету, он стремится испортить учебник, неряшливо ведет записи в дневнике и тетрадях,чего раньше не наблюдалось;
- ребенок агрессивно настроен против учителя, раздражается, когда речь заходит о нем, придумывает «клички» и рисует всевозможные карикатуры.
После того, как родители оценили ситуацию и поняли, что у ребенка действительно конфликт с учителем, необходимо принимать меры. Подобную ситуацию нельзя пускать на самотек и оставаться в стороне в качестве наблюдателя или простого слушателя.
Как разрешить конфликт между учителем и учеником
Многолетний опыт педагогов и психологов позволил выявить некий общие способы разрешения всех школьных конфликтов:
- спокойствие;
- объективный анализ ситуации;
- построение открытого диалога;
- определение общей цели;
- выводы.
Подобная схема учитывает потребности и возможности всех участников конфликта. Конечно, ситуацию столкновения лучше избежать, но если конфликт все же произошел, следование некоторым рекомендациям, позволит разрешить его конструктивно, без лишних эмоций и переживаний.
- недопустимо давление на ребенка, это только вызовет еще больший негатив;
- не следует требовать от ученика публичных извинений и признания своих ошибок;
- важно дать подсказку к выстраиванию алгоритма правильных действий со стороны школьника;
- необходимо выстроить диалог с учеником, тон разговора должен быть спокойный и доброжелательный;
- разговор должен быть предметным, конкретным;
- возможно появится необходимость привлечения родителей с целью заинтересовать ребенка другими сферами жизни; хороший пример в этом случае – спортивная секция;
- важно уметь слушать и слышать ребенка!
- важно оценить ситуацию спокойно, реально и объективно;
- необходимо провести беседу с учителем и выяснить причину конфликта;
- скандальное поведение, ругань и хамство ни к чему не приведут;
- после определения причины попытаться найти общую цель и возможности выхода из конфликта, выстроить конструктивную модель поведения всех участников конфликта;
- не стоит торопиться менять учителя или школу; подобная стратегия может только навредить, ведь ребенку придется выстраивать отношения в новом коллективе, а ведь так важно сформировать социальные навыки, в том числе, и поведение в конфликтной ситуации.
- провести спокойную беседу с ребенком на предмет выяснения проблемы;
- в процессе разговора не должно быть язвительных реплик, угроз и саркастических замечаний;
- ситуация требует объективного анализа, а не переживаний по поводу последствий;
- родители должны подсказать ребенку о необходимости извинения перед учителем (присутствие родителей при этом возможно только по просьбе ученика).
Родителям стоит выстраивать гармоничные и доброжелательные отношения с учителем. В таком случае вероятность появления конфликтов сводится к минимуму, а если они и возникают, то быстро и конструктивно разрешаются!
Видео: Конфликты между детьми и учителями