Список положительных и отрицательных качеств человека. Черты характера

Понедельник, 24 Мар. 2014

В Ведах нигде не говориться о национальностях, есть только Суры (божественные натуры), чья деятельность направлена на созидание, и Асуры (демонические натуры) деятельность которых направлена на разрушение.

Обусловленные живые существа, населяющие материальный мир, делятся на две категории.

  • Люди, наделенные божественной природой, ведут упорядоченный образ жизни, то есть следуют предписаниям шастр (Священных Писаний) и указаниям авторитетов . Человек должен исполнять обязанности, предписанные авторитетными шастрами . Такой образ мыслей называют божественным.
  • Тех же, кто не следует заповедям священных писаний и действует по собственной прихоти , называют демонами , или асурами .

Критерий только один - выполнение указаний священных писаний. В Ведах сказано, что как полубоги, так и демоны появились на свет от Праджапати ; единственная разница в том, что одни следуют предписаниям Вед, а другие - нет.

Те, кто обладает демоническими качествами и живет, потакая собственным прихотям и не следуя предписаниями шастр, в следующей жизни рождаются среди низших существ и все больше запутываются в сетях материального мира.

Те же, кто обладает божественными качествами и живет по правилам, установленным шастрами, достигают духовного совершенства.

Божественные качества

  • бесстрашие
  • очищение своего бытия
  • совершенствование в духовном знании
  • благотворительность
  • владение чувствами
  • совершение жертвоприношений
  • изучение Вед
  • совершение аскезы
  • простота
  • отказ от насилия
  • правдивость
  • негневливость
  • самоотречение
  • спокойствие
  • отсутствие стремления злословить
  • сострадание ко всем живым существам
  • отсутствие алчности
  • мягкость
  • скромность
  • решимость
  • целеустремленность
  • способность прощать
  • стойкость
  • чистота
  • отсутствие зависти

Все эти двадцать шесть качеств являются трансцендентными. Их следует развивать в себе в зависимости от того, какое место мы занимаем в обществе и каким делом занимаемся.

Если все люди будут сознательно развивать в себе эти качества, то, несмотря на неизбежные материальные страдания, со временем они смогут подняться на высшую ступень духовного самопознания.

В ведической цивилизации существует институт варнашрама-дхарма - ведическая система деления общества на четыре сословия (варны ) и четыре уклада духовной жизни (ашрамы ).

Согласно системе варнашрамы общество делится на четыре варны:

  • брахманов (духовных наставников и священников),
  • кшатриев (правителей, администраторов, воинов),
  • вайшьев (земледельцев, торговцев, предпринимателей),
  • шудр (рабочих и слуг).

Необходимо констатировать факт, что в наше время, эпоху Кали-юги , системы варнашрама-дхармы не существует.

В древности во главе ведического общества стоял благочестивый царь, руководствовавшийся в своей деятельности советами придворных мудрецов и брахманов. Существовали такие цари, как Притху Махарадж, Прахлада Махарадж, Дхрува Махарадж, Господь Рамачандра , Махарадж Юдхиштхира и Парикшит Махарадж, которые идеально управляли царствами и народами в течение тысячелетий. Но, как и предсказывалось в писаниях, безукоризненная система варнашрама-дхармы, представленная в Ведах , деградировала под влиянием Кали-юги.

В системе варнашрамы санньяси , то есть человек, отрекшийся от мира, считается головой, или духовным учителем всех остальных каст и укладов.

Брахманы являются духовными учителями для трех других каст: кшатриев, вайшьев и шудр , однако санньяси , стоящие на самой верхней ступени общественной лестницы, являются духовными учителями даже для брахманов .

Санньяси должен посвятить свою жизнь распространению знания среди семейных людей и всех тех, кто забыл, что истинной целью жизни является достижение духовного совершенства. Санньяси должен стучаться в каждую дверь и просить подаяние, но это вовсе не значит, что он попрошайка. Одно из качеств по-настоящему духовного человека - это смирение , и только поэтому санньяси стучится в каждую дверь, не столько для того, чтобы попросить милостыню, сколько для того, чтобы встретиться с домохозяевами и пробудить в них сознание Кришны. Таков долг санньяси .

Подвижничество - удел тех, кто отошел от семейной жизни. Человек не должен до конца своих дней жить с семьей, необходимо помнить о том, что существует четыре периода жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса . Завершив период семейной жизни, человек должен удалиться от дел. Если продолжительность человеческой жизни составляет сто лет, то первые двадцать пять лет необходимо посвятить изучению Вед, следующие двадцать пять лет провести в семье, затем в течение двадцати пяти лет вести жизнь ванапрастхи , удалившись от дел, после чего принять санньясу (отречься от мира).

Таковы правила, регламентирующие духовную жизнь человека в ведическом обществе. Человек, отошедший от семейной жизни, должен совершать аскезу, чтобы обуздать тело, ум и язык. В этом суть тапасьи . Вся система варнашрама-дхармы предназначена для тапасьи . Без нее никто не способен получить освобождение.

Теория, утверждающая, что человеку не нужно ни в чем себя ограничивать, что можно продолжать делать все, что угодно, и все будет в порядке, не находит поддержки ни в Ведах, ни в «Бхагавад-гите». Подобные теории придумывают корыстолюбивые проповедники, желающие умножить число своих последователей. Ограничения и правила отпугивают людей. Поэтому те, кто хочет вести за собой людей, на словах прикрываясь религией, не требуют от своих учеников соблюдения каких-либо правил и не следуют им сами. Однако Веды не одобряют этого.

Что касается такого качества брахманов, как простота , то им должны обладать не только представители какого-то одного уклада, но каждый человек, будь он брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси . Человек должен быть простым и прямолинейным.

Истину нельзя искажать ради достижения корыстных целей. В ведических писаниях иногда встречаются трудные для понимания места. В этом случае их смысл должен разъяснить опытный духовный учитель. Таков путь постижения Вед. Слово шрути значит «слушать сведущих людей». Мы не должны интерпретировать писания так, как это выгодно нам. Существует множество комментариев к «Бхагавад-гите», искажающих оригинальный текст. Мы должны объяснять людям истинный смысл писания, и сделать это можно, только слушая истинного духовного учителя.

Умение подавлять гнев. Даже если что-то раздражает нас, мы должны сдерживать себя, ибо, когда человек гневается, все его тело оскверняется. Гнев и вожделение являются порождением гуны страсти, поэтому тот, кто идет по духовному пути, должен уметь подавлять в себе гнев.

Человек не должен искать недостатки в других или без нужды делать людям замечания. Разумеется, назвать вора вором - не значит искать у него недостатки, но, назвав вором честного человека, мы нанесем ему тяжелое оскорбление, которое станет помехой для нашего духовного развития.

Человек должен быть очень скромным и не делать ничего предосудительного.

Решимость , проявляется в способности человека не огорчаться и не отчаиваться, когда его постигает неудача. Какие-то наши попытки могут закончиться поражением, но это еще не повод для того, чтобы расстраиваться. Невзирая на неудачи, нужно терпеливо и настойчиво двигаться по избранному пути.

Чистыми должны быть не только наши ум и тело, но и поступки. Это требование прежде всего относится к людям, занимающимся коммерцией, которые не должны участвовать в махинациях на черном рынке. Нати-манита, отсутствие стремления к почестям, - качество, которым должны обладать шудры , рабочие (представители низшего сословия в ведической социальной системе). Они не должны стремиться занять более высокое положение и добиваться почета. Им следует довольствоваться своим местом в обществе. Долг шудр - почитать представителей высших сословий, поддерживая таким образом в обществе порядок.

В этом стихе описан прямой путь в ад. Демоничные люди часто выставляют себя поборниками религии и защитниками духовного прогресса, хотя сами не следуют никаким принципам. Они всегда высокомерны и горды своей образованностью и богатством. Желая, чтобы перед ними преклонялись, они требуют уважения и почета, хотя и не заслуживают его. Они раздражаются из-за пустяков и говорят грубо и неучтиво. Они не знают, что можно делать, а чего нельзя. Они всегда поступают как им заблагорассудится, потакая собственным прихотям, и не признают никаких авторитетов.

Эти демонические качества присущи им от природы - они получают их еще в утробе матери и, вырастая, проявляют их в полной мере.

Демонические качества

  • Гордость
  • Высокомерие
  • Тщеславие
  • Гневливость
  • Грубость
  • Невежество

В наше время единственное божественное качество, которое держит мир на плаву, это остатки правдивости.

Правдивость очень сильно влияет на нашу жизнь, потому что иметь видение, иметь правильное видение, иметь знания, как правильно жить, иметь понимание обстановки, окружающей среды, понимать людей, которые нас окружают. Конечно же это все зависит от качества правдивости. Потому что качества правдивости обладает не только внешней, но оно еще и внутренней функцией обладает. Несет в себе внутреннюю функцию определенную. Поэтому это очень практичное качество - правдивость. Многие люди об этом не задумываются просто, совершают обман, не понимая, чего они себя лишают.

Для успешной жизни, для успешной духовной практики необходимо в себе развивать именно божественные качества. Благодаря этому человек сможет овладеть своими чувствами. Мы не сможем избавить от наших чувств, но их можно заключить в рамки культуры.

Таким образом, любой человек должен владеть своими чувствами. Часто можно наблюдать проявления именно демонических чувств, в частности гневливости и жадности . Наши чувства влияют на всю нашу жизнь, особенно это важно в семейной жизни. Жить в соответствии со священными писаниями это развивать божественные качества в себе.

В ведические времена эти качества доминировали у людей в зависимости от психического типа. Например людей, которые отриченные от мира, это люди, которые дают знания всем остальным и совершенствоваться самим. Отреченные люди являются главой всего общества. И для того, чтобы принять отриченный образ жизни необходимо в себе развить такое качество, как бесстрашие . Чтобы человек мог передавать знание, он должен вести чистый образ жизни.

Чтобы влиять на других, важно понимать их, знать об их интересах и отношениях, уметь достучаться до этих людей: что это за человек, какова его позиция в конкретном вопросе, каким образом с ним лучше всего общаться и как на него влиять. Мелочи, которые могут быть важными для обретения власти и влияния, часто остаются вне внимания.

Мой личный опыт, исследования и наблюдения привели меня к выводу, что для достижения власти и ее удержания особенно важны следующие качества:

  1. Энергичность, выносливость и физический запас жизненных сил.
  2. Способность концентрировать собственную энергию и не тратить понапрасну силы.
  3. Чуткость по отношению к другим.
  4. Гибкость, особенно в отношении выбора различных средств для достижения собственных целей.
  5. Готовность при необходимости вступить в конфликт или конфронтацию, иными словами - определенная доля жесткости.
  6. Умение забыть о собственном «я», по крайней мере на время, и быть хорошим подчиненным или командным игроком, чтобы заручиться чьей-то поддержкой и помощью.

Все эти качества присущи людям, которые умеют получать власть и распоряжаться ею.

1. Энергия и физический запас жизненных сил

Выносливость часто одерживает верх над талантливостью. Наблюдая за генеральными директорами, Джон Коттер заметил, что многие из них работали от 60 до 65 часов в неделю, т.е. не менее 10 часов в день. Способность и готовность долго работать была присуща многим влиятельным личностям. Необычайной силой и физической выносливостью обладал президент Линдон Джонсон. Коллега, работавшая с ним, утверждала, что он всегда бегал: «Всякий раз, как она видела Линдона Джонсона, направлявшегося в Капитолий, он непременно бежал». Он приходил на работу раньше всех секретарей Конгресса и не прерывался на обед. Несмотря на то что практически вся работа в Конгрессе прекращалась в половине пятого, Джонсон и его помощники часто работали до половины девятого вечера.

Джонсон взял ассистентами двух молодых людей, которых он знал еще по Техасу, и стал работать еще более упорно. Их готовность подолгу засиживаться на работе, прилагая значительные усилия, мотивировалась личным примером самого Джонсона: «Если они просыпались в пять, то только потому, что их шеф просыпался ровно в пять, и если они взбирались по Капитолийскому холму еще до рассвета, то их шеф был рядом с ними. «Он работал больше, чем кто-либо. Его голова работала даже тогда, когда большинство из нас отключались».

Энергия и сила обеспечивают множество преимуществ тем, кто стремится завоевать власть:

  • Во-первых, они позволяют продержаться дольше соперника или благодаря упорному труду обойти тех, кто превосходит умом или мастерством.
  • Во-вторых, энергия и выносливость становятся образцом для подражания и вдохновляют окружающих на более упорный труд. Работая усердно и долго, вы не просто показываете подчиненным, что это в человеческих силах, но и подчеркиваете важность выполняемой задачи. В конце концов, если вы готовы настолько отдаваться работе, она должна того стоить.

Если попросить людей перечислить отличительные черты руководителя, они вряд ли упомянут энергичность или физическую работоспособность. А ведь эти качества - одни из основных. Без выносливости и способности упорно работать другие навыки и качества мало чего стоят.

2. Умение концентрироваться

Возможности каждого человека ограничены. Влиятельные личности стремятся концентрировать собственные усилия и действия в одном направлении. Все мы в детстве проводили эксперимент с увеличительным стеклом: направляя через него солнечный луч, мы зажигали пучок сухой травы. Этот простой пример наглядно демонстрирует простой факт: концентрируя лучи, мы существенно усиливаем их.

Умение уделять внимание деталям крайне важно для реализации задач. Именно этого качества часто не хватает студентам и менеджерам. Усилия, распределяемые во многих направлениях, растрачиваются понапрасну. Мелочи, которые могут быть важными для обретения власти и влияния, часто остаются вне внимания. Отсутствие концентрации может стать помехой даже в самых результативных начинаниях.

В 1970 году Питер Макколо, президент Xerox, понял, что компании пора выйти за пределы занимаемой ею ниши копировальных услуг. Со временем срок патентов истечет, они устареют и рост рынка замедлится. Требовались новые пути для роста и развития. Макколо это понимал:«Высшая цель компании Xerox - найти самые лучшие способы упорядочивания информации. Мы стремимся к лидерству в этой сфере».

Однако две вещи помешали этому грандиозному виденью воплотиться в жизнь, и обе они имеют прямое отношение к концентрации усилий. Во-первых, в начале 1970-х Xerox была обвинена правительством в нарушении антимонопольного законодательства. Судебный процесс, затянувшийся на долгие годы, отвлекал внимание менеджеров от их прямых обязанностей и практически парализовал процесс планирования в организации. Во-вторых, Макколо занялся другой деятельностью, помимо Xerox. «Он посвятил свое время и свою энергию благотворительной деятельности в United Way, в попечительном совете университета Рочестера, в совете международных отношений, совете торговли и экономических отношений США и СССР, бизнес комитете искусств, национальной урбанистической лиге. Создавалось впечатление, что Макколо сбился с верного курса».

3. Чуткость по отношению к другим

Чтобы влиять на других, важно понимать их, знать об их интересах и отношениях, уметь достучаться до этих людей. Чуткость - это понимание того, что это за человек, какова его позиция в конкретном вопросе, каким образом с ним лучше всего общаться и как на него влиять.

Переговорный процесс предполагает создание обстановки, в которой раскрываются именно эти моменты. В литературе, посвященной анализу ведения дискуссий, чаще всего для достижения согласия рекомендуется обсуждать интересы, а не позиции сторон. Другими словами, важно выяснить, чего же на самом деле хочет и требует противоположная сторона и почему она к этому стремится, и тогда, возможно, вы сумеете предложить такие условия, которых ваш визави и вовсе не представлял. Чтобы добиться этого, полезно уметь ставить себя на место другого, примеряя его роль и пытаясь взглянуть на мир его глазами. Это умение часто помогает достичь соглашения тогда, когда существует потенциальная область взаимоприемлемых решений.

Руководители должны уметь понять самых разных клиентов, с которыми работают. В основе умения договариваться с людьми лежит социальная восприимчивость - способность точно оценивать готовность или сопротивление последователей, уметь мотивировать и понимать восприимчивость.

Не менее чутким был спикер конгресса США Тип О’Нил:«Успех О’Нила во многом был основан на его умении понимать человеческие слабости. Когда отношения основаны на взаимной зависимости, без понимания человеческой сущности и человеческих недостатков далеко не уйдешь... как любил говорить Тип О’Нил, работа за работу, услуга за услугу. Вы сближаете людей и таким образом получаете нужную вам программу, закон, политику».

Чуткость по отношению к другим требует наблюдения за поведением окружающих. Она предполагает не только способности к самоанализу, но, что более важно, умение анализировать других. Чтобы чувствовать людей, человек должен уметь хоть на миг перестать думать о себе и собственных потребностях и убеждениях. Как бы цинично это ни звучало, но чуткость - это умение разделять взгляды других, что крайне важно для того, чтобы получить что-то для себя.

4. Гибкость

Чуткость по отношению к окружающим ничего не стоит, если не вы не умеет использовать получаемую информацию для того, чтобы соответствующим образом менять свое поведение. Для политиков гибкость - залог успеха.

Несмотря на то что гибкость порою имеет отрицательный подтекст, это качество необычайно важно для тех, кто надеется завоевать власть. Оно дает возможность менять курс и принимать новые методы работы, а не намертво цепляться за те, которые не работают. Помимо того, гибкость позволяет найти союзников, поскольку так легче изменить подход и примирить разные интересы.

Джон Гарднер писал: «О Кемале Ататюрке, величайшей фигуре в истории Турции, говорили, что он мог быстро и ни на минуту не задумываясь сменить неудачную тактику на другой подход, а если и это не срабатывало, то на третий... Его цели были стабильными, а тактики - гибкими».

Гибкость, проистекающая из умения сосредоточиться на конечной цели и способности оставаться эмоционально отстраненным от ситуации, - очень важное качество, позволяющее людям завоевывать власть. Особенно важна гибкость в ситуациях, когда ей противопоставлена абсолютная несгибаемость со стороны оппонентов. Отсутствие гибкости в нужный момент может помешать заручиться поддержкой или сменить тактику и подход для достижения поставленных целей. Гибкость может не всегда всем нравиться, но очень многим понравятся результаты - того, чего можно добиться с ее помощью.

5. Способность вступать в конфронтацию

Власть может определяется как способность преодолевать сопротивление и заставлять окружающих делать то, что нужно вам. Из этого определения вытекает предположение, что разногласия между людьми - норма социальных отношений. Если все согласны с тем, что и как следует делать, нет необходимости использовать власть или влиять на окружающих. Необходимость использовать власть возникает лишь при наличии разногласий. Поэтому одним из неотъемлемых личностных качеств влиятельного человека является готовность вступить в конфликтную ситуацию.

Далеко не каждому по душе конфликты и расхождения во взглядах. У многих конфликты вызывают неприязнь и отвращение. Различные формы конфликтов вызывают стресс. Чтобы избежать стресса, некоторые люди предпочитают уступить желаниям других или избежать открытых конфликтов. Уклоняясь от конфликта, вы никогда не добьетесь своего. И наоборот: если вы готовы отстаивать собственные взгляды, вы можете обрести власть. Готовность решительно бороться за то, чего вы хотите, заставит многих ваших противников отступить без боя. В организациях конфликтные люди могут прокладывать себе путь в гору хотя бы за счет тех, кто предпочитает уступать, а не бороться.

Люди, которые хотят нравиться всем, не склонны конфликтовать. Следовательно, человек, эффективно использующий власть, - это тот, кто достаточно независим, чтобы не нуждаться в одобрении других.

6. Подавление собственного «я» и умение ладить с другими

Иногда важно уметь бороться, быть жестким, заставить соперника заплатить за то, что он поступает вопреки вашей воле. Однако бывают ситуации, когда важно уметь создавать союзы, дружеские сообщества и ладить с другими. Главной проблемой здесь может быть наше собственное «я». Поэтому последнее качество, которое мы определяем как источник власти, - это способность подавить собственное «я» для того, чтобы чего-то добиться.

Руководитель компании CBS Фрэнк Стэнтон был мастером обладания и использования власти, не помыкая при этом подчиненными. Стэнтон разработал щедрые программы поощрения, чтобы стимулировать своих подчиненных работать как можно эффективнее. Когда CBS столкнулась с забастовкой профсоюза, Стэнтон обеспечивал пикетчиков кофе. После окончания забастовки он организовал оплату сверхурочной работы сотрудникам, замещавшим бастующих коллег на рабочем месте.

Расчетливость Стэнтона снискала ему лояльность и поддержку всей корпорации. Он сумел добиться этого, поскольку был достаточно уверен в себе, чтобы несколько поступиться собственным высоким положением и способствовать повышению авторитета других людей в организации. Благодарные, они становились его верными союзниками.

Оценка личностных качеств как источников власти предполагает, в частности, ответ на вопрос, в какой мере они способствуют решению двух ключевых задач, стоящих перед желающими заполучить власть в организациях: заручиться поддержкой коллег и одержать верх в конкурентной борьбе. По мере развития среды и изменения культурных норм качества, необходимые для завоевания поддержки и успешного конкурирования, тоже будут меняться. Однако в большинстве стран и ситуаций на данный момент именно перечисленные качества представляются нам наиболее важными источниками личной власти.

«Бесстрашие, очищение своего существования, развитие духовного знания, благотворительность, самообладание, принесение жертв, изучение «ВЕД», аскетизм, простота, неприменение насилия, правдивость, свобода от гнева, самообладание, спокойствие, нежелание выискивать недостатки в других, сострадание ко всем живым существам, свобода от алчности, доброта, скромность, стойкая решимость, энергичность, всепрощение, сила духа, чистота, отсутствие зависти и стремления к славе – все эти трансцендентальные качества, присущи праведным людям, наделенным божественной природой.» (Бх.г.16. 1-3)

Бесстрашие – это свойство души, полностью вручившей себя Господу. Тот, кто обладает совершенной верой в Бога полностью бесстрашен. Он уверен, что Бог как Параматма (Сверхдуша) в его сердце, всегда с ним. Говорится, что Господь заботится о человеке в той мере, насколько он предан Ему.

Очищение своего существования – означает, что в конце жизни человек должен принять санньясу , отреченный образ жизни, который предполагает отход от материальной активности. Для любого, кто стремится подняться на платформу духовного осознания, необходимо прекратить всякую деятельность, направленную на удовлетворение чувств, отказавшись от общения с противоположным полом и участия в денжных делах. Такой образ жизни называется санньясой , отречением.

Развитие знания сопутствует принятию санньясы . Те, кто наиболее отречены, являются духовными наставниками всех людей. Они проповедуют высшие знания и живут на подаяние. Но это не означает, что они нищие. Просто Бог Сам заботится о них. Не следует изображать из себя отреченного, попрошайничая, превратив санньясу в бизнес, сделав нищенство профессиональным занятием.

Смирение – это качество присуще человеку достигшего трансцендентальной реализации. Тот, кто отождествляет себя с материальным телом, не может быть истинно смиренным.

Благотворительность – означает добровольное пожертвование тем, кто занят распространением духовного знания. К ним можно отнести брахманов и санньяси . Эти два типа людей представляют цвет цивилизованного общества, и общество должно заботиться о них. Также как распространение знания и проповедь высших знаний является прямой обязанностью санньяси и брахманов , так благотворительность – обязанностью людей, живущих семейной жизнью как домохозяева(грихастхи ). Эти люди должны зарабатывать себе на жизнь достойным образом и тратить 10% на распространение высших знаний по всему миру. Такого рода благотворительность находится в гуне благости. Она способствует развитию в человеке духовного начала в отличие от той, что принадлежит к гуне страсти и невежества.

Владение собой – под этим подразумевается контроль чувств и страстных желаний.

Аскетизм хорош для каждого человека, но особенно для тех, кто желает оставить домашний очаг и пуститься в старанствия по местам паломничеств, ради своего очищение. Человек удалившийся от семейных дел должен быть аскетом в отношении тела, ума и языка. Те, кто потакают своим чувствам, никогда не смогут достичь духовного осознания.

Простота, неприменение насилия, правдивость – э то качества присущие брахманам . Являясь учителями человечества. Они должны быть простыми в общении, бесхитростными, правдивыми и не совершающими насилия, иначе их поучения будут обесценены.

Свобода от гнева – важное качество для всех людей, потому что гнев, также как жадность и похоть, раскрывает широкие врата ада.

Не следует выискивать недостатков в других. Не следует заниматься пустой критикой из зависти к вышестоящим. Конечно, если вора назвать вором, то это не является придиркой, однако, если назвать вором честного человека, то это непростительный проступок, который станет препятствием в духовной жизни.

Скромность предполагает отсутствие гордости, котороая возникает от ложного эго. Человек понимающий свое положение вечного слуги Господа всегда скромен. Он знает, что только милостью Господа он мог достичь чего-либо в своей жизни.

Решимость – означает, что если результаты деятельности не приходят сразу или они, против ожидаемого, оканчиваются неудачей, то и в этом случае не следует впадать в уныние. Преданные Богу всегда решительны. Они продолжает свое служение Господу с великим энтузиазмом при любых обстоятельствах.

Энергичность – означает качество присущее правителям. Руководители общества должны быть энергичными, сильными, готовыми всегда оказать покровительство слабым. Для них применение насилия в соответствии с закономи Бога является своего рода доблестью. Чтобы наказать бандитов и преступников, правитель, воин, администратор или другой лидер общества, должен знать и уметь применять насилие ради торжества справедливости, мира и спокойствия граждан.

Всепрощение – это качество наряду с энергичностью также необходимо тому, кто руководит. Будучи непреклонным в исполнении воли Господа, он может согнуть своего врага, но при иных обстоятельствах ему следует проявлять милосердие. «Покорную голову меч не сечет!»

Чистота – под этим подразумевается не только чистота тела, но и чистота ума, чистота помыслов и поступков человека. Особенно важна чистота и корректность в ведении дел, комерции и в бизнесе.

Отсутствие зависти и стремления к славе – это качество ценно для тех, кто занят ремеслами и в услужении другим. Рабочие, проллетарии, которые не имеют никакой собственности бывают очень чувствительны к обладающим ею.Они больше других склонны завидовать. В соответстии со своей благочестивой и нечестивой деятельностью (кармой ) совершенной в прошлом, каждый получает то, что заслужил: хорошее или плохое рождение, богатство или бедность… Человеку необходимо это знать. За добро воздается добром – за зло злом. Таков закон кармы . Никто не должет сетовать и искать виновных в своих несчастьях, ибо это – результат его собственных греховных поступков, совершенных им в прошлых воплощениях. Для тех, кто занят в сфере обслуживания, необходимо быть почтительными к вышестоящим, ради поддержания общественного порядка. Он не должен гордиться своей полушкой и требовать к себе почестей. Тот, кто наделен от рождения божественной природой, ясно сознает свое положенние слуги Господа, поэтому он лишен каких-либо притязаний, всегда учтив и умиротворен.

«Гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество – эти качества присущи тем, кто обладает демонической природой, о сын Притхи». (Бх.г.16.4.)

Часто бывает так, что люди хотят показать свою религиозность, но поскольку они по природе своей – демоны, то сами не способны следовать принципал религии. Более того, в силу своей демонической природы, они всегда пытаются оправдать свои дурные наклонности, фальсифицируя писания и истолковывая их причудливым образом так, как-будто они заключили договор со Всевышним.

Своим последователям Христос заповедал: «Не убий!» Значит они должны отказаться от мясоедения. Человек не должен убивать невинных животных, «братьев своих меньших», и поедать их плоть. На самом деле ни одна религия не поошряет убийство животных. Но демоны говорят, что заповедь «не убий» относится только к людям. Из этого следует, что Христос проповедовал убийцам и бандитам с большой дороги. Может это было и так? Действительно, заповеди: «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради» и пр. для нормального человека весьма странны: он и так никого не убивает, не крадет и не прелюбодействует. Цивилизованному человеку нет необходимости напоминать, что убивать, воровать и прелюбодействовать нехорошо. Нет необходимости напоминать тому, кто предан Богу, что Его надо любить. Это в природе души. У благочестивого человека, наделенного божественной природой, нет склонности делать что-либо вопреки воле Господа. Только людям, находящимся под влиянием демонической природы, живущих как животные, необходимо под страхом смертной казни говорит: «Не убий!» «Не укради!» «Не прелюбодействуй, не спаривайся как животное!» Люби Бога…» Демоны не понимают ничего, кроме страха. Только для них пылает «геенна огненная», в страхе перед которой они вынуждены сдерживать свои дурные наклонности и желание богохульствовать. Из страха перед адскими муками и возможностью быть побитыми или наказанными Господом и Его представителями они обуздывают свои похотливые желания и не проявляют своих демонических наклонностей. Но бывает так, что они приходят к власти. Надо знать демонов в лицо.

Гнев, грубость и невежество – качества демонических людей. Речь их неприятна, груба. Из-за пустяков они впадают в гнев. Когда человек сыплет бранные слова из своих уст, антогонизм неизбежен. Ум немедленно возбуждается, глаза наливаются кровью и…

Мы видим, что материальной существование двойственно. Оно подчиняется силам добра и зла. Вражда в человеческом обществе неизбежна, пока каждый не достигнет сознания Кришны, освободившись от материалистической концепции жизни, которая основана на сознании «я есть продукт материи, я есть тело». Душа чиста. Она трансцендентна ко всем проявлениям материальной природы, которая затрагивает лишь тело, ум и разум человека, но не касается его души. Только потому, что человек отождествляет себя с телом, он вынужден подчиняться законам этой природы, преобретая в течение жизни божественные или демонические качества. Стоит ему очистить свое сознание, как он тут же станет непогрешимым. В этом секрет истинной свободы, равенства и братства всех живых существ, объединенных своей духовной, трансцендентальной природой.

«Находя отраду в ненасытном вожделении и поглощенные тщеславием, гордостью и ложным престижем, демоны, находящиеся таким образом в иллюзии, всегда привлекаются нечистой деятельностью, притягиваются преходящим.»

«Они считают, что удовлетворение чувств – первая необходимость человеческой цивилизации. Таким образом, до конца жизни их тревоги неизмеримы. Опутанные сетью тысяч желаний и поглощенные вожделением и гневом, они добывают деньги неправедными путями во имя удовлетворения чувств».

«Трое врат открывают дорогу в ад: вожделение, гнев и жадность. Каждый разумный человек должен отказаться от них, так как они приводят к деградации души».

И в заключении помните, что «Трансцендентальные качества ведут к освобождению, тогда как демонические – сковывают…» (Бх.г.16.5.)

Выбор за вами!

Присущие качества

♦ (ENG proper qualities)

(лат. idiomata)

атрибуты или свойства, к-рые идентифицируют специфическую индивидуальность определенной вещи и, т. обр., ей "присущи".


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Присущие качества" в других словарях:

    информационная модель коммуникативного качества речи - Одна из абстрактных схем инвариантного характера, включающая следующие типовые компоненты, отражающие общие закономерности, присущие каждому из коммуникативных качеств речи: 1) значение; 2) формы ККР; 3) языковые уровни, на которых реализуется… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Присущие качества … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ПРЕССА - (франц. la presse, от лат. presso жму, давлю) периодич. печать, т. е. газеты и журналы, издаваемые ежедневно или с правильной периодичностью. П. один из важнейших источников по истории нового и новейшего времени. Прообразом совр. П. были Acta… … Советская историческая энциклопедия

    ПРИРОДА - Можно выделить три более или менее отчетливых общих значения этого термина. 1. Те черты или характеристики организма, которые считаются врожденными или наследственными. Проблемы, затрагиваемые этим значением, отражены в том, что часто называется… … Толковый словарь по психологии

    Договор - (Contract) Понятие договора, виды договоров, условия договоров Информация о понятии договора, виды договоров, условия договоров Содержание > Содержание Понятие и значение. Договор и сфера его применения. Законодательное регулирование соглашения … Энциклопедия инвестора

    Личность преступника - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн … Википедия

    Злоумышленник

    Правонарушитель - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

    Преступник - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

    Преступники - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

Книги

  • Железная хватка: Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха , Каплан Талер, Линда, Коваль, Робин. Упорство - ключевой фактор успеха. Трудолюбивый и настойчивый человек, утверждают авторы книги, способен добиться большего, чем одаренный лентяй, уповающий толькона свои природные… Купить за 429 руб
  • Железная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха , Каплан Л.. "Железная хватка"-звучит немного старомодно, как будто из прошлого века. Но в наши дни это качество переживает второе рождение. Почему? Потому что, судя по всему, мы становимся мягкотелыми.…

Наверно каждый из Вас иногда смотрит на людей, гораздо выше себя и мечтает когда-нибудь стать такими же большими и успешными. Вы смотрите на гениев в какой-либо области и, может быть, Вам в голову приходят мысли, что в чём-то им сопутствовала удача, а некоторые так и вобще добились всего только лишь благодаря удачному стечению обстоятельств. Действительно, у небольшой части людей, которые добились известности так и было, но только у небольшой части людей. Остальные же действительно были, есть и остаются гениями.
Какие же качества присущи гениям? Благодаря чему эти люди стали столь популярны и получили такой оглушительный успех? Ответ на это в данной статье.
От себя могу добавить лишь то, что все эти качества можно в себе развить и улучшать их, и тогда Вы тоже будете гениями.

24 качества ГЕНИЯ

1. НАПОРИСТОСТЬ.
Гении обладают сильным желанием работать усердно и много. Они готовы отдавать себя проекту. Развивайте свою напористость, сосредотачиваясь на будущем успехе, и продолжайте двигаться.

2. ХРАБРОСТЬ.
Требуется определённая храбрость делать что-то, что другие считают невозможным. Перестаньте волноваться по поводу того, что подумают о вас люди, если вы будете от них отличаться.

3. ПРЕДАННОСТЬ ЦЕЛЯМ.
Гении знают, чего они хотят и добиваются этого. Возьмите под контроль свою жизнь и распорядок дня. Каждый день определяйте для себя что-то конкретное, что вы сможете выполнить.

4. ЗНАНИЯ.
Гении постоянно собирают информацию. Никогда не ложитесь спать, не изучив в этот день что-то новое. Читайте и задавайте вопросы тем людям, которые обладают знаниями.

5. ЧЕСТНОСТЬ.
Гении откровенны, прямы и честны. Берите ответственность за то, что идёт не правильно. Не бойтесь признаться, что вы ошиблись и учитесь на своих ошибках.

6. ОПТИМИЗМ.
Гении никогда не сомневаются, что они добьются успеха. Намеренно направляйте внимание на что-то хорошее, что вас ожидает.

7. СПОСОБНОСТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ.
Попытайтесь понять факты какой-либо ситуации до того, как принять решение. Оценивайте ситуацию непредвзято, без предрассудков и будьте готовы изменить своё мнение.

8. ЭНТУЗИАЗМ.
Гении всегда находятся в восторге от того, что они делают. Это вдохновляет других на сотрудничество с ними. Они действительно верят, что всё получится хорошо. Гении не отступают.

9. ГЕНИИ ПРЕОДОЛЕВАЮТ СВОЙ СТРАХ ПРОВАЛА.
Они не боятся рисковать, так как они понимают, что учатся на своих ошибках.

10. ДИНАМИЧНАЯ ЭНЕРГИЯ.
Не сидите на месте в ожидании, что произойдет что-то хорошее. Будьте целенаправленным в достижении этого.

11. ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ.
Гении ищут возможности. Беритесь за работу, за которую другие не берутся. Никогда не бойтесь попробовать что-то неизвестное.

12. ДАР УБЕЖДЕНИЯ.
Гении знают, как мотивировать людей, чтобы они им помогали. Легко убеждать других, если вы верите в то, что делаете.

13. УЖИВЧИВОСТЬ.
Гении способны легко находить много друзей, и они являются хорошими друзьями. Они поднимают настроение других, а не ухудшают его. Такая позиция поможет вам приобрести много хороших друзей.

14. СПОСОБНОСТЬ ОБЩАТЬСЯ.
Гении способны очень эффективно доносить свои идеи до других. Они используют любую возможность объяснить свои идеи другим.

15. ТЕРПЕНИЕ.
Будьте терпеливы с другими, но всегда будьте не терпеливы к себе. Требуйте от себя больше, чем от других.

16. ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ.
Гении постоянно наблюдают. Они думают о нуждах других больше, чем о собственных.

17. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ.
Гении не переносят посредственности, особенно в самих себе. Они не удовлетворены собой, они всегда пытаютсястать лучше.

18. ЧУВСТВО ЮМОРА.
Они всегда готовы шутить над собой и не обижаются, когда шутят над ними.

19. МНОГОПЛАНОВОСТЬ.
Чем больше вещей вы научитесь делать, тем больше уверенности у вас будет. Не бойтесь новых приключений.

20. АДАПТАЦИЯ.
Способность быть гибким даёт гениям возможность легко приспосабливаться к меняющимся условиям. Гении не любят делать что-то одним и тем же образом. Они всегдарассматривают новые возможности.

21. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.
Пытливый и любознательный ум помогает гениям найти новую информацию. Не бойтесь признаться, что вы что-то не знаете. Всегда задавайте вопросы о том, чего вы не понимаете.

22. ИНДИВИДУАЛИЗМ.
Делайте вещи так, как вы считаете нужным, не боясь, что кто-то этого не одобрит.

23. ИДЕАЛИЗМ.
Не теряйте почву под ногами, но устремляйте свои мысли далеко. Гений пытается достичь хороших целей не только для себя, но и для всего человечества.

24. ВООБРАЖЕНИЕ.
Гении знают, как мыслить, используя новые комбинации. Они видят вещи под иным углом зрения, не так, как другие люди. Находите время каждый день, чтобы помечтать, пофантазировать. Окунитесь в мечты, как это бывало в детстве.

«Если Вы хотите быть лидером, Вы должны быть уверены, что люди вокруг очень хорошие».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!