Способы проверки домашнего задания вы используете. Литература и интернет-ресурсы

На каждом уроке русского языка осуществляется проверка знаний и навыков учащихся. Наиболее распространёнными формами проверки знаний и навыков учащихся являются:

1) проверка письменных домашних заданий;

2) проверка теоретических знаний;

3) различные виды самостоятельных работ с целью выявления практических умений и навыков.

Проверка письменных домашних заданий – это средство выяснения уровня знаний, умений и навыков по пройденному на предыдущем уроке материалу, средство установления преемственной связи между уроками. Проверка домашнего задания должна быть регулярной, разнообразной. Стандартная форма проверки – сплошное устное комментированное чтение. Проверку домашнего задания можно активизировать следующими способами: 1.Проведением выборочной проверки, требующей от учащихся умения находить в записанных текстах языковые факты и классифицировать их в соответствии с целевой установкой. 2.Самопроверка, позволяющая учащимся проверить выполненную работу путём сличения с образцом, заранее записанным на доске, с помощью словарей, справочных пособий и т.д. 3.Взаимопроверка, позволяющая учащимся обменяться тетрадями и отметить ошибки в работах друг друга. Можно также привлечь консультантов, помощников учителя. 4.Выполнение задания аналогичного домашнему. В этом случае домашнее задание проверяется учителем после урока. 5.Написание различных диктантов, включающих в себя слова, словосочетания, предложения из домашнего упражнения. Проверка домашнего задания должна проводиться в начале урока и длиться до 10 минут.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 11. Методика проверки домашнего задания:

  1. Вопрос 2. Способы проверки домашнего задания. Их сильные и слабые стороны.
  2. Примерный вариант решения индивидуального домашнего задания «Вычисление пределов»

Контроль домашнего задания (проверка и оценивание). Методы проверки

Проверка и оценка знаний учащихся на уроке -- завершающий этап обучения. Основная цель этой составной части урока -- определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможность убедиться в том, насколько эффективны организация урока, его содержание, методика проведения. Если учитель обнаруживает неудовлетворительные знания у значительной части учащихся, он стремится внести те или иные изменения в организацию и методику учебной работы, совершенствовать урок. Если же пробелы в знаниях носят индивидуальный характер, учитель организует дополнительную работу с отдельными учащимися.

«Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует» так о важности и значимости проверки домашнего задания отзывалась Н.К. Крупская. То есть большое влияние на качество выполнения домашнего задания оказывает его проверка. При этом эффективность самостоятельной работы учащихся дома зависит не только от требований, предъявляемых учителем к выполнению домашнего задания, но и от приемов его проверки, которые должны быть разнообразными не только по форме, но и по содержанию. Если проверка домашнего задания проводится постоянно и, как правило, связывается с содержанием работы на уроке, то учащиеся более ответственно относятся к их выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку. В связи с этим возникает вопрос об эффективной проверке выполнения домашних работ.

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся начальных классов нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребенком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь.

Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

Такая проверка домашнего задания соответственно влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был выполнить.

Следствием же такой методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних задании во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приемы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.

Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функции проверки позволяет повысить ее воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий.

Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов.

Дидактические цели проверки знаний.

Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков, сводятся к следующему:

  • а) индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая предъявляемых требований;
  • б) тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели, видов и форм на разных этапах урока;
  • в) подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.

С целью формирования основ материалистического мировоззрения в процессе проверки знаний необходимо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

Существует огромное количество видов проверки домашнего задания.

Один из возможных приемов проверки домашних работ состоит в следующем: каждый ученик имеет тетрадь для домашней индивидуальной работы. «Слабые» и «средние» учащиеся делят каждый лист тетради на две колонки (вертикально или горизонтально в зависимости от вида работы). Выполняя работу, ученик пишет только в первой колонке, оставляя вторую чистой. Учитель, проверяя работу, отмечает знаком «плюс» до той строчки, где обнаружена ошибка, которую он подчеркивает, и рядом ставит знак «минус». Это означает, что именно с этого места пошла ошибка. Независимо от того, какую оценку получает ученик, он обязан сделать работу над ошибками во второй колонке листа тетради. При этом ученик не переписывает заново условие задачи и часть ее решения, которая правильно записана в первой колонке. Тем самым снимается вопрос о перегрузке учащегося и выполнении лишней работы.

Кроме того, ученик, работая над ошибкой, должен подумать, в чем состоит ошибка, найти ее, сравнить свое первоначальное решение с вновь решенным вариантом. Может получиться, что и в этот раз ученик допустит ошибку, тогда работа будет продолжена дальше, до тех пор, пока ученик не исправит все ошибки.

Индивидуальный подход здесь проявляется в том, что каждый ученик работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями и продвигается вперед относительно самого себя. В качестве главного требования к ученику является достижение ближайшего для него уровня (базового, продвинутого или высокого). Правильное выполнение домашней работы базового уровня оценивается оценкой «три», если самостоятельная или контрольная индивидуальная работа выполнялась в классе - не выше «четверки». Работу над ошибками ученик и в этом случае осуществляет дома.

Описанный прием проверки индивидуальных самостоятельных домашних работ осуществляется наряду с традиционными приемами.

Полностью исписанная индивидуальная тетрадь ученика не выбрасывается, а хранится у учителя. Просматривая их, учитель периодически выписывает в индивидуальную карту ученика обнаруженные пробелы, характер ошибок. Все это позволяет ему в дальнейшем подготовить для ученика индивидуальные задания (не только классные или домашние, но и на период каникул).

Сказанное выше не означает, что учащиеся вообще не выполняют общих самостоятельных работ. На этапе ознакомления с новой темой и этапе первичного закрепления материала все учащиеся работают над общими заданиями во фронтальной форме деятельности.

Способы проверки домашнего задания различны: проверяет и учитель, и сам ученик (самопроверка), и другие учащиеся (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя. За учебный год накапливается дидактический материал, который используется и самим учащимся при подготовке к зачету, диктанту, экзамену, и в работе парами, группами.

До 90% учителей используют такие формы проверки домашнего задания, как устная и письменная, работа по карточкам.

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку можно не ставить, нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.

Возможны следующие способы проверки домашнего задания:

  • 1. Решение домашних примеров
  • а) ученик у доски решает домашний пример, параллельно ведется фронтальный опрос по этапам решения;

ученики по очереди (поэтапно) решают пример. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания.

2. Выяснено, что задание не выполнено или выполнено неверно у многих учащихся:

a) пример выполняется у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

  • б) аналогичный пример выполняется у доски вызванным учеником, решение по просьбе учителя комментируют с места ученики.
  • 3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На любом этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.
  • 4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Без тщательно продуманной, регулярно и систематически выполняемой домашней работы невозможно достичь высокого качества обучения. Домашние задания позволяют развивать у школьников и умение работать самостоятельно, и познавательный интерес.

Чем чаще и тщательнее контролируются домашние задания, тем систематичнее и старательнее они будут выполняться. Контроль позволяет учителям сделать вывод о том, является ли правильной методика организации домашней работы и подготовлены ли дети к ее выполнению.

Самая большая ценность контроля состоит в том, что он позволяет своевременно устранить пробелы в знаниях и умениях учеников. Если учащийся без уважительных причин не выполнит соответствующих заданий или же выполнит их небрежно и с ошибками, то эти недостатки он устраняет под влиянием контроля. Ученик выполняет работу или вносит исправления, а затем отчитывается перед учителем.

В зависимости от характера домашней работы контроль может осуществляться различными методами. Как правило, на это отводится первая часть урока. Иногда же, если домашняя работа не увязывается с темой нового урока, контроль можно перенести на конец урока.

Проверка домашних работ, основанных на наблюдениях, усвоений книжных сведений или заучивания наизусть, может иметь различный характер. Сравнительно небольшая трудность появляется при количественном контроле, труднее убедиться в качественном выполнении работы учащимся.

Чаще всего применяется форма беседы, особенно с учащимися младших классов. Но поскольку в жизни постоянно приходится сталкиваться с необходимостью более широкого представления вопросов(дел), необходимо и в школе постепенно приучать школьников самостоятельно давать исчерпывающие ответы, поскольку только такие ответы служат доказательством основательно проведенного наблюдения, сбора сведений, изучения чего-либо.

Проверка домашних работ, как правило, завершается их оценкой. Она придает этим работам большую значимость, становится стимулом для их качественного выполнения. Но этим условиям отвечает только справедливая оценка, с соответствующей мотивировкой, и это как в том случае, когда учитель хочет обратить внимание на старание, добросовестность или самостоятельность учащихся, так и в том, когда показывается, что причиной неудовлетворительного выполнения домашней работы является внимательность, отсутствие прилежания или даже неправильное отношение к работе.

Методически правильно проведённая проверка выполнения заданий учениками служит средством для пополнения, углубления и систематизации их знаний. Проверка в какой-то мере требует от учеников упражнения в высказывании своих мыслей, применения знаний на практике. Она содействует образованию у них географических практических навыков. Она даёт большие возможности для проведения идейно-политического воспитания.

Но всё диалектично: всё может перейти в свою противоположность,-- положительное может стать отрицательным.

Хорошо, когда отметки побуждают учеников старательнее и настойчивее работать. Но плохо, когда ученики привыкают прилежно заниматься не из любви к науке, не из любознательности, не из сознания своего долга, а только из честолюбия, чтобы получить хорошую отметку или, наоборот, из страха, чтобы не получить плохой отметки.

Учителю надо иметь это в виду и делать упор на развитие любви, интереса к науке, на развитие познавательной потребности в ребёнке. Отметка должна служить только средством к этому. И нужно воспитательными мерами решительно не допускать, чтобы отметка из средства стала для ученика целью.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование представлений и понятий всего класса, а учащимся осознавать, как они продвигаются вперед в процессе усвоения учебного материала. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет большое воспитательное значение.

Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды проверки, отдавая на том или ином уроке наибольшее предпочтение одному из них, исходя из цели урока, его содержания и методов работы.

Выставляя оценку за четверть или год, учитель учитывает результаты своих наблюдений за повседневной работой школьника на уроках, устного его опроса, общий уровень теоретических знаний и умений применять их на практике

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что учителям на уроках следует проводить опрос различными способами, сочетать опросы по карточкам, фронтальный и индивидуальный. Все это позволяет учителю повысить интерес учащихся к уроку, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки - вместе с другими факторами педагогического процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Если отказаться от контроля домашнего задания или относится к нему недостаточно серьёзно, можно разочаровать тем самым ученика, поскольку игнорируя его работу, его достижения. Негативные последствия такого рода следует ожидать особенно тогда, когда работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает внимания на выполнение домашнего задания.

домашнее задание учащийся обучение

Домашняя работа по русскому языку

(из опыта работы)

Клочева Светлана Николаевна , учитель русского языка и литературы

В наше время важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно–ориентированное взаимодействие учителя с учениками, что в психолого–педагогическом плане связано с переходом от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения. Целью такого обучения является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление индивидуального (субъективного) опыта ребенка, помощь личности в самопознании, самоопределениии, самореализации. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий; необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения; характер предъявления учебного материала должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика.

Особое значение при организации учебного процесса в системе развивающего обучения, предполагающего “…формирование субъекта учения, т.е. ученика, желающего и умеющего учиться...” (В.В.Давыдов), имеет домашняя работа. Домашнее задание как структурный элемент учебного процесса, целенаправленно используемое в его типологическом многообразии, заключает в себе широкие возможности для активизации аналитической деятельности учащихся, развития их познавательной самостоятельности и является пока еще не использованным в полной мере резервом повышения эффективности изучения предмета в школе.

Сказанное выше и послужило причиной моего обращения к проблеме домашних заданий по русскому языку. Далее я предлагаю описание некоторых видов домашних заданий.

ПРИЛОЖЕНИЕ(из опыта работы).

I. При изучении теоретического материала я даю детям задание: приготовить карточку с примерами на изученное правило. Можно придумать примеры самим, а можно воспользоваться дополнительной литературой, справочниками, словарями и т.д. Учащиеся имеют разный уровень знаний по русскому языку, поэтому при выполнении такого задания проявляется и дифференциация, и индивидуализация.

Покажу это на конкретном примере.

После изучения на уроке § 19 “Основные виды обстоятельств” (8 класс) даю задание: подготовить дома карточку с примерами к этому параграфу. Слабо успевающие ученики поступают так: читают примеры в учебнике и составляют собственные по аналогии, по данной модели, исходя из собственного опыта. Например:

Основные виды обстоятельств.

    Обстоятельства образа действия.

Утром петух кукарекал громко. (Ср. учебник: Звонко кукушка вдали куковала.)

    Обстоятельства места.

Мы заехали в канаву. (Ср.: Мы въехали в кусты.)

Учащиеся среднего и высокого уровня развития придумывают примеры сами или выписывают их из художественных, научно–популярных и других текстов. Например:

I. 1. Крупные хлопья снега лениво скользили мимо окна.

2. Кораблев серьезно посмотрел на меня. (образ действия)

II. 1. Внизу, у подножия хребта, растет смешанный лес.

2. Наша команда по баскетболу выехала в Бор в два часа.

Такой вид домашнего задания, проводимый в системе, способствует росту самостоятельности, ответственности, чувства долга, повышению уровня знаний по предмету. Если первое подобное домашнее задание выполнялось не всеми, некоторые ребята забывали карточки дома, другие отсутствие такого домашнего задания объясняли непониманием того, как его выполнять, то после 3–4 раза в классе возникает даже своего рода соревнование: кто нашел больше примеров, кто сдал первым карточку (даже если задано к следующему уроку), у кого примеры интереснее и т.д. Способы проверки такого домашнего задания тоже различны: проверяет и учитель, и сам ученик (самопроверка), и другие ребята (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя. Так в течение изучения курса русского языка за учебный год накапливается дидактический материал, который используется и самим учащимся при подготовке к зачету, диктанту, экзамену, и в работе парами, группами.

II. Готовясь к урокам обобщающего повторения, закрепления изученного по определенной теме, предлагаю на выбор несколько заданий, среди которых наряду с нетрадиционным имеется и обычное (из учебника). В классе всегда есть учащиеся, выбирающие именно это задание: оно доступнее, легче, занимает меньше времени. К счастью, сторонников не совсем традиционных видов домашнего задания больше, некоторые из учащихся с удовольствием по желанию выполняют два, а то и три задания.

Вот пример. К обобщающему уроку по теме “Двусоставные предложения” задаю (на выбор):

    составить кроссворд по теме,

    составить тест,

    составить текст с грамматическим заданием,

    выполнить упражнение из учебника

Большинство учащихся выбирает кроссворд (отдельно на листочке пишут ответы). Несколько человек приготовили тесты и тексты, 3 человека (слабых по предмету) выполнили упражнение из учебника. В зависимости от уровня развития учащихся тесты и кроссворды получаются разными по объему, уровню сложности, да и по оформлению (сказываются индивидуальные склонности, вкусы и т.д.)

    Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения:

    1. определение,

      дополнение,

      обстоятельство.

    В каком случае при приложении ставится дефис:

    1. Царь (пушка),

      газета (Вести),

      река (Амур).

    Какое из обстоятельств имеет значение уступки:

    1. Кругом пели птицы.

      Ярко светило солнце.

      Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.

    Составное именное сказуемое состоит из:

    1. глагола,

      глагола–связки и именной части,

      вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола.

    Каким членом предложения является неопределенная форма глагола в предложении: Девочку попросили нарисовать картину.

    1. обстоятельством,

      определением,

      дополнением.

    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительным:

    1. приложение,

      обстоятельство,

      определение.

ОТВЕТЫ: 1б.2а.3в.4б.5в.6в.

Такой вид домашнего задания полезен, т.к. заставляет учащихся еще раз обратиться к теории, проявить самостоятельность при выполнении задания, фантазию и смекалку, почувствовать ответственность.

III. Кроссворды также показывают разный уровень развития учащихся, что служит наглядной иллюстрацией дифференциации при выполнении домашнего задания. Такие работы помогают “оживить” урок, еще раз обратиться к теории; авторы тестов и кроссвордов выступают в роли “учителя”, используется само– и взаимоконтроль, пополняется дидактический материал.

IV. Еще один вид домашнего задания – составление текста на заданную тему с использованием изученных орфограмм. Например, в 7 классе после изучения темы “Причастие” ребята получают задание на дом: сочинить текст о зиме, употребив в нем как можно больше причастий, причастных оборотов и т.д. Слабые учащиеся получают в качестве помощи примеры слов и словосочетаний, которые можно включить в текст.

Вот фрагмент текста “Зимушка–зима”.

Снег, летевший с неба, падал на крыши домов, на деревья, на дороги. Деревья, качавшиеся от ветра, издавали жалобные звуки. Но вернувшимся из школы ребятам непогода не страшна. Из мокрого снега неунывающие озорники лепят крепость. К вечеру крепость выстроена, и мамам, пришедшим с работы, никак не загнать домой расшалившихся детей . (Синер Наташа)

Такие задания направлены на развитие связной речи, умения, следуя за сюжетом, не забыть о втором задании, на развитие памяти, внимания. Тексты могут быть использованы на уроке закрепления в качестве диктантов, взаимодиктантов.

V. При повторении изученного по какой–либо теме или в конце года даю такое задание: составить словарный диктант на одну из орфограмм, представленных в списке. Ребята могут работать и в парах, и в группах, и по одному. Орфограммы после короткого обсуждения (кому что “ближе”, у кого какой дополнительный материал есть и т.д.) распределяем на уроке, чтобы все темы были освещены. Работы получаются разного уровня сложности, разного объема, главное – участие принимают все (т.к. всем хочется побывать в роли учителя), повторяют материал, самостоятельно привлекают дополнительную литературу. Такие диктанты используем на уроках повторения, на зачетах и на консультациях для отстающих.

ПРИМЕР 1. “Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о,–е”.

(Не)лепо, (не)аккуратно, (не)вежливо, (не)трудно, а легко; (не)ласково, а грубо; совсем (не) интересно; сделать (не)брежно; живу (не)далеко; изменился (не)уловимо; поступил вовсе (не)хорошо.

ПРИМЕР 2. “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

Сброшенная тяжесть, выкрашенные столы, вещь спрятана, усыпанный листьями сад, расстрелянные патроны, рисунки нарисованы, посеянный овес, обиженный ребенок, штопаные носки, некошеная трава, груженая баржа, сеяная мука, встревоженный известием, здание построено, раненый боец, рассеянные лучи.

VI. Этот вид домашней работы возник так: в школе проходили выборы президента школы, каждый класс выдвигал своего кандидата, а на уроках русского языка в 7 классе изучали публицистический стиль речи, ребята получили домашнее задание – составить текст публицистического стиля – листовку, посвященную своему кандидату. Ученики были увлечены происходящими в школе событиями, идея была принята. Агитационное воздействие на избирателей, призывность, экспрессивность и эмоциональность, в то же самое время простота и доступность обращения – все эти стилевые особенности были использованы агитаторами в большей или меньшей степени в зависимости от характера, темперамента, заинтересованности в происходящем, уровня словарного запаса и т.д. Эффект получился и воспитательный, и образовательный.

Вот ПРИМЕРЫ таких текстов–листовок.

    Уважаемые учителя и ученики! Я, Смирнова Елена, призываю вас проголосовать за Чекмана Станислава.

Он человек, который заслуживает этот пост. Он может создать город, в котором будут порядок, уют и, самое главное, люди, которые помогут ему в этом, поддержат в трудную минуту.

Станислав – честный, умный, порядочный человек! Я еще раз призываю вас отдать свои голоса за Чекмана Станислава.

Всего вам доброго!”

    Дорогие школьники! Я, Кулебякина Анна Сергеевна, призываю голосовать за претендента на должность президента школы Чекмана Станислава! С ним я знакома лично и могу смело утверждать, что это очень ответственный и серьезный человек. Мне нравится программа, которую представил Станислав Павлович. В ней доступно и грамотно изложены пути достижения наилучших результатов во всех сферах нашей школьной жизни. Да и сам Станислав Павлович кажется мне умелым, тактичным руководителем, способным найти общий язык со всеми жителями нашего государства.

    Уважаемые школьники!

Я, Смирнов Антон Сергеевич, призываю вас голосовать за Гондюхина Сергея. Он умный ученик, хороший человек, спортсмен, всегда думает, что его просят – все делает. Этот человек достоин быть в кресле президента.

Сделайте правильный выбор. А то пожалеете.”

Такое задание учит отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, убеждать других в своей правоте. Лучшие тексты прозвучали по школьному радио, были вывешены на стенде.

VII. Следующий вид домашней работы основан на межпредметных связях русского языка и литературы. Так в 8–м классе при изучении тем “Предложение”, “Двусоставные и односоставные предложения” обращаемся к повести “Капитанская дочка” А.С.Пушкина. Задание – выписать предложения двусоставные; затем односоставные, провести наблюдение за их функциями в речи. В повести много примеров для иллюстрации темы “Простое и составное сказуемые”. Изучая поэму М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, выписываем предложения со сравнительными оборотами, которые изучаются на уроке русского языка. Повесть И.С.Тургенева “Ася” насыщена иллюстрациями к темам “Обращение”, “Вводные слова и предложения” и т.д.

Кроме названных, использую такие виды домашних заданий, как сочинения–миниатюры разных жанров, требующие обращения к личному опыту ученика; подготовка таблиц, схем, опорных конспектов обобщающего характера; разработка наглядных пособий; работы с различными словарями, сборниками пословиц и поговорок, что имеет большое развивающее и воспитательное значение.

Надеюсь, что предложенный мною опыт работы найдет отклик у коллег, они поделятся своими находками и идеями по данной теме.

Домашняя работа - это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой .

Процесс усвоения знаний на уроке протекает у каждого ученика индивидуально. Между тем решить вопрос об индивидуализации обучения на уроке при существующей наполняемости классов не всегда представляется возможным. Домашняя работа позволяет каждому ученику работать в своем темпе, использовать способы и приемы, наиболее для него удобные, проявить высокую степень самостоятельности. Как бы не был эффективен урок, работа дома с книгой и другими источниками информации остается существенной формой обучения русскому языку. Она имеет большое развивающее и воспитательное значение. В процессе ее выполнения у учащихся формируются такие важные качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость, стремление довести начатую работу до конца. На это направлено все многообразие домашних работ:

Работа с учебником (ответы на вопросы, овладение учебными умениями, выполнение заданий);

Чтение научно-популярной литературы, журналов и справочной литературы о природе;

Использование энциклопедий, словарей, справочников;

Подготовка рефератов и иллюстраций по заданным темам;

Моделирование языковых процессов и явлений;

Изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.) к уроку по заданию учителя и собственной инициативе.

Образовательное и воспитательное значение домашней работы в большой мере зависит от содержания и характера заданий . Их следует различать. Содержание задания определяет, что ученику необходимо усвоить, а характер задания свидетельствует о требованиях к способам выполнения задания и умственным операциям (запоминание, сравнение, поиск главного и т.д.). Эти две стороны очень важны, так как нацеливают на отбор материала и проектируют развитие определенных приемов умственной и трудовой деятельности в усвоении данного содержания.

Домашние задания должны отвечать ряду требований:

Быть конкретными и целенаправленными;

Обеспечивать дифференцированный подход ученика к содержанию материала;

Вызывать познавательный интерес и активность учащегося;

Развивать самостоятельность и творчество ученика;

Способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования: задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания); задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер); задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль); задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий); задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий); задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий); задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности); в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного); каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения); задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления); Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Недопустимо , когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание. Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет. Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки. Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении. Проверка домашнего задания Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять): порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Домашнее задание по русскому языку Упражнения, которые задаются в качестве домашнего задания, могут выполняться не только в письменной форме, но в некоторых случаях и в устной. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе. Время, которое затрачивается на выполнение устного упражнения, не должно превышать установленной нормы. Упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что увеличивает объём работы. Это также необходимо учитывать, исходя из того, что на переписывание упражнения обычно требуется от 8 до 15 минут. Наиболее трудоёмкие задания, как, например, подбор примеров на определенное правило, составление схем, таблиц и т.д., необходимо давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам. В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора. Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления). Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо. При проверке домашнего задания практикуются следующие способы: фронтальная проверка выполнения упражнения; выборочная проверка письменного задания; фронтальный опрос по заданию; выполнение аналогичного упражнения; взаимопроверка выполнения письменного задания; опрос по индивидуальным карточкам; опрос с вызовом к доске. Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени

Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них.

По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи . Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задачи, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явлений природы).

Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.

Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.

Задачи могут быть обязательными для всех школьников или выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).

По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные . Основное назначение дифференцированных задач-обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задача подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.

Способы дифференцирования домашней работы.

По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:

Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.

Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию произведения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.

Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.

Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.

Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.

Это предложение выучить наизусть стихи, части текстов, которые обогащают язык ученика, формулы, необходимые при решении задач и т.д. Однако основной их вид - упражнения, выполняя которые ученик одновременно и закрепляет знания, и овладевает методами учебной работы.

Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.

Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.

Выделяют также репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.

Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить задачу с помощью формулы, провести исследование согласно инструкции.

Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.

Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.

Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими учениками по частям.

Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делают вывод о качестве домашней работы.

Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке . Учитель проверяет, выполнение домашнего задания, ставит всему классу вопрос относительно его содержания, ученики дают краткие ответы, отмечают трудности, с которыми встретились. Педагог выявляет и устраняет ошибки, делает обобщение. Более глубокая индивидуальная проверка предполагает опрос одного-трех учеников, в течение которого другие ученики следят за ответами, дополняют, исправляют ошибки.

Если школьник не выполнил задания, то учитель должен выяснить причины этого. Они бывают самыми разными - от неблагоприятных условий для занятий дома, к нежеланию систематически работать. В случаях, когда окажется, что задача сложная для ученика, следует выяснить, в чем затруднение и помочь его преодолеть. Если школьник ленивый, то нужно усилить контроль за его работой, требуя выполнения ученических обязанностей, приучать доводить начатое дело до конца. Если ученик не успевает выполнять домашние задания - помочь ему овладеть приемами рациональной организации труда.

Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлечение всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления очень целесообразно, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлечь учащихся к участию в проверке можно еще таким образом: учитель вызывает одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если учитель обнаруживает у вызванного ученика ошибку, то спрашивает, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняет, как должно быть правильно.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели различные виды домашних заданий и способы их проверки . Наиболее распространенным является их деление на репродуктивные, конструктивные и творческие, а также устные и письменные. Относительно способов проверки домашней работы, установили, что основными способами являются фронтальная, индивидуальная проверка и взаимопроверка.

В начале 2010-2011 учебного года, на августовском педсовете в школе, заполняя анкету, я отметила, что у меня вызывает затруднение проверка домашнего задания. Не могу сказать, что это была правда, просто отметила, потому что все остальное мне интересно и понятно, а что явилось новым когда-то, было позже мною изучено в процессе работы или нахождения в отпуске. Тему проверки домашнего задания я отметила потому еще, что подумала об интересных формах проверки, как их осуществить, чтобы не превратить домашнее задание в банальное повторение классной работы со стороны обучающихся и в элементарный контроль воспроизведения изучаемого материала с помощью родителей или ГДЗ, столь популярных сегодня. Как с помощью домашней работы и контроля ее развивать мыслительную деятельность обучающихся, познавательную активность, самоанализ и самооценку детей, эстетическое и нравственное начало в детях? Это и привело к тому, что наряду с ведением микро-семинара о роли исследования и проекта в рамках урока и во внеурочной деятельности, темой работы по самообразованию я выбрала именно «Творческий подход к проверке домашнего задания. Нестандартные формы работы».

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель.

Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом-одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.

Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работ :

Индивидуальная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. Это могут быть сообщения к последующим темам, содержащие дополнительную информацию, презентации, карты, плакаты и т.д.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством типичных приёмов и видов дифференцированных заданий, которые позволяют решать следующие задачи: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации обобщения, способствовать развитию самостоятельности школьников. Дифференцированные задания учитывают реальные возможности учащихся. При разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера. Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель поясняет порядок выполнения работ и рекомендует источники знаний. Не надо бояться разрешать учащимся выполнять задания по желанию, а наоборот, поощрять и стимулировать такие формы работы. Это вызовет повышенный интерес к изучению предмета.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются навыки, формируются умения.

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение.

Основные цели творческого домашнего задания:

Во многих методических источниках я читала, что рекомендуется давать одно творческое задание в месяц с временным периодом на подготовку – неделя. Сегодня не могу согласиться с данными рекомендациями, поскольку объем творческого задания можно варьировать, соответственно и срок на выполнение увеличивать или уменьшать. Например, изучая большую по объему тему, рассчитанную на две-три недели, можно в начале изучения, на уроке первом, ставя проблему, дать творческое задание по составлению проекта по заданным направлениям. Каждая группа или отдельные учащиеся сами определятся с направлением, формой работы, учитывая, что у них срок до указанной учителем даты, когда состоится урок «Представления (презентации) проектов по теме»…». Или наоборот, в учебнике русского языка по программе С.И. Львовой содержится огромное количество творческих заданий по написанию мини-сочинения, сочинения-рассуждения, эссе и т.д. или упражнений «На уроке физики (биологии, химии, математики)…», что требует небольшого объема работы: 10-12 строк, но серьезной мыслительной деятельности и поиск информации в источниках по другим школьным предметам. Такое творческое задание мои ученики получают 1 раз в неделю. Сначала сочинения их пугали, поиск в справочниках не удавался, но со временем они поняли, что не просто научились рассуждать и находить нужные им сведения самостоятельно, а этот способ обучения и выполнения домашней работы им нравится. Подобный путь прошли и задания типа «Составить схему (таблицу, конспект, рисунок) по теоретическому материала & …». Причем последний тип задания не только носит дифференцированный характер, но и помогает развивать мыслительную активность, повторить теоретические сведения, помочь выяснить ученику самостоятельно алгоритм для практической работы по теме.

Классификация творческих домашних заданий

По виду деятельности

По уровню оформления

Вопросник
Кроссворд
Макет, модель
Ребус
Сообщение
Доклад
Сочинение
Реферат
Исследование
Эссе
Индивидуальная
Парная
Групповая (3–7 чел)
Групповая (10–15 чел)
Коллективная
Рабочая (в тетради, «с листа»…).
Экспозиционная (на отдельном формате,
содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):
  • файл-лист;
  • буклет;
  • брошюра;
  • газета;
  • альбом;
  • «раскладушка»

Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка . Учителя практикуют разные формы проверки. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях. Таким образом, можно выделить следующие основные способы проверки домашнего задания :

Индивидуальный контроль выполнения домашнего задания осуществляется на уроке с помощью индивидуальных практических или теоретических вопросов, ученики выполняют задания во время работы класса с другим заданием. Данная форма контроля позволяет проследить уровень выполнения работы и усвоения материала отдельными учащимися, но довольно точно. Индивидуальная проверка может быть разноуровневой, дифференцированной. Кроме того при индивидуальном опросе я практикую прием анализа ответа ученика не мною, а другим обучающимся, назначая консультанта заранее или после ответа, обращаясь к ребятам. За анализ ответа тоже можно выставить оценку. Оснащение кабинета, в котором я работаю, позволяет мне также проводить индивидуальный контроль выполнения домашнего задания с помощью тестовых программ по русскому языку, когда не я, а компьютерная программа комментирует ученику его оценку, указывает на направления в теме, слабо усвоенные им. Возможность выполнения интерактивных тестов или диктантов на образовательных сайтах или порталах, когда мои обучающиеся регистрируются как мои ученики на моей странице учителя (Тест-мастер, gramota.ru и т.д.), позволяет мне дома или после урока проследить on-line не только общий рейтинг, т.е. уровень и качество компетенций по изучаемым темам всего класса или всех моих учеников, но и каждого ученика в отдельности, поскольку результаты тестов фиксируются в каждом отдельном ряду и выполняется общий анализ работы.

Фронтальный контроль , чаще всего используемый в школьной практике, может носить поверхностный характер (при проверке работ письменных всех учащихся класса во время их самостоятельной работы на уроке), а может быть более глубоким во внеурочное время учителя, когда педагог может полно проследить не только наличие и правильность работ, но и выполнение дополнительных заданий к упражнению.

Фронтальный устный опрос полезен тем, что включает в работу всех учащихся класса, позволяет определить общий уровень усвоения материала, а также уровень знаний учащихся «слабой группы» в отдельности. Кроме того, при фронтальном устном опросе можно использовать как вопросы для воспроизведения информации , так и вопросы, ставящие проблему , что развивает мыслительную активность обучающихся, а не просто позволяет им воспроизвести выученное.

Самопроверка, на мой взгляд, очень полезная форма контроля выполнения домашнего задания на уроке, поскольку обучающиеся еще раз анализируют свою работу, оценивают ее, что развивает самоанализ и самооценку. Самопроверка чаще всего выполняется по образцу. Но различными способами. Например, после написания словарного диктанта, учащиеся открывают словари и ручкой другого цвета отмечают и исправляют ошибки, затем некоторые из них устно комментируют правильное написание. Другая самопроверка проводится сначала с закрытыми тетрадями, дети комментируют правописание в тексте домашней работы, воспроизведенном на доске, отмечая для себя «слабые» точки, затем исправляют ошибки в домашнем упражнении.

Взаимопроверка – наиболее любимый детьми способ, им всем хочется побыть в роли учителя. Взаимопроверка осуществляется по образцу соседом по парте или по выбору самого проверяемого. Я требую от проверяющих исправления ошибок и вынесения количества ошибок на поля, позволяю им ставить оценку, указывая фамилию проверяющего. В этом есть некая корысть с моей стороны, поскольку я не только могу потом, проверяя эти работы, проанализировать уровень усвоения изученной темы, выявить готовность обучающихся к изучению следующего материала, но и поставить за одну работу две оценки: и выполнившему работу, и проверившему ее, проанализировав знания каждого ученика с обеих сторон, ведь каждый выполнял, и каждый проверял. При взаимопроверке возможен и полезен прием, который я называю «Веер». Проверив на перемене работы нескольких сильных обучающихся, назначаю консультантами тех из них, кто выполнил работу без ошибок или с 1-2 ошибками, но смог объяснить свою ошибку, прокомментировав правило, которым следует руководствоваться. Затем назначенные мною консультанты проверяют работы своих одноклассников: как устные, так и письменные ответы.

Выборочную проверку я чаще всего осуществляю письменных работ, называя отдельных учеников на перемене перед уроком или во время самостоятельной работы ребят, проверяя их домашние задания полно и глубоко, затем анализирую общую картину ошибок и недочетов. Или же в собранных со всего классах работах проверяю отдельные задания, которые дают картину полноты усвоения теоретического материала или формирования компетенции.

Мера помощи родителей в выполнении домашнего задания , направление воспитательного воздействия, способ поддержки во многом зависят от уровня развития школьника, его возраста и степени его самостоятельности, его отношения к учебе, чувства ответственности и других факторов индивидуального развития. Не должно быть сомнений в том, что родители наряду с учителями несут ответственность за выполнение ребенком домашнего задания, и здесь возможна совместная работа. Так же однозначно следует принять и то, что домашнее задание открывает перед ребенком простор для самостоятельной деятельности, способствует развитию самостоятельности, препятствовать которому не должна родительская помощь.Какая помощь может и должна быть оказана?Прежде всего, она заключается в укреплении и развитии их самостоятельности и поддержке их чувства ответственности. Учителя, родители и, конечно, сами дети должны следить за тем, чтобы рабочее место было хорошо освещено, стул соответствовал росту ребенка, домашнее задание выполнялось в спокойной обстановке, рабочая комната была проветрена, температура воздуха была нормальной. Интерес родителей, всей семьи к школьной жизни ребенка – предпосылка его успешного обучения. Если домашняя работа школьника воспринимается ими серьезно, тогда и ребенок так же серьезно и ответственно относится к выполнению своих заданий.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий.

Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения, отношение обучающихся к выполнению домашнего задания, их ответственность и добровольность, интерес и желание выполнить домашнее задание.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. /Харламов И.Ф ./ Педагогика М./ 2000/
  2. /Познавательные задачи в обучении русского языка// Русский язык в школе/2000/ № 3/
  3. /Шевченко С.Д ./ Как научить каждого/Москва, «Просвещение»/ 1991 г/
  4. /Голуб Б.П. /Средства активизации мыслительной деятельности учащихся// Педагогика, 1998/№ 3/
  5. http://www.kkulikeev-yaltch.edu.cap.ru


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!