Средства интонации. Интонация

Интонация (от лат. intonare - "громко произносить") - акустическое свойство речи, определяющее качество осмысленного произношения, выразительность тонуса речи, ее эмоционально-экспрессивную окраску, логически-смысловую организацию

информации, а также социально-историческую, национальную и жанровую особенности носителей языка.

Интонация служит для передачи смысла, уточнения смысла сказанного и бывает трех типов: повествования, вопроса и восклицания (интонационные единицы). Во всех индоевропейских языках интонации имеют универсалии (общие понятия). На данный момент эти универсалии, как и сама интонация, носят прагматический характер (наименее изученный). Как языковое явление, интонация должна носить характер эвфемизма. Эвфемизм - это адекватность речи.

Компоненты интонации:

1. Мелодика (восходящая, нисходящая и монотон).

2. Пауза - прерывание речи. Она должна составлять 5 /е от речевого потока. Пауза бывает действительная и мнимая. Действительная пауза встречается между предложениями, речевыми тактами и делится на паузу раздумья и паузу действия. Мнимая пауза создается эмфазой, то есть перепадом тона.

3. Регистр. Он бывает высоким, нормальным, низким и служит для адекватности восприятия речи.

4. Тембр: темный - светлый; холодный - теплый; металлический; интимный. Тембр создается работой голосовых связок и голосовых структур (индивидуален для каждого человека).

5. Ритм. Этот компонент интонации свойственен человеку при фонации и афонации. Ритм армирует речь - управляет ею.

Когда все выше перечисленные компоненты интонации взаимодействуют, образуются интонационные конструкции - наименьшие типовые фразы: ИК-1, ИК-2...ИК-7. При этом, ИК-1 обозначает повествование (я пришел); ИК-2,3,4 - вопрос (ИК-2: ты где?; ИК-3: ЧАС прошел?; ИК-4: час ПРОШЕЛ?); ИК-5,6,7 указывает на восклицание (ИК-5: солнечный день!). Исходя из этого, можно с уверенностью говорить о том, что интонация - это надсегментный уровень. Супрасегментный (надсегментный) - любой из нескольких фонематических элементов, которые рассматриваются как дополнительные по отношению к гласным и согласным фонемам.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое интонация? Для чего она служит?

2. Какие выделяются типы интонации?

3. Что такое универсалии? Какой характер они носят?

4. Каково определение понятия эвфемизм?

5. Какие компоненты интонации вы знаете?

6. Что такое интонационные конструкции?

7. Дайте определение супрасегментному уровню.

Интонация (звук. средства языка) Интонация (от лат. intono ‒ громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки ‒ синтагмы ; б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетические средства И. (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе ‒ экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи , паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.

Являясь важным языковым средством, фразовая И. соотносительна с другими языковыми средствами: грамматическими формами (например, повелительным наклонением глагола), вопросительными и восклицательными словами и частицами, союзами, порядком слов. И. присутствует в речи всегда: вне И. устная речь невозможна. Нередко И. служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения.

В различных языках интонационные средства применяются неодинаковым об разом. В русском и в германских языках основным средством выражения логического отношения предикативности служат распределение силы ударения и мелодика речи, тогда как во французском языке эта функция нередко выполняется другими грамматическими средствами (так называемый описательный оборот). В тоже время разные языки обнаруживают в области И. существенные сходства. Так, почти во всех языках повествовательное значение выражается мелодическим понижением конца фразы, а вопросительное значение ‒ заметным мелодическим повышением одного из слогов; перед паузой внутри фразы обычно (кроме определенных случаев) наблюдается повышение голоса. Вне собственно языковой системы наибольшее интонационное сходство между самыми различными языками обнаруживается в отношении вариации эмоциональных тембров голоса. Выражая тончайшие оттенки чувств и особенности психического склада говорящего, И. является одним из основных средств создания художественного образа на сцене, в кино и в искусстве художественного чтения.

На письме И. в известной мере выражается посредством знаков препинания и другими графическими средствами (например, членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов). Однако полного соответствия между И. и пунктуацией нет: круг значений и смысловых отношений, выражаемых И., значительно шире, чем тот, который доступен пунктуационному выражению, особенно в области эмоциональной. Устная речь по своей природе благодаря И. значительно более конкретна, чем письменная речь.

Лит.: Берштейн С. И., Материалы для библиографии по вопросам фразовой интонации, в кн.: Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку, М., 1940; Златоустова Л. В., Фонетическая структура слова в потоке речи, Каз ., 1962; Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация русского языка, М., 1963; Lieberman Ph., Intonation, perception and language, Camb. (Mass.), 1967; Pike K. L., The intonation of American English, Ann Arbor, 1947; Lehiste J., Suprasegmentals, Camb. (Mass.) ‒ L., 1970.

С. И. Бернштейн.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Интонация (звук. средства языка)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Интонация. Не следует путать с тоном. Интонация (лат. intonō «громко произношу») совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Интонация. Интонация (позднелат. intonatio «пение в [церковном] тоне» или «настройка на [церковный] тон») в богослужебном пении католиков распев псалма по мелодии модели (мелодической… … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Не следует путать с фонетическим алфавитом НАТО. Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки Зарезервирован для … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия - (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

    I Язык (lingua, или glossa) непарный вырост дна ротовой полости у позвоночных животных и человека. Я. рыб образован складкой слизистой оболочки; не имеет мускулатуры (за исключением двоякодышащих) и движется вместе со всем висцеральным… … Большая советская энциклопедия

5. Интонационно-выразительные средства речи. Работа с речевым текстом

Очень важно научиться работать с интонацией в тексте. Если вам предстоит какое-либо публичное выступление, будь-то маленькая презентация или выступление перед большой аудиторией, всегда важно прорепетировать свою речь и сделать в ней интонационные ударения. Конечно, в основном, мы используем естественную разговорную интонацию. Но при публичном выступлении лучше не импровизировать, а тщательно подготовиться к выступлению.

Итак, ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА и ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ . Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности, так называемыми логическими паузами. Паузы могут совпадать со знаками препинания – грамматическими паузами, но могут быть и там, где знаков препинания нет.

Логическое (или смысловое) ударение – это основа мысли. Оно выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «СВЕТ выключили», «свет ВЫКЛЮЧИЛИ». Слово, на которое ставится логическое ударение, усиливается повышением или понижением тона – тональное ударение. Изменение высоты тона помогает усилить значимость того или иного слова и его связи с другими. Это дает возможность ярче воспринимать нашу речь. Монотонная речь всегда утомительна для слушающих.

Теперь вкратце поговорим о ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ . Знаки всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Эти изменения высоты голоса придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация.

Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса. Преподаватели речи говорят: «голос положить на дно».

Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания.

Запятая говорит о том, что мысль не закончена, и наблюдается некоторое повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу.

Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.

Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте несколько монотонно и, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок.

Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова идут на понижение. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.

Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.

Работа с речевым текстом.

Кроме пауз, которые задают ритм устной речи и привлекают внимание слушателей, существуют и другие средства моделирования речи, такие как тон, громкость и темп.

Хороший голос отличается легкими изменениями тона. Интонации – это «подъемы» и «спуски» голоса. Монотонность утомительна для уха, так как постоянный тон использует одну и ту же высоту. Однако с помощью изменения тона вы можете совершенно изменить значение слов. Тон и голос выдают информацию о собеседнике. В голосе и его тональности мы можем услышать робость, заискивание, льстивость, надменность, или уверенность, радушие, нежность, любовь и многое другое. Все зависит от вашего внутреннего настроя и состояния. Работая над тоном и голосом, вы сможете научиться «не пропускать» негативную информацию и добавлять позитивную. Это поможет вам добиться нужного результата в разговоре или публичной речи.

Возьмите любое классическое произведение. Внимательно ознакомьтесь с текстом. Подумайте, каким голосом, тоном надо читать каждое предложение. Подумайте над моделированием громкости при чтении. Какие слова надо выделить более громким голосом и почему? Расставьте интонационные паузы. Теперь, прочитайте текст как можно выразительнее, записав чтение текста на аудионоситель. Прослушайте запись и проанализируйте недостатки вашей артикуляции, дикции, голоса и тона. Еще раз прочтите текст, стараясь устранить недостатки.

Теперь возьмите любую газетную статью. И точно так же проанализируйте текст. Посмотрите, как в этом тексте необходимо работать с тоном, громкостью, темпом, где, по вашему мнению, необходимо поставить логические ударения и интонационные паузы и почему? Запишите чтение текста на аудионоситель, прослушайте, и устранив ошибки, снова прочтите текст вслух и сделайте аудиозапись.

Для того чтобы ваша речь стала выразительной, старайтесь зрительно представить себе то, о чем вы говорите. Внесите живую ноту в ваше произношение, в звуки вашего голоса; внесите чувство и цвет в вашу речь.

И последнее,

Красивый и звучный голос, четкая дикция, правильная речь, и разнообразная интонация – все эти качества сделают вашу речь яркой и выразительной. Тренируйтесь! Тренируйтесь постоянно! Старайтесь уделять больше внимания вашей речи. И помните ваша речь это отражение вашей личности. Поэтому ваша речь должна быть такой же прекрасной, как и вы! Успехов вам и процветания!

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ИНОГДА РАБОТА - ЭТО ПРОСТО РАБОТА Ее нельзя избежать, работа - это часть жизни каждого человека. Вы доллсны работать. Я еще не нашел способа, как избежать работы. Некоторые нашли. Но это не те люди, на которых вам хотелось бы походить. Работа - это данность, и не только потому,

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ИНОГДА РАБОТА – ЭТО ПРОСТО РАБОТА Ее нельзя избежать, работа – это часть жизни каждого человека. Вы доллсны работать. Я еще не нашел способа, как избежать работы. Некоторые нашли. Но это не те люди, на которых вам хотелось бы походить. Работа – это данность, и не только

Из книги Она. Глубинные аспекты женской психологии автора Джонсон Роберт

Средства Тень понуждает женщину исследовать райский сад и дает ей для этого изысканные и могучие средства. Это, в первую очередь, спрятанный до поры до времени светильник, символизирующий способность женщины видеть реальную суть происходящего. Иными словами, - это ее

Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия Владиславовна

Работа по стимуляции речи 1 этап – вовлечение в общее пение Когда ребенок привык к занятиям в группе, задача педагога – помочь ему освоить выполнение движений под музыку. Наконец цель почти достигнута. Ребенок прыгает, изображая зайчика, переваливается с ноги на ногу,

Из книги Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике автора Баскаков Владимир Юрьевич

3.3. Е. Горшкова. Выразительные движения. Танец души Выразительные движения человека - неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движениями подразумеваются не только мимика, жесты

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера Многие неустойчивые отличаются душевной симпатичностью, мягкостью, нежностью, лиричностью натуры. Они общительны, у них быстро возникают симпатии, обычно много друзей и приятелей. В своих переживаниях они

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

2. Этапы генезиса речи как средства общения Анализ психологической литературы позволил нам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в

Из книги Аутотренинги автора Красоткина Ирина

ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ Этот способ, пожалуй, один из самых трудных, так как для преодоления страха потребуется мощное волевое усилие. Кроме того, шеф должен выслушать вас, не перебивая.Когда он то и дело цепляется по мелочам, придирается, высказывая свое недовольство в грубой

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Выразительные движения и психомоторная сфера Мы выдвинули на первый план психэстетические качества шизоидных темпераментов, так как они составляют важнейшую основу построения личности. Но мы должны наряду с этим еще коротко остановиться на их характерологических

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Картина жизни охватывает как впечатления от видимого и весь чувственный опыт, так и духовную сущность человека с его сознанием, его мыслями и его самыми субъективными реакциями, связанными с восприятиями, а именно чувства и

Из книги Любимое дело приносит достаток автора Марша Синетар

Глава 10. Дело жизни: работа как любовь, работа как посвящение Бесполезно вести проповеди, если ваше поведение не проповедь. Святой Франциск Ассизский Работа - один из способов, которым зрелая личность заботится о себе и других. С помощи работы и связей человек находит

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Выразительные движения Широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела, проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике - выразительные движения лица; пантомимике -

Из книги Библия языка телодвижений автора Моррис Десмонд

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ Биологические знаки, общие для нас и других животныхОсновные знаки делятся на шесть главных категорий. Пять из них свойственны только человеку, и появились благодаря его сложно устроенному, высокоразвитому мозгу. Исключение составляют знаки,

Из книги Как легко учиться и сдавать экзамены автора Полонейчик Иван Иванович

Глава 14. РАБОТА С ТЕКСТОМ Говорить о методах работы с текстом сложно. В первую очередь это связано с тем, что тексты бывают разных типов, сложности и т. д. Важное значение имеет и то, насколько подробно надо запомнить текст, на какое время это надо сделать, достаточно ли

Просодические или интонационные средства делятся на:

Тональные,

Тембровые (фонационные),

Количественно-динамические.

Тональные просодические параметры (мелодика) являются основным интонационным средством и связаны с из­менениями частоты основного тона. У каждого говорящего свой средний тон речи. Но в некоторых местах синтагмы и фразы говорящий делает повышение или понижение тона.

В русском языке в наиболее компактном виде выделяется шесть основных интонационных конструкций (сокращенно - ИК [ика]). Каждая из них имеет центр - слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое или ло­гическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части синтагмы, которые в ряде случаев могут отсут­ствовать. Например: Наступило лето; Дверь не заперта; Где книга? - Здесь. Предцентровая часть обычно произносит­ся на среднем тоне. Основными различительными призна­ками ИК являются направление движения тона в центре и уровень тона постцентровой части. Интонационные конст­рукции можно схематически изобразить линиями движе­ния тона.

на звуках центра происходит понижение тона, тон постцен­тровой части ниже среднего. ИК-1 обычно встречается при выражении завершенности в повествовательном предложе­нии: Поздняя о \сень. Грачи \ улетели, ле с\ обнажился, поля \ опустели... (Н. Некрасов) - интонационный центр в при­мерах отмечен жирным выделением, падение тона в центре показано знаком \ после ударного слога.

звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части, на следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего уровня. ИК-2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением, волеизъявлением: Куда ты\ идёшь? Серёжа\, там опа сно\! Падение тона показано знаком \ после слога, где оно происходит.

У ИК-1 и ИК-2 один и тот же мелодический контур: от среднего тона резкое понижение, а затем тон ниже средне­го. Различие в этих ИК в месте падения тона: у ИК-1 оно происходит в центре, а у ИК-2 на следующем после центра слоге. Так, фразы Грачи улетели и Куда ты идёшь? можно произнести с ИК-1: падение тона на выделенном ударени­ем центре ИК - Грачи \ улетели, Куда \ ты идёшь? Эти фразы можно произнести и с ИК-2: падение тона на пер­вом после центра слоге - Грачи у\летели, Куда ты\ идёшь?


на звуках центра резко восходящее движение тона, тон пост­центровой части ниже среднего. ИК-3 характерна для вы­ражения незавершенности речи. Так, ИК-3 обычно встреча­ется в вопросительных предложениях без вопросительного слова: А/нна\ пьёт сок? Анна пьёт/ сок\? - повышение тона в центре показано знаком / после ударного слога. Ти­пична ИК-3 для неконечной синтагмы во фразе: Когда Каштанка опо/мни\лась, | музыка уже не играла (А. Чехов). Встречается ИК-3 и при обращениях, выражении просьбы: Мари /но\чка, \ позвони / за\втра. При отсутствии постцен­тровой части в некоторых случаях наблюдается восходяще­-нисходящее движение тона: Ва -ань/\! Иди сюда\. Однако в большинстве подобных случаев тон прерывается на верхнем уровне: Анна пьет со к/? Сдам заче т/| - поеду домой.

на звуках центра нисходящее движение тона, тон постцент­ровой части выше среднего. ИК-4 обычно встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставитель­ным союзом а, в вопросах с оттенком требования: А Ната \ша/? Ваше и \мя/? Фами \ли/я? Повышение тона в пост­центровой части может происходить на первом заударном слоге: А Ба \ри/нова? - или на последнем: А Ба \ринова/? - либо равномерно повышаться на всей заударной части. При отсутствии постцентровой части нисходяще-восходящее дви­жение тона происходит на звуках центра: А мы\/?



имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго центра или на следую­щем за ним слоге - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 обычно встречается при выражении высокой степени при­знака, действия, состояния: Како й/ у неё го \лос? или Ка­ко й/ у неё го лос\! Ка к/ она танцу \ет! или Ка к/ она танцу­ ет\! Настоя /щая весна \! ИК-5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом: Куда/ ты идёшь\? Какой/ у нее го\лос? ИК-5 может быть и на фразе, состоящей из одного слова с побочным ударени­ем, обычно при выражении эмоции: В`е/ликоле \пно! В`о/ схити \телъно!


на звуках центра восходящее движение тона, тон постцент­ровой части выше среднего. ИК-6 обычно встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния: Какой компо т/ вкусный! Как она танцу/ет! Сколько воды/ набралось! При отсутствии постцентровой части ИК-3 и ИК-6 обычно не различаются, нейтрализуются; ср. Сколько воды /? и Сколько воды /!

Общий уровень тона фонетической синтагмы или фразы может в некоторых случаях сдвигаться вверх или вниз. В свя­зи с этим выделяются:

- средний регистр тона , на котором произносит­ся большинство речевых тактов и фраз: Он такой вялый, грустный, ленивый;

- верхний регистр :Он такой хорошенький, пух­ленький, курносенький! Он типичен для переспросов: Куда, ты сказал, тебе надо ехать !;

- нижний регистр :Он такой грубый, грязный, хмурый; в нижнем регистре обычно произносятся вставные слова и предложения, сообщающие факультативную инфор­мацию: У Саввы, пастуха (он барских пас овец), вдруг убы­вать овечки стали (И. Крылов); переспросы-припоминания: Как ее зовут? - Как ее зовут? Не знаю. Слова автора, сто­ящие после прямой речи или внутри нее, обычно отличают­ся от прямой речи регистром. Так, если прямая речь произ­несена в среднем регистре, то слова автора - в нижнем или верхнем: Вот хороший выстрел, - сказал я, обраща­ясь к графу. - Да, - отвечал он, - выстрел очень замеча­тельный (А. Пушкин).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!